Научная статья на тему 'Нормативные основания использования специальных знаний в административном процессе'

Нормативные основания использования специальных знаний в административном процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
752
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / СПЕЦИАЛИСТ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ADMINISTRATIVE PROCESS / SPECIALIST / SPECIAL KNOWLEDGE / PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE VIOLATIONS / THE CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анохина Наталья Владимировна, Труфанов Михаил Егорович

В статье представлен анализ совокупности нормативно-правовых актов, регламентирующих использование специальных знаний в ходе проведения административно-правовых процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Normative base drawing on expertise in the administrative process

The paper presents an analysis of the regulations governing the use of specialized knowledge in the course of the administrative and legal procedures.

Текст научной работы на тему «Нормативные основания использования специальных знаний в административном процессе»

Анохина Наталья Владимировна

преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России (тел.: +79649343591)

Труфанов Михаил Егорович

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России _(тел.: +78612581676)

Нормативные основания использования специальных знаний в административном процессе

В статье представлен анализ совокупности нормативно-правовых актов, регламентирующих использование специальных знаний в ходе проведения административно-правовых процедур.

Ключевые слова: административный процесс, специалист, специальные знания, производство по делам об административных правонарушениях, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

N.V. Anokhina, Teacher of a Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79649343591;

M.E. Trufanov, Doctor of Law, Assistant Professor, Professor of a Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612581676.

Normative base drawing on expertise in the administrative process

The paper presents an analysis of the regulations governing the use of specialized knowledge in the course of the administrative and legal procedures.

Key words: administrative process, specialist, special knowledge, proceedings on administrative violations, the Code of Administrative Offences of the Russian Federation.

Переживая век информатизации, настоящая Россия развивается, имея глобальное влияние на состояние науки административного права в целом. Это развитие, безусловно, влияет на критерии оценки, определяющие использование специальных знаний. Природа специальных и общедоступных знаний изменчива и может определяться уровнем развития общества и процессом объединения различных областей науки в целое в повседневной жизни человека.

Понятие и сущность специальных знаний базируется на двух аспектах - это содержание специальных знаний и область их применения. Общее содержание по понятным причинам связано с источником приобретения знаний. К ним относятся специальная подготовка и осуществление профессиональной деятельности. Область применения специальных знаний относится к потребностям, которые возникают в процессе административной юрисдикционной деятельности.

Законодательная основа и возможность получения результата, представляющего интерес для установления истины, выступают в качестве двух основных направлений использова-

ния специальных знаний. Под действием этих двух векторов происходило и происходит совершенствование использования специальных знаний в административном процессе. Причем логично понимать, что вектор законодательной основы зависит от совершенства административно-процессуального законодательства.

Первый кодекс РСФСР об административных правонарушениях появился в 1984 г. Кодекс вобрал в себя практически все основные положения, состоял из 31 главы и 307 статей, однако никаким образом не закреплял использование специальных знаний в производстве по делам об административных правонарушениях. В главе 20 «Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении» законодатель разместил ст. 252 «Эксперт». По смыслу данной статьи эксперт мог назначаться органом или должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении лишь в случае возникновения необходимости в специальных познаниях. Далее в статье указывалось об обязанности эксперта являться по вызову и давать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также о

205

правах эксперта. Однако в Кодексе не сказано, что понимать под специальными познаниями, кто может быть привлечен в качестве эксперта и на основании каких нормативно-правовых актов должно произойти привлечение полноправного участника. Отсюда у правоприменителя возникала масса вопросов.

Сложности возникали по толкованию терминов «познание» и «знание». Познание определяется преимущественно как «приобретение знания о закономерностях объективного мира» [1, с. 401], а «знание» обозначает «совокупность закрепленных в сознании и мышлении фактов действительности, относящихся к той или иной ее области, так и закрепленных в сознании и мышлении тех или иных фактов, действительности» [1, с. 70]. Соответственно, понятия «знание» и «познание» не синонимичны.

Научное содержание того или иного термина обязано базироваться на его лингвистическом смысле, поэтому значение слова «знание» близко по значению к слову «познание», но под познанием следует понимать процесс, приводящий к получению знаний. В данном случае приоритетным должно быть слово, которое чаще других употребляется и имеет наименьшее количество синонимов. Соответственно, употребление термина «знание» предпочтительнее, так как слово «познание» с лингвистической точки зрения является производным от последнего.

Последние десятилетия принесли большие перемены в социальном, культурном, экономическом и научном мире, отразившиеся в регулировании общественных отношений на законодательном уровне. И это не могло не отразиться на развитии нормативно-правовой основы использования специальных знаний в производстве по делам об административных правонарушениях. Логическим последствием бурного развития страны было проявление утраты многих нормативных и законодательных актов. Возникла необходимость модернизации нормативно-правовой основы в целях соответствия современным требованиям времени.

Назревшая необходимость заставила законодателя пересмотреть основные положения Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Результатом проведенной работы явился действующий сегодня Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

В законодательстве Российской Федерации об административных правонарушениях проявились две составляющие: сам Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Глава 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Участники производства по делам об администра-

тивных правонарушениях, их права и обязанности» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ ввела нового участника - «специалист», тем самым отграничивая понятия «специалист» и «эксперт». Согласно ст. 25.8 КоАП РФ «в качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств». В качестве «эксперта» в соответствии с названным основанием «может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения» по ст. 25.9 КоАП РФ. Выходит, что специалист по действующему положению привлекается после возбуждения производства по делу об административном правонарушении, где составление протокола обязательно и, в отличие от эксперта, может и не обладать специальными познаниями по сущности фактов и обстоятельств дела об административном правонарушении. Специалист выполняет вспомогательную функцию и в случае проведения экспертизы привлекается и действует под руководством эксперта, т.е. «оказывает содействие».

Рассматривая административное право как фундаментальную часть правовой системы, в которой находится исходная правовая субстанция, важно понимать, что вокруг административного права группируются и занимают свое законное место нормы финансового, земельного, экологического и многих других отраслей права. Становится очевидным, что особенной частью кодекса предусмотрены нормы многочисленных отраслей, в которых необходимо участие специалиста. К таким нормам относятся диспозиции административных правонарушений, посягающих на права граждан (гл. 5 КоАП РФ); диспозиции правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6 КоАП РФ); правонарушений в области охраны собственности (гл. 7 КоАП РФ); в области охраны окружающей среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ); в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9 КоАП РФ); в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ); на транспорте (гл. 11 КоАП РФ); в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ); в области связи и информации (гл. 13 КоАП РФ); в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП РФ); в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг (гл. 15 КоАП РФ); в

206

области таможенного дела (гл. 16 КоАП РФ); диспозиции правонарушений, посягающих на институты государственной власти (гл. 17 Ко-АП РФ); в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (гл. 18 КоАП РФ); против порядка управления (гл. 19 КоАП РФ); посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; в области воинского учета (гл. 20 КоАП РФ).

Регламентация использования специальных знаний с точки зрения права в рамках определенной отрасли не имеет законодательной системы, что неизбежно ведет к отсутствию единообразия в правоприменительной практике. Равно как и понятийная система, которая могла бы определить форму, структуру, содержание и порядок использования специальных знаний в производстве по делам об административных правонарушениях, также не сформирована до настоящего времени. Говоря о нормативном закреплении использования специальных знаний, следует помнить о многообразии административно-правовых норм, которые, в свою очередь, ведут к многообразию нормативно-правовых актов в границах использования специальных знаний в административном процессе.

Согласимся с определением, данным Л.В. Лазаревой: «Под специальными знаниями следует понимать совокупность теоретических знаний и практического опыта в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и юридических знаний, полученных в ходе специальной подготовки и используемых сторонами и судом для расследования и разрешения уголовных дел в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством» [2]. Таким же образом можно рассматривать данное определение применительно к административному законодательству: «Под специальными знаниями следует понимать совокупность теоретических знаний и практического опыта в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и юридических знаний, полученных в ходе специальной подготовки и используемых участниками производства по делам об административных правонарушениях и судом в ходе производства по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном административным законодательством». Данное определение понятия можно использовать как базовое и внести в гл. 25 «Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности».

Ядро нормативно-правовой основы использования специальных знаний образует базовый источник административного права - Конституция Российской Федерации. Общие нор-

мы, содержащиеся в ней, обладают прямой направленностью на административный процесс. Примером может служить ст. 4, из которой явствует: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Специалист как субъект административного права является, прежде всего, человеком. При этом, исходя из смысла ст. 25.8 КоАП РФ, ему совсем не обязательно быть гражданином Российской Федерации. В статье 62 Конституции РФ прописано: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» [3].

В качестве источника использования знаний специалиста могут выступать нормы Конституции, закрепляющие права и свободы человека и гражданина и прописанные в гл. 2. Например: «Статья 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Или, к примеру, ст. 29 Конституции: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Если отследить нормативно-правовую основу использования специальных знаний, например, в отрасли таможенного контроля, являющейся подотраслью административного права и, в случае нарушения законодательства, подлежащей административному процессу, то в область нашего внимания, в первую очередь, попадает ч. 1 ст. 74 Конституции Российской Федерации. Данной статьей запрещено устанавливать на территории России таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Далее специальные знания в сфере таможенного регулирования закреплены в ст. 106 Конституции Российской Федерации, а именно пунктом «в», в соответствии с которым все федеральные законы РФ, относящиеся к сфере таможенного управления, подлежат рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания России, причем обязательно. Такой подход связан с обеспечением в таможенном деле интересов не только целостного Российского государства, но и многочисленных субъектов страны.

Кроме описанных выше статей Конституции РФ, по содержанию прямо относящихся к спе-

207

циальным знаниям таможенного дела, Конституция Российской Федерации содержит и другие общие нормы, требующие использования специальных знаний таможенной направленности в административном процессе. К ним относятся следующие:

ч. 1 ст. 8, провозглашающая гарантии единого экономического пространства, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности;

ч. 2 ст. 8, посредством которой признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

ч. 2 ст. 27, являющаяся необходимым юридическим условием свободного ввоза и вывоза в Российской Федерации различных товаров и транспортных средств, в которой говорится о праве любого человека свободно выезжать за границы России, о беспрепятственном возвращении в собственную страну гражданам РФ.

ч. 1 ст. 34, закрепляющая право на свободное применение собственных способностей и собственного имущества для предпринимательской деятельности (в эту норму включено право на занятие внешнеэкономической деятельностью, не запрещенной законом);

ст. 33, гарантирующая право обращения в органы таможни, о праве личного обращения, направления обращений индивидуальных или коллективных в государственные органы и органы местного самоуправления.

В случае совершения административного правонарушения в области налогов и сборов правовой основой на уровне международного законодательства выступает, к примеру, Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество, подписанное 28 декабря 1996 г. [4]; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 28 июля 1995 г. [5]; Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, заключенного 10 октября 2001 г., вступил в законную силу 15 октября 2012 г., применяется с 1 января 2013 г. [5]; Протокол о внесении изменений в соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 15 сентября 2004 г. [5].

Вместе с тем, источниками специальных знаний в административном процессе могут служить конституции республик в составе Российской Федерации, уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значе-

ния, автономной области, автономных округов. К ним относятся, например: Конституция Республики Бурятия, Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия от 5 апреля 1994 г., Устав Камчатского края от 4 декабря 2008 г. № 141, Устав Краснодарского края, Устав Московской области от 11 декабря 1996 г. № 55/96-ОЗ, Устав (Основной Закон) Томской области от 26 июля 1995 г. № 136 и многие другие. Всего в Российской Федерации насчитывается 21 Конституция и 62 Устава субъектов Российской Федерации. Каждый из них, имея нормативно-правовое основание, своим содержанием несет информацию для использования специальных знаний в административных процедурах.

К нормативно-правовым источникам использования специальных знаний также следует отнести законодательные акты. Общим и основным законом в исследуемой сфере является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, в котором, к сожалению, нет понятия о специальных знаниях и, тем более об использовании специальных знаний. В нем лишь упоминается о фигуре специалиста, о привлечении специалиста, о правах и обязанностях специалиста, об отводе специалиста в административном процессе. Нормы, регулирующие данный вопрос, как правило, являются диспозитивными, т.е. отсылают правоприменителя к другим источникам права. Однако в данной ситуации их необходимо рассматривать применительно к определенной отрасли и к четко определенной области обладания специальными знаниями. Скажем, если специальные знания потребовались в отрасли таможенного права в случае нарушения таможенных правил, у правоприменителя возникает право привлечь специалиста в рассматриваемой сфере деятельности. Нормативно-правовой основой использования знаний специалиста выступает Таможенный кодекс таможенного союза, в гл. 15 которого имеются статьи, прямо указывающие на использование специальных знаний специалиста. При проведении таможенного контроля в необходимых случаях для участия конкретных действий может быть привлечен специалист. Законодатель не указывает, в каких именно «необходимых» случаях и производство каких именно «конкретных» действий служит основанием для появления возможности привлечения специалиста. Думается, что конкретными случаями выступает определенная форма проведения таможенного контроля и ее порядок, указанные в гл. 16 Таможенного кодекса таможенного союза. Что же касается случаев «необходимости», то в каждом конкретном случае, решая задачу о требуемых знаниях и принадлежности их к специальным, анализируя содержание и область применения специальных знаний, принимается решение о надобности введения

208

теоретических знаний и практических навыков в исследуемой области таможенного контроля.

Исходя из содержания ст. 101 Таможенного кодекса таможенного союза, в качестве специалиста может выступать лицо, не заинтересованное в результатах действий, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств. В указанной статье имеются сведения о правах и обязанностях специалиста.

К рассматриваемой категории (федеральные законы как источники использования специальных знаний в административном производстве) относятся применительно к каждой отдельной отрасли административного права, например, Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ, Земельный кодекс Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ и другие отраслевые законы.

Изучая особенную часть Кодекса Российской Федерации, несложно проследить разграничение правонарушений, указных в главах Кодекса. Так, рассматривая правонарушения, указанные в гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (ст. 8.1-8.43), у правоприменителя нередко возникает необходимость в получении специальных знаний, и, привлекая специалиста, его работа в зависимости от исследуемых отношений может быть основана на Водном кодексе, на Градостроительном кодексе или Лесном кодексе.

Кроме федеральных законов, которые применяются исключительно в сфере отраслевого права, в Российской Федерации действуют и иные федеральные законы, содержащие нормы, составляющие правовую основу использования специальных знаний в административном процессе. Среди них можно назвать: Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон «Об оружии», Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» и др.

К подзаконным нормативным актам, составляющим нормативную правовую основу использования специальных знаний в административных процедурах, относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации.

В нашем случае к таковым относят: Указы Президента РФ «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и

Магаданской областей, Еврейской автономной области», «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Пара-лимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи», «О приеме в гражданство Российской Федерации», «О приобретении гражданства Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации».

Из постановлений Правительства Российской Федерации, содержащих нормы, составляющие правовую основу использования специальных знаний в административном процессе, можно выделить, например: постановления Правительства «Об утверждении перечня услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость», «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств -участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», «О внесении изменений в Положение об ускоренной и упрощенной выдаче разрешений на работу иностранным гражданам, заключившим трудовые или гражданско-правовые договоры с автономной некоммерческой организацией «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи» или Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта и прибывшим на территорию Российской Федерации в период организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи».

В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве нормативно-правовых источников специальных знаний в административном процессе выступают нормативные акты министерств. Эти источники образуют наиболее многочисленную группу источников использования специальных знаний. Их составляют, например: приказ МВД России и приказ Минтранса России «О разграничении подлежащих охране объектов судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования и организации взаимодействия между подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации,

209

органами внутренних дел Российской Федерации и организацией, находящейся в ведении МВД России», «Об утверждении "Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи"», приказ ФСБ РФ, МВД России, МИД РФ, Министра обороны РФ, Минприроды РФ, Минфина РФ, Ро-срыболовства, ФТС РФ, ФССП РФ, Росимуще-ства, Росфинмониторинга «Об утверждении Положения о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны морских биологических ресурсов и контроля за внешнеторговыми операциями с морскими биологическими ресурсами и продуктами их переработки», приказ МВД России «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью» (вместе с «Наставлением по организации контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью»), Приказ Министерства Финансов Российской Федерации «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством Финансов Российской Федерации государственной услуги по предоставлению сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов».

На уровне краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов источниками специальных знаний в административном процессе служат законы субъектов Федерации и издаваемые органами государственной власти этих образований иные нормативно-правовые акты.

Ярким примером такого положения этой позиции являются: Закон Краснодарского края об административных правонарушениях, Закон Иркутской области об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства городов и других населенных пунктов Иркутской области, Закон Хабаровского края «О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края», Закон Еврейской автономной области «Об административных правонарушениях», Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» и др.

1. Малый толковый словарь русского языка / В. В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. М., 1990.

2. Лазарева Л. В. Концептуальные основы использования специальных знаний в российском уголовном судопроизводстве. URL: http://www.dissercat.com.

3. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

4. URL: www.consultant.ru /documen t/cons_doc_ LAW_147554/

5. URL: www.nalog.ru/mnsrus/msmno/

Нормативно-правовыми источниками специальных знаний в административном процессе являются также нормативные акты органов местного самоуправления в случае наделения законом необходимыми правообразующими полномочиями: соответственно, приказ департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги "Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства краевого значения"», постановление администрации муниципального образования города Краснодар «Об отнесении земельного участка к землям населенных пунктов», постановление Правительства Иркутской области «Об утверждении Положения о порядке предоставления гражданам, переселяющимся в связи с затоплением части территории Иркутской области, земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области, бесплатно», постановление Правительства Иркутской области «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся на территории муниципального образования города Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства».

Многообразие административно-правовых норм, выступающих источниками использования специальных знаний в административном процессе, не систематизировано. Преобразовать, модифицировать источники использования специальных знаний в административном процессе на современном этапе развития административного права, на наш взгляд, не представляется возможным по причине множества узких профилирующих направлений специальных знаний как таковых. Тем не менее, задача приведения их в соответствие с нуждами сегодняшнего дня является актуальной. Безусловно, при этом потребуется значительное обновление соответствующего административно-правового нормативного материала и устранение пробелов в системе административно-правового регулирования.

1. Small Dictionary of Russian language / V.V. Lo-patin, L.E. Lopatina. M, 1990.

2. Lazareva L. V. Blueprint drawing on expertise in the Russian criminal trial. URL: http:// www.dissercat.com.

3. Constitution of the Russian Federation. M, 1993.

4. URL: www.consultant.ru /document/cons_doc_ LAW_147554/

5. URL: www.nalog.ru/mnsrus/msmno/

210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.