Научная статья на тему 'Нормирование труда в проектно-конструкторских организациях судостроительной отрасли'

Нормирование труда в проектно-конструкторских организациях судостроительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
797
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремова Т. А.

В данной статье автор анализирует возможность эффективной деятельности проектно-конструкторских предприятий за счет рационального использования рабочего времени и обосновывает целесообразный по его мнению метод нормирования труда в проектно – конструкторских организациях судостроительной отрасли. Автор отмечает возможность разработки норм времени в проектно-конструкторских организациях судостроения, несмотря на инновационный характер деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефремова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормирование труда в проектно-конструкторских организациях судостроительной отрасли»

НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА В ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

© Ефремова Т.А.*

Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

В данной статье автор анализирует возможность эффективной деятельности проектно-конструкторских предприятий за счет рационального использования рабочего времени и обосновывает целесообразный по его мнению метод нормирования труда в проектно - конструкторских организациях судостроительной отрасли. Автор отмечает возможность разработки норм времени в проектно-конструкторских организациях судостроения, несмотря на инновационный характер деятельности предприятия.

Судостроительная отрасль - одна из приоритетных отраслей развития Российской Федерации на сегодняшний день. К данной отрасли относятся предприятия, специализирующиеся на постройке судов, и проектно-кон-структорские организации, специализирующиеся на проектировании судов.

Проектно-конструкторские организации судостроительной отрасли призваны разрабатывать новые типы судов, опирающиеся на последние достижения мировой науки и техники, программы модернизации действующих судов для выполнения требований по безопасности, охраны окружающей среды, а также разрабатывать рабочую конструкторскую документацию для постройки судов на верфях.

Экономический успех проектно-конструкторской организации зависит от способности превзойти своих конкурентов и предложить рынку либо новый продукт, либо предоставить заводам-строителям судов качественную рабочую конструкторскую документацию в наименьшие сроки.

Названные задачи могут быть решены за счет высокой квалификации работников проектно-конструкторской организации, рационального использования их рабочего времени, оснащенности рабочих мест конструкторов мощной вычислительной техникой и современным программным обеспечением. Необходимо повысить эффективность использования трудового потенциала работников, оптимизировать их численный и профессиональный состав.

Вклад каждого сотрудника проектной организации в достижение максимальных производственных показателей можно оценить через нормирование труда.

* Аспирант

Нормирование труда - это составная часть управления производством и включающая в себя определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции) отдельными работниками (бригадами) и установление на этой основе норм труда [2].

Нормирование труда может распространяться на все категории работников предприятия: рабочих, специалистов, служащих и руководителей. Оно применяется для работников, находящихся на повременной и сдельной оплате труда.

Различают нормативы и нормы труда. Нормативы труда характеризуют научно обоснованные показатели затрат труда. На их основе предприятие самостоятельно разрабатывает свои нормы труда. Таким образом, норма труда - это норматив труда, скорректированный на условия труда конкретного предприятия.

Норма времени - это необходимые затраты времени на выполнение единицы работы одним или несколькими работниками. Единицей учета рабочего времени является человеко-час.

Норма выработки - это количество единиц работы, которые должны быть выполнены в единицу времени (час, неделю, месяц и т.д.). Норма выработки обратно пропорциональна норме времени.

Норма численности работников - это необходимое количество работников для выполнения предусмотренного объема работ в единицу времени.

Невозможно добиться эффективной деятельности любого предприятия без нормативного регулирования продолжительности рабочего времени, снижения трудозатрат, а также темпа и степени интенсивности работы совместно с оценкой квалификации, сложности и условий труда. Особенно это касается проектно-конструкторских организаций, в которых осуществление проектно-конструкторских работ может длиться продолжительный период времени: от четырех месяцев для разработки классификационного проекта до года и более - разработка рабочей конструкторской документации. Во избежание чрезмерной длительности выполнения работ необходимо введение норм труда на таких предприятиях. К тому же следует отметить тот факт, что при использовании нормирования труда появляется возможность качественнее осуществлять разные направления управления персоналом. А именно: планирование численности и загрузки, расстановку кадров, психофизиологические и санитарно-гигиенические условия труда, методы стимулирования труда работников, планирование процесса обучения и повышения квалификации сотрудников.

Результатом труда проектно-конструкторских организаций является комплект конструкторских документов. Достаточно сложно определить нормы времени на выпуск определенного конструкторского документа ввиду того, что проектно-конструкторская документация одного типа судна значительно отличается от проектно-конструкторской документации

другого. Даже при приблизительно одинаковом перечне работ по созданию комплекта конструкторской документации одного типа судов, комплект документации на них будет разным из-за различий в качественных и технических характеристиках требуемого заказчиком судна. Причем, при определении нормы времени на создание конструкторского документа необходимо учитывать, что в судостроении выделяют стадии проектирования любого судна. Это эскизный проект, классификационный (технический или техно-рабочий - в зависимости от объема выполняемых работ) и рабочий проект, включающий в себя эксплуатационную и приемо-сдаточную документацию. Разработка эксплуатационной и приемо-сдаточной документации выделяется часто в отдельный этап проведения работ.

Таким образом, целесообразно разработать и внедрить на предприятии норму времени на конструкторский документ в разрезе типа судна и выполняемого проекта.

На сегодняшний день существует несколько методов нормирования труда. Основными из них считаются: хронометраж, фотография рабочего времени, в том числе самофотография как частный случай, метод момент-ных наблюдений, микроэлементное нормирование и экономико-математические методы нормирования труда.

Использование метода хронометража предполагает наблюдение и измерение затрат рабочего времени на изготовление повторяющейся единицы продукции, а в проектных организациях судостроительной отрасли нет повторяющихся проектных документов, выпускаемых за фиксированный подлежащий учету и анализу промежуток времени. Метод моментных наблюдений не применителен к проектно-конструкторским организациям судостроения ввиду того, что разработка проектно-технической документации - это длительный наукоемкий процесс, не состоящий из отдельных подобных действий, поскольку фиксируя, что работник делает в момент обхода нормировщиком, невозможно определить норму времени на выполнение просто проектного обезличенного документа. В проектно-конструкторских организациях судостроительной отрасли целесообразно использовать фотографию рабочего времени или микроэлементное нормирование. Необходимо отметить, что метод микроэлементного нормирования является более затратным по сравнению с методом фотографии рабочего времени.

В судостроительной отрасли в 1991году Центральным научно-исследовательским институтом «РУМБ» были выпущены «Нормативы трудоемкости и продолжительности проектирования гражданских судов». Эти нормативы устанавливают трудоемкость как показатель затрат основного ресурса - конструкторского труда, связанного с техническими и качественными характеристиками судов различных типов и в зависимости от стадий проектирования. По показателю судна «водоизмещение порожнём» по формуле, соответствующей определённому типу судов, рассчитывается

норматив трудоемкости на проектирование всего судна для всех этапов проектирования. Затем по проценту, соответствующему каждой стадии проектирования судна, рассчитывается трудоемкость каждой стадии. Нормативы устанавливают также применяемые к формуле вычисления общей трудоемкости на проектирование судна качественные нормативные коэффициенты, учитывающие новизну и сложность проектируемого судна, и коэффициенты, учитывающие организационно-технический уровень организации-проектанта и процесса проектирования, применяемого проектантом.

Разработанные ЦНИИ «РУМБ» нормативы позволяют оценить трудоемкость работ по этапу проектирования, соответствующему определенной стадии проектирования, но не позволяют определить трудоемкость отдельного конструкторского документа или вида работ. Следует так же отметить, что в проектно-конструкторских организациях судостроительной отрасли нормы времени должны постоянно анализироваться и корректироваться в зависимости от выполняемого проекта и от степени внедрения инновационных автоматизированных систем для проектирования судов на разных этапах проектирования, поскольку ситуация в мире по наличию средств и методов проектирования с 1991 года, момента утверждения нормативов, сильно изменилась и в расчеты по методике необходимо вносить коэффициенты, отражающие состояние конструкторской организации в текущий момент времени.

Для этого целесообразно внедрить ежедневную самофотографию рабочего времени работника, результаты которой хранить в базе данных предприятия. Данные о затратах рабочего времени, накопленные в разработанной на предприятии базе данных, позволят проводить анализ данных как для корректировки в случае необходимости норм времени по типу судна и стадии его проектирования, так и для разработки норм времени, а также эффективного управления персоналом.

Информация из накопленных данных позволит выделить трудоемкость по темам проектирования в разрезе проекта: проектирование корпуса, энергетических установок, общесудовых и специальных систем, судовых устройств, оборудования судовых помещений, электрооборудования судов, судовой автоматики, средств радионавигации, радиосвязи и штурманского вооружения, разработки заказных ведомостей и общепроектных документов. При наличии такой базы данных предприятие сможет разработать нормы времени на разработку более узких этапов проектирования, то есть внутри тем, применяя, например, разбивку судна на районы или по определенным системам, применяемым на судне, или по группам проектирования проектной документации, установленной Единой системой проектирования конструкторской документации. Следующим этапом разработки норм времени на конструкторский документ в разрезе типа судна и выполняемого проекта может стать перечень работ в рамках уже более узкого этапа. Такой перечень можно сопоставить с

трудоемкостью, приходящейся на его выполнение и установить нормы времени на все конструкторские документы перечня, учитывая сложность выполнения, новизну и наличие прототипа.

Список литературы:

1. Нормативы трудоемкости и продолжительности проектирования гражданских судов. № 299024-03-Н-91. ЦНИИ «РУМБ», 1991. - С. 1-48.

2. Мосейчук М.А. Нормирование труда - понятие, виды и законодательное регулирование // Заработная плата. - 2004. - № 2. - С. 20-32.

3. Парфенов К. А. Проектирование - начало всех начал // Азбука судостроения. - 2006. - № 2. - С. 18-21.

ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА»

© Жерносек К.А.*

Братский государственный университет, г. Братск

В данной работе проводится анализ и обобщение известных подходов в определении понятия производительности труда. Основным результатом исследования является разработка классификации существующих подходов и «конструирование» собственного определения производительности труда, которое рекомендуется использовать в дальнейших исследованиях по этой теме.

Не так давно в деловом мире стала исповедоваться новая парадигма, центральное звено которой составляет представление о решающей роли производительности труда в конкурентной борьбе и в борьбе за лидирующие позиции на международном рынке.

В настоящее время существует множество различных по своей сути подходов к пониманию и толкованию понятия производительность труда. Признавая значимость проведенных ранее исследований в данной области, следует отметить, что существуют либо «узкие» определения данного понятия в рамках отдельных дисциплин, либо «размытые» общие определения, но нет единой точки зрения на данное понятие. Плюрализм в толковании производительности труда и обуславливает актуальность этого исследования. Назрела необходимость в их систематизации, выявления объективного понятия производительности труда, которое дальше будет использоваться в дальнейших исследованиях на эту тему.

* Аспирант кафедры Экономики и технологии бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.