УДК 101.1:316.4
НОРМАТИВНОЕ И ИНТЕРПРЕТАТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ФЕНОМЕНА МАРГИНАЛЬНОСТИ
А.В. Бутько
Новосибирский государственный технический университет
anna-butko@bk.ru
В статье рассматриваются два основных теоретических подхода к исследованию феномена маргинальности: нормативный и интерпретативный. Анализируются их достоинства и недостатки. Делается вывод о целесообразности применения комплексного нормативно-интерпретативного подхода, способного объединить конфликтующие парадигмы.
Ключевые слова: феномен маргинальности, нормативный подход, интерпретативный подход, комплексный нормативно-интерпретативный подход.
В последние годы феномену маргинальности в социально-гуманитарном знании уделяется все больше внимания, чему способствуют происходящие в российском обществе трансформации и перемены. Как известно, данный феномен наиболее ярко проявляет себя в периоды преобразований и структурных изменений. Именно поэтому исследование маргинальности приобретает особое значение в процессе познания и осмысления изменений и перемен, реформ и кризисов, происходящих в современном российском обществе. Как отмечает А.И. Атоян, «маргинальность — системный признак всех современных социумов, их время и место бытия — сегодня. Маргинальность поразила всю социальную структуру современности»1. Кроме того, современному обществу присуща тенденция к увеличению значимости творческого потенциала людей. В свою очередь, маргиналы, находясь между различными культурами или социальными группами, могут при-
1 Атоян А.И. Социомаргиналистика. — Луганск: Редакционно-издательский отдел МВД Украины, 1999. - С. 7.
вносить в мир новые идеи благодаря возможности видеть и осмысливать окружающую действительность не так, как большинство людей.
Феномен маргинальности по-прежнему остро нуждается в комплексном научном анализе. Количество работ на данную тему растет с каждым годом в связи с возросшим интересом исследователей к столь весомому и важному феномену современного российского общества (см. научные работы М.А. Абрамовой2, И.В. Зайцева3, Л.В. Шабанова4 и др.). Теоретико-методологический анализ исследований маргинальности показал, что они могут быть сведены к двум
2 Абрамова М.А. Маргинальность как социокультурный феномен // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. - 2006. - Т. 4. - Вып. 1. - С. 86-91.
3 Зайцев И.В. Маргинальное сознание, личность, общество: монография. - Омск: Изд-во
ОмГАУ, 2006. - С. 53.
4 Шабанов Л.В. Маргинальность как характеристика молодежных неформальных объединений в границах концепции «упорядоченные/ хаотичные социальные системы» // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 4. - С. 82-86.
общенаучным подходам: нормативному (структурно-функциональному) и интер-претативному.
На сегодняшний день нормативный подход в исследовании маргинальности занимает лидирующие позиции. Это связано с исторически сложившимся господством социологического знания в исследовании данного феномена. Стремление авторов рассматривать маргинальность с позиции нормативизма связано с тем, что накопленный массив знаний по данной проблематике позволяет им с большой долей уверенности опираться на обширную доказательную базу целесообразности применения нормативного подхода, утверждающего значимость и влияние общественных перемен, норм и правил как на социальные группы, так и на отдельных индивидов.
На появление и развитие маргинально-сти оказывают влияние различные условия и события. К основным объективным факторам возникновения маргинальности относятся следующие.
Политический фактор. Политика охватывает все сферы жизни общества, оказывает глубокое влияние на его развитие. Внутренние и внешние политические изменения оказывают влияние на представителей разных социальных групп. Примером могут служить реформы, проводимые в России в 1990-е гг.: либерализация цен, либерализация внешней торговли и приватизация бывших союзных госпредприятий. Люди были вынуждены адаптироваться к новой действительности, к «рынку», что сопровождалось глубоким психологическим кризисом, растерянностью, неуверенностью в завтрашнем дне. Результатом данных реформ стало снижение жизненного уровня большинства населения, рост безработицы, преступности, наркомании и т. д.
Экономический фактор. Экономические преобразования, реформы и кризисы зачастую приводят к ситуации, вынуждающей людей менять привычный уклад жизни и искать пути выживания в новых сложившихся обстоятельствах. Далеко не каждый человек способен «взять себя в руки» и справиться с проблемами. В нашей стране много примеров, когда люди, потеряв работу, лишившись материального достатка и получив статус безработного, так и оставались в данном состоянии, выпав из прежней социальной ниши, которую они занимали ранее. Потеря прежнего социального статуса и социальных связей и нахождение в пограничном, неизвестном до этого состоянии вынуждают человека либо смириться с происходящим, либо же искать пути преодоления сложившейся ситуации. А это, в свою очередь, зависит уже от субъективного восприятия человека.
Социальный фактор включает в себя комплекс проблем, связанных с изменением социального положения людей, трансформацией социального статуса. Кроме того, стоит отметить имущественное расслоение, медленный темп сокращения уровня бедности, проблемы безработицы и бездомности, тяжелое социальное положение инвалидов и детей-сирот, проблемы, связанные с миграционными процессами.
Духовно-нравственная составляющая имеет особое значение в формировании и развитии жизненных основ каждого индивида. Данный комплекс факторов связан со сменой идеологических, духовных ориентиров, переоценкой ценностей, неопределенностью и размытостью общественно-признанных социальных норм. Особо остро проблема духовно-идеологической ориентации проявляется в периоды кризи-
сов, политической нестабильности, когда человек пребывает в состоянии неопределенности. Российское общество «лицом к лицу» столкнулось с подобного рода проблемами в 1990-е гг. Исследования, проводившиеся в указанный период в целях прояснения изменений в установках и ценностях населения страны, зафиксировали «непрестанные метания между тоской по авторитарному порядку и надеждами на демократию, между цивилизационны-ми стремлениями и тягой к агрессивному изоляционизму»5.
Таким образом, различные перемены и изменения в обществе, вызванные экономическими, политическими, социальными и другими причинами, приводят к тому, что люди вынуждены приспосабливаться к этим «нововведениям», что получается далеко не у всех. Человек попадает в ситуацию неопределенности, вынуждающую его отреагировать тем или иным образом на происходящие вокруг события. Подобная ситуация особенно актуальна для российского общества, которое начиная с 1990-х гг. переживает различного рода трансформации.
Как отмечает Х. Абельс, «согласно нормативной парадигме, под которой понимается главным образом ролевая те -ория Т. Парсонса, участники социального взаимодействия разделяют общую систему символов и значений, относящихся к социокультурной системе ценностей, которая обладает принудительной силой. Вследствие социализации в общей системе ценностей партнеры по взаимодействию интерпретируют социальные явления и события как соответ-
5 Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ: учеб. пособие. - М.: Союз, 1996. -С. 36.
ствующие некоторым "образцам" уже известных из прошлого ситуаций и способов поведения»6. В связи с тем, что все структуры общества находятся в тесной взаимосвязи, маргинальный образ жизни и мышления одних личностей способен вызывать чувство неприятия у других, а именно у ординарного, стандартизированного большинства. Тогда это стандартизированное большинство прилагает все усилия к тому, чтобы исправить или приостановить нестандартность маргинального меньшинства. Как отмечает М.В. Ромм, «Любой приспособительный акт с позиций структурно-функционального подхода - это всегда сложнейшая комбинация социальных и психологических, индивидуальных и групповых, экономических и политических, национальных и религиозно-культурных структурных влияний и проявлений, причем любая из этих структур вполне способна оказать на личность, группу или социум решающее приспособительное воздействие»7.
На наш взгляд, нормативный подход более применим в отношении структурных и культурных маргиналов, т. е. лиц, попавших в маргинальное положение, как правило, не по своей воле (вследствие миграции, экономических, политических реформ и кризисов и т. д.). Их маргинальное положение имеет явные внешние признаки (финансовое неблагополучие, потеря работы, асоциальное поведение и образ жизни и др.). Однако воз-
6 Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. - СПб.: Алетейя, 1999. - С. 45.
7 Ромм М.В. Философия и психология адаптивных процессов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж:
МОДЭК, 2006. - С. 207.
можности нормативного подхода в исследовании маргинальности имеют свои пределы, поскольку данный подход не способен раскрыть субъективную составляющую исследуемого феномена, что приводит к одностороннему пониманию маргинальности.
В то же время в последние годы возрастает интерес исследователей феномена маргинальности к интерпретативно-му подходу, акцентирующему внимание на субъективных интерпретациях социальной реальности людьми, попавшими в маргинальную ситуацию, что связано с присущими для современного российского общества тенденциями к повышению значимости творческого и преобразовательного потенциала людей в процессе социального взаимодействия. Важность анализа субъективных интерпретаций человека окружающего мира и происходящих событий была одним из первых подмечена и описана Дж. Мидом, заложившим основы интерпретативной парадигмы. Он разработал процессуальный подход к объяснению отношений между индивидом и обществом, подняв значение индивида для общества как творца своего социального мира. Как отмечает Х. Абельс, «Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что, согласно Миду, человек является существом, интерпретирующим себя и социальный мир, в котором он живет»8. Если Т. Парсонс, являющийся основателем нормативного подхода, считает несоответствие индивида требованиям общества очевидным недостатком, то Дж. Мид, наоборот, считает это обстоятельство источником общественных изменений. «Ин-терпретативная парадигма исходит из отсутствия заранее заданной интерсубъек-
8 Абельс Х. Указ. соч. - С. 44.
тивной общезначимой системы символов в строгом смысле этих терминов. Согласно этой парадигме, действующие лица не просто обладают статусами с четко установленными правилами и ролевыми ожиданиями, а ставят смысл и значение каждой социальной роли в зависимость от личной оценки ситуации, специфических возможностей проявления роли в ситуации и от того, как сказывается на социальном взаимодействии общее определение
9
ситуации всеми ее участниками» .
В рамках описываемого подхода индивид выступает как деятельная личность, способная через протест против нормативно заданных условий преобразовывать окружающую действительность и создавать условия с опорой на собственное мировоззрение и мироощущение. Отечественные исследователи в последние годы стали проявлять особый интерес к данной стороне маргинальности. Встречаются работы, в которых помимо очевидной нор-мативистской заданности маргинально-сти говорится о важности субъективных интерпретаций маргиналами окружающей их действительности (Е.Н. Пачколи-на, И.В. Зайцев10, С.С. Кирилюк11 и др.). К примеру, как отмечает Е.Н. Пачколина, «механизм маргинальности заключается в приобретении маргиналами в процессе экзистенциальных изменений новых социальных качеств, позволяющих им впоследствии "вернуться" в общество в качестве субъекта-деятеля»12.
9 Там же. — С. 46.
10 Зайцев И.В. Указ. соч. — 128 с.
11 Кирилюк С.С. Феномен маргинальности: проблема устойчивости бытия личности: монография. — Челябинск, 2010. — 171 с.
12 Пачколина Е.Н. Феномен маргинальности в студенческой среде. — Уфа: Восточный университет, 2008. — С. 19.
Маргиналы, стремясь адаптироваться к новой социальной среде, могут проявлять гораздо более заметную активность, неже-
~ 13
ли представители доминирующей группы . Маргиналу предоставляется возможность наблюдать, осознавать и осмысливать одновременно несколько целостностей, при этом не входя ни в одну из них полностью. Такая позиция маргинала «делает его взгляд максимально объективным и абстрагированным по отношению к существующим нормам и стандартам бытия сознания, но и столь же неосознанным, поскольку марги-нальность равна спонтанности в восприятии действительности»14. Отсутствие принадлежности к какому-то определенному элементу социальной структуры, обусловливающее маргинальное положение человека, способствует появлению личности с новаторскими качествами, которая обладает потенциальной возможностью через свое отличие от других привносить в мир новые идеи, способные особым образом менять устоявшуюся социальную, культурную и другую реальности. Маргинал вообще способен вольно или невольно вызвать к жизни маргинальные процессы как у отдельных (нормативных) людей, так и в обществе в целом, обладай он какой-нибудь реальной властью. Кроме того, маргинальная личность обладает способностью видеть, воспринимать и понимать то, что до этого момента никем не замечалось. Маргинал, являясь по природе своей постоянно меняющейся личностью, изменяет окружающее социальное пространство в соответствии со своим видением действительности, отличным от ее нормативного понимания.
13 Галкин А. На изломах социальной структуры / А. Галкин, С. Михайлов, С. Васильцов. - М.: Мысль, 1987. - 278 с.
14 Зайцев И.В. Указ. соч. - С. 53.
Интерпретативный подход к марги-нальности помогает охарактеризовать, прежде всего, индивидов, чье мышление по самой своей сути является маргинальным. Речь идет о тех, кто мыслит иначе и видит мир не так, как большинство людей. Мар-гинальность - их отличительная черта. Они могут осознавать свое маргинальное положение, а могут и не осознавать.
Итак, проведенный анализ маргиналь-ности с позиций нормативного и интер-претативного подходов позволяет констатировать, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинством нормативного подхода в исследовании феномена маргинальности является то, что он позволяет рассмотреть объективные условия, влияющие на возникновение и укоренение маргинальности. Кроме того, окружающая действительность, являясь так или иначе социально заданной, представляет собой объективированную составляющую феномена маргиналь-ности: «Реальность повседневной жизни в качестве реальности имеет само собой разумеющийся характер. Она не требует никакой дополнительной проверки сверх того, что она просто существует. Она существует как самоочевидная и непреодолимая фактичность. Я знаю, что она реальна. Хотя у меня и могут возникнуть сомнения в ее реальности, я должен воздержаться от них, поскольку живу повседневной жизнью согласно заведенному порядку»15. Данный подход также акцентирует внимание на роли общества, общественных норм и ценностей в процессе взаимодействия маргинальной личности и социума. Как было показано выше,
15 Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - С. 43.
маргинальная личность зачастую в силу индивидуальных, психологических особенностей поддается влиянию и давлению общества (например, общества, в которое данная личность стремится «влиться»). К недостаткам подхода относятся невозможность в полной мере оценивать и анализировать мировоззренческую сторону жизни маргиналов, их субъективные позиции и ориентации.
В свою очередь, интерпретативный подход, с одной стороны, позволяет проанализировать на микроуровне проявления субъективности, понять мировоззренческие позиции и взгляды маргинальных личностей. Подход предоставляет возможность осмыслить преобразовательные и творческие способности маргиналов в контексте общественного развития. С другой стороны, интерпрета-тивное понимание маргинальности основывается на некой абстракции, поскольку имеет дело с субъективным миром индивида, который невозможно однозначно проверить либо стандартизировать, что препятствует формированию каких-либо общих характеристик маргинально-сти, поскольку субъективность раскрывает лишь индивидуальные особенности маргинальных личностей.
Проведенный анализ маргинально-сти с позиций нормативного и интер-претативного теоретических подходов позволяет констатировать, что данные подходы, взятые автономно, не способны полностью раскрыть исследуемый феномен ввиду своей односторонности в процессе его изучения. В этой связи представляется целесообразным применить нормативно-интерпретативный подход, предложенный М.В. Роммом при изучении социальной адаптации
личности16,17,18. Автор выявил ограниченность исследований социальной адаптации личности в рамках только нормативного или интерпретативного теоретического подхода, отметив, что они ограничиваются лишь микро- или макросо-циальными пределами. Предложенный М.В. Роммом нормативно-интерпрета-тивный подход в силу своего междисциплинарного и универсального характера может быть применен и при изучении феномена маргинальности, который представляет собой взаимодействие объективных и субъективных факторов. Нормативный подход к изучению маргинальности позволяет рассмотреть лишь макроуровень данного феномена (объективные условия возникновения и усиления маргинальной ситуации, отношение общества к маргиналам, их взаимодействие). В свою очередь, интерпретативный подход к исследованию маргинальности позволяет раскрыть микроуровень данного феномена, а именно субъективное восприятие окружающей действительности маргиналами, их мироощущение и взгляды на жизнь. Кроме того, данный подход дает возможность проанализировать творческий и инновационный потенциал маргиналов.
Таким образом, нормативный и интер-претативный подходы по отдельности спо-
16 Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. — Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма
РАН, 2002. — 275 с.
17 Ромм М.В. Нормативно-интерпретативный подход к изучению индетерминистских социальных феноменов // Философия образования. — Новосибирск. — 2010. — №3 (32). — С. 5—10.
18 Ромм М.В. Конструирование теоретических образов социальных феноменов / М.В. Ромм, Т.А. Ромм // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. —
2010. — Т. 8. — С. 51—57.
собны постичь лишь отдельные аспекты исследуемой проблемы, что приводит к искажению целостной картины исследуемого феномена. Дальнейшая разработка концепции маргинальности нуждается в применении комплексного междисциплинарного подхода, способного раскрыть подлинную дуальную сущность данного явления, представляющего собой переплетение объективно заданных и субъективно значимых аспектов.
Литература
Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Х. Абельс. - СПб.: Алетейя, 1999. -272 с.
Абрамова МА. Маргинальность как социокультурный феномен / М.А. Абрамова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. - 2006. -Т. 4. - Вып. 1. - С. 86-91.
Атоян А.И. Социомаргиналистика / А.И. Атоян. - Луганск: Редакционно-издатель-ский отдел МВД Украины, 1999. - 456 с.
Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. -323 с.
Вергун Т.В. Этнокультурная маргинальность: философские аспекты анализа: монография / Т.В. Вергун. - Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2007. - 96 с.
Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ: учеб. пособие / И.П. Попова. -М.: Союз, 1996. - С. 36.
Зайцев И.В. Маргинальное сознание, личность, общество: монография / И.В. Зайцев. -Омск: Изд-во ОмГАУ, 2006. - 128 с.
Кирилюк С.С. Феномен маргинальности: проблема устойчивости бытия личности: монография / С.С. Кирилюк. - Челябинск, 2010. -171 с.
Миграция в России: этнокультурная интеграция или изоляция? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.demographia.ru/ аг1Ме8_Ы/таех^1тШК=44&1аАл=1430#_ Йпге£3
Галкин А. На изломах социальной структуры / А. Галкин, С. Михайлов, С. Васильцов. -М.: Мысль, 1987. - 278 с.
Пачколина Е.Н. Феномен маргинальности в студенческой среде / Е.Н. Пачколина. - Уфа: Восточный университет, 2008. - 152 с.
Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект / М.В. Ромм. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. - 275 с.
Ромм М.В. Нормативно-интерпретативный подход к изучению индетерминистских социальных феноменов / М.В. Ромм // Философия образования. - Новосибирск. - 2010. - № 3 (32). - С. 5-10.
Ромм М.В. Конструирование теоретических образов социальных феноменов / М.В. Ромм, Т.А. Ромм // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. - 2010. - Т. 8. - С. 51-57.
Ромм М.В. Философия и психология адаптивных процессов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Ромм. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2006. - С. 207.
Шабанов Л.В. Маргинальность как характеристика молодежных неформальных объединений в границах концепции «упорядоченные/ хаотичные социальные системы» / Л.В. Шабанов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 4. -С. 82-86.