Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / оперативно-розыскные мероприятия / субъектный состав / государственная тайна / operational investigative activities / operational investigative measures / subject composition / state secret

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шутюк Д.В.

В данной статье исследуется легальное определение понятия «оперативно-розыскная деятельность». Автор констатирует тот факт, что законодатель не раскрыл содержание некоторых признаков исследуемого понятия и раскрывает их содержание на основании комплексного анализа действующего оперативно-розыскного законодательства и научных трудов, посвященных данной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шутюк Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL CHARACTERISTICS IN OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES

This article examines the legal definition of the concept of "operational investigative activity". The author states the fact that the legislator did not disclose the content of some features of the concept under study and reveals their content on the basis of a comprehensive analysis of the current operational investigative legislation and scientific works devoted to this topic.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 343.1

Шутюк Д.В.

магистрант, Государственный университет просвещения (г. Мытищи, Россия)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в данной статье исследуется легальное определение понятия «оперативно-розыскная деятельность». Автор констатирует тот факт, что законодатель не раскрыл содержание некоторых признаков исследуемого понятия и раскрывает их содержание на основании комплексного анализа действующего оперативно-розыскного законодательства и научных трудов, посвященных данной тематике.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, субъектный состав, государственная тайна.

Основу нормативно-правового регулирования в сфере осуществления оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту - ОРД) составляет Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее по тексту - Федеральный закон № 144) [1]. Здесь же закреплено и определение понятия «оперативно-розыскная деятельность». Так, из содержания ст. 1 Федерального закона № 144 следует, что под ОРД следует понимать «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».

Анализ данного определения позволяет определить и основные признаки ОРД, к числу которых, соответственно, необходимо отнести следующие.

1. ОРД есть совокупность оперативно-розыскных мероприятий. В действующем законодательстве определение «оперативно-розыскное мероприятие» отсутствует. Поскольку ОРД осуществляется посредством проведения ОРМ, можно заключить, что их суть практически тождественна, за исключением того, что соотносятся между собой они как целое (ОРД) и его часть (ОРМ) [3, С. 82]. При этом само ОРМ есть совокупность (комплекс) определенных действий, что наглядно может быть продемонстрировано на примере такого ОРМ как «опрос», для проведения которого субъектом ОРД должны быть совершены следующие действия:

- вынести решение о проведении опроса,

- подготовиться к проведению опроса (в частности, сформулировать задачи проведения опроса, определить состав сведений, которые необходимо выяснить в процессе проведения опроса, определить круг опрашиваемых лиц, выбрать место, время и обстановку проведения опроса, разработать основные вопросы, которые будут заданы опрашиваемым лицам, а также тактику проведения опроса и т.д.),

- провести опрос (т.е. буквально задать вопросы),

- зафиксировать и оформить результаты опроса.

В данном случае нами был рассмотрен комплекс действий лишь при проведении опроса, который, в свою очередь, является, пожалуй, одним из самых простых ОРМ. Наиболее сложные ОРМ (например, такие как проверочная закупка или оперативное внедрение) подразумевают необходимость осуществления наибольшего объема различных действий.

2. ОРД осуществляется лишь специально уполномоченными на то субъектами. Никакие другие субъекты не могут осуществлять ОРД ни на основании закона, ни на основании каких-либо отдельных поручений. Перечень государственных органов, уполномоченных отечественным законодателем на

осуществление ОРД, закреплен в ст. 13 Федерального закона № 144. Изменения в данный перечень могут быть внесены исключительно посредством принятия соответствующего федерального закона. В содержание указанной статьи неоднократно вносились изменения, в связи с чем перечень государственных органов, уполномоченных на проведение ОРМ, постоянно видоизменялся. Соответственно, перечень субъектов ОРД не является постоянным и неизменным.

Каких-либо проблем при определении субъектного состава проведения ОРМ, как правило, не возникает, поскольку для этого достаточно обратиться к содержанию вышеуказанной статьи. Между тем, в последние годы свое развитие получила деятельность частных охранных организаций и частных детективов, чьи действия внешне могут быть очень схожи с ОРМ. В данном случае следует учитывать тот факт, что на деятельности таких частных субъектов положения Федерального закона № 144 не распространяются, в связи с чем проводимые ими мероприятия не приобретают статус ОРМ. Аналогичное правило действует и в отношении других государственных органов, чьи отдельные действия также могут внешне напоминать ОРМ. Например, наведение судом или прокурором справок о чем-либо не будет считаться ОРМ, предусмотренным п. 2 ст. 6 Федерального закона № 144.

3. ОРД осуществляется строго в соответствии с регламентированными целями и задачами [4, С. 100]. Цель осуществления ОРД определена в ст. 1 Федерального закона № 144, а задачи ее осуществления - в ст. 2 этого же нормативно-правового акта.

4. Для осуществления ОРД необходимо наличие определенных оснований и условий. Основания и условия осуществления ОРД регламентированы положениями ст.ст. 7-8 Федерального закона № 144. Следует лишь отметить, что это наиболее детально регламентированные составляющие ОРМ, которые, в отличие от других составляющих (например, тактики проведения ОРМ) напрямую регламентированы положениями отечественного законодательства.

5. ОРД может осуществляться как гласно, так и негласно. Негласный характер ОРД необходим для сближения субъектов ОРД с криминальными структурами, что позволяет получать наиболее ценную для раскрытия и расследования преступлений информацию [2, С. 141]. Кроме того, отдельные ОРМ (например, оперативное внедрение) сами по себе подразумевают негласность, поскольку в противном случае их проведение будет невозможно.

6. Сведения об отдельных аспектах осуществления ОРД могут составлять государственную тайну. К числу таких сведений, как следует из содержания ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 144, относятся: тактика и организация проведения ОРМ, сведения об используемых в процессе проведения негласных ОРМ методах, средствах и силах, о планах проведения таких ОРМ, их результатах и пр.

Основанием для рассекречивания данных сведений является постановление руководится органа, проводившего соответствующие ОРМ. Более того, для разглашения некоторых их числа перечисленных сведений необходимо согласие лиц, чьи права они затрагивают (например, для разглашения сведений о конфидентах необходимо их согласие).

Подводя итог, необходимо отметить, что легальное определение понятия «оперативно-розыскная деятельность», закрепленное в ст. 1 Федерального закона № 144, отражает все ключевые признаки, в действительности присущие данной деятельности. Несмотря на то, что содержание признаков ОРД не определено непосредственно в законе, оно может быть установлено на основании комплексного анализа положений оперативно-розыскного законодательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 33. - Ст. 3349;

2. Варданян, Х. А. Понятие и признаки оперативно-розыскной деятельности / Х. А. Варданян // Моя профессиональная карьера. - 2020. - Т. 2. - № 18. - С. 140-144;

3. Напханенко, И. П. К вопросу об определении понятия оперативно-разыскного мероприятия / И. П. Напханенко, Е. Н. Билоус, А. В. Федоров // Юристъ-Правоведъ. - 2016. - № 3 (76). - С. 81-85;

4. Правовая регламентация оперативно-розыскных мероприятий. Лекция / С. И. Захарцев, В. А. Вихров, Н. О. Кирюшкина, В. П. Сальников // Юридическая наука: история и современность. - 2018. - № 5. - С. 98-135.

Shutyuk D.V.

State University of Education (Mytishchi, Russia)

REGULATORY AND LEGAL CHARACTERISTICS IN OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES

Abstract: this article examines the legal definition of the concept of "operational investigative activity". The author states the fact that the legislator did not disclose the content of some features of the concept under study and reveals their content on the basis of a comprehensive analysis of the current operational investigative legislation and scientific works devoted to this topic.

Keywords: operational investigative activities, operational investigative measures, subject composition, state secret.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.