Научная статья на тему 'Нормативность как критерий педагогической оценки поведения детей и подростков'

Нормативность как критерий педагогической оценки поведения детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
727
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ / NORMATIVE BEHAVIOR / DEVIANT BEHAVIOR / MENTAL BURNOUT / INDICATORS OF DEVIANT BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Косырев Василий Петрович, Шевчук Валерий Филиппович, Козлова Елена Андреевна

Рассмотрены вопросы нормативного поведения детей и подростков, представлены индикаторы и показатели нормативности, определены направления совершенствования отклоняющегося поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE REQUIREMENT COMPLIANCE AS CRITERION OF PEDAGOGICAL EVALUATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS’ BEHAVIOUR

The paper focuses on normative behavior of children and adolescents, presents indicators of normative requirement compliance, and identifies ways of deviant behaviour correction.

Текст научной работы на тему «Нормативность как критерий педагогической оценки поведения детей и подростков»

УДК 371: 331. 5

В.П. Косырев, доктор пед. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

В.Ф. Шевчук, доктор пед. наук

Ярославский государственный технический университет Е.А. Козлова

Муниципальное образование Ховрино, Москва

НОРМАТИВНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Очертить пределы нормативного поведения учащегося — главная задача специалистов, работающих с детьми, — педагогов, школьных психологов, врачей, социальных работников, юристов и, конечно, родителей. Но школьный психолог может определить лишь готовность к обучению в познавательной сфере или в сфере общения. Он опирается на стандартные тесты, хотя здесь велик и субъективный фактор. Врачи констатируют соответствие функциональных систем возрасту и норме, а также задержки психического развития в той или иной степени. У врачей также имеются стандартные показатели нормы. Юристы поведение оценивают соответственно требованиям закона, но норму в поведении они определить не могут, так как у них другие задачи [1].

Педагоги и социальные работники не могут недвусмысленно констатировать, что поведение данного учащегося нормативно, т. е. у него нет отклонений в поведении, и оно соответствует требованиям общества и государства, потому что очень сложно очертить пределы нормативного поведения, недвусмысленно определить, что поведение какого-либо конкретного учащегося строго нормативно. Сложно потому, что нет индикаторов и показателей нормативности. Это особая проблема, она находится в политико-правовой сфере государства.

Именно поэтому и существует проблемное поле в педагогике: что считать нормой в поведении учащегося и как называть ненорму в его поведении.

В педагогике традиционно исследуют отклоняющееся поведение подростков, при этом в зависимости от тяжести и особенностей отклонений используют термины «девиантное», «отклоняющееся», «социально опасное» и т. д. (Я.И. Гилинский [2], В.Н. Кудрявцев [3], А.Е. Личко, В.К. Невский, В.Ф. Шевчук [4] и др.). Разработаны классификации отклоняющегося поведения несовершеннолетних (А.И. Зак, Э.Г. Костяшкин, А.И. Кочетов [5], П.Ф. Лесгафт, Д.И. Фельдштейн и др.), которые, несмотря на криминологический крен, ориентированы и на педагогическую оценку поведения. В педагогике таких учащихся обычно обозначают

«педагогически запущенными», «трудновоспитуемыми», «трудными», «социально заброшенными», «с противонормным», «аномальным» поведением. В сущности, исследователи имеют в виду одно и то же поведение учащихся, которые «неудобны» в общении из-за своих психологических особенностей или профессиональной некомпетентности педагога.

В психолого-педагогической и социальнопедагогической литературе девиантное поведение подростков рассматривается как вид социального поведения, связанный с нарушением соответствующих подростковому возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для ми-кросоциальных отношений и малых половозрастных групп.

В качестве критериев определения уровней нормативности личности подростка с девиантным поведением установлены — личностный, межличностный и действенно-практический. В качестве показателей личностного критерия выступали: ценностные ориентации; умение делать нравственный выбор; стремление к доминированию; самоприня-тие; эмоциональная комфортность; самооценка; уверенность в себе; способность к самоуправлению; сформированность «Я-концепции». В качестве показателей межличностного критерия выступали: тревожность; агрессивность; принятие других; принятие другими; удовлетворенность взаимодействием. В качестве показателей действенно-практического критерия выступали: мотивация; инициативность; участие в мероприятиях; соблюдение норм и правил поведения [6].

Принципиально важно в контексте педагогической оценки нормативности в поведении учащихся исходить из концепции, согласно которой индикаторы и показатели нормативности задаются государством или вытекают из обычаев и традиций семьи, этноса, религии [4].

Отклоняющееся поведение — это совокупность действий и поступков, не соответствующих формализованным или неформализованным социальным нормам, граничащих с социально-психологической деградацией личности и вызываю-

37

щих негативные психологические эффекты в социальном окружении. В сфере отклоняющегося поведения наблюдаются трудно поддающиеся коррекции (алкоголизм, наркомания, ранняя половая развращенность и т. д.). Эти отклонения представляют прямую опасность для общества. У личности уже сформировались привычки, социальные нормы, ценности, образ жизни в целом, свойственные той группе, которую она принимает для себя как эталон. Показатели отклоняющегося поведения меняются в зависимости от времени. Например, в начале ХХ века это были бродяжничество, жестокость, половая развращенность и воровство. Другие отклонения считались естественными в поведении психически здоровых детей. После революции эта тенденция некоторое время сохранялась. Добавилось лишь несколько специфических, соответствующих тому времени признаков, — анархизм и недоверие к советской власти. Следует обратить внимание на то, как быстро официальные структуры «недоверие к новому режиму» обозначили (даже у детей!) как отклонение от нормы. Но со временем педагоги стали ориентироваться на выявление как можно большего числа негативных черт у учащихся; в некоторых публикациях еще недавнего времени наблюдается даже своеобразное соревнование. Отмечаются: драчливость, грубость, воровство, легкая внушаемость, безволие, неустойчивость поведения, неуверенность в себе, показная развязность, озорство, рассеянность, неорганизованность, пассивность, нерешительность, неинициативность, показное безразличие, склонность к бездушным зрелищам, ложь, лицемерие, невыдержанность, вспыльчивость, озлобленность, недоброжелательность, слабое развитие интеллекта, конфликтность, склонность к аффективным вспышкам, деформирован-ность желаний и потребностей, эгоизм, умение лавировать и пользоваться слабостями окружающих, чувство безнаказанности и т. д., всего более 50 негативных черт.

Большинство выявленных «негативных» черт и странностей (рассеянность, неорганизованность, неуверенность в себе и др.) свойственны всем психически здоровым детям и проявляются в процессе общения. Они есть и будут, их следует знать и учитывать, но их невозможно ликвидировать, например, такую черту, как озорство. Она исчезнет со временем.

Для проверки обнаруженной тенденции в публикациях рассматривать поведение учащихся только через амбразуру отклонений авторы обратились к учителям с предложением перечислить положительные и отрицательные черты учащихся. Положительных черт учителя назвали 12 (креативность,

откровенность, «сдерживают свое слово», доброжелательность, трудолюбие, «умеют ценить хорошие отношения», «раскрываются», отзывчивость, доброта, работоспособность, непосредственность, интерес к чему-либо). Отрицательных черт — 27 (нет чувства ответственности, опаздывают на занятия, наглость, пререкания с учителями, замкнутость, лживость, безразличие к учебе, злонамеренное нарушение дисциплины, прогулы, эгоизм, нежелание учиться, лень, безграмотность, зазнайство, невнимательность, небрежность, жестокость, нет веры в себя, обман, неэтичное поведение, нет стремления к знаниям и др.).

Усталость, психическое выгорание — естественные спутники социальных профессий, в том числе (или в первую очередь) учителей. Возможно, это и сформировало тенденцию негативно оценивать поведение учащихся. Возможно, учителя просто не знают, что положительных черт гораздо больше (они же не назвали в ряду положительных — соучастие, сострадание, сопереживание, дружелюбие, уступчивость, вежливость, рассудительность добродушие и т. п.).

Неслучайно профессию учителя относят к числу опасных профессий. Учителя и в обычной жизни занимаются своим любимым делом — они учат. Как правило, у педагогов завышенная самооценка, не зависящая от их статуса. Учителя тяжело перестраиваются, они привыкли навязывать свою точку зрения окружающим и не умеют подчиняться другому человеку, отсюда авторитарное поведение и властность. Они упорно стремятся доказать окружающим свое лидерство и получить признание.

Список литературы

1. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты / Т.Г. Визель [и др.]. — Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008. — 328 с.

2. Гилинский, Я.И. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х—ХХ вв.): тенденции и социологическое осмысление / Я.И. Гилинский. — СПб.: Але-тейя, 2000. — 384 с.

3. Кудрявцев, В.Н. Социальные деформации (причины, механизмы, пути преодоления) / В.Н. Кудрявцев. — М.: РАН, 1992.

4. Шевчук, В.Ф. Поведение личности: педагогические и психологические проблемы: монография /

B.Ф. Шевчук. — Ярославль: Изд-во ЯПИ, 1991. — 156 с.

5. Кочетов, А.И. Работа с трудными детьми / А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская. — М.: Просвещение, 1986. — 160 с.

6. Косырев, В.П. Концепция развития системы социально-педагогической профилактики детского и семейного неблагополучия / В.П. Косырев, Е.Н. Козлен-кова // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2010. — № 3 (42). —

C. 11-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.