Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование организации железнодорожных перевозок в Украине'

Нормативно-правовое регулирование организации железнодорожных перевозок в Украине Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
600
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ / ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечипоренко Нина Сергеевна

В статье исследуются предпосылки правового регулирования железнодорожных перевозок, а также современное состояние нормативно-правового воздействия на железнодорожную отрасль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование организации железнодорожных перевозок в Украине»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ

ПРАВО

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК В УКРАИНЕ Нечипоренко Н.С.

Нечипоренко Нина Сергеевна — соискатель, Научно-исследовательский институт частного права и предпринимательства им. академика Ф.Г. Бурчака Национальная академия правовых наук Украины, г. Киев, Украина

Аннотация: в статье исследуются предпосылки правового регулирования железнодорожных перевозок, а также современное состояние нормативно-правового воздействия на железнодорожную отрасль.

Ключевые слова: договор перевозки, перевозка грузов железной дорогой, нормативно-правовое регулирование.

Отношения, возникающие из договора перевозки грузов по железной дороге играют большую роль в развитии экономики государства, в частности, обеспечивая гражданский оборот в таких отраслях, как тяжелая и легкая промышленность, сельское хозяйство, торговля, а благодаря географическому положению Украины как транзитного государства он имеет большое значение во внешнеэкономических связях. Первостепенная роль железной дороги определяется экономическими особенностями: размещением промышленных предприятий, концентрацией производства, наличием инфраструктуры взаимоотношений с морскими портами. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отношения перевозки, позволяет сделать вывод, что постоянный процесс ее совершенствования приводит не только к повышению эффективности транспортировки, но и переводит его в сферу частноправовых отношений. В рамках договорных отношений находят должное место так называемые транспортно-железнодорожные отношения, составляющие совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий, выполняемых по железной дороге, грузоотправителем, грузополучателем и экспедиторской организацией при подготовке, осуществлении и завершении железнодорожных перевозок, основанных на принципах свободы договора.

Актуальность тематики исследований обусловлена необходимостью обеспечения надлежащего правового регулирования отношений в сфере железнодорожного транспорта, при осуществлении внутренних перевозок по территории Украины, транзита грузов, содействию надлежащей реализации гражданско-правового статуса перевозчика и укрепления частноправовых принципов на транспортном рынке.

Научный интерес к отношениям по перевозке вызванный сложностью технологического процесса как объективного фактора, влияющего на особенности правового регулирования, в котором сочетается нормативно-правовая составляющая, в частности, планирование перевозки, организационных отношений и др., а также договорная составляющая, непосредственно предусматривает реализацию прав и обязанностей в отношениях по перевозке. Кроме того, требуют научного обоснования направления совершенствования гражданско-правовых отношений, которые складываются в процессе железнодорожных грузовых перевозок, а также формирование предложений по совершенствованию законодательства.

В юридической и экономической литературе постоянно подчеркивались роль и значение транспорта, грузовых перевозок в развитии экономики. Например, О.С. Иоффе в свое время отмечал, что в экономической жизни транспорт занимает особое место, поскольку: 1) при его посредстве обеспечивается связь между промышленностью и сельским хозяйством, а также между различными отраслями самой промышленности; 2) благодаря ему осуществляется движение продукции из сферы производства в сферу обращения [4, с. 553 - 554]. Следует подчеркнуть, что на протяжении последних 150 лет транспортный комплекс Украины играет огромную роль в развитии экономики государства. От его работы зависят нормальное функционирование промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли, а также большую роль играет во внешнеэкономических связях благодаря географическому положению Украины как транзитного государства.

Согласно ст. 21 Закона Украины «О транспорте» единую транспортную систему Украины составляют: транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, речной, автомобильный и авиационный, а также городской электротранспорт, в том числе метрополитен), промышленный железнодорожный транспорт; ведомственный транспорт; трубопроводный транспорт; пути сообщения общего пользования.

Единая транспортная система должна отвечать требованиям общественного производства и национальной безопасности, иметь разветвленную инфраструктуру для предоставления всего комплекса транспортных услуг, в том числе для складирования и технологической подготовки грузов к транспортировке, обеспечивать внешнеэкономические связи Украины. Ключевым принципом этой системы является ее единство независимо от форм собственности транспорта, предусматривает обязанность субъектов всех видов транспорта функционировать в определенных условиях как единственный экономически-социальный организм в интересах экономики (хотя автономный деятельности режим не запрещается) [9, с. 722].

Украина имеет одну из наиболее развитых в Европе сеть железных дорог, ее эксплуатационная длина составляет около 22 тыс. км. Железные дороги Украины взаимодействуют с железными дорогами 7 соседних стран через 56 пунктов пересечения границы и с 13 основными морскими портами Черного и Азовского морей и р. Дунай. По объемам грузовых перевозок железные дороги Украины занимают 4 место на Евроазиатском континенте, уступая только железным дорогам Китая, России, Индии. Грузонапряженность украинских железных дорог (годовой объем перевозок на 1 км) в 3 - 5 раз превышает соответствующий показатель развитых европейских стран. Украинская система железнодорожного транспорта является частью международной железнодорожной сети и вагонного парка стран СНГ, является следствием системы, построенной во времена СССР. Железные дороги являются базовой отраслью экономики Украины и представляют собой важнейший элемент транспортной системы. Именно на них приходится 85,1% грузооборота (без учета трубопроводного транспорта) и 54,5% пассажирооборота. Распределение грузовых перевозок между видами транспорта в Украине значительно отличается от ЕС, где доля железных дорог составляет 8%, автотранспорта - 44%, морского и речного - 45% [6, с. 22].

Оценивая существующую нормативно-правовую базу, регулирующую отношения железнодорожной отрасли, вполне вероятно можно заявить, что постоянный процесс ее совершенствования привел к положительному результату - наличие правовой системы обеспечения деятельности железнодорожного транспорта.

Под железнодорожным транспортным процессом понимают совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий, а также операций, выполняемых по железной дороге, грузоотправителем, грузополучателем и экспедиторской организацией при подготовке, осуществлении и завершении железнодорожных перевозок. Поскольку железнодорожные перевозки отнесены к естественной монополии, это определяет особенности правового регулирования железнодорожного транспорта, в литературе охватывается понятием «транспортное законодательство» [8, с. 39].

Современный железнодорожный транспорт состоит из двух подсистем:

1. Железнодорожный транспорт общего пользования - самостоятельная транспортная отрасль, осуществляет коммерческие перевозки грузов и пассажиров, обслуживает все отрасли экономики, все социальные группы и слои населения, руководствуясь общими для всей сети железных дорог Украины правилами перевозок грузов и пассажиров.

2. Железнодорожный транспорт необщего пользования (промышленный транспорт), выполняет, как правило, технологическое перемещение грузов и перевозки людей на территориях предприятий (заводов, шахт элеваторов и др.), Решая ограниченный круг задач. Технической основой подсистемы являются железнодорожные подъездные пути промышленных предприятий, необходимое оборудование, а часто и собственный подвижной состав.

Законом Украины «О железнодорожном транспорте» определены правовые, экономические и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта общего пользования, его роль в экономике и социальной сфере Украины, регламентированы его отношения с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, другими видами транспорта, пассажирами, отправителями и получателями грузов, багажа, грузобагажа и почты с учетом специфики функционирования этого вида транспорта как единого производственно-технологического комплекса.

Согласно этому Закону железнодорожный транспорт - производственно-технологический комплекс организаций и предприятий железнодорожного транспорта общего пользования,

79

предназначенный для обеспечения потребностей общественного производства и населения страны в перевозках во внутреннем и международном сообщениях и предоставления других транспортных услуг всем потребителям без ограничений по признакам формы собственности и видов деятельности и тому подобное.

Таким образом, приходим к выводу, что железнодорожный транспорт следует понимать в двух смыслах: а) как субъект правовых отношений в лице Укрзализныци; б) как объект правовых отношений (транспортная система), обеспечивающей функционирование экономической системы.

Железнодорожный транспорт является одной из важных базовых отраслей экономики, обеспечивает ее внутренние и внешние транспортно-экономические связи, и потребности населения в перевозках [10, с. 412]. Деятельность железнодорожного транспорта как части единой транспортной системы страны способствует нормальному функционированию всех отраслей общественного производства, социальному и экономическому развитию и укреплению обороноспособности государства, международному сотрудничеству Украины.

Играет важную роль железнодорожный транспорт и в условиях чрезвычайных обстоятельств. Организация работы железных дорог и предприятий железнодорожного транспорта общего пользования в условиях чрезвычайных обстоятельств осуществляется в соответствии с действующим законодательством Украины. Укрзализныця имеет право вводить, по согласованию с центральным органом исполнительной власти в области транспорта, временные ограничения перевозок в отдельные районы во время стихийного бедствия, возникновения других чрезвычайных обстоятельств, скопления не разгруженных транспортных средств в пунктах назначения.

Деятельность транспорта в этот период предусмотрена также Законом Украины «О функционировании единой транспортной системы Украины в особый период». Этот Закон устанавливает правовые и организационные основы функционирования единой транспортной системы Украины в особый период.

Отношения, складывающиеся в процессе деятельности предприятий железнодорожного транспорта, достаточно разнообразны. Они не ограничиваются только действиями, непосредственно направленными на перевозку грузов. Транспортные организации осуществляют ряд других услуг и выполняют перечень работ, способствующих перевозке грузов погрузочно-разгрузочные операции, очистка подвижного состава, обслуживание подъездных путей и тому подобное. Именно значительным диапазоном предоставляемых услуг и обуславливается разновидность договоров, регулирующих указанную деятельность исключительно в сфере грузовых перевозок. В современных условиях невозможно говорить о единую конструкцию договора на перевозку груза, что вызвано сложностью железнодорожного транспортного процесса, а также его отнесения к естественной монополии.

Источники правового регулирования исследуемых отношений можно условно назвать транспортным законодательством, к которому следует отнести соответствующие части нормативно-правовых актов, входящих в состав фундаментальных отраслей права, и нормы права, регулирующие транспортные отношения. К ним следует отнести: законы Украины «О транспорте», «О железнодорожном транспорте», Устав железных дорог Украины, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 6 апреля 1998 № 457 и другие акты законодательства.

Говоря о правовом регулировании железнодорожных грузовых перевозок необходимо обратить внимание на статьи 908-928 ГК Украины, статьи 306-315 ГК Украины, а также соответствующие приказы: Правила планирования перевозок грузов; Правила приема грузов к перевозке; Правила пломбирования вагонов и контейнеров; Правила оформления перевозочных документов; Правила исчисления сроков доставки грузов; Правила пользования вагонами и контейнерами; Правила хранения грузов; Правила выдачи грузов; Правила переадресации грузов; Правила реализации грузов; Правила расчетов за перевозку грузов; Правила обслуживания железнодорожных подъездных путей; Правила перевозки грузов с объявленной стоимостью; Правила перевозки грузов навалом и насыпью; Правила перевозки грузов в вагонах открытого типа; Правила перевозки смерзающихся; Правила перевозки грузов маршрутами отправителя; Правила перевозки грузов в сопровождении проводников отправителей (получателей); Правила перевозок скоропортящихся грузов; Правила перевозки животных, птицы и других грузов, которые подлежат государственному ветеринарно-санитарному контролю; Правила перевозки грузов, подлежащих фитосанитарному контролю; Правила перевозки грузов в транспортных пакетах; Правила перевозки грузов в универсальных контейнерах; Правила перевозок грузов в специальных и специализированных контейнерах

80

отправителей и получателей; Правила перевозки грузов мелкими отправками; Правила перевозки грузов железнодорожными линиями узкой колеи; Правила перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении; Правила составления актов; Правила предъявления и рассмотрения претензий; Правила перевозки наливных грузов; Правила регистрации и эксплуатации собственных грузовых вагонов; Правила перевозок опасных грузов; Сборник тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги.

Перевозки грузов в международном сообщении осуществляются в соответствии с соглашениями о железнодорожных международных сообщениях. Такими соглашениями являются, в частности, Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), которая действует с 1 ноября 1951 и Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), к которой Украина присоединилась согласно Законам Украины от 05.06.2003 № 943-1 и от 16.11.2005 N 3091-ГУ, Соглашение о прямом железнодорожно-паромное сообщение Ильичевск - Варна и Ильичевск - Поти / Батуми ратифицирована Верховной Радой Украины 16.03.2000 (подана на денонсацию от 13.01.2010).

Таким образом, можно говорить о формировании транспортного права, происходит как за счет разработки и введения актов транспортного законодательства, так и за счет отражения отдельных транспортных отношений в нормативно-правовых актах фундаментальных отраслей права. Использование понятий «транспортное право» и «транспортное законодательство» требует их определения. Так, считаем, что транспортное право - комплексная отрасль права, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области транспортной деятельности. Эти нормы формируются в составе нормативно-правовых актов специального транспортного законодательства и входят в состав нормативно-правовых актов фундаментальных отраслей права.

Как отмечает В.А. Егиазаров, специфическим признаком отношений на железнодорожном транспорте является предоставление услуг, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Соответственно, предметом транспортного права являются общественные отношения между транспортными организациями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса [3, с. 5 - 6].

Стабильное функционирование транспорта может быть обеспечено только при наличии действующей правовой базы, регламентирующей отношения, возникающие на рынке предоставления транспортных услуг, включая как непосредственно Перевозная деятельность, так и деятельность, обеспечивает перевозки (техническая эксплуатация транспортных средств, транспортное экспедирование, эксплуатация и т.д.), а также при международной транспортной деятельности.

Нормативно-правовое регулирование формирует соответствующую модель поведения, которая является составной правового регулирования отношений. Правовое регулирование в целом представляет собой набор юридических средств и способов воздействия на участников этих правоотношений через элементы механизма правового регулирования. Поэтому, хотим обратить внимание на механизм правового регулирования отношений по перевозке грузов по железной дороге.

Категория «механизм правового регулирования» теоретиками права рассматривается как а) взята в единстве совокупность правовых средств которыми обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения, складывающиеся из юридических норм, правоотношений и актов реализации субъективных прав и осуществления юридических обязанностей, а позже нормативных актов, правосознания и правовой культуры [1, с. 34 - 35]; б) различные элементы правовой системы, осуществляющих регулятивное воздействие на общество [7, с. 539]; в) взята в единстве совокупность правовых средств, способов и форм, с помощью которых нормативность права обеспечивает упорядочение общественных отношений, соответствует интересам субъектов права, решает конфликты, способствует достижению социального компромисса в правовой сфере [2, с. 15].

С.А. Погребной в механизме правового регулирования договорных отношений выделил следующие элементы: объект правового регулирования, субъект правового регулирования и собственно деятельность по вопросам правового регулирования в единстве объективного (фактического) проявления и внутренних (субъективных) характеристик [5, с. 11].

Соглашаясь с названными исследователями, считаем, что правовое регулирование отношений по перевозке грузов по железной дороге основывается на: а) нормах материального права; б) конкретном договоре как регуляторе гражданских отношений. Объективными

81

средствами правового регулирования являются нормы законодательства (в том числе и технические нормы), субъективными же - волеизъявление сторон, направленное на реализацию своих интересов через призму этих правовых норм. Таким образом, упорядочиваются общественные отношения по перевозке грузов по железной дороге, что обеспечивает реализацию частных интересов лиц, заинтересованы в процессе перевозки, а также публичные интересы через регулирование рынка.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юрид. лит., 1966. 187 с.

2. Бобровник С.В., Онщенко Н.М. Сощальна та юридична ефектившсть законодавства // Законодавство: проблеми ефективност / С.В. Бобровник та Н.М. Онщенко. К.: Наукова думка, 1995. С. 12 - 17.

3. Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2007. 546 с.

4. Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Юрид. лит., 1975. 872 с.

5. Погрiбний С.О. Мехашзм та принципи регулювання договiрних вщносин у цившьному правi Украши: монографш / С.О. По^бний. К.: Правова едтсть, 2009. 304 с.

6. Сирийчик Т., Фургальсьш А., Клткевич Ч., Камола М., Дяченко Т., Пугачов М, Флпенко О. Транспорта полггика Украши та ïï наближення до норм Свропейського Союзу / За ред. Марчша Свенчшю. К.: Аналогично-дорадчий центр Блакштал стрiчки, 2010. 102 с.

7. Скакун О.Ф. Теория государства и права / О.Ф. Скакун. Харьков: Консум, 2000. 704 с.

8. Транспортне право Украши: Навч. поиб. / Демський Е.Ф., Пжевський В.К., Демський С.Е., Мшашевич А.В. За заг. ред.: В. К. Пжевського, Е.Ф. Демського. К.: Юршком 1нтер, 2002. 416 с.

9. Хозяйственное право: учебник / В.К. Мамутов, Г.Л. Знаменский, К.С. Хахулин и др. Под ред. Мамутова В.К. К.: Юринком Интер, 2002. 912 с.

10. Щербина В.С. Господарське право: тдручник / В.С. Щербина. 5-те вид., перероб. i допов. К.: Юршком 1нтер, 2012. 600 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.