УДК 343.14
С. 76—80
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ОПЫТ ФРГ
Зазулин А. И.
Группа правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С E-mail: [email protected]
В статье приводятся результаты тщательного анализа немецкого законодательства в сфере обеспечения электронного документооборота в ходе судопроизводства по уголовным делам. Особое внимание уделяется проведенной в 2017 году реформе уголовного производства ФРГ, осуществленной путем принятия и вступления в силу Закона «О введении электронного документооборота в уголовное судопроизводство и дальнейшем развитии электронных правовых отношений». Автор предлагает использовать наработки немецкого законодателя в целях подготовки правовой платформы для перехода отечественного уголовного процесса к цифровой форме.
Ключевые слова: уголовное судопроизводство, электронный документооборот, цифровая информация, ФРГ.
LEGAL REGULATION OF ELECTRONIC DOCUMENTATION IN CRIMINAL PROCEDURE: GERMAN EXPERIENCE
Zazulin A. I.
Law Firm INTELLECT-S
E-mail: [email protected] In article presents the results of a thorough analysis of German legislation in the sphere of electronic documentation in criminal proceedings. Author pay attention to the reform of German criminal proceedings in 2017 and implemented through the "Law on the introduction of electronic document management in criminal proceedings and the further development of electronic legal relations" adoption and entry into force. Moreover, he propose to use the achievements of the German legislator in order to prepare a legal platform for the domestic criminal process digital transition.
Keywords: criminal proceedings, electronic document management, digital information, Germany.
Начало XXI века — это поистине время настоящей научной революции. Создание и внедрение технологий автоматической обработки и передачи цифровой информации оказало огромное влияние на общество, изменив человеческое мышление и сознание, как в свое время это сделали формирование устной речи, изобретение письменности, а потом и книгопечатания. Как показывает история, изменение способа передачи информации является мощным толчком для невероятных изменений во всех областях человеческой деятельности.
Для нас уже установленным и не вызывающим сомнений является факт того, что мы
живем в век информатизации общественной жизни. Начавшись с узкой военной отрасли, компьютерная информатизация постепенно захватила и преобразовала весь мир. Сейчас, как никогда ранее, во всех сферах общественной жизни, деятельности государственных органов, международной торговле и политике доминирует принцип «информатизируйся или исчезни!». Отсутствие развитой цифровой информационной инфраструктуры в настоящее время ассоциируется с отсталостью, нежизнеспособностью частных и государственных образований.
В связи с этим, решение проблемы электронного обеспечения судопроизводства
является не просто очередной задачей развития уголовно-процессуального права, но жизненно важной целью, без которой оно будет обречено на регресс. Более того, техническое внедрение информационных технологий в уголовным процесс и правильное правовое регулирование их использования позволит сделать производство по уголовному делу более прозрачным, что укрепит доверие общества к работе правоохранительных органов.
Сознание этого факта стимулирует страны всего мира в срочном порядке реформировать свое законодательство и разрабатывать меры по эффективному техническому обеспечению деятельности органов юстиции. Отечественный законодатель в этом плане, с одной стороны, существенно отстает от общемировых тенденций, с другой стороны, имеет возможность пронаблюдать за опытом зарубежных стран и учесть их будущие ошибки. В связи с этим особую важность сейчас представляют, среди прочего, сравнительно-правовые исследования. В данном контексте особое внимание привлекает к себе Германия в которой действует наиболее приближенная к отечественной модель уголовного судопроизводства. Изменения связанные с внедрением электронных технологий включались в законодательство Германии на протяжении всего последнего десятилетия и окончательно сформировались с принятием в 2017 году Закона «О внедрении электронного документооборота». Анализу результата данных реформ и посвящена данная статья.
Основным источником правового регулирования осуществления электронного документооборота в уголовном судопроизводстве Федеративной республики Германия является Уголовно-процессуальный кодекс (нем. Strafprozessordnung, сокр. StPO). Главный немецкий уголовно-процессуальный закон отличается наличием строго сформулированных положений и правил, касающихся хранения, использования и автоматической обработки персональных данных людей в ходе уголовного судопроизводства. Информационное право, тем самым, глубоко «вшито» в нормативную материю УПК ФРГ, который содержит, в том числе, разделы «Предоставление информации и ознакомление с уголовным делом», «Положение о компьютерных файлах» и т. п.
В 2017 году УПК ФРГ как главный источник уголовно-процессуального права Германии был реформирован путем принятия целого ряда поправок и изменений
предусмотренных Законом «О введении электронного документооборота в уголовное судопроизводство и дальнейшему развитию электронных правовых отношений» ("Entwurf eines Gesetzes zur Einführung der elektronischen Akte in Strafsachen und zur weiteren Förderung des elektronischen Rechtsverkehrs") [1]. Именно данным законом был введен полный электронный документооборот в органах юстиции Германии.
Техническое обеспечение документооборота Главная идея указанных выше изменений состоит в создании единой информационной системы уголовного судопроизводства, которая позволяет осуществлять обмен цифровой информацией не только между судом и участниками процесса, но и между правоохранительными органами и судом, правоохранительными органами и участниками процесса. Таким образом, систему отношений можно проиллюстрировать в виде схемы, изображенной на рисунке 1.
СУД
ПРОКУРАТУРА И СЛЕДСТВИЕ
АДВОКАТ И ИНЫЕ УЧАСТНИКИ
Рис. 1
Базисом для такой информационной системы электронного документооборота стал государственный сервис DE-MAIL [2]. Последний представляет собой безопасный и защищенный сервис для обмена электронными сообщениями и документами между государственными органами, государственными органами и частными лицами. В отличии от российских аналогов («Госуслуги», «Мой Арбитр»), DE-MAIL основывается на технологиях электронной почты, что существенно упрощает администрирование и функционирование данного сервиса1.
Уголовно-процессуальное законодательство Германии содержит не только диспо-зитивные и процедурные правовые нормы, касающиеся электронного документооборота, но и императивные нормы, касающиеся обязательности использования электронной
1 В частности, операторами DE-MAIL являются частные международные компании связи, прошедшие государственную аккредитацию: государство не тратит ресурсы на создание и обеспечение работы своего оборудования и обслуживающего персонала.
формы выносимых и подаваемых документов и правовых актов. В обязательной электронной форме выносятся обвинительное заключение, судебный приказ и заключение прокурора. Указанные документы могут быть вынесены в бумажной форме только в случае технической невозможности их изготовления в форме электронного документа. Для адвокатов является обязанностью подача жалоб, частных исков и заключительных заявлений в электронной форме, в случае несоблюдения данной обязанности без уважительных причин, они могут быть привлечены к административной ответственности.
Электронное уголовное дело («досье»)
Ключевым понятием в электронном документообороте ФРГ является электронное досье, которое представляет собой форму систематизации и аккумуляции вынесенных в электронной форме правовых актов по уголовному делу, поданных ходатайств, собранных или представленных доказательств.
Особое внимание немецкий законодатель уделил вопросу оцифровки уголовно-процессуальных доказательств в целях повышения сохранности материалов уголовного дела и повышения уровня их доступности для участников процесса. Так, все исходные доказательства, не являющиеся электронными документами, должны быть оцифрованы и приобщены к электронному досье в виде файлов, подписанных электронной подписью. Оцифровка может осуществляться посредством сканирования, цифрового фотографирования и видеозаписи.
При этом, осознавая, что в ходе формирования электронного досье производятся операции с персональными данными участников уголовного судопроизводства и иных лиц, немецкий законодатель особенно дотошно отнесся к правовому регулированию в данном случае.
Как указано в ст. 485 УПК ФРГ, суды, органы уголовного преследования, включая органы исполнения уголовных наказаний, органы надзора за поведением и органы судебной помощи могут сохранять личные данные в компьютерных файлах, изменять и использовать их, если это необходимо для организации делопроизводства.
В электронном досье могут находится следующие файлы, содержащие сведения об:
• идентификационных признаках личности обвиняемого;
• названии правоохранительного органа, ведущего уголовное дело, номер уголовного дела;
• вменяемом преступном деянии, в том числе причиненном им ущербе;
• возбуждении и прекращении производства прокуратурой и судом (траектории уголовного дела).
Указанные файлы могут храниться как в электронном досье, так и в электронных архивах правоохранительных органов в целях:
• использования в расследовании других уголовных дел;
• их предоставления в рамках международной правовой помощи по уголовным делам;
• их предоставления для проведения научных исследований.
Следует отметить, что на указанные данные распространяется правило об информационной реабилитации. Информационная реабилитация является институтом, который еще не известен нашему отечественному законодателю, но, по мнению автора, должен быть неотъемлемой частью соответствующих реформ в сфере информатизации уголовного судопроизводства. Информационная реабилитация заключается в том, что все указанные выше сведения подлежат удалению из электронного досье и архива в случае вынесения оправдательного приговора или прекращения преследования по реабилитирующим основаниям.
На основе данного анализа, мы можем дополнить приведенную ранее схему и представить ее в упрощенной форме в виде рисунка 2.
СУД
Рис. 2
Доступ участников уголовного процесса к электронному досье
Интересен подход немецкого законодателя к осуществлению доступа участников процесса к материалам уголовного дела. Согласно ст. 32f УПК ФРГ, всем лицам, имеющим законный интерес в ознакомлении с делом, могут предоставляться распечатки содержимого файлов или цифровой носитель информации с записанными на него данными.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Что касается защитников, то в целях упрощения их доступа к уголовному делу, сокращения сроков ознакомления и минимизации действий следователя, статья 147 УПК ФРГ и ст. 31а Федерального закона ФРГ «Об адвокатской деятельности» предоставляют защитнику право получить электронные версии документов на свой специальный ящик электронной почты (Das besondere elektronische Anwaltspostfach [beA]).
С технической стороны доступ к ящику осуществляется за счет индивидуальной смарт-карты адвоката. С начала 2018 года отправка документов с данного электронного ящика может осуществляться без квалифицированной электронной подписи [3].
Кроме того, согласно п. 2 ст.487 УПК ФРГ, если адвокат все же лично знакомится с уголовным делом, он может попросить предоставить ему специальную справку о компьютерных файлах, приобщенных к материалам уголовного дела [4]1.
На фоне данных правовых норм немецкий законодатель не забыл о возможности верификации представленных защите в электронном виде материалов дела в целях пресечения злоупотребления правом и фальсификации доказательств со стороны следствия. В соответствии с указанной выше статьей УПК ФРГ, защитник и обвиняемый имеют право в помещении под надзором следствия провести сверку исходных
1 В соответствии с немецкой уголовно-процессуальной доктриной компьютерные файлы и электронные сообщения являются вещественными доказательствами и приобщаются к уголовному делу отдельно на носителях цифровой информации.
документов и доказательств с их электронными аналогами, предоставленными им из электронного досье.
Приведенные положения — это только самая основная часть изменений, внесенных законодателем Германии в связи с введением электронного документооборота в немецкий уголовный процесс. Многие из них позволяют не только существенно упростить и сократить сроки производства по уголовному делу за счет цифровой автоматизации обмена документами между участниками, но и сделать процесс расследования уголовного дела более прозрачным, а доступ к материалам уголовного дела — простым и не требующим больших временных затрат со стороны следствия. «Переход на цифровые рельсы» позволяет практически полностью решить проблему восстановления уголовного дела, снизить риск фальсификации доказательств со стороны следствия и обеспечить быстрое и справедливое расследование уголовных дел.
Несомненным является тот факт, что подобные изменения крайне необходимы для внедрения в отечественный уголовный процесс. Однако следует учесть, что цифро-визация уголовного судопроизводства является комплексной проблемой и в данной сфере эффективность правовых норм находится в прямой зависимости от качества технического обеспечения правоохранительных органов и населения. В связи с этим, нашему государству необходимо осуществлять деятельность по цифровизации уголовного процесса как в правовой, так и фактической реальности.
Список литературы
1. Официальный текст Закона о введении электронного документооборота в уголовное судопроизводство и дальнейшем развитии электронных правовых отношений // Bundesanzeiger Verlag GmbH. — URL: https://ww.bgM.de/xaver/bgM/start.xav?start=%2F%2F*%5B%40attr_
id%3D%27bgbl117s2208.pdf%27%5D#__bgbl__%2F%2F*%5B%40attr_id%3D%2 7bgbl117s22 08.
pdf%27%5D__1539789609444 (дата обращения: 27.10.2018 г.).
2. Bundesregierung plant De-Mail für alle // Golem.de. — URL: https://www.golem.de/0810/62846.html (дата обращения: 27.10.2018 г.).
3. Gestatten, beA! Ihr elektronischen Anwaltspostfach // Bundesnotarkammer (BNotK). — URL: http:// bea.brak.de/wp-content/uploads/2015/04/BRAK-beA_Information_Einzelseiten_2017.pdf (дата обращения: 27.10.2018 г.).
4. Головненков, П. Уголовно-процессуальный кодекс Федеративной республики Германия — Strafprozessordnung (StPO) : научно-практический комментарий и перевод текста закона / П. Головенков, Н. Спица. — Потсдам : университет Потсдама, 2012. — 405 с.
References
1. Ofitsialnyy tekst Zakona o vvedenii elektronnogo dokumentooborota v ugolovnoe sudoproizvodstvo i dalneyshem razvitii elektronnykh pravovykh otnosheniy // Bundesanzeiger Verlag GmbH. — URL: https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?start=%2F%2F*%5B%40attr_id%3D%27bgbl117s2208.
pdf%27%5D#__bgbl__%2F%2F*%5B%40attr_id%3D%27bgbl117s2208.pdf%27%5D__1539789609444
(data obrashcheniya: 27.10.2018 g.).
2. Bundesregierung plant De-Mail für alle // Golem.de. — URL: https://www.golem.de/0810/62846.html (data obrashcheniya: 27.10.2018 g.).
3. Gestatten, beA! Ihr elektronischen Anwaltspostfach // Bundesnotarkammer (BNotK). — URL: http://bea. brak.de/wp-content/uploads/2015/04/BRAK-beA_Information_Einzelseiten_2017.pdf (data obrashcheniya: 27.10.2018 g.).
4. Golovnenkov, P. Ugolovno-protsessualnyy kodeks Federativnoy respubliki Germaniya — Strafprozessordnung (StPO) : nauchno-prakticheskiy kommentariy i perevod teksta zakona / P. Golovenkov, N. Spitsa. — Potsdam : universitet Potsdama, 2012. — 405 s.
Дата поступления статьи в редакцию: 30.10.2018