Научная статья на тему 'Нормо-фактор в управлении качеством таможенных услуг'

Нормо-фактор в управлении качеством таможенных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / CUSTOMS SERVICES / КАЧЕСТВО / QUALITY / ТАМОЖЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ / CUSTOMS REPRESENTATIVE / НОРМО-ФАКТОР / STANDARD-FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Татьяна Андреевна

Актуальность и цели. Тенденции развития международных отношений, необходимость постоянной адаптации к динамично меняющимся условиям ведения внешнеторговой деятельности вызывают повышение спроса на таможенные услуги и необходимость формирования новых подходов к управлению их качеством. Особую важность приобретает задача минимизации расходов участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в ходе получения услуг, оказываемых таможенными представителями. Материалы и методы. Реализация поставленных задач базируется на изучении основных тенденций сферы таможенных услуг, особенностей проводимых специалистами исследований качества оказания таможенных услуг, опыта работы таможенных представителей и факторов, влияющих на формирование стоимости их услуг. Результаты. Выявлены тенденция и причины увеличения числа обращений участников ВЭД за получением таможенных услуг к таможенным представителям. Обоснована необходимость при управлении качеством таможенных услуг особое внимание уделять минимизации расходов участников ВЭД на соблюдение таможенных формальностей. Обозначены факторы, влияющие на стоимость услуг таможенных посредников. Выдвинуто предположение о возможности использовать влияние нормо-фактора в процессе управления качеством таможенных услуг. Предложены элементы системы управления расходами таможенных представителей с применением нормо-фактора. Выводы. Использование в управлении качеством таможенных услуг предложенного нормо-фактора позволит обеспечить согласованность, упорядочение и эффективность деятельности таможенных представителей, устанавливать более обоснованные и доступные цены на их услуги, сократив затраты участников ВЭД, связанные с таможенными формальностями. Это позволило выявить заинтересованность таможенных представителей в развитии деятельности с применением нормо-фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARD-FACTOR IN THE QUALITY OF MANAGEMENT OF CUSTOMS SERVICES

Background. Tendencies in the development of international relations, the need for constant adaptation to the rapidly changing conditions of conducting foreign trade activity cause increased demand for customs services and the need to create new approaches to quality management. Particularly important problem of minimizing the costs of participants foreign economic activity in the course of obtaining the services provided by customs representative. Materials and methods. The implementation of the tasks is based on a study of the major trends in the sphere of customs services, the characteristics of the quality of research carried out by experts of customs services, experience of customs representatives and the factors affecting the formation of the cost of their services. Results. The detected trend and the reasons for the increase in the number of complaints of traders to obtain customs services of the customs representatives. The necessity to pay particular attention to minimize the expenses of traders for compliance with customs formalities in the management of the quality of customs services... Background. Tendencies in the development of international relations, the need for constant adaptation to the rapidly changing conditions of conducting foreign trade activity cause increased demand for customs services and the need to create new approaches to quality management. Particularly important problem of minimizing the costs of participants foreign economic activity in the course of obtaining the services provided by customs representative. Materials and methods. The implementation of the tasks is based on a study of the major trends in the sphere of customs services, the characteristics of the quality of research carried out by experts of customs services, experience of customs representatives and the factors affecting the formation of the cost of their services. Results. The detected trend and the reasons for the increase in the number of complaints of traders to obtain customs services of the customs representatives. The necessity to pay particular attention to minimize the expenses of traders for compliance with customs formalities in the management of the quality of customs services. It marked the factors influencing the cost of services of customs representatives. It is suggested the possibility to use standardfactor in the management of the quality of customs services. Proposed elements of expenditure management system of customs representatives from the application of the standardfactor. Conclusions. Use in quality management of customs services of the proposed standard-factor will help to ensure consistency, the streamlining and efficiency of activities of customs representatives, to establish a more reasonable and affordable prices for their services, reducing the costs of participants of foreign economic activity related to customs formalities. This allowed to identify the interest of the customs representatives in the development activities using standard-factor. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Нормо-фактор в управлении качеством таможенных услуг»

УДК 339.5

НОРМО-ФАКТОР В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

Т. А. Куликова

STANDARD-FACTOR IN THE QUALITY OF MANAGEMENT OF CUSTOMS SERVICES

T. A. Kulikova

Аннотация. Актуальность и цели. Тенденции развития международных отношений, необходимость постоянной адаптации к динамично меняющимся условиям ведения внешнеторговой деятельности вызывают повышение спроса на таможенные услуги и необходимость формирования новых подходов к управлению их качеством. Особую важность приобретает задача минимизации расходов участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в ходе получения услуг, оказываемых таможенными представителями. Материалы и методы. Реализация поставленных задач базируется на изучении основных тенденций сферы таможенных услуг, особенностей проводимых специалистами исследований качества оказания таможенных услуг, опыта работы таможенных представителей и факторов, влияющих на формирование стоимости их услуг. Результаты. Выявлены тенденция и причины увеличения числа обращений участников ВЭД за получением таможенных услуг к таможенным представителям. Обоснована необходимость при управлении качеством таможенных услуг особое внимание уделять минимизации расходов участников ВЭД на соблюдение таможенных формальностей. Обозначены факторы, влияющие на стоимость услуг таможенных посредников. Выдвинуто предположение о возможности использовать влияние нормо-фактора в процессе управления качеством таможенных услуг. Предложены элементы системы управления расходами таможенных представителей с применением нормо-фактора. Выводы. Использование в управлении качеством таможенных услуг предложенного нормо-фактора позволит обеспечить согласованность, упорядочение и эффективность деятельности таможенных представителей, устанавливать более обоснованные и доступные цены на их услуги, сократив затраты участников ВЭД, связанные с таможенными формальностями. Это позволило выявить заинтересованность таможенных представителей в развитии деятельности с применением нормо-фактора.

Ключевые слова: таможенные услуги, качество, таможенный представитель, нормо-фактор.

Abstract. Background. Tendencies in the development of international relations, the need for constant adaptation to the rapidly changing conditions of conducting foreign trade activity cause increased demand for customs services and the need to create new approaches to quality management. Particularly important problem of minimizing the costs of participants foreign economic activity in the course of obtaining the services provided by customs representative. Materials and methods. The implementation of the tasks is based on a study of the major trends in the sphere of customs services, the characteristics of the quality of research carried out by experts of customs services, experience of customs representatives and the factors affecting the formation of the cost of their services. Results. The detected trend and the reasons for the increase in the number of complaints of traders to obtain customs services of the customs representatives. The necessity to pay particular atten-

tion to minimize the expenses of traders for compliance with customs formalities in the management of the quality of customs services. It marked the factors influencing the cost of services of customs representatives. It is suggested the possibility to use standard- factor in the management of the quality of customs services. Proposed elements of expenditure management system of customs representatives from the application of the standard- factor. Conclusions. Use in quality management of customs services of the proposed standard-factor will help to ensure consistency, the streamlining and efficiency of activities of customs representatives, to establish a more reasonable and affordable prices for their services, reducing the costs of participants of foreign economic activity related to customs formalities. This allowed to identify the interest of the customs representatives in the development activities using standard-factor.

Key words: customs services, the quality, the customs representative, standard-factor.

Введение

В современных условиях развития таможенной системы как гибкого и эффективного инструмента осуществления государственной политики и регулирования внешнеторговой деятельности нашей страны особую важность приобретает сфера таможенных услуг, что обусловлено следующими факторами:

- повышение сложности (наукоемкости и технологичности) экспортируемых и импортируемых товаров и введение вследствие этого новых требований к квалификации таможенных служащих, таможенных посредников;

- совершенствование нормативно-правовой документации по причине изменения внешней и внутренних сред, вызывающее необходимость адекватной адаптации к новым условиям ведения внешнеторговой деятельности;

- возрастание требований к качеству внешнеторговых (в том числе таможенных) услуг, подготовки внешнеторговых документов, к услугам по таможенному оформлению и организации инфраструктуры аппарата таможенной деятельности вследствие изменения ситуации в отношениях между таможней и участниками ВЭД;

- возрастание роли электронных услуг и услуг на базе информационных технологий.

В подтверждение важности исследования и развития управления таможенными услугами можно привести высказывание известного российского ученого Л. А. Лозбенко: «Современная таможня - это прежде всего сервис, поскольку на первый план сегодня выходит вопрос содействия международной торговле» [1].

1. Понятие и особенности предоставления таможенных услуг

В настоящее время отсутствует законодательно утвержденное определение понятия «таможенные услуги», что обусловливает наличие различных теоретико-методологических подходов к его пониманию. Наиболее известные из них отражены в трудах А. Д. Ершова, В. В. Макрусева, В. Ю. Диано-вой, А. В. Сафронова, Р. В. Федоренко, Г. В. Элова, А. Б. Новикова, Л. К. Терещенко и др. Однако будем придерживаться точки зрения Ю. Е. Гупановой, которая трактует таможенные услуги как «комплекс действий и мер в сфере таможенного дела, направленный на реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей участников ВЭД» [2].

Таможенные органы, кроме государства (выполняя функцию по регулированию, а также защите экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды), предоставляют услуги и субъектам внешнеэкономической деятельности (экспортерам и импортерам) на определенном этапе внешнеторговой сделки.

Помимо таможенных органов услуги могут оказывать профессиональные посредники - таможенные представители [3], причем спектр их деятельности значительно шире и включает в себя:

- таможенное оформление;

- организацию и выполнение различных видов международных перевозок;

- страхование грузов;

- оформление сертификатов;

- сопровождение и охрану грузов;

- консультации в вопросах внешнеэкономической деятельности;

- складские услуги;

- оформление сертификатов на товар (сертификаты происхождения, санитарно-эпидемиологические заключения и сертификаты соответствия по ГОСТу) и т.д.

Как показала практика, услуги таможенных представителей получают все большую востребованность. Причин этому несколько:

- участники ВЭД не в полной степени могут реализовать свое право на бесплатное получение квалифицированной юридической консультации по таможенным вопросам, предусмотренное законодательством РФ, по причине недостаточной квалификации должностных лиц правовых подразделений таможенных органов, уполномоченных на проведение консультирования;

- недостаточно высокое качество обслуживания получателей государственной таможенной услуги, так как подразделения таможенных органов не оснащены в достаточном количестве материально-техническими средствами и зачастую отсутствуют комфортные условия ожидания приема у должностного лица;

- сложность в получении качественной, полной, своевременной и достоверной информации заинтересованным лицом по причине отсутствия четкой схемы взаимодействия между правовым подразделением и структурными подразделениями таможенного органа, в функции которых входит практическое решение вопросов таможенного дела [4];

- участники ВЭД, как правило, не в состоянии уделять достаточно внимания вопросам анализа, оценки и оптимизации нормативных (прямо обусловленных требованиями законодательства) и дополнительных (возникающих в ходе выполнения таможенных формальностей) затрат в ходе таможенного обслуживания;

- с помощью профессиональных таможенных посредников возможно сокращение издержек отдельных участников ВЭД (так как самостоятельное выполнение операций по таможенному сопровождению внешнеторговой сделки для некоторых организаций является слишком дорогим или даже невозможным), что приводит к повышению рентабельности внешнеэкономической деятельности и, как следствие, к росту внешнеторгового оборота;

- возможность при обращении к таможенным представителям повысить эффективность работы компании в целом, увеличить удовлетворенность клиентов и упростить внедрение улучшений [5];

- услуги таможенных представителей имеют вполне обязательный характер, а эффект от них проявляется в скорости прохождения таможенного коридора, качестве «растаможки» и в соотношении всех затрат со временем, отведенным на соблюдение формальностей.

2. Нормо-фактор в управлении качеством таможенных услуг

Качество таможенной услуги представляет собой степень удовлетворения требований потребителей - участников ВЭД и выполнения функций таможенных органов в рамках реализации государственной политики. Управление качеством таможенной услуги - действия, осуществляемые при ее оказании в целях формирования, обеспечения и поддержания заданного уровня качества данной услуги [6].

Экономическая эффективность управления качеством таможенной услуги для участников ВЭД состоит в получении прибыли вследствие реализации ими перемещаемых товаров, на что немалое влияние оказывает размер издержек, связанных с таможенными формальностями. Способствовать их сокращению будет повышение качества таможенного обслуживания и упрощение таможенных процедур, при этом объем поступлений таможенных платежей в бюджет останется неизменным.

В процессе управления качеством таможенных услуг (в том числе расходами таможенных представителей при осуществлении их деятельности) нами предлагается учитывать влияние так называемого «нормо-фактора». По итогам проведенных нами ранее исследований [7, 8] было выявлено, что через определенные нормы и нормативы происходит механизм воздействия нормо-фактора на управленческий процесс.

Под нормо-фактором предлагается понимать совокупность установленных требований и ограничений, используемых в управлении качеством таможенных услуг, предполагающих нормативное обеспечение для поддержания согласованности, упорядочения и эффективности деятельности компаний - таможенных представителей. И если нормы таможенного права соблюдаются ими неукоснительно, то при управлении расходами в компаниях, оказывающих таможенные услуги, нормативная составляющая применяется весьма ограниченно.

Изучение процессов исследований, проводимых специалистами, показало, что при оценке уровня качества таможенных услуг в основном учитываются такие факторы, как уровень коррупции, информационного обеспечения, взаимодействия между таможенными структурами, эффективность таможенного контроля, профессионализм сотрудников, уровень их культуры при работе с клиентами, полнота оказываемых услуг, время, затрачиваемое на осуществление полного пакета услуг, возможность обжалования действий, организация мест ожидания для клиентов и другое [6], а расходам участников ВЭД на получение таможенных услуг не уделяется должного внимания. Однако проведенные исследования свидетельствуют о том, что в отличие от зарубежных участников ВЭД, которые заинтересованы в получении качественных услуг (важна тщательная юридическая проработка проектов, квалифицированные специалисты), российские в большей степени ориентированы на то, чтобы сэкономить на услугах. Поэтому особую важность приобретает посто-

янная ориентация услуговой деятельности на минимизацию расходов участников ВЭД.

В отличие от государственных таможенных органов частные компании оказывают услуги на коммерческой основе и также имеют своей целью получение прибыли. Поэтому к основным затратообразующим для участников ВЭД позициям (подготовка документации, внутренняя транспортировка и грузопереработка ) [5] добавляется вознаграждение привлекаемых таможенных представителей.

3. Факторы, влияющие на стоимость таможенных услуг

Стоимость услуг таможенного представителя может рассчитываться двумя путями - по фиксированной ставке или прописанным процентом от оцененной таможенной суммы партии.

Как правило, на стоимость таможенных услуг оказывают влияние следующие факторы:

- наличие договора, дающего право на постоянное обслуживание;

- состав пакета услуг, который включает таможенное оформление;

- срок продолжительности совместной работы; так, с увеличением месячного количества деклараций с 1 до 50 цена оформления одной сокращается примерно в 3,5-4 раза;

- размещение таможенных постов: чем они дальше от границы, тем дороже услуги таможенного посредника;

- регион, в котором расположена таможня;

- привязка каждого таможенного представителя к конкретной таможне, так как при смене таможни для подачи декларации участник ВЭД зачастую вынужден искать другого представителя;

- количество наименований товара в одной партии: чем их больше, тем объемнее работа по определению кодов ТНВЭД, которые должны быть занесены в таможенную декларацию;

- вид груза: чем сложнее его характеристика, тем больше времени занимает подготовка документации [9].

Цены за одну декларацию на товары или транспортные средства варьируются от 9 тысяч рублей в зависимости от договоренности. Стоимость размещения машины на складе временного хранения в Брянске составляет 1500 руб., в Смоленске, Белгороде, Таганроге - 6 тыс. руб., в Москве - от 10 до 15 тыс. руб. за одно транспортное средство [10].

В основном в силу того, что российские частные компании, оказывающие таможенные услуги, не имеют сильных, известных брендов, они устанавливают цены в среднем на 54 % ниже, чем их западные конкуренты. Кроме того, на российском рынке таможенных услуг тенденции монополизации сопровождаются усилением конкурентной борьбы за клиентуру: «переманиванием» и «перетягиванием» клиентов за счет ценовой и неценовой конкуренции. Многие таможенные представители сознательно идут на снижение цен не только ради привлечения новых клиентов, но и для сохранения базы существующих. Средняя стоимость услуг по России имеет тенденцию к снижению [10].

4. Управление расходами таможенных представителей с использованием нормо-фактора

Для таможенных представителей процесс предоставления таможенных услуг также требует определенных затрат ресурсов (кадровых, финансовых, материальных, информационных). Поэтому необходимо регулярно оценивать эффективность их использования, определять возможные резервы снижения себестоимости услуг.

Так, важно проводить маркетинговые исследования рынка таможенных услуг с целью выявления из них недостаточно востребованных и последующего отказа от их предоставления. Это позволит получить «свободные» организационные ресурсы, которые могут быть направлены на реализацию актуальных услуг, тем самым снизится их себестоимость.

Для расчета экономически целесообразной себестоимости и, как следствие, цены на конкретную таможенную услугу предлагается использовать вышеобозначенное понятие «нормо-фактор», которое в данном контексте отражает обоснованный расход различных видов ресурсов на оказание таможенных услуг надлежащего качества в конкретных экономических условиях.

Система управления расходами таможенных представителей с использованием нормо-фактора предполагает:

- планирование расходов на основе норм, обеспечивающих качественное оказание таможенных услуг;

- документирование расходов с обязательным отражением в документах разрешений на использование необходимых ресурсов, подтвержденных нормами;

- мониторинг установленной стоимости таможенных услуг на предмет соответствия нормативной себестоимости.

Заключение

Изучение ситуации с использованием нормо-фактора при оказании таможенных услуг позволило сделать вывод, что нормо-фактор в отличие от традиционных методов управления намного сильнее воздействует на формирование себестоимости таможенных услуг и состояние оперативной информации, необходимой для принятия управленческих решений в ходе работы таможенных представителей. Это позволило выявить заинтересованность последних в развитии деятельности с использованием нормо-фактора.

Список литературы

1. Ершов, А. Д. Формирование таможенных услуг во внешнеэкономической деятельности / А. Д. Ершов, А. Н. Доля // Ученые записки. - 2005. - № 1 (23). - URL: http://www.tam-zap.ru/n_1_23_2005/Ershov.htm.

2. Гупанова, Ю. Е. Понятия «таможенная услуга», «качество таможенной услуги»: проблемы определения / Ю. Е. Гупанова // Актуальные проблемы экономики и права. - 2010. - № 4 (16). - С. 205-207.

3. Таможенный кодекс Таможенного Союза. - URL: http://tktsrf.ru.

4. Макрусев, В. В. Государственные таможенные услуги : моногр. / В. В. Макрусев, А. В. Сафронов. - 2-е изд. - М. : Изд-во Рос. тамож. акад., 2011. - 196 с.

5. Федоренко, Р. В. Методология управления комплексами услуг в таможенной сфере : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Федоренко Р. В. - Самара, 2015.

6. Гупанова, Ю. Е. Управление качеством таможенных услуг : учеб. пособие / Ю. Е. Гупанова. - М. : Изд-во Рос. тамож. акад., 2013. - 186 с.

7. Куликова, Т. А. Нормо-фактор в управлении промышленным предприятием / Т. А. Куликова, О. А. Лузгина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 2. - С. 214-220.

8. Куликова, Т. А. «Умные» нормы как ключевая компетенция промышленных предприятий, занимающихся инновационной деятельностью / Т. А. Куликова, О. А. Лузгина // Российский экономический интернет-журнал / ОАО «ИТКОР» -2014. - № 2 - URL: http://www.e-rej.ru/upload/iblock/524/ 524d7992146942206dee223f5bf64b06.pdf

9. URL: http://vedinform.com/business/rastamozhka/vidy-tamozhennyh-uslug.html

10. Шуклина, З. Н. Организация предоставления услуг таможенным представителем / З. Н. Шуклина // Экономика и социум. - 2015. - № 2 (15). - URL: www.iupr.ru.

Куликова Татьяна Андреевна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономической безопасности,

Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]

Kulikova Tatiana Andreevna candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of management and economical safety, Penza State University

УДК 339.5 Куликова, Т. А.

Нормо-фактор в управлении качеством таможенных услуг / Т. А. Куликова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. -№ 2 (18). - С. 29-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.