Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)
2019. Volume 9. Issue 10
Ю: 2019-10-81-Т-19110 Тезис
Смирнова П.А., Аблязова С.Р., Климова Д.В.
Нормативные аспекты коммуникации в системе врач-пациент
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной
коммуникации
Научный руководитель: Рамазанова А.Я.
Одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности врача является общение с пациентами. От успешности коммуникации медицинского работника с пациентом во многом зависит и результативность процесса лечения. Для осуществления эффективного и во всех отношениях грамотного взаимодействия с пациентом врач, несомненно, должен обладать культурой речи.
Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка, предполагающее такой выбор и такую организацию языковых средств, которые бы позволили в конкретной ситуации общения и при следовании правилам этики общения обеспечить достижение поставленных целей. Культура речи включает в себя три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический.
Нормативный аспект культуры речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве «идеала», образца. Другими словами, он включает в себя правильность произношения, словоупотребления, слово- и формообразования.
В рамках исследования данной проблемы мы решили установить, на самом ли деле нормативный аспект культуры речи и его соблюдение так важны для успешного построения диалога в системе врач-пациент.
В процессе общения с первым пациентом мы неправильно ставили ударения в словах (не «позвонит», а «позвонит»), неверно применяли словообразование (не «поскользнулись», а «подскользулись»), использовали несуществующие слова («ихний», «ехайте» и т.д.). В общении со вторым пациентом мы правильно ставили ударения в словах, верно использовали словообразование и не употребляли неправильных слов. В результате в процессе коммуникации второй пациент легче шел на контакт, с большим желанием отвечал на вопросы и описывал свои жалобы, нежели первый пациент.
На основании полученных результатов можно сделать выводы о том, что врачу необходимо знать и соблюдать правила и нормы культуры речи, чтобы добиться успеха в построении диалога, от которого зависит успешность всего лечения.
Ключевые слова: коммуникация, врач, культура речи
www.medconfer.com
© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2019