АЗАМАТТЫК ЖЭНЕ АЗАМАТТЫК ПРОЦЕСТ1К К¥КЫК
УДК 347.1
CL
<
О сп О
СП <
X
ь
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Киязова Альбина Жомартовна
LLM, руководитель отдела гражданского, гражданского процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан; Республика Казахстан, г. Нур-Султан; e-mail: a.kiyazova@mail.ru
Аннотация. В условиях развития экономических отношений становится актуальным использование механизмов саморегулирования в некоторых областях предпринимательской и профессиональной деятельности. Институционализация саморегулирования в Республике Казахстан обусловила необходимость закрепления нормативных положений в соответствующих законодательных актах. Учитывая, что явление саморегулирования является относительным новшеством для национальной правовой системы, заслуживают внимания вопросы ее законодательной регламентации.
В настоящем исследовании выявлены правовые нормы, свидетельствующие о первых попытках введения нормативного обоснования имевшихся на практике отношений по саморегулированию аудиторской деятельности, в области рынка ценных бумаг, строительства и деятельности судебных исполнителей. Дальнейший анализ правовых норм выявил сформировавшуюся с 2015 года упорядоченную нормативную систему в данной области. Общие положения в части саморегулирования предусматриваются основным Законом РК «О саморегулировании» и законами, содержащими общепринятые для всех организаций нормы. Специальные нормы в отношении отдельных саморегулируемых организаций, как, например, палаты юридических консультантов, оценщиков, объединения актуариев, организации брокеров или дилеров, встроены в отраслевые законодательные акты. По итогам исследования установлено, что правовое регулирование в Республике Казахстан предусматривает систему общей и специальной регламентации в области саморегулирования в зависимости от специфики видов деятельности.
В работе использовались общенаучные методы познания, для изучения нормативных правовых актов применялся формально-юридический метод. Результаты исследования будут полезны при дальнейшем анализе качественного содержания действующих право-
а.
е вых норм в данной области, а также при изучении механизма саморегулирования в целом.
Ключевые слова: саморегулирование, нормативное обеспечение саморегулирования, общее регулирование, специальное регулирование, саморегулируемая организация.
* КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА ЭЗШ-ЭЗ1 РЕТТЕУ
§ ИНСТИТУТЫНЬЩ Ж¥МЫС 1СТЕУ1Н НОРМАТИВТ1К
| КАМТАМАСЫЗ ЕТУ
< о
о Альбина Жомартовна Киязова
<1
СП <
LL.M, Казащстан Республикасы Зацнама жэне щуцыцтыц аппарат институтыныц азаматтъщ, азаматтъщ процесстж зацнама жэне атщарушылыщ w ЖYргiзу бвлiмiнiц басшысы; Нур-Султан щ. Цазащстан Республикасы; e-mail: a.kiyazova@mail.ru
Аннотация. Экономикалыщ щатынастардыц дамуы жагдайында кэсткерлт жэне кэыби цызметтщ кейбiр салаларында взiн-взi реттеу тетттерт пайдалану взектi бо-лып отыр. Казащстан Республикасында взiн-взi реттеудi институционализациялау нор-мативтж ережелердi тиiстi зацнамалыщ актыерде бекту цажеттытн туындатты.
Озгн-взг реттеу цубылысы улттыц цщыцтыц ЖYйе Yшiн салыстырмалы жацалыц болып табылатынын ескере отырып, оны зацнамалыцрегламенттеу мэселелерi назар аударуга лайыц..
Осы зерттеуде аудиторлыц цызметтщ e3w-e3i реттеу, багалы цагаздар нарыгы, цурылыс жэне сот орындаушыларыныц цызметi саласындагы практикада болган цатына-стардыц нормативтт негiздемесiн енгiзудiц алгашцы эрекеттерi туралы куэландыратын цщыцтыц нормалар аныцталды. Куцыцтыц нормаларды одан эрi талдау 2015 жылдан бастап цалыптасцан осы саладагы реттелген нормативтт ЖYйенi аныцтады. Q3w-03i реттеу бoлiгiндегi жалпы ережелер Казацстан Республикасыныц «Q3w-03i реттеу туралы» негiзгi Зацында жэне барлыц уйымдар Yшiн жалпыга бiрдей цабылданган нормаларды цамтитын зацдарда кoзделедi. Жекелеген 03w-03iреттейтт уйымдарга цатысты арнайы нормалар, мысалы зац консультанттары, багалаушылар палаталары, актуарий-лер бiрлестiктерi, брокерлер немесе дилерлер уйымдары, салалыц зацнамалыц актыерге енгiзiлген. Зерттеу цорытындысы бойынша Казацстан Республикасындагы цщыцтыц реттеу цызмет турлертщ ерекшелтне байланысты oзiн-oзi реттеу саласында жалпы жэне арнайы регламенттеу ЖYйесiн коздейтн аныцталды.
Жумыста танымныц жалпы гылыми эдiстерi цолданылды, нормативтт цщыцтыц актiлердi зерттеу Yшiн ресми-цщыцтыц эдт цолданылды. Зерттеу нэтижелерi осы саладагы цолданыстагы цщыцтыц нормалардыц сапалыц мазмунын одан эрi талдауда, сон-дай-ац тутастай oзiн-oзiреттеу механизмы зерттеуде пайдалы болады.
Tyrnndi свздер: oзiн-oзi реттеу, oзiн-oзi реттеудi нормативтт цамтамасыз ету, жалпы реттеу, арнайы реттеу, oзiн-oзi реттейтт уйым.
REGULATORY SUPPORT OF THE FUNCTIONING OF THE INSTITUTE OF SELF-REGULATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Kiyazova Albina Zhomartovna §
LL.M, head of the Department of civil, civil procedure legislation H
and enforcement proceedings of the Institute of legislation and legal s
information of the Republic of Kazakhstan; s
Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: a.kiyazova@mail.ru q
Abstract. In the context of the development of economic relations, the use of self-regulation q
mechanisms in some areas of entrepreneurial and professional activity becomes relevant. >
The institutionalization of self-regulation in the Republic of Kazakhstan has necessitated 0
the consolidation of regulatory provisions in relevant legislative acts. Considering that the 0
phenomenon of self-regulation is a relative innovation for the national legal system, the issues of q its legislative regulation deserve attention.
In this study, legal norms indicating the first attempts to introduce a regulatory justification q
for the relations that existed in practice on self-regulation of auditing activities, in the field of >
the securities market, construction and the activities of bailiffs, have been identified. Further n
analysis of legal norms revealed an orderly formed since 2015 regulatory system in this area. §
General provisions regarding self-regulation are provided for by the basic law of the Republic §
of Kazakhstan «On Self-Regulation» and laws containing norms generally accepted for all >
organizations. Special rules for individual self-regulating organizations, such as chambers of |
legal consultants, appraisers, associations of actuaries, organizations of brokers or dealers, are p
embedded in industry legislation. According to the results of the study, it was found that legal >
regulation in the Republic of Kazakhstan provides for a system of general and special regulation s
in the field of self-regulation, depending on the specifics of the types of activities. s
General scientific methods of cognition were used in the paper, the formal legal method was >
used to study normative legal acts. The results of the study will be useful in further analysis of the (
qualitative content of the current legal norms in this area, as well as in studying the mechanism —
of self-regulation in general. 2
Keywords: self-regulation, regulatory support of self-regulation, general regulation, special M regulation, self-regulating organization.
DOI: 10.52026/2788-5291 2022 70 3 58
IX
< IX
О в х
о
со О
СП <
< СП
ь
-О
ш £
ч О X
0 <
т
1
Введение
Тема настоящего исследования обусловлена возрастающим интересом к поиску и внедрению новых способов регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в условиях изменяющихся механизмов функционирования экономики.
Институт саморегулирования является альтернативой государственному регулированию, который осуществляется путем предоставления субъектам предпринимательства и профессиональным сообществам права самостоятельно определять свою деятельность и осуществлять отдельно от государственных органов внутренний контроль. Достаточное правовое закрепление данного нового метода управления является необходимым условием его качественного функционирования и зависит от правильного учета в нормах права соотношения частного интереса бизнеса, направленного на удовлетворение требований узкого круга лиц, и публичного интереса, отражающего потребности крупных социальных групп и общества [1].
Исследование направлено на выявление системы общих и специальных нормативных правовых положений, регламентирующих организацию деятельности юридических лиц в условиях саморегулирования. Предметом исследования являются правовые нормы национальных законов. Основные задачи: изучить действующие законодательные акты, предусматривающие регулирование профессиональной и предпринимательской деятельности и выявить систему нормативного обеспечения саморегулирования в Республике Казахстан.
Материалы и методы
В настоящей работе исследованы правовые нормы, регламентирующие вопросы саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в Казахстане на уровне законодательных актов. Учитывая направление данной статьи основными материалами для ее подготовки являлись Закон РК «О саморегулировании»1 (далее - Закон о саморегулировании), а так-
же ряд других законов, предусматривающих отдельные положения по вышеуказанному вопросу.
В ходе исследования применялись общенаучные методы познания, такие как метод анализа и синтеза, системного анализа, логический и исторический методы. В дополнение, для изучения нормативных правовых актов в данной работе применялся формально-юридический метод.
Основные положения
Нормативное регулирование является важнейшей формой регулирования общественных отношений, роль которого возрастает в современных условиях [2]. Саморегулирование представляет собой новую модель взаимодействия общества и государства в регулировании предпринимательских отношений и профессиональной деятельности [3], в связи с чем данный институт следует рассматривать в качестве самостоятельной разновидности правового регулирования [4].
Правовое обеспечение саморегулирования связано с императивным и диспозитив-ным подходами, применяемых при использовании частноправовых и публично-правовых средств воздействия на поведение субъектов [5]. Учитывая то, что официальный характер регулирования в государстве и обществе выражается посредством принятия правовых актов [2], настоящее исследование будет связано с изучением законодательных актов в области саморегулирования.
Обсуждение и результаты
Первые попытки нормативного закрепления положений по саморегулированию в Республике Казахстан были предприняты начиная с 2006 года в отдельных отраслевых законодательных актах в отношении некоторых видов профессиональной деятельности.
В частности, в Закон РК «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности)2 Законом РК от 5 мая 2006 года № 139 введено новое понятие «аккредитованная профессиональная аудиторская организация». Данная орга-
X
Ь
1 О саморегулировании: закон РК от 12 ноября 2015 года 390-У (ред. от 30.12.2021). URL:http://zan.gov.kz/dient/#!/doc/95275/rш (дата обращения 20.08.2022).
2 Об аудиторской деятельности: закон РК от 20 ноября 1998 года № 304 (ред. от 01.01.2022). URL:http://zan.gov.kz/ client/#!/doc/1561/rus (дата обращения 10.08.2022).
низация носила статус саморегулируемого объединения аудиторов и аудиторских организаций. Впоследствии, Законом РК от 20 февраля 2009 года № 138-ГУ данное понятие было изменено, и профессиональная аудиторская организация утратила статус саморегулируемой организации.
Наиболее основательное содержание правовых норм в области саморегулирования предусматривалось Законом РК «О рынке ценных бумаг»3 (далее - Закон о рынке ценных бумаг), который содержал положения касательно целей, задач, правового положения, функций, внутренних документов саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг, вопросы их ходатайств, порядка приема в их члены, а также защиты интересов их клиентов. Законом РК от 12 ноября 2015 года № 391-У ЗРК в вышеуказанный нормативный правовой акт были внесены изменения, согласно которым слова «саморегулируемые организации» были заменены на «профессиональные организации».
Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»4 (далее - Закон об исполнительном производстве) был дополнен Законом РК от 29 декабря 2014 года № 269-У понятием «республиканская палата частных судебных исполнителей», под которой подразумевалась «некоммерческая, профессиональная и саморегулируемая организация». Законом РК от 12 ноября 2015 года № 391-У ЗРК слово «саморегулируемая» из указанного определения было исключено.
В дополнение, в Закон РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»5 (далее - Закон об архитектурной деятельности) Законом РК от 29 декабря 2014 года № 269- V ЗРК введено новое понятие «палата экспертных организаций», под которой подразумевается «единая некоммерческая саморегулируемая организация». Законом
РК от 12 ноября 2015 года № 391-У ЗРК из указанного определния слово «саморегулируемая» также было исключено.
Следует отметить, что изменения, исключившие наличие саморегулирования в последних трех упомянутых законодательных актах, связаны с принятием основного Закона о саморегулировании. Именно сопутствующим к нему Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам саморегулирования»6 профессиональные организации на рынке ценных бумаг, республиканская палата частных судебных исполнителей и палаты экспертных организаций в области проектирования объектов строительства утратили статус саморегулируемой организации.
Основанием для принятия Закона о саморегулировании послужил пункт 3 Указа Президента РК «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан»7, согласно которому Правительству РК поручено было разработать и внести на рассмотрение Мажилиса РК проект закона по вопросам саморегулирования.
Вторым стратегическим документом, определившим необходимость разработки основного Закона о саморегулировании являлась утвержденная постановлением Правительства РК Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года8, одной из задач которой являлось создание условий для развития саморегулирования бизнеса. Данная Концепция содержала три основных этапа развития бизнеса, первый из которых, подготовительный, предусматривал разработку и внедрение системы саморегулирования.
Необходимо указать, что за рубежом отдельных общих законов с основами саморегулирования не предусматривается, и саморегулируемые организации функционируют
3 О рынке ценных бумаг: закон РК от 2 июля 2003 года N 461 (ред. от 12.07.2022). URL:http://zan.gov.kz/client/#!/doc/16159/ rus (дата обращения 11.08.2022).
4 Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей: закон РК от 2 апреля 2010 года № 261-IV (ред. от 27.06.2022). URL:http://zan.gov.kz/client/#!/doc/51792/rus (дата обращения 10.08.2022).
5 Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан: закон РК от 16 июля 2001 года № 242 (ред. от 27.06.2022). URL:http://zan.gov.kz/client/#!/doc/9555/rus (дата обращения 10.08.2022).
6 О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам саморегулирования: закон РК от 12 ноября 2015 года № 391-VЗРК (ред. от 12.11.2015). URL:http://zan.gov.kz/client/#!/doc/95276/ rus (дата обращения 10.08.2022).
7 О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан: указ Президента РК от 27 февраля 2014 года № 757 (ред. от 27.02.2014). URL:https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000757/info (дата обращения 10.08.2022).
8 Об утверждении Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года: постановление Правительства РК от 18 апреля 2014 года № 380 (ред. от 07.11.2016). URL:https://adilet.zan.kz/rus/docs/ P1400000380 (дата обращения 10.08.2022).
Н
X
ы А
о х о Д А
сг
В
СП А
>
го О го О
X
е о
"U
2 А
JZ
"и
CL
< Z
CL
О в X
о
m О
СП <
< СП
ь
-Q
с;
ш £
Ч О X
о <
СП
X
ь
на основании отраслевых законодательных актов и действующего законодательства [6]. Исключением является Российская Федерация, где принят Федеральный Закон «О саморегулируемых организациях»9.
В качестве примера отдельного нормативного закрепления вопросов саморегулирования в зарубежных странах можно рассмотреть факт наличия или отсутствия законодательных актов по следующим сферам профессиональной деятельности: оценочная деятельность и работа юридических консультантов.
Деятельность оценщиков, например, в США, осуществляется в рамках Закона «О реформе финансовых институтов» (Financial Institution Reform. Recovery and Enforcement Act) и регулируется некоммерческим Фондом оценки (The Appraisal Foundation), а также правительственным органом по надзору за исполнением оценочного законодательства — Подкомитетом по оценке (Appraisal Subcommittee)10.
Однако в большинстве зарубежных стран с развитой экономикой (Великобритания, Китай, Канада, Швеция и др.) оценочная деятельность не урегулирована законодательными актами и там присутствует модель саморегулирования, которая осуществляется с минимальным вмешательством государства при помощи профессиональных сообществ [7].
Юридическая профессия в США законодательно связана с десятой поправкой к Конституции США с единоличным правом каждого штата принимать собственные правила по ее регулированию [8]. На уровне профессионального сообщества регулирование осуществляется Американской ассоциацией юристов (American Bar Association), основанной в 1878 году, функции котрой включают предоставление практических ресурсов для юристов, аккредитацию юридических школ, разработку типовых кодексов этики и другую компетенцию11.
Великобритания также отличается наличием системы саморегулирования в юриспруденции, независимой от государства. В частности, институт адвокатуры до приня-
тия Закона о судах и правовом обслуживании 1990 года (Courts and Legal Services Act 1990) официально не признавался, и приверженность к юридической профессии определялась принадлежностью к корпорации барристеров или солиситоров [9].
Возвращаясь к Казахстану следует отметить, что принятие основного Закона о саморегулировании было обусловлено стремлением к выработке единых подходов и требований к саморегулируемым организациям в предпринимательской и профессиональной деятельности, в особенности, с обязательным членством. Целью принятия Закона о саморегулировании являлось создание условий для развития предпринимательства в Казахстане, установление партнерских взаимоотношений государства и бизнеса, переход от политики «выявления и наказания» к политике «доверия и поддержки добросовестного предприниматель-ства»12.
Основной закон состоит из четырех глав и тридцати двух статей. Глава первая содержит нормы, определяющие понятийный аппарат, виды саморегулирования, а также его цели и принципы. Глава вторая посвящена описанию полномочий государственных органов и Национальной палаты предпринимателей РК (далее - НПП). Значительная по содержанию глава третья включает нормы в части создания и прекращения деятельности саморегулируемой организации, реестра саморегулируемых организаций, учредительных документов и органов управления, их прав и обязанностей, требований к правилам и стандартам, а также регулирует вопросы членства, конфликта интересов, контроля, в том числе государственного, ответственности и источников формирования имущества саморегулируемой организации. Последняя глава законодательного акта связана с заключительными положениями и ответственностью за нарушение законодательства о са-морегулировании13.
Принятие Закона о саморегулировании повлекло значительные дополнения в общее и специальное законодательство РК в данной области. Так, в Предпринимательский
ФЗ
9 О саморегулируемых организациях: федеральный закон Российской федерации от 01 декабря 2007 года №315■ URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/ (дата обращения 10.08.2022).
10 H.R.1278 - Financial Institutions Reform, Recovery, and Enforcement Act of 1989 URL:https://www.congress.gov/bill/101st-congress/house-bill/1278 (дата обращения 15.08.2022).
11 The American Bar Association URL:https://www.americanbar.org/about_the_aba/
12 Досье на проект Закона РК «О саморегулировании» URL:https://online.zakon.kz//Document/?doc_id=31563716 (дата обращения 15.08.2022).
13 О саморегулировании: закон РК от 12 ноября 2015 года 390-V (ред. от 30.12.2021). URL:http://zan.gov.kz/client/#!/ doc/95275/rus (дата обращения 20.08.2022).
Кодекс РК14 (далее - Предпринимательский Кодекс) были включены положения о том, что саморегулирование является принципом взаимодействия предпринимательства и государства и включается в задачи государственного регулирования, а саморегулирование, основанное на обязательном членстве, представляет собой регуляторный инструмент, обеспечивающий исполнение обязательных требований субъектами предпринимательства. Кроме того, в Предпринимательском Кодексе были определены условия для функционирования саморегулирования, указаны его виды и порядок введения, а также предусмотрена оговорка что добровольное саморегулирование является основанием для смягчения порядка проведения государственного контроля.
В Административный процедурно-процессуальный Кодекс РК15 (далее - АППК) был включен порядок передачи функций центральных и (или) местных исполнительных органов в конкурентную среду, в том числе путем введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии).
Законом РК «О некоммерческих органи-зациях»16 (далее - Закон о некоммерческих организациях) предоставлено право юридическим лицам, созданных в форме общественного объединения или ассоциации, осуществлять деятельность в качестве саморегулируемой организации в соответствии с Законом о саморегулировании. Подобная норма была включена и в Закон РК «Об общественных объединениях»17.
В Законе РК «О разрешениях и уведом-лениях»18 (далее - Закон о разрешениях) в перечне уведомлений, являющихся обязательными к направлению для включения в соответствующий разрешительный реестр, был предусмотрен отдельный документ -уведомление о начале или прекращении деятельности саморегулируемой организации.
Следует отметить императивность данной нормы для всех категорий саморегулируемых организаций как неотъемлемое условие легитимности их функционирования, даже при условии проведения процедуры их государственной регистрации как юридического лица [10].
Дополнительные нормы, касающиеся организации деятельности саморегулируемых организаций, были включены в Закон РК «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан»19. В частности, данный законодательный акт был дополнен порядком членства саморегулируемых организаций в НПП, их взаимодействия по вопросам разработки правил и стандартов, экспертизы нормативных правовых актов, проведения анализа регуляторного воздействия, а также предоставления услуг третейского суда и арбитража для разрешения споров.
Кроме того, законодательный акт общего регулирования по вопросам разработки стандартов - Закон РК «О стандартизации»20, определяя в своей статье 19 характеристики стандартов организаций, предусматривает такой отдельный их вид как стандарты саморегулируемых организаций.
Возвращаясь к основному нормативному правовому акту в области саморегулирования - Закону о саморегулировании - необходимо отметить, что, несмотря на наличие множества унифицированных положений, он содержит альтернативные или императивные отсылочные нормы на другие законодательные акты с конкретным их указанием и без такового. Например, статья 9 Закона о саморегулировании предусматривает, что при решении вопросов создания и ликвидации саморегулируемой организации необходимо руководствоваться нормами Закона о некоммерческих организациях21.
Указанная статья также предусматривает императивную норму о необходимости
14 Предпринимательский Кодекс РК от 29 октября 2015 года 375-У (ред. от 14.07.2022). иЕЬ^ир:/^п^оу.кг/сНепЬ#!/ doc/95275/rus (дата обращения 20.08.2022).
15 Административный процедурно-процессуальный Кодекс РК от 29 июня 2020 года № 350-У1ЗРК (ред. от 14.07.2022). http://zan.gov.kz/client/#!/doc/144260/rus (дата обращения 20.08.2022).
16 О некоммерческих организациях: закон РК от 16 января 2001 года № 142 (ред. от 01.07.2022). URL:http://zan.gov.kz/ client/#!/doc/7950/rus (дата обращения 20.08.2022).
17 Об общественных объединениях: закон РК от 31 мая 1996 года № 3 (ред. от 01.07.2022). URL:http://zan.gov.kz/client/#!/ doc/104308/rus (дата обращения 20.08.2022).
18 О разрешениях и уведомлениях: закон РК от 16 мая 2014 года № 202-У ЗРК (ред. от 14.07.2022). URL:http://zan.gov.kz/ client/#!/doc/80091/rus (дата обращения 20.08.2022).
19 О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан: закон РК от 4 июля 2013 года № 129-У (ред. от 27.06.2022). URL:http://zan.gov.kz/client/#!/doc/73340/rus (дата обращения 20.08.2022).
20 О стандартизации: закон Республики Казахстан от 5 октября 2018 года № 183-У1 ЗРК (ред. от 27.12.2021) URL: http://zan.gov.kz/client/#!/md/125029/rus (дата обращения 20.08.2022).
21 О некоммерческих организациях: закон РК от 16 января 2001 года № 142 (ред. от 01.07.2022). URL:http://zan.gov.kz/
Н
X
ы А
о х о Д А
сг
В
СП А
А
СП
О
СП
О
X
е о
"О
2 А
П.
"О
IX
< IX
О в х
о
со О
СП <
< СП
ь .0
ш £
ч О X
0 <
т
1
законодательно определять требования к количеству членов (участников) саморегулируемых организаций, основанных на обязательном членстве, что является прямой отсылкой к специализированным законодательным актам. Подобное законодательное установление пределов численности членов такого вида организаций связано с необходимостью повышенного контроля за ними в определенных сферах деятельности, что, по мнению некоторых авторов, является свидетельством условности при передаче государственных функций в конкурентную среду [11].
Необходимость наличия дополнительных законодательных норм в части обязательных видов саморегулирования обусловлено статьей 3 Закона о саморегулировании, согласно которой саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) в сфере предпринимательской или профессиональной деятельности, вводится на основании законов Республики Казахстан.
В реализацию указанной нормы обязательное саморегулирование было введено в Республике Казахстан в отношении двух видов профессиональной деятельности - в области правовой помощи и оценочной деятельности - посредством внесения соответствующих правовых норм в специальные законодательные акты.
В частности, согласно пунктам 1 и 2 статьи 16 Закона РК «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»22 (далее - Закон об оценочной деятельности) палата оценщиков создается в форме некоммерческой организации и является саморегулируемой организацией, основанной на обязательном членстве, объединяющей на условиях членства не менее трехсот оценщиков. Деятельность палаты оценщиков регулируется данным и иными законами, уставом, стандартом и правилами палаты оценщиков.
Глава четвертая Закона об оценочной деятельности предусматривает специальное регулирование деятельности палат оценщиков: порядок их образования, их права и обязанности, требования к членству и органам управления, особенности установления имущественной ответственности, контроля за своими членами и порядка присвоения квалификаций.
Особенности регламентации деятельности второго вида профессиональной деятельности, в отношении которой введен режим обязательного саморегулирования, предусматриваются Законом РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»23 (далее - Закон об адвокатской деятельности).
Так, пункт 1 статьи 78 указанного закона определяет, что палатой юридических консультантов признается саморегулируемая, основанная на обязательном членстве организация, созданная в целях регулирования деятельности по оказанию юридической помощи и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, правил и стандартов палаты юридических консультантов, Кодекса профессиональной этики, включенная в реестр палат юридических консультантов, объединяющая на условиях членства не менее двухсот юридических консультантов.
Глава шестая Закона об адвокатской деятельности предусматривает специальное регулирование деятельности палат юридических консультантов, органов ее управления, особенности ее устава, функций, прав и обязанностей ее членов, условия членства, порядок оплаты их деятельности, положения о взносах, особенности включения и исключения из реестров палат юридических консультантов и реестров членов палаты, вопросы государственного контроля за деятельностью палат и внутреннего контроля за их участниками, их ответственность, а также вопросы обжалования действий палаты. В дополнение, статьей 77 Закона об адвокатской деятельности регламентируется порядок обеспечения имущественной ответственности членов палаты юридических консультантов.
В других законодательных актах ранее предусматривались правовые нормы, обозначающие статус деятельности отдельных саморегулируемых организаций. Как рассмотрено выше, подобным правовым статусом были наделены аудиторские организации, республиканская палата частных судебных исполнителей, организации на рынке ценных бумаг и палата экспертных
X
Ь
client/#!/doc/7950/rus (дата обращения 20.08.2022).
22 Об оценочной деятельности в Республике Казахстан: закон РК от 10 января 2018 года (ред. от 03.03.2022). ЦВЪ:Ыф:// zan.gov.kz/client/#!/doc/117706/rus (дата обращения 10.08.2022).
23 Об адвокатской деятельности и юридической помощи: закон РК от 5 июля 2018 года № 176-У1ЗРК (ред. от 21.08.2022). URL:http://zan.gov.kz/client/#!/doc/123269/rus (дата обращения 15.08.2022).
организаций в области проектирования объектов строительства. Следует отметить, что данные виды профессиональной деятельности предусматривали обязательное саморегулирование, поскольку нормы касательно статуса вышеуказанных организаций не предоставляли альтернатив в выборе данного статуса.
Необходимо оговориться о неравномерном соотношении объема нормативного содержания особенностей саморегулирования профессий, имевших статус саморегулируемых до принятия Закона о саморегулировании, и профессий, деятельность которых приобрела указанный статус регулирования после введения в действие основного закона. В отличие от Закона об адвокатской деятельности и Закона об оценочной деятельности отраслевые законодательные акты в отношении аудиторских организаций, республиканской палаты частных судебных исполнителей и палаты экспертных организаций в области проектирования объектов строительства не включали многие обязательные положения в области саморегулирования.
Так, например, Закон об исполнительном производстве не содержал норм касательно наличия специальных органов управления республиканской палатой судебных исполнителей и порядка членства, наличия полномочий о принятии правил и стандартов, а также о контроле за деятельностью палаты и ее членов24. В Закон об архитектурной деятельности не были включены нормы касательно специальных органов управления палаты экспертных организаций, порядок членства, права принятия правил и стандартов организации, порядка формирования имущественной ответственности и контроля за участниками палаты25. Закон об аудиторской деятельности также не содержал нормы касательно специальных органов управления и полномочий организации о принятии правил и стандартов26. Только Закон о рынке ценных бумаг предусматривал детальное регулирование деятельности саморегулируемых организаций в области рынка ценных бумаг27.
Возвращаясь к наличию бланкетных норм в Законе о саморегулировании, необходимо упомянуть, что правоотношения в области функционирования органов саморегулируемой организации, определении взносов, прав и обязанностей организации, оснований для исключения из реестра, порядка формирования имущественной ответственности регулируются основным Законом о саморегулировании, а также могут устанавливаться отдельными законами.
В отличие от юридических лиц, в отношении которых предусматривается введение обязательного саморегулирования, создание саморегулируемой организации, основанной на добровольном участии, может быть осуществлено в инициативном порядке без введения правовых норм об их допустимости. Вместе с тем, в законодательных актах имеются нормы, на наш взгляд имеющие номинальный характер, указывающие на возможность создания в определенной области профессиональной деятельности подобного вида саморегулирования.
В частности, Закон РК «О страховой деятельности»28 (далее - Закон о страховой деятельности) был дополнен Законом РК от 2 июля 2018 года № 166-У1 ЗРК положениями о введении института саморегулирования, основанного на добровольном участии. Так, статья 3 Закона о страховой деятельности предусматривает, что объединение актуариев является саморегулируемой организацией, основанной на добровольном членстве актуариев, создаваемой для обеспечения защиты интересов своих членов, создания условий профессиональной деятельности и выполнения иных функций.
В статье 10-3 Закона о страховой деятельности предусматриваются частичные особенности регулирования деятельности объединения актуариев: условия членства в организации, ее функции, ответственность ее членов и порядок применения мер воздействия. В дополнение, в данном законе также имеется ссылка на применение Закона о саморегулировании.
Следующим законодательным актом, в
24 Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей: закон РК от 2 апреля 2010 года № 261-1У (ред. от 27.06.2022). URL:http://zan.gov.kz/client/#!/doc/51792/rus (дата обращения 10.08.2022).
25 Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан: закон РК от 16 июля 2001 года № 242 (ред. от 27.06.2022). URL:http://zan.gov.kz/client/#!/doc/9555/rus (дата обращения 10.08.2022).
26 Об аудиторской деятельности: закон РК от 20 ноября 1998 года № 304 (ред. от 01.01.2022). URL:http://zan.gov.kz/ client/#!/doc/1561/rus (дата обращения 10.08.2022).
27 О рынке ценных бумаг: закон РК от 2 июля 2003 года N 461 (ред. от 12.07.2022). URL:http://zan.gov.kz/client/#!/ doc/16159/rus (дата обращения 11.08.2022).
28 О страховой деятельности: закон РК от 18 декабря 2000 года № 126 (ред. от 14.07.2022). URL:http://zan.gov.kz/ client/#!/doc/7832/rus (дата обращения 11.08.2022).
Н
X
ы А
о х о Д А
сг
В
СП А
А
СП
О
СП
О
X
е о
"О
2 А
П.
"О
IX
< IX
О в х
о
со О
СП <
< СП
ь .0
ш £
ч О X
0 <
т
1
положения которого были введены нормы о наличии возможности добровольного саморегулирования в определенной сфере, является Закон РК «О товарных биржах»29 (далее - Закон о товарных биржах). Так, согласно дополнениям, внесенных Законом РК от 2 апреля 2019 года № 241-У1 ЗРК, в Закон о товарных биржах введено понятие «саморегулируемая организация», под которой понимается некоммерческая организация в форме ассоциации (союза), основанная на добровольном участии товарных бирж, брокеров или дилеров и включенная в реестр саморегулируемых организаций в сфере товарных бирж.
Далее, в статье 19-1 Закона о товарных биржах приведено детализированное регулирование деятельности саморегулируемых организаций также с оговоркой о применении положений Закона о саморегулировании. Необходимо оговориться, что, в отличие от Закона о страховой деятельности в данном законодательном акте имеются нормы, затрагивающие вопросы утверждения и согласования правил и стандартов, членства в саморегулируемой организации и контроля за ее членами.
На момент проведения настоящего исследования Закон РК «О медиации»30 (далее -Закон о медиации) являлся законодательным актом, который завершал перечень нормативных правовых документов, предусматривающих статус добровольного саморегулирования. Законом РК от 20 декабря 2021 года № 84-"УП в Законе о медиации понятие «организация медиаторов» было дополнено особенностью о том, что данная организация является саморегулируемой и создается медиаторами на добровольной основе в целях обеспечения материальных, организационно-правовых и иных условий оказания медиаторами услуг по проведению медиации. В качестве недостатка следует отметить, что законодательный акт не содержит отсылочных норм на применение Закона о саморегулировании, и включает только положения касательно функций этих организаций медиаторов и порядка ведения реестров профессиональных медиаторов.
Вместе с тем необходимо отметить, что несмотря на наличие или отсутствие в от-
раслевых законодательных актах указания на возможность создания саморегулируемых организаций, основанных на добровольном членстве, последние в любом случае создаются. Например, не предусматривается отраслевыми законами создание саморегулируемых организаций в области налогообложения, здравоохранения и экологического аудита 31, однако они существуют и функционируют.
Заключение
В ходе исследования было установлено, что в Казахстане первоначальное нормативное обеспечение саморегулирования, которое впоследствии утратило силу, было предусмотрено в деятельности профессиональных организаций на рынке ценных бумаг, республиканской палаты частных судебных исполнителей, палат экспертных организаций в области проектирования объектов строительства, а также аудиторских организаций.
Принятие отдельного законодательного акта в 2015 году обусловило унификацию общих правовых норм в области всех видов саморегулирования. Основную часть положений Закона о саморегулировании составляют нормы, регламентирующие вопросы организации деятельности саморегулируемых организаций, формирования реестра, разработки правил и стандартов, проведения государственного контроля, а также формирования источников имущественной ответственности. Основной закон одновременно содержит бланкетные нормы на другое общее и специальное регулирование.
Общие нормы в отношении саморегулируемых организаций также предусматриваются в Предпринимательском Кодексе, АППК, в Законах о некоммерческих организациях, о разрешениях, общественных объединениях, об НПП и стандартизации. В дополнение, учитывая специфику саморегулирования с обязательным участием, деятельность палат юридических консультантов и оценщиков подробно регламентированы в отраслевых законодательных актах. В отношении саморегулирования, основанного на добровольном участии, отсутствует требование о его нормативной регламентации в
^ 29 О товарных биржах: закон РК от 4 мая 2009 года № 155-1У (ред. от 02.03.2022). URL:http://zan.gov.kz/client/#!/ ^ doc/45652/rus (дата обращения 15.08.2022).
зс 30 О медиации: закон РК от 28 января 2011 года № 401-1У (ред. от 02.03.2022). URL:http://zan.gov.kz/client/#!/doc/57223/ У rus (дата обращения 20.08.2022).
т 31 Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» URL:https://atameken.kz/ru/services/17-peredacha-gosfunkcij-v-ks-i-sro (дата обращения 15.08.2022)
специальных нормах права, однако Законы о товарных биржах, страховании и медиации предусматривают наличие данного вида саморегулирования.
Таким образом, нормативное обеспечение института саморегулирования обусловлено наличием общих правовых норм, включенных в основной Закон о саморегулировании и семь отдельных законодательных актов. Дополнительное специальное регулирование предусматривается отраслевыми законами для саморегулируемых организаций с обязательным участием. Одновременно с указанными нормами в отдельных законо-
дательных актах встречаются положения и в части добровольного саморегулирования, которые не являются обязательными.
Результаты исследования демонстрируют наличие национальной системы общей и специальной нормативной регламентации в области саморегулирования в зависимости от специфики видов деятельности. Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в дальнейшем для изучения качественного содержания систематизированных правовых положений в области саморегулирования или всего механизма в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1.Ломаев А. Ю. Публичный интерес как правовая категория //Вестник Самарского юридического института. 2012. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/publichnyy-interes-kak-pravovaya-kategoriya (дата обращения: 24.08.2022).
2. Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. - М.: Формула права, 2010. - 400 с.
3. Хридина Н.А. Институционализация саморегулирования предпринимательских отношений как фактор развития гражданского общества // Власть и управление на Востоке России. - 2020. - №4 (93). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ institutsionalizatsiya-samoregulirovaniya predprinimatelskih-otnosheniy-kak-faktor-razvitiya-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 15.08.2022).
4. Рубцова Н.В. Правовое регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности: вопросы соотношения // Вестник ОмГУ. Серия. Право. - 2017. - и №1 (50). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-i-samoregulirovanie и predprinimatelskoy-deyatelnosti-voprosy-sootnosheniya (дата обращения: 15.08.2022).
5. Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятель- С ности: единство и дифференциация : монография / отв. ред. Ершова И. В. - М.: Норма : И Инфра-М, 2015. - 256 с.
6. Стригунова Д.П. Опыт саморегулирования предпринимательской и профессиональной А деятельности в некоторых зарубежных странах //Вестник экономической безопасности. g 2020. №2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-samoregulirovaniya-predprinimatelskoy-i- g professionalnoy-deyatelnosti-v-nekotoryh-zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 25.08.2022). И
7. Касьяненко Т.Г., Бакалова К.А., Сергеева Д.П. Сравнительное исследование уровня Л развития оценочной деятельности в России и за рубежом // Российское предпринима- q тельство. 2016. №5. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnoe-issledovanie-urovnya- > razvitiya-otsenochnoy-deyatelnosti-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 20.08.2022). П
8. Кенжебаева А.Т., Зенин К.И., Пуделька Й., Биир М., Каудыров Т.Е., Елюбаев Ж.С., В Ли Х. Аналитическая справка. Международный опыт регулирования представительства о интересов в суде /Регулирование юридической профессии в разных странах (США, Герма- > ния, Англия и Уэльс, Австралия, Канада) [Электронныйресурс] //Информационная систе- Н ма «Параграф» : [сайт]. [2004]. URL:https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32727694. О
9. Аксенов А.М. Разнообразие моделей институтов судебного представитель- А ства и правозаступничества (адвокатуры) в условиях трансформации правовых си- И стем: историческая ретроспектива // ЮП. 2012. №1 (50). URL:https://cyberleninka.ru/ р article/n/raznoobrazie-modeley-institutov-sudebnogo-predstavitelstva-i-pravozastupnichestva- № advokatury-v-usloviyah-transformatsii-pravovyh (дата обращения: 23.08.2022). >
10. Киязова А.Ж. Институт саморегулирования как вид регулирования предпринима- 0 тельской деятельности в Республике Казахстан //Вестник института законодательства 0 и правовой информации Республики Казахстан. Научно-правовой журнал, №2(60), 2020. 2 - С. 47-55.
11. Грейдин О.И. Передача государственных функций саморегулируемым организациям и их национальным объединениям: проблемы переходного периода // Lex Russica. 2017. №8 (129). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/peredacha-gosudarstvennyh-funktsiy-samoreguliruemym-organizatsiyam-i-ih-natsionalnym-obedineniyam-problemy-perehodnogo-perioda (дата обращения: 20. 08.2022).
REFERENCES
1. Lomaev A. Ju. Publichnyj interes kak pravovaja kategorija // Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituta. 2012. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/publichnyy-interes-kak-pravovaya-kategoriya (data obrashhenija: 24.08.2022).
2. Tihomirov Ju.A. Pravovoe regulirovanie: teorija i praktika. - M.: Formula prava, 2010. -400 s.
3. Hridina N.A. Institucionalizacija samoregulirovanija predprinimatel'skih otnoshenij kak faktor razvitija grazhdanskogo obshhestva // Vlast ' i upravlenie na Vostoke Rossii. - 2020. - №4 (93). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalizatsiya-samoregulirovaniya predprinimatelskih-otnosheniy-kak-faktor-razvitiya-grazhdanskogo-obschestva (data obrashhenija: 15.08.2022).
4. Rubcova N.V. Pravovoe regulirovanie i samoregulirovanie predprinimatel 'skoj dejatel'nosti: voprosy sootnoshenija // Vestnik OmGU. Serija. Pravo. - 2017. - №1 (50). URL:https:// cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-i-samoregulirovanie-predprinimatelskoy-deyatelnosti-voprosy-sootnosheniya (data obrashhenija: 15.08.2022).
5. Ershova I. V. Samoregulirovanie predprinimatel'skoj i professional'noj dejatel'nosti: edinstvo i differenciacija : monografija / otv. red. Ershova I. V. - M. : Norma : Infra-M, 2015. -256 s.
6. Strigunova D.P. Opyt samoregulirovanija predprinimatel 'skoj i professional'noj dejatel'nosti v nekotoryh zarubezhnyh stranah // Vestnik jekonomicheskoj bezopasnosti. 2020. №2. URL:https:// cyberleninka.ru/article/n/opyt-samoregulirovaniya-predprinimatelskoy-i-professionalnoy-deyatelnosti-v-nekotoryh-zarubezhnyh-stranah (data obrashhenija: 25.08.2022).
g 7. Kas'yanenko T.G., Bakalova K.A., Sergeeva D. P. Sravnitel'noe issledovanie urovnya a. razvitiya ocenochnoj deyatel'nosti v Rossii i za rubezhom // Rossijskoe predprinimatel'stvo.
2016. №5. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnoe-issledovanie-urovnya-razvitiya-" otsenochnoy-deyatelnosti-v-rossii-i-za-rubezhom (data obrashcheniya: 20.08.2022).
8. Kenzhebaeva A.T., Zenin K.I., Pudel'ka J., Biir M., Kaudyrov T.E., Elyubaev Zh.S., Li H. s Analiticheskaya spravka. Mezhdunarodnyj opyt regulirovaniya predstavitel 'stva interesov v sude ^ / Regulirovanie yuridicheskoj professii v raznyh stranah (SShA, Germaniya, Angliya i Uel's, ft Avstraliya, Kanada) [Elektronnyj resurs] //Informacionnaya sistema «Paragraf» : [sajt]. [2004]. e URL:https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32727694.
9. Aksenov A. M. Raznoobrazie modelej institutov sudebnogo predstavitel 'stva i o pravozastupnichestva (advokatury) v usloviyah transformacii pravovyh sistem: istoricheskaya
0 retrospektiva // YuP. 2012. №1 (50). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/raznoobrazie-^ modeley-institutov-sudebnogo-predstavitelstva-i-pravozastupnichestva-advokatury-v-usloviyah-s transformatsii-pravovyh (data obrashcheniya: 23.08.2022).
m 10. Kijazova A.Zh. Institut samoregulirovanija kak vid regulirovanija predprinimatel'skoj § dejatel'nosti v respublike Kazahstan // Vestnik instituta zakonodatel'stva i pravovoj informacii ш Respubliki Kazahstan. Nauchno-pravovoj zhurnal, №2(60), 2020. - S. 54.
ч 11. Grejdin O.I. Peredacha gosudarstvennyh funkcij samoreguliruemym organizacijam i ih
1 nacional'nym ob#edinenijam: problemy perehodnogo perioda // Lex Russica. 2017. №8 (129). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/peredacha-gosudarstvennyh-funktsiy-samoreguliruemym-
< organizatsiyam-i-ih-natsionalnym-obedineniyam-problemy-perehodnogo-perioda (data
fE obrashhenija: 20.08.2022).
s
Ь
X
s s
X
ь
ш m