Научная статья на тему 'Нормативно-правовое закрепление понятия "война" в российском и международном праве'

Нормативно-правовое закрепление понятия "война" в российском и международном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11644
1488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ВОЙНА / ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ВОЕННАЯ ДОКТРИНА / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толстых Владимир Владимирович

В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового закрепления понятия «Война». Проводится исследование данного вопроса в рамках нормативно-правовых актов Российской Федерации и норм международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое закрепление понятия "война" в российском и международном праве»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ВОЙНА» В РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Толстых В.В.

Толстых Владимир Владимирович - соискатель ученой степени кандидата военных наук,

старший научный сотрудник, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации,

г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы нормативно-правового закрепления понятия «Война». Проводится исследование данного вопроса в рамках нормативно-правовых актов Российской Федерации и норм международного права. Ключевые слова: война, военный конфликт, военная доктрина, вооруженный конфликт, источники международного гуманитарного права.

По подсчетам различных исследователей, только за последние пять с половиной тысяч лет на Земле произошло от 14 до 15 тысяч войн. Количество погибших в этих войнах составило, по разным оценкам, от 3,5 до 5 миллиардов человек [1], что сопоставимо с численностью населения Земли по состоянию на вторую половину XX в. За период документирования истории человечества, зафиксировано всего 292 относительно мирных года в его жизни.

История России еще более изобилует фактами участия в войнах. По утверждениям историков, только за период с 1240 по 1462 г. Российское государство пережило 200 войн и нашествий, а с XIV по XX в. Россия находилась в состоянии войны 329 лет [2].

Анализ этой мрачной статистики породил, по меньшей мере, два устойчивых мнения:

во-первых, война - это правомерное средство осуществления внешней политики и разрешения международных противоречий и споров [3].

во-вторых, состояние мира - это промежуточный процесс, связанный с подготовкой к войне. Великий Кант писал по этому поводу: «Состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние, status naturalis, последнее, наоборот, есть состояние войны...» [4].

Современная война ведется всей страной, затрагивает все сферы жизни и деятельности общества. Как правило, война является средством навязывания оппоненту своей воли. Один субъект политики пытается силой изменить поведение другого, заставить его отказаться от своей свободы, идеологии, от прав на собственность, отдать ресурсы: территорию, акваторию и другое.

Основным средством достижения целей войны служит организованная вооружённая борьба как главное и решающее средство, а также экономические, дипломатические, идеологические, информационные и другие средства борьбы.

Главным средством в войне являются вооружённые силы и другие воинские формирования.

В соответствии с определением, данным в Военном энциклопедическом словаре, война - это общественно-политическое явление, продолжение политики насильственными средствами, подчиняющееся своим законам [5].

По формулировке Клаузевица, автора хорошо известного великого труда под названием «О войне», война - это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю [6].

Таким образом, существует множество определений «Война» в различных источниках, которые в той или иной мере отличаются друг от друга.

Для того чтобы дать четкое определение понятия «Война», необходимо провести исследование данного понятия в рамках нормативно-правовых актах Российской Федерации и норм международного права.

В связи с тем, что в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, следовательно, сначала рассмотрим закрепление понятия «Война» в международных правовых актах.

В настоящее время право войны, право вооруженных конфликтов регулируется международным гуманитарным правом.

Международное гуманитарное право представляет собой применяемую в период вооруженных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения боевых действий [7].

Нормы международного гуманитарного права применяются с началом вооруженного конфликта и прекращаются с общим окончанием боевых действий, а на оккупированной территории - по окончании оккупации.

В международном гуманитарном праве выделяют два типа вооруженных конфликтов:

- Международный вооружённый конфликт. В таком конфликте война ведется между государствами;

- Немеждународный вооружённый конфликт. В таком конфликте война ведется между повстанцами и государством (или же между группами повстанцев).

Вооруженный конфликт международного характера (война) - представляет собой вооруженное противоборство между:

а) вооруженными силами двух или нескольких суверенных государств;

б) армиями национально-освободительного движения (отрядами сопротивления, повстанцев) и вооруженными силами иностранного государства (метрополии);

в) вооруженными силами оккупирующей державы и государства, подвергшегося иностранной оккупации, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления;

г) вооруженными силами воюющей стороны и вооруженными силами какого -либо государства (п. 4 ст. 1 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г. (Протокол I)) [8].

Вооруженный конфликт немеждународного характера - вооруженное столкновение, происходящее на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории этого государства, который позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия и применять Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженного конфликта немеждународного характера, 1977 г. (Протокол II) [8].

Основными источниками Международного гуманитарного права в настоящее время являются Гаагские конвенции 1907 года - конвенции о законах и обычаях войны, Женевские конвенции о защите жертв войны - многосторонние международные договоры, подписанных в 1949 году и Дополнительные Протоколы к ним 1977 года, различные соглашения, конвенции, протоколы, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и другие документы (рисунок 1).

Рис. 1. Источники международного гуманитарного права, регламентирующие вопросы поддержания международного мира и безопасности

Так, в первых международно-правовых актах, закрепляющих нормы международного гуманитарного права, где употреблен термин «война», является Гаагская конвенция 1907 года, где говорится о применении норм права «на случай войны». Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 года также использует термин «война». То же касается конвенций, регулирующих ведение морской войны.

27 августа 1928 года в Париже главы одиннадцати государств заключили Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана-Келлога), к которому сразу же присоединилось большинство стран мира. Данное событие ознаменовало собой новый этап развития, которое заключалось в том, что договаривающиеся стороны этого Пакта осуждали войну в качестве средства разрешения международных конфликтов, отказывались от нее в качестве орудия политики.

Таким образом, с правовой точки зрения, был закреплен всеобщий запрет войны. Однако у договора было два значительных недостатка. Во-первых, такому развитию материального запрета применения силы не соответствовало развитие права о последствиях его нарушения, иными словами, санкций. Во-вторых, запрету подлежала лишь война, что привело к тому, что военные действия, которые по существу представляли собой нарушение пакта, более не объявлялись в качестве войны. Примером этого явились, прежде всего, нападения японских войск на Китай в 1930-е гг. Тот факт, что в целом война была допустима в целях самообороны, не

подвергался сомнению, однако акты агрессии в начале Второй мировой войны представляли собой однозначное нарушение Пакта Бриана-Келлога.

В связи с этим, в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 года и Дополнительных протоколах к ним 1977 года наряду с термином «война» стал применяться термин «военный конфликт». Позже в международном праве оба указанных понятия стали употребляться как синонимы.

Вооруженный конфликт трактуется также как вид вооруженного противоборства между государствами или социальными общностями внутри них в целях разрешения экономических, политических и других противоречий посредством ограниченного применения каждой из сторон военной силы. В качестве синонима категории «военный конфликт» в таком понимании употребляется также термин «вооруженный конфликт» [8].

Это изменение обусловлено прежде политической и идеологической ситуацией, попыткой сместить акценты в этих понятиях, а также запретом использования войны как законного средства разрешения международных споров. Так, на протяжении всей истории человечества война рассматривалась как законное средство осуществления внешней политики и разрешения международных противоречий и споров. Однако по Уставу ООН в современном международном праве она запрещена. Так, в пункте 4 ст. 2 Устава ООН закреплен запрет применения любой силы в международных отношениях, а не только «война в правовом смысле».

В настоящее время государство имеет право применять вооруженную силу исключительно в целях самообороны (ст. 51 Устава ООН) или по решению Совета Безопасности ООН. Поэтому государства могут воздействовать на державу, нарушающую свои международные обязательства по правам человека, лишь политическими, дипломатическими и иными средствами, но не при помощи вооруженной силы. Ее имеет право применять только Совет Безопасности ООН. Основной идеей Устава ООН в данном случае является стремление «избавить грядущие поколения от бедствий войны». С этой целью была создана система коллективной безопасности, составной частью которой является всеобщий запрет применения силы. Многие международные договоры и международные заявления, сделанные после Второй мировой войны, одобряют всеобщий запрет применения силы и подтверждают его в отношении определенных международных отношений.

Если продолжить рассматривать различия между понятием «война» и «вооруженный конфликт», то можно прийти к мнению, что это разделение достаточно условно, хотя имеет определенное значение для права, применяемого во время вооруженных конфликтов. При этом считается, что понятие «вооруженный конфликт» шире и включает понятие «война». Но каждый вооруженный конфликт можно называть войной, поскольку между ними существует и различия.

Военные авторы обычно определяют войну как вооружённый конфликт, в котором соперничающие группы обладают достаточно равными силами, чтобы сделать исход сражения неопределённым. Вооружённые конфликты сильных в военном отношении стран с находящимися на примитивном уровне развития государствами называются принуждением к миру в текущей теории военной стратегии, военными экспедициями или освоением новых территорий; с небольшими государствами - интервенциями или репрессалиями; с внутренними группами - восстаниями, мятежами либо внутренними конфликтами (гражданская война). Подобные инциденты, если сопротивление оказалось достаточно сильным или продолжительным по времени, могут достичь достаточного размаха, чтобы быть классифицированными как «война».

В некоторых документах международного гуманитарного права можно встретить понятие «воздушная война», под которой понимается военные действия с использованием летательных аппаратов любого типа [9]. Специального нормативного акта, регламентирующего ведение воздушной войны и закрепляющего это понятие не

существует, так же, как и не существует законодательного закрепления и самого понятия «Война».

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что в международных документах, касающихся гуманитарного права, наряду с термином «война» употребляется понятие «военный конфликт» или «вооруженный конфликт», который рассматривается как форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с двусторонним применением военного насилия. В данном широком смысле понятие «военный конфликт» охватывает все виды вооруженного противоборства в социально-политических целях, включая войны. В тоже время, в отличие от понятия «вооруженный конфликт», которое нормативно закреплено в различных документах международного гуманитарного права, понятие «война» в данных документах отсутствует.

Правовую основу организации и регулирования вопросов обороны и безопасности Российской Федерации составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Концепция строительства военной организации государства, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, ведомственные нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры и соглашения и др.

По подсчетам специалистов, в настоящее время вопросы обороны и безопасности России регулируют более чем 70 федеральных законов, 200 Указов Президента Российской Федерации, 500 постановлений Правительства Российской Федерации, а также иных подзаконных актов, число которых исчисляется тысячами [10]. Однако проведенный анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, к сожалению, показал, что в настоящее время в действующем законодательстве пока отсутствует определение понятия «Война».

Вместе с тем нашло свое юридическое закрепление в Военной доктрине Российской Федерации утв. Президентом РФ 25.12.2014 г. № Пр-2976 и в Наставлении по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации утв. Министром обороны РФ 08.08.2001 г. такие понятия, как «Крупномасштабная война», «Локальная война», «Региональная война», «Военный конфликт», «Вооруженный конфликт», «Международный вооруженный конфликт», «Внутренний вооруженный конфликт», «Состояние войны». Так же можно встретить определение «Информационная война» в приложении к Соглашению между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 16.06.2009 г.

Так же следует отметить, что в настоящее время понятие «война» и «вооруженный конфликт» как в нормативных правовых актах, так и в иных источниках не разделяются. Военный энциклопедический словарь рассматривает эти понятия как часть и целое. В тоже время, новая Военная доктрина Российской Федерации, принятая 25 декабря 2014 г., как и предыдущая Военная доктрина Российской Федерации 2010 г. разделила понятия «война» и «конфликт», классифицировав понятие «война» на понятия: «крупномасштабная война», «региональная война», «локальная война», а конфликт - на «вооруженный конфликт», «военный конфликт», «военная угроза».

О необходимости различить войну и конфликт как разные этапы развертывания противоречий заявляют, и авторы статьи «О современной сущности войны» [11]. По их мнению, война, как правило, предполагает достижение захватнической цели путем нанесения неприемлемого ущерба для оборонительного потенциала противника или его полного уничтожения. Конфликту как локальному противоречию присуще

61

ограничение объема наносимого ущерба. Конфликт может быть закончен посредством согласовательных процедур. Война, как правило, завершается полной потерей способности или наступать, или оборонять страну.

Хотелось бы добавить к приведенным критериям, что война как явление не есть правовое, хотя формально существуют законы и обычаи ведения войны, в то же время конфликт можно вывести в правовое поле и разрешить его правовыми методами. Однако к имеющемуся пониманию войны и конфликта как самостоятельных стадий реализации существующих противоречий добавилось и гибридное понятие «военный конфликт». Так, в Указе Президента РФ от 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 «Военная доктрина Российской Федерации» в п. 15 определяются характерные черты и особенности современных военных конфликтов:

а) комплексное применение военной силы, политических, экономических, информационных и иных мер невоенного характера, реализуемых с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций;

б) массированное применение систем вооружения и военной техники, высокоточного, гиперзвукового оружия, средств радиоэлектронной борьбы, оружия на новых физических принципах, сопоставимого по эффективности с ядерным оружием, информационно-управляющих систем, а также беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружения и военной техники;

в) воздействие на противника на всю глубину его территории одновременно в глобальном информационном пространстве, в воздушно-космическом пространстве, на суше и море;

г) избирательность и высокая степень поражения объектов, быстрота маневра войсками (силами) и огнем, применение различных мобильных группировок войск (сил);

д) сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;

е) усиление централизации и автоматизации управления войсками и оружием в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;

ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий;

з) участие в военных действиях иррегулярных вооруженных формирований и частных военных компаний;

и) применение непрямых и асимметричных способов действий;

к) использование финансируемых и управляемых извне политических сил, общественных движений [12].

В тоже время, с юридической точки зрения война имеет следующие признаки:

а) формальный акт объявления, как этого требует Гаагская конвенция 1907 года;

б) разрыв дипломатических отношений между воюющими государствами, является следствием объявления войны;

в) аннулирование двусторонних договоров, особенно политических;

г) начинает действовать специальный правовой режим, характеризует частичные ограничения прав человека и т. д.

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что в настоящее время имеется необходимость на основе включенных в военную доктрину норм сформулировать обобщенное понятие «Война», которое будет соответствовать современному российскому праву и тем самым придаст полную определенность системе регулирования в данной сфере.

Список литературы

1. Серебрянников В.В. Социология войны / В.В. Серебрянников. М.: Научный мир,

1997. 398 с.

2. СеребрянниковВ.В. Общенациональная идея России // Диалог, 1997. № 3. С. 9.

3. Хлестов О.Н. Гуманитарная интервенция: политические и международно-правовые аспекты // Юрист-международник, 2005. № 3.

4. Кант И. Трактаты о вечном мире / И. Кант. М.: Дело, 1963. 156 с.

5. Военный энциклопедический словарь Министерства обороны СССР. М.: Военное изд-во, 1984. С. 151, 152, 354.

6. Клаузевиц Карл фон. О войне / Карл фон Клаузевиц. М.: Госвоениздат, 1934.

7. Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Министром обороны РФ 08.08.2001 г.).

8. Военная энциклопедия: в 8 т. / Предс. гл. ред. комиссии И.Д. Сергеев. Т. 4: Квашнин-Марицкая битва 1371. М.: Воениздат, 1994. С. 165-166.

9. Словарь международного права / Т.Г. Авдеева, В.В. Алешин, Б.М. Ашавский и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 495 с.

10. Пеньков, М.М., Кужекин, Н.С. Проблемы кодификации Российского военного законодательства // Развитие Российского военного законодательства на современном этапе (итоги, проблемы, перспективы). Материалы научно -практической конференции, посвященной 20-летию образования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. М.: Издание Государственной Думы, 2014.

11. Агеев, А.А., Анисимов, О.С., Летуновский, В.В. О современной сущности войны // Военно-юридический журнал, 2008. № 2.

12. Указ Президента РФ от 25 октября 2014 г. № Пр-2976 «Военная доктрина Российской Федерации».

ЗАЧЕМ НАМ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕСТРАХОВОЧНАЯ КОМПАНИЯ? Воронин И.С.

Воронин Иван Сергеевич - аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье поставлена задача рассмотреть изменения, внесенные в Закон № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в части, касающейся создания Национальной Перестраховочной Компании, её организационной структуры, а также статуса в системе государственного регулирования финансовых рынков Российской Федерации. Представлены основные аспекты функционирования и инструментарий указанной компании. Затронуты текущие проблемы рынка перестрахования в Российской Федерации и приведены варианты их разрешения в результате внесенных изменений в законодательную базу. Ключевые слова: национальная перестраховочная компания, перестрахование, Центральный Банк, российский страховой рынок, вывод денежных средств за рубеж.

4 июля 2016 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан Федеральный закон о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В соответствии с данным документом с 01.01.2017 начинает функционирование Национальная перестраховочная компания [1] [2] [3]. С какой целью это было осуществлено, и какие аспекты страховых отношений будут затронуты, попытаемся разобраться.

Идея о создании государственного перестраховщика родилась после введения в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.