Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование указами Президента РФ института государственной тайны'

Нормативно-правовое регулирование указами Президента РФ института государственной тайны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
394
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государственная тайна / нормативно-правовое регулирование / указы Президента Российской Федерации / state secret / legal regulation / decrees of the President of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карен Манвелович Конджакулян, Максим Петрович Таракин

В данной статье анализируются детальный перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, и перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. При этом авторы поднимают вопрос о соотношении субъектов органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и функционального потенциала межведомственной комиссии по защите государственной тайны, так как последняя формирует перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и формирует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulatory and legal regulation by the decrees of the President of the Russian Federation of the institute of state secrets

This article analyzes a detailed list of analysis of information classified as a state secret, which indicates the presence of information that is general and indefinite in nature and a list of officials of state authorities and organizations authorized to classify information as a state secret. At the same time, the authors raises the question of the relationship between subjects of state authorities and organizations authorized to classify information as a state secret and the functional potential of the interdepartmental commission for the protection of state secrets, since the latter forms a list of officials of state authorities authorized to classify information as a state secret and forms a list of information classified as a state secret.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование указами Президента РФ института государственной тайны»

Закон и право. 2022. № 8. С. 54-56.

Law and legislation. 2022;(8):54-56.

Научная статья

УДК 342

https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_54 NIION: 1997-0063-8/22-440

EDN: https://elibrary.ru/BVDMEQ MOSURED: 77/27-001-2022-8-640

Нормативно-правовое регулирование указами Президента РФ института государственной тайны

Карен Манвелович Конджакулян1, Максим Петрович Таракин2

1 2 Институт государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, Москва, Россия

1 Karen7777@bk.ru

2 tnp-5@mail.ru

Аннотация. В данной статье анализируются детальный перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, и перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. При этом авторы поднимают вопрос о соотношении субъектов органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и функционального потенциала межведомственной комиссии по защите государственной тайны, так как последняя формирует перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и формирует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Ключевые слова: государственная тайна, нормативно-правовое регулирование, указы Президента Российской Федерации.

Для цитирования: Конджакулян K.M., Таракин М.П. Нормативно-правовое регулирование указами Президента РФ института государственной тайны // Закон и право. 2022. № 8. С. 54—56. https://doi.org/ 10.24412/20733313_2022_8_54 EDN: https://elibrary.ru/BVDMEQ

Original article

Regulatory and legal regulation by the decrees of the President of the Russian Federation of the institute of state secrets

Karen M. Konjakulyan1, Maksim P. Tarakin2

1 2 Institute of Public Administration and Management of RANEPA under the President

of the Russian Federation, Moscow, Russia

1 karen7777@bk.ru

2 tnp-5@mail.ru

Abstract. This article analyzes a detailed list of analysis of information classified as a state secret, which indicates the presence of information that is general and indefinite in nature and a list of officials of state authorities and organizations authorized to classify information as a state secret. At the same time, the authors raises the question of the relationship between subjects of state authorities and organizations authorized to classify information as a state secret and the functional potential of the interdepartmental commission for the protection of state secrets, since the latter forms a list of officials of state authorities authorized to classify information as a state secret and forms a list of information classified as a state secret.

Keywords: state secret, legal regulation, decrees of the President of the Russian Federation.

For citation: Konjakulyan K.M., Tarakin M.P. Regulatory and legal regulation by the decrees of the President of the Russian Federation of the institute of state secrets // Law and legislation. 2022 ; (8) :54—56. https:// doi.org/10.24412/20733313_2022_8_54 EDN: https://elibrary.ru/BVDMEQ

© Конджакулян К.М., Таракин М.П. М., 2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

В целом законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О государственной тайне» [1], ФЗ «О безопасности» [2], а также подзаконных правовых актах Президента Российской Федерации [3], положениях других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

В рамках данного исследования представляется целесообразным раскрыть сущность подзаконных актов Президента Российской Федерации в сфере института государственной тайны:

1. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», включает более 119 сведений, отнесенных к государственной тайне, содержит сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в области противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, и наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.

При этом каждый государственный орган и каждая организация, указанные в настоящем перечне, наделены полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в пределах их компетенции, а также сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению.

Анализ данного подзаконного акта свидетельствует о наличии сведений, которые носят общий и неопределенный характер.

2. Распоряжение Президента РФ от 16 апреля 2005 г. № 151 -рп «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне» [5], который устанавливает исчерпывающий список субъектов, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

К ним относятся: руководитель Администрации Президента Российской Федерации, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации, министр внутренних дел Российской Федерации, министр Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министр иностранных дел Российской Федерации, министр обороны Российской Федерации, министр юстиции Российской Федерации, министр здравоохранения Российской Федерации, министр науки и высшего образования Российской Федерации, министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации, министр промышленности и торговли Российской Федерации, министр сельского хозяйства Российской Федерации, министр транспорта Российской Федерации, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, министр финансов Российской Федерации, Министр экономического развития Российской Федерации, министр энергетики Российской Федерации, председатель Банка России, директор ГФС России, директор СВР России, директор ФСБ России, директор Росгвар-дии — главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации, директор ФСО России, начальник ГУСПа, директор ФСТЭК России, руководитель ФТС России, генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», генеральный директор Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», директор ФСВТС России, директор Росфинмониторинга, руководитель Роспотребнадзора, руководитель Росрезерва, руководитель Росреестра, руководитель ФМБА России.

3. Распоряжение Президента РФ от 15 января 2010 г. № 24-рп «Об утверждении перечня должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне», согласно которому регламентируется перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне [6].

4. Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» [4] устанавливает общие положения и полномочия.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны (далее — Межведомственная комиссия) является коллегиальным органом, координирующим деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти) по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализа-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 08-2022

цию федерального законодательства о государственной тайне.

Отметим, что Межведомственная комиссия формируется в составе председателя Межведомственной комиссии, его заместителя, ответственного секретаря и членов Межведомственной комиссии. Председатель Межведомственной комиссии назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации и по вопросам ее деятельности подотчетен Президенту Российской Федерации.

Отдельно отметим, что организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии осуществляет центральный аппарат Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. Заседания Межведомственной комиссии проводятся на плановой основе в соответствии с Регламентом, утверждаемым председателем Межведомственной комиссии. В случае необходимости по решению председателя Межведомственной комиссии могут проводиться внеочередные заседания.

Важно отметить, что в состав Межведомственной комиссии входят руководители федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и (или) их заместители. При необходимости в состав Межведомственной комиссии могут быть включены другие должностные лица. При этом не уточняется, что следует понимать под термином «необходимость».

Список источников

1. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

2. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

3. Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к

государственной тайне» // http: //www.consul-tant.ru/ document/cons_doc_LAW

4. Указ Президента РФ от 06.10.2004 № 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW

5. Распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 № 151-рп «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне» // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW

6. Распоряжение Президента РФ от 15.01.2010 № 24-рп «Об утверждении перечня должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

References

1. The Law of the Russian Federation «On State Secrets» dated 21.07.1993 № 5485-1 // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Federal Law № 390-FZ of December 28, 2010 «On Security» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

3. Decree of the President of the Russian Federation № 1203 dated 30.11.1995 «On approval of the List of information classified as a state secret» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

4. Decree of the President of the Russian Federation № 1286 dated 06.10.2004 «Issues of the Interdepartmental Commission for the Protection of State Secrets» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

5. Decree of the President of the Russian Federation № 151-rp dated 16.04.2005 «On the list of officials of state authorities and organizations authorized to classify information as a state secret» / / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

6. Decree of the President of the Russian Federation № 24-rp dated 15.01.2010 «On approval of the list of positions in the replacement of which persons are considered to be admitted to state secrets» // http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

Информация об авторах

Конджакулян К.М. — кандидат юридических наук, доцент Таракин М.П. — магистр

Information about the authors

Konjakulyan K. — candidate of law, associate professor Tarakin M.P. — master

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 25.05.2022; одобрена после рецензирования 08.07.2022; принята к публикации 14.07.2022.

The article was submitted 25.05.2022; approved after reviewing 08.07.2022; accepted for publication 14.07.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.