Й НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ^ ГОСУДАРСТВ ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ1
«Ы
X1 Василенко Е.В.
*
^ В статье рассматриваются основы международно-правового сотрудничества нО государств, направленного на борьбу с контрабандой. В историческом аспекте, начиная с конца XIX века до начала XX века, представлены этапы принятия междуна-О родных договоров по отдельным видам контрабанды
С
О The article examines the frameworks of states cooperation under international law for ¡j^ prevention of smuggling. Historically, from the end of XIX century to the early XX century, , the stages of acceptance of international agreements on certain types of smuggling are rep-3 resented
С
(_ч Ключевые слова: контрабанда; военная контрабанда; контрабанда
СО порнографических изданий; контрабанда наркотиков; контрабанда культурных
CQ
ценностей; контрабанда поддельныьх денежныгх знаков; контрабанда алкогольных товаров
Keywords: smuggling; military smuggling; smuggling of porn; drug smuggling; smuggling of cultural values; smuggling of false currency notes; smuggling of alcoholic goods
Такое явление, как контрабанда, известно еще со времен Древней Греции и Древнего Рима и неразрывно связано с появлением таможенных пошлин, которые вводились государствами для защиты своих экономических интересов, возникающих в результате роста товарно-денежных отношений с другими государствами, осуществления завоевательных походов и установления границ. Повышение пошлин влияло на рост цен на ввозимые товары и одновременно на рынок, контрабандным путем проникали товары по более низким ценам.
Контрабанда как квалифицированное правонарушение появилась в XIV-XVI веках, когда в результате развития международной торговли беспрепятственный ввоз товаров стал особенно невыгоден для экономик государств, и они стали вводить правила и контролировать провоз товаров через государственную границу, и создали для этого специальное учреждение - таможню. Всякое нарушение установленных законом и другими нормативными актами правил провоза товаров и ценностей через границу с сокрытием их от контроля со стороны таможен стало именоваться контрабандой. Само слово
1 Статья написана под руководством профессора кафедры уголовно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, д.ю.н. Касторского Г.Л.
контрабанда заимствовано из итальянского языка и обозначает нарушения закона государства или правительственного распоряжения2.
Начиная с XVI века, в Европе постоянно происходили межгосударственные конфликты, сопровождающиеся войнами, что породило особую разновидность контрабанды - военную. Этот способ контрабанды включает в себя поставки нейтральными государствами одной из воюющих сторон таких предметов и материалов, какие другой воюющей стороной объявляются запрещенными.
Следует отметить, что войны способствуют развитию других видов контрабанды. В результате проведения военных действий на территории государства затрудняется перемещение товаров и различных благ, что приводит к их дефициту, который ликвидируется путем контрабанды. Также во время войны помимо ввоза контрабанды может осуществляться ее вывоз, например, в виде контрабанды культурных ценностей.
И во времена войн, и в период между ними контрабандная торговля продолжала расти, несмотря на принятые рядом стран специальные законы. Если в период раннего меркантилизма контрабандой занимались отдельные купцы, то в эпоху развитого меркантилизма контрабандой стали заниматься Ост-Индские компании Англии, Нидерландов и Франции. Распространение торговых компаний Европы и победа буржуазных революций в XVII веке в Англии, затем в XVIII веке во Франции привели к созданию развитой промышленности, росту и укреплению мирохозяйственных связей, появлению мирового рынка. Понятно, что тенденции, происходящие на мировой арене, также спровоцировали рост международной контрабанды.
Характерной особенностью контрабанды во второй половине XIX - начале XX века является её расширение, переход от бытовой к промышленной. Расширение географии контрабандной деятельности привело к росту международных связей контрабандистов.
На протяжении XX века происходит множество событий, оказывающих влияние на развитие и распространение международной контрабанды. Это в первую очередь мировые и гражданские войны, нестабильная политическая ситуация в разных странах практически на всех континентах, сложившаяся в результате этих войн. С другой стороны, на развитие контрабанды могут влиять и обратные процессы, связанные, наоборот, с укреплением мирохозяйственных связей, ростом процесса глобализации.
Среди современных глобальных проблем на передний план выходит проблема криминальной экономической глобализации. В результате формируется параллельный официальному нелегальный мировой рынок, контролируемый во многих случаях организованной преступностью. Он включает
2 Игнатюк А.З. Контрабанда и иные правонарушения во внешнеэкономической деятельности: Теория и практика расследования. - М., 2001. - С. 5.
контрабанду как запрещенных товаров (наркотики, оружие), так и вполне легальных (алмазы, сырье, алкоголь)3.
Следует отметить, что в настоящее время не существует отдельного универсального международного договора по борьбе с контрабандой, однако её отдельные виды нашли свое отражение в международном праве в виде договоров, связанных с незаконным ввозом и вывозом наркотиков, оружия, культурных ценностей, поддельных денежных знаков, порнографических изданий и алкогольных товаров. Контрабанда, как правило, является составной частью незаконного оборота указанных предметов4.
Нормы международного права, связанные с сотрудничеством государств в борьбе с правонарушениями, связанными с контрабандой, традиционно создаются на нескольких уровнях: международном (многостороннем), региональном (между несколькими государствами, расположенными в одном географическом регионе) и двустороннем (между конкретными государствами). В этой статье будут рассмотрены договоры, представленные на международном уровне.
На протяжении XIX и XX веков разными государствами было заключено большое количество договоров, регулирующих их взаимоотношения в период вооруженных конфликтов. Понятие «военная контрабанда» встречается в таких документах, как Декларация «О морской войне» от 4 апреля 1856 года и Декларация «О праве морской войны» от 26 февраля 1909 года, где представлены перечни предметов и материалов, которые считаются контрабандой в период вооруженного конфликта на море5. Следует отметить, что Конвенцию 1909 года подписало небольшое количество государств, в том числе и Россия, но она так и не была ратифицирована вследствие недостаточного количества участников. В 1928 году была принята Конвенция о морском нейтралитете, в которой указано, что нейтральные государства не имеют права предоставлять воющим государствам суда, вооружение и т.д.
В международных документах начала XX века представлено определение военной контрабанды, суть которого заключается в составлении перечня предметов и материалов, относящихся к контрабанде, и правил признания этих предметов таковыми, но при этом не описан механизм совершения данного преступления. В более поздний период были приняты международные акты, конкретизирующие это понятие. Так в Руководстве Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море
3 Редакционная колонка // Экономическая теория преступлений и наказаний. Вып. 5. Криминальная глобализация экономики. Часть 1. Контрабанда - ведущий международный криминальный промысел / Под ред. Л.М. Тимофеева и Ю.В. Латова. - М.: РГГУ, 2002. - С. 8.
4 Ромашев Ю.С. Международное правоохранительное право. - М.: Норма, Инфра-М, 2010. -С. 215.
5 Кравцов Р.В., Лисаускайте В.В. Контрабанда в международном праве // Сибирский юридический вестник. - 2006. - № 3. - С. 46.
(Сан-Ремо, 12 июня 1994 год), под контрабандой понимаются предметы, конечным пунктом назначения которых является территория, контролируемая противником, и которые могут быть использованы в вооруженном конфликте6.
Контрабанда оружия имеет давние традиции и происходит не только в военное время. Особенно сильно она возросла в период межнациональных конфликтов в 80-е годы XX века и усилилась в 90-е годы во время распада целого ряда государств, в том числе и СССР. В 2000 году была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и протоколы к ней. Помимо положений, запрещающих торговлю людьми и перевозку незаконных мигрантов, Конвенция содержит положения, пресекающие контрабанду оружия, боеприпасов и воинского снаряжения, осуществляемую структурами организованной преступности в разных странах в мирное время.
В 2001 году был принят Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. В ст. 2 документа указывается, что под незаконным оборотом понимается «ввоз, вывоз, приобретение, продажа, доставка, перемещение или передача огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему с территории или по территории одного государства-участника на территорию другого государства-участника, если любое из заинтересованных государств-участников не дает разрешение на это согласно положениям Протокола или его огнестрельное оружие не имеет маркировки, нанесенной в соответствии со ст. 8 Протокола». Данный механизм разработан для своевременного обмена информацией между странами с целью пресечения незаконного перемещения оружия.
Российская Федерация является участником данной Конвенции, о чем свидетельствует принятый 26 апреля 2004 года Федеральный закон № 26-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих её Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё»7.
Широкое распространение контрабанды порнографической продукции в начале XX века вызвало необходимость международного сотрудничества в борьбе с этим видом преступления. Национальным законодательством многих стран запрещен ввоз порнографических изданий, а нелегальный ввоз рассматривается как контрабанда. По этому вопросу в Париже 4 мая 1910 года было заключено первое Международное Соглашение о борьбе с
6 Там же. С. 47.
7 Российская газета. 29.04.2004. Федеральный выпуск № 3467.
распространением порнографических изданий. Участниками этого соглашения являлись 15 государств, в том числе и Россия8. 12 сентября 1923 года в Женеве была заключена Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими9. В ней объявлялись наказуемыми следующие деяния: изготовление, хранение порнографических изданий с целью их продажи, распространения или публичного выставления; ввоз, провоз, вывоз в вышеуказанных целях таких изданий или пуск их в обращение; торговля, распространение, публичное выставление, сдача в прокат; анонсирование или оглашение путей, через которые эти издания можно достать.
Стороны договорились возбуждать уголовное преследование против лиц, виновных в совершении указанных деяний, в связи с чем обязались ввести в свое национальное законодательство соответствующие нормы, а также предусмотреть возможность совершения обысков в местах предполагаемого изготовления или нахождения порнографических предметов, наложения на них ареста, их конфискацию и уничтожение10. Конвенцию ратифицировали 63 государства. Советский Союз присоединился к ней в 1935 году и в соответствии с её положениями ввел в свое уголовное законодательство нормы о наказуемости распространения порнографических изданий11.
Главная причина массового грабежа произведений искусства состоит в том, что в настоящее время произведения искусства, культурные и исторические ценности становятся «твердой валютой». Стоимость их в условиях неустойчивости экономики, непрекращающихся финансовых неурядиц, изменений валютного курса резко возрастает12. В связи с тем, что ущерб, причиняемый культурным ценностям, наносится не только отдельным странам и народам, но и тем самым всей мировой культуре, государства выработали ряд международно-правовых мер по охране этих ценностей.
Известно, что наибольший вред мировому культурному наследию наносится в период войн и вооруженных конфликтов. Существует целый ряд международных документов, направленных на защиту ценностей на случай войны. Первым многосторонним международно-правовым документом в этой области является Гаагская конвенция 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны. В ст. IV Конвенции говорится о запрете захвата, истребления или повреждения исторических памятников, художественных и научных произведений.
8 Кравцов Р.В., Лисаускайте В.В. Контрабанда в международном праве // Сибирский юридический вестник. - 2006. - № 3. - С. 48.
9 Там же.
10 Там же. С. 49.
11 Сборник законов 1936 г. - Отд. II. - № 21. - Ст. 179. - С. 419-453.
12 Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. - М.: Международные
отношения, 1979. - С. 62. Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (45) 2013
По инициативе ЮНЕСКО в 1954 году была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Положения, содержащиеся в этом акте, также направлены на защиту культурного достояния в период ведения военных действий. В СССР эта Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета 12 декабря 1956 года. Ратификационная грамота СССР депонирована директору ЮНЕСКО 4 января 1957 года.
Относительно международных договоров, касающихся защиты культурных ценностей в мирное время, в пример можно привести Конвенцию от 17 ноября 1970 года о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, и Конвенцию от 16 ноября 1972 года об охране всемирного культурного и природного наследия. В Конвенции 1970 года содержится подробный перечень культурных ценностей, дается определение этого понятия13. Согласно положению этого международного документа, каждое государство обязано охранять культурные ценности от краж, тайных раскопок и незаконного вывоза.
Россия является участником этих международных договоров: Конвенция 1970 года ратифицирована указом Президиума Верховного Совета и вступила в силу 28 июля 1988 года14, а Конвенция 1972 года вступила в силу 12 января 1989 года15.
Следует отметить, что за последнее десятилетие таможенными органами Российской Федерации пресечено незаконное перемещение через границу более 90 тыс. предметов, представляющих культурную и историческую ценность. С начала 2008 года по фактам незаконного перемещения культурных ценностей таможенными органами возбуждено 192 дела об административном правонарушении и 97 уголовных дел по статье «контрабанда»16.
До начала XIX века наркотики, особенно в европейских странах, использовались как лекарственные препараты, и их употребление в иных целях ещё не получило распространения. В России они свободно провозились через границу, только с повышенной пошлиной. Лишь на рубеже XIX века и в начале XX века появилось такое понятие, как опиомания, хотя первые государственные законы о запрещении наркотиков были приняты: во Франции - в 1845 году, в США - в 1895 году, Китае - в 1906 году.
13 Кравцов Р.В., Лисаускайте В.В. Контрабанда в международном праве // Сибирский юридический вестник. - 2006. - № 3. - С. 52.
14 Сборник международных договоров СССР. - № 44. - С. 506.
15 Там же. С. 496.
16 Кулишов Д.Н. Некоторые правовые вопросы противодействия преступной деятельности, связанной с контрабандой культурных ценностей // Актуальные проблемы российского права. -2011. - № 3 (20). - С. 177.
К началу XX века опиомания захватила страны Азии и получила распространение на Западе, что послужило причиной созыва в 1909 году Шанхайской опиумной комиссии, а в 1912 году Гаагская конвенция приняла первый многосторонний документ по организации международного контроля над наркотиками17. В соответствии с этой Конвенцией ряд европейских стран, а также США приняли законы, установившие административную и уголовную ответственность за незаконное производство наркотиков и контрабандную торговлю ими. Однако ко времени окончания Первой мировой войны Конвенцию подписало только 31 государство, а ратифицировало её всего 1618. Россия подписала её 23 января 1912 года.
Следующая Международная конвенция об опиуме была подписана в 1925 году в Женеве. В соответствии с Конвенцией был создан Постоянный центральный комитет по опиуму, осуществлявший общий контроль над международной торговлей, производством и распределением наркотических средств.
В промежутке до начала Второй мировой войны было подписано ещё несколько документов по вопросам контроля в сфере наркоторговли. В 1931 году подписана Конвенция об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств, а в 1936 году - Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами. В Конвенции 1936 года были внесены рекомендации о принятии странами-участницами соответствующего национального законодательства об уголовной ответственности лиц, способствующих контрабандному распространению наркотиков.
Исходя из того, что в послевоенные годы увеличилось производство наркотиков, мировому сообществу приходилось вносить изменения в существующие соглашения и протоколировать новые виды наркотических средств. В 1946 году в рамках ООН 65 государств подписали Протокол о внесении изменений в заключённые ранее соглашения, конвенции и протоколы о наркотиках19. Согласно этому протоколу, под международный контроль было поставлено около 20 видов наркотических средств. СССР подписал этот протокол 25 октября 1947 года. В 1948 году специальным протоколом, подписанным 94 государствами, под контроль был поставлен ряд новых, в том числе синтетических наркотических средств20. В 1953 году был подписан Протокол об ограничении и регулировании выращивания опиумного мака, международной и внутренней торговле и использовании опиума.
В 1961 году в Нью-Йорке была принята Единая конвенция о наркотических средствах и пять резолюций о технической помощи заинтересованным
17 Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. - М., 1996. - С. 122.
18 Кравцов Р.В., Лисаускайте В.В. Контрабанда в международном праве // Сибирский юридический вестник. - 2006. - № 3. - С. 51.
19 Там же.
20 Там же.
странам в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и сотрудничестве с Интерполом. В ст. 36 Конвенции говорится о наказуемости культивирования, производства, изготовления, продажи, доставки, ввоза и вывоза наркотических средств, произведенных в нарушении постановлений Конвенции, и любых других действий. Ввоз и вывоз, в частности, означает физическую передачу наркотиков из одного государства в другие.
Единая Конвенция 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом о поправках 1961 года, вступила в силу в Российской Федерации 3 июля 1996 года21.
В последующие годы по мере развития новых технологий появились новые виды наркотических веществ - психотропные вещества, которые способны оказывать воздействие на организм человека схожим способом. Для усиления контроля над потреблением психотропных веществ и пресечении контрабандной торговли ими была создана комиссия ООН по наркотическим средствам. В феврале 1971 года в Вене была подписана Конвенция о психотропных веществах.
В 1988 году была подписана Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Целью Конвенции является содействие сотрудничеству между государствами-участниками с тем, чтобы они могли более эффективно решать различные проблемы незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, имеющего международный характер. В России эта Конвенция вступила в силу 17 марта 1991 года22.
В интересах предупреждения подделки денежных знаков и борьбы с нею, 20 апреля 1929 года в Женеве была заключена Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков. Под термином «денежные знаки» в Конвенции понимаются бумажные деньги, включая банковские билеты, и металлическая монета, имеющая хождение в силу закона. Действия по преднамеренному ввозу в страну поддельных денежных знаков в соответствии со ст. 3 Конвенции должны быть наказуемы как обычные уголовные действия, направленные на сбыт, ввоз в страну поддельных денежных знаков, при условии, что их поддельный характер был известен23.
Конечно, многие положения Конвенции устарели и не отвечают современному положению. Конвенция предусматривает подделку бумажных денег и металлических монет (ст. 2), хотя наибольшее распространение получила подделка ценных бумаг типа векселей, знаков почтовой оплаты, чеков, аккредитивов и т.д. Действующая Конвенция не предусматривает наказуемости вывоза фальшивых денег за пределы государства. Наказуемость только ввоза
21 Бюллетень международных договоров. 2000. № 8. - С. 15.
22 Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. № 47. - С. 33.
23 Ромашев Ю.С. Международное правоохранительное право. - М.: Норма, Инфра-М, 2010. -С. 202.
денег, предусмотренная Конвенцией, не отвечает ни характеру самого преступления, ни степени его опасности24.
Несмотря на значительное устаревание, Конвенция продолжает играть положительную роль в борьбе с подделкой денег; её пробелы государства вынуждены восполнять двусторонними соглашениями, особенно тогда, когда речь идет о подделке ценных бумаг.
19 августа 1925 года в Гельсингфорсе рядом государств (Германия, Дания, Эстония, Финляндия, Латвия, Норвегия, Польша и Вольный Город Данциг, Швеция и СССР) была заключена Конвенция о пресечении контрабанды алкогольных товаров. В тексте Конвенции используется термин «контрабанда», однако содержание этого понятия не раскрывается. Участники Конвенции признают, что контрабанда алкогольных товаров представляет опасность для общественного благополучия и с ней следует бороться всеми возможными средствами. При этом заключение международных соглашений участники считают самым эффективным способом борьбы с этим видом преступления. В соответствии с Конвенцией «каждая из Договаривающихся сторон обязуется не дозволять вывоза за границу алкогольных товаров на судах, включая сюда таможенные склады и вольные гавани».
Конвенция содержит норму о сотрудничестве таможен договаривающихся государств по вопросам противостояния контрабанде, которые, как предполагается, будут насколько возможно осведомлять друг друга о состоянии контрабанды и о лицах, которые ею занимаются, и будут сообщать друг другу сведения об особых обстоятельствах, которые могли бы облегчить борьбу с контрабандой. Данный договор в настоящее время является действующим, и не все его положения устарели.
Рассмотрев представленные выше международные нормативно-правовые акты, направленные на борьбу с контрабандой, следует отметить, что число их новых участников постоянно растет. Под воздействием изменений, происходящих в геополитике и мировой экономике, рассмотренных в этой статье, увеличивается распространение контрабанды, последствия которой оказывают вред для общественных и экономических отношений всё большего количества государств.
Формы сотрудничества государств в сфере борьбы с контрабандой совершенствуются, также увеличивается объем взаимной правовой помощи по делам о таможенных правонарушениях, а способы борьбы с отдельными видами правонарушений, в том числе и с контрабандой, раскрываются в международных соглашениях более полно.
Однако нужно еще раз указать на то, что универсального международного договора по контрабанде, которым можно было бы руководствоваться
24 Карпец И.И. Преступления международного характера. - М.: Юридическая литература, 1979. - С. 140.
при рассмотрении дел и предотвращении различных преступлений, связанных с контрабандой, на сегодняшний день не существует.
В международной практике используются договоры, касающиеся отдельных видов контрабанды. Большинство этих договоров посвящено предметам, изъятым из свободного гражданского оборота или ограниченных в таковом, в связи с чем встает вопрос о необходимости разработки соответствующего акта о борьбе с контрабандой «обычных» товаров.
Также следует отметить, что последний международный договор, в котором упоминается контрабанда, был создан более десяти лет назад. Возможно, это связано с тем, что это правонарушение затрагивает в первую очередь интересы сопредельных государств, имеющих общие границы. В использовании универсального договора также заинтересованы интеграционные группировки. Поэтому имеет смысл изучить практику многостороннего сотрудничества на региональном уровне, а также рассмотреть имеющиеся нормативно-правовые акты, подписанные на двусторонней основе. Поскольку этот вопрос требует детального и всестороннего исследования, он будет изложен в отдельной статье.