Yuridik fanlar axborotnomasi Вестник юридических наук Review of Law Sciences
THE LEGAL REGULATION OF LIMITS OF LAND PLOTS
G.UZAKOVA a Tashkent State University of Law, Tashkent, 100047, Uzbekistan a Tashkent State University of Law
НОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ
Г.УЗАКОВА а Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан
а Ташкентского государственного юридического университета
ЕР УЧАСТКАЛАРИНИ МЕЪЁРЛАШНИ ^УЦУЦИЙ ТАРТИБГА СОЛИШ
Г.УЗАКОВА а Тошкент давлат юридик университети, Тошкент, 100047, Узбекистон аТошкент давлат юридик университети
Аннотация: в статье рассматривается понятие, правовые основы и краткая характеристика нормирования землепользования в Республике Узбекистан. Проведен анализ правоприменительной практики таких стран, как США, Австралия, Австрия, Германия, Канада, Греция, Италия, Великобритания, Дания. На основе проведенного анализа разработаны предложения по совершенствованию земельного законодательства.
Ключевые слова: нормирование, землепользование, земельное законодательство, земельный участок, предельный размер.
Аннотация: мацолада ердан фойдаланишни меъёрлаш тушунчаси ва ууцуций асослари ёритилган. Узбекистон Республикасида ердан фойдаланишни меъёрлашга цисцача тавсиф берилган. АКЩ, Австралия, Австрия, Германия, Канада, Греция, Италия, Буюк Британия, Дания каби давлатларнинг ууцуцни цуллаш амалиёти таулил цилинган. Амалга оширилган таулил натижасида ер цонунчилигини такомиллаштириш юзасидан таклифлар ишлаб чицилган.
Калит сузлар: меъёрлаш, ердан фойдаланиш, ер цонунчилиги, ер участкаси, чекланган уажм.
Abstract: in the article, the auther reveals the concept and legal bases of rationing of land use and gives the short characteristic of rationing of land use in the Republic of Uzbekistan. Law-enforcement practices of such countries as the USA, Australia, Austria, Germany, Canada, Greece, Italy, Great Britain, and Denmark are analysed. Based on the carried-out analysis it is developed suggestions for improvement of the land legislation.
Keywords: regulation, land use, land legislation, land plot, extreme size.
За годы независимости в Республике Узбекистан успешно проведен комплекс общественно-правовых, социально-экономических, организационно-технических мероприятий, направленных, прежде всего на совершенствование земельных отношений, создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирование многоукладной экономики, рациональное использование и охрана земель, которые стали важнейшими факторами осуществления широкомасштабных рыночных преобразований и развития экономики.
АНАЛИЗ
В частности, принятие Земельного кодекса Республики Узбекистан (далее - ЗК РУз) в 1998 году стало важным этапом в развитии земельных правоотношений в нашей стране. Одним из значимых аспектов ЗК РУз является ее нормы в сфере нормирования землепользования (ст. 6, 27, 55, 56 ЗК РУз). Достоверно отмечается, что нормированный характер размера земельных участков дает возможность достижению целевого назначения в землепользовании [1].
Данный вопрос широко обсуждается и в научной литературе. Следовательно А.П.Анисимов относит его к традиционным для земельного законодательства институтов и определяет в качестве установления в земельном законодательстве предельно максимальных и минимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства [2].
Другие исследователи рассматривают его в качестве принципа земельного права. По мнению исследователей, земельное законодательство закрепляет принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении. Реализация этого принципа на практике дает возможность предоставлять в результате изъятия земельных участков, объективно необходимые для использования площади [3].
Пашков В.П же определяет его в качестве минимальных и максимальных размеров по площади, устанавливаемые законодательством о землеустройстве. В свою очередь, и минимальные, и максимальные размеры могут быть и низкими, и высокими. Мировой опыт говорит, что чаще всего устанавливаются минимальные размеры площадей земли, ниже которых нельзя формировать самостоятельные земельные участки. Этого требуют научно-технический прогресс, прогрессивное землеустройство. Максимальные размеры площадей земельных участков, как правило, не устанавливаются, так как это противоречит требованиям научно-технического прогресса, особенно современного [4].
По мнению В.Н.Харькова, нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования, воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, и гарантирующего обеспечение экологической безопасности [5].
Вместе с тем Е.С.Болтанова связывает институт нормирования земельных участков с частной собственности на землю. По мнению специалиста, одной из особенностей частной собственности на землю является нормирование земельных участков при их предоставлении. Существуют два вида норм. Первое - предельно максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Второе - норма отвода устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией для целей, не указанных выше [6].
В целом можно заключить, что нормирование земель - это установление органами представительной власти с учетом экономической и экологической оптимизации землепользования предельно максимальных и минимальных площадей земельных участков, которые могут предоставляться или находиться во владении, пользовании, собственности или в ином праве у одного физического или юридического лица.
ЗК РУз и Закон Республики Узбекистан «О фермерском хозяйстве» (Новая редакция) от 26.08.2004 г. предусматривают предоставление земельных участков для:
- индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома на одну семью - до 0,06 гектара и до 0,04 гектара на аукционной основе;
- ведения дехканского хозяйства - в размере не более 0,35 гектара на орошаемых, не более 0,5 гектара на неорошаемых (богарных) землях и не более 1 гектара неорошаемых пастбищ в степной и пустынной зоне;
- ведения коллективного садоводства, виноградарства и огородничества - до 0,06 гектара на каждого члена садово-виноградарского и до 0,08 гектара - огороднического товарищества;
- ведения фермерского хозяйства, специализирующейся на производстве продукции животноводства - не менее 0,3 гектара на одну условную голову скота на орошаемых землях Андижанской, Наманганской, Самаркандской, Ташкентской, Ферганской и Хорезмской областей;
- ведения фермерского хозяйства, специализирующейся на производстве продукции животноводства - не менее 0,45 гектара орошаемых земель в других областях и Республике Каракалпакстан, а на неорошаемых (богарных) землях - не менее 2 гектаров на одну условную голову скота;
- фермерских хозяйств, специализирующихся на производстве продукции хлопководства и зерноводства - не менее 30 гектаров;
- фермерских хозяйств, специализирующихся на производстве продукции садоводства, виноградарства, овощеводства и возделывания других культур - не менее 5 гектаров.
Также в целях дальнейшего повышения эффективности деятельности фермерских хозяйств, а также обеспечения рационального использования земельных и водных ресурсов, укрепления финансового и экономического состояния фермерских хозяйств в Республике Узбекистан были проведены меры по оптимизации размеров земельных участков, предоставленных для ведения фермерских хозяйств, с учетом уровня обеспеченности территорий трудовыми ресурсами, плотности населения, эффективности работы фермерских хозяйств, имея в виду их экономические и финансовые показатели, наличие соответствующего профессионально подготовленного кадрового потенциала [7]. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по оптимизации размеров земельных участков, предоставленных для ведения фермерских хозяйств» от 15.12.2015 г. №362 установлено, что средний размер земельного участка на 1 фермерское хозяйство от 43,9 га сократилось на - 36,1 га.
Вместе с тем необходимо отметить, что в развитых зарубежных странах средний размер фермерских хозяйств составляет разные показатели. Так средний земельный участок фермерского хозяйства в Соединенных Штатах составляет - 190 га, а в европейских же странах, таких как Австрия - 15 га, а в Германии - 18 га и др. В среднем по ЕС на одно хозяйство приходится около 14 га земли, тогда как в Австралии - 3700 га [8]. В Канаде наибольший удельный вес занимают фермерские хозяйства размером от 120 до 160 га сельхозугодий [9]. Сильно варьируют размеры фермерских хозяйств: средняя площадь колеблется от 3,5 га в Греции, 7,5 га в Италии до 65 га в Великобритании. Разная история аграрных отношений объясняет региональную специфику проведения аграрной политики. В Дании действует законодательное ограничение размера фермерского хозяйства до 150 га, при том что фермер обязательно должен жить на своей земле [10]. Исключение делается в том случае, если фермер докажет, что по специфике его производства нужно больше земли и никто из крестьян не против. Также к желающим приобрести дополнительный земельный участок ставятся определенные требования.
В Германии ни один участок не должен быть меньше 1 га. Максимальная площадь в пользовании - от 400 до 500 га. Довольно часто необходимым условием для приобретения
права аренды или права приобретения земельного участка отмечается требование, чтобы арендатор или покупатель был местным жителем, имел профессиональную подготовку, опыт работы и необходимый капитал для эффективного использования земель, которые он получает в собственность или пользование (Дания, Германия, Финляндия, Нидерланды, Италия) [11].
В США проводится многоуровневая аграрная политика, по обеспечению надлежащего регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения. В целом законодательство США направлено на сохранение сельских общин и предотвращение не сельскохозяйственного использования земель. В большинстве штатов, в целях предотвращения вывода земли из сельскохозяйственного производства, запрещается предоставлять землю лицам не занимающимся сельскохозяйственной деятельностью, кроме того установлен минимальный размер используемого ими земельного участка [12].
В заключение следует отметить, что нормирование размера земельных участков, являясь сложным и специфическим институтом земельного права, служит важным фактором обеспечения рационального землепользования и обеспечения его оптимизации. Учитывая зарубежный опыт, следует в дальнейшем внедрить механизмы учета, исходя из специфики регионов в осуществлении нормирования земельных участков. Кроме того, в законодательстве о фермерском хозяйстве целесообразно включить нормы об оптимизации, в т.ч. о принудительной оптимизации размера земельного участка фермерского хозяйства на основании выявленных фактов нарушения фермерским хозяйством договорной дисциплины и неэффективного ведения хозяйственной деятельности.
References:
1. Kulchikov D.Ye. Ogranicheniye prav na zemelniye uchastki selskoxozyaystvennogo naznacheniya v Rossii, Belarusi i Kazaxstane: sivilisticheskiy sravnitelno-pravovoy analiz: Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. - Kursk, 2015. - S.11, 19.
2. Anisimov A.P. Normirovaniye zemelnix uchastkov v Rossiyskoy Federatsii // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2007. - № 6. - S. 109.
3. Norets M.V. K voprosu o prinsipax pravovogo regulirovaniya oborota zemel selskoxozyaystvennogo naznacheniya // Molodoy ucheniy. - 2016. - №6. - S.28-30; Rumyansev F.P. Pravovoye regulirovaniye oborota zemel selskoxozyaystvennogo naznacheniya: voprosbi teorii i praktiki: Avtoref. diss. ... dokt. yurid. nauk. - M., 2011. - S.56.
4. Pashkov V.P. Predelniye razmeri i normi predostavleniya zemelnix uchastkov iz zemel selskoxozyaystvennogo naznacheniya // Nikonovskiye chteniya. - 2007. - №12. - S.328.
5. Xarkov V.N. Pravoviye osnovi ekologicheskogo normirovaniya ispolzovaniya i oxrani zemel // Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskiye i yuridicheskiye nauki. - 2013. - № 1,2. - S.115.
6. Boltanova Ye.S. Zemelnoye pravo: Uchebnik. - M.: RIOR, 2009. - S.50.
7. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 22 oktyabrya 2012 goda №UP-4478 «O merax po dalneyshemu sovershenstvovaniyu organizatsii deyatelnosti i razvitiyu fermerstva v Uzbekistane» // «Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan», 2012 g., N 43, st. 493; Postanovleniye Kabineta Ministrov Respubliki Uzbekistan ot 15.12.2015 g. №362 «O merax po optimizatsii razmerov zemelnix uchastkov, predostavlennbix dlya vedeniya fermerskix xozyaystv» // «Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan», 21 dekabrya 2015 g., - N 50, - S. 627.
8. Baubekova I.M. Formirovaniye zemelnix otnosheniy na selskoxozyaystvennix predpriyatiyax: Diss. ... kand. ekon. nauk. - Turkestan, 2007. - S.36.
9. Lazareva Ye. Mirovoy opit ratsionalizatsii zemlepolzovaniya // Kavkaz' plyus. Obshyekavkazskaya obshyestvenno-politicheskaya gazeta. //www.kavkazplus.com.
10. Mishina Z.A. Zarubejnbiy opit v oblasti zemelnix otnosheniy // Vestnik NGIEI. - 2011. - №1(2). - S.107-108.
11. Koshkalda I.V., Ryasnyanskaya A.N. Zarubejniy opit razvitiya zemelnoy sobstvennosti // Kadastr nedvijimosti i monitoring prirodnix resursov: mejdunarodnaya nauchno-texnicheskaya internet-konferensiya, 2015 // www.kadastr.org.
12. Minigazimova A.I. Zarubejnbiy opit regulirovaniya oborota zemel selskoxozyaystvennogo naznacheniya // Nauchnoye soobshyestvo studentov XXI stoletiya. Obshyestvenniye nauki: sb. st. po mat. XLVIII Mejdunar. stud. nauch.-prakt. konf. - № 11(47). - Novosibirsk, 2016.