12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.141.21:355.235.212 М.Ю. БОЕВ
кандидат исторических наук, проректор по дополнительному образованию и воспитательной работе Орловского государственного университета E-mail: [email protected]
UDC 378.141.21:355.235.212 M.Y. BOEV
candidate ofhistorical sciences, vice president for additional education and education work, Orel state university E-mail: [email protected]
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИЕМА ВОСПИТАННИКОВ В КАДЕТСКИЕ КОРПУСА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX вв.
LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK FOR ENROLLMENT IN CADET CORPS OF THE RUSSIAN EMPIRE OF THE LATE 19th CENTURY AND THE EARLY 20th CENTURY
В статье на основе анализа нормативно-правовых актов анализируются нормы, требования и правила приема воспитанников в кадетские корпуса Российской Империи. Выявляется динамика изменений нормативного регулирования порядка функционирования кадетских корпусов в связи с проводившимися в конце XIX-начале XX вв. государственными преобразованиями в военной сфере.
Ключевые слова: кадетские корпуса, военно-учебные заведения, нормативно-правовое регулирование, государственные преобразования в военной сфере.
On the basis of government regulations study the article analyzes the norms, requirements and rules of enrolling applicants in cadet corps of the Russian Empire. The dynamics of changes in regulatory regime of functioning of cadet corps in connection with the state reforms in the military sphere at the end of the 19th century - the beginning of the 20th century.
Keywords: cadet corps, military schools, legal and regulatory framework, state reforms in the military sphere.
Военно-учебная система Российской Империи, пройдя длительный путь развития, к концу XIX-началу XX вв. включала несколько уровней: начальную военную подготовку, среднеспециальную и высшую. Важнейшая роль в этой системе принадлежала кадетским корпусам.
Кадетские корпуса были организованы в 1882 г. на базе военных гимназий. Последние появились в 1863 г. в результате военных реформ Д. А. Милютина и по своей организации приближались к учебным заведениям министерства просвещения. В них отсутствовало деление кадет на роты, на воспитательские должности назначались гражданские педагоги, так как их работа не должна была носить специфического, военного характера. Большую часть воспитанников гимназий составляли дети дворян, главным образом офицеров и чиновников, зачисленных в интернат на казённый счёт. Однако наряду с этим к приёму допускались и лица недворянского происхождения. Кроме того, приём на казённые вакансии был несколько затруднён введением в 1873 г. конкурсного экзамена.
С восшествием на престол императора Александра III принцип организации военных гимназий был подвергнут существенному пересмотру. На наш взгляд, можно чётко выделить три причины реформы. Во-первых, общегражданская воспитательная система гимназий не формировала у воспитанников отношения к военной службе как единственно возможной карьере дворянина. Это приводило к тому, что значительная часть
выпускников военных гимназий отказывалась продолжать образование в военных училищах, а незанятые там вакансии активно занимались выходцами из других сословий. Во-вторых, военные гимназии при комплектовании контингента воспитанников не реализовывали в полной мере благотворительный принцип. То есть, помимо детей заслуженных или малообеспеченных офицеров принимались за плату как в интернаты, так и приходящими учениками мальчики из обеспеченных семей. В-третьих, царская администрация стремилась максимально ограничить доступ в военно-учебные заведения лицам недворянского происхождения, а система приёма в военные гимназии этого не обеспечивала. Все вышесказанное явилось основанием для появления высочайшего повеления от 21 июня 1882 г. о переименовании военных гимназий в кадетские корпуса и высочайше утверждённого 14 февраля 1886 г. «Положения Военного Совета» о кадетских корпусах [1].
В 1886 учебном году Александровский корпус, согласно плану реформ кадетских корпусов военного министра П. С. Ванновского [2, с. 294-298], начал трансформироваться из военно-учебного заведения, предназначающегося исключительно для приходящих учеников, в интернат. Такое изменение условий обучения шло параллельно с изменениями условий приема в корпус. Если до 1886 года в корпус принимались на обучение «сыновья лиц всех сословий», то теперь в корпусе руководствовались правилами приема, установленными для всех российских кадетских корпусов.
© М.Ю. Боев © M.Y. Boev
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (57), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 57. 2014
Между тем, с 1882 года, когда военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса, то есть с момента начала кардинальных реформ в системе военно-учебных заведений, правила приема неоднократно менялись. В связи с этим представляется необходимым хотя бы в общем виде проследить изменения правил приема в кадетские корпуса, начиная с 1882 года.
С 1882 по 1884 год кадетские корпуса пользовались правилами приема, установленными в апреле 1882 года для военных гимназий. Минимальный возраст при поступлении в младший первый класс определялся в 10 лет. По вносимой плате все воспитанники подразделялись на казеннокоштных, обучавшихся за счет государства, своекоштных, за которых платили родственники или опекуны, и стипендиатов, получавших необходимые средства от различных организаций, отдельных благотворителей. Своекоштные и стипендиаты в свою очередь делились на пансионеров, живших в интернатах при корпусах, и приходящих учеников, которые только посещали занятия.
Кандидаты, претендовавшие на вакансии казеннокоштных пансионеров, распределялись на 13 разрядов, по очередности которых они допускались к вступительному экзамену. Эти разряды включали:
1. Сыновей генералов, штаб- и обер-офицеров, убитых на войне или умерших от ран, на войне полученных, погибших на службе в мирное время или «лишившихся зрения или ума от усиленных служебных обязанностей». К первому разряду причислялись также дети погибших на войне, сошедших с ума или ослепших чиновников всех ведомств, но только в том случае, если отцы их принадлежали к потомственному дворянству.
2. Круглые сироты генералов, штаб- и обер-офицеров.
3. Сыновья кавалеров ордена св. Георгия всех степеней.
4. Сыновья офицеров, чиновников военного ведомства и принадлежащих потомственному дворянству гражданских чиновников, которые состояли под покровительством комитета о раненых.
5. Сыновья генералов и «все молодые люди, числящиеся Пажами Высочайшего Двора».
6. Полусироты штаб-офицеров.
7. Полусироты обер-офицеров.
8. Сыновья штаб- и обер-офицеров, награжденных орденами св. Владимира 3 и 4 степеней с мечами.
9. Сыновья полковников.
10. Сыновья преподавателей, воспитателей, как военных так и гражданских, прослуживших не менее 5 лет в военно-учебном ведомстве.
11. Сыновья штаб- и обер-офицеров, награжденных орденами св. Анны и св. Станислава всех степеней с мечами, а также знаком отличия военного ордена.
12. Сыновья штаб-офицеров ниже чина полковника.
13. Сыновья всех обер-офицеров и военных священников.
В каждый из приведенных разрядов могли быть включены в соответствии со служебным положением отцов сыновья военных медиков и «классных чиновников всех ведомств, имевших отличия за военные заслуги».
Своекоштными пансионерами и приходящими учениками в первую очередь могли стать имевшие право обучаться на казенный счет и, кроме того, сыновья чиновников всех ведомств как из потомственных, так и из личных дворян.
В том случае, если количество претендентов было больше числа имеющихся вакансий, устраивались экзамены. От сдачи экзаменов были освобождены только стипендиаты. При этом, однако, как уже отмечалось, казеннокоштные допускались к сдаче экзаменов в порядке старшинства разрядов, а своекоштные и приходящие только после казеннокоштных.
Но уже 7 апреля 1884 года с целью усиления в деятельности корпусов «благотворительного принципа» были высочайше утверждены новые правила приема в кадетские корпуса [3]. Все претенденты делились на 14 разрядов, сходных с теми 13-ю, что существовали по правилам 1882 года. Однако для них было введено новое весьма существенное ограничение. Казеннокоштными воспитанниками могли быть отныне зачислены сыновья только тех офицеров и чиновников, военных священников, которые пробыли на действительной военной или морской службе не менее 10 лет или «хотя не выслужили этого срока, но приобрели право на сохранение при отставке мундира». Требование это не распространялось на первые четыре разряда, то есть на детей офицеров и чиновников, погибших на войне или при исполнении служебных обязанностей в мирное время, круглых сирот, сыновей кавалеров ордена св. Георгия всех степеней и лиц, получивших тяжелые ранения. Более того, для этих категорий были отменены вступительные экзамены, что поставило их в крайне благоприятное положение по отношению к другим кандидатам. Принятые меры свидетельствуют об усилении принципа благотворительности, за который так ратовал военный министр П. С. Ванновский. Руководствуясь этим же принципом, были проведены изменения и в содержании других разрядов.
Еще более значительные перемены внесли правила 1884 года в прием своекоштных пансионеров. В большинстве кадетских корпусов эти вакансии отныне могли занимать дети всех офицеров, без различия сословий и потомственных дворян, независимо от того занимали они чиновничьи должности или не служили. При этом правила особо подчеркивали, что в первую очередь своекоштными следует принимать тех, кто обладает правом обучения на казенный счет.
Правила 1884 года были положены в основу соответствующего раздела «Положения военного совета о кадетских корпусах, высочайше утвержденного 14 февраля 1886 года». При этом пансионеры стали именоваться интернами, а приходящие ученики - экстернами. Вскоре после принятия этого документа по инициативе П. С. Ванновского было начато активное сокраще-
12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - SCIENCE OF LAW
ние среди кадетов доли экстернов, и в первую очередь тех из них, кто не принадлежал к дворянству. Именно с этой целью, например, Александровский кадетский корпус реорганизовали в интернат.
В ноябре 1887 года в правила приема были внесены изменения, согласно которым экстернами во все корпуса, за исключением Николаевского, могли поступать исключительно обладавшие правом приема на казенный счет, да и то только в три младших класса.
Таким образом, изменения, внесенные в правила приема в 1884-87 годах, сделали большинство кадетских корпусов недоступными для детей купцов, мещан или крестьянства.
В 1898 году были разработаны новые правила приема воспитанников в кадетские корпуса, которые вводились как временные, сроком на пять лет. В общем, правила приема 1898 года сохранили существующую систему. Условия приема экстернов и своекоштных интернов не претерпели никаких изменений. Казеннокоштные воспитанники также сохранили свой состав, но вместо 14-ти разрядов были разделены на девять.
Наиболее существенным нововведением, заключавшемся в правилах 1898 года, была замена для претендентов на казенные вакансии вступительных конкурсных экзаменов баллотировкой. То есть если раньше в пределах каждого отдельного разряда между претендентами происходило соревнование, позволявшее отобрать наиболее способных учеников, то теперь из списков претендентов путем жеребьевки избиралось столько человек, сколько имелось вакансий. Это говорит о том, что Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ) вынуждено было идти на снижение уровня успеваемости кадет ради усиления благотвори-
тельного принципа при отборе претендентов в корпуса.
После того как истек пятилетний срок, установленный для испытания правил 1898 года, они были утверждены с 1903 года как постоянно действующие [4], при этом несколько разрядов казеннокоштных воспитанников было вновь объединено и их общее количество сократилось до шести.
Последнее крупное преобразование правил приема в кадетские корпуса было произведено в 1906 году [5]. В условиях значительного превышения количества претендентов над числом имеющихся в корпусах вакансий, по решению Военного совета, для всех поступающих были восстановлены конкурсные экзамены. Право приема на казенный кошт по самому высшему первому разряду получили сыновья подпрапорщиков, если их отцы участвовали в боях и были награждены знаками отличия военного ордена или состояли под покровительством комитета о раненых по первому или второму разрядам. Под напором общественного мнения правительство было вынуждено несколько поступиться принципом сословности и разрешило поступать своекоштными интернами во все кадетские корпуса сыновьям лиц всех сословий, кроме сыновей и внуков лиц, родившихся в иудейской вере. Однако преимущественным правом на обучение за свой счет по-прежнему пользовались те кандидаты, которые могли быть приняты казеннокоштными.
Итак, изменения правил приема на протяжении всего рассматриваемого периода имели своей целью, с одной стороны, обеспечить сословный характер кадетских корпусов, с другой стороны, создать условия для более полной реализации на практике «благотворительного принципа» комплектования корпусов воспитанниками.
Библиографический список
1. Положение Военного совета о кадетских корпусах, высочайше утверждённое 14 февраля 1886 г. // ПСЗ. СПб., 1888. Собр. 3. Т. 6. С. 59-77.
2. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX - XX столетий. 1881-1903. М., 1973.
3. Положение Военного совета об изменении правил приёма малолетних в кадетские корпуса, высочайше утверждённое 7 апреля 1884 г.// ПСЗ. СПб., 1887. Собр. 3. Т. 6. С. 59-77.
4. Правила о приёме в кадетские корпуса казённокоштных и своекоштных интернов, высочайше утверждённое 7 сентября 1903 г.// ПСЗ. СПб., 1905. Собр. 3. Т. 23. C. 917.
5. Приёмные правила и программы для поступления в разные классы кадетских корпусов, принятые в 1906 г. СПб., 1913. 137 с.
References
1. The Statute of the Military Council Concerning Cadet Corps, His Imperial Majesty's Edict of February 14th, 1886. // Complete Collection of Laws of the Russian Empire, Saint Petersburg, 1905. Collected works 3, volume 23, pp. 59-77.
2. ZaionchkovskiyP.A. Autocracy and the Russian Army at the turn of the 19th century. 1881 - 1903. Moscow, 1973.
3. The Statute of the Military Council Concerning Changes in the Rules of Enrolling Minors in Cadet Corps, His Imperial Majesty's Edict of April 7th, 1884. // Complete Collection of Laws of the Russian Empire, Saint Petersburg, 1887. Collected works 3, volume 6, pp. 59-77.
4. The Rules Concerning Enrolment of interns educated at the expense of the crown and fee-paying interns in Cadet Corps, His Imperial Majesty's Edict of September 7th, 1903. // Complete Collection of Laws of the Russian Empire, Saint Petersburg, 1905. Collected works 3, volume 23, p. 917.
5. The Rules of Enrollment and Programs for Entering Different Categories of Cadet Corps Enacted in 1906. Saint Petersburg, 1913. 137 p.