Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, СВЯЗАННОЕ С ПРЕДСТОЯЩИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В "ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"'

НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, СВЯЗАННОЕ С ПРЕДСТОЯЩИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В "ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / НОРМАТИВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ПРАВОВОЙ АКТ / РИСК / ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакиров И.К., Валиуллина Р.А.

Введение. 16 января 2020 г. опубликован текст проекта о внесении изменений в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Проект изменений разработан в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». В основном изменения предлагаются в целях устранения избыточных и дублирующих требований пожарной безопасности, включая требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, установленным Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017). Цель настоящей статьи: обосновать нецелесообразность либо, напротив, необходимость предложенных изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июня 2008 г. № 123-ФЗ. Основная (аналитическая) часть. Проведена оценка предложенных изменений в нормативный правовой акт «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», разработанных в рамках механизма «регуляторной гильотины». В ходе сравнительного анализа существующих требований пожарной безопасности и предлагаемых изменений были предложены рекомендации по их совершенствованию. В статье обоснованы как нецелесообразность некоторых изменений, так и необходимость введения поправок в Федеральный закон № 123-ФЗ. К предложенному проекту, состоящему из 28 изменений, приведены комментарии авторов. Выводы. Технический регламент в области пожарной безопасности должен быть один, а не представлять собой фрагменты, разорванные между Техническим регламентом Евразийского союза, Техническим регламентом российского значения и Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бакиров И.К., Валиуллина Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE AND TECHNICAL REGULATION OF PRODUCTION FACILITIES IN THE CONTEXT OF THE UPCOMING REVISION OF TECHNICAL REGULATION “GENERAL REQUIREMENTS TO FIRE SAFETY”

Introduction. The text of draft amendments to Technical Regulation “General requirements to fire safety” was published on January 16, 2020. Draft amendments were developed with in the framework of the“regulatory guillotine”approach. The mission of the proposed amendments was to eliminate excessive and duplicative fire safety requirements, inter alia, requirements applicable to fire safety and fire extinguishing devices that had been established by Technical Regulation of the Eurasian Economic Union (EAEU)“Оn Requirements for fire safety and extinguishing devices” (TR EEU 043/2017). The purpose of this article is to substantiate the in expediency of, or, on the contrary, the need to make the proposed amendments to Federal Law No. 123-FZ of July 22, 2008 “Technical Regulation of Fire Safety Requirements”. The body (analytical part) of the work. The proposed amendments to the regulatory legal act titled “Technical Regulations on Fire Safety Requirements” were drafted within the framework of the “regulatory guillotine” approach. In the course of the comparative analysis of effective fire safety requirements and proposed amendments the co-authors came up with recommendations for their improvement. The co-authors of the article present arguments to substantiate the inexpediency of some particular amendments, but at the same time, they support the need to make other amendments to Federal Law No 123-FZ. The co-authors comment on the proposed draft document that has twenty-eight amendments. Conclusions. Fire safety regulations must represent a single consolidated document, rather than several “fragments” available in the Technical Regulations of the Eurasian Union, Technical Regulations of All-Russian Significance and Technical Regulations of Safety of Buildings and Structures.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, СВЯЗАННОЕ С ПРЕДСТОЯЩИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В "ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"»

https://doi.org/10.22227/PVB.2021.30.02.5-14 УДК 614.849

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL PAPER

Нормативно-техническое регулирование производственных объектов, связанное с предстоящими изменениями в «Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности»

© И.К. Бакиров :' , Р.А. Валиуллина

Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, Республика Башкортостан, 450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)

Введение. 16 января 2020 г. опубликован текст проекта о внесении изменений в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Проект изменений разработан в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». В основном изменения предлагаются в целях устранения избыточных и дублирующих требований пожарной безопасности, включая требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, установленным Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017). Цель настоящей статьи: обосновать нецелесообразность либо, напротив, необходимость предложенных изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июня 2008 г. № 123-Ф3.

Основная (аналитическая) часть. Проведена оценка предложенных изменений в нормативный правовой акт «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», разработанных в рамках механизма «регуляторной гильотины». В ходе сравнительного анализа существующих требований пожарной безопасности и предлагаемых изменений были предложены рекомендации по их совершенствованию. В статье обоснованы как нецелесообразность некоторых изменений, так и необходимость введения поправок в Федеральный закон № 123-Ф3. К предложенному проекту, состоящему из 28 изменений, приведены комментарии авторов. Выводы. Технический регламент в области пожарной безопасности должен быть один, а не представлять собой фрагменты, разорванные между Техническим регламентом Евразийского союза, Техническим регламентом российского значения и Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений.

Ключевые слова: федеральный закон; нормативное положение; правовой акт; риск; проект изменений

Для цитирования: Бакиров И.К., Валиуллина Р.А. Нормативно-техническое регулирование производственных объектов, связанное с предстоящими изменениями в «Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности» // Пожаровзрывобезопасность/Fire and Explosion Safety. 2021. Т. 30. № 2. С. 5-14. DOI: 10.22227/PVB.2021.30.02.5-14

ЕЗ Бакиров Ирек Климович, e-mail: bakirovirek@bk.ru

Normative and technical regulation of production facilities in the context of the upcoming revision of Technical regulation "General requirements to fire safety"

© Irek K. Bakirov :' , Regina A. Valiullina

Ufa State Petroleum Technological University (Kosmonavtov St., 1, Ufa, 450062, Republic of Bashkortostan, Russian Federation)

Introduction. The text of draft amendments to Technical Regulation "General requirements to fire safety" was published on January 16, 2020. Draft amendments were developed with in the framework of the"regulatory guillotine"approach. The mission of the proposed amendments was to eliminate excessive and duplicative fire safety requirements, inter alia, requirements applicable to fire safety and fire extinguishing devices that had been established by Technical Regulation of the Eurasian Economic Union (EAEU)"On Requirements for fire safety and extinguishing devices" (TR EEU 043/2017).

The purpose of this article is to substantiate the in expediency of, or, on the contrary, the need to make the proposed amendments to Federal Law No. 123-FZ of July 22, 2008 "Technical Regulation of Fire Safety Requirements".

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

The body (analytical part) of the work. The proposed amendments to the regulatory legal act titled "Technical Regulations on Fire Safety Requirements" were drafted within the framework of the "regulatory guillotine" approach. In the course of the comparative analysis of effective fire safety requirements and proposed amendments the co-authors came up with recommendations for their improvement. The co-authors of the article present arguments to substantiate the inexpediency of some particular amendments, but at the same time, they support the need to make other amendments to Federal Law No 123-FZ. The co-authors comment on the proposed draft document that has twenty-eight amendments.

Conclusions. Fire safety regulations must represent a single consolidated document, rather than several "fragments" available in the Technical Regulations of the Eurasian Union, Technical Regulations of All-Russian Significance and Technical Regulations of Safety of Buildings and Structures.

Keywords: federal law; regulatory provision; legal act; risk; draft amendments

For citation: Bakirov I.K., Valiullina R.A. Normative and technical regulation of production facilities in the context of the upcoming revision of Technical regulation "General requirements to fire safety". Pozharovzryvobezopasnost/Fire and Explosion Safety. 2021; 30(2):5-14. DOI: 10.22227/PVB.2021.30.02.5-14 (rus).

Irek Klimovich Bakirov, e-mail: bakirovirek@bk.ru

Введение

В 2009 г. в нашей стране вступил в силу важный нормативный правовой акт РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент) [1]. С его вступлением было введено много новых понятий, изменился общий подход к нормативным положениям в области пожарной безопасности, появилась возможность гибкого нормирования или выбора условий соответствия обеспечения пожарной безопасности. Изменился и подход контрольно-надзорной деятельности на объектах промышленности, активно внедряются риск-ориентированные проверки в области безопасности.

После принятия Технического регламента [1] вводились поправки и изменения в редакции федеральных законов от 10 июля 2012 г. № 117-ФЗ, от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ, от 23 июня 2014 г. № 160-ФЗ, от 13 июля 2015 г. № 234-Ф3, от 3 июля 2016 г. № 301-ФЗ, от 29 июля 2017 г. № 244-ФЗ, от 27 декабря 2018 г. № 1 538-ФЗ.

16 января 2020 г. опубликован текст проекта о внесении изменений в Технический регламент [2]. Проект изменений разработан в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». В основном изменения предлагаются в целях устранения избыточных и дублирующих требований пожарной безопасности, включая требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, установленные Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017) [3].

Проект изменений Технического регламента разработан в рамках технического регулирования в области пожарной безопасности. В проекте предлагается 28 изменений. По мнению авторов, многие из них серьезные, но не совсем оправданные. Цель настоящей работы: обосновать нецелесообразность некоторых изменений, либо, напротив, необходимость введения поправок в Технический регламент.

Основная (аналитическая) часть

В проекте изменений в Технический регламент предполагается пункт 1 статьи 2 [1] изложить в следующей редакции: «Аварийный выход — выход, не отвечающий требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, и предусматривающийся для повышения безопасности людей при пожаре. Аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара, за исключением специально оговоренных случаев». Здесь речь идет о возможности в специально оговоренных случаях, например, при расчете путей эвакуации в административном здании на территории нефтеперерабатывающего завода, учитывать аварийный выход как эвакуационный.

Предлагаем не вводить такое изменение, основанное на добавлении в статью фразы «.. .за исключением специально оговоренных случаев», так как это выражение, вероятно, повлечет за собой ряд вопросов, на которые в различных ситуациях может последовать ответ в виде замены эвакуационного выхода аварийным выходом, а к нему не предъявляются нормативные требования по высоте, ширине, количеству и направлению открывания дверей, которые представляют собой важные факторы обеспечения безопасности при эвакуации людей.

Также в статье 2 Технического регламента [1] проектом изменений в пункте 2, определяющим безопасную зону как зону, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют либо не превышают предельно допустимых значений, предложено исключить слова «. либо не превышают предельно допустимых значений».

Однако по разным причинам часть опасных факторов пожара может возникнуть в безопасной зоне, такой, например, как улица, тамбур-шлюз, другой пожарный отсек производственного здания, но такая ситуация не несет существенный вред для здоровья людей [4]. В результате этого изменения такую зону уже нельзя будет определять, как без-

опасную. Например, появление небольшого теплового излучения или дыма в безопасной зоне не причинит вреда, поскольку опасные факторы не превышают допустимых значений. Целесообразно это выражение оставить в старой редакции.

Предлагается поддержать признание недействительными пунктов 23, 25 и 26 статьи 2 [1], где даются определения пожарной сигнализации, пожарного извещателя, пожарного оповещателя, а также представлены многие другие нормативные положения других статей Технического регламента [1], так как все обязательные требования и определения систем активной противопожарной защиты зданий и другие нормативные положения уже установлены ТР ЕАЭС 043/2017 [3] и являются избыточной дублирующей информацией.

Но в данном случае возникает противоречие: если определения пожарной сигнализации, пожарного извещателя, пожарного оповещателя, предела огнестойкости зданий, в том числе зданий производственного и складского назначения, входят в понятие «средства обеспечения пожарной безопасности», то почему определение «противопожарной преграды», установленной в пункте 35 статьи 2 [1], и ряд других определений остались неизменными, и их не предложили также исключить в проекте изменений [2], хотя они относятся к средствам обеспечения пожарной безопасности? Известно, что к средствам обеспечения пожарной безопасности относятся средства для предотвращения, снижения риска возникновения и развития пожара, ограничения распространения его опасных факторов, а также для снижения риска причинения вреда и (или) нанесения ущерба вследствие пожара [3]. Как мы видим, противопожарная преграда в производственном или складском здании, как и многие другие понятия, подходит под это определение и относится к средствам обеспечения пожарной безопасности.

Предлагается поддержать изложение пункта 27 той же статьи в другой редакции: «Пожарный отсек — часть здания (сооружения), выделенная противопожарными стенами и (или) противопожарными перекрытиями 1-го типа». Раньше типы противопожарных преград не были установлены, и приходилось выполнять расчеты, чтобы в случае пожара соблюдалось условие по его нераспространению за границы пожарного отсека. Хотя из этого следует ужесточение нормативных положений, но эта часть статьи трактуется более точно, и проведение расчета по времени становится необязательным. Однако для ослабления нормативного положения рекомендуется дополнить изменение пункта 27 следующим образом: «Пожарный отсек — часть здания (сооружения), выделенная противопожарными стенами и (или) противопожарными перекрытиями 1-го или 2-го типа». Так, возможно

применение отделения административной части здания от производственной части стенами с пределом огнестойкости ИЕ1 45, например, стенами из кирпича толщиной 65 мм со штукатуркой [5] и перекрытиями с пределом огнестойкости ИЕ1 60, выдерживающими 1 ч до наступления предельного состояния после начала действия опасного фактора пожара.

В настоящий момент пункт 48 статьи 2 Технического регламента [1] так определяет понятие эвакуационного выхода: «Эвакуационный выход — выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону».

Проект изменений [2] предлагает изложить пункт 48 статьи 2 Технического регламента [1] в следующей редакции: «Эвакуационный выход — выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и нормативных документов по пожарной безопасности».

Известно, что к нормативным правовым актам относятся технические регламенты, федеральные законы и иные акты, а к нормативным документам — национальные стандарты, своды правил и иные документы, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований [1].

Мы считаем, что данное изменение вступает в противоречие со статьей 6 Федерального закона [1], так как требования или рекомендации нормативных документов необходимо выполнять не всегда, а лишь в случае, если в качестве условия соответствия требованиям пожарной безопасности выбрано условие, когда требования или рекомендации нормативных документов необходимо выполнять обязательно. Но если выбрано в качестве части условия соответствия необязательное соблюдение требований или рекомендаций нормативных документов, а величина пожарного риска не выше допустимого, в соответствии с этим новым определением их необходимо будет выполнить в части эвакуационного выхода. В данном случае оценка пожарного риска не будет оказывать влияния на соответствие эвакуационного выхода, а точнее — на безопасную зону, связанную с эвакуационным выходом, и значение части расчетного метода оценки соответствия объекта защиты будет понижено [6].

Предлагаем следующее содержание изменения: «Эвакуационный выход — выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона». В этом случае не будет противоречий со статьей 6 Федерального закона [1].

В соответствии с Федеральным законом [1] в настоящий момент пункт 49 статьи 2 дает такое определение: «Эвакуационный путь (путь эвакуа-

ции) — путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре».

По тем же причинам хотелось бы отметить несогласие с изменением пункта 49, которое проектом изменений [2] предлагается изложить в следующей редакции: «Эвакуационный путь (путь эвакуации) — путь, предназначенный для движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям настоящего Федерального закона и нормативных документов по пожарной безопасности». Считаем, что данное изменение также вступает в противоречие со статьей 6 Федерального закона [1].

В определении следует отметить, что на эвакуационном пути допускается воздействие на людей опасных факторов пожара, иначе могут быть ситуации, когда представители надзорных органов будут требовать отделения эвакуационного пути производственного здания противопожарными преградами для отсутствия на эвакуационном пути опасных факторов пожара. Предлагаем следующее содержание изменения: «Эвакуационный путь (путь эвакуации) — путь, на котором допускается не превышающее предельно допустимых значений воздействие на людей опасных факторов пожара, предназначенный для движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям настоящего Федерального закона». Такое определение было бы ближе к реальным ситуациям во время пожара, и нормативное требование не оторвано от реалий [7].

Напомним, что в настоящее время в статье 6 Федерального закона [1] установлены два условия соответствия требованиям пожарной безопасности, и достаточно выполнить одно из них, чтобы обеспечить пожарную безопасность. Одно из условий соответствия требованиям пожарной безопасности обеспечивает пожарную безопасность, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» № 184-ФЗ [8], и нормативными документами по пожарной безопасности.

Проект изменений [2] предлагает это условие изменить и обеспечить пожарную безопасность, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом [1] и нормативными документами по пожарной безопасности или стандартом организации, согласованным федеральным органом исполнительной власти.

В старой редакции условие соответствия звучало таким образом, что необходимо было проверять все технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» [8]. Новая редакция конкретизирует обязательность выполнения только Технического регламента о требованиях пожарной безопасности [1], и это логично, так как речь идет об условии соответствия именно требований пожарной безопасности. Логичен и учет стандартов предприятий как особых видов нормативных документов, поскольку многие крупные, в том числе нефтегазовые, предприятия применяют в основном только стандарты предприятий. Поддерживаем это изменение.

В проекте изменений [2] предлагается добавить еще два условия соответствия. Одно из них обеспечивало бы пожарную безопасность, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом [1], и результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности в соответствии с частью 7 статьи 6 этого закона. Но часть 7 определяет только классификацию строительных материалов по воспламеняемости. Классификация — это ненормативное требование на объекте защиты. Классификация не может обеспечивать пожарную безопасность, как определено здесь. Предлагаем это условие исключить, поскольку не определены критерии видов испытаний, исследований и видов расчетов. Таким расчетом может быть и оценка пожарного риска, которая и так учтена в другом условии соответствия. Формулировка — поверхностная, и неясен порядок ее применения.

Другим дополнительным условием в статью 6 Федерального закона [1] предлагается ввести условие обеспечения пожарной безопасности, если в полном объеме выполнены требования специальных технических условий. Это предложение поддерживаем, так как специальные технические условия — это разновидность нормативного документа, включающего в себя, как правило, и оценку пожарного риска, и требования Федерального закона [1], и дополнительные компенсирующие мероприятия [9].

Предлагаем добавить еще ряд условий соответствия требованиям пожарной безопасности.

В качестве одного из дополнительных возможных условий предлагаем оценку соответствия в форме независимой оценки пожарного риска (пожарного аудита) с положительным заключением, подтверждающим обеспечение пожарной безопасности. Заключение может содержать инженерно-технические и организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, а также оценку пожарного риска. Оно всегда имеет в своем содержании

вывод о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности. Такое условие также повысит значимость деятельности экспертов независимой оценки пожарного риска и будет стимулировать развитие негосударственного контроля в области пожарной безопасности как формы оценки соответствия [10].

Рекомендуем добавить еще одно условие в виде оценки соответствия в форме федерального государственного пожарного надзора с положительным заключением, подтверждающим обеспечение пожарной безопасности. Это повысит ответственность должностных лиц пожарного надзора и значимость их заключения.

Проектом изменений предлагается добавить в пункт 7 статьи 6 Технического регламента [1] дополнение о том, что порядок расчетов по оценке пожарного риска определяется не только нормативными правовыми актами, но и нормативными документами. Поддерживаем это предложение, так как при определении расчетных величин пожарного риска, как правило, используется целый ряд именно нормативных документов, а не только актов, в которых также определен порядок расчетов, например, по определению показателя степени, учитывающего изменение массы выгорающего материала во времени (п) в зависимости от характера распространения пламени [11]. К числу таких нормативных документов относятся пособия по определению расчетных величин пожарного риска для производственных и непроизводственных объектов, ГОСТы и др.

В том же пункте проектом изменений предложено использовать результаты расчетов пожарного риска только для обоснования параметров и характеристик объектов, которые учитываются в методиках [12-13], а в иных случаях обеспечение пожарной безопасности объекта защиты может быть обосновано результатами проведения исследований, расчетов и (или) испытаний, выполненных в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

Считаем это изменение неправильным и предлагаем его не добавлять в вышеназванный пункт. Не все параметры и характеристики учитываются в методиках [12-13], многие из них применяются в нормативных и справочных положениях, например, категории по пожарной и взрывопожарной опасности производственных или складских помещений, зданий и сооружений, удельная массовая скорость выгорания (т) плотность окружающего воздуха для разных регионов Российской Федерации (ра), среднеповерхностная интенсивность теплового излучения (Е), линейная скорость распространения пламени по поверхности материалов (у) [11]. Таким образом, получается, что расчет пожарного риска можно использовать для обоснования характеристики объекта, а не для обеспечения по-

жарной безопасности. Этот пункт входит в противоречие с пунктом 1 той же статьи, где определено, что одним из условий или части условия обеспечения пожарной безопасности может быть именно оценка пожарного риска. И непонятным образом в этом дополнении понятие «обоснование параметров и характеристик объекта» и понятие «обеспечение пожарной безопасности» преподносятся как одно и то же понятие. Это же дополнение ограничивает способы обеспечения пожарной безопасности только исследованиями, расчетами и (или) испытаниями и не учитывает как способ, установленный в той же статье, определение соответствия требованиям Технического регламента [1] и другие предлагаемые способы. Кроме того, выводы при проведении расчетов пожарного риска могут быть использованы при оценке соответствия и выполнении условий соответствия, при разработке специальных технических условий, пожарного аудита, но они тоже не учтены.

Предлагается изложить указанное дополнение в следующей редакции: «Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности. Результаты и выводы, полученные при проведении расчетов по оценке пожарного риска, используются при разработке специальных технических условий в области пожарной безопасности, при оценке соответствия в области пожарной безопасности, в том числе при выполнении независимой оценки пожарного риска». Такие формулировки для пользователей были бы более понятными, и определение использования результатов оценки пожарного риска стало бы конкретнее.

Проектом возможных изменений [2] предложено изменение формулировки пункта 4 статьи 63 [1], характеризующей первичные меры пожарной безопасности.

План тушения пожаров играет большую роль как документ предварительного планирования тушения пожара [14], особенно на крупных производственных объектах, таких как нефтеперерабатывающие заводы, где имеется большая концентрация пожароопасных веществ и материалов. Предложено первичную меру пожарной безопасности по разработке плана привлечения сил и средств для тушения пожаров расписать более подробно, добавить в нее функцию не только разработки, как было раньше, но и утверждения, и контроля плана. Поддерживаем такое предложение, но считаем, что для совершенствования в области нормативно-технического регулирования недостаточно внесения только этого изменения в статью 63.

Предлагаем в пункте 4 статьи 63 объединить понятия «первичные меры пожарной безопасности» и «организационно-технические мероприятия». Понятие «первичные меры пожарной безопасности» определено в Техническом регламенте [1], а «организационно-технические мероприятия» — в Г0СТ12.1.004-91 [15]. Очевидно, что многие аспекты этих понятий пересекаются, если более подробно рассмотреть их содержание. Тем не менее в понятии «система обеспечения пожарной безопасности» одной из составляющих являются именно организационно-технические мероприятия [1]. Вопросы, касающиеся организационно-технических мероприятий, устарели, так как были нормированы в 1991 г., и в них входят даже мероприятия, которые ссылаются на законодательство СССР. Однако без организационно-технических мероприятий мы сегодня не можем однозначно делать выводы по наличию на объекте защиты системы обеспечения пожарной безопасности. Хотя известно, что даже в приказе МЧС России № 261 при работе надзорных органов первым вопросом для обеспечения пожарной безопасности на производственных и складских объектах является наличие системы обеспечения пожарной безопасности на объекте [16]. Предлагаем статью 63 Технического регламента объединить с описанием организационно-технических мероприятий и для ясности применения назвать указанные действия не первичными мерами пожарной безопасности, а организационно-техническими мероприятиями.

Проект изменений [2] в статью 89 Технического регламента предлагает предусматривать на путях эвакуации зданий на территории предприятий размещение тамбур-шлюзов, а при выходе непосредственно наружу из здания — тамбуров (в том числе двойных), не считая их отдельными помещениями.

Рекомендуем не включать это изменение, так как, во-первых, это обяжет застройщиков и проектировщиков предусматривать тамбур-шлюзы на любых путях эвакуации и тамбуры перед выходом из любого производственного или административного здания на производственной территории, следовательно, появятся лишние финансовые затраты, необходимости в которых для обеспечения пожарной безопасности при эвакуации мы не видим. Во-вторых, это увеличит расчетное время эвакуации, поскольку создаст возможность скопления людей перед дверными проемами в тамбур и из тамбура в безопасную зону.

Проект изменений [2] предлагает изменение в той же статье Федерального закона [1] по обязательному разделению коридора противопожарными перегородками с дверями.

Как уже отмечалось выше, предлагаем не включать это изменение, так как это обяжет застройщиков, проектировщиков и собственников объектов

защиты предусматривать перегородки с дверями с нормируемым пределом огнестойкости во всех коридорах. В связи с этим возникнут ненужные финансовые затраты, в которых, по нашему мнению, отсутствует необходимость для обеспечения пожарной безопасности при эвакуации, поскольку мы не считаем, что люди погибают от того, что дым проникает в коридоры. Дым — это только один из опасных факторов пожара и, как правило, именно от него в основном погибают люди на пожарах. Но он проникает в коридор только при наступлении одного из предельных состояний пределов огнестойкости противопожарных перегородок, перекрытий и дверей — изолирующей способности, которая, как правило, наступает раньше других предельных состояний [17]. Однако при таком обязательном требовании придется обязательно предусматривать в противопожарных преградах пределы огнестойкости не только по изолирующей способности, но по несущей способности и целостности, которые, как правило, наступают позже достижения предела изолирующей способности во время пожара и на начальной стадии пожара, когда люди уже эвакуируются, и на проникновение дыма в коридоры влияния не оказывают [18]. Поэтому можно было бы ограничиться установкой в дверях, отделяющих коридоры, устройств для самозакрывания и уплотнителей в притворах, которые влияют именно на изолирующую способность и проникновение дыма в коридоры. Это было бы недорого и относительно эффективно для обеспечения безопасности во время пожара.

Проектом изменений [2] в статье 89 Технического регламента [1] предлагается отменить отнесение к эвакуационным выходам выходов из подвалов через общие лестничные клетки в тамбур с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки противопожарной перегородкой 1-го типа. Но неужели такое объемно-планировочное решение не обеспечивает безопасность эвакуации из подвальных помещений? Неужели есть случаи гибели людей из-за такого объемно-планировочного решения? Смысл отмены признания таких выходов эвакуационными непонятен, это предложение предлагаем не принимать.

Проектом изменений планируется удалить часть 2 статьи 100 Технического регламента [1] и тем самым исключить требование, которое имеет важное значение при проектировании и эксплуатации объектов нефтегазовой отрасли. Предлагается исключение требования к расположению резервуар-ных парков производственного объекта с нефтепродуктами, сжиженными горючими газами, ядовитыми веществами на более низких отметках по отношению к зданиям и сооружениям производственного объекта

и обнесения их (с учетом рельефа местности) продуваемой оградой из негорючих материалов. Считаем, что нет необходимости введения такого изменения, так как в случае пожара с розливом нефти и нефтепродуктов в резервуарных парках площади обвалования может не хватить для сдерживания растекания пожароопасных жидкостей [19]. Объемы внутри обвалований рассчитываются на растекание только одного резервуара в резервуарном парке, в то время как в парке их может быть много. По нашему мнению, необходимо это требование сделать обязательным, а для этого оно должно быть закреплено в нормативном правовом акте. Предлагаем оставить старую редакцию данного нормативного положения в отношении отметок. Удаление из Технического регламента обязательного требования по непродуваемой ограде резервуарного парка поддерживаем, так как, как правило, резервуарные парки всегда находятся на территории закрытых огражденных охраняемых производственных объектов, и проникновение посторонних лиц туда ограничено.

Однако проект изменений [2] предлагает признать утратившей силу статью 138 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности к конструкциям и оборудованию вентиляционных систем кондиционирования и противодымной защиты.

Рекомендуем не убирать полностью требования статьи 138, а исключить только требования пожарной безопасности к конструкциям и оборудованию противодымной защиты как к средству обеспечения пожарной безопасности и учесть их в Техническом регламенте Евразийского экономического союза [3] так же, как и другие исключенные выше статьи, касающиеся средств обеспечения пожарной безопасности. Остальные требования к конструкциям и оборудованию вентиляционных систем, систем кондиционирования предлагается оставить в данной статье, так как они не относятся к средствам обеспечения пожарной безопасности.

Статья 97 [1] о размещении подразделений пожарной охраны и пожарных депо на производственных объектах проектом изменений [2] подвергается изменениям. Если подходить более глобально, образно и, как иногда выражаются политики, «геополитически», считаем нелогичным тот факт, что статья 97 остается в Федеральном законе [2]. Подразделения пожарной охраны и пожарных депо предлагается отнести к средствам обеспечения пожарной безопасности, и эту статью исключить из закона, но учесть в Техническом регламенте Евразийского экономического союза [3].

В проекте изменений [2] предлагается внесение изменений в статью 83 [1] о требованиях к автоматическому пожаротушению и пожарной

сигнализации. Автоматическое пожаротушение особенно актуально для объектов нефтеперерабатывающей промышленности, имеющих опасные производства и большие закрытые территории. Считаем нелогичным тот факт, что статья 83, содержащая требования к автоматической пожарной сигнализации и пожаротушению, остается в настоящем Федеральном законе [1]. Системы пожарной сигнализации и пожаротушения предлагается отнести к средствам обеспечения пожарной безопасности, и эту статью исключить из закона, но учесть в Техническом регламенте Евразийского экономического союза [3], так же как и другие исключенные выше статьи, касающиеся средств обеспечения пожарной безопасности. Вообще глава 19 «Требования к составу и функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» Технического регламента [1] и глава 5 «Требования к объектам технического регулирования» Технического регламента Евразийского экономического союза [3], по сути, дублируют друг друга. Предлагается исключение таких дублирующих друг друга глав и статей и присвоение им одинакового названия. В проекте изменений [2] частично планируется подобная переработка, однако ее далеко не достаточно для избавления от избыточных нормативных положений Технического регламента [1].

По тем же соображениям системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматические установки пожарной сигнализации и (или) пожаротушения предлагается отнести к средствам обеспечения пожарной безопасности, и статью 91 [1] по оснащению системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения исключить из Технического регламента [1], но учесть в Техническом регламенте Евразийского экономического союза [3] так же, как и другие исключенные выше статьи, касающиеся средств обеспечения пожарной безопасности.

Как было отмечено выше, в Техническом регламенте Евразийского экономического союза [3] установлено, что к средствам обеспечения пожарной безопасности относятся средства для предотвращения, снижения риска возникновения и развития пожара, ограничения распространения его опасных факторов, тушения пожара, спасения людей и ликвидации последствий пожара, защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества и окружающей среды от пожара, а также для снижения риска причинения вреда и (или) нанесения ущерба вследствие пожара. Как мы видим, к такому определению должны относиться почти все главы Технического регламента [1]. Однако часть

понятий так и не вошла в Технический регламент Евразийского союза [3], например, огнестойкость зданий, противопожарные расстояния как вид противопожарных преград и др. Считаем это одним из важных настоящих и будущих противоречий нормативных положений введенного в 2017 г. нормативного правового документа. В связи с вышеизложенным умозаключением многие предлагаемые изменения в главе 19 и других главах являются некорректными и были при проведении анализа проигнорированы. Это касается и части 8 статьи 87 относительно наружного утепления, и части 13 статьи 88 о требованиях к ограничению распространения пожара, и части 1 статьи 89 по расчету эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов, и части 3 статьи 89 о видах эвакуационных выходов.

Выводы

Для удобства пользователей, поскольку именно для них разрабатываются нормативные положения, в том числе технические регламенты, а не только для надзорных органов и научных деятелей в этой области, как возможно предполагают некоторые нормразработчики, Технический регламент в области пожарной безопасности должен быть единым, а не разорванным между Техническим регламентом Евразийского союза [3], Техническим регламентом российского значения [1] и Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений [20].

Один из величайших французских философов-просветителей Вольтер давно сказал: «Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : Федеральный закон РФ от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 (в ред. от 29.07.2017). URL: http://docs.cntd.ru/document/902111644 (дата обращения: 25.11.2020).

2. Проект изменений в Ф3-123. О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» : Проект федерального закона от 16.01.2020 г. URL: https://takir.ru/2020/01/17/proekt-izmenenij-v-fz-123/ (дата обращения: 25.11.2020).

3. Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017) : принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 г. № 40. URL: http:// docs.cntd.ru/document/456080708 (дата обращения: 25.11.2020).

4. Христинич И.В. Пожарная безопасность: понятие и основные критерии // Право и безопасность. 2012. № 2. С. 80-84. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17904216&

5. Пособие по определению пределов огнестойкости конструкций, пределов распространения огня по конструкциям и групп возгораемости материалов (к СНиП II-2-80) : утверждено приказом ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко Госстроя СССР от 19.12.1984 г. № 351/л.

6. Лашков И.А. Недостатки и перспективы оценки пожарных рисков // Проблемы науки. 2019. № 12. С. 30-32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41568531

7. СП 1.13130.2020. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы. URL: http://docs.cntd.ru/document/565248961 (дата обращения: 25.11.2020).

8. О техническом регулировании : Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ ; с изменениями на 22.12.2020 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901836556(дата обращения: 25.11.2020).

9. О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства : Приказ Министерства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 г. № 248/пр. URL: http://docs.cntd.ru/document/420353763(дата обращения: 25.11.2020).

10. Панков С.М. Независимая оценка пожарного риска как одна из новых форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности // Актуальные проблемы пожарной безопасности : мат. XXVII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию МЧС России : в 3 ч. Ч. 2. М. : ВНИИПО, 2015. С. 96-102. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=23683970

11. Бакиров И.К. Уфа: монография. Уфа : Изд-во Редакционно-издательский центр УГНТУ, 2014. С. 102-107.

12. Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности: Приказ МЧС России от 30.06.2009 г. № 382 (ред. от 02.12.2015). URL: http://base.garant.ru/12169057 (дата обращения: 25.11.2020).

13. Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах: приказ МЧС России от 10.07.2009 г. № 404. URL: https://base.garant.ru/196118/ (дата обращения: 25.11.2020).

14. Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах : Приказ МЧС России от 25.10.2017 г. № 467 : с изменениями на 28.02.2020 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/542610976 (дата обращения: 25.11.2020).

15. ГОСТ 12.1.004-91. Пожарная безопасность. Общие требования. URL: http://docs.cntd.ru/ document/9051953 (дата обращения: 25.11.2020).

16. Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности : Приказ МЧС России от 28.06.2018 г. № 261 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2018 № 52600). URL: https://base.garant.ru/72095498/ (дата обращения: 25.11.2020).

17. Бакиров И.К. Что надо изменить, чтобы эффективно проверять объекты в области пожарной безопасности // Пожарная безопасность в строительстве. 2011. № 4. С. 42-46.

18. СП 4.13130.2013 СППЗ. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям. URL: http://docs.cntd. ru/document/1200101593 (дата обращения: 25.11.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. СП 155.13130.2014. Склады нефти и нефтепродуктов. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 1200108948 (дата обращения: 25.11.2020).

20. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений : Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ. URL: http://docs.cntd.ru/document/902192610 (дата обращения: 25.11.2020).

REFERENCES

1. Technical regulations for fire safety requirements: Federal Law of the Russian Federation on July 22, 2008 No. 123-FZ (ed. on July 29, 2017). URL: http://docs.cntd.ru/document/ 902111644 (Accessed: November 25, 2020). (rus).

2. Draft amendments to FZ-123. Draft federal law on January 16, 2020 on amendments to the Technical regulations for fire safety requirements : Federal Law of the Russian Federation. URL: https:// takir.ru/2020/01/17/proekt-izmenenij-v-fz-123/ (Accessed: November 25, 2020). (rus).

3. Technical regulations of the Eurasian Economic Union (EAEU) 'On Requirements for fire safety and extinguishing devices' (TR EEU 043/2017) : adopted by the Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission dated June 23, 2017. No. 40. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/456080708 (Accessed: November 25, 2020). (rus).

4. Khristinich I.V. Fire safety: The concept and the main criteria. Law and security. 2012; 2:80-84. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17904216& (rus).

5. A guide for determining the limits offire resistance of structures, the limits of the spread offire on structures and groups of flammability of materials (to SNiP II-2-80) Approved by order of TsNIISK named after Kucherenko Gosstroy of the USSR dated December 19, 1984. No. 351. (rus).

6. Lashkov I.A. Disadvantages and prospects for assessing fire risks. Science problems. 2019;12:30-32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=4156853 (rus).

7. Set of rules 1.13130.2020. The systems offire protection. Evacuation ways and exits. URL: http:// docs.cntd.ru/document/565248961 (Accessed: November 25, 2020).

8. About technical regulation : Federal Law of the Russian Federation on December 27, 2020. No. 184-FZ; as amended on December 22, 2020. URL: http://docs.cntd.ru/document/901836556 (rus).

9. On the procedure for the development and approval of special technical conditions for the development of design documentation for a capital construction object: Order of the Ministry of Housing and Communal Services of the Russian Federation on April 15, 2016. No. 248. URL: http://docs. cntd.ru/document/420353763 (Accessed: November 25, 2020) (rus).

10. Pankov S.M. Independent assessment of fire risk as one of the new forms of assessing the compliance of objects of protection with fire safety requirements. Actual problems of fire safety: materials of the XXVII International Scientific and Practical Conference dedicated to the 25th anniversary of the EMERCOM of Russia in 3 parts. Moscow, VNIIPO, 2015; 3:96-102. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=23683970 (rus).

11. Bakirov I.K. Ufa : Monograph. Ufa, USPTU Publ., 2014; 107. (rus).

12. Methodology for fire risk determining in buildings and structures of different fire danger: Order of Emercom of Russian Federation on June 30, 2009. No. 382 (ed. on December 2, 2015). URL: http:// base.garant.ru/12169057 (Accessed: November 25, 2020).

13. Methodology for fire risk determining in production facilities: Order of Emercom of Russian Federation on July 10, 2009. No. 404. URL: https://base.garant.ru/196118/ (Accessed: November 25, 2020). (rus).

14. On approval of the Regulations on fire and rescue garrisons. Order of Emercom of Russian Federation on October 25, 2017. No. 467 : as amended on February 28, 2020. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/542610976 (Accessed November 25, 2020). (rus).

15. EASC 12.1.004-91 Fire safety. General requirements. URL: http://docs.cntd.ru/document/9051953 (Accessed November 25, 2020). (rus).

16. On approval of the forms of checklists used by officials of the federal state fire supervision of the Emercom of Russia during scheduled inspections to monitor compliance with fire safety requirements : Order of Emercom of Russian Federation on June 28, 2018. No. 261. URL: https://base.garant. ru/72095498/ (Accessed: November 25, 2020). (rus).

17. Bakirov I.K. What needs to be changed to effectively inspect facilities in the field of fire safety. Fire safety in construction. 2011; 4:42-46. (rus).

18. Set of rules 4.13130.2013. Systems of fire protection. Limiting the spread of fire at protected objects. Requirements for space-planning and structural solutions. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/1200101593 (Accessed: November 25, 2020). (rus).

19. Set of rules 155.13130.2014. Warehouses for oil and oil products. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/1200108948 (Accessed: November 25, 2020). (rus).

20. Technical regulations on the safety of buildings and structures : Federal Law of the Russian Federation on December 30, 2009. No. 384-FZ. URL: http://docs.cntd.ru/document/902192610 (Accessed: November 25, 2020). (rus).

Информация об авторах

БАКИРОВ Ирек Климович, канд. техн. наук, доцент кафедры пожарной и промышленной безопасности, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа; РИНЦ ID: 716498; ORCID: 0000-0002-8149-7201; e-mail: bakirovirek@bk.ru

ВАЛИУЛЛИНА Регина Азаматовна, студентка кафедры пожарной и промышленной безопасности, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа; ORCID: 0000-0002-1694-8176; e-mail: valiregaz03@gmail.com

Поступила 30.11.2020, после доработки 22.12.2020;

принята к публикации 12.01.2021 Received November 30, 2020; Received in revised form December 22, 2020;

Accepted January 12, 2021

Information about the authors

Irek K BAKIROV, Cand. Sci. (Eng.), Associate Professor, Department of "Fire and Industrial Safety", Ufa State Petroleum Technological University, Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Ufa; ID RISC: 716498; ORCID: 0000-0002-81497201; e-mail: bakirovirek@bk.ru

Regina A. VALIULLINA, Student, Department of "Fire and Industrial Safety", Ufa State Petroleum Technological University, Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Ufa; ORCID: 0000-0002-1694-8176; e-mail: valiregaz03@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.