Научная статья на тему 'Нормативное регулирование учета материальных запасов в бюджетных учреждениях'

Нормативное регулирование учета материальных запасов в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
627
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ACCOUNTING / INVENTORY / BUDGET INSTITUTIONS / STANDARD OF ECONOMIC ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Файзулина Сажида Хабибуллаевна

В статье проанализированы изменения в нормативных требованиях к учету материальных запасов в бюджетных учреждениях; выделены виды стоимости материальных запасов, приведена их классификация; приведены рекомендации по разработке стандарта экономического субъекта бюджетного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyzes the changes in the regulatory requirements for inventory accounting in budgetary institutions; types of inventory value are highlighted, classification of inventory is proposed; recommendations for development of a standard of economic entity budgetary institution are given.

Текст научной работы на тему «Нормативное регулирование учета материальных запасов в бюджетных учреждениях»

ную и всё более эффективную борьбу. Например, прирост налоговых поступлений в 2014 г. в сравнении с 2013 г. составил 1,34 трлн руб. Из этого прироста на счёт индекса - дефлятора ВВП относится 515 млрд руб., на счёт физического роста ВВП - 47 млрд руб., на увеличение ставок НДПИ и акцизов - 375 млрд руб., за счёт качества администрирования - 406 млрд руб.

Стремительному росту «прозрачности» налогоплательщиков и, соответственно, увеличению эффективности налоговых сборов способствует открытие 26 мая 2015 г. в Дубне федерального центра обработки данных (ЦОД), который является частью крупнейшего в России проекта в сфере big data. Подобные проекты налогового ЦОД имеются в мире только в США (на уровне штатов), Великобритании и Сингапуре. Основной задачей ЦОД в Дубне является создание «единого налогового файла» РФ - общей базы налоговых данных для всей страны в одном месте. Появление в системе Минфина первого ЦОД позволит федеральной налоговой службе (ФНС) не только консолидировать все данные о налогоплательщиках и сформировать для

каждого из них персональную налоговую историю, но и обеспечит экстерриториальность и универсальность услуг ФНС для любого клиента. По НДС уже введена в действие система электронного риск-ориентированного контроля, «раскрашивающего» налогоплательщиков по группам риска «в цвета светофора» («красный» - высокий риск, «жёлтый» - средний, «зелёный» - минимальный).

В ближайшее время Федеральное казначейство откроет второй, резервный центр в г. Городце Нижегородской области. Мощности обоих центров будут взаимно дублированы, что позволит обезопасить имеющуюся информацию. Позже, в волгоградской Ерзовке появится третий налоговый центр, а в десяти других городах - центры подготовки и консолидации данных отчётности. В целом к 2017 г. возможности ФНС возрастут на порядок.

Список литературы:

1. Кризис по указу. Ведомости, 19 мая 2015 г.

2. Мораторий на налоговое единство. Ведомости. 3 июня 2015 г.

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ В

БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Файзулина Сажида Хабибуллаевна,

магистр

Научный руководитель: к.э.н., доцент Ежакова Институт экономики и управления КФУ имени В.И. Вернадского. Н.В.

г. Симферополь

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы изменения в нормативных требованиях к учету материальных запасов в бюджетных учреждениях; выделены виды стоимости материальных запасов, приведена их классификация; приведены рекомендации по разработке стандарта экономического субъекта - бюджетного учреждения. ABSTRACT

The paper analyzes the changes in the regulatory requirements for inventory accounting in budgetary institutions; types of inventory value are highlighted, classification of inventory is proposed; recommendations for development of a standard of economic entity - budgetary institution are given.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, материальные запасы, бюджетные учреждения, стоимость, стандарт экономического субъекта.

Keywords: accounting, inventory, budget institutions, standard of economic entity.

Для осуществления хозяйственной деятельности бюджетным учреждениям требуется приобретать и использовать различные товарно-материальные ценности, которые в целом относятся к материальным запасам. При этом следует принимать во внимание, что подходы к бухгалтерскому учету бюджетных учреждениях имеют ряд отличий от бухгалтерского учета на коммерческих предприятиях. Использование бюджетных средств налагает дополнительную ответственность на бюджетные учреждения и требует пристального внимания. Актуальность данного вопроса усиливается тем, что в нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетной сфере, происходят регулярные изменения. Так, в 2006 г. был подписан Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 Ш5н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету", заменивший аналогичный документ 2002 года, через два года подписан Приказ Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету". Позднее Приказом Минфина России от

30.12.2009 г. № 152н «О внесении изменений в инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина РФ от 30.12.2008 г. №148н», вступившего в силу с 1.01.2010 г., внесен ряд изменений в бюджетный учет, касающиеся учета материальных запасов в синтетическом учете и первичных учетных документов [1]. В декабре 2010 г. были приняты два нормативных акта взамен утративших силу, в которых отражен усовершенствованный подход к учету, в том числе материальных запасов.

Цель данной статьи - исследовать современные нормативные требования к учету материальных запасов в бюджетных учреждениях.

В настоящее время при ведении бухгалтерского учета бюджетные организации обязаны руководствоваться следующими нормативными документами Российской Федерации:

- Федеральным законом РФ "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ;

- Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственный власти (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению (утверждены Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. №157н);

- Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению (утверждены Приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. №174н);

- Правилами и нормами о порядке составления бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений (утвержденными Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 г. № 33);

- Правилами и нормами утвержденных форм первичных учетных документов и регистров (утвержденных Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 г. № 173н).

Согласно действующему законодательству, материальные запасы - это материальные ценности в виде сырья, материалов, приобретенных (созданных) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, (или) для изготовления иных нефи-

Следует учесть, что материальные запасы, приобретенные за иностранную валюту, должны быть отражены в денежной оценке в рублях, для этого сумма в иностранной валюте пересчитывается по курсу Центрального банка, действующему на дату принятия объекта учета к бухгалтерскому учету [1].

Большое значение для правильной организации учета материальных запасов имеет их классификация и оценка. Классификация материалов в бюджетных учреждениях положена в основу их учета по синтетическим счетам [2, 4, 7].

В состав материальных запасов для целей бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях включают [1]:

- предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;

- готовая продукция;

нансовых активов, а также готовой продукции, произведенной учреждением и приобретенных для продажи товаров [2].

Единым планом счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений устанавливает основные принципы учета имущества и обязательств бюджетных организаций. Согласно Инструкции № 157н, материальные запасы, наряду с основными средствами, нематериальными активами, не-произведенными активами, иным видам материальных ценностей, относятся к нефинансовым активам учреждения. В связи с этим, при учете материальных запасов, бюджетные учреждения обязаны руководствоваться п.23 Инструкции 157н. Так, стоимость, по которой принимаются материальные запасы, является первоначальной (фактической). При этом первоначальная стоимость материальных запасов при их приобретении, изготовлении (создании) в целях ведения бухгалтерского учета признается их фактической стоимостью [1].

Для целей бухгалтерского учета выделяют такие виды стоимости: первоначальная (фактическая), текущая оценочная, балансовая (табл.1).

Таблица 1

Виды стоимости материальных запасов

- товары для продажи;

- прочие материальные ценности независимо от их стоимости и срока службы, в том числе: орудия лова, лесные дороги, подлежащие рекультивации; специальные инструменты и специальные приспособления; специальная одежда и обувь; временные сооружения, приспособления и устройства; тара для хранения товарно-материальных ценностей; готовые к установке строительные конструкции и детали; оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки; спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д.

Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам) в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции, в частности, таким: медикаменты и перевязочные средства; продукты питания; горюче-смазочные материалы; строительные материалы; мягкий инвентарь; прочие

Вид стоимости Суть

1. Первоначальная (фактическая) 1) В случае приобретения материальных запасов - это фактические вложения учреждения в приобретение материальных запасов, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот 2) При получении материальных запасов по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами - это стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору. 3) При получении материальных запасов безвозмездно - это текущая оценочная стоимость материальных запасов на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

2. Текущая оценочная Сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету

3. Балансовая Первоначальная стоимость с учетом ее изменений, которые производятся в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов материальных запасов.

материальные запасы; готовая продукция; товары; наценка на товары" [2].

Согласно Инструкции, материальные запасы в бюджетных учреждениях делят на группы [2].:

- особо ценное движимое имущество учреждения (сч. 010520000);

- иное движимое имущество учреждения (сч. 010530000);

- имущество - предметы лизинга (сч.010540000).

Выделение данных групп позволяет сформировать информацию в денежном выражении о наличии материальных запасов и хозяйственных операций, осуществляемых с ними.

При усовершенствовании учетной политики бюджетного учреждения относительно материальных запасов целесообразной является разработка стандарта экономического субъекта. Такая возможность предусмотрена Федеральным законом РФ "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ, согласно которого

Таким образом, изменения, вносимые в инструкции по бюджетному учету, не носят глобального характера, а лишь касаются более точных формулировок учетных объектов и операций, направлены на приведение бухгалтерского учета в соответствие с другим законодательством, в частности налоговым. Для повышения качества бухгалтерского учета материальных запасов в бюджетных учреждениях целесообразно создание и использование соответствующего стандарта экономического субъекта. Такой стандарт позволит отразить основные организационные и методические положения, специфические вопросы по использованию дополнительных аналитических счетов и кодов бюджетной классификации, что в результате позволит получить более достоверную и полную информацию и создаст базу для принятия эффективных решений.

Рассмотренный алгоритм правового регулирования учета материальных запасов в бюджетных учреждениях позволяет акцентировать внимание на необходимости в разработках положений, методик и локальных документов по объектам учета и внутреннего контроля материальных запасов. В нормативных правилах для бюджетных учреждений существует возможность вводить дополнительные аналитические коды счетов в рабочий план, обеспечивающие формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности учреждения.

термин «стандарт» определяется, как документ, который устанавливает необходимые требования и допустимые способы ведения бухгалтерского учета. При этом, Федеральный закон 402-ФЗ содержит три категории стандартов: федеральные, отраслевые и стандарты экономического субъекта [3]. Стандарт экономического субъекта предназначен для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета.

Формирование стандарта экономического субъекта дает ряд преимуществ: более полный охват вопросов учета на уровне учреждений, возможность раскрытия вопросов отраслевой и организационной специфики. Стандарты экономического субъекта должны отражать специфику его деятельности и соответственно бухгалтерского учета, содержать методические и организационные указания, которые позволят формировать достоверную и полную информацию о наличии и состоянии материальных запасов [5].

При разработке локального стандарта в области учета материальных запасов бюджетным учреждением рекомендуется использовать такие компоненты (табл.2).

Таблица 2

Компоненты стандарта бюджетных организаций

Список литературы:

1. Приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. №157н об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению.

2. Приказ Министерства финансов России от 16 декабря 2010 г. №174н об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению.

3. Федеральный закон РФ "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

4. Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. №2 65н об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ.

5. Терегулова А.З., Шашкова Т.Н. Стандарты государственных учреждений здравоохранения по учету материальных запасов: аспекты разработки // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №4-1. С.286-291.

6. Маслова Т. С. Бухгалтерский учет материальных запасов по новому законодательству // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях . 2011. №14. С.10-21.

7. Супроткина В. И. Учет материальных запасов // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2010. №21. С.16-25.

Компонент Содержание

Цель стандарта определение единого подхода к организации и методике бюджетного учета материальных запасов в государственном учреждении

Объектом стандартизации материальные запасы и операции по их приобретению и использованию

Сферой применения стандарта финансово-хозяйственная деятельность государственного учреждения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.