Научная статья на тему 'НОРМОТВОРЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА: ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В НОРМОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ'

НОРМОТВОРЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА: ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В НОРМОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
316
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМОТВОРЧЕСТВО / НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ НОРМОТВОРЧЕСТВА / ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КОМИТЕТ ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьёв П.В.

В статье исследуется нормотворческий принцип гуманизма. Основная часть исследования посвящена раскрытию конституционно-правового содержания данного нормотворческого принципа, в т.ч через его связь с положениями Конституции Республики Беларусь, практику его воплощения в текущем законодательстве. В работе предложен и обоснован специальный механизм реализации принципа гуманизма в нормотворческом процессе - учёт правовых позиций международных и региональных систем защиты прав человека (решений Комитета ООН по правам человека, Европейского суда по правам человека и др.) при подготовке нормативных правовых актов в сфере конституционных прав и обязанностей человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLE OF HUMANISM: CONCEPT AND MECHANISMS OF IMPLEMENTATION IN THE RULEMAKING PROCESS

The article examines the rule-making principle of humanism. The main part of the article is an analysis of the constitutional content of this principle, including its connection with the content of the Constitution of the Republic of Belarus, the practice of its implementation in current legislation. It was proposed a special mechanism for implementing the principle of humanism in the rule-making process - taking the legal positions of international and regional systems for the protection of human rights (the UN Human Rights Committee, the European Court of Human Rights, etc.) in the rule-making process.

Текст научной работы на тему «НОРМОТВОРЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА: ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В НОРМОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 342(476)

НОРМОТВОРЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА:

ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В НОРМОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

П.В. СОЛОВЬЁВ (Полоцкий государственный университет)

В статье исследуется нормотворческий принцип гуманизма. Основная часть исследования посвящена раскрытию конституционно-правового содержания данного нормотворческого принципа, в т.ч через его связь с положениями Конституции Республики Беларусь, практику его воплощения в текущем законодательстве. В работе предложен и обоснован специальный механизм реализации принципа гуманизма в нор-мотворческом процессе - учёт правовых позиций международных и региональных систем защиты прав человека (решений Комитета ООН по правам человека, Европейского суда по правам человека и др.) при подготовке нормативных правовых актов в сфере конституционных прав и обязанностей человека.

Ключевые слова: нормотворчество, нормотворческая деятельность, принципы нормотворчества, принцип гуманизма, права человека, Комитет ООН по правам человека, Европейский суд по правам человека.

Введение. В теории нормотворчества принцип гуманизма относят к основным принципам нормот-ворческой деятельности наравне с принципом конституционности, демократизма, гласности, научности и др. В основном, в белорусской нормотворческой доктрине принцип гуманизма исследуется с позиций правового обеспечения социально-экономической политики. Это работы С.М. Сивца (гуманизм в условиях совершенствования социальной политики государства) [1]; Д.В. Шабайлова (гуманизм в системе социально-экономических прав) [2, с.12] и др. Принцип гуманизма также является популярным объектом исследования в уголовном и уголовно-исполнительном праве в вопросах совершенствования законодательства об уголовных наказаниях и порядка их исполнения. Принцип гуманизма положен в основу законодательства об уголовной ответственности. Концептуальные проблемы законодательства об уголовной ответственности с позиций принципа гуманизма исследовались Г. А. Василевичем в свете разработки Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка исполнения уголовных наказаний [3, с. 267-278]. Здесь учёный обращает внимание на необходимость исключения излишней ка-рательности уголовного законодательства.

Однако, можно констатировать тот факт, что гуманизм как принцип нормотворческой деятельности является малоисследованными. Как правило, в нормотворческой доктрине данный принцип освещают через раскрытие его краткого содержания, при этом каких-либо специальных механизмов, инструментов его реализации не рассматривают. Указанное предопределяет необходимость исследования гуманизма как принципа нормотворческой деятельности с позиций содержания и механизмов его воплощения в нормот-ворческом процессе.

Основная часть. Гуманизм является нравственно-юридическим принципом, в основе которого лежат нравственные представления о добре и зле, справедливости, о должном во взаимоотношениях личности, общества и государства. Данный аспект создаёт существенные сложности как в его научном осмыслении, так и в практике воплощения данных принципов в конкретных нормативных предписаниях.

Принцип гуманизма в науке и правовых актах, как правило, обозначается через термин «гуманизм», также могут использоваться формулы «человек - высшая ценность», «уважение человеческой личности, её прав и свобод», «уважение человеческого достоинства», «человеколюбие» и др.

Гуманизм как принцип нормотворчества основываются на одноименном конституционном принципе. Принцип гуманизма в конституционном праве - это признание ценности человека как личности, уважение человеческого достоинства, провозглашение и гарантированность осуществления прав и свобод человека. Принцип гуманизма не предполагает неограниченный приоритет интересов гражданина, он также включает в себя определённые обязанности и ограничения прав гражданина перед обществом и государством, которые позволяют последним обеспечивать социальный прогресс и благо каждого человека.

Непосредственно в нормотворчестве принцип гуманизма относят к «основополагающим», «важным», «основным» принципам нормотворчества [4, с. 42; 5, с. 12]. Нормотворческий принцип гуманизма требует принимать нормативные правовые акты в интересах человека и его прав, нормативные правовые акты должны обеспечивать свободное развитие личности и уважать человеческое достоинство, содержать специальные механизмы, способствующие достижению идеалов гуманизма. При этом должен обеспечиваться необходимый баланс интересов личности, общества, государства в целях прогрессивного развития социума.

Правовые основы нормотворческого принципа гуманизма в белорусском законодательстве заложены на конституционном уровне. Конституция Республики Беларусь в ст. 2 определяет: человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства [6]. Данное

положение Основного Закона воплощает в себе принцип гуманизма. При этом Конституция вносит необходимый баланс в его понимание: государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (ч. 2. ст. 2). Элементом принципа гуманизма в Конституции также можно считать ч. 1 ст. 21, согласно которой обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства, а также ч. 1 ст. 25, в силу которой перед государством поставлена цель обеспечивать свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Принцип гуманизма в Конституции Республики Беларусь реализован не только в институте основ конституционного строя через закрепление его в качестве принципов Конституции, но и в институте основ правового статуса личности через набор прав и обязанностей индивида. Например, ч. 2 ст. 21 - право на достойный уровень жизни; ст. 41 -право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы; ст. 42 - право на вознаграждение за труд и установление минимального уровня заработной платы; ст. 45 - право на бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения; ст. 47 - право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом; ст. 48 - право на жилище; ст. 52 - обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции; ст. 53 - обязанность уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц и др.

В свою очередь, институт государственных органов в Конституции является обеспечительным механизмом, призванным реализовывать исследуемый принцип в правотворчестве и правоприменении. Например, согласно ст. 97 Конституции, Палата представителей рассматривает проекты законов об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, или, например, проекты законов об амнистии, которую образно именуют «актом гуманизма». В свою очередь, например, Правительство обеспечивает проведение единой политики социального обеспечения (ст. 107) и др.

Непосредственное закрепление нормотворческий принцип гуманизма находит в Законе «О нормативных правовых актах» (абз. 4 и 5 п. 1 ст. 6) [7]. Здесь гуманизм включается в перечень основных принципов нормотворческой деятельности. Содержание принципа Закон определяет следующим образом: принцип гуманизма выражается в признании неотъемлемых фундаментальных прав граждан на человеческое достоинство и свободное развитие личности, самоопределение, личной и общественной (солидарной) ответственности граждан за своё нравственное и материальное благополучие (п. 4 ст. 6). Гуманизм как принцип нормотворческой деятельности является новеллой нового Закона «О нормативных правовых актах».

Принцип гуманизма также находит своё применение в деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь. Например, Суд всегда обращается к нему, давая конституционно-правовую оценку изменениям уголовного, уголовно-процессуального, административно-деликтного законодательства или актам амнистии. Конституционный Суд сформулировал следующее понятие гуманизма в правовой позиции, касающейся акта амнистии: гуманизм как нравственно-юридическая категория и основополагающее начало общественных отношений отражает идеалы человеколюбия и выражается в признании ценностного приоритета человеческой личности, заботе о её благе, защите прав и свобод, уважении чести и достоинства [8].

Принцип гуманизма наиболее явно проявляется в нормативных правовых актах, регулирующих общественные отношения между личностью и государством, здесь он воплощается в системе конкретных прав, обязанностей и гарантий, обеспечивающих создание условий для достойного и свободного развития личности. Набор этих прав, обязанностей и гарантий закреплён в Конституции Республики Беларусь и касается всех сфер общественных отношений: политической, экономической, социальной, культурной. Эти сферы различны по своему характеру, в каждой из них категория «условия для свободного и достойного развития личности» имеет своё содержание. В политической сфере - это, например, право на неприкосновенность личности (ч. 1 ст. 25), которое гарантируется правом на судебную защиту (ч. 1 ст. 60). В экономической сфере - это, например, право на вознаграждение за труд, которое должно быть не ниже уровня, обеспечивающего свободное и достойное существование (ч. 1 ст. 42). В социальной сфере - это, например, право на образование (ч. 1 ст. 49), которое обеспечивается бесплатностью среднего образования и бесплатность высшего образования на конкурсной основе (ч. 2, 3 ст. 49). В свою очередь на гражданина, например, возлагается обязанность уважать достоинство и права других лиц (ст. 53), принимать участие в финансировании государственных расходов (ст. 56), которые являются важным ресурсом в обеспечении условий для свободного и достойного развития личности.

В подконституционном законодательстве принцип гуманизма воплощается не только в системе конкретных прав, обязанностей и гарантий, обеспечивающих создание условий для достойного и свободного развития личности, но и часто дополнительно закрепляется в качестве отраслевого законодательного принципа, предопределяющего правовое регулирование и правоприменение в этой сфере общественных отношений. Например, Закон Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» в ст. 2 называет гуманизм в качестве принципа, в соответствии с которым осуществляется содержание лиц под стражей, и определяет конкретные гарантии, обеспечивающие человеческое достоинство и свободное развитие личности лица, содержащегося под стражей, например, такое лицо имеет право

на личную безопасность, право на самообразование и пользование литературой, право отправлять религиозные культы и др. (ст. 10) [9]. Уголовный кодекс Республики Беларусь в ст. 3 закрепляет гуманизм в качестве принципа уголовного закона и уголовной ответственности [10]. Здесь он используется при выстраивании иерархии объектов уголовно-правовой охраны (человеческая жизнь имеет приоритет над иными ценностями, защищаемыми уголовным законом), при формировании системы наказаний (для лица, совершившего преступление, уголовный закон предусматривает необходимое и достаточное для исправления наказание, которое не должно иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинств) и др.

Следует обратить внимание, что принцип гуманизма может реализовываться и с позиций милосердия. Милосердие является составной категорией гуманизма, оно предполагает оправданное положительными качествами личности и (или) внешними обстоятельствами снисхождение к субъекту, позитивная дискриминация, являющаяся проявлением уважения к человеческому достоинству [11, с. 18]. На таком подходе к принципу гуманизма, например, построен институт уголовного законодательства «освобождение от наказания или замена наказания более мягким по заболеванию». В таких случаях обычно используют оборот «гуманное» законодательство.

Принцип гуманизма как базовое положение во взаимоотношениях государства и личности упоминается в Законе Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» (ст. 6) [12]. Исследуемый принцип в качестве отраслевых законодательных принципов также закрепляется в законах, посредством которых реализуется социальная политика государства - это Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (ст. 2) [13]; Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. «О социальном обслуживании» (ст. 4) [14]. Такой широкий охват сфер, в которых используются принцип гуманизма, указывает на необходимость разработки конкретных механизмов реализации данного принципа.

Нормотворческий принцип гуманизма, в отличие от других принципов нормотворчества, в юридической литературе не рассматривается с позиций конкретных механизмов, призванных обеспечить его реализацию в нормотворческом процессе. Подобное положение дел объясняется тем, что воплощение принципа гуманизма в конкретных нормативных правовых актах, т.е. создание условий для свободного и достойного развития личности, отличается достаточной сложностью. С одной стороны, принцип гуманизма предопределяет конкретные требования к содержанию нормативных правовых актов: создавать условия для свободного и достойного развития личности, с другой стороны, это требование необходимо реализо-вывать в широкой системе норм, регулирующих политическую, экономическую, социальную, культурную сферы общества. Эти сферы различны по своему характеру, в каждой из этих сфер категория «условия для свободного и достойного развития личности» имеет своё содержание, обеспечивается своеобразным набором прав, обязанностей, гарантий, многие из которых получили конституционное закрепление. Это позволяет говорить о том, что в воплощении принципа гуманизма в нормативных правовых актах участвуют в том числе и механизмы, обеспечивающие реализацию принципа конституционности (конституционный контроль, обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов и др.).

Однако, на наш взгляд, для исследуемого принципа можно предложить специальный механизм реализации в нормотворческом процессе - учёт правовых позиций международных и региональных систем защиты прав человека. Данный механизм может реализовываться через анализ правовых позиций международных и региональных систем защиты прав человека (решений Комитета ООН по правам человека, Европейского суда по правам человека и др.) и их учёт при подготовке нормативных правовых актов в сфере конституционных прав и обязанностей человека.

На данный момент при подготовке нормативных правовых актов в качестве самостоятельного мероприятия проводится анализ международных договоров и иных международно-правовых актов. Здесь ориентиром в понимании принципа гуманизма становятся общепризнанные международные стандарты в сфере прав и свобод человека: Международный Билль о правах человека, который включает Всеобщую декларацию прав человека, и принятые на её основе Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Для Республики Беларусь, входящей в систему координат общеевропейских ценностей, пониманию принципа гуманизма также должна служить Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Это обосновано также в силу совпадения текстов Конституции Республики Беларусь и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в части закрепляемого каталога прав человека.

Как представляется, в качестве самостоятельного мероприятия при подготовке нормативных правовых актов в сфере конституционных прав и обязанностей человека необходимо проводить анализ и учёт правовых позиций международных и региональных систем защиты прав человека по толкованию и применению международных актов-стандартов в сфере прав человека. Здесь необходимо отыскивать, обобщать и учитывать при разработке нормативных правовых актов решения Комитета ООН по правам человека и Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ). Именно решения по конкретным делам,

индивидуальным жалобам позволяют находить разнообразные грани принципа гуманизма, предвидеть всевозможные правовые конфликты в этом вопросе, и, в конечном счёте, обеспечивать соответствие национальных нормативных правовых актов принципу гуманизма.

Отдавая отчёт тому факту, что Республика Беларусь не является участником Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и не подпадает под юрисдикцию ЕСПЧ, отметим следующее. Практика ЕСПЧ значительна и разнообразна, она позволяет при подготовке нормативного правого акта учесть различные правовые угрозы принципу гуманизма, предусмотреть соответствующие гарантии. Практика ЕСПЧ авторитетна, она признается представительным составом участников Конвенции и что немаловажно, имеет не только европейское признание: «Межамериканский суд по правам человека в своих делах ссылается на практику Европейского Суда по правам человека, признавая значимость его выводов по некоторым категориям дел» [15, с. 41]. Конституционный Суд Республики Беларусь также использует в своих решениях отсылку к правовым позициям ЕСПЧ. В свою очередь, реализацию данного механизма мы видим в незыблемости национальной конституционной идентичности и конституционных ценностей.

Проиллюстрируем возможное применение учёта правовых позиций международных и региональных систем защиты прав человека при подготовке нормативных правовых актов. Например, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы и мерами по её реализации (п. 329) предусмотрена реализация положений Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Республикой Беларусь в 2016 году [16]. Например, анализ решений ЕСПЧ по делам, связанным с правами инвалидов, позволяет обратить внимание на ряд вопросов принципа гуманизма, которые следует учесть при подготовке нормативных правовых актов, связанные с правовым статусом инвалидов:

- законодательство о содержании лиц под стражей и уголовно-исполнительное законодательство, связанное с исполнением наказаний в виде лишения свободы и аналогичных наказаний, должны включать специальные положения в отношении инвалидов-колясочников, т.к., например, невозможность инвалидом-колясочником без посторонней помощи пользоваться санитарным оборудованием, одеваться или раздеваться в камере является унижающим достоинство обращением, или передача инвалида-колясочника на попечение сокамерникам также является унижающим достоинство обращением (дело «Энгель против Венгрии» [17]);

- процессуальное законодательство о рассмотрении уголовных, административных, гражданских и иных дел (аналогично законодательство об административных процедурах и об обращениях граждан) должно предусматривать различные гарантии на свободную реализацию инвалидом своих прав, т.к. непредоставление в таких ситуациях ассистивных мер (например, слухового аппарата) людям с инвалидностью нарушает свободу на реализацию своих прав (дело «Тимергалиев против России» [18]) и др.

Заключение. Таким образом, исследовав нормотворческий принцип гуманизма, можно сделать следующие выводы:

1. Нормотворческий принцип гуманизма - это закрепление в нормативных правовых актах прав, свобод, обязанностей, ответственности граждан, обеспечивающих условия для свободного и достойного развития личности. Принцип гуманизма не предполагает неограниченный приоритет интересов гражданина, он также включает в себя определённые обязанности и ограничения прав гражданина перед обществом и государством, которые позволяют обществу и государству обеспечивать социальный прогресс и благо каждого человека.

2. В качестве специального механизма реализации принципа гуманизма в нормотворчестве можно предложить учёт правовых позиций международных и региональных систем защиты прав человека. Данный механизм может реализовываться через анализ правовых позиций международных и региональных систем защиты прав человека (решений Комитета ООН по правам человека, Европейского суда по правам человека и др.) и их использование при подготовке нормативных правовых актов в сфере конституционных прав и обязанностей человека.

В этой связи считаем необходимым закрепить в ст. 42 Закона «О нормативных правовых актах» в качестве самостоятельного мероприятия, проводимого при подготовке нормативных правовых актов в сфере конституционных прав и обязанностей гражданина, анализ и учёт правовых позиций международных и региональных систем защиты прав человека (решений Комитета ООН по правам человека, Европейского суда по правам человека и др.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Сивец, С.М. Статья 21 Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) - государственный конституционный патернализм или равноправное социальное партнерство? / С.М. Сивец // Право в современном белорусском обществе : сб. науч. тр. - Минск, 2012. - Вып. 7. - С. 91-96.

2. Шабайлов, Д.В. Сущность социально-экономических прав и гарантии их реализации в Республике Беларусь : ав-тореф. ... дис. канд. юрид. наук : 12.00.02 / Д.В. Шабайлов. - Минск, 2011. - 24 с.

3. Василевич, Г.А. Правонарушения. Закон. Ответственность / Г.А. Василевич - Минск : Право и экономика, 2011. - 362 с.

4. Нормография: теория и технология нормотворчества : учеб. для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Ю.Г. Ар-замасова. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 460 с.

5. Правотворческий процесс : учеб. пособие / А.Н. Бодак [и др.] ; под ред. ГА. Василевича. - Минск : Выш. шк., 2015. - 271 с.

6. Конституция Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс] : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

7. О нормативных правовых актах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 17 июл. 2018 г., № 130-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

8. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» [Электронный ресурс] : Решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 25.05.2015 г., № Р-979/2015 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

9. О порядке и условиях содержания лиц под стражей [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 16 июня 2003 г., № 215-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2020.

10. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

11. Воронкова, Е.О. Принципы милосердия, справедливости и гуманизма: проблемы соотношения / Е.О. Воронкова // Известия Алтайского государственного университета. - 2017. - № 6. - С. 18-21.

12. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2020.

13. О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2007 г., № 239-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

14. О социальном обслуживании [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 22 мая 2000 г., № 395-З// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

15. Сидоренко, А.И. Принцип правовой определенности в судебной практике: имплементация решений Европейского суда по правам человека : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / А.И. Сидоренко. - М., 2016. - 183 л.

16. Об утверждении комплекса мер по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 янв. 2017 г., № 18 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

17. Case of Engel v. Hungary: Judgment of 20 May 2010, № 46857/06 [Electronic resource] // UNESCO, World Heritage Centre. - Mode of access: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-98814. - Date of access: 21.05.2020.

18. Case of Timergaliyev v. Russia: Judgment of 14 January 2009, № 40631/02 [Electronic resource] // UNESCO, World Heritage Centre. - Mode of access: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-88888. - Date of access: 21.05.2020.

Поступила 25.09.2020

PRINCIPLE OF HUMANISM: CONCEPT AND MECHANISMS OF IMPLEMENTATION IN THE RULEMAKING PROCESS

P. SOLOVIEV

The article examines the rule-making principle of humanism. The main part of the article is an analysis of the constitutional content of this principle, including its connection with the content of the Constitution of the Republic of Belarus, the practice of its implementation in current legislation. It was proposed a special mechanism for implementing the principle of humanism in the rule-making process - taking the legal positions of international and regional systems for the protection of human rights (the UN Human Rights Committee, the European Court of Human Rights, etc.) in the rule-making process.

Keywords: rule-making, rule-making activity, principles of rule-making, principle of humanism, human rights, UN Human Rights Committee, European Court of Human Rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.