Научная статья на тему 'НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ГИБДД С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ'

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ГИБДД С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / РЕЛИГИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОЛИЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сальников Е.В., Леонова И.А.

Рассматриваются вопросы взаимодействия сотрудников ГИБДД с религиозными организациями. Определяются возможные ситуации для их сотрудничества, а также нормативно-правовые основания. Авторы предприняли попытку создания алгоритма правомерного взаимодействия сотрудников ГИБДД с представителями религиозных организаций при осуществлении пропагандистских или профилактических акций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сальников Е.В., Леонова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY LEGAL BASES OF INTERACTION OF TRAFFIC POLICE OFFICERS WITH RELIGIOUS ORGANIZATION

The article discusses the issues of interaction of tra c police o cers with religious organizations. Possible situations for their interaction are determined, as well as regulatory and legal grounds. The authors attempted to create an algorithm for legitimate interaction of tra c police o cers with representatives of religious organizations in the implementation of propaganda or preventive actions

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ГИБДД С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ»

Научная статья © Сальников Е.В., Леонова И.А., 2022

NIION: 2010-0082-1/22-059 УДК 174.4

MOSURED: 77/27-006-2022-01-78

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ГИБДД

С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Евгений Вячеславович Сальников1, Ирина Анатольевна Леонова2

иОрловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

'esalnikov2005@yandex.ru

2LeonovaLA@bk.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы взаимодействия сотрудников ГИБДД с религиозными организациями. Определяются возможные ситуации для их сотрудничества, а также нормативно-правовые основания. Авторы предприняли попытку создания алгоритма правомерного взаимодействия сотрудников ГИБДД с представителями религиозных организаций при осуществлении пропагандистских или профилактических акций.

Ключевые слова: ценности, религия, сотрудничество, воспитание, взаимодействие, полиция

Для цитирования: Сальников Е.В., Леонова И.А. Нормативные правовые основы взаимодействия сотрудников ГИБДД с религиозными организациями // Современная наука. 2022. № 2. С. 26-28.

Original article

REGULATORY LEGAL BASES OF INTERACTION OF TRAFFIC POLICE OFFICERS

WITH RELIGIOUS ORGANIZATIONS

1Evgenij V. Salnikov, 2Irina A. Leonova

1,2 Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov

1esalnikov2005@yandex.ru

2LeonovaIA@bk.ru

Abstract. The article discusses the issues of interaction of traffic police officers with religious organizations. Possible situations for their interaction are determined, as well as regulatory and legal grounds. The authors attempted to create an algorithm for legitimate interaction of traffic police officers with representatives of religious organizations in the implementation of propaganda or preventive actions.

Keywords: values, religion, cooperation, education, interaction, police

For citation: Salnikov E.V., Leonova L.A. Regulatory legal bases of interaction of traffic police officers with religious organizations // Modern sdence. 2022. № 2. P. 26-28.

Взаимодействие органов внутренних дел с религиозными организациями предстает достаточно обыденным положением дискурса общественной открытости российской полиции. Устойчивое словосочетание «взаимодействие сотрудников ОВД с общественными организациями и религиозными объединениями» можно встретить не только в выступлениях официальных лиц, но и, например, в программах дополнительного профессионального образования по различным категориям сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД).

Следует отметить, что вопросы взаимодействия сотрудников ГИБДД с религиозными организациями получили достаточно небольшое научно-теоретическое осмысление. Большинство работ по данной теме посвящено противодействию религиозному экстремизму и терроризму (Такаев И.Р. [3], Яворский М.А. [5], Лапунова Ю.А. [1], Свечников Н.И. [2] и др.) или же общим вопросам [4].

Анализ сообщений средств массовой информации, а также сведений, размещенных на сайтах территориальных подразделений МВД России, позволяет сделать вывод о том, что формы взаимодействия сотрудников ОВД и ГИБДД, в частности с представителями религиозных организаций, различны. Систематизируя находящуюся в свободном доступе информацию, можно выделить такие формы взаимодействия, как привлечение священнослужителей различных религиозных конфессий:

к проведению торжественных и мемориальных мероприятий (приведение к присяге, празднование Дня сотрудника органов внутренних дел, Дня памяти погибших при выполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел, Всемирного дня памяти жертв дорожно-транспортных происшествий и т.п.);

для религиозного благословения сотрудников, особенно в ситуации направления сводных отрядов полиции в служебную командировку в Северокавказском регионе, несения службы в местах боевых действий, проведения контртеррористических операций и т.п.;

к участию в работе общественных советов; к профилактике правонарушений. Так, в рамках деятельности ГИБДД священнослужители привлекаются для общения с нарушителями правил дорожного движения (далее - ПДД), водителями в ходе рейдов, освящения аварийно-опасных участков дорожно-транспортной сети, подкрепления ПДД религиозными нормами, участия в создании материалов социальной рекламы по профилактике нарушений ПДД, иных материалов по профилактике ДТП.

При этом следует обратить внимание на некоторую неопределенность нормативных правовых оснований для подобного рода взаимодействия. Конституция РФ в статье 14 закрепляет принцип светскости государства, согласно которому все религии равноудалены от государства. Формально данное положение не противоречит взаимодействию органов

26

PEDAGOGICS

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2022. № 2.

внутренних дел и религиозных организаций, однако ставит вопрос о дополнительных нормативных правовых основаниях для его осуществления.

Действительно, в статье 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (далее - Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объ-единениях»)категорично фиксируется, что в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства последнее не может возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, в том числе органов внутренних дел. Это положение требует разъяснения, на основании чего отдельные представители религиозных объединений привлекаются для содействия в реализации отдельных функций органов внутренних дел.

Ситуация осложняется тем, что в ст. 10 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон «О полиции») указано, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами, однако о взаимодействии с религиозными организациями не упоминается. В данном случае расширенное толкование понятия «общественное объединение» как общей категории, охватывающей также религиозные организации, недопустимо в силу того, что понятия «общественные объединения» и «религиозные организации» с точки зрения действующего законодательства не пересекаются, а их содержание определяется различными нормативными правовыми актами (статья 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях».

Применительно к деятельности ГИБДД вопрос взаимодействия с религиозными организациями усложняется тем, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к проведению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения допускается привлекать только общественные объединения. Вопросы привлечения религиозных организаций в целях обеспечения безопасности дорожного движения в данном случае не рассматриваются.

Определенной попыткой преодоления данной трудности и создания нормативных правовых оснований для взаимодействия органов внутренних дел и религиозных организаций в период с 1991 по 2011 г. выступали государственно-церковные соглашения. 17 ноября 2004 г. заключено Соглашение о сотрудничестве между Русской православной церковью (далее - РПЦ) и Министерством внутренних дел Российской Федерации, 25 сентября 2007 г. - отдельное Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией РПЦ и Управлением ГИБДД ГУВД по Московской области.

Особое внимание развитию взаимодействия ГИБДД с религиозными организациями уделял начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации В.Н. Кирьянов, который, выступая на конференции Всемирного русского народного собора 24 декабря 2010 г., сообщил о договорен-

ности с РПЦ о подписании Соглашения о совместной просветительской деятельности по изучению основ безопасного поведения на дорогах.

Вступление в силу Федерального закона «О полиции» существенно изменило нормативную правовую основу взаимодействия органов внутренних дел и религиозных организаций. Как уже отмечалось, Федеральный закон «О полиции» не предусматривал оснований для взаимодействия полиции с религиозными организациями. Более того, Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 утверждает Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. В тексте данных документов отсутствуют упоминания о взаимодействии с религиозными организациями. Определенные полномочия МВД России и территориального органа Министерства внутренних дел по субъекту РФ (разделы II данных документов) не содержат положения, разрешающего заключать какие-либо соглашения с религиозными организациями. Принимая во внимание, что по своей юридической природе соглашения о сотрудничестве между территориальным органом МВД России и религиозной организацией представляют собой разновидность публично-правовой формы административного договора, отсутствие у одного из субъектов договорных отношений права на такую форму свободного волеизъявления делает статус данного документа проблематичным. Речь в данном случае идет не только о соглашениях между территориальными органами МВД России или тем более отдельными подразделениями, как, например, Управление ГИБДД ГУ МВД по Московской области, но и в целом о соглашениях, заключенных МВД России.

Таким образом, соглашения о сотрудничестве между территориальными органами МВД России и религиозными организациями в настоящее время не могут являться достаточным основанием для взаимодействия сотрудников ГИБДД со священнослужителями. С одной стороны, неясен их правовой статус, с другой - они отсутствуют в открытом доступе (например, на сайтах территориальных подразделений ГИБДД МВД России), что создает значительные трудности в их использовании при организации взаимодействия на региональном и районном уровнях.

Сказанное выше не означает, что взаимодействие органов внутренних дел и религиозных организаций в целом невозможно. Достаточное основание для данного взаимодействия создают общественные советы при МВД России и его территориальных органах (Указ Президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах»). Общественные советы создаются в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, т.е. охватывают пространство взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с религиозными организациями. Таким образом, представители религиозных организаций являются членами общественных советов.

ПЕДАГОГИКА

27

К числу основных задач общественного совета отнесены привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, профилактике правонарушений, обеспечению общественной безопасности, содействию реализации государственной политики в сфере противодействия преступности, а также к участию в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан, общественных объединений и организаций по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел. Исходя из того, что общественные советы имеют право вносить руководителям органов внутренних дел Российской Федерации предложения по совершенствованию деятельности ОВД, представители религиозных организаций могут выйти с инициативой перед членами общественного совета о разработке программы содействия ОВД в профилактической деятельности, в том числе в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения либо участия в единичном профилактическом мероприятии, пропагандистской акции, культурном, просветительском или ином мероприятии.

Учитывая, что решения общественного совета носят рекомендательный характер, предложенные его членами инициативы проходят соответствующее утверждение у руководства территориального органа внутренних дел и в этом случае могут представлять собой достаточное основание для привлечения представителей определенных религиозных организаций к проведению профилактических акций.

Таким образом, подводя общие итоги изучения данного вопроса, предлагаем алгоритм правомерного взаимодействия сотрудников ГИБДД с представителями религиозных организаций при осуществлении пропагандистских или профилактических акций. Основанием для подобного взаимодействия может служить исключительно решение (программа, концепция и т.п.) общественного совета, утвержденное руководителем или иным уполномоченным лицом территориального органа МВД России. В данном решении должны быть обоснованы необходимость и целесообразность привлечения представителей религиозных организаций к профилактике безопасности дорожного движения, формы и методы данного взаимодействия, порядок его осуществления. Привлечение представителей религиозных организаций к осуществлению профилактической или просветительской деятельности без достаточных на то оснований недопустимо в силу нарушения конституционного положения о светском характере Российской Федерации и положений Федерального

закона «О свободе совести и религиозных объединениях», а также Федерального закона «О полиции».

Список источников:

1. Лапунова Ю.А. Отдельные аспекты взаимодействия ОВД с общественными организациями по противодействию деятельности религиозных организаций деструктивного характера на территории Ставропольского края // Юристъ-Правоведъ. 2010. № 2(39). С. 101-104.

2. Свечников Н.И., Самарцева А.А. Взаимодействие органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму // Вестник Пензенского государственного университета. 2020. № 4(32). С. 63-71.

3. Такаев И.Р. Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.

4. Чуприков П.Б. К вопросу о теологической составляющей во взаимодействии органов МВД и религиозных организаций // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 4(40). С. 315-316.

5. Яворский М.А. Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009.

References:

1. Lapunova Yu.A. Some aspects of the interaction of the Department of Internal Affairs with public organizations to counteract the activities of destructive religious organizations in the Stavropol Territory // Jurist-Jurist. 2010. № 2(39). P. 101-104.

2. Svechnikov N.L., Samartseva A.A. Interaction of internal affairs bodies with religious associations in the field of countering religious extremism // Bulletin of Penza State University. 2020. № 4(32). P. 63-71.

3. Takaev I.R. Organizational and legal foundations for the interaction of internal affairs bodies with religious associations for the prevention of offenses committed on the basis of interfaith contradictions (based on the materials of the North Caucasian Federal District): author. dis. ... cand. legal sciences. M., 2015.

4. Chuprikov P.B. On the question of the theological component in the interaction of the Ministry of Internal Affairs and religious organizations // Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 4(40). P. 315-316.

5. Yavorsky M.A. Organization of interaction of internal affairs bodies with religious associations in the field of countering manifestations of religious extremism: author. dis.

. cand. legal sciences. Saratov, 2009.

Информация об авторах

Е.В. Сальников - доктор философских наук, доцент, начальник кафедры социально-философских дисциплин Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова

И. А. Леонова - кандидат юридических наук, доцент кафедры социально-философских дисциплин Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова

Контакты: ул. Игнатова, д. 2, Орел, Россия, 302027 Information about the authors

E.V. Salnikov - Doctor ofPhilosophical Sciences, Associate Professor, chief of chair of social-philosophical disciplines Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov

I.A. Leonova - Candidate of Legal Sciences, associate professor of chair of social-philosophical disciplines Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov

Contacts: ul. Ignatova, d. 2, Orel, Russia, 302027

Статья поступила в редакцию 09.02.2022; одобрена после рецензирования 16.02.2022; принята к публикации 22.02.2022. The article was submitted 09.02.2022; approved after reviewing 16.02.2022; accepted for publication 22.02.2022.

28 - PEDAGOGICS -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.