НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (33) 2021
УДК 651: 004
Карпычева Елена Вячеславовна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий в юридической деятельности и документационного обеспечения управления Юридического института Российского университета транспорта РУТ (МИИТ), г. Москва, Россия e-mail: [email protected]
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В АРХИВНОМ ДЕЛЕ РОССИИ
(КОНЕЦ XX - НАЧ. XXI В.)
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы эволюции нормативного регулирования процессов информатизации (автоматизации) архивного дела в России в период конца 20 - нач. 21 веков. Автор провел анализ нормативных актов и нормативно-методических документов прямо или косвенно способствующих внедрению процедур применения технологий искусственного интеллекта в деятельность архивов России.
Ключевые слова: искусственный интеллект, модельный закон, архив, информатизация архивного дела, электронный архив.
Elena V. Karpycheva - associate Professor of the Department of information technologies in legal activity and documentation management of the Law Institute of the Russian University of transport RUT (MIIT), candidate of historical Sciences, associate Professor , Moscow, Russia
e-mail: [email protected]
REGULATORY REGULATION OF THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN THE ARCHIVAL BUSINESS OF RUSSIA (LATE 20TH - EARLY 20TH CENTURY). 21ST CENTURY.)
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (33) 2021
Annotation: the article deals with the problems of the evolution of the regulatory regulation of the processes of informatization (automation) of archival affairs in Russia in the late 20th century. 21 centuries. The author analyzed the normative acts and normative and methodological documents directly or indirectly contributing to the implementation of procedures for the use of artificial intelligence technologies in the activities of the archives of Russia.
Keywords: artificial intelligence, model law, archive, informatization of archival business, electronic archive.
Автоматизация архивного дела в России и применение технологий искусственного интеллекта является чрезвычайно актуальной темой в настоящий период развития данной сферы. В связи с этим очень остро стоит вопрос нормативного и нормативно методического регулирования и регламентирования названных процедур. Архивное дело в России за последние тридцать лет до настоящего времени, начиная с момента прекращения существования СССР и появления на политической карте мира такого государственного образования, как Российская Федерация прошло определенную эволюцию. Следует отдать должное архивистам и органам власти и управления, отвечающим за эту сферу жизнедеятельности государства, что эта работа велась постоянно, методично на протяжении всего означенного периода [1, 3].
Начнем с того, что уже практически сразу после принятия основ законодательства Российской Федерации от 07.07.1993 № 5341-1 «Об архивном фонде Российской Федерации и архивах», в том числе и на его основе была разработана Концепция информатизации архивного дела России (1995 г.)1. Примечательно то, что именно в Концепции впервые были сформулированы основные принципы информатизации архивного дела:
- преемственность автоматизированных архивных технологий по
1 Концепция информатизации архивного дела России (утверждена Росархивом в 1995 г.). // URL: http://portal.rusarchives.ru/informatization/conseption.shtml: дата обращения 20.05.2021.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (33) 2021 отношению к традиционным;
- системность в реализации принципов автоматизации (на уровне архива и межархивном уровне);
- внутриотраслевая унификация автоматизированных архивных технологий;
- сопряженность информационных систем вне рамок отрасли (государственных архивов и ведомственных архивов учреждений - источников комплектования и т.д.).
Иначе говоря, данный документ - это первый опыт формулирования и закрепления в официальном документе принципов и направлений информатизации на уровне всей отрасли.
Следует отметить, что эти принципы весьма актуальны в настоящий момент, спустя четверть века, а тогда они сразу же вошли составной частью в Программу информатизации архивного дела (1997-2000 гг.), которая была направлена на решение прежде всего задач организации и проведения научных и методических разработок по обозначенной проблеме, подготовку компетентных кадров, владеющих современными технологиями [6].
Соответственно, названные нормативные документы послужили основой для разработки Модельного закона «Об архивах и архивном фонде. Модель». Данный закон был принят на тринадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление
л
№ 13-9 от 3 апреля 1999 года) . В Модельном законе впервые было закреплено определение понятия «технотронный документ», а статьи 2, 6, 30, 31, 34 посвящены проблемам регламентации процедур, связанных с информатизацией архивного дела в Российской Федерации.
Все основные положения Модельного закона вскоре вошли составной частью в текст Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», но, за исключением шестой главы:
2 Модельный закон «Об архивах и архивном фонде. Модель».// URL: https://base.garant.ru/2569211/ ( дата обращения 20.05.2021).
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (33) 2021 «Организация управленческой документации на предприятиях, в учреждениях и организациях» (Ст. 26 и 27), а еще ранее данный аспект был отражен и закреплен в 2002 г. в таком методическом документе, как «Основные правила работы архивов организаций», который был одобрен решением Коллегии Росархива от 06.02.2002, рекомендован к использованию, достаточно активно применялся архивистами вплоть до 2020 г включительно, и даже с 2015 г. в параллели с Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Именно в первом из названных нормативно-методических документов впервые в истории архивного дела были разработаны и включены в приложение формуляры описей электронных дел, документов постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения. Поскольку Правила Работы архивов организаций носили только рекомендательный характер, то обязательными для использования данные формуляры стали только с 2015 г.: Приложения 17, 18, 24. [2, 4, 6]
В 2012 г. научные сотрудники разработали «Методические рекомендации по электронному копированию архивных документов и управлению полученным цифровым массивом» (М, ВНИИДАД, 2012). Названные рекомендации разработаны в процессе и с целью реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 гг.)». Авторы использовали результаты проведенных исследований, практического опыта и анализа большого количества источников для формулирования рекомендаций по созданию электронных копий подлинников архивных документов на бумажной основе, их учету, хранению и управлению цифровым контентом.
Нельзя сказать, что технологии искусственного интеллекта (ИИ) не используются и активно не внедряются в архивных учреждениях всех уровней и рангов (государственных, муниципальных, ведомственных). Доказательством тому служит активная деятельность Росархива по разработке нормативных и
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (33) 2021 нормативно-методических документов, регулирующих и регламентирующих данные процессы.
Так, например, приказом Росархива от 10.07.2020 № 80 «Об организационном обеспечении цифровой трансформации Росархива» было утверждено и введено в действие Положение об управлении проектами цифровой трансформации Росархива, регулирующее и регламентирующее процедуры разработки, согласования и утверждения Ведомственной программы цифровой трансформации Федерального архивного агентства. Последняя была разработана во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1646 «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами» и протокольного решения заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 15.12.2020 № 32. [5]
На основании и с целью реализации и исполнения названных нормативных актов была разработана и введена в действие Ведомственная программа цифровой трансформации Федерального архивного агентства на 2021-2023 гг. (утверждена приказом Росархива от 18.12.2020 № 187). [8]
Еще один очень важный нормативный документ - Типовые функциональные требования к системам электронного документооборота и системам хранения электронных документов в архивах государственных органов, утвержденные приказом Росархива от 15.06.2020 № 70. Данным документом Федеральное архивное агентство впервые закрепило правила и нормы, которые должны соблюдаться в условиях организации электронного документооборота с целью обеспечения аутентичности документов с длительным (свыше 10 лет) и постоянным сроком хранения. Для
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (33) 2021 профессионально грамотной организации передачи электронных документов в архив организации и государственный архив.
Приказ Росархива от 25.04.2019 № 68 «О порядке подготовки и размещения информации о деятельности Росархива в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в свою очередь был издан во исполнение Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и Указа Президента Российской Федерации от 12.04.2019 № 162 «Об утверждении Перечня информации о деятельности Федерального архивного агентства, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». [7]
Таким образом, все эти факты являются прямым свидетельством, что Федеральная архивная служба России активно включилась в процесс цифровизации, реализуемый в России, с целью развития информационного общества, но с учетом грамотного, профессионального подхода к построению архитектуры систем электронного документооборота и хранения электронных документов оперативного значения и организации постоянного хранения особо ценных и уникальных электронных документов, оптимальной и рациональной организации формирования фондов пользования копий электронных документов в архивах организаций и государственных архивах.
Список источников и литературы:
1. Автократов В.Н. Теоретические проблемы отечественного архивоведения. М.: РГГУ, 2001. - 396 с.
2. Ларин М. В., Суровцева Н. Г. Некоторые теоретические вопросы архивного хранения электронных документов // Вестник архивиста. 2019. - № 3. С. 809.
3. Левитин К.Е., Поспелов Д.А. Будущее искусственного интеллекта / Сборник / АН СССР; Ред.-сост. К. Е. Левитин, Д. А. Поспелов] / Издательство: М.: Наука, 1991. С. 302.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (33) 2021
4. Лобачев С.Л. От информатизации к цифровизации через практику дистанционного обучения // Мягкие измерения и вычисления, 2019. № 10 (23). С. 51-57
5. Лобачев С.Л. Информационные технологии в подготовке специалистов ДОУ: опыт РУТ (МИИТ), история и ближайшие перспективы // Научный вестник Крыма. 2019. № 4(22). С. 19-25.
6. Миронова В.П., Лызлова А.С., Иванова Л.И. Электронно-информационные формы сохранения, доступности и популяризации архивных материалов // Вестник архивиста. - 2021. № 1. - С. 289-300.
7. Суровцева Н.Г. Требования к системам электронного документооборота и системам хранения электронных документов: проблемы и решения // Вестник архивиста. - 2019. - № 1. С. 102-113.
8. Тихонов, В.И. Информационные технологии и электронные документы в контексте архивного хранения (статьи разных лет). - М.: Издательство Главного архивного управления города Москвы, 2009. - 384 с.