Научная статья на тему 'Нормативно-правовые основы сотрудничества государств по борьбе с контрабандой'

Нормативно-правовые основы сотрудничества государств по борьбе с контрабандой Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
244
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / ВОЕННАЯ КОНТРАБАНДА / КОНТРАБАНДА ПОРНОГРАФИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ / КОНТРАБАНДА НАРКОТИКОВ / КОНТРАБАНДА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / КОНТРАБАНДА ПОДДЕЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ / КОНТРАБАНДА АЛКОГОЛЬНЫХ ТОВАРОВ / SMUGGLING / MILITARY SMUGGLING / SMUGGLING OF PORN / DRUG SMUGGLING / SMUGGLING OF CULTURAL VALUES / SMUGGLING OF FALSE CURRENCY NOTES / SMUGGLING OF ALCOHOLIC GOODS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Василенко Екатерина Вячеславовна

В статье рассматриваются основы международно-правового сотрудничества государств, направленного на борьбу с контрабандой. В историческом аспекте, начиная с конца XIX века до начала XX века, представлены этапы принятия международных договоров по отдельным видам контрабанды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK OF STATES COOPERATION FOR PREVENTION OF SMUGGLING

The article examines the frameworks of states cooperation under international law for prevention of smuggling. Historically, from the end of XIX century to the early XX century, the stages of acceptance of international agreements on certain types of smuggling are represented

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые основы сотрудничества государств по борьбе с контрабандой»

Й НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ^ ГОСУДАРСТВ ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ1

«Ы

X1 Василенко Е.В.

*

^ В статье рассматриваются основы международно-правового сотрудничества нО государств, направленного на борьбу с контрабандой. В историческом аспекте, начиная с конца XIX века до начала XX века, представлены этапы принятия междуна-О родных договоров по отдельным видам контрабанды

С

О The article examines the frameworks of states cooperation under international law for ¡j^ prevention of smuggling. Historically, from the end of XIX century to the early XX century, , the stages of acceptance of international agreements on certain types of smuggling are rep-3 resented

С

(_ч Ключевые слова: контрабанда; военная контрабанда; контрабанда

СО порнографических изданий; контрабанда наркотиков; контрабанда культурных

CQ

ценностей; контрабанда поддельныьх денежныгх знаков; контрабанда алкогольных товаров

Keywords: smuggling; military smuggling; smuggling of porn; drug smuggling; smuggling of cultural values; smuggling of false currency notes; smuggling of alcoholic goods

Такое явление, как контрабанда, известно еще со времен Древней Греции и Древнего Рима и неразрывно связано с появлением таможенных пошлин, которые вводились государствами для защиты своих экономических интересов, возникающих в результате роста товарно-денежных отношений с другими государствами, осуществления завоевательных походов и установления границ. Повышение пошлин влияло на рост цен на ввозимые товары и одновременно на рынок, контрабандным путем проникали товары по более низким ценам.

Контрабанда как квалифицированное правонарушение появилась в XIV-XVI веках, когда в результате развития международной торговли беспрепятственный ввоз товаров стал особенно невыгоден для экономик государств, и они стали вводить правила и контролировать провоз товаров через государственную границу, и создали для этого специальное учреждение - таможню. Всякое нарушение установленных законом и другими нормативными актами правил провоза товаров и ценностей через границу с сокрытием их от контроля со стороны таможен стало именоваться контрабандой. Само слово

1 Статья написана под руководством профессора кафедры уголовно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, д.ю.н. Касторского Г.Л.

контрабанда заимствовано из итальянского языка и обозначает нарушения закона государства или правительственного распоряжения2.

Начиная с XVI века, в Европе постоянно происходили межгосударственные конфликты, сопровождающиеся войнами, что породило особую разновидность контрабанды - военную. Этот способ контрабанды включает в себя поставки нейтральными государствами одной из воюющих сторон таких предметов и материалов, какие другой воюющей стороной объявляются запрещенными.

Следует отметить, что войны способствуют развитию других видов контрабанды. В результате проведения военных действий на территории государства затрудняется перемещение товаров и различных благ, что приводит к их дефициту, который ликвидируется путем контрабанды. Также во время войны помимо ввоза контрабанды может осуществляться ее вывоз, например, в виде контрабанды культурных ценностей.

И во времена войн, и в период между ними контрабандная торговля продолжала расти, несмотря на принятые рядом стран специальные законы. Если в период раннего меркантилизма контрабандой занимались отдельные купцы, то в эпоху развитого меркантилизма контрабандой стали заниматься Ост-Индские компании Англии, Нидерландов и Франции. Распространение торговых компаний Европы и победа буржуазных революций в XVII веке в Англии, затем в XVIII веке во Франции привели к созданию развитой промышленности, росту и укреплению мирохозяйственных связей, появлению мирового рынка. Понятно, что тенденции, происходящие на мировой арене, также спровоцировали рост международной контрабанды.

Характерной особенностью контрабанды во второй половине XIX - начале XX века является её расширение, переход от бытовой к промышленной. Расширение географии контрабандной деятельности привело к росту международных связей контрабандистов.

На протяжении XX века происходит множество событий, оказывающих влияние на развитие и распространение международной контрабанды. Это в первую очередь мировые и гражданские войны, нестабильная политическая ситуация в разных странах практически на всех континентах, сложившаяся в результате этих войн. С другой стороны, на развитие контрабанды могут влиять и обратные процессы, связанные, наоборот, с укреплением мирохозяйственных связей, ростом процесса глобализации.

Среди современных глобальных проблем на передний план выходит проблема криминальной экономической глобализации. В результате формируется параллельный официальному нелегальный мировой рынок, контролируемый во многих случаях организованной преступностью. Он включает

2 Игнатюк А.З. Контрабанда и иные правонарушения во внешнеэкономической деятельности: Теория и практика расследования. - М., 2001. - С. 5.

контрабанду как запрещенных товаров (наркотики, оружие), так и вполне легальных (алмазы, сырье, алкоголь)3.

Следует отметить, что в настоящее время не существует отдельного универсального международного договора по борьбе с контрабандой, однако её отдельные виды нашли свое отражение в международном праве в виде договоров, связанных с незаконным ввозом и вывозом наркотиков, оружия, культурных ценностей, поддельных денежных знаков, порнографических изданий и алкогольных товаров. Контрабанда, как правило, является составной частью незаконного оборота указанных предметов4.

Нормы международного права, связанные с сотрудничеством государств в борьбе с правонарушениями, связанными с контрабандой, традиционно создаются на нескольких уровнях: международном (многостороннем), региональном (между несколькими государствами, расположенными в одном географическом регионе) и двустороннем (между конкретными государствами). В этой статье будут рассмотрены договоры, представленные на международном уровне.

На протяжении XIX и XX веков разными государствами было заключено большое количество договоров, регулирующих их взаимоотношения в период вооруженных конфликтов. Понятие «военная контрабанда» встречается в таких документах, как Декларация «О морской войне» от 4 апреля 1856 года и Декларация «О праве морской войны» от 26 февраля 1909 года, где представлены перечни предметов и материалов, которые считаются контрабандой в период вооруженного конфликта на море5. Следует отметить, что Конвенцию 1909 года подписало небольшое количество государств, в том числе и Россия, но она так и не была ратифицирована вследствие недостаточного количества участников. В 1928 году была принята Конвенция о морском нейтралитете, в которой указано, что нейтральные государства не имеют права предоставлять воющим государствам суда, вооружение и т.д.

В международных документах начала XX века представлено определение военной контрабанды, суть которого заключается в составлении перечня предметов и материалов, относящихся к контрабанде, и правил признания этих предметов таковыми, но при этом не описан механизм совершения данного преступления. В более поздний период были приняты международные акты, конкретизирующие это понятие. Так в Руководстве Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море

3 Редакционная колонка // Экономическая теория преступлений и наказаний. Вып. 5. Криминальная глобализация экономики. Часть 1. Контрабанда - ведущий международный криминальный промысел / Под ред. Л.М. Тимофеева и Ю.В. Латова. - М.: РГГУ, 2002. - С. 8.

4 Ромашев Ю.С. Международное правоохранительное право. - М.: Норма, Инфра-М, 2010. -С. 215.

5 Кравцов Р.В., Лисаускайте В.В. Контрабанда в международном праве // Сибирский юридический вестник. - 2006. - № 3. - С. 46.

(Сан-Ремо, 12 июня 1994 год), под контрабандой понимаются предметы, конечным пунктом назначения которых является территория, контролируемая противником, и которые могут быть использованы в вооруженном конфликте6.

Контрабанда оружия имеет давние традиции и происходит не только в военное время. Особенно сильно она возросла в период межнациональных конфликтов в 80-е годы XX века и усилилась в 90-е годы во время распада целого ряда государств, в том числе и СССР. В 2000 году была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и протоколы к ней. Помимо положений, запрещающих торговлю людьми и перевозку незаконных мигрантов, Конвенция содержит положения, пресекающие контрабанду оружия, боеприпасов и воинского снаряжения, осуществляемую структурами организованной преступности в разных странах в мирное время.

В 2001 году был принят Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. В ст. 2 документа указывается, что под незаконным оборотом понимается «ввоз, вывоз, приобретение, продажа, доставка, перемещение или передача огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему с территории или по территории одного государства-участника на территорию другого государства-участника, если любое из заинтересованных государств-участников не дает разрешение на это согласно положениям Протокола или его огнестрельное оружие не имеет маркировки, нанесенной в соответствии со ст. 8 Протокола». Данный механизм разработан для своевременного обмена информацией между странами с целью пресечения незаконного перемещения оружия.

Российская Федерация является участником данной Конвенции, о чем свидетельствует принятый 26 апреля 2004 года Федеральный закон № 26-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих её Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё»7.

Широкое распространение контрабанды порнографической продукции в начале XX века вызвало необходимость международного сотрудничества в борьбе с этим видом преступления. Национальным законодательством многих стран запрещен ввоз порнографических изданий, а нелегальный ввоз рассматривается как контрабанда. По этому вопросу в Париже 4 мая 1910 года было заключено первое Международное Соглашение о борьбе с

6 Там же. С. 47.

7 Российская газета. 29.04.2004. Федеральный выпуск № 3467.

распространением порнографических изданий. Участниками этого соглашения являлись 15 государств, в том числе и Россия8. 12 сентября 1923 года в Женеве была заключена Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими9. В ней объявлялись наказуемыми следующие деяния: изготовление, хранение порнографических изданий с целью их продажи, распространения или публичного выставления; ввоз, провоз, вывоз в вышеуказанных целях таких изданий или пуск их в обращение; торговля, распространение, публичное выставление, сдача в прокат; анонсирование или оглашение путей, через которые эти издания можно достать.

Стороны договорились возбуждать уголовное преследование против лиц, виновных в совершении указанных деяний, в связи с чем обязались ввести в свое национальное законодательство соответствующие нормы, а также предусмотреть возможность совершения обысков в местах предполагаемого изготовления или нахождения порнографических предметов, наложения на них ареста, их конфискацию и уничтожение10. Конвенцию ратифицировали 63 государства. Советский Союз присоединился к ней в 1935 году и в соответствии с её положениями ввел в свое уголовное законодательство нормы о наказуемости распространения порнографических изданий11.

Главная причина массового грабежа произведений искусства состоит в том, что в настоящее время произведения искусства, культурные и исторические ценности становятся «твердой валютой». Стоимость их в условиях неустойчивости экономики, непрекращающихся финансовых неурядиц, изменений валютного курса резко возрастает12. В связи с тем, что ущерб, причиняемый культурным ценностям, наносится не только отдельным странам и народам, но и тем самым всей мировой культуре, государства выработали ряд международно-правовых мер по охране этих ценностей.

Известно, что наибольший вред мировому культурному наследию наносится в период войн и вооруженных конфликтов. Существует целый ряд международных документов, направленных на защиту ценностей на случай войны. Первым многосторонним международно-правовым документом в этой области является Гаагская конвенция 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны. В ст. IV Конвенции говорится о запрете захвата, истребления или повреждения исторических памятников, художественных и научных произведений.

8 Кравцов Р.В., Лисаускайте В.В. Контрабанда в международном праве // Сибирский юридический вестник. - 2006. - № 3. - С. 48.

9 Там же.

10 Там же. С. 49.

11 Сборник законов 1936 г. - Отд. II. - № 21. - Ст. 179. - С. 419-453.

12 Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. - М.: Международные

отношения, 1979. - С. 62. Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (45) 2013

По инициативе ЮНЕСКО в 1954 году была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Положения, содержащиеся в этом акте, также направлены на защиту культурного достояния в период ведения военных действий. В СССР эта Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета 12 декабря 1956 года. Ратификационная грамота СССР депонирована директору ЮНЕСКО 4 января 1957 года.

Относительно международных договоров, касающихся защиты культурных ценностей в мирное время, в пример можно привести Конвенцию от 17 ноября 1970 года о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, и Конвенцию от 16 ноября 1972 года об охране всемирного культурного и природного наследия. В Конвенции 1970 года содержится подробный перечень культурных ценностей, дается определение этого понятия13. Согласно положению этого международного документа, каждое государство обязано охранять культурные ценности от краж, тайных раскопок и незаконного вывоза.

Россия является участником этих международных договоров: Конвенция 1970 года ратифицирована указом Президиума Верховного Совета и вступила в силу 28 июля 1988 года14, а Конвенция 1972 года вступила в силу 12 января 1989 года15.

Следует отметить, что за последнее десятилетие таможенными органами Российской Федерации пресечено незаконное перемещение через границу более 90 тыс. предметов, представляющих культурную и историческую ценность. С начала 2008 года по фактам незаконного перемещения культурных ценностей таможенными органами возбуждено 192 дела об административном правонарушении и 97 уголовных дел по статье «контрабанда»16.

До начала XIX века наркотики, особенно в европейских странах, использовались как лекарственные препараты, и их употребление в иных целях ещё не получило распространения. В России они свободно провозились через границу, только с повышенной пошлиной. Лишь на рубеже XIX века и в начале XX века появилось такое понятие, как опиомания, хотя первые государственные законы о запрещении наркотиков были приняты: во Франции - в 1845 году, в США - в 1895 году, Китае - в 1906 году.

13 Кравцов Р.В., Лисаускайте В.В. Контрабанда в международном праве // Сибирский юридический вестник. - 2006. - № 3. - С. 52.

14 Сборник международных договоров СССР. - № 44. - С. 506.

15 Там же. С. 496.

16 Кулишов Д.Н. Некоторые правовые вопросы противодействия преступной деятельности, связанной с контрабандой культурных ценностей // Актуальные проблемы российского права. -2011. - № 3 (20). - С. 177.

К началу XX века опиомания захватила страны Азии и получила распространение на Западе, что послужило причиной созыва в 1909 году Шанхайской опиумной комиссии, а в 1912 году Гаагская конвенция приняла первый многосторонний документ по организации международного контроля над наркотиками17. В соответствии с этой Конвенцией ряд европейских стран, а также США приняли законы, установившие административную и уголовную ответственность за незаконное производство наркотиков и контрабандную торговлю ими. Однако ко времени окончания Первой мировой войны Конвенцию подписало только 31 государство, а ратифицировало её всего 1618. Россия подписала её 23 января 1912 года.

Следующая Международная конвенция об опиуме была подписана в 1925 году в Женеве. В соответствии с Конвенцией был создан Постоянный центральный комитет по опиуму, осуществлявший общий контроль над международной торговлей, производством и распределением наркотических средств.

В промежутке до начала Второй мировой войны было подписано ещё несколько документов по вопросам контроля в сфере наркоторговли. В 1931 году подписана Конвенция об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств, а в 1936 году - Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами. В Конвенции 1936 года были внесены рекомендации о принятии странами-участницами соответствующего национального законодательства об уголовной ответственности лиц, способствующих контрабандному распространению наркотиков.

Исходя из того, что в послевоенные годы увеличилось производство наркотиков, мировому сообществу приходилось вносить изменения в существующие соглашения и протоколировать новые виды наркотических средств. В 1946 году в рамках ООН 65 государств подписали Протокол о внесении изменений в заключённые ранее соглашения, конвенции и протоколы о наркотиках19. Согласно этому протоколу, под международный контроль было поставлено около 20 видов наркотических средств. СССР подписал этот протокол 25 октября 1947 года. В 1948 году специальным протоколом, подписанным 94 государствами, под контроль был поставлен ряд новых, в том числе синтетических наркотических средств20. В 1953 году был подписан Протокол об ограничении и регулировании выращивания опиумного мака, международной и внутренней торговле и использовании опиума.

В 1961 году в Нью-Йорке была принята Единая конвенция о наркотических средствах и пять резолюций о технической помощи заинтересованным

17 Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. - М., 1996. - С. 122.

18 Кравцов Р.В., Лисаускайте В.В. Контрабанда в международном праве // Сибирский юридический вестник. - 2006. - № 3. - С. 51.

19 Там же.

20 Там же.

странам в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и сотрудничестве с Интерполом. В ст. 36 Конвенции говорится о наказуемости культивирования, производства, изготовления, продажи, доставки, ввоза и вывоза наркотических средств, произведенных в нарушении постановлений Конвенции, и любых других действий. Ввоз и вывоз, в частности, означает физическую передачу наркотиков из одного государства в другие.

Единая Конвенция 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом о поправках 1961 года, вступила в силу в Российской Федерации 3 июля 1996 года21.

В последующие годы по мере развития новых технологий появились новые виды наркотических веществ - психотропные вещества, которые способны оказывать воздействие на организм человека схожим способом. Для усиления контроля над потреблением психотропных веществ и пресечении контрабандной торговли ими была создана комиссия ООН по наркотическим средствам. В феврале 1971 года в Вене была подписана Конвенция о психотропных веществах.

В 1988 году была подписана Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Целью Конвенции является содействие сотрудничеству между государствами-участниками с тем, чтобы они могли более эффективно решать различные проблемы незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, имеющего международный характер. В России эта Конвенция вступила в силу 17 марта 1991 года22.

В интересах предупреждения подделки денежных знаков и борьбы с нею, 20 апреля 1929 года в Женеве была заключена Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков. Под термином «денежные знаки» в Конвенции понимаются бумажные деньги, включая банковские билеты, и металлическая монета, имеющая хождение в силу закона. Действия по преднамеренному ввозу в страну поддельных денежных знаков в соответствии со ст. 3 Конвенции должны быть наказуемы как обычные уголовные действия, направленные на сбыт, ввоз в страну поддельных денежных знаков, при условии, что их поддельный характер был известен23.

Конечно, многие положения Конвенции устарели и не отвечают современному положению. Конвенция предусматривает подделку бумажных денег и металлических монет (ст. 2), хотя наибольшее распространение получила подделка ценных бумаг типа векселей, знаков почтовой оплаты, чеков, аккредитивов и т.д. Действующая Конвенция не предусматривает наказуемости вывоза фальшивых денег за пределы государства. Наказуемость только ввоза

21 Бюллетень международных договоров. 2000. № 8. - С. 15.

22 Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. № 47. - С. 33.

23 Ромашев Ю.С. Международное правоохранительное право. - М.: Норма, Инфра-М, 2010. -С. 202.

денег, предусмотренная Конвенцией, не отвечает ни характеру самого преступления, ни степени его опасности24.

Несмотря на значительное устаревание, Конвенция продолжает играть положительную роль в борьбе с подделкой денег; её пробелы государства вынуждены восполнять двусторонними соглашениями, особенно тогда, когда речь идет о подделке ценных бумаг.

19 августа 1925 года в Гельсингфорсе рядом государств (Германия, Дания, Эстония, Финляндия, Латвия, Норвегия, Польша и Вольный Город Данциг, Швеция и СССР) была заключена Конвенция о пресечении контрабанды алкогольных товаров. В тексте Конвенции используется термин «контрабанда», однако содержание этого понятия не раскрывается. Участники Конвенции признают, что контрабанда алкогольных товаров представляет опасность для общественного благополучия и с ней следует бороться всеми возможными средствами. При этом заключение международных соглашений участники считают самым эффективным способом борьбы с этим видом преступления. В соответствии с Конвенцией «каждая из Договаривающихся сторон обязуется не дозволять вывоза за границу алкогольных товаров на судах, включая сюда таможенные склады и вольные гавани».

Конвенция содержит норму о сотрудничестве таможен договаривающихся государств по вопросам противостояния контрабанде, которые, как предполагается, будут насколько возможно осведомлять друг друга о состоянии контрабанды и о лицах, которые ею занимаются, и будут сообщать друг другу сведения об особых обстоятельствах, которые могли бы облегчить борьбу с контрабандой. Данный договор в настоящее время является действующим, и не все его положения устарели.

Рассмотрев представленные выше международные нормативно-правовые акты, направленные на борьбу с контрабандой, следует отметить, что число их новых участников постоянно растет. Под воздействием изменений, происходящих в геополитике и мировой экономике, рассмотренных в этой статье, увеличивается распространение контрабанды, последствия которой оказывают вред для общественных и экономических отношений всё большего количества государств.

Формы сотрудничества государств в сфере борьбы с контрабандой совершенствуются, также увеличивается объем взаимной правовой помощи по делам о таможенных правонарушениях, а способы борьбы с отдельными видами правонарушений, в том числе и с контрабандой, раскрываются в международных соглашениях более полно.

Однако нужно еще раз указать на то, что универсального международного договора по контрабанде, которым можно было бы руководствоваться

24 Карпец И.И. Преступления международного характера. - М.: Юридическая литература, 1979. - С. 140.

при рассмотрении дел и предотвращении различных преступлений, связанных с контрабандой, на сегодняшний день не существует.

В международной практике используются договоры, касающиеся отдельных видов контрабанды. Большинство этих договоров посвящено предметам, изъятым из свободного гражданского оборота или ограниченных в таковом, в связи с чем встает вопрос о необходимости разработки соответствующего акта о борьбе с контрабандой «обычных» товаров.

Также следует отметить, что последний международный договор, в котором упоминается контрабанда, был создан более десяти лет назад. Возможно, это связано с тем, что это правонарушение затрагивает в первую очередь интересы сопредельных государств, имеющих общие границы. В использовании универсального договора также заинтересованы интеграционные группировки. Поэтому имеет смысл изучить практику многостороннего сотрудничества на региональном уровне, а также рассмотреть имеющиеся нормативно-правовые акты, подписанные на двусторонней основе. Поскольку этот вопрос требует детального и всестороннего исследования, он будет изложен в отдельной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.