НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
НАУКА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
УДК-79
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Хыдырова Гунча
Преподаватель, Туркменский государственный институт физической культуры и спорта
г. Ашхабад Туркменистан Атаева Гозел
Преподаватель, Туркменский государственный институт физической культуры и спорта
г. Ашхабад Туркменистан Введение
Современное образование в области физической культуры и спорта требует от студентов не только теоретических знаний, но и высокого уровня физической подготовки, который обеспечит успешное освоение практических навыков и компетенций. Туркменский государственный институт физической культуры и спорта, как важное учебное заведение, ставит перед своими студентами цели формирования всесторонне развитых специалистов, готовых к преподавательской, тренерской и спортивной деятельности.
Нормативные требования для студентов института физической культуры включают комплекс различных аспектов: от физической подготовки, которая охватывает выносливость, силу, координацию и гибкость, до теоретического обучения, включающего физиологию, методику преподавания и основы спортивной медицины. Важную роль также играют практические занятия, участие в спортивных соревнованиях и соревнованиях разного уровня, которые способствуют формированию профессиональных навыков.
Кроме того, важным аспектом является соблюдение медицинских норм и стандартов, которые помогают обеспечить безопасность студентов в процессе тренировок и занятий. Все эти требования направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, которые будут способствовать развитию физической культуры и спорта в стране.
1. Физическая подготовка студентов
Основные нормативы по физической подготовке включают выполнение тестов для оценки общей физической формы, силы, выносливости, ловкости и гибкости.
1.1. Беговые нормативы
• 100 м (средняя скорость):
о Мужчины: 12-13 секунд. о Женщины: 14-16 секунд.
• 1 км (выносливость):
о Мужчины: 3:30-4:00 мин. о Женщины: 4:00-5:00 мин.
• 3 км (выносливость и кардионагрузка):
о Мужчины: 10-12 мин. о Женщины: 12-14 мин.
• 400 м (скорость и выносливость):
о Мужчины: 55-65 секунд. о Женщины: 70-85 секунд.
1.2. Силовые упражнения
• Подтягивания на перекладине:
о Мужчины: от 12 до 18 повторений.
о Женщины: 5-8 повторений (если имеются специфические требования для женщин).
• Отжимания от пола:
о Мужчины: 30-40 раз. о Женщины: 20-30 раз.
• Пресс (подъем туловища):
о Мужчины: 40-50 раз за 1 минуту. о Женщины: 35-45 раз за 1 минуту.
• Прыжки в длину с места:
о Мужчины: не менее 2,5-3 м. о Женщины: не менее 2-2,5 м.
1.3. Гибкость и координация
• Шпагат и наклоны:
о Гибкость для выполнения шпагата (поперечного и продольного), а также для выполнения наклонов вперед с касанием пола (все зависит от уровня подготовки).
• Тесты на координацию: комплекс упражнений на баланс, например, бег по зигзагообразной траектории или передвижение с мячом.
1.4. Другие физические требования
• Прыжки в высоту:
о Мужчины: минимум 1,60 м. о Женщины: минимум 1,40 м.
• Плавание (для студентов, связанных с водными видами спорта):
о Время для проплывания 50 м: мужчины 45-60 секунд, женщины 50-65 секунд.
• Легкоатлетические дисциплины: на основе выбранной спортивной специализации студенты обязаны пройти нормативы по соответствующим дисциплинам.
2. Теоретическое обучение
Обучение включает освоение теории и базовых знаний, необходимых для дальнейшего профессионального роста.
2.1. Физиология и анатомия
• Понимание биологических основ физической активности, анатомия человека, влияние тренировок на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.
• Знание основных принципов физиологии тренировки, включая тренировочный процесс, циклирование нагрузок, адаптацию организма.
2.2. Основы спортивной медицины
• Изучение травматизма в спорте, оказание первой помощи, профилактика спортивных травм (растяжений, вывихов, переломов).
- з -
• Обучение восстановлению после травм, физиотерапия, массажи, реабилитационные процедуры.
• Принципы спортивного питания, диеты и гидратации для оптимальных физических результатов.
2.3. Методика преподавания физической культуры
• Теория и методика обучения и тренировки в различных видах спорта: футбол, волейбол, баскетбол, плавание, лёгкая атлетика, спортивная гимнастика.
• Организация занятий по физической культуре для разных возрастных и социальных групп.
• Принципы организации и проведения спортивных мероприятий, тренеровка команд и индивидуальных спортсменов.
2.4. Психология спорта
• Изучение психологии спортивных нагрузок, формирования спортивной мотивации, борьбы с психоэмоциональными состояниями, такими как стресс, тревога и давление.
• Мотивационные подходы, командная психология, лидерство в спорте.
3. Практическая подготовка и спортивные дисциплины
Студенты проходят практические занятия по спортивным дисциплинам, которые
включают освоение технических и тактических навыков в выбранных видах
спорта.
3.1. Специализация по виду спорта
• Футбол, волейбол, баскетбол, хоккей: сдача норм по технике игры, тактике, общая подготовка команды и выполнение индивидуальных нормативов (например, точность передач, дриблинг, удары по воротам).
• Легкая атлетика: бег, метание диска, толкание ядра, прыжки в высоту и длину, многоборье.
• Плавание: тренировки по технике плавания, сдача нормативов по времени на дистанциях (50 м, 100 м).
• Гимнастика: выполнение упражнений на гимнастических снарядах (брусья, кольца, перекладина), выполнение упражнений на ковре.
• Танцы, спортивные игры: освоение различных видов танцев и игровых дисциплин, такие как бадминтон, настольный теннис.
3.2. Участие в спортивных соревнованиях
• Все студенты должны активно участвовать в спортивных мероприятиях: от внутривузовских чемпионатов и турниров до городских и национальных первенств. Участие в спортивных соревнованиях дает возможность применить теоретические знания и тренировки на практике.
• Важно развивать командный дух и лидерские качества через участие в спортивных состязаниях.
4. Медицинские и санитарные требования
4.1. Регулярные медицинские осмотры Студенты проходят обязательные медицинские осмотры с целью выявления противопоказаний для определенных видов физической активности и оценивания состояния здоровья:
• Кардиологические обследования (для выявления заболеваний сердца).
• Тесты на общую физическую выносливость, включая электрокардиограмму (ЭКГ) и другие диагностические исследования для оценки состояния организма.
• Обследование на травматизм и ограничения, связанные с предыдущими повреждениями.
4.2. Реабилитация после травм Студенты с травмами или нарушениями в состоянии здоровья проходят курс восстановления. Реабилитация включает физиотерапевтические процедуры, массаж, консультации с врачом-реабилитологом.
5. Прочие обязательства
5.1. Спортивные клубы и активное участие
• Студенты должны участвовать в спортивных клубах института, где регулярно проводятся тренировки, спортивные события и лекции.
• Студенты могут быть привлечены к организации спортивных мероприятий, что развивает лидерские качества и организационные способности.
5.2. Дополнительные курсы по подготовке тренеров
• Студенты могут быть обязаны пройти курсы повышения квалификации или дополнительное обучение, направленное на получение диплома тренера по определенному виду спорта.
Заключение
Нормативные требования, предъявляемые к студентам Туркменского государственного института физической культуры и спорта, являются неотъемлемой частью образовательного процесса, направленного на подготовку
квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. Эти требования охватывают все аспекты профессиональной подготовки, начиная от физической подготовленности и знаний теоретических дисциплин до практического опыта и участия в спортивной жизни. Такой комплексный подход позволяет подготовить студентов к успешной карьере в разных областях спортивной и педагогической деятельности, будь то преподавание физической культуры в образовательных учреждениях, тренерская деятельность, работа в спортивной медицине или управление спортивными организациями.
Важно отметить, что выполнение нормативных требований способствует формированию у студентов не только высокой физической формы, но и дисциплины, ответственности и командного духа, которые играют ключевую роль в успешной профессиональной деятельности. Через участие в спортивных соревнованиях, тренировочных лагерях и других спортивных мероприятиях студенты учат себя работать в команде, стремиться к победе и преодолевать трудности, что является важным элементом их личностного роста.
Кроме того, медицинские обследования и регулярные осмотры обеспечивают безопасность студентов в процессе обучения и занятий, а также способствуют поддержанию высокого уровня их здоровья и физической активности. Это особенно важно в условиях интенсивных тренировок и участия в соревнованиях, когда нагрузка на организм значительно возрастает. Восстановление после травм и физическая реабилитация также являются неотъемлемой частью учебного процесса, позволяя студентам сохранять свою физическую форму и продолжать обучение без серьезных перерывов.
В долгосрочной перспективе соблюдение нормативных требований помогает студентам не только достичь успехов в своей физической подготовке, но и развить необходимые для их будущей профессии навыки: умение работать с людьми, выявлять их сильные стороны и помогать им достигать высоких спортивных результатов. Студенты, успешно выполнившие все требования, становятся квалифицированными специалистами, которые могут работать в самых различных областях спорта, физической культуры, реабилитации и даже спортивной психологии.
Таким образом, нормативные требования института физической культуры и спорта служат основой для формирования всесторонне развитых профессионалов, способных внести значительный вклад в развитие спорта и физической культуры в стране. Они помогают не только развивать спортивные способности студентов, но и обеспечивают их подготовленность к реальной профессиональной деятельности, делая их ценными специалистами в области физической культуры и спорта.