предприятий, а именно управления инвестиционными проектами предприятий, вопросы экономического анализа - оценки эффективности инвестиционных проектов. Следует учитывать то обстоятельство, что для успеха инвестиционных вложений необходимо владеть научно-методологическими разработками, которые позволяли бы достаточно точно оценить эффективность инвестиционных проектов и принять обоснованные управленческие решения по их реализации.
Литература
1. Кучуков Р. А. Экономическая теория: учебное пособие/ Р. А. Кучуков. Москва: ЗАО Издательство «Экономика», 2007. 519 с.
2. Базылев Н. И. Основы бизнеса: Учебное пособие / Н. И. Базылев, Н. М. Базылева. Минск: Мисанта, 2003. 253 с.
3. Гончаров В. И. Технология и инструменты эффективного управления предприятием / В. И. Гончаров. Минск: НИУ, 2000. 160 с.
4. Грицына В. Особенности инвестиционного процесса / В. Грицына, И. Курнышева // Экономист, 2006. № 3. С. 18.
Нормативно-правовые основы организации финансового учета и отчетности в туристических организациях Республики Узбекистан Темирханова М. Ж.
Темирханова Муътабар Жураевна / Temirkhanova Мы1аЬаг Лгаеша - ассистент, кафедра бухгалтерского учета, факультет бухгалтерского учета и аудита, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы нормативно-правовых основ организации финансового учета и отчетности в туристических организациях Республики Узбекистан. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность туристической фирмы зависит от ее управленческой деятельности. В этой связи возрастает роль бухгалтерского учета, так как необходимо не просто определить финансовый результат, а определить эффект от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности организации.
Ключевые слова: нормативы, закон, реформы, положения, стандарты, бухгалтерский учет, отчетность, совершенствование, прозрачность.
УДК:658.1 +657 (575.1)
В настоящее время в Узбекистане реформируют систему бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности, как определено в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Республике Узбекистан на среднесрочную перспективу, утвержденной приказом Минфина Республики Узбекистан Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Узбекистан состоит из документов четырех уровней:
- первый уровень (законодательный) представлен Конституцией Республики Узбекистана, кодексами, законами. Особое значение на данном уровне придается закону Республики Узбекистан от 13 апреля 2016 г. № ЗРУ-404 «О бухгалтерском
учете», в рамках которого происходит общее регулирование порядка организации ведения бухгалтерского учета и представления отчетности;
- второй уровень (нормативный) представлен стандартами (положениями) по бухгалтерскому учету, утверждаемыми приказами Минфина Республики Узбекистан. Положение по бухгалтерскому учету разрабатываются в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Отечественные стандарты разрабатываются исходя из положений МСФО;
- документы третьего уровня (методического) носят, как правило, разъяснительный, рекомендательный характер и не регулируется в Минюсте. К ним относятся письма, инструкции, методические рекомендации, указания и другие;
- четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета содержит документы, регламентирующие бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность в самой организации.
В процессе формирования учетной политике в случае самостоятельной разработки способа ведения учета, отсутствующего в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету, организация может исходить не только из положения но и из МСФО.
Требования и допущения, которые должны быть обеспечены при составлении учетной политики для целей бухгалтерского учета, представлены в Учетной политике организации.
Структурно-учетная политика состоит из двух разделов:
- организационно-технический, в рамках которого представлено общее регулирование организации бухгалтерского учета в туристической организации.
- методический. Данный раздел необходим при существовании многовариантности норм учета.
Согласно статье 9 «Регулирование бухгалтерского учета и отчетности» закона Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности, разработка и утверждение стандартов бухгалтерского учета возлагаются на Министерство финансов Республики Узбекистан.
Правила ведения бухгалтерского учета определяются стандартами бухгалтерского учета, включая стандарт упрощенного ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности бюджетных организаций и государственных целевых фондов осуществляется на основе стандартов бюджетного учета и других актов законодательства.
Регулирование бухгалтерского учета и отчетности банков и иных кредитных организаций осуществляется Центральным банком Республики Узбекистан в соответствии с законодательством [1, с. 5].
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность туристической фирмы зависит от ее управленческой деятельности. В этой связи возрастает роль бухгалтерского учета, так как необходимо не просто определить финансовый результат, а определить эффект от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности организации.
Основными нормативно-правовыми основами организации финансового учета и отчетности в туристических организациях Республики Узбекистан являются стандарты, нормативы, законы и укази, а также постановления президента РУз. Настоящий НСБУ применяется при подготовке финансовых отчетов общего назначения, перечень которых приведен в пункте 12 настоящего стандарта. Необходимо руководствоваться этим стандартом как при подготовке финансовой отчетности отдельных хозяйствующих субъектов, так и при составлении консолидированной финансовой отчетности. Финансовые отчеты, за исключением отчета о денежных потоках, составляются по принципу начисления.
Таблица 1. Состав и содержание допущений и требований при формировании учетной
политики *
Вид Наименование Содержание
Допущения Допущение непрерывности деятельности Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у неё отсутствуют намерение и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, обязательства будут погашаться в установленном порядке.
Допущение имущественной обособленности Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.
Допущение последовательности применение учетной политики Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Требования Требование полноты Учетная политика должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.
Требование своевременности Учетная политика должна обеспечивать своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.
Требование осмотрительности Учетная политика должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.
Требование приоритета содержания перед формой Учетная политика должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.
Требование непротиворечивости Учетная политика должна обеспечивать тождество данных аналитического учета и оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
Требование рациональности Учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.
* Составлено автором
Согласно принципу начисления активы, пассивы, собственный капитал, доходы, расходы, хозяйственные операции и события отражаются в бухгалтерском учете в момент их совершения (или фактического получения), а не в момент, когда по ним получают или выплачивают денежные средства и их эквиваленты.
Финансовые отчеты, подготовленные на основе принципа начисления, информируют пользователей не только об операциях в прошлом с оплатой или получением денежных средств, а также об обязательствах по выплате денежных средств в будущем, что является необходимым при принятии соответствующих экономических решений.
Глобализация мировой экономики происходила интенсивно в последней трети XX века и явилась новейшим этапом интернационализации международной хозяйственной жизни и формирования глобального мирового хозяйства. Не существует единого определения глобализации и она рассматривается с точки зрения менеджмента, информатики, экономики, финансов, учета, аудита, финансового дилинга и т. д.
Ученые и практики рассматривают глобализацию и процессы, с ней связанные, с самых различных позиций и пришли к выводу, что она представляет собой новую историческую реальность, для которой характерна сетевая организация экономики на всех уровнях и очень высокий уровень информатизации и этот процесс происходит с появлением всемирной сети интернет.
Глобальная экономика — это новый этап мировой экономики, для которой характерно наличие устойчивых сетевых характеристик и закономерностей, высокого уровня информатизации, новой парадигмы бухгалтерского учета и отчетности, работающей в режиме реального времени и интерактивном использовании информации.
Процесс глобализации сопровождается функционированием новых ранее невиданных технологий, которые интегрировали институциональные единицы и государство в глобальные, региональные и корпоративные сети, приведшие к появлению сетевой экономики, для которой характерны многочисленные собственные устойчивые экономические характеристики.
Финансовый учет не в полной мере обеспечивает менеджеров разных уровней необходимой информацией. Он не может предоставлять информацию для стратегического управления туристической фирмы. Стратегическое управление на уровне конкурентной стратегии - это анализ конкретного продукта, реализуемого на конкретном рынке в условиях конкуренции с определенными компаниями. По этим причинам разработка стратегии управления требует наличия информации о продуктах и рынках сбыта. В связи с этим роль сегментарного учета и отчетности в современном бухгалтерском учете неизмеримо растет по следующим причинам [2, с. 40].
Во-первых, практически отсутствуют работы по систематизации сегментарной отчетности и по методике ее составления, что необходимо для экономического анализа деятельности туристической фирмы. Большинство стандартов и нормативных документов, касающихся регулирования сегментарной отчетности, требуют дезагрегирования информации по самым разным позициям. Это является отражением развития бизнеса, особенно в отношении корпораций. Однако представление сегментарной отчетности - это нововведение в области раскрытия информации, которое еще предстоит развивать.
Во-вторых, почти полностью отсутствуют исследования в области организации учета по различным категориям сегментов: внутренним, внешним, инновационным, стратегическим и др. А ведь известно, что информация в рамках сегментарного учета должна обеспечивать конкурентные позиции туристической фирмы. Чтобы обеспечить стратегические позиции, менеджеры организаций должны получать информацию, показывающую, у кого, как, насколько и почему компания выиграла и кому проиграла в конкурентной борьбе. Обычные показатели прибыли не дают такой информации. Вместо них требуется большое количество стратегических индикаторов функционирования компании, которые обеспечивали ранее предупреждение о необходимости внесения изменений в конкурентную стратегию компаний. Простейшим показателем для многих туристических фирм становится, например, неожиданное изменение относительной доли рынка основных продуктов компании. Мониторинг доли рынка позволяет компании
определить, завоевывает ли она или теряет позиции на нем; анализ относительных долей рынка покажет силу конкурентов.
В-третьих, наличие сегментов в системе управления и подведение итогов по ним позволит решать тактические и стратегические проблемы управления в условиях неопределенности, быстрой приспособляемости к меняющейся ситуации. В этих условиях и при наличии соответствующей информации менеджмент компаний может руководствоваться соответствующей стратегией, обеспечивающей процветание на рынке в соответствии со сложившимися условиями.
В-четвертых, использование сегментов в системе управления организацией значительно расширяет возможности предприятий в экспансии продаж их услуг, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Эти четыре основные позиции подтверждают актуальность разработки и внедрения бухгалтерской модели сегментов деятельности на туристических фирмах.
Мы считаем необходимостью составления сегментарной отчетности и практическом решении вопросов, связанных с разработкой методики ее составления в туристических компаниях [3, с. 34].
В ходе исследования доказана необходимость и сформулированы условия эффективного ведения сегментарного учета и отчетности туристическими компаниями и различных форм собственности и отраслей народного хозяйства, к которым относятся: заинтересованность и инициатива руководителей предприятий и организаций; наличие квалифицированных специалистов; отраслевые методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета; идеология коллектива; совершенствование организационной и финансовой структуры предприятия и методов управления; адекватные системы бухгалтерского учета; информационное обеспечение, что позволит создать эффективную систему сегментарного учета и отчетности, решающую вопросы стратегического управления [4, с. 34].
Также разработана методика составления сегментарной отчетности, заключающаяся в определении: бухгалтерского учета по сегментам; сегментов по которым должна раскрываться информация, и выделении из них отчетных, а также раскрытии информации по отчетным сегментам при составлении финансовой отчетности, что позволит наиболее точно и полно раскрыть информацию о деятельности организации в разрезе различных сегментов [5, с. 54].
Определены основные финансовые показатели оценки деятельности сегментов и нефинансовые показатели (уровень удовлетворенности клиентов; объем производства; простои; производительность труда; средний расход материалов; текучесть кадров; соотношение ИТР и рабочих; количество сотрудников повысивших квалификацию), с помощью которых необходимо производить оценку текущего состояния и результатов деятельности, а также направлений развития сегментов, что в конечном итоге будет способствовать улучшению менеджмента в туристической фирме.
Разработаны формы сегментарной отчетности по операционным и географическим сегментам деятельности с горизонтальной, вертикальной и матричной структурой, включающие такие важные показатели, как: выручка; расходы; финансовый результат; активы; обязательства; амортизационные отчисления; капитальные вложения. Это позволит наиболее эффективно раскрывать информацию по сегментам для целей управления туристической фирмой [6, с. 114].
Представлен порядок бухгалтерского учета операций по внутрихозяйственным расчетам, с использованием новых субсчетов 9060 «Доходы сегмента»1, 9460 «Расходы
1 Созданный бухгалтерский субсчет согласно НСБУ № 21 «План счетов» самим автором 9060 «Доходы сегмента».
сегмента»1, что позволит наиболее эффективно вести учет доходов и расходов сегментов, а также достоверно определять их финансовый результат.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования позволили сформировать основные теоретические положения ведения сегментарного учета и практические рекомендации по составлению сегментарной отчетности в туристических компаниях.
Потребности клиентов и рост конкуренции стимулируют туристических компаний в Узбекистане расширять масштабы своей деятельности, превращаться из фирм местного значения в крупные компании. С одной стороны, это заставляет организации выходить на новые рынки сбыта, с другой — предлагать на рынке новые товары и услуги. Диверсификация бизнеса требует тщательного планирования и контроля эффективности деятельности на новых рынках и показателей рентабельности новых товаров и услуг. Вместе с этим возрастает потребность в разделении ответственности и личной заинтересованности менеджеров в результатах деятельности своих сегментов [7, с. 67].
Для эффективного управления организацией требуется дезагрегированная информация по сегментам. Поэтому в основе финансового управления организацией лежит сегментарная отчетность, которая предоставляет информацию по различным направлениям деятельности организации.
Статья была направлена на разработку методики построения внешней сегментарной отчетности, которая приблизит финансовую отчетность к статусу МСФО и позволит удовлетворить потребности внешних пользователей в информации о деятельности организации.
Литература
1. Закон РУз от 13 апреля 2016 г. № ЗРУ-404. Новая редакция.
2. Савицкая Г. В. Какой видится бухгалтерская отчетность финансовым аналитикам // Бухгалт. учет и анализ, 2009. № 8. С. 34-40.
3. Арженовский И. В. Введение в экономику региона. Часть 3. Региональное развитие и региональная политика: Учебное пособие. Н. Новгород: ВВАГС, 1999.
4. Астахова М. И. Виды и тенденции развития туризма. М.: Новый век, 2007. 244 с.
5. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. 176 с.
6. Бабкин А. B. Специальные виды туризма. СПб.: Герда, 2008. 328 с.
1 Созданный бухгалтерский субсчет согласно НСБУ № 21 «План счетов» самим автором 9460 «Расходы сегмента».