Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник права
Область наук
Ключевые слова
стратегическое планирование / стратегии социально-экономического развития / региональное управление / Приволжский федеральный округ / нормативно-правовое регулирование / strategic planning / socio-economic development strategies / regional management / Volga Federal District / normative-legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гнедкова Милена Андреевна

Наличие в региональных стратегических документах пробелов и противоречий вызывает трудности в правоприменении. В статье на основе анализа существующей практики разработки стратегий социально-экономического развития и отраслевых региональных стратегий в ПФО выявлены типовые ошибки, оказывающие влияние на качество данных документов. Автором предложены направления совершенствования нормативно-правового регулирования стратегического планирования регионов. На основе обзора литературы сформулирована гипотеза, что для регионов со сформированной нормативно-правовой базой в сфере стратегического планирования будет характерно более высокое качество стратегических документов. Автор приходит к выводу о недостаточности существующего нормативно-правового регулирования для обеспечения эффективного функционирования системы стратегического планирования субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гнедкова Милена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE-LEGAL REGULATION OF STRATEGIC PLANNING AT THE REGIONAL LEVEL (ON THE EXAMPLE OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT)

The presence of gaps and contradictions in regional strategic documents causes difficulties in law enforcement. In the article on the basis of the analysis of the existing practice of development of strategies of socio-economic development and sectoral regional strategies in the Volga Federal District typical mistakes influencing the quality of these documents are revealed. The author proposes directions for improving the normative-legal regulation of regional strategic planning. Based on the literature review, the author formulates a hypothesis that the regions with an established regulatory and legal framework in the field of strategic planning will be characterized by a higher quality of strategic documents. The author concludes that the existing normative-legal regulation is insufficient to ensure the effective functioning of the strategic planning system of the subjects.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)»

УДК 342.55

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

(НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

NORMATIVE-LEGAL REGULATION OF STRATEGIC PLANNING AT THE REGIONAL LEVEL (ON THE EXAMPLE OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT)

АННОТАЦИЯ

Наличие в региональных стратегических документах пробелов и противоречий вызывает трудности в правоприменении. В статье на основе анализа существующей практики разработки стратегий социально-экономического развития и отраслевых региональных стратегий в ПФО выявлены типовые ошибки, оказывающие влияние на качество данных документов. Автором предложены направления совершенствования нормативно-правового регулирования стратегического планирования регионов. На основе обзора литературы сформулирована гипотеза, что для регионов со сформированной нормативно-правовой базой в сфере стратегического планирования будет характерно более высокое качество стратегических документов. Автор приходит к выводу о недостаточности существующего нормативно-правового регулирования для обеспечения эффективного функционирования системы стратегического планирования субъектов.

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегии социально-экономического развития, региональное управление, Приволжский федеральный округ, нормативно-правовое регулирование.

ABSTRACT

The presence of gaps and contradictions in regional strategic documents causes difficulties in law enforcement. In the article on the basis of the analysis of the existing practice of development of strategies of socio-economic development and sectoral regional strategies in the Volga Federal District

Милена Андреевна ГНЕДКОВА,

стажер-исследователь Лаборатории человекоцентричности и лидерских практик Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, milenagnedkova@yandex.ru

Научный руководитель: МАМИТОВА Наталия Викторовна,

профессор Департамента теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ, nmamitova@hse.ru

Milena A. GNEDKOVA,

Intern Researcher at the Laboratory of Humanocentricity and Leadership Practices at the Institute of Public and Municipal Administration of the Higher School of Economics, milenagnedkova@yandex.ru

Scientific supervisor: Natalia V. MAMITOVA

Professor of the Department of Legal Theory and Comparative Law at the Higher School of Economics, nmamitova@hse.ru

typical mistakes influencing the quality of these documents are revealed. The author proposes directions for improving the normative-legal regulation of regional strategic planning. Based on the literature review, the author formulates a hypothesis that the regions with an established regulatory and legal framework in the field of strategic planning will be characterized by a higher quality of strategic documents. The author concludes that the existing normative-legal regulation is insufficient to ensure the effective functioning of the strategic planning system of the subjects.

Keywords: strategic planning, socio-economic development strategies, regional management, Volga Federal District, normative-legal regulation.

Введение

Нормативно-правовое регулирование стратегического планирования основывается на Конституции России и осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ1, другими федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, законами и нормативными правовыми актами субъектов, муниципальными правовыми актами. Систему документов стратегического планирования в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (табл. 1).

Стратегическое планирование осуществляется на национальном, федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях. Региональный уровень стратегического представлен, в первую очередь, стратегиями социально-экономического развития (далее - Стратегии СЭР), планами их реализации, схемами территориального планирования. Также субъекты реализуют госпрограммы и региональные проекты. Отдельно можно выделить региональные отраслевые стратегии, например, стратегии цифровой трансформации.

На региональном уровне сформирована нормативно-правовая база, устанавливающая требования к стратегическим документам. В субъектах приняты законы «О стратегическом планировании», утверждены порядки разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегий СЭР (далее - Порядки разработки) и др.

Наличие в многочисленных региональных стратегических документах пробелов и противоречий вызывает трудности в правоприменении.

В рамках данной работы будем исследовать существующую практику разработки Стратегий СЭР и отраслевых региональных документов стратегического планирования на примере стратегий цифровой трансформации (далее - ЦТ) в ПФО, выявим типовые ошибки, оказывающие влияние на качество подготовки данных документов и получим ответ на вопрос: «Достаточно ли существующего нормативно-правового регулирования для обеспечения эффективного функционирования системы стратегического планирования на региональном уровне?».

Обзор литературы

Вопросы нормативно-правового регулирования стратегического планирования регионов, а также вопросы анализа и оценки качества Стратегий СЭР рассматриваются в научном сообществе и вызывают интерес у отечественных исследователей.

Так, Антипин И.А. и Иванова О.Ю., аккумулируя опыт коллег, приходят к выводу, что пробелы и противоречия в нормативно-правовом регулировании негативно влияют на реализацию принципов стратегического планирования [1, с. 143].

К принципам стратегического планирования, которые наиболее часто нарушаются при разработке документов регионального уровня, относятся, например, принцип преемственности и непрерывности, принцип соответствия показателей целям.

Токарева П.В. и Доменко Ю.Ю. делают акцент на то, что к ключевым проблемам стратегического планирования регионов относятся отсутствие единого методолого-категориально-го аппарата социально-экономического разви-

1 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Система документов стратегического планирования в Российской Федерации

Таблица 1

Национальный уровень

Послания Президента Бюджетный прогноз Стратегия СЭР Доктрины Стратегия национальной безопасности Стратегия национальной политик Стратегия НТР Стратегия экономической безопасности Стратегия в области ГО и защиты от ЧС Тематические стратегии Указы Президента № 204, № 474

ФС РФ Концепция СЭР План реализации Прогноз НТР Национальные проекты

Бюджетные послания Прогноз СЭР

Федеральный уровень

Государственные программы Федеральные проекты Приоритетные проекты и программы Основные направления деятельности Правительства Планы деятельности государственных органов

Межрегиональный уровень

Стратегия пространственного развития Стратегия устойчивого развития сельских территорий Стратегии СЭР федеральных округов Стратегии развития отдельных территорий Основы государственной политики регионального развития

План реализации Планы реализации План реализации

Региональный уровень

Стратегии СЭР Государственные программы субъектов Региональные проекты

Планы реализации

Схемы территориального планирования

Муниципальный уровень

Стратегии СЭР Муниципальные программы Муниципальные проекты

Планы реализации

Схемы территориального планирования

Источник: составлено автором.

тия, отсутствие национальной стратегии СЭР, а также частое внесение изменений в ранее принятые стратегии [3, с. 137].

Сложность разработки региональной Стратегии СЭР существенно повышается из-за отсутствия национальной стратегии СЭР. При разработке региональных стратегических документов, субъекты России опираются как на федеральные документы, так и на результаты проведенного анализа долгосрочного развития. Зачастую в региональных стратегиях проводятся SWOT и PEST анализ, однако, в научном сообществе отмечается, что анализ зачастую проводится поверхностно, а сами технологии уже устарели и нуждаются в более современных инструментах.

Митрофанова И.В. обращает внимание, что в системе стратегического планирования наблюдаются проблемы с определением иерархии целей, нарушается принцип разбиения целей и задач на более мелкие компоненты, а также отсутствует согласованность по временным рамкам стратегических документов. Эти проблемы могут привести к неэффективному выполнению стратегических планов и их недостаточной гибкости [2, с. 53].

Данная тенденция затрудняет дальнейшее проведение оценки эффективности и результативности стратегических документов, так как дублирование целей, показателей и ожидаемых результатов не дает возможности отследить вклад реализации конкретного стратегического документа в социально-экономическое развитие.

Исследователи Blokhin A., Kuvalin D. подчеркивают, что повышение эффективности стратегического планирования во многом связано с проведением более качественной оценки рисков и угроз, усилением роли независимой экспертизы при разработке стратегических документов [4].

Вопросы стратегического планирования регионов активно рассматриваются и зарубежными исследователями. Johnsen Е., например, в своей статье приходит к выводу, что в территориальных образованиях Норвегии «полезность стратегического планирования не зависит от наличия обязательных документов - четырехлетних финансовых планов и долгосрочных планов развития территорий» [5].

Таким образом, многие исследователи предполагают, что существующего нормативно-правового регулирования недостаточно для обеспечения эффективного функционирования системы стратегического планирования. Однако в научной литературе практически не рассмат-

ривается взаимосвязь между наличием и качеством документов, регулирующих стратегическое планирование в регионе и качеством принятых документов стратегического планирования.

Гипотеза состоит в том, что для регионов со сформированной нормативно-правовой базой в сфере стратегического планирования будет характерно более высокое качество стратегических документов. Проверка гипотезы проводится методом анализа региональных документов стратегического планирования и действующих нормативно-правовых актов, регулирующих сферу стратегического планирования. Предполагается, что в регионе с принятыми законом «О стратегическом планировании» и Порядком разработки, Стратегия СЭР будет соответствовать требованиям к документам стратегического планирования, закрепленным в методических рекомендациях по разработке и корректировке Стратегий СЭР, а отраслевые стратегии будут соответствовать требованиям методических рекомендаций по подготовке стратегий развития отраслей.

Анализ региональных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу стратегического планирования

В ПФО входят 14 регионов России. В настоящее время утверждена Стратегия СЭР ПФО до 2020 года, в которой закреплены направления развития, механизмы и инструменты достижения стратегических целей макрорегиона.

В настоящее время во всех субъектах ПФО приняты законы «О стратегическом планировании». Однако Порядок разработки утвержден только в 8 из 14 субъектов (Республики Башкортостан, Мордовия и Татарстан, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская и Саратовская области). Стоит отметить, что в данных нормативно-правовых актах практически полностью отсутствует региональная специфика. Некоторые статьи рассмотренных законов дословно дублируют статьи Федерального закона № 172-ФЗ (например, документы и принципы стратегического планирования), что свидетельствует о недостаточно качественной проработке данных нормативных актов со стороны законодательных органов субъектов ПФО.

Важно подчеркнуть и то, что представленные в рассмотренных документах полномочия участников стратегического планирования также закреплены в положениях соответствующих

органов власти. Можно сделать вывод об избыточности правового регулирования в данной сфере, так как рассмотренные документы не вносят практически ничего нового в систему стратегического планирования регионов.

Анализ Порядков разработки субъектов ПФО показал, что в данных документах также дублируются некоторые статьи Федерального закона № 172-ФЗ, но при этом имеются и уникальные черты, раскрывающие региональную специфику. Например, устанавливаются конкретные сроки, на которые разрабатываются документы стратегического планирования, закрепляется последовательность разработки, согласования и утверждения Стратегии СЭР и других документов, в некоторых субъектах (например, в Республике Татарстан) приняты конкретные требования к содержанию отраслевых стратегий и порядок их корректировки.

Анализ стратегий социально-экономического развития на предмет соответствия методическим рекомендациям

В соответствии с ранее выдвинутой гипотезой исследования, наличие в регионе Порядка разработки может повысить качество осуществления стратегического планирования и поспособствовать тому, что принятые документы будут соответствовать требованиям, закрепленным в методических рекомендациях Минэкономразвития России.

Для проверки научной гипотезы рассмотрены Стратегии СЭР субъектов ПФО на предмет соответствия методическим рекомендациям по разработке и корректировке Стратегий СЭР.

В настоящее время создан реестр, в котором содержится информация о Стратегиях СЭР субъектов Российской Федерации. Данный реестр включает в себя название субъекта и номер нормативно-правового акта Стратегии СЭР. При этом Стратегии СЭР регионов ПФО различаются по срокам, на которые они разрабатываются и структуре.

Так, в Республиках Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Оренбургской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областях Стратегии СЭР разработаны на период до 2030 года, что соответствует Указу Президента № 3091.

В Пензенской, Нижегородской, Кировской областях, в Чувашской Республике Стратегии СЭР приняты до 2035 года. В Пермском крае Стратегия СЭР принята до 2026 года, а в Удмуртской Республике и Республике Мордовия Стратегии СЭР будут действовать до 2025 года, что соответствует Стратегии пространственного раз-вития2 и Основам государственной политики регионального развития3.

По структуре Стратегии СЭР субъектов ПФО содержат от трех (Республика Башкортостан, Чувашская Республика) до восьми (Самарская и Ульяновская области) разделов. Такой существенный разброс свидетельствует о том, что в субъектах ПФО отсутствует единое понимание структуры (содержания) Стратегии СЭР.

Для решения данной проблемы, в том числе, были утверждены методические рекоменда-ции4, в которых указано, что при разработке Стратегий СЭР целесообразно учитывать положения стратегических документов вышестоящих уровней, однако, не рекомендуется дословно дублировать элементы других стратегических документов. Определение направлений развития субъекта следует осуществлять на основе SWOT-анализа и PEST-анализа. Регионам рекомендовано разрабатывать целевой сценарий развития в долгосрочном периоде, а параметры финансового обеспечения реализации Стратегии СЭР увязывать с показателями бюджетного прогноза. Также в методических рекомендациях закреплен примерный перечень показателей для включения в Стратегии СЭР.

Проведенный анализ Стратегий СЭР субъектов ПФО показал, что:

1) на положения Стратегии пространственного развития ссылаются восемь из четырнадцати субъектов (Республики Марий Эл, Татарстан, Ни-

1 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».

3 Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».

4 Приказ Минэкономразвития России от 23.03.2017 № 132 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации».

жегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская и Кировская области);

2) на положения Стратегии СЭР ПФО ссылаются всего три субъекта (Чувашская Республика, Самарская и Ульяновская области);

3) в Стратегии СЭР Ульяновской области присутствует дублирование целей и задач вышестоящих документов стратегического планирования;

4) SWOT-анализ проведен в Стратегиях СЭР шести субъектов (Республики Марий Эл и Чувашская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Кировская области);

5) PEST-анализ проведен только в Стратегии СЭР Чувашской Республики;

6) целевой сценарий развития разработан в Стратегиях СЭР шести субъектов (Кировская, Самарская, Пензенская области, Республики Чувашская, Удмуртская, Марий Эл);

7) на положения бюджетного прогноза на долгосрочный период ссылаются только два субъекта (Самарская область, Республика Башкортостан);

8) рекомендованные показатели Минэкономразвития России использованы в Стратегиях СЭР четырех субъектов (Пензенская область, Республики Чувашская, Татарстан и Марий Эл).

Таким образом, можем выявить типовые ошибки, оказывающие влияние на качество подготовки Стратегий СЭР, среди которых:

- несоблюдение принципа преемственности и непрерывности стратегического планирования (в Стратегиях СЭР регионы не ссылаются на другие документы стратегического планирования);

- дублирование целей и задач вышестоящих документов стратегического планирования (данная ошибка более характерно для муниципального уровня, но на региональном также присутствует);

- отсутствие качественно проведенного анализа, обосновывающего выделенные приоритеты и направления развития;

- отсутствие целевого сценария развития (для Стратегий СЭР, в которых целевой сценарий выделен, характерно отсутствие критериев/ показателей для определения сценария развития);

- неиспользование рекомендованных показателей Минэкономразвития России.

При этом, можем выделить регионы ПФО, Стратегии СЭР которых наиболее соответствуют методическим рекомендациям Минэкономразвития России: Республики Чувашская и Марий Эл, Самарская, Пензенская, Кировская области. Порядок разработки принят только в Самарской и Пензенской областях, что частично опровергает ранее выдвинутую гипотезу.

Анализ стратегий цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы на предмет соответствия методическим рекомендациям

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другим направлением проверки научной гипотезы послужил анализ стратегий ЦТ субъектов ПФО как пример отраслевой стратегии на предмет соответствия методическим рекомендациям по подготовке стратегий развития отраслей.

Стратегии ЦТ разработаны в 84 субъектах в целях исполнения пункта 2 перечня поручений Президента № Пр-22421. В настоящее время исследователями выделяется ряд проблем в сфере создания стратегий цифровой трансформации, среди которых пробелы в законодательстве в сфере цифровой трансформации, недостаточное финансирование ЦТ на региональном уровне, нехватка кадров и компетенций для реализации цифровой трансформации, отсутствие единого механизма обмена лучшими практиками в сфере ЦТ и другие.

Стратегии ЦТ являются примером отраслевых стратегий, и качество их разработки во многом может отражать эффективность работы системы стратегического планирования в регионе. В связи с этим, в рамках проверки гипотезы целесообразно рассмотреть, насколько Стратегии ЦТ соответствуют методическим рекомендациям по подготовке стратегий развития отраслей2.

Отраслевые стратегии должны включать развернутую характеристику ожидаемых результатов, оценку рисков и выбор способа реагирования на них, ссылаться на другие действующие документы стратегического планирования.

Проведенный анализ Стратегий ЦТ субъектов ПФО показал, что:

1 Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту (утв. Президентом РФ 31.12.2020 № Пр-2242).

2 Методические рекомендации по подготовке стратегий развития отраслей экономики. - URL: https:// www.economy.gov.ru/material/file/317379376666fbb964b93ce0a1105ea3/metodic_strateg.pdf?ysclid=ltvxcmjsh6769323331.

1) на положения Стратегии СЭР субъекта ссылаются семь из четырнадцати субъектов (Республики Башкортостан, Чувашская и Татарстан, Ульяновская, Самарская, Оренбургская и Нижегородская области);

2) развернутую характеристику ожидаемых результатов развития отрасли приводят пять субъектов (Самарская, Саратовская, Нижегородская области, Пермский край, Республика Татарстан), краткую - три субъекта (Пензенская область, Республики Чувашская и Башкортостан);

3) оценка рисков проведена в восьми Стратегиях ЦТ (Чувашская Республика, Пермский край, Нижегородская, Оренбургская, Самарская, Пензенская, Саратовская и Ульяновская области).

Таким образом, можем выявить типовые ошибки, оказывающие влияние на качество подготовки Стратегий ЦТ как примера отраслевых стратегий, среди которых:

- несоблюдение принципа преемственности и непрерывности стратегического планирования (в Стратегиях ЦТ регионы не ссылаются на другие документы стратегического планирования);

- отсутствие развернутой характеристики ожидаемых результатов развития отрасли;

- отсутствие оценки рисков и выбора способов реагирования на них.

При этом, можем выделить регионы ПФО, Стратегии ЦТ которых наиболее соответствуют методическим рекомендациям Минэкономразвития России: Нижегородская и Самарская области, Чувашская Республика. Порядок разработки принят только в Самарской и Нижегородской областях.

Заключение

Проведенный анализ позволяет опровергнуть ранее выдвинутую гипотезу о том, что для регионов со сформированной нормативно-правовой базой в сфере стратегического планирования характерно более высокое качество стратегических документов. Анализ соответствия Стратегий СЭР и Стратегий ЦТ требованиям методических рекомендаций показал, что качество документов стратегического планирования на современном этапе не зависит от нормативно-правового регулирования. Полученные результаты наталкивают на вывод, что существующего нормативно-правового регулирования недостаточно для обеспечения эффективного функционирования системы стратегического

регионов. Следовательно, существенную актуальность приобретают предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования стратегического планирования субъектов:

1. Пересмотреть региональные законы «О стратегическом планировании» на предмет дублирования статей Федерального закона № 172-ФЗ, положений об органах государственной власти субъектов и других правовых актов и внести соответствующие изменения. В качестве более радикальной меры можно предложить в целом отказаться от региональных законов «О стратегическом планировании» в связи с отсутствием в них региональной специфики и дублированием других законодательных актов.

2. Пересмотреть Порядки разработки на предмет дублирования статей Федерального закона № 172-ФЗ и внести соответствующие изменения, а также разработать типовой Порядок разработки на основе лучших региональных практик (является одним из перспективных направлений дальнейшего исследования).

3. Пересмотреть Стратегии СЭР на предмет отсутствия ссылок на другие документы стратегического планирования, дублирования целей и задач вышестоящих документов стратегического планирования, отсутствия качественно проведенного анализа, обосновывающего выделенные приоритеты и направления развития, отсутствия целевого сценария развития или критериев/показателей для определения сценария развития, неиспользование рекомендованных показателей Минэкономразвития России и внести соответствующие изменения.

4. Пересмотреть Стратегии ЦТ на предмет отсутствия ссылок на другие документы стратегического планирования, развернутой характеристики ожидаемых результатов развития отрасли, оценки рисков и выбора способов реагирования на них и внести соответствующие изменения. Дополнительно можно предложить разработать методические рекомендации отдельно в сфере стратегического планирования цифровой трансформации. Данная отрасль является для регионов достаточно новой, разработка качественных стратегических документов в сфере цифровой трансформации, на наш взгляд, требует методологической поддержки со стороны государства.

В целом, вывод о недостаточности существующего нормативно-правового регулирования для обеспечения эффективного функционирования системы стратегического планиро-

вания на региональном уровне обосновывает целесообразность регулирования данной сферы по большей части на федеральном уровне. Так как регионы зачастую дублируют статьи федерального законодательства в региональное, возникает вопрос о том, насколько вооб-

ще необходимо регулирование стратегического планирования на уровне субъектов, особенно учитывая тот факт, что требования к региональным документам стратегического планирования все так же исходят из федерального законодательства.

Статья поступила в редакцию 09.06.2024; принята к публикации 30.06.2024.

The article was submitted 09.06.2024;

accepted for publication 30.06.2024.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

Список цитируемой литературы

1. Антипин И.А. Принципы и технологии согласования отраслевых стратегий и стратегии социально-экономического развития региона / И.А. Антипин, О.Ю. Иванова // Московский экономический журнал. 2021. № 11. DOI 10.24412/2413-046X-2021 -10650. EDN XVPAKC.

2. Митрофанова И.В. О необходимости совершенствования основ государственного стратегического планирования в РФ / И.В. Митрофанова, В. А. Авксентьев, С.Я. Сущий // Региональная экономика. Юг России. 2020. Т. 8. № 2. С. 44-55. DOI 10.15688/re.volsu. 2020.2.5. EDN ZSODKW.

3. Токарева П.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона: проблемы и перспективы развития / П.В. Токарева, Ю.Ю. Доменко // Московский экономический журнал. 2020. № 12. С. 12. DOI 10.24411/2413-046X-2020-10850. EDN JYZVNX.

4. Blokhin A.A. Global Challenges for the Strategic Planning System in Russia / A.A. Blokhin, D.B. Kuvalin. Studies on Russian Economic Development, 2023, vol. 34, no. 3, рр. 297-307. DOI 10.1134/ s1075700723030024. EDN JLUCFM.

5. Johnsen А. Does formal strategic planning matter? An analysis of strategic management and perceived usefulness in Norwegian municipalities. International Review of Administrative Sciences, 2021.

References

1. Antipin I.A. Printsipy i tekhnologii soglasovaniya otraslevykh strate-giy i strategii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Principles and technologies of harmonization of sectoral strategies and strategy of socio-economic development of the region]. Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal, 2021, no. 11. (In Russian).

2. Mitrofanova I.V. O neobkhodimosti sovershenstvovaniya osnov go-sudarstvennogo strategicheskogo planirovaniya v RF [On the need to improve the foundations of state strategic planning in the Russian Federation]. Regionalnaya ekonomika. Yug Rossii, 2020, vol. 8, no. 2, рр. 44-55. (In Russian).

3. Tokareva P.V. Strategicheskoe planirovanie sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona: problemy i perspektivy razvitiya [Strategic planning of socio-economic development of the region: problems and prospects of development]. Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal, 2020, no. 12, рр. 12. (In Russian).

4. Blokhin A.A. Global Challenges for the Strategic Planning System in Russia. Studies on Russian Economic Development, 2023, vol. 34, no. 3, рр. 297-307.

5. Johnsen А. Does formal strategic planning matter? An analysis of strategic management and perceived usefulness in Norwegian municipalities. International Review of Administrative Sciences, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.