Научная статья на тему 'НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК ПРАВА'

НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1369
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
источники права / нормативный договор / нормативно-правовой договор / федеративный договор / законодательство / sources of law / normative agreement / normative legal agreement / federal agreement / legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бредихин Алексей Леонидович

В настоящей статье автор исследует место нормативного договора среди источников права. Приводятся определения нормативного договора (нормативно-правового договора), а также его разновидности по российскому законодательству. Отдельное место уделяется характеристике Федеративного договора, международных договоров и коллективных трудовых договоров и соглашений. В заключение делается вывод о специфике нормативного договора и его отличии от других источников права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE CONTRACT AS A SOURCE OF LAW

In this article, the author examines the place of the normative contract among the sources of law. The definitions of a normative contract (regulatory contract), as well as its varieties according to Russian legislation, are given. A separate place is given to the characteristics of the Federal Treaty, international treaties and collective labor contracts and agreements. In conclusion, a conclusion is made about the specifics of the normative contract and its difference from other sources of law.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК ПРАВА»

Вестник Прикамского социального института. 2023. № 2 (95). С. 17-20. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2023. No. 2 (95). Pp. 17-20.

Научная статья УДК 340.1

НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК ПРАВА

Алексей Леонидович Бредихин

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5906-5966

Аннотация. В настоящей статье автор исследует место нормативного договора среди источников права. Приводятся определения нормативного договора (нормативно-правового договора), а также его разновидности по российскому законодательству. Отдельное место уделяется характеристике Федеративного договора, международных договоров и коллективных трудовых договоров и соглашений. В заключение делается вывод о специфике нормативного договора и его отличии от других источников права.

Ключевые слова: источники права, нормативный договор, нормативно-правовой договор, федеративный договор, законодательство

Для цитирования: Бредихин А. Л. Нормативный договор как источник права // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 2 (95). С. 17-20.

Original article

NORMATIVE CONTRACT AS A SOURCE OF LAW Alexey L. Bredikhin

Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, SaintPetersburg, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5906-5966

Abstract. In this article, the author examines the place of the normative contract among the sources of law. The definitions of a normative contract (regulatory contract), as well as its varieties according to Russian legislation, are given. A separate place is given to the characteristics of the Federal Treaty, international treaties and collective labor contracts and agreements. In conclusion, a conclusion is made about the specifics of the normative contract and its difference from other sources oflaw.

Keywords: sources oflaw, normative agreement, normative legal agreement, federal agreement, legislation For citation: Bredikhin A. L. Normative contract as a source of law. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2023, no. 2 (95), pp. 17-20. (In Russ.).

Проблематика источников права является одной из центральных в правовой теории. Источники права по разному понимаются в науке, но наиболее подходящим следует считать формально-юридический подход, согласно которому источники права - это «формы объективации государственной воли, направленной на официальное закрепление или санкционирование нормативно-правовых предписаний, обеспечиваемых принудительной силой государства» [1, с. 31]. В более простом понимании предлагается определять источники права как «форму внешнего выражения содержания права, то есть форму закрепления и существования правовых норм» [2, с. 808].

© Бредихин А. Л., 2023

Одним из источников права называют нормативный договор (нормативно-правовой договор, нормативный правовой договор), понимаемый как «соглашение между двумя и более субъектами права, заключаемое для достижения целей и решения задач, имеющих юридическое значение для договаривающихся сторон» [3, с. 56].

Тем не менее в юридической науке отношение к пониманию данного вида источника права неоднозначно. Традиционно в качестве примеров нормативно-правового договора приводят международные договоры. М. Н. Марченко добавляет сюда еще и трудовой договор [4, с. 284]. Впрочем, отнесение последнего вызывает вопросы, так как в самом Трудовом кодексе Российской Федерации1, в ст. 5, перечисляются акты, содержащие нормы трудового права, при этом упоминается, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами и соглашениями. На то, что они имеют нормативный характер, в названной статье не указывается, но такой вывод сделать можно. Поэтому индивидуальный трудовой договор никаким образом не может быть нормативным, что исключает его отнесение к рассматриваемой теме. К тому же коллективные соглашения и договоры лишь с достаточной долей условности могут быть признаны нормативными, но все же признаются в качестве источников права.

М. Н. Марченко выделяет несколько особенностей нормативно-правового договора:

а) нормативно-правовой договор представляет собой весьма значимую разновидность договорных актов, существующих в рамках международного и национального права;

б) он обладает теми же признаками и чертами, что и другие договорные акты, но содержит в себе правовые нормы и принципы права. Нормативно-правовой договор является актом правотворчества, а не правоприменения, и имеет преимущественно публично-правовой характер;

в) нормативно-правовые договоры классифицируют на следующие виды: конституционные, административные, коллективные трудовые договоры и соглашения. Особенное значение придается конституционным нормативно-правовым договорам [4, с. 283-297]. Например, у истоков создания Российской Федерации стоял так называемый Федеративный договор, заключенный между будущими субъектами РФ (кроме Республики Татарстан и Чеченской Республики, с которыми были заключены отдельные договоры и значительно позднее). В российской государственной системе предусмотрены договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемые между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации; договоры, заключаемые с органами исполнительной власти и муниципальными органами о передаче им части полномочий и т. п. Отдельное место в настоящее время занимают договоры о присоединении к Российской Федерации новых субъектов: Республики Крым, г. Севастополя, Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей;

г) с функциональной точки зрения нормативно-правовой договор рассматривается как источник права, как акт нормативного саморегулирования, как средство правового регулирования и как универсальный правовой акт, порождающий нормативные и индивидуальные установления.

Кроме этого, М. Н. Марченко говорит о двух видах нормативного договора: в одном случае он приобретает силу и правовой характер по причине того, что сторонами или одной из сторон являются публичные, официально признанные субъекты (государство и его субъ-

1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 13 июня 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3.

2 Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации», «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации», «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» // Федеративный договор : Документы. Комментарий. М., 1994.

екты, муниципальные органы и т. д.), а в другом случае государство санкционирует заключенные коллективные договоры и соглашения по умолчанию, придавая им силу источника права непосредственно указанием в Трудовом кодексе РФ [4, с. 296-297].

Тем не менее правовая природа нормативного договора неоднозначна, ведь принимая нормативный акт или санкционируя норму в качестве правовой, правотворческий субъект реализует свои властные полномочия. В случае с международными договорами или договорами Российской Федерации с субъектами РФ происходит согласование воли участников этого публичного договора. Иначе говоря, здесь, в этих отношениях, участники выступают как равные субъекты, действующие в своих интересах для достижения определенного соглашения.

Если Федеративный договор 1992 г. имеет особый смысл и значение, а также является единственным в своем роде, то международные договоры в качестве вида нормативного договора имеют определенную специфику.

В первую очередь нужно сказать, что международный договор заключается официальными представителями государства по вопросам их взаимного интереса, на условиях равноправия и взаимной выгоды. Поэтому содержанием такого договора будут определенные взаимные права и обязанности сторон, а не нормы права. Далее имеет значение, каким способом договорные положения такого международного соглашения становятся частью правовой системы договаривающихся государств. В настоящее время для международных договоров, как правило, предусмотрена процедура ратификации, то есть принятия специального нормативного акта, придающего договору юридическую силу на территории государства. Обычно по такому поводу принимается федеральный закон о ратификации, и правоприменительное значение имеет именно закон, а не договор. Более того, наиболее значимые положения международных договоров, как правило, воспроизводятся дословно или близко по смыслу непосредственно в действующем законодательстве (иными словами, международный договор становится основанием для формирования законодательства, а не самим законодательством в полном смысле слова).

Названный выше Федеративный договор также предусматривал обязательную процедуру последующего одобрения Съездом народных депутатов Российской Федерации, что роднит его по смыслу с международным и подтверждает общий вывод о необходимости санкционирования нормативных договоров.

Все вышеизложенное, а также исследование фактического места нормативного договора в правовой системе России позволяет сделать следующие выводы:

1. Нормативный договор, как правило, не является актом прямого действия, а требует наличия соответствующего законодательства, придающего его положениям свойства общеобязательности и юридической значимости. Более того, иногда нормативным актом такой договор может быть лишен своей юридической силы (например, при денонсации международного договора или признании утратившими силу отдельных норм закона).

2. Нормативный договор имеет ограниченный объем правового регулирования, который представлен лишь теми вопросами, по которым это допускается действующим законодательством. Другими словами, содержание нормативного договора не может противоречить действующему законодательству и выходить за пределы полномочий подписывающей стороны.

3. Нормативный договор выступает в качестве юридического факта, с которым связываются те или иные юридические последствия. Например, работодатель, заключивший с работниками коллективный договор либо соответствующее соглашение (генеральное, отраслевое и т. п.), обязуется выполнять его условия под угрозой наложения штрафа (ст. 55 Трудового кодекса РФ). Нормативные договоры, помимо всего прочего, представляют собой акты реализации соответствующих норм законодательства, то есть имеют производный характер.

Здесь мы приходим к важному предположению, что источники права можно разделять на первичные и вторичные. Первичные источники нормативного регулирования связаны с процессом правообразования, когда формируются нормы права в виде обычаев и законодательства, а вторичные источники, в свою очередь, производны от первичных. Нормативный договор как раз относится к вторичным, так как всегда заключается в пределах правового регулирования и не формирует нормы права, а уточняет их. Сюда же относится судебная практика и административная практика, которая утрачивает значение при изменении законодательства.

На основании изложенного следует отметить, что среди письменных источников права на нормативный договор приходится незначительный объем правового регулирования. Данный договор выступает как один из способов регулирования общественных отношений, но не на императивных, а на паритетных началах между договаривающимися сторонами. Учитывая, что сфера применения нормативного договора разнообразна, общую концепцию этого источника права сложно представить. Тем не менее как способ формирования правовых норм и их включения в правовую систему России нормативный договор имеет свою специфику, поэтому может выделяться в качестве отдельного источника права.

Список источников

1. Теория государства и права : учеб. пособие. Ч. 3 / под ред. А. В. Кузьмина. СПб. : Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2012.

2. Головистикова А. П, Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права : учебник. М. : Эксмо, 2005.

3. Ромашов Р. А. Теория государства и права : тематический словарь / под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб. : Фонд «Университет», 2005.

4. Марченко М. Н. Источники права : учеб. пособие. М. : ТК Велби : Проспект, 2008.

References

1. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of state and law]. Part 3. Ed. A. V. Kuz'min. Saint Petersburg, Sankt-Peterburgskiy universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossii Publ., 2012. (In Russ.).

2. Golovistikova A. N., Dmitriev Yu. A. Problemy teorii gosudarstva i prava [Problems of the theory of state and law]. Moscow, Eksmo Publ., 2005. (In Russ.).

3. Romashov R. A. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of state and law]. Saint Petersburg, Fond "Universitet" Publ., 2005. (In Russ.).

4. Marchenko M. N. Istochniki prava [Sources of law]. Moscow, Velbi Publ., Prospekt Publ., 2008. (In Russ.).

Информация об авторе А. Л. Бредихин - кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Information about the author A. L. Bredikhin - Candidate ofJuridicalSciences, Associate Professor at the Department ofHistory ofState and Law, Saint-Petersburg University ofthe Ministry ofthe Interior of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 15.06.2023; одобрена после рецензирования 03.07.2023; принята к публикации 25.07.2023.

The article was submitted 15.06.2023; approved after reviewing 03.07.2023; accepted for publication 25.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.