Научная статья на тему 'Нормативно-правовые основы и существующая практика государственного планирования в Российской Федерации'

Нормативно-правовые основы и существующая практика государственного планирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3543
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / КОНЦЕПЦИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ / ДОЛГОСРОЧНОЕ / СРЕДНЕСРОЧНОЕ / КРАТКОСРОЧНОЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА / FéDéRATION DE RUSSIE / CADRE JURIDIQUE ET RéGLEMENTAIRE / STRATéGIQUE / à LONG TERME / à MOYEN TERME / à COURT TERME / DéVELOPPEMENT SOCIO-éCONOMIQUE / RUSSISCHE FöDERATION / SOZIO-öKONOMISCHE ENTWICKLUNG / RUSSIAN FEDERATION / LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK / CONCEPT / PLANNING / STRATEGIC / LONG-TERM / MEDIUM / SHORT-TERM / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / BUDGET FORMING / CONCEPTION / PLANIFICATION / FORMATION DU BUDGET / RECHTLICHEN UND REGULATORISCHEN RAHMENBEDINGUNGEN / KONZEPTION / PLANUNG / STRATEGISCHE / LANGFRISTIGE / MITTELFRISTIGE / KURZFRISTIGE / BUDGETFORMIERUNG

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова О. О.

Сегодня Россия не обеспечена главным правовой основой для формирования единой системы планирования и взаимоувязки федеральных и региональных аспектов, а отсутствие системного подхода к вопросам планирования на уровне государства отрицательно сказывается на темпах экономического развития. Утверждаются лишь отдельные документы, регламентирующие работы в отдельных направлениях стратегического планирования, причем эти документы зачастую противоречат друг другу. Необходимо законодательно закрепить нормы об обязательных составляющих системы стратегического, долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования для страны и регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE LEGAL FRAMEWORK AND PRACTICE OF STATE PLANNING IN RUSSIAN FEDERATION

Today, Russia is not secured by the principal the legal basis for the formation of a unified system of planning and links between federal and regional aspects, and the lack of systematic approach to planning at the state level affects the pace of economic development. Approved are only a few documents regulating work in certain areas of strategic planning, and these documents are often contradictory. Compulsory rules on mandatory components of the strategic, long-term, medium-term, and short-term planning for the country and for regions should be legislatively fixed.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые основы и существующая практика государственного планирования в Российской Федерации»

МИР

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И СУЩЕСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

NORMATIVE LEGAL FRAMEWORK AND PRACTICE OF STATE PLANNING IN RUSSIAN FEDERATION

О. О. Смирнова,

кандидат экономических наук, доцент

Сегодня Россия не обеспечена главным - правовой основой для формирования единой системы планирования и взаимоувязки федеральных и региональных аспектов, а отсутствие системного подхода к вопросам планирования на уровне государства отрицательно сказывается на темпах экономического развития. Утверждаются лишь отдельные документы, регламентирующие работы в отдельных направлениях стратегического планирования, причем эти документы зачастую противоречат друг другу. Необходимо законодательно закрепить нормы об обязательных составляющих системы стратегического, долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования для страны и регионов.

Today, Russia is not secured by the principal - the legal basis for the formation of a unified system of planning and links between federal and regional aspects, and the lack of systematic approach to planning at the state level affects the pace of economic development. Approved are only a few documents regulating work in certain areas of strategic planning, and these documents are often contradictory. Compulsory rules on mandatory components of the strategic, long-term, medium-term, and short-term planning for the country and for regions should be legislatively fixed.

Aujourd'hui, la Russie n'est pas garanti par le principal - la base juridique pour la formation d'un système unifié de planification et de liens entre les aspects fédéraux et régionaux, et l'absence d'une approche systématique pour la planification au niveau des États affecte le rythme du développement économique. Approuvé sont seuls quelques documents qui réglementent le travail dans certains domaines de la planification stratégique, et ces documents sont souvent contradictoires. On doit légiférer les règles des composantes obligatoires de la planification stratégique, à long terme, à moyen terme et à court terme pour le pays et pour les régions.

Die rechtliche Grundlage für die Bildung eines einheitlichen Systems der Planung und Verknüpfungen zwischen föderaler und regionaler Aspekte, und das Fehlen einer systematischen Ansatz für die Planung auf der staatlichen Ebene vermindert das Tempo der wirtschaftlichen Entwicklung. Zugelassen sind nur ein paar Dokumente zur Regelung der Arbeit in bestimmten Bereichen der strategischen Planung, und diese Dokumente sind oft widersprüchlich. Man soll Vorschriften über obligatorische Bestandteile einer strategischen, langfristigen, mittel- und kurzfristige Planung für das Land und die Regionen erlassen.

Ключевые слова: Российская Федерация, нормативно-правовая база, концепция, планирование, стратегическое, долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное, социально-экономическое развитие, формирование бюджета.

Key words: Russian Federation, legal and regulatory framework, concept, planning, strategic, long-term, medium, short-term, socio-economic development, budget forming.

Mots clefs: Fédération de Russie, cadre juridique et réglementaire, conception, planification, stratégique, à long terme, à moyen terme, à court terme, développement socio-économique, formation du budget.

Schlüsselwörter: Russische Föderation, rechtlichen und regulatorischen Rahmenbedingungen, Konzeption, Planung, strategische, langfristige, mittelfristige, kurzfristige, sozio-ökonomische Entwicklung, Budgetformierung.

Как свидетельствует мировой опыт, повышение эффективности экономики страны и ее конкурентоспособности сопряжены с конструктивной и направляющей деятельностью государства. В этой связи, особое значение приобретает вопрос формирования отечественной системы государственного стратегического планирования, ее методологического и методического обеспечения.

Система стратегического государственного планирования является важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности экономики и национальной безопасности страны. Стратегическое планирование обеспечивает формирование долгосрочных приоритетов деятельности государства, прозрачность и согласованность планов федеральной и региональной власти, реализацию крупномасштабных задач, увязку принимаемых в процессе государственного стратегического управления решений с бюджетными ограничения-

ми, определяемыми как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Безусловно, перечень вопросов, охватываемых темой «стратегическое планирование в Российской Федерации», охватывает и формирование бюджета, и реализацию приоритетных национальных проектов. Значит, к основополагающим для планирования относятся и такие документы программного характера и бюджетного планирования, как: Бюджетное послание Президента Российской Федерации; прогноз социально-экономического развития; основные направления бюджетной и налоговой политики; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации; Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации; доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования и ряд других документов.

ж

ИННОВАЦИИ

Рассмотрим вопрос нормативно-правовой базы стратегического планирования в Российской Федерации и практику разработки и согласования стратегических документов.

Нормативно-правовая база государственного планирования невелика: Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации»; имеются и другие нормативные и правовые акты, большей частью относящиеся к разработке планов и прогнозов на среднесрочную перспективу или имеющие программный характер.

Указ «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации» является единственным, а поэтому - основным методологическим документом для организации работы федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации стратегических национальных приоритетов на федеральном, региональном и отраслевом уровне.

Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» определяет следующий перечень и порядок разработки документов.

Схема 1. Перечень и порядок разработки документов планирования и бюджета Российской Федерации

концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.

В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства, данные прогноза и концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации послание Президента, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Правительство Российской Федерации разрабатывает программу социально-экономического развития Федерации на среднесрочную перспективу, исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе прогноз социально-экономического развития на предстоящий год [1].

Среднесрочное планирование и прогнозирование в Российской Федерации

Проанализируем, какие документы среднесрочного планирования разрабатывались и утверждались в соответствии с указанным федеральным законом за последнее десятилетие.

В период с 2000 года были утверждены программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу по следующим периодам:

• в 2001 году - с 2002 по 2004 гг.) [2]

• в 2003 году - с 2003 по 2005 гг.) [3],

• в 2006 году - с 2006 по 2008 гг.) [4].

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период.

На основе прогноза на долгосрочную перспективу Правительство РФ организует разработку

После 2008 года программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу в Российской Федерации не разрабатываются.

Также были разработаны планы действий Правительства РФ по реализации основных положений

Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу по следующим периодам:

• в 2002 году - с 2002 по 2004 г.) [5];

• в 2004 году - с 2003 по 2005 гг.) [6];

• в 2007 году - с 2006 по 2008 гг.) [7];

• в 2008 году - с 2006 по 2008 г.) [8].

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 1010, Министерство экономического развития Российской Федерации разрабатывает на очередной финансовый год и на плановый период сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации. Показатели прогноза социально-экономического развития должны использоваться для оценки и планирования показателей результатов, планирования объемов бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, для оценки и планирования объемов поступлений доходов в бюджет по админи-стрируемым платежам, для составления бюджетов программ и непрограммной деятельности, а также для обоснования результативности бюджетных расходов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2009 г. № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации», сценарные условия и основные параметры прогноза представляются в Правительство Российской Федерации не позднее чем за 3 месяца до дня внесения Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а прогноз представляется в Правительство Российской Федерации не позднее чем за 3 недели до дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Однако в 2010 году Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов не мог служить основой для формирования бюджета РФ, так как представлен был позже бюджета РФ на 2011 год.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2012-2014 гг., а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации. В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Российской Федерации в январе-июле 2011 г., а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.

Таким образом, прослеживается системный разрыв между долгосрочными документами планирования

Схема 2. Реальная практика по разработке документов, предусмотренных Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и Бюджетным кодексом

- концепциями, доктринами, стратегиями и среднесрочными документами. Не реализуется система документов, последовательность их разработки и преемственность, определенная федеральным законодательством, как федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах», так и Бюджетным Кодексом Российской Федерации, в котором закреплено, что составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития:

Научно-практический журнал

март-май 2012

МИР

• Российской Федерации,

• субъектов Российской Федерации,

• муниципальных образований,

• отраслей экономики 1,

а составление бюджета основывается на:

• Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

• прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

• основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

• плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год 2.

Также необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации» (ст. 10), планирование осуществляется на долгосрочную (10-20 лет), среднесрочную (5-10 лет) и краткосрочную (3-5 лет) перспективу. Однако все современные документы среднесрочного планирования, по сути, являются документами краткосрочного планирования с горизонтом не более 3-х лет.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. одновременно с утверждением Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. поручено Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать и до 1 августа 2009 г. 3 внести в Правительство Российской Федерации прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. является одним из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе и содержит обоснование внутренних и внешних условий

достижения целевых показателей, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Целевой вариант долгосрочного прогноза формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера

Однако ни прогноз, ни основные параметры прогноза социально-экономического развития российской федерации на период до 2020-2030 годов не утверждены нормативным актом, а проект не представлен на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации - это документ, содержащий систему научно-обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозируемый период (среднесрочный или долгосрочный).

Прогноз разрабатывается по вариантам, отражающим изменения внешних и внутренних условий, постановку среднесрочных и долгосрочных целей и ориентиров развития страны, основных направлений их достижения.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации содержит: оценку уровня и характеристику условий социально-экономического развития, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов; основные показатели развития мировой экономики; оценку факторов и ограничений социально-экономического развития; оценку макроэкономического эффекта от реализации долгосрочных целевых программ; определение показателей базового и целевого вариантов прогноза; основные показатели развития по отдельным секторам экономики; показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры в прогнозируемом периоде; основные направления территориального развития в перспективе.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» государственное прогнозирование социально-экономического развития - это система обоснованных представлений о направлениях со-

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. - Ст. 169.

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. - Ст. 172.

3 В редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 1121-р - до 30 октября 2010 г.

циально-экономического развития, основанных на законах рыночного хозяйствования. Его результаты используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Прогнозы разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения страны, состояния природных ресурсов и перспектив изменения перечисленных факторов.

Среднесрочные документы государственного планирования и прогнозирования имеют важное значение. Как отмечалось выше, без разработки и представления в Правительство Российской Федерации прогноза социально-экономического развития на предстоящий год нельзя начать подготовку проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 910-р о программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.) установлена разработка Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года. Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» определена также разработка Концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.

Стратегия (Концепция) социально-экономического развития России на период до 2010 года разработана не была.

В 2008 году был разработан и утвержден основополагающий документ - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [9] (далее -Концепция 2020).

В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Концепция социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу разрабатывается на основе Прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу [10], который, в свою очередь, разрабатывается исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Однако к Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года были представлены лишь Справочные материалы [11].

В утвержденной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены отдельные целевые показатели развития на этот период. Целевые индикаторы определены для нефтегазовой отрасли и железнодорожного транспорта. Целевые показатели инвестиций в основной капитал определены для следующих секторов экономики: обрабатывающий сектор (в том числе машиностроительный комплекс), связь, транспортный комплекс, энергетический сектор, аграрно-промышленный комплекс, добывающий сектор, недвижимость, социальный комплекс.

К сожалению, показатели не представлены в региональном разрезе (или по федеральным округам), что затрудняет возможность исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности.

Сегодня эту функцию выполняют стратегии федеральных округов, содержащие показатели развития территории на плановый период в отраслевом и территориальном (в субъектах Российской Федерации) разрезах.

В связи с тем, что индикаторы развития территорий не представлены ни в отраслевых стратегиях, ни в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а соответствие индикаторов развития территорий в стратегиях федеральных округов было обусловлено только применяемым математическим аппаратом разработчиков стратегий и обязатель-

Научно-практический журнал март-май 2012

ность соответствия не закреплена нормативно-правовыми актами, невозможно говорить о единстве как показателей, так и системы стратегического планирования в Российской Федерации в целом.

Такие документы как стратегии федеральных округов и отдельных территорий не вписаны в систему документов, увязанных с формированием программ и прогнозов в стране, и как следствие - они не влияют на бюджетный процесс и систему принятия стратегических решений в РФ.

Стратегии и концепции на долгосрочную перспективу

В период 2007-2011 гг. были также разработаны и приняты документы долгосрочного планирования: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [12], Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [13] и другие документы.

Стратегии федеральных округов и отдельных территорий - Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года [14], Стратегия социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года [15], Комплексная стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2020 года [16], Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года [17].

В текстах распоряжений Правительства Российской Федерации об утверждении стратегий федеральных округов рекомендовано органам исполнительной власти при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности руководствоваться положениями стратегий.

Однако заявленные в стратегиях мероприятия не увязаны с ресурсами, в частности, с бюджетом Российской Федерации. Статус указанных стратегий федеральных округов в системе прогнозирования и бюджетного планирования не определен, равно как и роль и место стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, разрабатываемых сегодня в соответствии со стратегиями округов.

Стратегическое планирование отраслей экономики

Стратегии и программы отраслевого развития разрабатываются в транспортном и энергетическом комплексах (Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030, Энергетическая стратегия России на период до 2030 года), в ряде других отраслей (в том числе, в металлургической, химической и нефтехимической промышленности)

и в важных сферах жизнедеятельности (в том числе, Стратегия развития информационного общества Российской Федерации, Водная стратегия Российской Федерации до 2020 года, Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным элементом в системе планирования являются стратегические документы развития российского бизнеса - естественных российских монополий и крупных компаний. Правительство России утверждает стратегии развития российских монополий, таких как: «Газпром», РАО «ЕЭС», «Российские железные дороги», «Транснефть», «Роснефть» и других, которые являются государственными или имеют в своем капитале значительную долю государственного участия. Крупные компании вовлечены в системы государственного прогнозирования и планирования на федеральном уровне и уровне субъектов и, следовательно, также должны иметь территориальный разрез. Зачастую, планы регионального развития инфраструктурных монополий - это едва ли не самый важный фактор для развития отдельных субъектов Российской Федерации.

Однако, анализируя документы отраслевого планирования, можно сделать вывод об отсутствии интеграционного системного подхода к проблеме создания стратегий развития регионов. В действующих отраслевых программах региональный разрез представлен, как правило, недостаточно. Отсутствие в этих документах конкретных предложений по развитию территорий затрудняет разработку качественных синхронизированных планов и стратегий социально-экономического развития субъектов РФ.

Таким образом, сегодня Россия не обеспечена главным - правовой основой для формирования единой системы планирования и взаимоувязки федеральных и региональных аспектов, а отсутствие системного подхода к вопросам планирования на уровне государства сказывается отрицательно на темпах экономического развития.

Необходимо законодательно закрепить нормы об обязательных составляющих системы стратегического планирования для страны и регионов, которые, в свою очередь, должны включать систему прогнозно-плановой работы, мониторинг, индикативное планирование, стратегии развития и ряд других мер органов государственной власти по достижению плановых индикаторов.

В целях реализации долгосрочных плановых документов, в первую очередь, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, необходима разработка среднесрочных документов - программ социально-экономического развития Российской Федерации, определяющих приоритеты социально-экономического развития на среднесрочную перспективу в рамках реализации

концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочном периоде.

В условиях построения единой системы планирования, согласованный, системный и плановый подход должен стать обязательным атрибутом всех принимаемых на федеральном уровне концептуальных, стратегических программных документов и решений.

Безусловно, необходим федеральный закон о государственном стратегическом планировании, который устанавливает организацию и основные принципы системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, порядок осуществления процедур государственного стратегического планирования, а также определяет полномочия участников процесса государственного стратегического планирования.

Такая работа идет с 2003 года, и проект федерального закона разработан. Однако утверждаются лишь отдельные документы, регламентирующие работы в отдельных направлениях стратегического планирования, причем эти документы, зачастую, противоречат друг другу и не создают единую систему прогнозирования-планирования-бюджетирования.

Библиографический список

1. Согласно Бюджетному кодексу РФ прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год является одним из документов, которые должны быть подготовлены в целях составления проекта бюджета на очередной финансовый год.

2. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р (ред. от 06.06.2002)

3. Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р.

4. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)».

5. Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2002 № 1148-р и Распоряжением Правительства РФ от 16.03.2002 № 314-р.

6. Распоряжение Правительства РФ от 03.01.2004 № 1-р.

7. Распоряжение Правительства РФ от 29.01.2007 № 88-р.

8. Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2008 № 316-р.

9. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

10. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» ст. 3, п. 2.

11. Материалы представлены на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации по адресу: http://www.economy. gov.ru/minec/press/doc1219662993566

12. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537).

13. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351).

14. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2009 № 2094-р).

15. Стратегия социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 05.07.2010 № 1120-р).

16. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р).

17. Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 165-р).

Смирнова О. О. - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой Академии МНЭПУ, помощник заместителя Председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации

Smirnova O. O. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chair Head, MNEPU Academy; Assistant to Deputy Chairman, RF Council of Federation, RF Federal Assembly

e-mail: [email protected]; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.