УДК 352.075
нормирование оплаты труда
в системе муниципальных органов и институтов: современные тенденции
Н. А. ИСТОМИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов E-mail: n_istomina_usue@mail. ru
Уральский государственный экономический университет
Нормирование уровня оплаты труда в муниципальных образованиях традиционно предполагает установление предельных размеров заработной платы для различных категорий должностных лиц, муниципальных служащих и прочих специалистов. В статье рассмотрен опыт ряда муниципальных образований Свердловской области в этой сфере, обоснована взаимосвязь заработной платы с финансовым положением муниципалитета, затронута проблема достойной оплаты труда.
Ключевые слова: муниципальное образование, местная администрация, заработная плата, муниципальный служащий, местный бюджет.
Вопросы соответствия расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления действительной потребности этих институтов в финансовых ресурсах и результативности их деятельности являются практически постоянными вопросами в рамках любых программ повышения эффективности бюджетных расходов. Поиск путей оптимизации расходов на государственное и муниципальное управление в бюджетах всех уровней осуществляется на основе базового предположения, что затраты на заработную плату государственных и муниципальных служащих в той или иной степени могут быть уменьшены, т. е. нагрузка на бюджет сокращена.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что за последние годы нагрузка на специалистов органов
государственной власти и местного самоуправления значительно выросла. Потому проблема достойного уровня оплаты труда, соотносящей трудоемкость работы специалиста и получаемое им вознаграждение за труд, может быть охарактеризована как важная, значимая и требующая адекватного решения.
В этой связи исследование действующей практики установления размеров оплаты труда в сфере государственного и муниципального управления представляется актуальным, и в настоящей статье будет проведено на примере муниципальных образований Свердловской области.
Основным приемом регламентации уровня оплаты труда в рассматриваемых муниципалитетах (так же, как и во всех субъектах РФ) в федеральных структурах является нормирование. Под нормированием для муниципального образования следует понимать установление предельного уровня оплаты труда для различных категорий выборных должностных лиц, муниципальных служащих, иных работников местных администраций.
По всем категориям выборных должностных лиц, муниципальных служащих, прочих специалистов заработная плата определяется как сумма должностного оклада и дополнительных выплат различного характера. Очевидно, что для различных муниципальных образований финансовые возможности являются различными, что определяет существенные различия в размерах денежных окладов. Поэтому за одни и те же профессиональные
обязанности специалисты, депутаты, главы муниципальных образований в разных муниципальных образованиях получают разное денежное вознаграждение (табл. 1—4).
В табл. 1 представлены показатели, характеризующие размеры должностных окладов высших чиновников муниципального уровня — глав муниципальных образований, председателей местных представительных органов и их заместителей, а также оклады депутатов местных представительных органов, работающих на постоянной основе.
Обратим внимание на то, что данные табл. 1 подтверждают ранее сформулированный тезис о зависимости размеров оплаты труда в институтах местного самоуправления от финансового положения муниципалитета. В частности, оклад главы в самом крупном и финансово обеспеченном муниципалитете — столице Свердловской области г. Екатеринбурге — в два раза превышает оклад главы муниципального образования, менее состоятельного в финансовом плане (это и городской округ Ревда, и Ивдельский городской округ).
Кроме собственно социально-экономического положения муниципалитета, ограничения на уровень заработной платы на местах накладывают требования Бюджетного кодекса РФ, которые применяются
при определенной доле безвозмездных поступлений в структуре доходов местного бюджета.
Еще более значительная разница между размерами должностных окладов характерна для таких категорий специалистов, как председатели контрольных органов, их заместители, а также инспекторы данных структур (табл. 2).
Обратим внимание на то, что председатель контрольного органа в муниципальных образованиях Ревда и Каменск-Уральский (достаточно крупных городах Свердловской области) получает оклад, практически равный окладу инспектора в контрольном органе (Счетной палате) столицы субъекта РФ — города Екатеринбурга. Интересно также отметить, что председатель контрольного органа в муниципальном образовании город Каменск-Уральский по уровню оклада практически соответствует главе муниципального образования городской округ Ревда.
Рассмотренные должности в структуре управления муниципальных образований предполагают ограниченное количество должностных лиц, равное по кругу профессиональных обязанностей, поэтому размеры окладов для них не могут иметь вид интервала значений. Установление интервалов окладов применяется для окладов муниципальных
Таблица 1
Размеры должностных окладов выборных должностных лиц местного самоуправления, руб. в мес. [1, 2, 4]
№ п/п Наименование должности Город Екатеринбург Городской округ Ревда Ивдельский городской округ
1 Высшее должностное лицо муниципального образования* 40 485 17 968 19 226
2 Председатель представительного органа (Думы) муниципального образования* 17 968 19 226
3 Заместитель председателя представительного органа (Думы) 36 437 16 171 -
4 Депутат представительного органа (Думы) 32 387 14 374 Н/д
№ п/п Наименование должности Город Екатеринбург Городской округ Ревда Город Каменск-Уральский
1 Председатель контрольного органа представительного органа муниципального образования (Счетной палаты) 24 115 11 066 15 304
2 Заместитель председателя Счетной палаты (Екатеринбург) 21 704 — —
3 Инспектор контрольного органа представительного органа муниципального образования (Счетной палаты) 14 855 — 16 191 8 167 9 606 — 10 810
* В г. Екатеринбурге высшее должностное лицо (глава) является председателем представительного органа — городской
Таблица 2
Размеры должностных окладов руководителей и специалистов контрольных органов муниципальных образований, руб. в мес. [1—3]
Таблица 3
Размеры должностных окладов муниципальных служащих (замещающих должности муниципальной службы) по основным категориям, руб. в мес. [1—4]
№ Наименование Город Городской Город Ивдельский
п/п должности Екатеринбург округ Ревда Каменск-Уральский городской округ
1 Глава администрации 40 485 15 273 — —
2 Первый заместитель главы администрации 36 437 13 693 22 993 12 968
3 Заместитель главы администрации 35 222 12 120 21 465 —
4 Руководитель (функционального) органа администрации 21 704—24 115 9 484—10 539 13 211 — 14 403 11 277
5 Заместитель руководителя (функционального) органа администрации 19 534—21 704 8 536—9 592 11 768—12 965 10 263
6 Помощник главы муниципального образования — 8 167 9 606—10 810 8 739
7 Главный специалист 12 649—14 167 7 376 8 405—9 606 7 892
8 Ведущий специалист 10 650—12 143 5 797—6 849 7 209—8 405 7 328
9 Специалист 1-й категории 9 641—10 120 4 742—5 797 6 006—7 209 6 203
10 Специалист 2-й категории 9 235—9 641 3 689—4 742 4 805—6 006 5 074
служащих — от руководителей подразделений местных администраций до рядовых специалистов (табл. 3).
Анализируя данные табл. 3, можно обратить внимание на то, что различие в размере оклада первого заместителя главы местной администрации и заместителя главы для муниципальных образований городской округ Ревда и Ивдельский городской округ и сотрудников этого же ранга в г. Екатеринбурге составляет 150—200 %. Значительные колебания по окладам в муниципалитетах наблюдаются для всех категорий служащих. Также заметно, что для г. Екатеринбурга, городских округов Ревда и Каменск-Уральский четко соблюдается принцип перехода нижней границы оклада сотрудника более высокого уровня в верхнюю границу оклада сотрудника более низкого уровня (для специалистов администраций).
Рассматривая вопрос о достаточности размеров окладов, необходимо констатировать, что, безусловно, в чистом виде оклад не обеспечивает необходимого уровня финансового благосостояния муниципальных служащих (начиная с руководителей подразделений местных администраций и заканчивая специалистами, а также и для чиновников более высокого ранга). Базовый оклад не является привлекательным стимулом для привлечения молодых специалистов в институты местного управления. Дополнительным видом вознаграждения являются надбавки и выплаты, но не на все из них имеют право специалисты с небольшим стажем работы.
Признавая влияние социально-экономических особенностей муниципального образования на
уровень жизни, уровень цен на товары и услуги, покупательную способность (например, Ивдельский городской округ — это муниципалитет, не имеющий статуса крупного города, с относительно низкими ценами на многие товары и услуги по сравнению с Екатеринбургом), подчеркнем, что, выполняя один и тот же объем работы, чиновники в разных муниципалитетах вознаграждаются по-разному.
В муниципалитетах, предполагающих наличие территориальных органов местных администраций, устанавливаются оклады для сотрудников таких органов (табл. 4).
В муниципальном образовании город Екатеринбург размер оклада главы администрации района соответствует размеру оклада заместителя главы администрации города, при этом такое соответствие не наблюдается в отношении муниципального образования город Каменск-Уральский. В целом обращает на себя внимание тот факт, что в материальном плане работа в территориальном органе местной администрации для специалиста вознаграждается в меньшем размере.
Исследуя материалы по данным муниципальным образованиям, удалось найти сведения по размерам окладов специалистов некоторых особых структур (институтов), в частности, членов избирательной комиссии в г. Екатеринбурге (табл. 5).
Заметим, что размеры окладов для начальников отделов и главных специалистов избирательной комиссии города Екатеринбурга являются весьма достойными и сопоставимы с размерами окладов первых заместителей глав администраций городского округа Ревда и Ивдельского городского округа,
Таблица 4
Размеры должностных окладов муниципальных служащих (замещающих должности муниципальной службы) в территориальных органах местных администраций, руб. в мес. [1—4]
№ Наименование Город Городской Город Ивдельский
п/п должности Екатеринбург округ Ревда Каменск-Уральский городской округ
1 Глава территориального органа администрации 35 222 6 733 17 404 7 204
2 Заместитель главы территориального органа администрации 24 115—27 322 — 13 811 —
3 Главный специалист 10 650—12 143 — 8 405 —
4 Ведущий специалист 9 641—10 120 — 6 606—7 804 —
5 Специалист 1-й категории 9 235—9 641 4 742 5 404—6 606 5 074
6 Специалист 2-й категории 8 745—9 181 3 689 4 204—5 404 —
Таблица 5 Размеры должностных окладов для членов избирательной комиссии муниципального образования город Екатеринбург, руб. в мес. [1]
а также с размером оклада председателя контрольного органа в городе Каменск-Уральский. В сравнении с размерами окладов главных и ведущих специалистов, специалистов 1-й и 2-й категории, представленными в табл. 3, для г. Екатеринбурга, оклады чиновников этих же рангов в избирательной комиссии установлены на одном и том же уровне.
Дополнительным способом финансового вознаграждения выборных должностных лиц, муниципальных служащих являются ежемесячные надбавки, иные выплаты, которые устанавливаются в размере, кратном размеру должностного оклада на каждый год.
Как можно заметить по данным табл. 6, наибольшее значение (и размер) для специалистов и выборных должностных лиц в сфере муниципального управления имеют надбавки за особые условия службы и премии по результатам работы. Они в совокупности составляют 16 должностных окладов в год по всем приведенным в таблице муниципалитетам, кроме г. Екатеринбурга (12 годовых окладов).
В отношении набавок и выплат по всем анализируемым муниципалитетам наблюдается практически абсолютная стандартизация размеров указанных начислений, что является отражением общих требований законодательства и признаком сопоставимости финансовых условий деятельности чиновников. Безусловно, что в связи с разными абсолютными значениями окладов абсолютные размеры дополнительных надбавок и выплат будут различаться.
Дополнительными интересными сведениями о характере и размерах выплат за работу в структурах и институтах местного уровня являются данные, приведенные в табл. 7 по городскому округу Ревда.
Приведенные в табл. 7 показатели доказывают, что в значительной степени труд в структурах муниципального уровня не сопровождается достойным вознаграждением, если рассматривать этот вопрос
№ Наименование Размер
п/п должности оклада
1 Начальник отдела 18 739—20 238
2 Главный специалист 12 649—14 167
3 Ведущий специалист 10 650—12 143
4 Специалист 1-й категории 9 641—10 120
5 Специалист 2-й категории 9 235—9 641
Таблица 6
Нормативы ежемесячных и иных дополнительных выплат к должностным окладам (в том числе единовременного характера), должностных окладов в год [1—4]
№ Вид дополнительной Город Городской Город Ивдельский
п/п выплаты /надбавки Екатеринбург округ Ревда Каменск-Уральский городской округ
1 Надбавки за особые условия службы 6 10 10 10
2 Надбавки за выслугу лет 3 3 3 3
3 Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну До 1,5 До 1,5 До 1,5 До 1,5
4 Премии по результатам работы 6 6 6 6
5 Материальная помощь 2 2 До 2 До 2
Таблица 7
Размеры должностных окладов работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, в городском округе Ревда, руб. в мес. [2]
№ п/п Наименование должности Размер оклада
1 Заведующий копировально-множительным бюро, машинописным бюро; старший инспектор; программист 4 511—5 074
2 Стенографистка 1-й категории 3 945—4 511
3 Заведующие хозяйством, складом, инспектор, кассир; комендант, делопроизводитель, архивариус, стенографистка 2-й категории, машинистка 1-й категории 3 382—3 945
4 Машинистка 2-й категории, экспедитор, секретарь руководителя 2 817—3 382
5 Водитель 6 099
только в аспекте установленных должностных окладов. Причем если физическое лицо занимает должность, обеспечивающую деятельность органов местного самоуправления и прочих муниципальных структур, его заработная плата, как правило, меньше, чем у муниципального служащего или выборного должностного лица.
Подводя итого проведенному исследованию, необходимо констатировать, что, безусловно, местные бюджеты не обладают равными финансовыми возможностями для установления одинакового денежного вознаграждения сотрудникам, специалистам, выборным должностным лицам и т. д. В крупных городах, особенно в столицах субъектов РФ, нормативы расходов на заработную плату в системе местного самоуправления, муниципальных органов и институтов существенно выше. Расширенными возможностями по стимулированию работы в местных структурах обладают муниципальные образования, не получающие дотаций из бюджетов субъектов Федерации.
Нормирование размеров оплаты труда в системе муниципальных органов и институтов является наглядным примером нормирования заработной платы как элемента кадровой политики. Особенностью в данном случае является то, что работодатель ограничен в ресурсах и не обладает полной свободой при установлении размера должностного оклада определенной категории выборных должностных лиц или муниципальных служащих.
В рамках программ повышения эффективности бюджетных расходов, которые в настоящее время реализуются на всех уровнях власти и управления, решаются вопросы оптимизации численности служащих, а также установления зависимости между размерами денежных выплат специалистам и результатами их работы. Реализуя эти, безусловно, важные задачи, важно сохранить квалифицированные кадры в системе муниципальных органов и институтов. Потеря подготовленных и опытных
48-
сотрудников для местных администраций, представительных и контрольных органов может привести к остановке или значительному замедлению многих процессов на местах, невозможности реализовать на конкретной территории глобальные государственные новации.
Список литературы
1. Об утверждении Положения «Об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург», депутатов Екатеринбургской городской думы, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих органов местного самоуправления и муниципальных органов, не входящих в структуру органов местного самоуправления, муниципального образования «город Екатеринбург»: решение Екатеринбургской городской Думы от 24.05.2011 № 39/42.
2. О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в городском округе Ревда: постановление администрации городского округа Ревда от 20.09.2010 № 2260.
3. О приведении оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования город Каменск-Уральский в соответствие с действующим законодательством: решение городской Думы города Каменска-Уральского от 14.10.2009 № 131.
4. О нормативах формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц местного самоуправления Ивдельского городского округа, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих органов местного самоуправления Ивдельского городского округа: решение Думы Ивдельского городского округа от 24.09.2009 № 207.