Научная статья на тему 'Нормирование работ кузовного ремонта'

Нормирование работ кузовного ремонта Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
981
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМИРОВАНИЕ / КУЗОВ АВТОМОБИЛЯ / РАБОТЫ КУЗОВНОГО РЕМОНТА / ОПЕРАЦИЯ / RATE SETTING / A BODY OF THE CAR / CAR BODY REPAIR WORKS / OPERATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Жаров Сергей Петрович

в статье рассмотрены вопросы нормирования операций кузовного ремонта, которые состоят из различных работ: слесарно-механических, сварочных, жестяницких и подготовительных, что затрудняет их нормирование, и как следствие возникают проблемы с определением стоимости работ. для нормирования работ кузовного ремонта предлагается использовать математическую модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONING OF CAR BODY REPAIR WORKS

In this article rate setting operations questions of car body repair are considered. They include different kinds of works: metal, mechanical, welding, correct sheet metal works and preparatory works, which complicate their rationing, and as a result, there are some problems with cost work appraisal. Mathematical model is offered for rationing of car body repair works.

Текст научной работы на тему «Нормирование работ кузовного ремонта»

ТРАНСПОРТ

УДК 629. 113. 004. 5 С.П.Жаров

Курганский государственный университет

НОРМИРОВАНИЕ РАБОТ КУЗОВНОГО РЕМОНТА

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы нормирования операций кузовного ремонта, которые состоят из различных работ: слесарно-механических, сварочных, жестяницких и подготовительных, что затрудняет их нормирование, и как следствие возникают проблемы с определением стоимости работ. Для нормирования работ кузовного ремонта предлагается использовать математическую модель.

Ключевые слова: нормирование, кузов автомобиля, работы кузовного ремонта, операция.

S.P. Zharov

Kurgan State University

RATIONING OF CAR BODY REPAIR WORKS

Annotation. In this article rate setting operations questions of car body repair are considered. They include different kinds of works: metal, mechanical, welding, correct sheet metal works and preparatory works, which complicate their rationing, and as a result, there are some problems with cost work appraisal. Mathematical model is offered for rationing of car body repair works.

Key words: rate setting, a body of the car, car body repair works, operation.

Введение

В последние время с целью снижения непроизводительных потерь все более серьезное внимание уделяется вопросам научной организации труда, в том числе и организации рабочего места слесарей по ремонту автомобилей. Так, например, нормирование труда на автомобильном транспорте уже рассматривалось Л.А. Александровым в его книге «Техническое нормирование на автомобильном транспорте» в 1965 году.

Трудоемкость операций технологического процесса может быть установлена одним из трех способов:

- использованием готовых нормативов из типовых технологий и типовых норм на ТО и ремонт автомобилей;

- обработкой данных хронометражных наблюдений за выполнением соответствующих операций ТО и ТР;

- микроэлементным нормированием операций.

Операции кузовного ремонта

Многие авторы [1] отмечают тот факт, что значительные потери связаны с нерациональным использованием времени при проведении подготовительно-заключительных работ. Причем если при крупносерийном производстве удается снизить эти затраты до 5-8% от общей трудоемкости работ, то при мелкосерийном, а особенно при индивидуальном производстве они возрастают до 1215%. Работа слесарей по ремонту автомобилей в авто-

транспортных предприятиях и на станциях технического обслуживания автомобилей носит в большинстве случаев индивидуальный характер, при этом чаще всего слесарь выполняет большую часть работ из заказа самостоятельно, используя широкий ассортимент приспособлений и инструментов. При этом ремонт автомобилей на СТОА или в АТП в значительной степени выполняется вручную, что также повышает удельную долю подготовительно, заключительных работ.

Работы кузовного ремонта являются наиболее сложными с точки зрения нормирования трудоемкости операций, и как следствие оценка стоимости предстоящего ремонта вызывает затруднения. Поэтому решение данного вопроса очень важно как для предприятия автосервиса, так и для клиента, отдающего автомобиль в ремонт

В процессе выполнения ремонта кузова выполняется большой объем сварочных, слесарно-механических и жестяницких работ, что затрудняет проведение нормирования операций. Одним из путей решения данной проблемы является использование математической модели и базы данных, позволяющей в каждом конкретном случае достаточно быстро составить необходимые документы, которые в дальнейшем могут быть использованы в том числе и для определения оплаты труда слесарей по ремонту автомобилей.

Моделирование работ кузовного ремонта

Исходными данными для проведения моделирования являются:

- база данных типовых норм времени по замене деталей кузова автомобиля;

- база данных типовых норм времени на полуавтоматическую сварку в среде защитных газов;

- база данных типовых норм времени на слесарно-механические работы;

- база данных типовых норм времени на жестяницкие работы;

- база данных микроэлементов операций и корректирующих коэффициентов.

На рис. 1 представлен алгоритм для расчета трудоемкости кузовного ремонта [2]. На экран монитора выводятся и просматриваются типовые операции по замене деталей кузова, операции сварочных, слесарно-механи-ческих и жестяницких работ.

Для стандартных работ, нормы времени которых имеются в базах данных кузовных, сварочных, слесарно-механических и жестяницких работ, трудоемкость и оперативное время определяется по формуле [3]:

т v = То х

1 +

(A + B + C) 100

(1)

где Ту - оперативное время, мин (ч);

То- нормативное время, мин (ч);

А,В,С - соответственно доля времени на подготовительно-заключительные работы, время на обслуживание рабочего места и личные нужды и отдых, %.

Расчет трудоемкости и стоимости сварочных работ проводится в соответствии с алгоритмом, приведенным на рис. 2.

Выбирается соответствующий режим сварки, из базы данных определяется нормативное время выполнения, дается характеристика технологического процесса. В качестве основного вида при ремонте кузовов применя-

ется полуавтоматическая электродуговая сварка в среде защитных газов, кроме этого имеется база данных по газовой сварке и электродуговой сварке. Основными параметрами, влияющими на трудоемкость, являются длина сварного шва, удобство выполнения работ, доступ к месту сварки.

Базы данных типовых норм времени кузовных, сварочных, слесарно-механических и жестяницких работ

Расчет суммарной трудоемкости сварочных, слесарно-механических и жестяницких работ и общей трудоемкости технологического процесса

Разбивка нестандартных работ кузовного ремонта на отдельные операции

Разбивка нестандартных операций кузовного ремонта на элементы

Рис. 1. Алгоритм расчета трудоемкости кузовного ремонта

Рис. 2. Алгоритм расчета стоимости сварочных работ

Удобство выполнения работ и доступ к точке выполнения работ оценивается коэффициентами К1 и (табл. 1 и 2).

После определения оперативного времени выполнения работ вводятся данные о стоимости нормо-часа и определяется стоимость выполняемых работ

Таблица 1

Влияние удобства (рабочей позы) на трудоемкость

Номер позы 1 2 3 4 5

Рабочая поза Стоя прямо, руки приблизительно горизонтально Наклон корпусом вперед Наклон или изгиб корпуса назад, руки выше плеч Положение приседания Перегиб корпуса через ограждение, перегородку

Снижение производи- тельности,% 0 25 50 75 100

Коэффициент удобства, К1 1 1,25 1,50 1,75 2

Расчет трудоемкости и стоимости слесарно-механи-ческих и жестяницких работ проводится аналогично расчетам для сварочных работ (рис. 2). Для слесарно-меха-нических работ из базы данных можно выбрать сверлильные работы, ручное резание металла, резание электроножницами и угловой шлифовальной машинкой, ручная рубка металла зубилом и рубка металла электромеханическим зубилом. Для жестяницких Работ можно выбрать рихтовочные работы, вытяжку металла и выколотку металла. Выбирается соответствующий вид работ, из базы данных определяется нормативное время выполнения, дается характеристика технологического процесса. Основными параметрами, влияющими на трудоемкость работ, являются необходимая длина резки, толщина металла, удобство выполнения работ, доступ к месту выполнения работ.

Таблица 2

Влияние доступа к точкам работы на трудоемкость

Категория доступа Условия доступа Коэ ффициент доступа К2

1 Доступ свободный 1

2 Доступ слегка ограничен. Манипуляциям немного мешают соседние элементы конструкции 1,15

3 Доступ ограничен. Плохо видны точки обслуживания, требуется перестановка инструмента 1,25

4 Доступ сильно ограничен. Очень плохо видны точки обслуживания. Манипуляции сильно ограничены, требуется частая перестановка инструмента 1,45

5 Работа на ощупь. Точки обслуживания не видны, находятся в закрытом объеме. Доступ с инструментом и манипуляции сильно затруднены 1,85

Для нестандартных работ и операций, нормы времени на которые отсутствуют, нормативное время определяется микроэлементным методом (рис. 3).

Сущность микроэлементного метода сводится к тому, что самые сложные операции в конечном итоге могут быть представлены в виде определенной последовательности повторяющихся элементов. Если разбить нормируемую операцию на ряд таких элементов и просуммировать время на их выполнение, то можно найти оперативное время на выполнение всей операции.

Значения времени на выполнение элементов операции, часть из которых для примера представлена в табл. 3, являются «чистыми», т.е. при удобном их выполнении и свободном доступе к точке обслуживания.

Таким образом, общее уравнение нормирования трудоемкости нестандартной операции выглядит так:

Т =

£^ хК хК2)

1 + (А = В + С) 100

(2)

X

СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 6

21

где й- время выполнения микродействия (микроэлемента);

К1 и К2 -соответственно, коэффициенты, учитывающие увеличение времени на выполнение операции из-за ухудшения удобства и доступа к точке работы (табл. 1 и 2).

С

3

Формирование

поэлементной

структуры

выполняемой

операции

Расчет отдельного

элемента операции

Удобство

выполнения работ ы

и доступ к месту

выполнения

1

Определение

нормативного

времени

нет

С

КОНЕЦ

J

Определение стоимости работ Cv=Tv* Сч

да 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение суммарного времени операции Tv= Z(ti*K,*K2)]* [1+(A+B+C)/100 Стоимость нормо-

что позволит обосновано назначать стоимость работ для клиентов и определять трудозатраты каждого исполнителя и рассчитывать его заработную плату.

Список литературы

1. Александров Л.А. Техническое нормирование труда на автомобиль-

ном транспорте. - М.: Транспорт, 1986. - 288 с.

2. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки. Определение

трудоемкости и стоимости работ кузовного ремонта автомобилей / С.П. Жаров, А.А.Григорьев №7582: дата регистрации 25.01.2007; дата выдачи 13.02.2007.

3. Рыбин Н.Н. Проектирование технологических процессов обслужива-

ния автомобилей: Учебное пособие.- Курган: Из-во КГУ, 2004.-113с.

УДК 656.13.07 Н.Н. Рыбин

Курганский государственный университет

К ВОПРОСУ О МЕТОДЕ РАСЧЁТА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ

Аннотация. В статье дана краткая история развития технологического расчёта автотранспортных предприятий, приведены данные анализа методов расчёта производственной программы обслуживания и ремонта автомобилей как основополагающей его части, представлены предложения по совершенствованию методики её расчёта.

Рис. 3. Алгоритм расчета стоимости нестандартных работ

Таблица 3

База данных по микроэлементам операций (выдержка)

После определения оперативного времени по каждой из выполняемых операций рассчитывается общее время выполнения работ и стоимость выполнения работ, причем при необходимости, учитывая специфику каждого вида работ, можно определить стоимость работ, выполняемых различными специалистами (сварщиком, слесарем, жестянщиком), отдельно, используя соответствующую стоимость нормо-часа.

Общая норма времени на выполнение операций складывается из оперативного, подготовительно-заключительного времени, времени обслуживания рабочего места и перерывов на отдых и личные надобности.

Оперативным называется время, затрачиваемое непосредственно на выполнение данной операции. Оно определяется одним из методов, рассмотренных ниже.

Заключение

Предложенная методика позволяет оперативно проводить нормирование работ кузовного ремонта и определять стоимость работ как по отдельным видам работ (жестяницкие, сварочные, слесарно-механические и подготовительные), так и всего комплекса работ вместе,

Ключевые слова: автотранспортное предприятие, проектирование, расчёт, программа, метод, совершенствование.

N.N.Rybin

Kurgan State University

TO THE PROBLEM OF CALCULATION METOD OF TECHNICAL SERVICING AND CAR REPAIRS PRODUCTION PROGRAMME

Annotation. The article deals with a short period of history in the development of technological calculation of motor transport enterprises; the facts of analysis of methods of calculation of the production programme of servicing and car repairs as a basic of its part have been given; the proposals on the improvement of methods of calculation of the programme have presented.

Key words: motor transport enterprise, planning, calculation, programme, method, improvement.

Введение

На показатели эффективности работы технической службы и автотранспортного предприятия (АТП) в целом существенное влияние оказывает уровень развития его производственно-технической базы (ПТБ). Исследованиями установлено, что вклад ПТБ в изменение производительности труда обслуживающего персонала составляет 18-25%, а коэффициента технической готовности автомобилей - до 21% [1].

Известно, что развитие ПТБ АТП происходит за счет

№ п/п Наименование элемента Время, мин

1 Взять инструмент, деталь 0,035

2 Доставить инструмент, деталь к точке работы 0,065

3 Установка инструмента, деталь простая 0,070

4 Установка инструмента, детали со стыковкой с конструкцией автомобиля 0,300

5 Повернуть инструмент 0,220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.