Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ И ВЕТЕРАНОВ ТРУДА'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ И ВЕТЕРАНОВ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1532
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
социальная сфера / меры социальной поддержки / социальная защита / социальное обеспечение / «монетизация» льгот.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.Н. Бурменко

В статье раскрываются нормативно-правовые аспекты реализации мер социальной поддержки инвалидов и ветеранов труда, дается характеристика федерального и регионального законодательства. Исследована взаимосвязь, зависимость и влияние друг на друга норм права, регулирующих социальное обеспечение инвалидов и ветеранов труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ И ВЕТЕРАНОВ ТРУДА»

Ю

Р

И

Д

И Ч

Е С К И Е

НАУКИ

А.Н. Бурменко

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ И ВЕТЕРАНОВ ТРУДА

В статье раскрываются нормативно-правовые аспекты реализации мер социальной поддержки инвалидов и ветеранов труда, дается характеристика федерального и регионального законодательства. Исследована взаимосвязь, зависимость и влияние друг на друга норм права, регулирующих социальное обеспечение инвалидов и ветеранов труда.

Ключевые слова: социальная сфера, меры социальной поддержки, социальная защита, социальное обеспечение, «монетизация» льгот.

Одной из первостепенных ролей Российской Федерации в жизни общества, как социального государства, является проведение политики, направленной на создание благоприятных условий для достойной жизни и повышения благосостояния граждан, поддержка нуждающихся граждан.

Государственное управление в любой сфере жизнедеятельности общества невозможно без правового регулирования, без законодательного закрепления прав и обязанностей участников правоотношений, наделения органов управления определенными полномочиями. Нормы права и другие правовые средства оказывают воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.

В статье внимание уделено нормативно-правовым аспектам реализации мер социальной поддержки инвалидов и ветеранов труда.

Степень изученности выбранной темы неоднозначна, с одной стороны данная сфера достаточно законодательно урегулирована, с другой - есть определенные противоречия, на которых дополнительно необходимо акцентировать внимание и исследовать.

© А.Н. Бурменко, 2022.

Научный руководитель: Орлов Павел Алексеевич - кандидат исторических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации, (филиал в г. Челябинск), Россия.

Впервые публичное внимание к проблеме социального обеспечения ветеранов труда было озвучено в ходе «прямой линии» с Президентом Российской Федерации 30.06.2021г., в ходе которой пенсионером из Омской области заявлено о лишении его звания «ветеран труда» в связи с повышением пенсии. Президент ответил, что в курсе этой проблемы и считает такие решения чиновников неправильными и необоснованными. «Это региональное решение, когда присваивались эти звания ветеран труда и регион же принимает решение о том, чтобы лишить человека этого звания. Считаю, что абсолютно необоснованно. Если уж это звание было присвоено. Я знаю и считаю, что это неправильное решение», - ответил Президент. [10]

Президент отметил, что знает, что такая проблема существует в регионах. Он назвал необоснованным лишение людей звания, которые им ранее были присуждены, а также напомнил, что Конституция запрещает лишать людей уже выделенных им льгот: «У нас вообще есть общее правило, кстати, предусмотренное Конституцией РФ, нельзя людей лишать льгот, которые они уже имеют. Надо внимательно посмотреть на эту сторону дела всем нашим руководителям любого уровня». [10]

Так как сфера социального обеспечения достаточно обширна, в данной работе исследуются только сфера реализации мер социальной поддержки в отношении инвалидов и ветеранов труда. Стоит отметить, что федеральными нормативно-правовыми актами полномочия относительно установления размера выплат мер социальной поддержки инвалидов и ветеранов труда делегированы субъектам и устанавливаются законодательными актами этих субъектов, что порождает существенные отличия наименованиях однородных мер социальной поддержки, а также различия условия и порядка назначения этих мер. [8]

Исследование в указанной области проведено на основании анализа положений нормативных правовых актов федерального и регионального уровня, которые определяют правовые механизмы предоставления мер социальной поддержки инвалидов и ветеранов труда.

Теоретической базой исследования выступили монографии и учебная литература таких авторов, как Замараева, З.П., Кокшарова, Е.С., Усова О.А., Грищук В.А. и другие.

Методологическая основа исследования базировалась на использовании метода анализа и обобщения, которые позволили сравнить и выделить общности в нормах права, регулирующих исследуемую сферу. Так же, был применен метод абстрагирования, позволивший использовать в исследования только нормативно правовые акты значимые для исследуемой отраслевой специфики.

Суверенное государство РФ в лице органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, для предоставления социального обеспечения и социальной поддержки гражданам, разрабатывает и принимает законы и иные нормативные правовые акты, а также утверждает и реализовывает программы социального развития государства. При этом особой заботой со стороны государства должны пользоваться те члены общества, которые в силу объективных жизненных обстоятельств еще не имеют или уже лишились возможности своим трудом зарабатывать себе средства к существованию или этих средств стало недостаточно. [9]

Система социального обеспечения в Российской Федерации включает шести видов помощи, которые направлены на обеспечение дополнительной социальной защиты гражданам, которым она положена согласно законодательству.

Ранее применяемое в нормативных правовых актах понятие «льготы» был не так давно заменено законодателем на понятие «меры социальной поддержки», что существенно не изменило сути предоставления этих мер гражданам. Меры социальной поддержки можно интерпретировать, как совокупность действий, которые направлены на поддержание или удовлетворение потребностей членов общества (социально-бытовых, медицинских и других).

Понятие «льгота» многими авторами рассматривается, как специальная норма, которая дает дополнительные права гражданам, которые в силу тех или иных причин, не имеют возможности воспользоваться наравне с остальными своим правами (инвалиды, малообеспеченные граждане), либо гражданам в качестве поощрения за особые заслуги (ветераны ВОВ, ветераны труда, ветераны боевых действий и т.д.).

Обращаясь к регулированию данной сферы, стоит отметить, что нормы Конституции Российской Федерации, которые провозглашают РФ социальным государством детализируются в нормативно -правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области социальной поддержки инвалидов и ветеранов труда и включают Федеральный закон от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах». [1]

Принятие закона имело огромное социально-политическое значение для создания условий, обеспечивающих ветеранам достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает порядок реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение. Звание «Ветеран труда» присваивается гражданам при наличии установленного законодательством трудового (страхового) стажа. В свою очередь, законами и иными нормативными правовыми

актами субъектов Российской Федерации устанавливаются порядок, условия присвоения звания «Ветеран труда», а также размер ежемесячной денежной выплаты. [1]

В Челябинской области к таким нормативно правовым актам, следует отнести Закон Челябинской области от 29.11.2007 г. № 220-30 «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области» и Закон от 14.12.2004г. № 327-30 «О звании «Ветеран труда Челябинской области». [4;5]

Стоит отметить, что гражданам, которым присвоено звание «Ветеран труда» на федеральном уровне, звание «Ветеран труда Челябинской области» не присваивается.

Мерой социальной поддержки для ветеранов труда и ветеранов труда Челябинской области, согласно Постановлению Правительства Челябинской области от 01.08.2012 № 403-П [6], является ежемесячная денежная выплата.

Размер которой, подлежит индексации в соответствии с коэффициентом, устанавливаемым законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена в Федеральном законе от 24.11.1995г. №181-Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». [2].

Российская Федерация делегирует органам государственной власти субъектов полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов.

В свою очередь в Челябинской области реализация мер социальной поддержки инвалидов регулируется Положением о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, которая рассчитывается на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от20.07.2011г. № 230-П.

Так же, в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2015г. № 399 ФЗ «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 17 января 2016 года инвалидам 1, 2 группы и детям-инвалидам установлена компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. [2]

В законодательных актах закреплено, что указанные меры социальной поддержки должны предоставляться гражданам, имеющим на них право не зависимо от их социального статуса и материального положения.

Финансирование реализации мер социальной поддержки инвалидом и ветеранов труда осуществляется на основании Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1137.

Анализируя законодательство в сфере реализации мер социальной поддержки инвалидам и ветеранам труда, следует отметить, что региональное законодательство субъектов РФ характеризуется различиями наименований и условий представления однородных мер социальной поддержки, а также порядка назначения этих мер. [7]

Меры социальной поддержки, как правило, предоставляется в денежной и натуральной формах. Проведенная в августе 2004 г. «монетизация льгот», а именно замена большинства «льгот» предоставляемых в «натуральной форме» денежными выплатами, способствовала упрощению запутанной системы социальных привилегий. [9]

На данный момент, во всех субъектах РФ количество мер социальной поддержки, предоставляемых в денежной форме преобладает над количеством мер в форме предоставления услуг.

В зависимости от вида социальной поддержки, предоставлением мер социальной поддержки занимаются различные органы. Многообразие таких органов делает затруднительным возможность реализации права граждан на меры социальной поддержки.

Стоит отметить, что в целом в субъектах РФ законодательная база, регламентирующая вопросы предоставления мер социальной поддержки в настоящее время в достаточной мере сформирована и развивается, накоплен достаточно большой опыт законотворчества в сфере социального обеспечения.

Так же важно отметить, несмотря на то, что на практике у одного и того же лица могут быть основания претендовать на получение меры социальной поддержки двух и более видов, например ветеран труда со временем может получить инвалидность, то такое лицо на основании законодательства, по своему выбору может получить соответствующую меру лишь по одному из оснований. [9]

Звание «Ветеран труда» предоставляется гражданам, имеющим определенный, закрепленный на законодательном уровне стаж, а также заслуги и награды в сфере, где они трудились. В свою очередь инва-

лидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Один и тот же человек может иметь звание «Ветеран труда» и при этом ему присвоена группа инвалидности.

По мнению граждан, необходимость выбора льготного основания, для получения мер социальной поддержки, именно между этими двумя категориями является неправомерным, так как звание «Ветеран труда» ими получено за определенный, закреплённый стаж трудовой деятельности, а инвалидность приобретена, как раз в результате выполнения трудовых обязанностей.

Таким образом, этот вопрос на данный момент, хоть и достаточно урегулирован нормативно правовыми актами, но противоречит интересам граждан, лишает их права на получение мер социальной поддержки по нескольким причинам, не соприкасающимся между собой.

В статье дана оценка основным моментам нормативно-правового регулирования в части реализации мер социальной поддержки инвалидов и ветеранов труда. К сожалению, существующая система мер социальной поддержки данных категорий льготников зачастую не гармонирует с принципами социальной справедливости.

Данный факт находит отражение в категории людей, которым адресованы эти меры, а именно: граждане не способные быть полноценными членами общества по причине физического здоровья, граждане, имеющие важные заслуги перед обществом, а также семьи с низким достатком.

Следует отметить, что круг лиц, в отношении которых направлены указанные меры, может быть, как расширен, так и ссужен посредством принятия соответствующих законодательных актов. Более того уровень мер социальной поддержки разнится от региона к региону, так как зависит от волеизъявления законодателя и уровня материального достатка региона. Не определены четкие критерии, в соответствии с которыми граждане должны обеспечиваться мерами социальной поддержки.

Подытожим, существующая система мер социальной поддержки не подтверждает факт проведения государством целенаправленной и действенной политики в сфере указанных отношений, которая должна быть направлена на повышение уровня жизни большинства граждан пожилого возраста и инвалидов, а соответственно данная проблематика заслуживает дополнительного исследования.

Библиографический список

1. Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 26.03.2022г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. № 3., С. 168.

2.Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 28.06.2021г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 1995 г., № 48, С. 4563.

3.Постановление Правительства РФ от 27.12.2010г. №1137 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов» (ред. от 17.10.2014г.): URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169999/92d 969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения 25.04.2022г).

4.Закон Челябинской области от 14.12.2004г. № 327-ЗО «О звании «Ветеран труда Челябинской области» (ред. от 12.05.2020г.)// Официальный сайт Правительства Челябинской области. - URL: PravMin74.ru (дата обращения 25.04.2022г.)

5.Закон Челябинской области от 29.11.2007г. № 220-ЗО «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области» (ред. от 23.06.2021г.)// Официальный сайт Правительства Челябинской области. - URL:PravMin74.ru (дата обращения 25.04.2022г.)

6.Постановление Правительства Челябинской области от 01.08.2012г. № 403-П «О Положении о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, жертвам политических репрессий и ветеранам труда Челябинской области ежемесячной денежной выплаты» (ред. от 10Л2.2021г.)/Юфициальный сайт Правительства Челябинской области. — URL: PravMin74.ru (дата обращения 25.04.2022г.)

7.Замараева З.П. Нормативно-правовые особенности современной системы социальной помощи населению //Вестник Пермского университета. Юридические науки. — №2. — С. 184—192.

8.Кокшарова Е. С. Проблемы социальной защиты населения// Молодой ученый.— 2017. — № 11. — С. 225227.

9.Усова О.А., Грищук В.А. «Социальная поддержка различных категорий населения в Российской Федерации: эффективность, проблемы функционирования системы»// Общество, экономика, управление. — 2019 — Том.4, №11 — С. 18-23.

10. https://www.interfax.ru/russia/774630

БУРМЕНКО АННА НИКОЛАЕВНА - магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (филиал в г. Челябинск), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.