Научная статья на тему 'НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА'

НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1212
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / СУММАРНЫЕ МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА / АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА / НОРМИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронкова Е. А., Подвербных О. Е.

В статье проанализированы основные методы нормирования труда, применяемые на железнодорожных предприятиях. Также определено значение нормированных заданий в системе нормирования труда работников железнодорожной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронкова Е. А., Подвербных О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGULATION OF RAILWAY EMPLOYEESLABOR

The article analyzed the main methods of labor rationing used in railway enterprises. Also, the value of standardized tasks in the system of labor regulation of railway workers is determined.

Текст научной работы на тему «НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 331.108

НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Е.А. Воронкова, О.Е. Подвербных

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: voronkova_liza1996@mail.ru

В статье проанализированы основные методы нормирования труда, применяемые на железнодорожных предприятиях. Также определено значение нормированных заданий в системе нормирования труда работников железнодорожной сферы.

Ключевые слова: нормирование труда, железнодорожный транспорт, суммарные методы нормирования труда, аналитические методы нормирования труда, нормированные задания.

THE REGULATION OF RAILWAY EMPLOYEESLABOR

Е.А. Voronkova, O.E. Podverbnykh

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: voronkova_liza1996@mail.ru

The article analyzed the main methods of labor rationing used in railway enterprises. Also, the value of standardized tasks in the system of labor regulation of railway workers is determined.

Keywords: labor regulation, rail transportation, methods of labor regulation, analytical methods of work measurement, standardized tasks.

Среди современных инструментов эффективного управления вопросы организации, оплаты и нормирования труда занимают одно из основных мест, отмечет С.Ю. Саратов.

Успешное развитие компании ОАО «РЖД» является катализатором развития отечественной экономики и международного экономического сотрудничества, бизнес-среда компании становится все более привлекательной для создания и развития холдинговой структуры. Немалую роль в этом играет возросший уровень профессионализма менеджмента.

Система организации, оплаты и нормирования труда входит в число современных управленческих систем и играет важную роль в быстро меняющейся бизнес-среде. Вопросы управления трудовыми ресурсами относятся к числу наиболее приоритетных для любого предприятия, и ОАО «РЖД» здесь не исключение [1].

Считаем целесообразным в первую очередь представить определение такого основополагающего в рамках настоящей работы понятия, как «нормирование труда».

Нормирование труда - это процесс определения меры труда, иными словами - затрат рабочего времени на какие-либо работы, осуществляемые в заданных организационно-технических условиях. Искомую меру называют нормой труда. Нормы труда представляют большой интерес, так как позволяют планировать, учитывать, анализировать трудозатраты, являющиеся частью издержек производства [2].

Главная цель нормирования труда на любом предприятии, в том числе и в сфере железнодорожного транспорта - создание необходимых условий для максимально эффективного использования производственного и трудового потенциала, повышения конкурентоспособности продукции или услуг и улучшения позиций на рынке благодаря снижению затрат труда, использованию лучшего мирового опыта и активному внедрению на производстве последних достижений науки, техники и технологии.

Секция «Современнее проблемы экономики труда и управления персоналом»

Нормирование труда на уровне каждого предприятия призвано решать следующие основные задачи:

- обеспечивать рациональное планирование затрат труда и его результатов;

- устанавливать оптимальные соотношения между количеством единиц имеющегося производственного оборудования и численностью различных категорий занятых на нем и обслуживающих его работников;

- разрабатывать правила и процедуры, регламентирующие процесс труда и трудовую деятельность в рамках данного предприятия в целом [2].

Нормирование труда приобретает все большее значение в решении экономических и социальных задач, улучшении использования трудовых ресурсов, обеспечении соответствия заработной платы трудовому вкладу работников.

Большая роль в решении этих задач отводится разработке и обеспечению предприятий соответствующими методическими и рекомендательными материалами по нормированию труда работающих и, прежде всего, рабочих с повременной оплатой, специалистов и других служащих, численность которых составляет около 80% всех работников, занятых в основной деятельности железнодорожного транспорта [3].

Исходя из специфики деятельности предприятий железнодорожного транспорта, применяемые методы нормирования труда можно разделить на две группы: суммарные и аналитические.

Суммарные не предполагают разбиения операции на составные элементы, не проводится анализ трудового процесса и не оценивается рациональность выполнения приемов. В этом случае определение нормы происходит при помощи данных оперативного и статистического учета затрат рабочего времени, происходящих по факту. Как правило, на предприятиях железнодорожного транспорта имеются статистические данные, в которых представлены данные о нормативных затратах рабочего времени по каждому виду сотрудников: локомотивных бригад, сотрудников, выполняющих маневренные работы, сотрудников, работающих в сфере путевого хозяйства, на погрузочно-разгрузочных работах, слесарных работах и т.д.

Следует сказать, что при использовании данного метода велико влияние «человеческого фактора», т.е. многое зависит от компетентности нормировщика.

Аналитические методы предусматривают глубокий анализ трудового процесса с разбиением его на части, построением рациональных приемов работы исполнителей и режимов работы оборудования. Всегда учитывается специфика работы и конкретных рабочих мест.

К группе аналитических относят следующие методы: исследовательский, расчетный и математико-статистический.

Исследовательский метод подразумевает анализ затрат рабочего времени на основе данных, собранных в ходе осуществления хронометражных наблюдений, а также проведения фотографии рабочего времени.

Хронометражем называют такой метод изучения затрат рабочего времени, при котором производятся замеры многократно повторяющихся элементов операций (машинно-ручных и ручных). Цель хронометража - установить основное и вспомогательное время или затрат рабочего времени в целом на отдельные трудовые приемы. Хронометраж используют как непосредственно для нормирования, так и для проверки норм, установленных расчетным способом. Наблюдения могут быть сплошными и выборочными.

Фотография рабочего времени помогает изучить все затраты времени в течение смены или ее части. Метод используется для выявления потерь рабочего времени и выяснения их причин, а также разработки способов их устранения. Также фотография частично применяется для нормирования численности сотрудников.

Особый метод - метод моментных наблюдений, он дает возможность оценить величину затрат рабочего времени без их непосредственного измерения. В основе метода лежит теория вероятностей. Непрерывная фиксация времени не требуется, в процессе наблюдения ведется учет количества моментов. Метод удобен тем, что позволяет охватить одновременно очень много объектов.

Таким образом, на предприятиях железнодорожного транспорта применяется широкий спектр современных методов нормирования труда. Однако, исследования, проводимые на предприятиях

железных дорог, показывают необходимость усиления работы по расширению сферы и повышению качества нормирования труда работников. Одним из действенных методов в решении данной задачи является выдача им нормированных заданий, разрабатываемых на основе технически обоснованных норм затрат и обеспечения полной загрузки рабочего времени в течение смены или другого учетного периода.

Как отмечают А.П. Макаридина, В. С. Паршина, «в связи со спецификой деятельности отрасли железнодорожного транспорта, около 80% занятого в основной сфере персонала осуществляют такую работу, которую нецелесообразно нормировать с помощью точных видов норм (норм времени и выработки), что обусловливает применение для них повременной системы оплаты труда. Работа, выполняемая рабочими-повременщиками, может быть пронормирована на основе нормированных заданий, определяющих объем работ на конкретных промежутках времени, норм обслуживания или норм численности [4].

Нормированные задания и учет их выполнения, в сочетании с системами стимулирования, способствуют ускорению темпов роста производительности труда и повышению качества выполняемых работ, улучшению загрузки и использования обслуживаемых технических средств без привлечения дополнительных материальных и трудовых затрат [3].

Библиографические ссылки

1. Саратов С.Ю. Организация, нормирование и оплата труда на железнодорожном транспорте: учебное пособие. М. : ФГБОУ Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте 2014. 360 с.

2.Нормирование труда: что это такое и почему особенно интересно бизнесу сегодня[Электронный ресурс]. URL:https://cbnt.ru/analytics/normirovanie_truda/2015/20 (дата обращения: 25.03.2019)

3. Методические рекомендации по разработке и внедрению нормированных заданий работникам с повременной оплатой труда на предприятиях железнодорожного транспорта (утверждены начальником управления заработной платы и охраны труда МПС России С.М. Даниловым 12 июля 2000 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технологической информации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200101829 (дата обращения: 25.03.2019)

4. Макаридина А.П., Паршина В.С. Экономика и социология труда: методические рекомендации. Екатеринбург :УрГУПС. 2008. 44 с.

© Воронкова Е.А., Подвербных О.Е., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.