Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование применения специальной техники в деятельности уголовно-исполнительной системы'

Нормативно-правовое регулирование применения специальной техники в деятельности уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3306
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ПРИМЕНЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА / ПРАВИЛА / ПОРЯДОК / УСЛОВИЯ / LEGAL BASIS / APPLICATION / SPECIAL EQUIPMENT / RULES / ORDER / CONDITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александров Андрей Станиславович, Филипьев Роман Анатольевич

В статье рассматриваются некоторые законодательные проблемы применения как специальной техники, используемой в учреждениях и органах УИС, так и иной специальной оперативной техники. Рассмотрены нормативные и тактические особенности применения специальной техники в деятельности УИС. Специальная техника классифицирована на некоторые группы по специальным основаниям. Подробно раскрыта законодательная основа применения технических средств охраны и надзора, используемых в исправительных учреждениях, и иной специальной техники, возможность использования которой в УИС также допускается. Приведены примеры специальных средств с технической составляющей, появившиеся на вооружении УИС ввиду недавнего изменения законодательства. Затронуты законодательные запреты на приобретение и использование специальной техники. Обозначены риски, которые могут возникать в результате использования возможностей отдельных технических средств криминалитетом. Основной мыслью авторов является актуализация повсеместного использования современных технологий в ежедневной работе учреждений и органов УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александров Андрей Станиславович, Филипьев Роман Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standard and legal regulation of use of the special equipment in activity of penal system

The authors touch on some legislative problems of the application and use of both the special equipment used in institutions and bodies of the penal system and other special operational equipment. Both regulatory and tactical features of the use of special equipment in the activities of the penal system are considered. The special technique is classified by the authors into some groups for special reasons. The legislative basis for the use of both technical means of protection and supervision used in correctional institutions and other special equipment, the possibility of which is used in the penal system is also allowed, is disclosed in detail. Affected and legislative prohibitions on the purchase and use of special equipment. The risks that may arise from the use of the capabilities of certain technical means by criminals are indicated. The main idea of the authors is the actualization of the ubiquitous use of modern technologies in the daily work of institutions and bodies of the penal system.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование применения специальной техники в деятельности уголовно-исполнительной системы»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ;

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Criminal law, criminology, penal law

УДК 343.8

А. С. Александров, Р. А. Филипьев

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассматриваются некоторые законодательные проблемы применения как специальной техники, используемой в учреждениях и органах УИС, так и иной специальной оперативной техники. Рассмотрены нормативные и тактические особенности применения специальной техники в деятельности УИС. Специальная техника классифицирована на некоторые группы по специальным основаниям. Подробно раскрыта законодательная основа применения технических средств охраны и надзора, используемых в исправительных учреждениях, и иной специальной техники, возможность использования которой в УИС также допускается. Приведены примеры специальных средств с технической составляющей, появившиеся на вооружении УИС ввиду недавнего изменения законодательства. Затронуты законодательные запреты на приобретение и использование специальной техники. Обозначены риски, которые могут возникать в результате использования возможностей отдельных технических средств криминалитетом. Основной мыслью авторов является актуализация повсеместного использования современных технологий в ежедневной работе учреждений и органов УИС.

Ключевые слова: правовая основа; применение; специальная техника; правила; порядок; условия.

A. S. Aleksandrov, R. A. Filipiev

STANDARD AND LEGAL REGULATION OF USE OF THE SPECIAL EQUIPMENT IN ACTIVITY OF PENAL SYSTEM

The authors touch on some legislative problems of the application and use of both the special equipment used in institutions and bodies of the penal system and other special operational equipment. Both regulatory and tactical features of the use of special equipment in the activities of the penal system are considered. The special technique is classified by the authors into some groups for special reasons. The legislative basis for the use of both technical means of protection and supervision used in correctional institutions and other special equipment, the possibility of which is used in the penal system is also allowed, is disclosed in detail. Affected and legislative prohibitions on the purchase and use of special equipment. The risks that may arise from the use of the capabilities of certain technical means by criminals are indicated. The main idea of the authors is the actualization of the ubiquitous use of modern technologies in the daily work of institutions and bodies of the penal system.

Keywords: legal basis; application; special equipment; rules; order; conditions.

© Александров А. С., Филипьев Р. А., 2018 © Aleksandrov A. S., Filipiev R. A., 2018

Специальная техника, используемая в учреждениях и органах УИС, представляет собой совокупность технических средств, устройств, систем, приспособлений и материалов, а также соответствующих тактико-технических приемов, используемых для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности при условии соблюдения законности. Говоря конкретнее, к специальной технике относятся инженерно-технические средства охраны и надзора, а также оперативно-технические средства, применяемые в УИС.

Учитывая достаточно высокий уровень преступности среди спецконтингента (общее число зарегистрированных преступлений среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы, с января по июнь 2018 г. составило 451) [1, с. 20], использование специальной техники в деятельности уголовно-исполнительной системы видится актуальным и современным шагом развития безопасности во всех подразделениях исправительного учреждения.

Существует множество технических разработок для обеспечения безопасности с использованием некоторых подкатегорий специальной техники. Это могут быть: радиомикрофоны, микрофоны с проводным каналом связи, направленные и лазерные микрофоны, электронные стетоскопы, анализаторы стрессов, полиграфы и т. д. Указанные технические средства, как видно из их функционального назначения, направлены на снижение влияния факторов, способствующих росту или сохранению преступности, увеличению профессиональных возможностей органов по защите правопорядка, совершенствованию форм и методов борьбы с преступностью. Выполнение сотрудниками своих должностных обязанностей осуществляется в условиях физической, интеллектуальной и эмоциональной напряженности. Внедрение и применение современных технических средств в том числе позволяет повысить

эффективность деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Выражение «специальная техника» чаще всего ассоциируется со специальными техническими средствами. Однако при определении понятия «специальная техника» следует исходить из того, что оно включает в себя не только технические средства, приборы и приспособления, но и специальные знания, способы, а также возможность их эффективного применения. Некоторые исследователи отмечают, что начиная с 1960-х гг. термин «специальная техника» объединяет в себе не только технические средства охраны и надзора или оперативно-технические средства, но и приемы их правомерного применения в учреждениях, исполняющих наказания [2, с. 73].

Неотъемлемой частью использования специальной техники в деятельности учреждений и органов УИС является обязательное законодательное закрепление такового.

В ст. 23 Конституции РФ закрепляется право граждан на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Между тем, указанные неотъемлемые права граждан могут в некоторой части ограничиваться ввиду применения специальной техники сотрудниками правоохранительных органов, а именно — таких технических средств, которые позволяют прослушивать, подглядывать, ограничивать информацию о частной жизни. Подобное возможно в условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в пределах федерального законодательства. При этом Конституция РФ запрещает сбор, хранение, использование сведений о лице без его согласия. Однако ст. 55 Конституции РФ предусматривает ограничение прав и свобод человека и гражданина, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следовательно, применение специальной техники возможно не только для получения необходимой информации, но и защиты на законных основаниях информационных и имущественных прав и свобод граждан.

Нормативно-правое регулирование рассматриваемого вопроса закрепляется и в Уголовно-исполнительном кодексе РФ. Непосредственное упоминание о технических средствах, применяемых для исполнения наказаний, встречается в ст. 6019 УИК РФ. Так, администрация исправительного центра оставляет за собой право использовать широкий перечень специальных технических средств, уведомив об этом осужденных заблаговременно и под расписку. Целями использования специальной техники федеральное законодательство устанавливает контроль и предупреждение преступлений, недопущение нарушения установленного порядка отбывания наказания, а также получение необходимой администрации информации о поведении осужденных.

Ст. 83 УИК РФ также дает право администрации исправительных учреждений использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных, предварительно уведомив под расписку об этом осужденных.

Ст. 34 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» устанавливает возможность использования администрацией мест содержания под стражей аудио- и видеотехники в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми. Более того, при наличии достаточных оснований подозревать кого-либо в попытке проноса запрещенных предметов персонал вправе производить досмотр вещей, одежды, а также досмотр въезжающих и выезжающих транспортных средств. Подобные мероприятия осуществляются также с использованием специальной техники,

частью которой являются поисковые приборы, например, досмотровые зеркала типа «Шмель», автономные технические эндоскопы, ручные металлодетекторы, детекторы нелинейных переходов и т. д.

Применение специальной техники представляет собой в том числе и процесс поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления информации, т. е. является информационной технологией. Правоотношения, возникающие при применении информационных технологий, регулируются Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Помимо регулирования отношений, связанных с применением информационных технологий, в законе регламентируются процессы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации и обеспечения ее защиты.

Федеральным законом «О связи» установлена правовая основа деятельности в области связи, определены полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи. В законе определены основные положения о связи в Российской Федерации. Так, ст. 16 закона посвящена сетям связи специального назначения, которые предназначены для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, порядок подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения.

В начале 2017 г. вступили в действие изменения, предусмотренные Федеральным законом «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"». В рамках рассматриваемой темы

наибольший интерес представляет измененный перечень специальных средств, которые могут использовать сотрудники УИС. В настоящее время могут применяться электрошоковые устройства, световые и акустические специальные средства, светошоковые устройства, средства принудительной остановки транспорта, водометы, средства разрушения преград. Учитывая технологичность обозначенных специальных средств, а также необходимость в обучении персонала для их применения и использования все вышеперечисленные средства можно отнести к специальной технике.

К нормативному регулированию рассматриваемой нами темы косвенно можно отнести и постановление Правительства РФ от 01.07.1996 № 770. В указанном документе приводится перечень специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Несмотря на то, что данный документ был подговлен более 20 лет назад, его положения и в настоящее время не потеряли своей актуальности по применению и использованию специальной техники для получения негласной информации.

Рассматривая подзаконные акты, необходимо выделить приказ Минюста России «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (ПВР). Ст. 9 ПВР обязывает информировать осужденных под роспись о применении в исправительном учреждении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля. Ст. 40 ПВР предоставляет возможность использования специальной техники для проверки наличия осужденных в местах, определенных администрацией, и в установленное распорядком дня время.

Следует заметить, что уголовно-исполнительное законодательство не конкретизирует, какие именно специальные технические средства могут быть использованы в исправительных учреждениях. Не обозначаются их тактико-технические характеристики. Однако по-

добную информацию можно увидеть в Наставлении по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы и в Руководстве по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы. Из указанных документов следует, что к специальной технике, используемой в УИС, относятся следующие технические средства: технические средства и системы сбора и обработки информации, технические средства (охранные извещате-ли) и системы (подсистемы) охранно-тревожной сигнализации, технические средства (видеокамеры) и системы (подсистемы) охранного телевидения, технические средства и системы (подсистемы) контроля и управления доступом, технические средства и системы (подсистемы) оперативной связи и оповещения, приборы контроля и досмотра. В настоящее время в исправительных колониях используются такие интегрированные системы безопасности, как «Сова», «Ночь-12», «Пахра-М», «Рубеж-08», «Рубеж-09». Широкое распространение получили системы видеонаблюдения, а также системы контроля и управления доступом, работающие по принципу распознавания биометрических параметров человека — папиллярные узоры на ногтевых фалангах пальцев рук или рисунок вен на руках.

Учитывая внушительные возможности по сбору информации о действиях осужденных и персонала техническими средствами охраны, надзора, а также различными аудиовизуальными система, логично, что законодатель ограничил использование некоторых из обозначенных средств в повседневной деятельности граждан.

Законодательно установлены запреты и ответственность за приобретение, хранение и использование отдельных видов специальной техники. Так, ст. 138 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых и

иных сообщений. При этом объективная сторона преступления выражается как в незаконном ознакомлении с содержанием телефонных переговоров и почтово-телеграфной корреспонденции, так и в предании огласке сообщенных гражданами друг другу сведений. Учитывая положения уголовного закона, следует отметить, что сотрудники правоохранительных органов, используя специальную технику для снятия информации с технических каналов связи и т. п., должны соблюдать как положения закона «Об оперативно-розыскной деятельности», так и законодательство о связи, информации и информационных технологиях. Существует мнение, что наиболее существенный поток информации, представляющей оперативный интерес, поступает посредствам применения специальных технических средств [3].

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации также устанавливает запрет на использование специальных технических средств. Так, ст. 20.23 предусматривает наложение административных санкций на граждан, нарушивших правила производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Более того, УК РФ устанавливает ответственность за незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Необходимо отметить, что в рассматриваемой нами проблеме границы между противоправным деянием и правомерным действием размыты ввиду отсутствия четкой дефиниции специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации [4]. Поэтому самовольное и несанкционированное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, может быть квалифицировано как превышение должностных полномочий.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ содержатся нормы, в которых указана

возможность использования технических средств либо подразумевается допустимость использования, а также полученных с их помощью результатов в уголовном судопроизводстве (досудебном и судебном разбирательстве по уголовному делу).

Использование технических средств в ходе следственных действий во многом способствует получению достоверных и обоснованных доказательств. При этом в протоколе следственного действия должны быть указаны технические средства, примененные в следственном действии, а также условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. Обязательным условием (с отражением в протоколе) является предупреждение лиц, участвующих в следственном действии, о применении технических средств. Более того, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает участие специалиста, который, используя свои специальные знания и навыки, будет оказывать помощь в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств с помощью технических средств.

Деятельность по производству, а также приобретение, хранение, распространение и продажа специальной техники охраняется и посредством регулирования иными законами и постановлениями помимо обозначенных выше. Так, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» к таковой относит деятельность по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. В частности, ст. 12 указанного закона устанавливает перечень видов деятельности, на которые требуются лицензия: разработка, производство, распространение шифровальных средств; разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; деятельность по выявлению электронных устройств,

предназначенных для негласного получения информации; разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации; деятельность по технической защите конфиденциальной информации; разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия.

Ограничению незаконного использования специальной техники способствует постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». Ввоз и вывоз специальных технических средств регулируется постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о ввозе

в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию».

Резюмируя вышесказанное, следует утверждать, что необходим всесторонний охват деятельности по использованию специальной техники со стороны законодателя и в дальнейшем. Применение специальной техники в деятельности сотрудников УИС видится актуальным решением по борьбе с нарушениями установленного порядка отбывания наказания осужденными. Прогрессивные способы надзора, охраны и обеспечения безопасности в исправительных учреждениях нельзя представить без всестороннего применения различного рода специальной техники.

Литература

1. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы (январь-июнь 2018 г.) : информационно-аналитический сборник / ФКУ НИИИТ ФСИН России. — Тверь, 2018.

2. Ткаченко, Н. И., Епифанов, С. С., Лядов, Э. В. Правовые и организационные аспекты применения специальных, криминалистических технических средств и методов в раскрытии, расследовании и предупреждении побегов из мест лишения свободы : монография. — Рязань: Академия ФСИН России, 2011.

3. Куракин, А. В., Адмиралова, И. А., Бондарь, Т. И., Молянов, А. Ю. Административно-правовое регулирование предоставления услуг связи в сфере оперативно-розыскной деятельности // Российская юстиция. — 2018. — № 4.

4. Лаврентьев, А. Р., Федосин, А. С. Правовое регулирование ответственности за нарушение законодательства в сфере оборота специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации // Информационное право. — 2012. — № 2.

References

1. Osnovnye pokazateli dejatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy (janvar'-ijun' 2018 g.) [Key performance indicators of the penitentiary system (January-June 2018)] : information and analytical collection. Tver, Research Institute if the Inrormation Technologies of the FPS of Russia, 2018.

2. Tkachenko, N. I., Epifanov, S. S., Lyadov, E. V. Pravovye i organizacionnye aspekty primenenija special'nyh, kriminalisticheskih tehnicheskih sredstv i metodov v raskrytii, rassledovanii i preduprezhdenii pobegov iz mest lishenija svobody [Legal and organizational aspects of the use of special, forensic technical means and methods in disclosing, investigating and preventing escapes from places of detention] : monograph. Ryazan, the Academy of the FPS of Russia, 2011.

3. Kurakin, A. V., Admiralova, I. A., Bondar, T. I., Molyanov, A. Yu. Administrativno-pravovoe regulirovanie predostavlenija uslug svjazi v sfere operativno-rozysknoj deja-tel'nosti [Administrative and legal regulation of the provision of communication services in the field of operational-search activity] // Rossijskaja justicija [Russian justice], 2018, no. 4.

4. Lavrentyev, A. R., Fedosin, A. S. Pravovoe regulirovanie otvetstvennosti za narushenie zakonodatel'stva v sfere oborota special'nyh tehnicheskih sredstv, prednaznachennyh dlja neglasnogo poluchenija informacii [Legal regulation of liability for violation of the law in the sphere of circulation of special technical equipment intended for secretly obtaining information] // Informacionnoe pravo [Information Law], 2012, no. 2.

Сведения об авторах

Филипьев Роман Анатольевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки, кандидат технических наук. E-mail: Filipiev@live.ru Александров Андрей Станиславович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, кандидат юридических наук. E-mail:

aleksandrov_ac@mail.ru

Information about the authors

Filipiev Roman Anatol'evich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the senior lecturer of the Chair of Combat, Tactical and Special and Physical Training, candidate of technical sciences. E-mail: Filipiev@live.ru Aleksandrov Andrey Stanislavovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the accociate professor of the Chair of the Criminal Trial and Criminalistics, candidate of law. E-mail: aleksandrov_ac@mail.ru

УДК 343.81

О. А. Алфимова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИЗО КАК УЧРЕЖДЕНИЯ, ИСПОЛНЯЮЩЕГО НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

В статье освещается правовая регламентация статуса СИЗО и его места в системе исправительных учреждений. До настоящего времени законодательство не вполне последовательно определяет роль СИЗО в силу некоторой рассогласованности его норм. На сегодняшний день ни в одной статье Общей части УК РФ не закреплена возможность отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными в СИЗО УИС.

В то же время согласно УИК РФ СИЗО — учреждение, которое выполняет функции исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы в отношении оставленных там осужденных, что нашло свое отражение сразу в нескольких статьях указанного закона: ч. 9 ст. 16 «Учреждения и органы, исполняющие

© Алфимова О. А., 2018 © Alfimova O. A., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.