УДК 796:378.4:34(477)
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ И УНИВЕРСИТЕТСКОГО СПОРТА В УКРАИНЕ
В статье проанализированы нормативно-правовые документы, определяющие государственную политику Украины в области физического воспитания и спорта. Показана необходимость модернизации правового обеспечения данной сферы в системе высшего образования. Рассмотрена деятельность Комитета по физическому воспитанию и спорту по дальнейшему усовершенствованию физического воспитания и спорта в Украине.
Ключевые слова: государственная политика, высшее образование, модернизация, нормативно-правовая база, физическое воспитание и спорт.
Актуальность проблемы. Модернизация украинского образования требует активного поиска новых форм, методов и средств обучения, направленных на совершенствование учебного процесса и его интенсификацию, подготовку молодого поколения к жизни и труду в условиях рыночной экономики. Сегодня учебновоспитательный процесс студенческой молодёжи должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - формирования самостоятельной, инициативной, творческой, физически развитой и здоровой личности.
19 мая 2005 г. Украина подписала Болонскую декларацию, определяющую формирование единого Европейского научного и образовательного пространства. Одна из центральных целей этого процесса - интегрировать все европейские стандарты качества в высшем образовании. Выполнение Украиной взятых в рамках Болонского процесса обязательств по формированию Европейского пространства высшего образования невозможно без модернизации законодательной базы. Идеологические принципы национальной системы физического воспитания и спорта должны быть тесно связанными с общечеловеческими и гуманистическими ценностями, так же базироваться на принципах индивидуализации, а главное, оздоровительной направленности физической культуры и спорта.
Существенным фактором, определяющим состояние здоровья нации, является поддержка оптимальной физической активности в течении всей жизни каждого гражданина. Уровень развития сферы физической культуры и спорта является показателем благосостояния современного общества, его физического и духовного здоровья.
Цель исследования. Проанализировать нормативно-правовые акты, которые регламентируют функционирование сферы физического воспитания и спорта студенческой молодёжи в Украине в конце ХХ - начале XXI в.в., обеспечивая её модернизацию и вхождение в Европейское пространство высшего образования. Согласно выбранной темы нами сформулированы следующие задания:
1) проанализировать нормативно-правовую базу физической культуры и спорта в системе высшего образования Украины;
2) рассмотреть цели и задачи деятельности Комитета по физическому воспитанию и спорту относительно модернизации физического воспитания и спорта в стране.
Результаты исследования и их обсуждение. Острая необходимость в определении приоритетных направлений развития физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях Украины обусловила принятие ряда нормативных документов: Закона Украины «О физической культуре и спорте», Концепции физического воспитания в системе образования Украины, Целевой комплексной программы «Физическое воспитание - здоровье нации», Национальной доктрины развития фи-
Н. А. Долгова
Сумский
государственный университет, Украина
e-mail:
зической культуры и спорта в Украине на 2007-2011 г.г. и др. Согласно этим документам стратегическими целями системы физического воспитания детей и молодёжи является формирование их психического, физического и морального здоровья, осознание потребности в физическом усовершенствовании, развитие заинтересованности занятиями физической культурой и спортом, приобретение знаний и умений вести здоровый образ жизни.
Процесс физического воспитания в сфере образования регламентируется ст. 12 Закона Украины «Об образовании» (1991 г.), в которой указано, что центральный орган исполнительной власти обеспечивает организацию работы по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учебных заведениях всех видов и уровней аккредитации, производит научно-методическое обеспечение этой работы в ходе учебного процесса и во внеучебное время [1].
Принципы организации сферы физической культуры и спорта определены в законе Украины «О физической культуре и спорте» от 24 декабря 1993 г., к которому позже девятью законодательными актами были внесены соответствующие изменения и дополнения.
Закон Украины «О физической культуре и спорте» определяет общие правовые, организационные, социальные и экономические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, участие государственных органов, должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности в укреплении здоровья граждан, достижении высокого уровня трудоспособности и долголетия средствами физической культуры и спорта. Согласно ст. 4 этого Закона государственная политика в сфере физической культуры и спорта основывается на принципах, среди которых выделяем:
• признание физической культуры и спорта как приоритетного направления гуманитарной политики страны;
• признание физической культуры как важного фактора всестороннего развития личности и формирования здорового образа жизни;
• признание спорта как важного фактора достижения физического и духовного совершенства человека, формирование патриотических чувств у граждан и позитивного международного имиджа страны;
• гарантирование равных прав и возможностей граждан в сфере физической культуры и спорта;
• содействие непрерывности и последовательности занятий физической культурой и спортом граждан различных возрастных групп;
• ориентирование на современные международные стандарты в сфере физической культуры и спорта, сочетание отечественных традиций и достижений с мировым опытом в этой сфере [2].
В настоящее время в Украине действуют государственные программы, направленные на повышение физической активности молодёжи и пропаганду здорового образа жизни, но значительных сдвигов в улучшении физического, духовного и психического здоровья не происходит. Об этом свидетельствует растущее с каждым годом число студентов, которые относятся к специальным медицинским группам и освобождённых от практических занятий по физическому воспитанию согласно медицинским показаниям.
Индикатором гуманистических сдвигов считалась Целевая комплексная программа «Физическое воспитание - здоровье нации», разработаная в соответствии с Законом Украины «О физической культуре и спорте» в 1998 г. В ней говорилось о кризисном состоянии наличия в Украине системы физического воспитания и спорта. Одновременно отмечалось, что «органы власти развитых стран мира придают программное значение вопросам развития физического воспитания, физической культуры и спорта, рассматривая их как наиболее экономически выгодное и эффективное средство профилактики заболеваемости, укрепления генофонда и разрешения других
социальных проблем» [3]. Этот документ определял основные принципы изменений в физическом воспитании ученической и студенческой молодёжи в системе образования и мероприятия по развитию физической культуры и спорта на 1999-2005 г.г. как наиболее действенные средства укрепления здоровья - наивысшей гуманистической ценности общества. В программе очерчены главные направления физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности в учебно-воспитательной сфере. В отличие от предыдущих программ, главной целью было улучшение здоровья молодёжи с учетом её потребностей, интересов и мотивов деятельности. Однако Программа была выполнение не в полном объёме из-за недостатка финансовых средств и необходимой законодательной базы.
В 2004 г. Указом Президента Украины была утверждена Национальная доктрина развития физической культуры и спорта, которая обозначила систему концептуальных идей и взглядов на роль, организационную структуру и задания физической культуры и спорта в Украине на период с 2004 г. по 2016 г. с учётом стратегии развития государства и мирового опыта. Цель Доктрины — «ориентация украинского общества на поэтапное формирование эффективной модели развития физической культуры и спорта на демократических и гуманистических принципах. В основу Доктрины положено идею удовлетворения потребностей каждого гражданина государства в создании соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом» [4]. Также указано, что заданием государства в сфере физического воспитания и массового спорта является усовершенствование физического воспитания в высших учебных заведениях.
В 2006 г. создан Национальный совет по вопросам физической культуры и спорта. По итогам первого заседания этого совета с целью повышения эффективности реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта, привлечения граждан к занятиям физической культурой, формирования здорового образа жизни, повышения авторитета страны в мировом спортивном движении издан Указ Президента Украины «О Национальном плане действий по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта». Этот указ определял главные направления осуществления государственной политики в сфере физической культуры и спорта [5]. Логическим продолжением такой политики было утверждение Государственной программы развития физической культуры и спорта в Украине на 2007-2011 гг.
Государственная программа развития физической культуры и спорта на 2007-2011 гг., утверждённая постановлением Кабинета Министров Украины от 15 ноября 2006 г. действовала с 2007 г. Эта программа была направленна на усовершенствование системы управления отраслью, внедрение новых форм физического воспитания и массового спорта, формирование у населения устойчивых привычек к занятиям спортом, а также определяла мероприятия по улучшению материальнотехнической базы и т.д. В ней говорилось о создании надлежащих условий для обеспечения физического воспитания и массового спорта в дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях в объёме не менее 5-6 часов двигательной активности в неделю, в том числе предоставление соответствующих условий для лиц с особыми потребностями [6]. Но, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что в большинстве украинских университетов сокращается количество часов по дисциплине «физическое воспитание», занятия проводятся по 2-4 часа в неделю. В то же время данные многих исследований говорят, что этого мало, а уровень здоровья и физической подготовки студенческой молодёжи остаётся довольно низким.
Ныне осуществляется Общегосударственная целевая социальная программа развития физической культуры и спорта на 2012-2016 г.г. Цель этой Программы заключается в: создании условий для приобщения широких слоёв населения к массовому спорту, популяризации здорового образа жизни и физической реабилитации; мак-
симальной реализации способностей одарённой молодёжи в спорте, воспитания её в духе олимпизма для повышения международного авторитета страны [7].
Указом Президента Украины от 23.06.2009 г. «О некоторых мероприятиях по усовершенствованию системы физического воспитания детей и молодёжи в учебных заведениях и развитию детско-юношеского спорта в Украине» среди прочего постановлено:
- изучить вопрос о возможности введения в высших учебных заведениях именных стипендий для студентов, которые являются талантливыми спортсменами и достигли значительных успехов на международных студенческих соревнованиях;
- обобщить опыт стран-членов ЕС относительно реализации программ по физическому воспитанию учащихся и студентов, подготовить соответствующие предложения по внедрению такого опыта в учебных заведениях Украины;
- предпринять меры по усилению персональной ответственности руководителей учебных заведений за надлежащую организацию и обеспечение необходимого объёма двигательной активности ученической и студенческой молодёжи;
- обеспечить ежегодное проведение спартакиады студентов-инвалидов;
- принять вместе с Государственным комитетом информации по вопросам телевиденья и радиовещания Украины, Государственным комитетом информатизации Украины меры по активизации пропаганды здорового образа жизни и ограничении рекламы алкоголя и табака в средствах массовой информации, на рекламных носителях вблизи учебных заведений, во время проведения молодёжных и студенческих массовых мероприятий [8].
При Министерстве образования и науки, молодёжи и спорта Украины функционирует Комитет по физическому воспитанию и спорту к целям и заданиям которого относятся:
- участие в формировании и обеспечении реализации государственной политики по физическому воспитанию и спорту в организациях и учереждениях Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины;
- координация работы по физической культуре, физкультурнооздоровительной и спортивной работы в учебных заведениях всех типов и уровней аккредитации, участие в научно-методическом обеспечении этой работы;
- обеспечение приоритетного значения физической культуры и спорта в процессе обучения и воспитания детей и молодёжи как наиболее действующего средства укрепления их здоровья, гармонического развития, повышения уровня трудоспособности и физической подготовленности;
- содействие укреплению и развитию материально-спортивной базы учебновоспитательных, спортивных учреждений, заведений и организаций данной отрасли и т.д. [9].
Вследствие реорганизации Министерства по делам семьи, молодёжи и спорта Украины в 2010 г. была создана Государственная служба молодёжи и спорта Украины, деятельность которой направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра образования и науки, молодёжи и спорта Украины.
В Положении о Государственной службе молодёжи и спорта Украины, утверждённом Указом Президента Украины от 31 мая 2011 года, было указано, что Государственная служба молодёжи и спорта Украины (Госмолодёжьспорт Украины) является центральным органом исполнительной власти, входит в систему органов исполнительной власти, а также обеспечивает реализацию государственной политики в молодёжной сфере и сфере физической культуры и спорта. Основным заданием Госмоло-дёжьспорта Украины было внесение на рассмотрение Министра образования и науки, молодёжи и спорта Украины предложений по формированию государственной политики в указанных сферах [10].
К положительным аспектам, имеющим место в сфере физического воспитания и спорта, можно отнести сохранение эффективной системы спортивных мероприятий,
среди которых особое место занимают комплексные и многоуровневые соревнования (спартакиады, универсиады и т. д.). Однако нынешний уровень развития этой сферы всё же не удовлетворяет общество по некоторым показателям. Существует потребность в качественных изменениях в сфере физического воспитания студентов и университетского спорта, в её модернизации на основе обобщения опыта ведущих зарубежных стран, сохраняя отечественные традиции.
Выводы. Таким образом, начиная с 90-х годов прошлого столетия, в Украине, во-первых стала формироваться собственная политика в сфере физической культуры и спорта, сохраняя наилучшие достижения прошлого, во-вторых, модернизация этой сферы не была лишена противоречий и трудностей, в-третьих, прослеживается тенденция к динамике и постепенному преодолению деформации начального периода трансформационных процессов в Украине. Подчеркнём, что нормативно-правовая база данной сферы является основополагающим фактором, определяющим механизмы реализации социальных прав граждан на занятия физической культурой и спортом.
Анализ законодательных актов показал, что физическое воспитание и спорт в учебно-воспитательном процессе вуза должны заложить основы физического и морального здоровья, комплексного подхода к формированию умственных и физических качеств личности, совершенствования физической и психологической подготовки к дальнейшей жизнедеятельности на принципах оздоровительной направленности, индивидуального подхода, широкого использования разнообразных средств физического совершенствования.
Ныне остаётся актуальным внедрение ряда норм, которые призваны обеспечить надлежащее качество образования в современном украинском обществе. Это выражается в необходимости создания условий, обеспечивающих возможность студенческой молодёжи вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать свободный доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повышать конкурентоспособность студентов-спортсменов. Поскольку в настоящее время физическое воспитание и университетский спорт активно модернизируется в Республике Польша, изучение особенностей этого процесса заслуживает того, чтобы стать предметом наших дальнейших исследований.
Список литературы
1. Про освиу : Закон Украши № 1060-XII [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://zakonl.rada.gov.ua/laws/show/1060-12
2. Про фізичну культуру i спорт : Закон Украши № 3808-XII [Электронный ресурс]. -Режим доступу : http://zakonl.rada.gov.ua/laws/show/3808-12
3. Цшьова комплексна програма «Фізичне виховання - здоров'я нацп», затверджена Указом Президента Украши вщ 1 вересня 1998 р. № 963/98 [Электронный ресурс]. - Режим доступу : http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/96за/98
4. Нащональна доктрина розвитку фізичноі культури і спорту, затверджена Указом Президента Украши вщ 28 вересня 2004 року № 1148/2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступу : http://zakonl.rada.gov.ua/laws/show/ll48/2004
5. Про Нащональний план дш щодо реалізації державно'1 политики у сфері фізичноі культури і спорту : Указ Президента Украши вщ 02.08.2006 № 667 [Электронный ресурс]. -Режим доступу : http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/667/2006
6. Про затвердження Державноі програми розвитку фізичноі культури і спорту на 2007-2011 роки : Постанова КМУ вщ 15.11.2006 № 1594 [Электронный ресурс]. - Режим доступу : http://zakonl.rada.gov.ua/laws/show/1594-2006-%D0%BF
7. Про схвалення Концепцй Загальнодержавно'1 щльово'1 сощально'1 програми розвитку фізичноі культури і спорту на 2012-2016 роки : Розпорядження КМУ вщ 31.08.2011 № 828-р [Электронный ресурс]. - Режим доступу : http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/828-20ll-р
8. Про деяю заходи щодо вдосконалення системи фізичного виховання дгтей та молоді
у навчальних закладах і розвитку дитячо-юнацького спорту в Украхш : Указ Президента Украши вщ 23.06.2009 № 478 [Электронный ресурс]. - Режим доступу :
http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/478/2009
9. Комгтет з фізичного виховання та спорту МОНмолодьспорту Украши [Электронный ресурс]. - Режим доступу :http://www.mon.gov.ua/ua/activity/ education/physical-training/
10. Положення про Державну службу молоді та спорту Украіни : Указ Президента Украши вщ 31.05.2011 № 636 [Электронный ресурс]. - Режим доступу :
http://www.msms.gov.ua/sport/control/
NORMATIVE AND LEGAL ASPECT OF MODERNIZATION OF STUDENTS PHYSICAL EDUCATION AND UNIVERSITY SPORTS IN UKRAINE
Sumy State University, Ukraine
e-mail:
N. А. Dolgova
The article analyzes normative and legal acts determining governmental policy of Ukraine in the sphere of physical education and sports. The author substantiates the need for modernization of legal supports of this sphere is higher education system and describes the activities of governmental bodies aimed at further enhancement of physical education and sports in Ukraine.
Keywords: governmental policy, higher education, modernization, normative and legal basis, physical education and sports.