Научная статья на тему 'Нормативные аспекты коммуникации в системе врач-пациент'

Нормативные аспекты коммуникации в системе врач-пациент Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
156
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ВРАЧ / КУЛЬТУРА РЕЧИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смирнова П. А., Аблязова С. Р., Климова Д. В.

Одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности врача является общение с пациентами. От успешности коммуникации медицинского работника с пациентом во многом зависит и результативность процесса лечения. Для осуществления эффективного и во всех отношениях грамотного взаимодействия с пациентом врач, несомненно, должен обладать культурой речи. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка, предполагающее такой выбор и такую организацию языковых средств, которые бы позволили в конкретной ситуации общения и при следовании правилам этики общения обеспечить достижение поставленных целей. Культура речи включает в себя три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный аспект культуры речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве «идеала», образца. Другими словами, он включает в себя правильность произношения, словоупотребления, словои формообразования. В рамках исследования данной проблемы мы решили установить, на самом ли деле нормативный аспект культуры речи и его соблюдение так важны для успешного построения диалога в системе врач-пациент. В процессе общения с первым пациентом мы неправильно ставили ударения в словах (не «позвонúт», а «позвóнит»), неверно применяли словообразование (не «поскользнулись», а «подскользулись»), использовали несуществующие слова («ихний», «ехайте» и т.д.). В общении со вторым пациентом мы правильно ставили ударения в словах, верно использовали словообразование и не употребляли неправильных слов. В результате в процессе коммуникации второй пациент легче шел на контакт, с большим желанием отвечал на вопросы и описывал свои жалобы, нежели первый пациент. На основании полученных результатов можно сделать выводы о том, что врачу необходимо знать и соблюдать правила и нормы культуры речи, чтобы добиться успеха в построении диалога, от которого зависит успешность всего лечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативные аспекты коммуникации в системе врач-пациент»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2019. Volume 9. Issue 10

Ю: 2019-10-81-Т-19110 Тезис

Смирнова П.А., Аблязова С.Р., Климова Д.В.

Нормативные аспекты коммуникации в системе врач-пациент

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной

коммуникации

Научный руководитель: Рамазанова А.Я.

Одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности врача является общение с пациентами. От успешности коммуникации медицинского работника с пациентом во многом зависит и результативность процесса лечения. Для осуществления эффективного и во всех отношениях грамотного взаимодействия с пациентом врач, несомненно, должен обладать культурой речи.

Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка, предполагающее такой выбор и такую организацию языковых средств, которые бы позволили в конкретной ситуации общения и при следовании правилам этики общения обеспечить достижение поставленных целей. Культура речи включает в себя три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический.

Нормативный аспект культуры речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве «идеала», образца. Другими словами, он включает в себя правильность произношения, словоупотребления, слово- и формообразования.

В рамках исследования данной проблемы мы решили установить, на самом ли деле нормативный аспект культуры речи и его соблюдение так важны для успешного построения диалога в системе врач-пациент.

В процессе общения с первым пациентом мы неправильно ставили ударения в словах (не «позвонит», а «позвонит»), неверно применяли словообразование (не «поскользнулись», а «подскользулись»), использовали несуществующие слова («ихний», «ехайте» и т.д.). В общении со вторым пациентом мы правильно ставили ударения в словах, верно использовали словообразование и не употребляли неправильных слов. В результате в процессе коммуникации второй пациент легче шел на контакт, с большим желанием отвечал на вопросы и описывал свои жалобы, нежели первый пациент.

На основании полученных результатов можно сделать выводы о том, что врачу необходимо знать и соблюдать правила и нормы культуры речи, чтобы добиться успеха в построении диалога, от которого зависит успешность всего лечения.

Ключевые слова: коммуникация, врач, культура речи

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.