Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЖАРНОГО РИСКА КАК ОСНОВА МОДЕЛИ И АЛГОРИТМА ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЬЕТНАМА'

НОРМАТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЖАРНОГО РИСКА КАК ОСНОВА МОДЕЛИ И АЛГОРИТМА ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЬЕТНАМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОЖАРНЫЙ РИСК / МОДЕЛЬ / АЛГОРИТМ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брушлинский Николай Николаевич, Соколов Сергей Викторович, Присяжнюк Николай Леонидович, Чыонг Ван Хынг

ТЕМА. Определение нормативного значения индивидуального пожарного риска (ИПР) необходимо для совершенствования управленческих решений в области обеспечения пожарной безопасности Вьетнама. Как показывает практика, в странах с установленным нормативом ИПР усовершенствован процесс поддержки управленческих решений по пожарной безопасности. Следовательно, установление обоснованного норматива ИПР и применение его в моделях и алгоритмах принятия управленческих решений по снижению пожарных рисков является актуальной задачей, которая решается в рамках данной статьи. МЕТОДЫ. В работе использованы методы математической статистики, системного анализа. РЕЗУЛЬТАТЫ. По результатам исследования получены алгоритм определения и конкретное значение нормативного индивидуального пожарного риска для Вьетнама, модель и алгоритм поддержки управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности во Вьетнаме. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. Результаты исследования могут применяться в качестве обоснования управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности Вьетнама. ВЫВОДЫ. На основе разработанного алгоритма установлено, что нормативное значение индивидуального пожарного риска для Вьетнама должно составлять 1,34⋅10-6 жертв/чел.год. Это означает, что число погибших от пожаров во Вьетнаме не должно быть выше 1,34 жертв на 1 млн чел. в год. Величина нормативного индивидуального пожарного риска для Вьетнама должна находиться в пределах 3,7⋅10-8 < 1,34⋅10-6; 3,7⋅10-6, что установлено авторами в предыдущих исследованиях. Применение модели и алгоритма поддержки управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности Вьетнама будет повышать эффективность противопожарной защиты страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брушлинский Николай Николаевич, Соколов Сергей Викторович, Присяжнюк Николай Леонидович, Чыонг Ван Хынг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARD VALUE OF INDIVIDUAL FIRE RISK AS BASIS FOR MANAGEMENT DECISIONS SUPPORT MODEL AND ALGORITHM TO ENSURE FIRE SAFETY IN VIETNAM

PURPOSE. Determining standard value of individual fire risk (IFR) is necessary to improve management decisions in the field of fire safety in Vietnam. As evidenced in practice, in countries with the established IFR standard the process of supporting management decisions in fire safety has been improved. Therefore, reasonable IFR standard establishment and its application in models and algorithms for making management decisions to reduce fire risks is a crucial task that is solved in this article. METHODS. Mathematical statistics and system analysis methods are used in the work. FINDINGS. Based on the results of the study, algorithm for determining and standard individual fire risk specific value for Vietnam have been obtained as well as model and algorithm for management decisions support to ensure fire safety in Vietnam. RESEARCH APPLICATION FIELD. The results of the study can be used as rationale for management decisions to ensure fire safety in Vietnam. CONCLUSIONS. Based on the developed algorithm, it has been established that individual fire risk standard value for Vietnam should be 1.34⋅10-6 victims/inh. year. This means that death toll from fires in Vietnam should not exceed 1.34 victims per 1 million people a year. Standard individual fire risk value for Vietnam should range within 3.7⋅10-8 < 1.34⋅10-6 < 3.7⋅10-6, which has been established by the authors in previous studies. Applying the model and algorithm for supporting management decisions to ensure fire safety in Vietnam will increase the country’s fire protection effectiveness.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЖАРНОГО РИСКА КАК ОСНОВА МОДЕЛИ И АЛГОРИТМА ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЬЕТНАМА»

УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

MANAGEMENT IN ORGANIZATIONAL SYSTEMS

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 614.841.2

DOI 10.25257/FE.2023.2.81-93

© Н. Н. БРУШЛИНСКИЙ1, С. В. СОКОЛОВ1, Н. Л. ПРИСЯЖНЮК1, В. Х. ЧЫОНГ1

1 Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

Нормативное значение индивидуального пожарного риска как основа модели и алгоритма поддержки управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности Вьетнама

АННОТАЦИЯ

Тема. Определение нормативного значения индивидуального пожарного риска (ИПР) необходимо для совершенствования управленческих решений в области обеспечения пожарной безопасности Вьетнама. Как показывает практика, в странах с установленным нормативом ИПР усовершенствован процесс поддержки управленческих решений по пожарной безопасности. Следовательно, установление обоснованного норматива ИПР и применение его в моделях и алгоритмах принятия управленческих решений по снижению пожарных рисков является актуальной задачей, которая решается в рамках данной статьи.

Методы. В работе использованы методы математической статистики, системного анализа.

Результаты. По результатам исследования получены алгоритм определения и конкретное значение нормативного индивидуального пожарного риска для Вьетнама, модель и алгоритм поддержки управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности во Вьетнаме.

Область применения результатов. Результаты исследования могут применяться в качестве обоснования управлен-

ческих решений по обеспечению пожарной безопасности Вьетнама.

Выводы. На основе разработанного алгоритма установлено, что нормативное значение индивидуального пожарного риска для Вьетнама должно составлять 1,34-10-6 жертв/чел. год. Это означает, что число погибших от пожаров во Вьетнаме не должно быть выше 1,34 жертв на 1 млн чел. в год. Величина нормативного индивидуального пожарного риска для Вьетнама должна находиться в пределах 3,7-10-8 < < 1,34-10-6 < 3,7-10-6, что установлено авторами в предыдущих исследованиях. Применение модели и алгоритма поддержки управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности Вьетнама будет повышать эффективность противопожарной защиты страны.

Ключевые слова: индивидуальный пожарный риск, модель, алгоритм, управленческое решение, корреляционный анализ, показатель социально-экономического развития страны

© N.N. BRUSHLINSKY1, S.V. SOKOLOV1, N.L. PRISYAZHNYUK1, V.H. TRUONG1

1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Standard value of individual fire risk as basis for management decisions support model and algorithm to ensure fire safety in Vietnam

ABSTRACT

Purpose. Determining standard value of individual fire risk (IFR) is necessary to improve management decisions in the field of fire safety in Vietnam. As evidenced in practice, in countries with the established IFR standard the process of supporting management decisions in fire safety has been improved. Therefore, reasonable IFR standard establishment and its application in models and algorithms for making management decisions to reduce fire risks is a crucial task that is solved in this article.

Methods. Mathematical statistics and system analysis methods are used in the work.

Findings. Based on the results of the study, algorithm for determining and standard individual fire risk specific value

for Vietnam have been obtained as well as model and algorithm for management decisions support to ensure fire safety in Vietnam.

Research application field. The results of the study can be used as rationale for management decisions to ensure fire safety in Vietnam.

Conclusions. Based on the developed algorithm, it has been established that individual fire risk standard value for Vietnam should be 1.3410-6 victims/inh. year. This means that death toll from fires in Vietnam should not exceed 1.34 victims per 1 million people a year. Standard individual fire risk value for Vietnam should range within 3.7-10-8 < 1.3410-6 < 3.7-10-6, which has been established by the authors in previous studies.

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 2

Applying the model and algorithm for supporting management Key words: individual fire risk, model, algorithm,

decisions to ensure fire safety in Vietnam will increase the management decision, correlation analysis, country's social country's fire protection effectiveness. and economic development indicator

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии со ст. 79, 93 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-Ф3 (далее №123-ФЗ), значение допустимого индивидуального пожарного риска (ИПР) гибели человека в зданиях и сооружениях установлено на уровне не выше 10-6 в течение одного года. Следовательно, если основная масса людей погибает от пожаров в зданиях и сооружениях, то среднее фоновое значение ИПР для всей территории страны (провинции, города и др.) с незначительной погрешностью можно приравнять к величине 10-6 [1]. В настоящее время во Вьетнаме отсутствует нормативное значение ИПР (ни для зданий и сооружений, ни для территориальных единиц), что приводит к затруднениям в управлении пожарными рисками, а следовательно, и в управлении пожарной безопасностью страны.

ОБОСНОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ ВЕЛИЧИНЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ВЬЕТНАМА

Согласно п. 8 ст. 2 (№ 123-Ф3) допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий. Значит уровень пожарного риска в любой стране во многом зависит от её социально-экономического развития. Чем выше уровень социально-экономического развития, тем более чёткими должны принятые значения нормативных уровней риска [2, 3, 10].

В некоторых экономически развитых странах, таких как Нидерланды, Великобритания, Чехия и Россия, установлены и включены в нормативные документы значения индивидуального пожарного риска. Для определения конкретной величины ИПР для территорий Вьетнама необходимо

Таблица 1 (Table 1)

Показатели социально-экономического развития стран и их обозначения Social and economic development indicators of countries and their designations

Показатель социально-экономического развития стран Назначение показателя Единица измерения Обозначение

Индекс человеческого развития Оценка уровня развития человека ед. X1

ВВП на душу населения Рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг в стране за год, в среднем на одного человека тыс. долларов X2

Коэффициент Джини Оценка неравномерности распределения доходов ед. X3

Индекс глобальной конкурентоспособности Определение способности стран обеспечить высокий уровень благосостояния своих граждан ед. X4

Индекс человеческого капитала Оценка интегрального показателя объема человеческого капитала ед. X5

Уровень продолжительности жизни Определение средней продолжительности жизни лет x6

Индекс экономической свободы Оценивает различные политические и экономические факторы, чтобы предсказать развитие экономики государства ед. X7

Уровень урбанизации Доля городского населения в численности всего населения % X8

Индекс качества жизни Характеризует уровень общественного развития ед. X9

Индекс покупательной способности Показывает, сколько товаров и услуг можно приобрести за единицу валюты ед. X10

Уровень безопасности Отражает уровень безопасности проживания в странах ед. X11

Индекс стоимости человеческой жизни Отражает изменение рыночной стоимости основной части потребительских расходов, обусловленное ростом цен на товары и тарифов на услуги ед. X12

Индекс качества медицины Отображает, насколько все плохо или хорошо в стране с медициной ед. X13

Индекс эффективности борьбы с изменением климата Оценивает и сравнивает эффективность борьбы с изменением климата ед. X14

Таблица 2 (Table 2)

Статистические данные о количестве погибших и расчётные величины ИПР для ряда стран Statistics on death toll and IFR estimated values for a number of countries

Страна Население (среднее значение) тыс. чел. Количество погибших (чел.) Среднее количество погибших (чел. год-1) ИПР-10-6

2016 2017 2018 2019 2020 (среднее значение)

Россия 146781 8749 7816 7913 8ББ9 8313 8270 56,34

Чехия 10 701 124 92 100 128 144 117,6 10,99

Великобритания 64 903 366 328 400 319 289 340,4 5,24

Нидерланды 17 282 42 40 Б2 22 - 39,0 2,26

произвести комплексный социально-экономический анализ его развития в сопоставлении с рядом других стран с имеющимися нормативными значениями ИПР.

Основными показателями, по которым можно судить об уровне социально-экономического развития страны, являются валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения и индекс человеческого развития (ИЧР) [4].

В качестве социально-экономических показателей также используются: индекс глобальной конкурентоспособности, индекс человеческого капитала, индекс экономической свободы, коэффициент Джини [5].

Важными индикаторами при сопоставлениях условий разных стран являются экономико-географические показатели, отражающие социальные аспекты: уровень продолжительности жизни, индекс качества жизни, индекс покупательной способности, индекс стоимости человеческой жизни, уровень безопасности, индекс качества медицины, индекс эффективности борьбы с изменением климата, уровень урбанизации [5-7].

Для достижения поставленной цели - обоснования нормативной величины ИПР Вьетнама на основе анализа и сопоставления социально-экономических показателей развития ряда стран (ПСЭРС) были рассмотрены вышеперечисленные показатели.

В таблице 1 представлены исследуемые показатели социально-экономического развития стран и их обозначения (х.) [4-7].

В таблице 2 представлены статистические данные по количеству погибших за 5 лет и средние расчётные значения ИПР для ряда стран [8, 9, 11].

В таблице 3 представлены исходные данные, фактические значения ИПР (у) и показатели социально-экономического развития (х.) ряда стран [4-7].

Для получения представления о взаимосвязи между ИПР и ПСЭРС, на рисунках 1, 2 пред-

Таблица 3 (Table 3) Фактические значения ИПР и показатели социально-экономического развития ряда стран

True IFR values and social and economic development indicators for a number of countries

Показатель Страна

У, X, Россия Чехия Великобритания Нидерланды

У 56,34 10,99 5,24 2,26

X1 0,82 0,90 0,93 0,94

X2 32,80 44,26 49,68 63,77

X3 39,90 25,40 36,00 30,90

X4 66,70 70,90 81,20 82,40

X5 0,68 0,75 0,78 0,79

x6 69,40 77,70 80,70 81,70

X7 56,10 74,40 72,70 79,50

X8 74,75 74,06 83,90 92,24

X9 103,32 162,01 171,89 191,25

X10 51,11 76,35 108,54 109,48

X11 3,16 1,38 1,88 1,57

X12 43,89 50,09 75,85 82,69

X13 56,77 75,36 74,19 81,08

X14 35,00 38,98 73,29 60,81

ставлена зависимость между ИПР и основными показателями: индекс человеческого развития (х1) и ВВП на душу населения (х2).

Видно, что приведённые выше показатели находятся в обратной связи с ИПР. Следовательно, чем выше уровень человеческого развития и валовой внутренний продукт на душу населения в стране, тем ниже значение ИПР.

Для оценки связи между значениями ИПР и ПСЭРС использован коэффициент парной корреляции Пирсона. Данный коэффициент оценивает тесноту корреляционной зависимости и более того,

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 2

Великобритания

Страны

Рисунок 1. Зависимость между значениями ИПР и ИЧР ряда стран:

■ - ИПР;--линия тренда (ИПР); —О- индекс человеческого развития;

--линия тренда (индекс человеческого развития)

Figure 1. Correlation between individual fire risk and human development index values of a number of countries: ■ - individual fire risk; — trend line (IFR); -О- human development index; trend line (HDI)

60

50

40

S 30

20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

0

Нидерланды

Великобритания

Страны

Рисунок 2. Зависимость между значениями ИПР и ВВП на душу населения ряда стран: ■ - ИПР; —О- ВВП на душу населения Figure 2. Correlation between individual fire risk and gross domestic product per capita in a number of countries: ■ - individual fire risk; -О- human development index

указывает её направление (прямая или обратная связь) [12].

Коэффициент корреляции вычислим по формуле:

г =

ху

ху-ху

(1)

где ху = —--среднее значение произведения

- -

признаков; х = ——, у-—--средние значения

п п

признаков и ах, ау - стандартные отклонения признаков.

Стандартные отклонения найдём как корни из соответствующих дисперсий, вычисленных по формуле:

Исходные данные для расчёта коэффициента парной корреляции между значениями ИПР (у) и индексом человеческого развития (х1) для ряда стран представлен в таблице 4.

ог =

-tf-

3,249

-0,9002 =0,0467;

60

50

О- 40

30

20

10

0

0

Таблица 4 (Table 4)

Исходные данные для расчёта коэффициента парной корреляции между ИПР и ИЧР Source data for calculating pair correlation coefficient between IFR and HDI

Страна ИЧP (x1) ИПP (y) А y2 xfy

Россия 0,824 5б,34 0,б79 3174,19б 4б,424

Чехия 0,900 10,99 0,810 120,780 9,891

Великобритания 0,932 5,24 0,8б9 27,458 4,884

Нидерланды 0,944 2,2б 0,891 5,108 2,133

Сумма 3,б00 74,830 3,249 3327,541 б3,332

Среднее значение 0,900 18,708 0,812 831,885 15,833

».-J¥-eft-«.«*.

Таким образом, коэффициент корреляции:

xu-xy 15,833-0,900-18,708 r„, = —-- = —___________— = -0,978.

0,0467-21,9525

Следовательно, полученное значение г = = -0,978 показывает, что индивидуальный пожарный риск и индекс человеческого развития имеют обратную зависимость.

Для оценки тесноты связи будем использовать шкалу Чеддока [13]:

0,0 < M < 0,1

0,1 < M < 0,3

0,3 < M < 0,5

0,5 < M < 0,7

0,7 < M < 0,9

0,9 < M < 1,0

практически отсутствует; слабая; умеренная; заметная; высокая; весьма высокая

} }

средняя

сильная

Проведены аналогичные расчёты коэффициентов парной корреляции по формуле (1) и определена сила взаимосвязи по шкале Чеддока для ряда других ПСЭРС. Их результаты представлены в таблице 5.

Коэффициенты корреляции, как и любые другие статистические величины, подвергаются оценке на достоверность. Это объясняется тем,

Таблица 5 (Table 5)

Коэффициенты парной корреляции между ИПР и ПСЭРС и их сила взаимосвязи Pair correlation coefficients between IFR and social and economic development indicators of countries and their interrelation potential

Исследуемые зависимости Коэффициенты корреляции Направление связи Сила взаимосвязи

Индекс человеческого развития ~ ИПР -0,978 Обратная Весьма высокая

ВВП на душу населения ~ ИПР -0,844 Обратная Высокая

Коэффициент Джини ~ ИПР 0,б53 Прямая Заметная

Индекс глобальной конкурентоспособности ~ ИПР -0,828 Обратная Высокая

Индекс человеческого капитала ~ ИПР -0,979 Обратная Весьма высокая

Уровень продолжительности жизни ~ ИПР -0,98б Обратная Весьма высокая

Индекс экономической свободы ~ ИПР -0,972 Обратная Весьма высокая

Уровень урбанизации ~ ИПР -0,б20 Обратная Заметная

Индекс качества жизни ~ ИПР -0,980 Обратная Весьма высокая

Индекс покупательной способности ~ ИПР -0,902 Обратная Весьма высокая

Уровень безопасности (страны, имеющие наименьший индекс являются наиболее безопасными для проживания) ~ ИПР 0,937 Прямая Весьма высокая

Индекс стоимости человеческой жизни ~ ИПР -0,772 Обратная Высокая

Индекс качества медицины ~ ИПР -0,975 Обратная Весьма высокая

Индекс эффективности борьбы с изменением климата ~ ИПР -0,703 Обратная Высокая

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 2

что любая совокупность наблюдений представляет собой некоторую выборку, а следовательно -значение любого показателя, вычисленного на её основе, является не истиной, а более или менее точной его оценкой. В связи с этим и возникает необходимость проверки существенности (значимости) показателей.

Для оценки значимости коэффициента корреляции используют /"-критерий Стьюдента (/статистику). При этом выдвигается и проверяется гипотеза о равенстве нулю коэффициента корреляции. Если эта гипотеза отвергается, то коэффициент корреляции признается значимым, а связь между переменными существенной [12].

t- = г

i-расч х,у

п-к-\

1 -г2

ад

(2)

где гху - коэффициент корреляции между х . показателям и значением ИПР; п - количество анализируемых стран; к - количество факторных признаков, включённых в модель (к = 1); /.-расч - расчётное значение /-критерия для коэффициента гху.

Значение /-критерия / сравнивают с рас-

г г крит Г Г

чётным значением / асч при заданном уровне значимости (а = 0,05р и числе степеней свободы (у = п - к - 1). В нашем случае: /к ит (а = 0,05; у = 4 - 1 - 1 = 2) = 4,303.

Если расчётное значение /-критерия оказывается больше табличного: |^расч | > ^крит, то коэффициент корреляции признается значимым, в ином случае - нет.

Расчётные значения /-критерия Стьюдента определены по формуле (2), результаты оценки значимости коэффициента корреляции представлены в таблице 6.

Полученные результаты анализа коэффициентов корреляции показывают, что имеется 6 значимых коэффициентов корреляции (г

^ ^ V О. Это означает, что корреляция

между перечисленными ПСЭРС и значениями индивидуального пожарного риска значима. Таким образом, шесть ПСЭРС могут быть использованы для обоснованности нормативного индивидуального пожарного риска Вьетнама.

Все значимые ПСЭРС имеют обратную связь относительно значения индивидуального пожарного риска , то есть они обратно пропорциональны друг другу. При этом используется метод обратно пропорционального расчёта для определения расчётной нормативной величины ИПР Вьетнама на основе каждого из шести показателей по формуле:

Таблица 6 (Table 6)

Результат оценки значимости коэффициента корреляции

Correlation coefficient significance estimation result

t-рас fKPT Вывод коэффициента корреляции

6,683 4,303 Значим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2,224 4,303 Не значим

1,219 4,303 Не значим

2,091 4,303 Не значим

6,734 4,303 Значим

8,377 4,303 Значим

5,901 4,303 Значим

1,119 4,303 Не значим

7,011 4,303 Значим

2,960 4,303 Не значим

3,804 4,303 Не значим

1,718 4,303 Не значим

6,175 4,303 Значим

1,398 4,303 Не значим

•Л.о

(3)

где - нормативная величина ИПР Вьетнама х. ПСЭРС по отношению к /-стране; х.. и хвв - х. показатель социально-экономического развития в /-стране и Вьетнама; Я'н - нормативная величина ИПР, принятая в /-стране (Нидерланды, Великобритания, Чехия, Россия).

Расчётное значения ИПР для Вьетнама на основе социально-экономического показателя х. определяется среднее значение:

R=

расч

J=l

(4)

где п - количество анализируемых стран (п = 4).

Используя вышеприведённые формулы определяем расчётное значение ИПР для Вьетнама на основе каждого значимого ПСЭРС.

Расчётное значение ИПР для Вьетнама на основе индекса человеческого развития (х1) представлено в виде таблицы 7.

Проведены аналогичные расчёты нормативной величины ИПР для Вьетнама на основе остальных пяти показателей социально-

Таблица 7 (Table 7)

Результат расчёта значения ИПР для Вьетнама на основе индекса человеческого развития IFR value for Vietnam based on human development index calculation result

Страны Индекс человеческого развития x1 HL Расчётное значение ИПР для Вьетнама [жертв-чел.-1-год-1]

Россия jrf~" =0,824 /Ç*™ = 10"6 оВьетаям-Россия % -°'824 10_6-11710"6

Вьетнам xf™ =0,704 0,704 '

Чехия X,4™" =0,900 R4e™=1Q-6 пВьегнам-Чехия % _ 0,900 ^ ^

Вьетнам ¡rf*™™ =0,704 "0,704 Ш "1,¿H1Ü

Великобритания ^Велигаб =0,932 ^Великоб - JO-6 оВьетнам-Великоб *1 -0'932 Ю"6-1Ч2Ю"6

Вьетнам = 0,704 „ _„ , 1U 1, ОС 1U 0,704

Нидерланды X™™ =0,944 у^Нидер _ 1Q-6 р Вьетн а м-Нидер *1

Вьетнам л?"™ =0,704 "0,704 10

^Вьетнам-Россия ^Вьетнам-Чехия ^»Вьетнам-Вепикоб Вьетнам-Нвдер

= -5--5-= 1278 10"'

экономического развития стран. Результаты представлены в таблице 8.

Для определения весовых коэффициентов значимости по шести показателям социально-экономического развития стран используем формулу Фишберна. При этом необходимо упорядочить ПСЭРС по мере убывания их значимости: z, > z„ > ... > z .

1 — 2 — — m

В этом случае весовые коэффициенты образуют убывающую арифметическую прогрессию и могут быть определены по выражению [14]:

где ш - количество показателей, а k - ранг отдельного показателя.

В рассматриваемом случае, если ПСЭРС имеет наиболее высокое абсолютное значение коэффициента корреляции с ИПР, то этот показатель имеет наиболее высокий ранг. Следовательно, соответствующие весовые коэффициенты будут выступать в таком порядке: со, -»ю2 -»со3 -»

со ю6

Для определения весового коэффициента ю1 (k = 1, m = 6):

œ, =

2(m-k + \) m(m+\)

,k = \,2,...,m

(5)

œ, =

2-(6-l + l) 6(6 + 1)

= 0,2857.

Таблица 8 (Table 8)

Расчётное значение ИПР по шести значимым ПСЭРС IFR estimated value by six significant social and economic development indicators of countries

Показатель социально-экономического развития стран Обозначение (X ) Коэффициент корреляции Й») Расчётное значение ИПР по ПСЭРС R^ [жертв^чел.-1тод-1]

Индекс человеческого развития Xl -0,978 =1,278 ю-6

Индекс человеческого капитала X5 -0,979 /?^=1,087 10"6

Уровень продолжительности жизни X6 -0,986 Я*. = 1,051-10^

Индекс экономической свободы X7 -0,972 ^=1,166-10^

Индекс качества жизни X9 -0,980 /г;^=1,938-ю-6

Индекс качества медицины X13 -0,975 Я^ч=1,370-Ю"6

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 2

Таблица 9 (Table 9)

Результат расчёта определения весовых коэффициентов по формуле Фишберна Weight coefficients calculation results according to Fishburne formula

Порядковый номер Абсолютное значение коэффициента корреляции |гад| Расчетное нормативное значение ИПР RS Соответствующий весовой коэффициент а

1 0,986 R'„' =1,05110"' и1 = 0,2857

2 0,980 «S? =1,938-1(Г4 а2 = 0,2381

3 0,979 RÎ =1,087-10* а3 = 0,1905

4 0,978 RS =1,278-10"' а4 = 0,1429

5 0,975 RS' =1,370-10"' а5 = 0,0952

6 0,972 Я?=1,16б-1(Г6 а6 = 0,0476

Результат расчёта весовых коэффициентов для других показателей ю абсолютные значения

и расчетные норма-

коэффициента корреляции тивные значения ИПР представлены в таблице 9.

Следовательно, нормативная величина ИПР для Вьетнама определится как:

/?вье™ам= £ Ю^Яртсч = 0,2857 • 1,051 • 10~6 +

/=1,*=1

+ 0,2381-1,938-Ю"6 +0,1905-1,087-Ю"6 +

+ 0,1429 -1,278 -10"6 + 0,0952 • 1,370 ■ Ю"6 + + 0,0476-1,166-Ю"6 =1,34-Ю"6 [жертв • чел.1- год-1]

Величина нормативного индивидуального пожарного риска для Вьетнама находится в пределах:

^Вьетнам _3 7-10"^ < /^ьетнам ■

= 1,34-Ю"6 </?вв^ам =3,7-Ю"6,

которые установлены авторами в предыдущих исследованиях [1].

Учитывая то, что ПСЭРС являются динамически переменными, то рекомендуется делать перерасчёт нормативного ИПР через каждые 5 лет. Это примерный период, при котором пересматриваются программы социально-экономического развития страны [15].

На основе полученных результатов разработан алгоритм обоснования нормативного значения ИПР для Вьетнама (рис. 3).

Важно представлять (знать) порядок использования ИПР для поддержки управленческих

решений по обеспечению пожарной безопасности административно-территориальных единиц (АТЕ) Вьетнама. Авторами разработан алгоритм поддержки управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности АТЕ Вьетнама. В алгоритме используются данные об уровнях пожарной опасности (УПО) АТЕ Вьетнама, определяемые на основе интегрального социально-экономического показателя пожарного риска (ИСЭППР) [16].

На рисунке 4 представлен алгоритм поддержки управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности АТЕ с особо опасными уровнями пожарной опасности Вьетнама. Относительно других уровней пожарной опасности можно применять аналогичные алгоритмы.

На основе полученных алгоритмов разработана модель поддержки управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности АТЕ Вьетнама (рис. 5). Модель состоит из трёх блоков:

1. Субъект управления. Во Вьетнаме управление пожарной безопасностью осуществляется на двух уровнях. На государственном уровне непосредственным надзорным и управляющим органом является правительство, за которым следуют Министерство общественной безопасности (МОБ) и Главное управление противопожарной и аварийно-спасательной работы при МОБ. На административном уровне (провинции) за общее управление отвечает Глава провинциальной административной единицы. Агентством прямо -го управления является Провинциальное управление полиции при МОБ Вьетнама и Отдел противопожарной и аварийно-спасательной работы при провинциальном управлении полиции Министерства общественной безопасности.

----^ Есть нормативное значение индивидуального пожарного риска?

----^ Есть публичная статистика числа погибших при пожарах?

Ввод данных количества погибших при пожарах за 5 лет в ряде стран

к I потб

Вычисление среднего значения индивидуального пожарного риска (ИПР) для ряда п стран за 5 лет

N.

Выбор показателей социально-экономического развития ряда стран (ПСЭРС)

Ввод данных значений ИПР (у) и ПСЭРС (xt, x2.....xm) ряда n стран

динд _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ÍH=

j=i{Nj )[ жертв

Lчел год

Определение коэффициентов корреляции между ПСЭРС и ИПР ( rv )

Определение расчётного значения ИПР для Вьетнама на основе каждого значимого 1 ПСЭРС [¿Т1] ОХ, ) п ДА

Определения весового коэффициента знччимости для каждого ПСЭРС на основе метода Фишберна 2 • (т - /с +1) , „ „ (0Л=—Ц-гА к = 1,2,...,т * т • (т +1)

Определение нормативного значения ИПР для Вьетнама т ^Вьетнам _ ^.Rj f=l,k=l

Рисунок 3. Алгоритм обоснования нормативного значения ИПР для Вьетнама Figure 3. Algorithm for substantiating IFR standard value for Vietnam

Существует тесная связь между уровнями управления. На провинциальном уровне решения, принятые в области управления пожарной безопасностью, должны быть доведены до сведения государственного уровня для осуществления контроля по их выполнению. Если возникают сложные

ситуации, которые не могут быть решены на провинциальном уровне, о них следует доводить до сведения государственного уровня для принятия решения.

2. Объект управления. Объектом управления являются система предотвращения пожара (СПП)

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 2

( НАЧАЛО )

Анализ пожаров и их последствий в АТЕ Вьетнама

Вероятность возникновения пожаров

I

I

Последствия от пожаров

zzi

Ввод данных

""Г-

Определение пожарных рисков (гибели, травматизма и ущерба) и уровней пожарной опасности АТЕ на основе ИСЭППР (НСЭ)

Особо высокий УПО Rra е (0,75; 1,0]

Высокий УПО Rra е (0,5; Ol 75]

Средний УПО Rra е (0,25; 0,5]

НизкийУПО Rra Ё (О,О; 0,25]

_______________________._______________________I

Выявление АТЕ с особо высокими уровнями пожарной опасности

НЕТ ______Допустимый риск АТЕ?

Рисунок 4. Алгоритм поддержки управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности АТЕ Вьетнама Figure 4. Algorithm for substantiating IFR standard value for Vietnam

и система противопожарной защиты (СППЗ) в АТЕ Вьетнама.

Задача СПП заключается в исключении условий возникновения пожара, то есть в предотвращении пожара, а количественной характеристикой (выходным параметром) степени выполнения отмеченной задачи может служить вероятность возникновения пожара Pt за определённый промежуток времени (например, год) или частота пожаров год-1.

Задача СППЗ заключается в предотвращении воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничении материального ущерба.

Следовательно, выходными параметрами степени выполнения поставленной задачи этой системой могут служить количество погибших людей (N), количество травмированных (N.) (их среднее значение, математическое ожидание) и количественная величина материального ущерба Y (его среднее значение, математическое ожидание) [17].

3. Оценка пожарных рисков. В этом блоке, после сбора данных (P, N., N., Y), необходимо определить значения пожарных рисков, а также определить уровни пожарной опасности АТЕ и выявить, какие административные единицы имеют особо высокий уровень пожарной опасности.

Рисунок 5. Модель поддержки управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности АТЕ Вьетнама Figure 5. Management decision support model to ensure Vietnam's administrative divisions fire safety

Затем надо сравнить их с нормативным значением ИПР Вьетнама. Если R > R„ = 1,34-10-6,

расч Н 1 1

то необходимо принять управленческие решения по снижению риска до нормативного (допустимого) уровня, и проводить регулярный мониторинг и контроль пожарных рисков.

На рисунке 5 представлена модель поддержки управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности АТЕ с особо опасными уровнями пожарной опасности Вьетнама. Относительно других уровней пожарной опасности можно применять аналогичные алгоритмы.

ВЫВОДЫ

1. Разработан алгоритм обоснования нормативной величины ИПР для Вьетнама; авторами установлено, что /?вьетнам =1,34-10"6 [жертв/чел. год]. Это означает, что число погибших от пожаров во Вьетнаме не должно быть выше 1,34 жертв на 1 млн чел. в год.

2. На основе обоснования нормативной величины ИПР разработаны модель и алгоритм поддержки управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности АТЕ Вьетнама.

3. Применение модели и алгоритма поддержки управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности Вьетнама позволит повысить эффективность противопожарной защиты страны.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Брушлинский Н. Н, Соколов С. В., Присяжнюк Н. Л., Чыонг В. Х. Алгоритм определения предельных показателей индивидуального пожарного риска для Вьетнама // Технологии техносферной безопасности. 2022. Вып. 4(98). С. 52-67. 001:10.25257/тТЭ.2022.4.98.52-67

2. Акимов В. А, Быков А. А, Фалеев М. И. Нормативно-экономические модели управления риском // Проблемы анализа риска. 2004. Т. 1. № 2. С. 125-137.

3. Зимонин А. А, Фирсов А. В., Бутенко В. М. Допустимый (приемлемый) индивидуальный пожарный риск - зарубежный и отечественный опыт [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. 2014. Вып. 5(57). Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23104536 (дата обращения 29.05.2023 г.).

4. Показатели уровня экономического развития [Электронный ресурс] // Википедия: сайт. - Режим доступа: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Экономическое_развитие (дата обращения 06.02.2023 г.).

5. Краснокутский П. А, Змияк С. С., Казакова А. М. Особенности оценки и сопоставления уровня социально-экономического развития стран на основе международных рейтингов (на примере стран БРИКС и в7) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 3. С. 101-107. 001 10.22394/2079-1690-2019-1-3-101-107

6. Мировой Атлас Данных [Электронный ресурс] // Кпоета: сайт. Режим доступа: https://ru.knoema.com/atlas (дата обращения 08.02.2023 г.).

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 2

7. Рейтинги стран и регионов [Электронный ресурс] // Гуманитарный портал: сайт. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/ research/country-rankings (дата обращения 08.02.2023).

8. Брушлинский Н. Н, Аренс М, Соколов С. В., Вагнер П. World of Fire Statistics. Center of Fire Statistics of CTIF. Report № 26. Москва, Академия ГПС МЧС России, 2021. 66 с.

9. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В., Клепко Е. А, Белов В. А, Иванова О. В., Попков С. Ю. Основы теории пожарных рисков и её приложения: монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. 81 с.

10. Marhavilas P. K., Koulouriotis D. E. Risk-Acceptance Criteria in Occupational Health and Safety Risk-Assessment - The State-of-the-Art through a Systematic Literature Review // Safety. 2021. 7(4). 77. D0I:10.3390/safety7040077

11. Фирсов А. В., Крюков Е. В., Харисов Г. Х. О нормативном значении индивидуального пожарного риска // Пожа-ровзрывобезопасность. 2012. Т. 21. № 9. С. 14-16.

12. Фадеева Л. Н., Лебедев А. В. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие. М.: Эксмо, 2010. 496 с.

13. Комар О. Н. Статистика. Часть I. Общая теория статистики: учебное пособие. Калининград: Калининградский государственный технический университет, 2008. 81 с.

14. Сомов В. Л., Толмачев М. Н. Методы определения коэффициентов весомости динамических интегральных показателей // Вопросы статистики. 2017. № 6. С. 74-79.

15. Отчёт об оценке результатов реализации задач социально-экономического развития Вьетнама на 20162020 годы и направлений, задач социально-экономического развития страны на 2021-2025 годы. Ханой, 2020. 66 с.

16. Чыонг В. Х, Присяжнюк Н. Л. Оценка пожарной опасности административно-территориальных единиц Вьетнама // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение, ликвидация. 2022. № 3. С. 90-98. Э01:10.25257/ЕЕ.2022.3.90-98

17. Присяжнюк Н. Л. Экономическая оценка управленческих решений в области пожарной безопасности: учебное пособие. М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. 127с.

REFERENCES

1. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V., Prisyazhnyuk N.L., Truong V.H. Algorithm for determining limits of individual fire risk for Vietnam. Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti - Technology of technosphere safety. 2022, iss. 4(98), pp. 52-67 (in Russ.). DOI: 10.25257/TTS.2022.4.98.52-67

2. Akimov V.A., Bykov A.A., Faleev M.I. Regulatory and economic models of risk management. Problemy analiza riska -Issues of risk analysis. 2004, vol. 1, no 2, pp. 125-137 (in Russ.).

3. Zimonin A.A., Firsov A.V., Butenco V.M. Allowable individual fire risk - foreign and domestic experience. Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti - Technology of technosphere safety. 2014, iss. 5(57). Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=23104536 (accessed May 26, 2023). (in Russ.).

4. Indicators of the level of economic development. Wikipedia: website. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Экономнцеское_развнтне (accessed February 6, 2023). (in Russ.).

5. Krasnokutskiy P.A., Zmiyak S.S., Kazakova A.M. Features of assessment and comparison of the level of socio-economic development of countries based on international ratings (on the example of BRICS and G7 countries). Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski - State and municipal management. Scholar notes. 2019, no. 3, pp. 101-107. (in Russ.). DOI 10.22394/2079-1690-2019-1-3-101-107

6. World Data Atlas. Knoema: website. Available at: https:// ru.knoema.com/atlas (accessed February 8, 2023). (in Russ.).

7. Ratings of countries and regions. Humanitarian Portal: website. Available at: https://gtmarket.ru/research/country-rankings (accessed February 8, 2023) (in Russ.).

8. Brushlinsky N.N., Arens M., Sokolov S.V., Wagner P. World statistics of fires. CTIF Fire Statistics Center. Report No. 26. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2021. 66 p. (in Engl.).

9. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V., Klepko E.A., Belov V.A., Ivanova O.V., Popkov S.Yu. Osnovy teorii pozharnykh riskov i ee

prilozheniia [Fundamentals of fire risk theory and its applications]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2012. 81 p. (in Russ.).

10. Marhavilas P.K., Koulouriotis D.E. Risk-Acceptance Criteria in Occupational Health and Safety Risk-Assessment - The State-of-the-Art through a Systematic Literature Review. Safety. 2021. 7(4). 77. DOI:10.3390/safety7040077

11. Firsov A.V., Kryukov E.V., Kharisov G.H. Pozharovzryvobezopasnost - Fire and Explosion Safety. 2012, vol. 21, no. 9, pp. 14-16 (in Russ.).

12. Fadeeva L.N., Lebedev A. V. Teoriia veroiatnostei i matematicheskaia statistika [Probability theory and mathematical statistics]. Moscow, Eksmo Publ., 2010. 496 p.

13. Komar O. N. Statistika. Chast' I. Obshchaia teoriia statistiki [Statistics. Part I. General theory of statistics]. Kaliningrad, Kaliningrad State Technical University Publ., 2008. 81 p.

14. Somov V.L., Tolmachev M.N. Voprosy statistiki -Statistical questions. 2017. no 6. pp. 74-79 (in Russ.).

15. Report on the evaluation of the results of the implementation of the tasks of socio-economic development of Vietnam for 2016-2020 and the directions, tasks of socioeconomic development of the country for 2021-2025. Hanoi, 2020. 66 p. (in Viet.).

16. Truong V.H., Prisyazhnyuk N.L. Assessing fire risk of Vietnam administrative-territorial units. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya -Fire and emergencies: prevention, elimination, 2022, no. 3, pp. 90-98. DOI:10.25257/FE.2022.3.90-98

17. Prisiazhniuk N.L. Ekonomicheskaia otsenka upravlencheskikh reshenii v oblasti pozharnoi bezopasnosti [Economic assessment of management decisions in the field of fire safety]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2020. 127 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ Николай Николаевич БРУШЛИНСКИЙ

Доктор технических наук, профессор,

профессор кафедры организации деятельности пожарной охраны, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация Ди^огЮ: 141792

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0973-7095 nbrus1934@yandex.ru

Сергей Викторович СОКОЛОВ

Доктор технических наук, профессор,

профессор кафедры организации деятельности пожарной охраны,

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Nikolay N. BRUSHLINSKY

Grand Doctor in Engineering, Professor,

Professor of the Department of Organization of Fire Protection Activities, State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation AuthorlD: 141792

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0973-7095 nbrus1934@yandex.ru

Sergey V. SOKOLOV

Grand Doctor in Engineering, Professor,

Professor of the Department of Organization of Fire Protection Activities,

Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 9561-2970 AuthorID: 692884

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2992-8510 albrus-ssv1@yandex.ru

Николай Леонидович ПРИСЯЖНЮК

Кандидат технических наук, доцент,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

профессор кафедры организации деятельности пожарной охраны, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 4293-8962 AuthorID: 1106793

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9039-9374 nlp009@mail.ru

Ван Хынг ЧЫОНГН

Адъюнкт специального факультета по работе с иностранными гражданами ИПИГ

Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 2619-2337 AuthorID: 1133023

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4314-4410 Н vanhungbm5t34@gmail.com

Поступила в редакцию 20.02.2023 Принята к публикации 12.04.2023

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-KOA: 9561-2970 AuthorID: 692884

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2992-8510 albrus-ssv1@yandex.ru

Nikolay L. PRISYAZHNYUK

PhD in Engineering, Associate Professor,

Professor of the Department of Organization of Fire Protection Activities, State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-KOA: 4293-8962 AuthorID: 1106793

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9039-9374 nlp009@mail.ru

Van Hung TRUONG H

Postgraduate student of special faculty for work with foreign citizens,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-KOA: 2619-2337 AuthorID: 1133023

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4314-4410 H vanhungbm5t34@gmail.com

Received 20.02.2023 Accepted 12.04.2023

Для цитирования: For citation:

Брушлинский Н. Н, Соколов С. В., Присяжнюк Н. Л, Чыонг В. Х. Brushllnsky N.N., Sokolov S.V., Prlsyazhnyuk N.L., Truong V.H.

Нормативное значение индивидуального пожарного риска Standard value of individual fire risk as basis for management decisions

как основа модели и алгоритма поддержки управленческих решений support model and algorithm to ensure fire safety in Vietnam.

по обеспечению пожарной безопасности Вьетнама // Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya -

Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение, ликвидация. Fire and emergencies: prevention, elimination, 2023, no. 2, pp. 81-93.

2023. № 2. С. 81-93. DQI:10.25257/FE.2023.2.81-93 DO1:10.25257/FE.2023.2.81-93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.