Научная статья на тему 'Нормативный подход в маркетинговых исследованиях по оценке обеспеченности жителей парковочными местами в городе Москве'

Нормативный подход в маркетинговых исследованиях по оценке обеспеченности жителей парковочными местами в городе Москве Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
191
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинговые исследования / нормативный подход / парковочные пространства / marketing research / regulatory approach / parking spaces
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативный подход в маркетинговых исследованиях по оценке обеспеченности жителей парковочными местами в городе Москве»

Скоробогатых И.И.

д.э.н., профессор, зав. кафедрой маркетинга, Российский экономический университет

Skorobogatykh.II@rea.ru

Сидорчук Р.Р.

д.э.н., профессор кафедры маркетинга, Российский экономический университет Sidorchuk. RR@rea.ru Мусатов Б.В.

д.э.н., профессор кафедры маркетинга, Российский экономический университет

Musatov.BV@rea.ru

Мешков А.А.

д.э.н., профессор кафедры маркетинга, Российский экономический университет Meshkov.AA@rea.ru

НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ОЦЕНКЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ПАРКОВОЧНЫМИ МЕСТАМИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Ключевые слова:маркетинговые исследования, нормативный подход, парковочные пространства. Keywords: marketing research, regulatory approach, parking spaces.

Для решения задачи определения обеспеченности парковочными местами хранения индивидуального транспорта в соответствии с постановлением Правительства города Москвы1 используется нормативный метод. Метод основан на общих принципах маркетинговых исследований 2 и на нормативных расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности объектами паркования и хранения индивидуального транспорта населения города Москвы. В основу метода положены региональные нормативы, предназначенные для градостроительного проектирования города Москвы в области транспорта, автомобильных дорог регионального или межмуниципального знач ения. Они установлены на основе практического опыта и включают в себя расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального или межмуниципального значения. Общие методические подходы к использованию в маркетинге нормативного подхода описаны в литературе3.

К объектам нормирования относятся такие объекты транспортной инфраструктуры города Москвы, как линейные объекты улично -дорожной сети, сооружения, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях паркования, хранения индивидуальных транспортных средств, в том числе автостоянки, паркинги, гаражи, объекты грузового транспорта и обслуживания перевозок грузов.

Нормативные методики оценки потребности в парковочных местах основываются в первую очередь на нормах парковок, под которыми понимается минимально допустимый уровень обеспеченности объектами хранения легковых автомобилей, установленный Постановлением Правительства Москвы от 1 октября 2015 г. № 945-ПП.

Учитывая, что указанное выше Постановление устанавливает нормативы допустимого уровня обеспеченности объектами хранения для градостроительного проектирования города Москвы, применение установленных нормативов к ранее возведенным объектам является оценочным и используется с целью определения соответствия существующего жилого фонда в части организации парковочного пространства перспективным нормам градостроительной политики в этой части.

Нормативы, используемые для оценки потребностей в парковочных местах:

1. Количество индивидуального транспорта на 1000 жителей. В расчетах потребности в парковках с использованием нормативного метода применяется показатель - количество индивидуального транспорта на 1000 жителей:

- на 2015 г. - 370 единиц автотранспорта;

- на период до 2018 г. - с учетом прироста числа автомобилей на 3,3% в год (в соответствии с Генеральным планом города Москвы, утвержденным Законом города Москвы от 5 мая 2010 г. № 17 «О генеральном плане города Москвы»)4.

1 Постановление Правительства Москвы от 1 октября 2015 г. № 945-ПП «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования города Москвы в области транспорта, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения». - http://docs.cntd.ru/document/3719130

2 Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учебник / Под общ. ред. И.И. Скоробогатых, Д.М. Ефимовой. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - 340 с. - (Серия «К 110-летию РЭУ им. Г. В. Плеханова»).

3 Маркетинг: создание и донесение потребительской ценности: учебник / Под общ. ред. И.И. Скоробогатых, Р.Р. Сидорчука, С.Н. Андреева. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 589 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - DOI 10.12737/1003504. - http://znanium.com/ catalo g/product/1003504

4 Закон города Москвы от 5 мая 2010 г. № 17 «О генеральном плане города Москвы». - http://docs.cntd.ru/document/3719130

Изменение норматива количества индивидуального транспорта на 1000 жителей города Москвы по годам представлено в табл. 1.

Таблица 1

Норматив количества (ед.) индивидуального транспорта на 1000 жителей города Москвы

Год 2015 2016 2017 2018 2019

Норматив, ед. 370 382 395 408 421

Источник: подготовлено авторами.

2. Уровень пешеходной доступности. Максимально допустимый уровень территориальной пешеходной доступности для населения до остановок наземного городского общественного пассажирского транспорта должен составлять:

- от мест проживания или мест приложения труда - не более 400 м;

- от объектов массового посещения - не более 250 м;

- от объектов социального обслуживания и поликлиник - не более 150 м;

- от проходных предприятий в производственных и коммунально -складских зонах - не более 400 м;

- от главного входа зон массового отдыха и спорта - не более 800 м;

- в районах индивидуальной жилой застройки дальность пешеходных подходов к ближайшей остановке наземного городского общественного пассажирского транспорта может быть увеличена до 600 м.

3. Уровень территориальной доступности. Максимально допустимый уровень территориальной пешеходной доступности для населения до станций скоростного внеуличного общественного пассажирского транспорта должен составлять:

- до станций метрополитена в центральной части города - не более 500 м;

- до станций метрополитена, скоростного трамвая в пределах МКАД - не более 700 м;

- до станций метрополитена, скоростного трамвая на территории за пределами МКАД - не нормируется.

Максимально допустимый уровень территориальной транспортной доступности для населения до станций скоростного внеуличного общественного пассажирского транспорта:

- в пределах МКАД (включая центральную часть города) - не более 2200 м;

- за пределами МКАД - не нормируется.

4. Применение нормативов в зависимости от вида хранения индивидуального транспорта. Методика расчета норматива потребности для хранения и паркования индивидуального транспорта зависит от вида хранения.

Постоянное хранение индивидуальных транспортных средств обеспечивает потребность в парковочных местах населения города Москвы, проживающего в жилой застройке. Для территорий многоэтажной жилой застройки парко-вочные места постоянного хранения размещаются:

- внутри территорий жилых зон (кварталов) - от 55 до 90% необходимого количества машиномест в виде площадок и парковок вдоль внутриквартальных проездов и в гаражах;

- за пределами территорий жилых зон (кварталов) - от 10 до 15% от необходимого количества машиномест в гаражах и на открытых площадках (на закрепленном за конкретным автовладельцем парковочном месте) в виде сезонной парковки;

- на улично-дорожной сети - от 0 до 30% от необходимого количества машиномест: внеуличные в виде карманов, отступающих от проезжей части; уличные в виде парковок на проезжей части, открытых площадках и гаражах в подэстакадных и подмостовых пространствах, а также в подземных гаражах под проезжей частью;

- в коттеджной (индивидуальной) застройке парковочные места постоянного хранения размещаются - до 100% от необходимого количества машиномест.

Максимально допустимый уровень территориальной пешеходной доступности для населения парковочных мест постоянного хранения за пределами жилых зон не должен превышать 1500 м. При размещении парковочных мест в пределах УДС допускается использование территории в радиусе пешеходной доступности - 600 м от границ рассматриваемого участка, в том числе на противоположной стороне УДС на незастроенных и в будущем не застраиваемых территориях.

Временное хранение индивидуальных транспортных средств отражает потребность в парковочных местах для легковых автомобилей сотрудников и посетителей объектов различного функционального назначения и размещаются:

- на территории объектов различного функционального назначения должно располагаться от 75 до 100% от необходимого количества машиномест на открытых площадках и гаражах;

- на улично-дорожной сети - от 0 до 25% от необходимого количества машиномест.

Для легковых автомобилей посетителей жилых зон (кварталов) предусматриваются гостевые парковки. Они размещаются на открытых площадках для паркования внутри жилых зон или на УДС, в порядке, предусмотренном для постоянного хранения автотранспортных средств.

Максимально допустимый уровень территориальной пешеходной доступности для населения парковочных мест временного хранения должен предусматривать:

- для приобъектных парковок - от 150 до 400 метров;

- для парковок совместного использования - 1200 метров до наиболее удаленного объекта из обслуживаемой группы.

Методики оценки нормативного количества парковочных мест для постоянного хранения

индивидуального транспорта

Нормативные методики расчета потребности в парковочных местах основываются на региональных нормативах градостроительного проектирования города Москвы, которые содержат совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения города Москвы объектами транспортной инфраструктуры регионального и межмуниципального значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения города Москвы.

Количество парковок для постоянного хранения определяется на этапе разработки проектов планировок территорий и подготовки градостроительного плана земельного участка. Для существующей застройки территорий эта методика используется для оценки актуального уровня удовлетворенности потребностей пользователей в парковках для постоянного хранения легковых автомобилей. При проведении расчетов учитывается дифференциация территориальных единиц города Москвы в зависимости от соотношения численности дневного населения и проживающего населения и доступности территории городским общественным пассажирским транспортом.

Для расчета количества парковок постоянного хранения легкового автотранспорта в градостроительном проектировании города Москвы рекомендуется использовать следующую расчетную формулу

N = [S / Si] Х Ki Х К2 (1),

где N - количество парковочных мест постоянного хранения автотранспортных средств;

S - суммарная поэтажная площадь объекта;

Si - показатель суммарной поэтажной площади объекта на одно машиноместо для постоянного хранения автотранспортных средств;

К1 - уточняющий коэффициент соотношения численности дневного населения и населения, проживающего на территории района города Москвы (табл. 2);

К2 - уточняющий коэффициент к расчетному количеству парковок в зависимости от доступности территории городским общественным пассажирским транспортом (табл. 3).

Таблица 2

Количество парковок для постоянного хранения на этапе разработки проектов планировок территорий и подготовки градостроительного плана земельного участка

Виды жилых о бъектов Нормативное значение количества машиномест на кв. м суммарной поэтажной площади здания S1

Многоквартирные дома (строительство за счет бюджета города Москвы) 1 на 90 кв. м

Многоквартирные дома (строительство за счет внебюджетных средств) 1 на 80 кв. м ''

Жилые дома блокированной застройки и объекты индивидуального жилищного строительства (независимо от источника финансирования)1 1 на 150 кв. м, но не менее 1 на объект

Подготовлено авторами на основе источника: http://docs.cntd.ru/document/537986033

Для оценки уровня удовлетворенности парковочными местами постоянного хранения для многоквартирных домов ранних лет застройки, независимо от бывшего инвестора, целесообразно принять норму, равную 1 машиноме-сто на 85 кв. м.

Таблица 3

Распределение территориальных единиц города Москвы по зонам в зависимости от соотношения численности дневного населения и проживающего населения

Зона территориального деления гор. Москвы Наименование территориальных единиц (районов, поселений) гор. Москвы Обеспеченность расчетным количеством парковок постоянного хранения (К1)

Зона «0» Арбат, Басманный, Беговой, Замоскворечье, Красносельский, Лефортово Мещанский, Нижегородский, Сокольники, Пресненский, Таганский, Тверской, Хамовники, Хорошевский, Якиманка 0,7

Зона«1» Алексеевский, Аэропорт, Войковский, Гагаринский, Даниловский, Донской, Дорогомилово, Левобережный, Марьина Роща, Останкинский, Ростокино, Савеловский, Соколиная гора, Черемушки, Южнопортовый 0,8

Зона «2» Академический, Бабушкинский, Бутырский, Коньково, Дмитровский, Измайлово, Ломоносовский, Марфино, Метрогородок, Москворечье-Сабурово, Нагатино-Садовники, Нагорный, Обручевский, Орехово-Борисово, Южное Очаково-Матвеевское, Перово, Покровское-Стрешнево, Преображенское, Раменки, Свиблово, Сокол, Тимирязевский, Текстильщики, Тропарево-Никулино, Филевский парк, Хорошево-Мневники, Царицыно, Чертаново, Северное Чертаново, Центральное Щукино 0,9

Зона«3» Все районы и поселения города Москвы, не вошедшие в зоны «0», «1», «2» 1,0

Подготовлено авторами на основе источника: http://docs.cntd.ru/document/537986033

1 Блокированная застройка — тип малоэтажной жилой застройки, при котором расположенные в ряд однотипные жилые дома блокируются друг с другом боковыми стенами. Каждый из таких домов имеет отдельный вход, небольшой палисадник и, иногда, гар аж.

Зоны доступности территории городским общественным пассажирским транспортом определяют:

- от магистральной улично-дорожной сети, на которой организовано движение наземного общественного пассажирского транспорта;

- зона 250 м от проезжей части в оба направления.

Следует учитывать линии общественного транспорта со сроком ввода в эксплуатацию, соответствующим времени реализации проекта планировки территории, проектируемой в соответствии с Государственной программой города Москвы «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 годы и на перспективу 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2011 г. № 408-ПП;

- от станций и платформ скоростного внеуличного транспорта - в радиусе 500 м.

Важным аспектом при принятии стратегических управленческих решений в области развития парковочного пространства является понимание и оценка перспектив развития города в целом, так как парковочное пространство является неотъемлемой частью градостроительной политики. В связи с этим для оценки потенциала парковочного пространства целесообразно воспользоваться градостроительными решениями, заложенными в Генеральном плане развития города Москвы до 2025 года.

Оценка потенциала основана на заданных в Генеральном плане Москвы до 2025 года «Основных показателях в области жилищного строительства города Москвы».

В качестве исходных нормативных потребностей обеспечения парковочным пространством индивидуального транспорта используются утвержденные нормативы:

- норматив количества индивидуального транспорта на 1000 жителей;

- норматив жилого фонда на 1 машиноместо - 85 кв. м. жилого фонда на 1 машиноместо ;

- коэффициент распределения территориальных единиц города К ;

- коэффициент территориальной доступности городского общественного пассажирского транспорта К 2 принят равным 0,775 = (0,85+0,70) / 2, как среднее значение коэффициентов (табл. 4).

Таблица 4

Доступность территории городским общественным пассажирским транспортом

Вид общественного транспорта, в зону доступности которого попадает объект*' Коэффициент доступности общественного транспорта, К2

Только городской наземный общественный пассажирский транспорт 0,85

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скоростной внеуличный и наземный общественный пассажирский транспорт 0,70

Подготовлено авторами на основе Постановления правительства Москвы от 23 декабря 2015 года № 945 -ПП «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования города Москвы в области транспорта, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения». - http://docs.cntd.ru/document/537986033

Такой подход к оценке территориальной доступности определяется задачами, представленными в Генеральном плане города Москвы: «обеспечить транспортно -пешеходную доступность до 15 минут остановочных пунктов городского внеуличного общественного транспорта, обеспечением в «шаговой» доступности: социально значимых объектов обслуживания; мест размещения, хранения и паркования индивидуального автотранспорта, Генеральным планом города Москвы до 2025 года также предусмотрено дальнейшее наращивание фонда машиномест для хранения и паркования легковых автомобилей с целью достижения к расчетному сроку не менее 70% обеспеченности; увеличение фонда машиномест для хранения и паркования к 2025 году - на 2,6 млн. машиномест для хранения легковых автомобилей населения города - на 1,7 млн. машиномест, для паркования легковых автомобилей посетителей объектов различного функционального назначения - на 0,9 млн. машиномест, включая приобъектные, кооперированные и перехватывающие стоянки.

Оценка потенциального количества машиномест, необходимого для хранения индивидуального автотранспорта жителей Москвы, на основе показателей жилого фонда, предусмотренного мероприятиями Генплана гор. Москвы до 2025 года представлена в таблице 2. Расчет норматива потенциальной потребности в машиноместах осуществляется по формуле 2.

M = (F/Кнорм) x Kl х К (2)

Генпланом г. Москвы до 2025 года предусматривается также дальнейшее наращивание фонда машиномест для хранения и паркования легковых автомобилей с целью достижения к расчетному сроку не менее 70% обеспеченности потребности. Для паркования легковых автомобилей посетителей объектов различного функционального назначения предусматривается также увеличение парковочного пространства на 0,9 млн. машиномест, включая приобъектные, кооперированные и перехватывающие стоянки. Предусматривается также формирование каскада перехватывающих стоянок: к расчетному сроку общей вместимостью 250 тыс. машиномест, в том числе на подходах к гр аницам города -100 тыс. машиномест; к границам Центрального административного округа и Садовому кольцу - 150 тыс. машиномест; на 1-ю очередь - общей вместимостью 150 тыс. машиномест, в том числе: на подходах к границам города -30 тыс. машиномест, к границам Центрального административного округа и Садовому кольцу - 120 тыс. машиномест.

Генпланом предусматривается обеспечение темпов прироста фонда машиномест для хранения и паркования легковых автомобилей: до 2015 г. - по 170-175 тыс. машиномест в год (в том числе для хранения - по 100-110 тыс. машиномест в год, для паркования - по 65-70 тыс. машиномест в год); с 2015 по 2025 гг. - по 120-125 тыс. машиномест в год (в том числе для хранения - по 80-90 тыс. машиномест в год, для паркования - по 35-40 тыс. машиномест в год).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.