Golobokov Andrey Sergeevich, Ren Zhanchao, Muzyukov Maxim Maximovich
LEGISLATION ASPECTS OF TRANSPORT MANAGEMENT ...
juridical science
УДК 34.01
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2018
Голобоков Андрей Сергеевич, кандидат политических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: golobokov_as@mail.ru) Жэнь Чжаньчао, стажер Музюков Максим Максимович, стажер МИП ООО Межрегиональный образовательный центр «Владивостокские инновации» (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, д. 41, e-mail: Maximrtr@mail.ru)
Аннотация. В статье исследуются нормативно-правовые основы, состояние и перспективы управления транспортом в Российской Федерации. Целью исследования является изучение структуры нормативно-правовых актов, регулирующих управление транспортом на региональном и местном уровнях в регионах России для последующего выявления проблем законодательства в этой сфере. Исследование базируется на принципах научной достоверности и объективности. В работе описана характеристика взаимодействия государственных и муниципальных органов власти и рассматриваются нормативно-правовые основы функционирования муниципальных органов с организациями, осуществляющими пассажирские перевозки. Дана характеристика существенных проблем, препятствующих работе Федеральных целевых программ о повышении безопасности дорожного движения. Отмечается, что управление транспортом является не только неотъемлемой частью российской экономики, но и частью социальной среды. В рамках исследования авторы статьи делают вывод о необходимости внесения поправок в федеральные и региональные законы для улучшения качества транспортных услуг, а также изменения целевых программ для снижения дорожно-транспортных происшествий. Практическая значимость состоит в изучении проблем нормативно-правовой базы управления транспортом и определяется возможностью использования полученных результатов непосредственно в деятельности государственных и муниципальных органов власти.
Ключевые слова: Управление транспортом, российская экономика, Федеральные и региональные законы, Федеральные целевые программы, безопасность дорожного движения, государственные органы, муниципальные органы, нормативно-правовая база, российское законодательство
LEGISLATION ASPECTS OF TRANSPORT MANAGEMENT IN RUSSIAN FEDERATION
© 2018
Golobokov Andrey Sergeevich, candidate of political sciences, associate professor of management department Vladivostok State University Of Economics And Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya street, 41,e-mail:golobokov_as@mail.ru)
Ren Zhanchao, trainee Muzyukov Maxim Maximovich, trainee "Vladivostok innovations" interregional educational center (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya street, 41, e-mail: Maximrtr@mail.ru)
Abstract. The article examines legal basis, state and the prospects of transport management in Russian Federation. The aim is to study the structure of legislation which regulates transport management on regional and local levels in Russia's regions for further revealing legislation problems in this sphere. The research is based on the principles of scientific certainty and objectivity. The paper describes the characteristics of state and municipal legal interactions, legal basis of local power and civil transport organizations are considered. The authors consider significant problems, which are among the obstacles of Federal target programs on road safety improving. Transport management isn't only inalienable part of Russian economy, but also is a part of a social environment. The conclusion is made that there is a necessity of correcting federal and regional legislation to improve quality of transportation, as well as programs correction for reducing the number of car accidents. Results could be used in examination of transport management legal basis problems movement and in the development of state and local activity.
Keywords: Transport management, Russian economics, Federal and regional Laws, Federal target programs, road safety, state authorities, local authorities, legal regulation, Russian legislation.
Рациональное управление транспортом один из важных факторов развития государства. В транспортной стратегии Российской Федерации, разработанной на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. № 1734-р с последующими изменениями и дополнениями [1], говорится о том, что транспортное обслуживание - важный фактор для развития социальной и экономической сфер страны. Рассмотрение этой стратегии дает понять, что государство нацелено на улучшение транспортной структуры.
Основной изучения правовой деятельности и деятельности государственных и муниципальных органов в сфере управления транспортом послужили труды таких авторов, как С.А. Авакьян [2, 3], В.П. Безобразов [4], Н.А. Богданова [5], А.И. Васильчиков [6], В.И. Васильев [7], В.И. Гончаров [8], А.Э. Горев [9], Б. А. Райзберг [10] и т.д. Авторы рассматривают действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов муниципальной власти в реализации управления
транспорта, а также программные документы, принимаемые в регионах России, которые представляют важные перспективы развития в области транспорта. В то же время, система, созданная государством в сфере регулирования пассажирских перевозок, далеко не идеальна из-за отсутствия возможности долгосрочного проведения пассажирских перевозок между публичным партнером, являющимся органом власти, отвечающим за организацию перевозок, и частным партнером, являющимся представителем организации, осуществляющей перевозку. Целью исследования является изучение структуры нормативно-правовых актов, регулирующих управление транспортом на региональном и местном уровнях в регионах России для последующего выявления проблем законодательства в этой сфере.
Основным законом, который дает возможность взаимодействовать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с властью для осуществления регулярных пассажирских перевозок, является Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок авто-
юридические науки
Голобоков Андрей Сергеевич, Жэнь Чжаньчао, Музюков Максим Максимович НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ...
мобильным транспортом и городским электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 220-ФЗ [11]. При разработке закона подразумевалось соблюдение некоторых принципов, в процессе его реализации: разумности государственного регулирования, экономии бюджетных средств, транспортной доступности населения.
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ [12] регулирует процесс возникающих отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд, путем заключения муниципальных контрактов в области транспорта, добиваясь осуществления рядя целей: достижение устойчивости транспортной системы России, установление социальной справедливости, эффективное планирование бюджетных средств, стремление к прозрачности администрирования.
Предлагаемая система в пределах закона о закупках для государственных и муниципальных нужд не позволяет заключать долгосрочные контракты, в последствии инвесторы не готовы оперативно реагировать на возникающие проблемы в области пассажирских перевозок, не настроены на стабильность, которая при предложенной системе отсутствует, не заинтересованы на создание качественной и прогрессивной транспортной инфраструктуры. [13, с. 41-44].
Федеральные законы о регулярных перевозках и закупках для муниципальных нужд создают жесткие требования к перевозчикам, в связи с чем комфортные условия транспортных услуг не реализуются и не является для них приоритетными. Обстоятельства, сложившиеся на данный момент создают проблемы в управлении транспортом, в первую очередь из-за короткого периода работы в рамках муниципального контракта для представителей организаций, осуществляющих перевозки, в первую очередь, привлекательна максимальная прибыль. Поэтому, потребители недовольны предоставляемым качеством транспортных услуг, а власть не может реализовать цели и задачи, представленные в муниципальных программах. [14, с. 35-42].
Послание Президента Российской Федерации в пример одного из важных направлений совершенствования системы управления транспортом, предлагает повышение доверия между властью и организациями, улучшая деловой климат в стране. В качестве главных задач выделяют призыв предприятий к повышению деловой активности сообщества, которой должно способствовать партнерство. Такой вид взаимоотношений можно осуществить через Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 224-ФЗ [15].
Можно сделать вывод, чтобы предотвратить рассмотренные противоречия, рационально внести поправку в закон о закупках, о свободном использовании только его положений в целях обеспечения муниципальных нужд.
О.Н. Ванеев провел анализ, выбрав для исследования тридцать пять субъектов Российской Федерации, взяв за основу их региональные законы о транспортном обслуживании населения. По итогам исследования выяснилось, что в этих законах не рассматривается деятельность муниципальных органов. Содержанием этих законов, зачастую, приходятся вопросы организации пассажирских перевозок разных видов: автобусные перевозки, легковые такси, железнодорожный транспорт, морской транспорт и другие. Роль органов муниципального управления в таких законах встречается из-за возложения на определенные уполномоченные государственные органы обязанности согласовывать с ними вопросы, касающиеся муниципальных маршрутов. [16, с. 9-13]._
Законодательство, дает свободу муниципальным органам в предоставлении транспортных услуг населению муниципальных образований, и также не противоречит российской стратегии развития местного самоуправления. Однако не во всех муниципальных образованиях можно оптимально производить реализацию пассажирских перевозок населения. Исходя из этого, государству следует установить формы отношений муниципальных органов с государственными в рамках управления транспортом. Необходимо создать среду равноправия, основанную на сотрудничестве. Эти условия позволили бы принимать мотивированное участие муниципальных органов в сфере транспортного обслуживания, тем самым удовлетворяя потребность населения в качественных пассажирских перевозках.
Проведя анализ законов субъектов Российской Федерации, также выяснялось, что органы государственной власти стремятся осуществить безопасность населения в организации пассажирских перевозок. Органы муниципальной и государственной власти реализуют Федеральные целевые программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2013 года № 864. [17]
В программе говорится о прямом поручении органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления производить разработку, утверждение нормативно правовых актов, необходимых для осуществления программных мероприятий обеспечения безопасности дорожного движения. Такие Федеральные целевые программы были и раньше с соответствующим названием на 2006-2012 годы. Субъекты Российской федерации реализовывали локальные программы для повышения безопасности дорожного движения. Соответствующие программы были приняты более чем в 1500 муниципальных образованиях. Но хотелось бы, чтоб данные целевые программы были приняты во всех муниципальных образованиях. Ведь дорожное движение России небезопасно. В городах и населенных пунктах происходит 70 процентов дорожно-транспортных происшествий. Из них погибают примерно более 40 процентов и получают травмы более 65 процентов от общего числа пострадавших.
Невысокий уровень транспортных происшествий за рубежом, учитывая, что уровень автоматизации выше в два раза, в сравнении с российским. Это показывает эффективность мероприятий программно- целевого метода Целью Федеральных целевых программ в России с 2012-2020 год сократить число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, учитывая детей на восемь тысяч человек, это на 28,83 процента. Но довольствоваться таким результатом не стоит, ведь статистика показывает человеческие жертвы в авариях и поэтому стоит стремиться к идеалу - нулевой смертности, как это делают в Швейцарии [18].
Чтобы достичь такого результата, надо вносить поправки в нормативно-правовую базу, регламентирующую безопасность дорожного движения. Такого результата можно добиться путем изменения региональных законов о безопасности организации пассажирских перевозок. Поскольку в современной России молодежь становится самостоятельным субъектом экономических отношений [19, с. 153-159], одним из признаков которого выступает оппозиционность, взаимосвязанная с рядом актуальных социальных проблем [20, с. 146-150] роль и значение участия молодежных органов в дальнейшем формировании транспортной политики трудно переоценить.
Таким образом, можно сделать вывод, что нынешнему законодательству нужно внести поправки в федеральные и региональные законы для более эффективного сотрудничества с организациями, осуществляющими пассажирские перевозки и урегулировать отношения между государственными и муниципальными органа-
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)
401
Golobokov Andrey Sergeevich, Ren Zhanchao, Muzyukov Maxim Maximovich LEGISLATION ASPECTS OF TRANSPORT MANAGEMENT ...
juridical science
ми для лучшей реализации закона. Кроме того, стоит отметить что реализация должна проходить в пределах полномочий данных органов власти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р (ред. от 11.06.2014) «О Транспортной стратегии Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_82617/.
2. Авакьян С.А. Конституционное право России. Т.2. М., 2005. - 864 с.
3. Авакьян С.А., Лютцер В.Л., Пешин Н.Л., Сивицкий В.А., Тимофеев Н.С. Муниципальное право России. М. 2009. - 544 с.
4. Безобразов В.П. Государство и общество. Управление и самоуправление и судебная власть. СПб, 1882. - 761 с.
5. Богданова Н.А. Наука конституционного права. М., 2000. - 256 с.
6. Васильчиков А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. (1869-1871 гг.) СПб, 1869.
- 352 с.
7. Васильев В.И. Муниципальное право России/ М., 2008. - 848 с.
8. Гончаров В.И. Институционализация системы местного самоуправления в РФ: конституционно-правовое исследование. Монография. 2015. - 864 с.
9. Горев А.Э., Олещенко Е.М. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения. 5-е изд. М., 2013. - 272 с.
10. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие / Б. А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 384 с.
11. Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_182659/.
12. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.04.2017) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.
13. Новик, А.А. Правовое регулирование пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования / А.А. Новик // Транспортное право. - 2015. - № 1. - С. 41-44.
14. Гордеева, С.Н. Транспортное обслуживание населения в рамках госзаказа / С.Н. Гордеева // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2013.
- № 1. - С. 35-42.
15. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/.
16. Ванеев, О.Н. Транспортное обслуживание населения на муниципальном уровне: к проблеме законодательного регулирования / О.Н. Ванеев // Транспортное право. - 2016. - № 3. - С. 9-13.
17. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 (ред. от 11.10.2016) «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_ LAW_152847/.
18. Сафронов, Э. А. Транспортные системы городов и регионов: учеб, пособие для вузов. М.: АСВ, 2014. -288 с.
19. Тюгаев А.Р., Голобоков А.С. Особенности потребительского поведения молодежных субкультур: факторы, модели, тенденции. Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в науке нового времени». 18 апреля 2016 г. С.153-159.
20. Бурова В.А., Голобоков А.С. Антисоциальные движения и их роль в формировании субкультурного пространства современной России. Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в науке нового времени». 18 апреля 2016 г. - С. 146-150.
Статья поступила в редакцию 04.05.2018
Статья принята к публикации 26.06.2018