Научная статья на тему 'Нормативно-правовые аспекты цифровой трансформации сельского хозяйства'

Нормативно-правовые аспекты цифровой трансформации сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
информационное обеспечение / нормативно-правовое обеспечение сельского хозяйства / программа развития сельского хозяйства / сельское хозяйство / тенденции развития цифрового сельского хозяйства / цифровизация сельского хозяйства / цифровая экономика / information support / regulatory support for agriculture / agricultural development program / agriculture / digital agriculture development trends / digitalization of agriculture / digital economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завиваев Н. С.

Введение. Процесс нормативно-правового обеспечения цифровизации сельского хозяйства сталкивается с неполной проработанностью и согласованностью законов и нормативно-правовых актов, а также с проблемой своевременности внесения дополнений и изменений ввиду стремительно меняющихся условий и факторов разного уровня. Принятие новых законов, внесение изменений и дополнений в существующие и определение правил и регламентов работы с цифровыми технологиями позволят развивать сельское хозяйство не только крупным сельхозтоваропроизводителям, но и в средних и мелких хозяйствах, ориентированных на потребности местного локального рынка. Материалы и методы. В процессе проведения исследования были определены и проанализированы факторы нормативно-правового обеспечения цифровизации сельского хозяйства, выделены основные направления стратегий цифровой трансформации агросферы в России и изучен зарубежный опыт. Результаты. В процессе исследования был проанализирован спектр нормативно-правовых актов, регламенирующих процессы развития сельского хозяйства, в частности пул вопросов, посвящённых совершенствованию информационного обеспечения отрасли. Обсуждение. Проведена оценка и сопоставление фактических и целевых индикаторов ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство», определены основные причины и факторы, повлиявшие на отклонения от целевых значений. Заключение. Процесс нормативно-правового обеспечения цифровизации сельского хозяйства является важным шагом в развитии сельского хозяйства и его адаптации к современным технологиям. Нормативно-правовое обеспечение в этой области имеет ряд преимуществ, позволяющих регламентировать различные составляющие системы, обеспечивающие достаточный уровень целостности и зрелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulatory aspects of digital transformation developed economy

Introduction. The process of regulatory support for the digitalization of agriculture is faced with incomplete elaboration and consistency of laws and regulations, as well as the problem of the timeliness of making additions and changes due to rapidly changing conditions and factors of various levels. The adoption of new laws, the introduction of amendments and additions to existing ones and the definition of rules and regulations for working with digital technologies will allow the development of agriculture not only for large agricultural producers, but also in medium and small farms focused on the needs of the local local market. Materials and methods. In the course of the study, the factors of regulatory support for the digitalization of agriculture were identified and analyzed, the main directions of strategies for the digital transformation of the agrosphere in Russia were identified and foreign experience was studied. Results. In the course of the study, a range of legal acts regulating the processes of agricultural development was analyzed, in particular, a pool of issues related to improving the information support of the industry. Discussion. An assessment and comparison of actual and target indicators of the departmental project «Digital Agriculture» was carried out, the main reasons and factors that influenced the deviations from the target values ​​were identified. Conclusion. The process of regulatory support for the digitalization of agriculture is an important step in the development of agriculture and its adaptation to modern technologies. Regulatory support in this area has a number of advantages, allowing to regulate the various components of the system, providing a sufficient level of integrity and maturity.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые аспекты цифровой трансформации сельского хозяйства»

WW^WW^V РРГМПНД пкн&я иптрлгптля яwnнпмикл

РЕ! ИОПАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

_5.2.3 РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА_

Научная статья УДК 332

Б01: 10.24412/2227-9407-2023-9-63-72 Нормативно-правовые аспекты цифровой трансформации сельского хозяйства

Николай Сергеевич Завиваев

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия zavivaev_nik@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-6654-6685

Аннотация

Введение. Процесс нормативно-правового обеспечения цифровизации сельского хозяйства сталкивается с неполной проработанностью и согласованностью законов и нормативно-правовых актов, а также с проблемой своевременности внесения дополнений и изменений ввиду стремительно меняющихся условий и факторов разного уровня. Принятие новых законов, внесение изменений и дополнений в существующие и определение правил и регламентов работы с цифровыми технологиями позволят развивать сельское хозяйство не только крупным сельхозтоваропроизводителям, но и в средних и мелких хозяйствах, ориентированных на потребности местного локального рынка.

Материалы и методы. В процессе проведения исследования были определены и проанализированы факторы нормативно-правового обеспечения цифровизации сельского хозяйства, выделены основные направления стратегий цифровой трансформации агросферы в России и изучен зарубежный опыт.

Результаты. В процессе исследования был проанализирован спектр нормативно-правовых актов, регламени-рующих процессы развития сельского хозяйства, в частности пул вопросов, посвященных совершенствованию информационного обеспечения отрасли.

Обсуждение. Проведена оценка и сопоставление фактических и целевых индикаторов ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство», определены основные причины и факторы, повлиявшие на отклонения от целевых значений.

Заключение. Процесс нормативно-правового обеспечения цифровизации сельского хозяйства является важным шагом в развитии сельского хозяйства и его адаптации к современным технологиям. Нормативно -правовое обеспечение в этой области имеет ряд преимуществ, позволяющих регламентировать различные составляющие системы, обеспечивающие достаточный уровень целостности и зрелости.

Ключевые слова: информационное обеспечение, нормативно-правовое обеспечение сельского хозяйства, программа развития сельского хозяйства, сельское хозяйство, тенденции развития цифрового сельского хозяйства, цифровизация сельского хозяйства, цифровая экономика

Финансирование: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда 23 -28-01785 «Моделирование роста производства продовольственной продукции с учетом совершенствования научного обеспечения хозяйствующих субъектов АПК».

Для цитирования: Завиваев Н. С. Нормативно-правовые аспекты цифровой трансформации сельского хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2023. № 9 (148). С. 63-72. БОТ: 10.24412/2227-9407-2023-9-63-72

О Завиваев Н. С., 2023

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

^^WWW^^WW огг/плм i л \m скгтпвл i гглшлшгс

nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_

Introduction. The process of regulatory support for the digitalization of agriculture is faced with incomplete elaboration and consistency of laws and regulations, as well as the problem of the timeliness of making additions and changes due to rapidly changing conditions and factors of various levels. The adoption of new laws, the introduction of amendments and additions to existing ones and the definition of rules and regulations for working with digital technologies will allow the development of agriculture not only for large agricultural producers, but also in medium and small farms focused on the needs of the local local market.

Materials and methods. In the course of the study, the factors of regulatory support for the digitalization of agriculture were identified and analyzed, the main directions of strategies for the digital transformation of the agrosphere in Russia were identified and foreign experience was studied.

Results. In the course of the study, a range of legal acts regulating the processes of agricultural development was analyzed, in particular, a pool of issues related to improving the information support of the industry. Discussion. An assessment and comparison of actual and target indicators of the departmental project «Digital Agriculture» was carried out, the main reasons and factors that influenced the deviations from the target values were identified. Conclusion. The process of regulatory support for the digitalization of agriculture is an important step in the development of agriculture and its adaptation to modern technologies. Regulatory support in this area has a number of advantages, allowing to regulate the various components of the system, providing a sufficient level of integrity and maturity.

Keywords: information support, regulatory support for agriculture, agricultural development program, agriculture, digital agriculture development trends, digitalization of agriculture, digital economy

Funding: The research was carried out with the support of the Russian Science Foundation grant 23-28-01785 «Modeling the growth of food production considering the improvement of scientific support for agricultural entities».

For citation: Zavivaev N. S. Regulatory aspects of digital transformation developed economy // Bulletin NGIEI. 2023. № 9 (148). P. 63-72. DOI: 10.24412/2227-9407-2023-9-63-72

Regulatory aspects of digital transformation developed economy

Nikolay S. Zavivaev

Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino, Russia zavivaev_nik@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-6654-6685

Abstract

Введение

ния требовательности к качеству и количеству продукции сельского хозяйства и, как следствие, продуктов питания внедрение цифровых технологий и инноваций может привести к увеличению урожайности, снижению затрат на производство и повышению конкурентоспособности продукции.

Нормативно-правовое регулирование цифровой трансформации сельского хозяйства и реализации вспомогательных процессов является актуальным и необходимым в современных условиях. На фоне экономической, геополитической и санкцион-ной нестабильности, изменения климата и повыше-

Значение цифровой трансформации сельского хозяйства заключается еще и в укреплении конкурентоспособности аграрной отрасли страны на мировом рынке в части наращивания экспортного потенциала на лояльных направлениях. Однако для того, чтобы этот процесс стал массовым и успешным, необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу, которая бы регулировала процессы внедрения, правомерности применения и комплексного системного использования цифровых технологий в сельском хозяйстве и обеспечивала их безопасность и адаптивность.

VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'л VWWWWW

¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОПАЛ ID ПАЯ И ОМГЛСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Принятие новых законов, внесение изменений и дополнений в существующие и определение правил и регламентов работы с цифровыми технологиями позволят развивать сельское хозяйство не только крупным сельхозтоваропроизводителям, но и в средних и мелких хозяйствах, ориентированных на потребности местного локального рынка. Безусловно, нормативно-правовое регулирование цифровой трансформации сельского хозяйства является значимым для развития этой отрасли и создания условий для экономического роста в целом, за счет стимулирования вспомогательных и обслуживающих производств и направлений.

Материалы и методы

Стратегия цифровой трансформации сельского хозяйства - это комплекс мероприятий, направленных на внедрение современных технологий в производственный процесс и управление сельским хозяйством. Она включает в себя использование цифровых технологий, таких как сенсоры, системы искусственного интеллекта, большие данные, интернет вещей и другие, для повышения эффективности и качества производства, улучшения условий труда для сельского населения, увеличения конкурентоспособности продукции и экономической эффективности хозяйствующих субъектов [6; 7; 8; 9].

В России стратегия цифровой трансформации сельского хозяйства включает в себя несколько направлений:

1. Создание единого информационного пространства сельского хозяйства, в котором будут собираться данные о производственном процессе на хозяйствах разного размера и специализации, ветеринарном и фитосанитарном контроле, состоянии почв и растительности.

2. Внедрение робототехники, дронов и других автоматизированных систем в сельском хозяйстве.

3. Современные технологии управления хозяйством, включая использование систем принятия решений, технологий управления логистикой и других.

4. Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс для повышения квалификации и профессиональной компетенции работников сельского хозяйства.

За рубежом стратегия цифровой трансформации сельского хозяйства имеет сходные направления. Однако каждая страна разрабатывает свой подход в зависимости от особенностей географического положения, климатических условий, социально-экономических факторов и других.

США активно разрабатывают и внедряют системы искусственного интеллекта и больших данных для анализа производственного процесса, а также роботизированные системы для автоматизации сельскохозяйственных работ.

Китай придает большое значение внедрению цифровых технологий в производство и созданию обширных баз данных, а также разрабатывает стандарты породы различных животных и растений, чтобы повысить продуктивность и качество продукции.

Израиль специализируется на разработке и внедрении технологий полива и удобрений, а также создании гидропонных систем, которые позволяют выращивать растения без почвы.

Таким образом, стратегия цифровой трансформации сельского хозяйства является актуальной задачей для развития отрасли во всем мире, и каждый производитель подбирает свой путь в зависимости от своих особенностей и потребностей путем внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сельское хозяйство, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности отрасли.

Актуальность нормативно-правового регулирования цифровизации сельского хозяйства обусловлена рядом факторов.

Все эти факторы подтверждают актуальность нормативно-правового регулирования цифровиза-ции сельского хозяйства. Необходимость создания соответствующего законодательного и правового фреймворка, который будет регулировать использование и защиту данных, технологических решений, правовые аспекты контроля качества и безопасности продукции и другие вопросы, связанные с цифровым развитием сельского хозяйства. Такой подход обеспечит эффективное и устойчивое развитие отрасли и защитит интересы всех стейкхолдеров, потребителей и окружающей среды.

! REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS

Факторы нормативно-правового регулирования цифровой трансформашш сельского хозяйства Factors of regulatory and legal regulation of the digital transformation of agriculture

Развитие IIKT и цифровых технологий С каждым годом информационные технологии становятся все более доступными и широко применяемыми. В связи с этим, сельское хозяйство имеет огромный потенциал для применения цифровых инструментов, которые могут улучшить производственные процессы и повысить эффективность отрасли

Development of ICT and digital technologies Every year information technologies become more accessible and widely used.In this regard, agriculture has a huge potential for applying digital toolsthat can improve production processes and increase the efficiency of the industry.

Возросшая потребность в увеличении продуктивности сельского хозяйства В условиях растущего мирового населения и увеличивающейся потребности в продуктах питания, сельское хозяйство сталкивается с задачей увеличения производительности и повышения качества продукции. Цифровизация может существенно помочь б достижении этих целей путем оптимизации процессов, улучшения контроля и принятия решений на основе данных Increased need to increase agricultural productivity With a growing world population and an increasing need for food, agriculture is faced with the challenge of increasing productivity and improving product quality. Digitization can significantly help achieve these goals by streamlining processes, improving control and data-driven decision makins.

Необходимость устойчивого развития сельского хозяйства Сельское хозяйство имеет значительное влияние на окружающую среду, включая использование земли, воды и других ресурсов, а также выбросы парниковых газоЕ. Цифровые технологии могут помочь сельскому хозяйству улучшить устойчивость и экологическую эффективность, например, шлем точного определения потребностей в удобрениях и пестицидах, управления поливом и так далее / The need for sustainable development of agriculture. Agriculture has a significant impact on the environment, including the use of land, water and other resources, as well as greenhouse gas emissions Digital technologies can help agriculture improve resilienceand environmental efficiency, for example, by accurately identifying needsin fertilizers and pesticides, irrigation management and so on.

Безопасность продовольствия Цифровизация может улучшить системы контроля качества и безопасности продукции, что особенно важность условиях глобального рынка. С помощью цифровых технологий можно отслеживать путь продукции от поля до стола, улучшать качество и безопасность пишевых продуктов, а также более эффективно реагировать на возможные угрозы здоровью Food safety Digitalization can improve product quality and safer," control systems, which is especially important in a global market. With the help of digital technologies, you can track the path of products from the field to the table, improve the quality and safety of foodproducts, and respond more effectively to possible health threats.

Рис. 1. Факторы нормативно-правового регулирования цифровой трансформации сельского хозяйства Fig. 1. Factors of regulatory and legal regulation of the digital transformation of agriculture

Составлено автором на основании

Результаты

Основополагающими нормативно-правовыми актами, регламентирующими развитие сельского хозяйства и аспекты его цифровой трансформации, являются:

• Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

• Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О развитии сельского хозяйства»;

• Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О личном подсобном хозяйстве»;

• Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

• постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от 18.01.2023) «О Государ-

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА ]

ственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;

• Указ Президента РФ от 21.07.2016 № 350 (ред. от 10.04.2023) «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства»;

• постановление Правительства РФ от 07.03.2008 № 157 (ред. от 14.10.2022) «О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства»;

• распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 297-р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы»;

• распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 № 1292-р (ред. от 30.05.2014) «Об утверждении Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных

для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020»;

• распоряжение Правительства РФ от 29.06.2016 № 1364-р «Об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года»;

• ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» 2019-2024 годы.

Все представленные нормативно-правовые акты регулируют процессы, связанные с развитием сельского хозяйства и, в частности, его цифровой трансформации. Наряду с этим, спектр вопросов и целевых индикаторов цифровой трансформации представлены в ведомственном проекте «Цифровое сельское хозяйство» 2019-2024 годы.

С точки зрения достижения целевых индикаторов в рамках проекта основные данные представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Целевые индикаторы ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» Fig. 2. Target indicators of the departmental project «Digital Agriculture» Составлено автором на основании

Обсуждение

Несмотря на большие инвестиции (300 млрд руб. составляет общий бюджет проекта, 50,6 % -федеральный бюджет, 2,7 % - региональные бюджеты, 46,7 % - внебюджетные источники) и высокие ожидания, индикаторы ведомственного проекта

«Цифровое сельское хозяйство» на текущий момент времени отстают от целевых значений ввиду следующих причин:

1. Недостаточное количество квалифицированных сотрудников на всех уровнях исполнения проекта, начиная от локальных пользователей, та-

! REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS

ких как операторы машинного доения, механизаторы и агрономы, которые должны были работать с модулями цифровых систем, заканчивая менеджерами и управленческим персоналом проекта. С целью обеспечения эффективного и инновационного развития сельского хозяйства проведение учебных курсов, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки и аттестации специалистов в сфере сельского хозяйства по программам цифровой трансформации сельского хозяйства является, безусловно, важнейшим фактором и возможны как на базе учебных заведений, так и на базе существующих предприятий и организаций, занимающихся сельским хозяйством. Основными трендами программ обучения являются изучение современных технологий цифровой трансформации сельского хозяйства, а также практические навыки и инструменты, необходимые для внедрения этих

технологий в процессы производства, изучение экономических и организационных аспектов, связанных с цифровой трансформацией АПК [10].

2. Неготовность к «ментальной цифровой трансформации»: сельхозтоваропроизводители не были заинтересованы в использовании цифровых технологий, поскольку не было четкого понимания практической пользы и презентации возможностей систем. К тому же бытует мнение о ненужности новых технологий, которые находятся вне зоны комфорта работников, например, предпочтение использования бумажных документов и нежелание перехода на электронный документооборот. Во-вторых, некоторые люди могут опасаться того, что они не смогут справиться с новыми технологиями и видят угрозу их рабочим местам в части осознания догмы: «автоматизация исключает работу человека и приводит к массовой безработице» [11; 12; 13].

Таблица 1. Динамика и структура затрат на реализацию ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство»

Table 1. The number of people employed in agriculture from the total number of people employed in the economy (thousand people)

Статья затрат, млн руб. / Год / Year Всего / Total Доля /

Cost item, million rubles 2019 2020 2021 2022 2023 2024 Share, %

Создание и внедрение национальной платформы цифрового государственного управления сельским хозяйством «Цифровое сельское хозяйство» (ЦСХ) / Creation and implementation of the national platform digital state management of agriculture «Digital agriculture economy» (TSSH) Создание и внедрение модуля «Агрорешения» национальной платформы цифрового государственного управления сельским хозяйством «Цифровое сельское хозяйство» для повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей / Creation and implementation of the Agro Solutions module of the national platform for digital State Administration of Agriculture «Digital Agriculture» to improve the efficiency of agricultural producers Создание системы непрерывной подготовки специалистов сельскохозяйственных предприятий с целью формирования у них компетенции в области цифровой экономики / Creation of a system of continuous training of specialists of agricultural enterprises in order to form their competence in the field of the digital economy

Реализация ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» / Implementation of the departmental project «Digital Agriculture» Составлено автором на основании1

,0 ,9 ,4 ,4 ,9 ,4

0, ocT 1, 00T vo

5 0 4 2 5 9

1 2 7 1 0 7

0 0 3 00 7 00

1 2 2 2 1 1

,0 ,5 ,0 ,0 ,5 ,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5, 2, 5, 0, 2, 5,

7 ЧО 7 0 ЧО 2

2 9 7 5 5 7

3 2 3 5 4 2

in (N ON

00 (N 00

00

00

m

00

m

00 rm

(N 00 о 00

о о 00 (N (N

00 ЧО m in

77,7

15,0

3,5

VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'л VWWWWW

¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОПАЛ ID ПАЯ И 01 РАСЛЕРАЯ ЭКОНОМИКА

3. Технические проблемы. Были технические препятствия в выполнении проекта, такие как неравномерность зон покрытия беспроводной связи в сельской местности, неоптимальный уровень энергообеспеченности и фондооснащенности.

4. Недостаточный уровень проработанности нормативно-правовой базы, регламентирующей различные аспекты цифровой трансформации.

5. Высокий уровень кроссфункциональности команды проекта, включающий в себя более 30 заинтересованных стейкхолдеров.

В структуре затрат на реализацию проекта «Цифровое сельское хозяйство» наибольший удельный вес занимает статья «Создание и внедрение национальной платформы цифрового государственного управления сельским хозяйством «Цифровое сельское хозяйство» (ЦСХ)» с общим значением в 118,082 трлн руб. На создание и модуля «Агрорешения» национальной платформы цифрового государственного управления сельским хозяйством «Цифровое сельское хозяйство» для повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей предусмотрено 15 % или 22,8 трлн руб. совокупного бюджета, на создание системы непрерывной подготовки специалистов сельскохозяйственных предприятий с целью формирования у них компетенции в области цифровой экономики 5,368 трлн руб., или 3,5 %.

Заключение

Процесс нормативно-правового обеспечения цифровизации сельского хозяйства является важным шагом в развитии сельского хозяйства и его адаптации к современным технологиям. Нормативно-правовое обеспечение в этой области имеет ряд преимуществ, позволяющих регламентировать:

1. Процессы использования цифровых технологий. Нормативы и акты позволят определить правила использования цифровых технологий в сельском хозяйстве. Это может помочь в предотвращении злоупотреблений и неправомерного использования данных, а также обеспечить безопасность бизнес-процессов.

2. Стимулирование инноваций. Правовая база может способствовать созданию и развитию новых технологических решений и инноваций в сельском хозяйстве. Это может помочь повысить эффективность производства, оптимизировать процессы и снизить затраты.

3. Защита прав субъектов цифровизации. Нормативы и правила могут защищать права и интересы всех сторон, вовлеченных в цифровизацию сельского хозяйства. Это может включать права фермеров, работников, потребителей и других участников этого процесса. Законодательство может помочь обеспечить прозрачность, справедливость и законность в отношениях между ними.

4. Установление стандартов и требований. Нормативы и правила могут определить стандарты и требования к цифровым решениям и инфраструктуре в сельском хозяйстве. Это может помочь в создании единых подходов к разработке и использованию цифровых технологий, а также содействовать их совместимости и взаимодействию.

В целом совершенствование нормативно-правового обеспечения цифровизации сельского хозяйства играет важную роль в обеспечении развития и совершенствования процессов. За счет обеспечения прозрачности, безопасности и справедливости в отношениях между стейкхолдерами этого процесса стимулировать инновации и создавать благоприятные условия для цифрового развития сельского хозяйства [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20].

Примечания:

1 Цифровое сельское хозяйство: Ведомственный проект Министерства сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс] . Режим доступа: https://digital.gov.ru/uploaded/files/o-sozdanii-i-obespechenii-funktsionirovaniya-tsifrovyih-platformagropromyishlennogo-kompleksa.pdf

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Огнивцев С. Б. Цифровизация экономики и экономика цифровизации // Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. № 2. С. 77-80.

2. Ковалева И. В. Цифровизация сельского хозяйства как стратегический элемент управления отраслью // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 3-1. С. 131-133.

3. Анищенко А. Н., Левина Е. В. Цифровая компетентность как основа конкурентоспособности работника на рынке труда агропромышленного комплекса в условиях киберэкономики // Экономика и социум: современные модели развития. 2020. Том 10. № 3. С. 233-246 (с. 235). doi: 10.18334/ecsoc.10.3.111143.

^^WWW^^WW пгппыл i л мп сггтппл т сглилмггг

nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_

4. Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Завиваев Н. С. Вклад высококвалифицированных работников в развитие экономики регионов // Экономика региона. 2021. Т. 17. № 3. С. 873-887.

5. Акмаров П. Б., ГазетдиновМ. Х., Князева О. П. Состояние и основные направления развития цифровой экономики в сельском хозяйстве России // Вестник Казанского государственного аграрного университета. Казань. 2019. Том 14. № 1 (52). С. 107-112.

6. Ковалева И. В. Цифровизация сельского хозяйства как стратегический элемент управления отраслью // Экономика и бизнес: теория и практика. Новосибирск. 2019. № 3-1. С. 131-133.

7. Пантелеева Т. А. Проблемы развития цифровых бизнес-моделей предприятий АПК: зарубежный и отечественный опыт // Продовольственная политика и безопасность. Москва. 2021. Т. 8. № 1. С. 63-84.

8. Санду И. С. Нечаев В. И., Рыженкова Н. Е. Предпосылки создания новых инновационных формирований в условиях цифровой экономики // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Мытищи. 2020. № 4. С. 31-36.

9. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А. Международный опыт прогнозирования экономики в компетенциях и квалификациях // Эффективные методы прогнозирования кадровых требований рынка труда для формирования регионального заказа на подготовку кадров. Москва : Федеральный институт развития образования, 2016. С. 7-11.

10.Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Мирошников М. С. Экспорт дополнительных профессиональных образовательных программ. Навыки и технологии. На подъеме аграрных университетов // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 4. С. 518-540.

11. Завиваев Н. С., Якимова О. Ю., Мансуров А. П. Кластерный анализ эффективности использования элементов точного сельского хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2021. № 12 (127). С. 82-94.

12. Нечипоренко О. В., Мореханова М. Ю. Социальные риски и ограничения инновационно-ориентированного развития сельских территорий // Россия: тенденции и перспективы развития. 2017. № 2. Ч. 2. С. 570-571.

13. Чутчева Ю. В., Коротких Ю. С., Кирица А. А. Цифровые трансформации в сельском хозяйстве // Аг-роинженерия. 2021. № 5 (105). С. 53-58.

14. Курносова Н. С. Разработка стратегии информатизации сельского хозяйства // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2018. № 2 (57). С. 166-173.

15. Якимова О. Ю. Цифровизация сельского хозяйства: опыт Европейского союза и России // Контентус. 2020. № 1 (90). С. 18-25.

16. Лазько О. В., Семченкова С. В., Лукашева О. Л. Стратегические ориентиры управления процессами цифровой трансформации в агропромышленном комплексе // Московский экономический журнал. 2018. № 4. С. 507-518.

17. Фомин А. А. Проект «Цифровое сельское хозяйство» - драйвер инновационного развития АПК // АПК: Экономика, управление. 2019. № 11. С. 72-76.

18. Платонова Т. Е. Проблемы развития агропромышленного комплекса России в свете внедрения проекта «Цифровое сельское хозяйство» // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2019. № 1. С. 69-73.

19. Соловьев Д. А., Журавлева Л. А., Бахтиев Р. Н. Цифровые технологии в сельском хозяйстве // Аграрный научный журнал. 2019. № 11. С. 95-98.

20. Мигунов Р. А. Цифровые технологии в российском сельском хозяйстве // Никоновские чтения. 2019. № 24. С.362-363.

Дата поступления статьи в редакцию 20.06.2023; одобрена после рецензирования 24.07.2023;

принята к публикации 26.07.2023.

Информация об авторе:

Н. С. Завиваев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов», Spin-код: 3010-8386.

VWWWWW рргипнд пкнля и птрлгtwra я жпипмикд VWWWWW

РЕ1 ИОПАЛ IP ПАЯ И О1 ГАСЛЕРАЯ ЭКОНОМИКА

REFERENCES

1. Ognivcev S. B. Cifrovizaciya ekonomiki I ekonomika cifrovizacii [Digitization of the economy and the economy of digitalization], Mezhdunarodnii sel'skohozyaistvennij zhurnal [International Agricultural Journal], 2019, No. 2, pp. 77-80.

2. Kovaleva I. V. Tsifrovizatsiia selskogo khoziaistva kak strategicheskii element upravleniia otrasliu [Digitalization of agriculture as a strategic element of industry management], Ekonomika i biznes teoriia ipraktika [Economics and Business: theory and practice], 2019, No. 3-1, pp. 131-133.

3. Anoschenko A. N., Levina E. V. Cifrovaja kompetentnoct' kak osnova konkurentosposobnosti rabotnika na rinke truda agropromishlennogo kompleksa v uslovijah kiberekonomiki [Digital Competence as a Basis for Competitiveness of an Employee in the Labor Market of the Agro-Industrial Complex in the Conditions of Cyber Economy], Ekonomika i socium: sovremennie modeli razvitija [Economy and society: modern development models], 2020, Vol. 10, No. 3, pp. 233-246. doi: 10.18334/ecsoc.10.3.111143.

4. Korshunov I. A., Shirkova N. N., Zavivaev N. S. Vklad vysokokvalificirovannyh rabotnikov v razvitie ekonomiki regionov [Contribution of highly qualified workers to the development of the regional economy], Ekonomika regiona [Economy of the region], 2021, Vol. 17, No. 3, pp. 873-887.

5. Akmarov P. B., Gazetdinov M. H., Knyazeva O. P. Sostoyanie i osnovnye napravleniya razvitiya cifrovoj ekonomiki v sel'skom hozyaj stve Rossii [The state and main directions of development of the digital economy in agriculture in Russia], Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Kazan State Agrarian University], Kazan', 2019, Vol. 14, No. 1 (52), pp. 107-112.

6. Kovaleva I. V. Cifrovizaciya sel'skogo hozyajstva kak strategicheskij element upravleniya otrasl'yu [Digitalization of agriculture as a strategic element of industry management], Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economics and Business: theory and practice], Novosibirsk, 2019, No. 3-1, pp. 131-133.

7. Panteleeva T. A. Problemy razvitiya cifrovyh biznes modelej predpriyatij APK: zarubezhnyj i otechestvennyj opyt [Problems of development of digital business models of agricultural enterprises: foreign and domestic experience], Prodovol'stvennayapolitika i bezopasnost' [Foodpolicy and security], Moscow, 2021, Vol. 8, No 1, pp. 63-84.

8. Sandu I. S. Nechaev V. I., Ryzhenkova N. E. Predposylki sozdaniya novyh innovacionnyh formirovanij v usloviyah cifrovoj ekonomiki [Prerequisites for the creation of new innovative formations in the digital economy], Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki [Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy], Mytishchi, 2020, No. 4, pp. 31-36.

9. Dudyrev F. F., Romanova O. A. Mezhdunarodnyj opyt prognozirovaniya ekonomiki v kompetenciyah i kvalifikaciyah [International experience in forecasting the economy in competencies and qualifications], Effektivnye metody prognozirovaniya kadrovyh trebovanij rynka truda dlya formirovaniya regional'nogo zakaza na podgotovku kadrov [Effective methods of forecasting personnel requirements of the labor market for the formation of a regional order for training], Moscow: Federal'nyj institut razvitiya obrazovaniya, 2016, pp. 7-11.

10. Korshunov I. A., SHirkova N. N., Miroshnikov M. S. Eksport dopolnitel'nyh professional'nyh obra-zovatel'nyh programm. Navyki i tekhnologii. Na pod"eme agrarnyh universitetov [Export of additional professional educational programs. Skills and technologies. On the rise of agricultural universities], Integraciya obrazovaniya [Integration of education], 2019, Vol. 23, No. 4, pp. 518-540.

11. Zavivaev N. S., Iakimova O. Yu., Mansurov A. P. Klasternij analiz effektivnosti ispol'zovanija elementov tochnogo sel'skogo hozjaistva [Cluster analysis of the effectiveness of the use of elements of precision agriculture], Vestnik NGIEI [Bulletin NGIEI], 2021, No. 12 (127), pp. 82-94.

12. Nechiporenko O. V., Morekhanova M. Yu. Social'nye riski i ogranicheniya innovacionno-orientirovannogo razvitiya sel'skih territorij [Social risks and limitations of innovation-oriented rural development], Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya [Russia: trends and prospects of development], 2017, No. 2, Part 2, pp. 570-571.

13. Chutcheva Yu. V., Korotkih Yu. S., Kirica A. A. Cifrovye transformacii v sel'skom hozyajstve [Digital transformations in agriculture], Agroinzheneriya [Agroengineering], 2021, No. 5 (105), pp. 53-58.

14. Kurnosova N. S. Razrabotka strategii informatizacii sel'skogo hozyajstva [Development of agricultural informatization strategy], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Voronezh State Agrarian University], 2018, No. 2 (57), pp. 166-173.

15. Yakimova O. Yu. Cifirovizacija sel'skogo hozjaistva: opit Evropeiskogo souza i Rossii [Digitalization of agriculture: the experience of the European Union and Russia], Kontentus, 2020, No. 1 (90), pp. 18-25.

71

Вестник НГИЭИ. 2023. № 9 (148). C. 63-72. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2023. № 9 (148). P. 63-72. ISSN 2227-9407 (Print)

^^WWW^^WW вггтмА! л Ain сггтпп л I ргл дм м/гс ШЙЛЛЛЛЙЛЙЛЛ^

nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMlLà_

16. Lazko O. V., Semchenkova S. V., Lukasheva О. L. Strategicheskie orientity upravlenija processamy cifrovoi transformacii v agropromishlennom komplexe [Strategic guidelines for managing digital transformation processes in the agro-industrial complex], Moskovskji ekonomicheskji zhurnal [Moscow Economic Journal], 2018, No. 4, pp.507-518.

17. Fomin A. A. Proekt «Cifrovoe sel'skoe hozyajstvo» - drajver innovacionnogo razvitiya APK [«Digital Agriculture» - the driver of innovative development of the agro-industrial complex], APK: Ekonomika, upravlenie [Agro-industrial complex: Economics, management], 2019, No 11, pp. 72-76.

18. Platonova T. E. Problemy razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Rossii v svete vnedreniya proekta «Cifrovoe sel'skoe hozyajstvo» [Problems of development of the agro-industrial complex of Russia in the light of the implementation of the Digital Agriculture project], Aktual'nye problemy social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Actual problems of socio-economic development of Russia], 2019, No 1, pp. 69-73.

19. Solov'ev D. A., Zhuravleva L. A., Bahtiev R. N. Cifrovye tekhnologii v sel'skom hozyajstve [Digital technologies in agriculture], Agrarnyj nauchnyj zhurnal [Agrarian Scientific Journal], 2019, No. 11, pp. 95-98.

20. Migunov R. A. Cifrovye tekhnologii v rossijskom sel'skom hozyajstve [Digital technologies in Russian agriculture], Nikonovskie chteniya [Nikon readings], 2019, No. 24, pp. 362-363.

The article was submitted 20.06.2023; approved after reviewing 24.07.2023; accepted for publication 26.07.2023.

Information about the author: N. S. Zavivaev - Ph. D. (Economy), Associate Professor «Economics and Automation of Business Processes», Spin-code: 3010-8386.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.