Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГЛЭМПИНГОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ЗОН С УНИКАЛЬНЫМИ ПРИРОДНЫМИ ПЕЙЗАЖАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГЛЭМПИНГОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ЗОН С УНИКАЛЬНЫМИ ПРИРОДНЫМИ ПЕЙЗАЖАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
318
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЕСНОЙ КОДЕКС / ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА / ЛЕСНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГЛЭМПИНГ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Набиуллина Алина Вазиховна

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования туризма и туристской деятельности в Российской Федерации, проблемы государственного регулирования и поддержки организаций сферы туризма в Республике Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Набиуллина Алина Вазиховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL REGULATION OF THE ORGANIZATION OF GLAMPING ON THE TERRITORIES OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL ZONES WITH UNIQUE NATURAL LANDSCAPES IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article deals with the issues of legal regulation of tourism and tourist activity in the Russian Federation, the problems of state regulation and support of tourism organizations in the Republic of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГЛЭМПИНГОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ЗОН С УНИКАЛЬНЫМИ ПРИРОДНЫМИ ПЕЙЗАЖАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН»

Нормативно-правовое регулирование организации глэмпингов на территориях особо охраняемых природных зон с уникальными природными пейзажами

в Республике Башкортостан

Regulatory and legal regulation of the organization of glamping on the territories of specially protected natural zones with unique natural landscapes in the Republic of Bashkortostan

Набиуллина Алина Вазиховна

Студент Института права Уфимского университета науки и технологий,

Россия, г. Уфа e-mail: nabiullina. alina92@yandex. ru

Nabiullina Alina Vazikhovna

Student of the Institute of Law Ufa University of Science and Technology,

Russia, Ufa

e-mail: nabiullina. alina92@yandex. ru

Аннотация.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования туризма и туристской деятельности в Российской Федерации, проблемы государственного регулирования и поддержки организаций сферы туризма в Республике Башкортостан.

Annotation.

The article deals with the issues of legal regulation of tourism and tourist activity in the Russian Federation, the problems of state regulation and support of tourism organizations in the Republic of Bashkortostan.

Ключевые слова: туристическая деятельность, лесной кодекс, зеленая зона, лесная инфраструктура, глэмпинг.

Keywords: tourism activity, forest code, green zone, forest infrastructure, glamping.

Цель: исследовать особенности и актуальные проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации в сфере развития туризма, предложить пути их решения.

Методы: анализ, описание.

Выводы: несмотря на многоуровневую проработку нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую деятельность, по мнению автора возможно возникновение противоречий и несоответствий между официальными документами разных государственных органов.

Развитие туризма в России имеет огромный потенциал. Страна обладает богатым культурным и историческим наследием, уникальными природными достопримечательностями и разнообразными курортами. Однако, на данный момент, туризм в России не является основным источником дохода для страны.

Развитие туризма до 2035 года может стать одним из ключевых факторов экономического роста и содействовать улучшению социально-экономической ситуации в регионах. Кроме того, туризм может стать важным инструментом международного диалога и продвижения образа России на мировой арене.

В связи с этим, разработка стратегии развития туризма до 2035 года является актуальной задачей для правительства и бизнеса. Необходимо уделить особое внимание созданию благоприятных условий для туристов, развитию инфраструктуры, привлечению иностранных туристов и популяризации внутреннего туризма..

Одной из причин, сдерживающих развитие туризма, является недостаточный уровень нормативно -правового регулирования туристической отрасли. Необходимо совершенствование законодательства в сфере

туризма для привлекательности нашей страны, повышение ее конкурентоспособности, а также разработки направлений улучшения туристской структуры не только для туристов, но и для инвесторов [1].

По мнению Саченок Л.И., Володченко В.С. несмотря на множество инициатив, весомых нормативно-правовых документов в туристической отрасли за последние годы не принято. К примеру, так и не получило развитие и не принят окончательный механизм реализация ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности» касательно обеспечения безопасности туристов, а так жен регулирование деятельности организаций, осуществляющих туристическую деятельность [2,3].

Внутренний туризм в России имеет огромный потенциал, так как страна предлагает множество возможностей для путешествий, начиная от исторических городов и культурных мероприятий до природных достопримечательностей и курортов. Однако, на данный момент, внутренний туризм не является популярным среди россиян, так как часто отсутствуют удобные и доступные способы передвижения и качественные услуги. Въездной туризм также имеет огромный потенциал в России, так как страна обладает уникальными природными достопримечательностями, богатой культурой и историей. Однако, на данный момент, Россия не является популярным туристическим направлением, так как часто отсутствуют удобные и доступные способы передвижения, сложности с получением визы и недостаточное количество качественных услуг.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» был принят в 1996 году и является основным законодательным актом, регулирующим туристическую деятельность в России. Он определяет права и обязанности туристов, туроператоров, турагентов и других участников рынка туристических услуг. Закон устанавливает требования к качеству туристических услуг, обязательные условия договоров на оказание туристических услуг, порядок ответственности за нарушение прав потребителей туристических услуг. Он также устанавливает порядок лицензирования туроператоров и турагентов, а также требования к их финансовой устойчивости.

Федеральный закон 132-Ф3 является важным инструментом для защиты прав потребителей туристических услуг и обеспечения качественного и безопасного туризма в России. Он также способствует развитию туристической отрасли и привлечению инвестиций в этот сектор экономики. Именно в правовом регулировании и появляются отдельные проблемы, связанные с реализацией отношений в области туристской деятельности, в том числе в Республике Башкортостан.

Так, ст.2.2 данного закона гласит об основных целях государственного регулирования деятельности в сфере туризма и туристской деятельности, где в одном из пунктов указывается о создании инфраструктуры туризма, обеспечивающей доступ к туристическим ресурсам, а также иные потребности граждан при совершении туристических поездок, экскурсий, организации отдыха и досуга, а также рациональное использование туристских ресурсов. Таким образом, на законодательном уровне имеются все возможности для создания новых туристических баз, которые будут иметь спрос среди граждан России, тем самым повышая туристический потенциал региона [4].

В России существует несколько государственных программ по развитию туризма, направленных на создание благоприятных условий для туристической деятельности и привлечения большего числа иностранных и внутренних туристов. Одна из таких программ - «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», которая была утверждена в 2019 году. Она предусматривает создание новых туристических маршрутов, развитие инфраструктуры и повышение качества туристических услуг, а также продвижение России как туристического направления на международном уровне. Другая программа - «Туризм без границ», которая была запущена в 2017 году и направлена на развитие туризма на границе России с Китаем, Японией и Южной Кореей. Она предусматривает создание новых транспортных маршрутов, развитие

гостиничной инфраструктуры и продвижение регионов на международном рынке туризма. Также существует программа «Культурный туризм», которая направлена на развитие культурного туризма в России и продвижение культурных достопримечательностей страны на международном уровне. Все эти программы являются важными инструментами для развития туризма в России и способствуют созданию благоприятных условий для туристической деятельности.

Государственное регулирование туризма в России осуществляется на федеральном и региональном уровнях. Оно включает в себя различные меры, направленные на поддержку и развитие туристической инфраструктуры, повышение качества услуг, привлечение инвестиций, стимулирование внутреннего и въездного туризма. На федеральном уровне государственное регулирование туризма осуществляется Министерством культуры РФ, Федеральным агентством по туризму и Ростуризмом. Они разрабатывают и реализуют программы по развитию туризма, оказывают финансовую и организационную поддержку туристическим компаниям, проводят маркетинговые и рекламные кампании для продвижения России как туристического направления. На региональном уровне государственное регулирование туризма осуществляется органами власти субъектов РФ. Они разрабатывают региональные программы по развитию туризма, создают туристические маршруты и объекты инфраструктуры, оказывают поддержку туристическим компаниям и проводят мероприятия по продвижению своих регионов как туристических направлений. В целом государственное регулирование туризма в России направлено на создание благоприятных условий для развития отрасли, улучшения качества услуг и привлечения большего числа туристов в страну [5].

Туризм играет важную роль в жизнедеятельности человека, так как позволяет ему расширять кругозор, получать новые знания и опыт, наслаждаться красотами природы и культурными достопримечательностями, укреплять здоровье и отдыхать от повседневной рутины. Кроме того, туризм способствует развитию экономики и социальной инфраструктуры регионов, где проводятся туристические мероприятия. Он создает новые рабочие места, стимулирует развитие малого и среднего бизнеса, повышает уровень жизни местного населения. Туризм также способствует сохранению культурного наследия и природных ресурсов. Он побуждает к охране и восстановлению исторических и культурных объектов, защите природы и экологии. В целом, туризм является важным фактором развития общества и благополучия людей, позволяя им не только получать удовольствие и отдыхать, но и принимать участие в социально-экономическом развитии своей страны.

Следует отметить, что необходимо совершенствование законодательства в сфере туризма для привлекательности нашей страны, повышение ее конкурентоспособности, а также разработки направлений совершенствования туристской структуры не только для туристов, но и для инвесторов. Цели экономического, экологического и социального развития равнозначны и тесно связаны друг с другом. По этой причине в цели всегда включаются интересы именно туристов. Экономическая целесообразность - обеспечение прибыльности и конкурентоспособности туристических направлений [6]. Местное процветание - обеспечение или поощрение вклада туризма в экономическое благополучие туристических направлений. Реалиями нашего времени стало стремление к здоровому образу жизни, к потреблению экологически чистых продуктов, активный переезд жителей мегаполисов в сельскую местность. Не остался в стороне от этого процесса и туризм [7].

Развитие туристической локации в большинстве случаев сопровождается строительством домов отдыха. При этом всё большую популярность на рынке внутреннего туризма Российской федерации завоевывает глэмпинг.

Глэмпинг (glamping) - это новый тренд в туризме, который сочетает комфорт и роскошь с близостью к природе. Глэмпинг представляет собой размещение в необычных и эксклюзивных условиях, таких как шатры, юрты, домики на деревьях или плавучие дома, с возможностью получения высококлассного сервиса и удобств.

Развитие глэмпингов в туризме имеет множество преимуществ. Во-первых, это позволяет туристам наслаждаться природными красотами, не отказываясь от комфорта и удобств. Во-вторых, глэмпинг способствует развитию экологически чистого туризма, так как предполагает бережное отношение к природе и использование экологически чистых материалов при строительстве объектов. Кроме того, глэмпинг может стать новым источником дохода для регионов, где проводятся туристические мероприятия. Он может привлечь новых туристов и повысить уровень доходов местного населения. Таким образом, развитие глэмпингов в туризме может стать важным фактором развития экологически чистого туризма и укрепления экономической и социальной инфраструктуры регионов [8].

Кроме того, в России существует государственная программа по развитию глэмпингов - это форма туризма, которая предполагает проживание в комфортных условиях на природе. Программа предусматривает создание новых глэмпинговых комплексов, повышение качества услуг и привлечение большего числа туристов в регионы, где размещены глэмпинги. Это позволяет развивать туризм в малонаселенных районах и способствует сохранению природных ресурсов.

Строительство глэмпингов может быть экономически выгодным для инвесторов и владельцев. Как правило, глэмпинги предлагают высококлассный сервис и удобства, что позволяет устанавливать более высокие цены на проживание. Кроме того, глэмпинги могут привлекать туристов в тех регионах, где нет достаточного количества отелей и гостиниц. Это может стимулировать развитие туризма в регионе и повысить доходы местного населения. Однако, следует учитывать, что строительство глэмпингов может потребовать значительных затрат на приобретение земли, разработку проекта и строительство объектов. Кроме того, для обеспечения комфорта и удобств в глэмпингах требуется постоянное обслуживание и уход за объектами, что может повысить операционные расходы. В целом, экономическая эффективность строительства глэмпингов зависит от многих факторов, таких как местоположение объекта, конкурентность рынка, уровень сервиса и удобств, а также спрос на данную услугу среди туристов [9].

В Республике Башкортостан глэмпинги начали развиваться в последние годы. Это связано с увеличением числа туристов, которые ищут необычные и комфортные варианты проживания в природной среде. В настоящее время в Башкортостане уже есть несколько глэмпингов, которые предлагают различные услуги и удобства. Один из примеров - глэмпинг "Белая Лошадь" в Зилаирском районе. Он расположен на берегу реки Белая и предлагает гостям различные виды развлечений, такие как верховая езда, рыбалка, пешие прогулки и другие. На территории глэмпинга есть ресторан, бар, баня и другие удобства. Также в Башкортостане есть глэмпинг "Уралский зов" в Благовещенском районе, который расположен на берегу озера. Он предлагает гостям различные виды активного отдыха, такие как катание на лошадях, квадроциклах, рыбалку и другие. На территории глэмпинга есть ресторан, бар, баня и другие удобства. Развитие глэмпинга в Башкортостане может стать одним из факторов, который способствует развитию туризма в регионе. Это может привлечь больше туристов и увеличить доходы местного населения. Кроме того, глэмпинги могут стать альтернативой традиционным отелям и гостиницам, что может привлечь новых инвесторов в отрасль туризма.

Одной из проблем развития глэмпингов в туризме является недостаток информации о таком виде отдыха. Многие туристы не знают, что такое глэмпинг и какие удобства предоставляются в таких местах. Это может привести к тому, что потенциальные гости не будут интересоваться глэмпингами и выберут более традиционные варианты проживания.

Еще одной проблемой является высокая стоимость проживания в глэмпингах. В большинстве случаев, глэмпинги предлагают более высокий уровень комфорта и удобств, чем традиционные кемпинги или гостиницы, что отражается на цене. Это может оттолкнуть от глэмпингов бюджетных туристов.

Также проблемой может стать ограниченность мест в глэмпингах. Из-за высокого спроса на такой вид отдыха, места в глэмпингах могут быстро забираться, что может создать неудобства для тех, кто планирует посетить глэмпинг в последний момент.

Наконец, проблемой может стать недостаток инфраструктуры вокруг глэмпингов. Многие глэмпинги расположены в отдаленных от цивилизации местах, где может быть ограничен доступ к продуктам питания, медицинской помощи и другим удобствам. Это может создать неудобства для туристов, особенно для тех, кто не имеет опыта в таком виде отдыха.

Еще одной проблемой, связанной с глэмпингами, является строительство таких объектов в лесной инфраструктуре. Некоторые глэмпинги располагаются в лесных зонах, что может привести к нарушению экологического баланса и уничтожению природных ресурсов. Кроме того, строительство глэмпингов в лесной зоне может повлечь за собой нарушение законодательства, связанного с охраной природы и лесного фонда. Для решения этой проблемы необходимо разработать специальные нормы и правила для строительства глэмпингов в лесных зонах, а также проводить мониторинг за соблюдением этих правил.

Таким образом, рассмотрев нормативно-правовые акты, регулирующие туризм и туристскую деятельность в Российской Федерации и проанализировав глэмпинг как вид экологического туризма, не относящийся к капитальным строениям и не связанный с созданием лесной инфраструктуры, можно сделать следующие выводы:

- Глэмпинг возможен на территории Белорецкого района, но в связи с внесенными изменениями в законодательные акты реализовать данный проект не представляется возможным без внесения изменений в законодательные акты.

- В настоящее время нормативно-правовые акты, регулирующие функционал экологических отелей, отсутствуют. Согласно заявлению заместителя председателя Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, депутата фракции «Единая Россия» Сергея Кривоносова, депутаты Госдумы готовят законопроект о легковозводимых экологических отелях - глэмпингах [10]. Введение в действие данного законопроекта позволит разрешить вопрос о легализации глэмпинга на горе Малиновая.

- Необходимо внести дополнение в перечень некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, представленный в Постановлении Правительства РФ от 23.04.2022 N° 999-р, путем включения в данный перечень пункта «Создание глэмпингов на территории зеленых зон».

- Организация и размещение глэмпингов на участках «земельной зоны» возможна только с соблюдением положений Земельного, Градостроительного, Водного и Лесного кодексов Российской Федерации, а также региональных нормативов градостроительного проектирования.

Список используемой литературы:

1. Тарчоков, С.К. Правовое регулирование деятельности в сфере туристской индустрии в городе Москве / С.К. Тарчоков, Д.Э. Удалов // Научный вестник МГИИТ. - 2019. - № 5(61). - С. 87-102. - EDN SGVWJU.

2. Володченко В.С., Ланцова Д.С., Миронова Т.А., Сапунова Е.В., Бышок К.А. Перспективы трансформации законодательства в туристской индустрии // Вопросы науки и образования. 2020. №1 (85). С.95-98.

3. Саченок Л.И. Проблемные аспекты правового регулирования туристской деятельности: пути их решения // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Юридическая наука. - 2021. - Т. 6 (72). № 4. - Р. 437-449.

4. Майданевич, Ю.П. Управление развитием туристской отрасли: региональный аспект / Ю.П. Майданевич // Сервис в России и за рубежом. - 2019. - Т.13. - № 5(87). - С. 125-139. - DOI 10.24411/1995-042X-2019-10512. - EDN JKVADO.

5. Барышников, О.Г. 2.1 Нормативно-правовое обеспечение государственного регулирования туризма / О.Г. Барышников, В.Р. Петров // Инновационная модель развития туризма в Чувашской Республике на основе

использования ее природно-ресурсного и культурно-этнического потенциала: Коллективная монография. -Чебоксары: Издательско-полиграфическая компания «Новое время» (Чебоксары), 2019. - С. 86-118. - EDN YYXGUP.

6. Зобнин А.Ю. Проблематика государственного и муниципального управления в сфере туризма // Успехи современной науки. - 2017. - Т.6. - №1. - С. 176-178.

7. Куприна, А. В. Проблемы и перспективы развития экологического (природного) туризма в Республике Башкортостан / А. В. Куприна, Д. А. Нечаева // Экономика, менеджмент и сервис: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 20-22 ноября 2019 года. - Омск: Омский государственный технический университет, 2019. - С. 111-115. - EDN QZMIYF.

8. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Глэмпинг

9.В Башкирии утвердили порядок субсидирования глэмпингов [Электронный ресурс] URL: https://ufa.rbc.ru/ufa/10/07/2021/60e992f19a794745ae8432df (дата обращения:17.05.2022).

10. Пресса: интервью и публикации Сергей Кривоносов предложил закрепить на законодательном уровне понятие «экологический отель - глэмпинг» [Электронный ресурс] URL: https://krivonosov.ru/interview/8271/ (дата обращения:17.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.