Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование оборота органических удобрений'

Нормативно-правовое регулирование оборота органических удобрений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1150
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЧЕСКИЕ УДОБРЕНИЯ / ОБОРОТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ / СТАНДАРТЫ / ORGANIC FERTILIZERS / TURNOVER / SAFETY / REGULATION'S SYSTEM / STANDARDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасов С.И.

Представлена современная система технического регулирования производства, хранения, транспортирования, применения органических удобрений, включающая: на федеральном уровне технические регламенты по обеспечению безопасности утилизации органических удобрений, национальные и международные стандарты, своды правил, устанавливающие требования к методам анализа, к системе регистрации и сертификации традиционных и новых видов удобрений, условиям их экологически безопасного оборота; на корпоративном уровне технические условия, своды правил и технологические регламенты на коммерческие виды органических, органоминеральных удобрений. Приведены национальные стандарты Российской Федерации, межгосударственные стандарты, устанавливающие требования к терминологии, безопасности, качеству органических удобрений (стандарты технические условия), методам их анализа. Указаны физические, химические и биологические критерии оценки безопасности органических удобрений. Удобрения, производимые на основе навоза, помета должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к «чистой» почве. Применение традиционных видов органических удобрений не должно приводить к загрязнению почвы радионуклидами, токсичными соединениями, патогенной микрофлорой, жизнеспособными яйцами гельминтов, цистами кишечных патогенных простейших, личинками и куколками синантропных мух. Органические удобрения, производимые на основе осадков сточных вод, сапропелей, твердых бытовых отходов, содержащие токсичные соединения в количествах, превышающих гигиенические нормативы, применяются в строго ограниченных дозах с учетом санитарного состояния почвы. Представлены впервые разработанные и введенные в действие стандарты, устанавливающие требования к методам оценки безопасности использования органических удобрений по радиологическим, токсикологическим, биологическим показателям. Приведены нормативные документы по методам оценки оборудования и сельскохозяйственной техники, применяемых в производстве, транспортировании и внесении различных видов органических удобрений. Указан свод правил, регламентирующий оборот удобрений, представленный нормами технического проектирования, рекомендательной документацией Минсельхоза, санитарными нормами и правилами Роспотребнадзора Минздрава РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE normative-AND-LEGAL REGULATION OF THE ORGANIC FERTILIZERS’ TURNOVER

The modern system of production, storage, transporting of organic fertilizers application’s technical re-gulation, including: on the federal level -the organic fertilizers’ utilization safety technical regulations’ ensuring, national and international standards, codes of requirements’ rules for methods of analysis’ establishing, to the registration and certification’s system of fertilizers’ traditional and new types, their ecological conditions’ safe turnover; on the corporate level technical conditions, codes of practical-and-technological regulations for organic, organic fertilizers’ commercial types is presented. National standards of the Russian Federation are done, interstate standards establishing to terminology, safety, quality of organic fertilizers’ (standards -are technical specifications) requirements, methods of their analysis are given. Physical, chemical and biological criteria of safety assessment of organic fertilizers are specified. Fertilizers produced on the manure and dung basis, must meet the safety requirements for "clean" soil. The traditional types of organic fertilizers using should not lead to soil with radionuclide’s, toxic compounds, pathogenic micro flora, viable helminthes eggs, intestinal pathogenic protozoa cysts, larvae and pupae of synanthropic flies contamination. Organic fertilizers produced on the sewage sludge basis, sapropels, solid waste, containing toxic compounds in quantities exceeding hygienic standards are used in strictly limited doses, taking into account the soil sanitary condition. The standards that first time developed and put into operation, establishing of organic fertilizers requirements on radiological, toxicological, biological indicators’ assessment safety methods using are presented. The normative documents of equipment and agricultural machinery evaluation’s methods in the production, transportation and application of various types of organic fertilizers are presented. The set of rules’ specify regulating of fertilizers turnover, by design regulations engineering, the Ministry of agriculture advisory documents, sanitary rules and the Ministry of health’s Rospotrebnadzor regulations are presented.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование оборота органических удобрений»

УДК 01.040.65:13.030.01:631.86

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ОРГАНИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЙ

С.И. Тарасов, кандидат биологических наук

ВНИИ органических удобрений и торфа - филиал ФГБНУ «Верхневолжский ФАНЦ» E-mail: tarasov.s.i@mail.ru

Аннотация. Представлена современная система технического регулирования производства, хранения, транспортирования, применения органических удобрений, включающая: на федеральном уровне - технические регламенты по обеспечению безопасности утилизации органических удобрений, национальные и международные стандарты, своды правил, устанавливающие требования к методам анализа, к системе регистрации и сертификации традиционных и новых видов удобрений, условиям их экологически безопасного оборота; на корпоративном уровне - технические условия, своды правил и технологические регламенты на коммерческие виды органических, органоминеральных удобрений. Приведены национальные стандарты Российской Федерации, межгосударственные стандарты, устанавливающие требования к терминологии, безопасности, качеству органических удобрений (стандарты - технические условия), методам их анализа. Указаны физические, химические и биологические критерии оценки безопасности органических удобрений. Удобрения, производимые на основе навоза, помета должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к «чистой» почве. Применение традиционных видов органических удобрений не должно приводить к загрязнению почвы радионуклидами, токсичными соединениями, патогенной микрофлорой, жизнеспособными яйцами гельминтов, цистами кишечных патогенных простейших, личинками и куколками синантропных мух. Органические удобрения, производимые на основе осадков сточных вод, сапропелей, твердых бытовых отходов, содержащие токсичные соединения в количествах, превышающих гигиенические нормативы, применяются в строго ограниченных дозах с учетом санитарного состояния почвы. Представлены впервые разработанные и введенные в действие стандарты, устанавливающие требования к методам оценки безопасности использования органических удобрений по радиологическим, токсикологическим, биологическим показателям. Приведены нормативные документы по методам оценки оборудования и сельскохозяйственной техники, применяемых в производстве, транспортировании и внесении различных видов органических удобрений. Указан свод правил, регламентирующий оборот удобрений, представленный нормами технического проектирования, рекомендательной документацией Минсельхоза, санитарными нормами и правилами Роспотребнадзора Минздрава РФ. Ключевые слова: органические удобрения, оборот, безопасность, система регулирования, стандарты.

В целях обеспечения продовольственной безопасности в 2006 году в Российской Федерации началась реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Одним из важнейших направлений данного проекта являлось «Ускоренное развитие животноводства». Главное внимание уделялось необходимости привлечения инвестиций в восстановление и расширение базы индустриального животноводства, птицеводства -предприятий с быстрым оборотом капитала, высокой бюджетной эффективностью. Основной прирост объемов производства мяса, молока, яиц планировалось получить на 8090% за счет реконструкции существующих, строительства новых комплексов, птицефабрик, мега-ферм и лишь на 10-20% - за счет

увеличения производства продукции в фермерских хозяйствах, малых сельхозпредприятиях [1-5]. В решении задачи обеспечения продовольственной независимости страны был взят опыт США, где основную сельхозпродукцию (95% яиц, мяса птицы, 92% мяса свиней, 80% молока, 72% мяса КРС) производят 35 тыс. крупных индустриальных сельхозпредприятий (менее 1,65% от общего числа сельхозпредприятий). Остальные хозяйства - это мелкие предприятия, так называемая «аграрная толпа», существующие в основном при государственной поддержке по программе «Консервационного платежа». Главное предназначение данных предприятий в настоящее время - содержание сель-хозтерриторий в надлежащем порядке [6].

В рамках реализации приоритетного проекта, Государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., 2013-2020 гг. в РФ были введены в эксплуатацию более 3000 вновь построенных, реконструированных, модернизированных ранее возведенных животноводческих предприятий, птицефабрик индустриального типа. Благодаря внедрению прежде всего индустриальных технологий объем производства продукции животноводства за период с 2001 по 2017 гг. в стоимостном выражении увеличился в 5,6 раза - с 452 млрд руб. до 2520 млрд руб. Внедрение индустриальных технологий позволило в животноводстве за счет максимальной автоматизации, механизации, роботизации производственных процессов увеличить производительность труда в 4-12 раз, производить продукцию поточно, равномерно в течение года, повысив коэффициенты использования зданий, сооружений, машин, оборудования [7, 8]. Вместе с тем многочисленные комплексы, мега-фермы, птицефабрики в РФ построены, введены в эксплуатацию без глубокого анализа, серьезной пред-проектной подготовки, без технологического проекта, либо с бесконечным его уточнением, корректировкой, при полном отсутствии бизнес-плана, общей концепции будущего предприятия, реальных данных по инвестициям, возврату кредитных средств, их ликвидности, рентабельности и окупаемости, без учета экологических последствий их деятельности [9].

Как свидетельствует практика, индустриализация животноводства обусловила резкое увеличение нагрузок на окружающую среду, в первую очередь, из-за нерешенности проблем утилизации бесподстилочного навоза, помета - основных видов отходов индустриального животноводства, несовершенства технологий производства, хранения и применения удобрений на их основе. Районы расположения индустриальных животноводческих и птицеводческих объектов, как правило, являются экологически неблагополучными, в ряде случаев определяются как зоны

экологического бедствия с высоким уровнем химического и биологического загрязнения воздушного бассейна, почвы, поверхностных, грунтовых вод, растительной продукции. Уровень заболеваемости населения в районах функционирования крупных животноводческих предприятий и птицефабрик в 1,6 раза превышает ее средний показатель в РФ [10]. По разным оценкам, ежегодный ущерб от ненормированного использования одного лишь бесподстилочного навоза в хозяйствах страны превышает 5,2 млрд долл. США.

Согласно результатам мониторинговых исследований качество органических удобрений, производимых в хозяйствах страны, эффективность их применения неудовлетворительны. Содержание биогенных элементов в органических удобрениях, как правило, ниже 15 кг КРК/1т. Удобрения характеризуются высокой контаминацией болезнетворными микроорганизмами, жизнеспособными яйцами гельминтов, личинками и куколками синантропных мух, цистами патогенных кишечных простейших. Удобрения интенсивно обсеменены жизнеспособными семенами сорных растений. Окупаемость применяемых органических удобрений вдвое ниже ее нормативных значений.

Одной из причин неудовлетворительного качества органических удобрений, низкой эффективности их применения, высоких экологических нагрузок является отсутствие современной нормативной базы, декларирующей требования к их качеству, безопасности производства, хранения, применения.

Регламентации, нормированию использования органических удобрений всегда большое внимание уделялось в странах Западной Европы. Нормативными документами, регулирующими оборот органических удобрений в странах ЕС, являются:

- Регламент №2003/2003 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об удобрениях» [11];

- Директива о нитратах (91/676/ЕЕС) [12];

- Новая рамочная директива по отходам (Директива Европарламента и Совета 2006/ 12/ЕС от 5.04.2006г.) [13];

- Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2008/1/ЕС от 15 января 2008 г. о комплексном предотвращении и контроле загрязнений [14];

- Хельсинская конвенция по защите Балтийского моря (ХЕЛКОМ), приложение III [15];

- ISO 8157: 2015 Удобрения и почво-улучшающие вещества. Словарь [16];

- ISO 7851: 1983Удобрения и почвоулуч-шающие вещества. Классификация [17].

Особое внимание в указанных документах уделяется ограничению численности животных, птицы на предприятиях, запрету на внесение необеззараженного навоза, помета, наличию в каждом хозяйстве регламентов экологически безопасного применения органических удобрений. Согласно Хельсинской конвенции (Приложение 3, часть II, правило 2) максимальное количество навоза, помета, которое вносится каждый год, включая экскременты самих животных, поступающие в почву во время выпаса, рассчитывается по содержанию в нем азота и фосфора. С навозом, пометом в почву не должно вноситься более 170 кг азота. Для хозяйств ФРГ разрешено увеличить максимальную дозу навоза, помета на уровне N 230 [18].

В странах Северной Америки на законодательном уровне, в рамках Законов «О чистой воде [19], «О безопасности питьевой воды» [20] принято требование наличия в каждом хозяйстве «Комплексного плана по обращению с питательными веществами» (КПОПВ), «Плана предотвращения загрязнений" (ППЗ). Аналогичное требование об обязательном наличии в каждом хозяйстве регламента экологически безопасного применения органических удобрений декларировано в РФ Федеральным законом от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

Национальное законодательство Российской Федерации относит органические удобрения к агрохимикатам, безопасность использования которых декларирована следующими федеральными законами:

- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24 июня 2002 г. № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

- Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101 -ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

- Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;

- Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

- Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. №2030-1 «О защите прав потребителей»;

- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- Федеральный закон от 14 мая 1993 г. №4979-1 «О ветеринарии».

До принятия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» основными нормативными документами, регламентирующими использование органических удобрений, являлись: нормы технологического проектирования систем удаления, подготовки к использованию навоза, помета (НТП); государственные, отраслевые стандарты (ГОСТ, ОСТ), технические условия (ТУ); санитарные правила и нормы (СП, СанПиН); гигиенические нормативы (ГН).

Проектирование систем удаления, подготовки и использования органических удобрений до настоящего времени осуществлялось на основе «Норм технологического проектирования систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета» (НТП 17-99), утвержденных приказом Мин-сельхоза РФ от 31.05.1999 г. Нормы и регламенты проектирования новых и реконструируемых оросительных систем с использованием животноводческих стоков, сточных вод

были определены в Ведомственных строительных нормах «Оросительные системы с использованием животноводческих стоков» (ВСН 33-2.2.01-85), «Оросительные системы с использованием сточных вод. Нормы проектирования» (ВСН 33-2.2.02-86).

В качестве государственных стандартов были декларированы: а) термины и определения (ГОСТ 20432-83. Удобрения. Термины и определения); б) ветеринарно-санитарные требования к органическим удобрениям (ГОСТ 26074-84 Навоз жидкий. Ветеринар-но-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию); в) методы анализов органических удобрений (более 10 ГОСТов).

На уровне государственных стандартов также были утверждены требования к машинам для внесения жидких и твердых органических удобрений (ГОСТ Р 52759-2007. Машины для внесения твердых органических удобрений. Методы испытаний; ГОСТ 23074-85 Машины для внесения жидких органических удобрений. Общие технические условия; ГОСТ 23982- 85 Машины для внесения твердых органических удобрений. Общие технические условия).

Программы и методы испытаний машин по внесению твердых, жидких органических удобрений также были приведены в отраслевых стандартах: ОСТ 70.7.2-82. Испытания сельскохозяйственной техники. Машины для внесения твердых органических удобрений. Программа и методы испытаний; ОСТ 70.7.3-82. Испытания сельскохозяйственной техники. Машины для внесения жидких органических удобрений. Программа и методы испытаний.

Требования к качеству работ по применению твердых, жидких органических удобрений были определены в отраслевых стандартах:

ОСТ 10132-96. Стандарт отрасли. Удобрения органические твердые. Требования к качеству работ по применению твердых органических удобрений. Типовой технологический процесс;

ОСТ 10133-96. Стандарт отрасли. Удобрения органические. Требования к качеству

работ по применению жидкого навоза. Типовой технологический процесс;

ОСТ 10136-96. Стандарт отрасли. Проект на применение удобрений. Общие требования к разработке и построению.

МСХ РФ была утверждена инструкция по контролю за выполнением работ по использованию удобрений: «Контроль за соблюдением регламентов транспортирования, хранения, складской переработки и внесения твердых и жидких минеральных и органических удобрений и химических мелиорантов», М. 1995.

В соответствии с положениями Федеральных законов: «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 20300-1 (в редакции от 21.12.2004); «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ; «О ветеринарии» от 14 мая 1993 г. № 4979-1; «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 в целях безопасного, эффективного использования органических удобрений были разработаны стандарты, санитарные правила и нормы: ГОСТ 17.4.3.05-86 Охрана природы. Почвы, требования к сточным водам и их стокам для орошения и удобрения; СанПиН 2.1.7.573-96 Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения; СанПиН 1.2.1077-01 Гигиенические требования к хранению, применению и транспортированию пестицидов и агрохимикатов; СП 1.2.1170-02 Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов; Санитарные правила устройства и эксплуатации земледельческих полей орошения (№ 3236-85).

Требования к безопасности и качеству органических удобрений, методам их контроля, условиям хранения, транспортирования и применения были установлены в отраслевых стандартах Минсельхоза России: ОСТ 10118-96. Удобрения органические жидкие. ТУ; ОСТ 10119-96. Удобрения органические. Стоки навозные, пометные. ТУ; на корпоративном уровне - в многочисленных технических условиях.

Вступление в силу с 01.07.2003 г. Федерального закона «О техническом регулиро-

вании» (п. 184-ФЗ от 27.12.2002 г.) кардинально изменило правовые основы определения обязательных требований к продукции, технологиям ее производства, хранения, перевозки и реализации, а также деятельности в сферах стандартизации, сертификации, аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий.

Существовавшая система государственной стандартизации и обязательной сертификации на производимую продукцию новым законом заменена системой технического регулирования с учетом требований ВТО в сфере стандартизации, сертификации и аккредитации. Согласно положениям ФЗ, отменено обязательное нормирование качества выпускаемой продукции. Соответствие продукции должно в обязательном порядке подтверждаться по параметрам ее безопасности для жизни, здоровья населения, растительного и животного мира, состояния окружающей среды, имущества. Обязательные требования к объектам технического регулирования должны декларироваться в Технических регламентах на уровне Федерального закона, Указа Президента РФ, Постановления Правительства РФ.

Система технического регулирования производства, хранения и применения органических удобрений в настоящее время включает:

- на федеральном уровне - технические регламенты по обеспечению безопасности и утилизации органических удобрений; национальные стандарты, своды правил, соответствующие требованиям международных стандартов, регламентирующие оборот органических удобрений, декларирующие требования к методам их анализа; требования к системе регистрации и сертификации новых видов удобрений;

- на корпоративном уровне - технические условия, своды правил и технологические регламенты на коммерческие виды органических, органоминеральных удобрений.

Основными нормативно-правовыми документами, определяющими требования к безопасности использования органических удобрений, должны стать специальные тех-

нические регламенты. Согласно ФЗ №184, технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством РФ или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 06.11. 2004 гг. № 1421-р, требования к безопасности оборота органических удобрений должны быть установлены в следующих технических регламентах:

- «Требования к обеспечению безопасности использования и утилизации органических отходов животноводства и птицеводства, предприятий, перерабатывающих животноводческую продукцию»;

- «О требованиях к безопасности удобрений, процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации»;

- «О требованиях к безопасности технических средств и процессов применения удобрений».

В соответствии с данным распоряжением указанные регламенты должны были быть разработаны и представлены к рассмотрению, утверждению в период 2005-2007 гг. Однако к настоящему времени ни один из указанных технических регламентов не получил статус действующего.

Согласно ФЗ-65 от 01.05.2007 г. «О внесении изменений в ФЗ «О техническом регулировании», доказательной базой технических регламентов являются стандарты и своды правил. В соответствии с ФЗ-184 от 27. 12.2002г. стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований и

измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В целях координации работ по разработке стандартов безопасности оборота органических удобрений в 2007 г. Росстандартом был организован Технический комитет по стандартизации ТК 025 «Качество почв, грунтов и органических удобрений» с секретариатом на базе АО «ВНИИ сертификации» под председательством директора «ВНИИ агрохимии», академика РАН, доктора сельскохозяйственных наук В.Г. Сычева. За период 2008-2018 гг. в рамках деятельности ТК 025 были разработаны и введены в действие свыше 20 межгосударственных и национальных стандартов Российской Федерации, устанавливающих требования к обороту органических удобрений.

Учитывая появление на потребительском рынке многочисленных новых, нетрадиционных видов органических удобрений, был разработан и утвержден в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии национальный стандарт «Удобрения органические. Термины и определения» (ГОСТ Р 53042-2008). В отличие от стандарта «Удобрения. Термины и определения» (ГОСТ 20432-1983), в котором органические удобрения представлены лишь 20 терминами и определениями, национальный стандарт РФ включает 111 терминов и определений. Данный стандарт был гармонизирован с международными стандартами [16, 17]. На основе ГОСТ Р 53042 разработан и введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 34103-2017 «Удобрения органические. Термины и определения». Введение данных стандартов позволило устранить существующие противоречия в области терминологической идентификации органических удобрений, способствовало лучшему взаимопониманию хозяйствующих субъектов.

Требования безопасности традиционных и новых видов органических удобрений, их экологически безопасного использования декларированы в технических требованиях следующих стандартов:

ГОСТ Р 53116-08 Удобрения органические на основе органогенных отходов растениеводства и предприятий, перерабатывающих растениеводческую продукцию. Технические условия (заменен на ГОСТ 34102-2017); ГОСТ Р 53117-08 Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия;

ГОСТ Р 53765-2009 Помет птицы. Сырье для производства органических удобрений. Технические условия (заменен ГОСТ 31461 -2012);

ГОСТ Р 54000-2010 Удобрения органические. Сапропели. Общие технические условия;

ГОСТ Р 54651-2011 Удобрения органические на основе ОСВ. ТУ; ГОСТ Р 55570-2013 Удобрения органические. Биокомпосты. ТУ; ГОСТ 31461-2012 Помет птицы. Сырье для производства органических удобрений. Технические условия;

ГОСТ Р 55571-2013 Удобрения органические на основе ТБО. ТУ; ГОСТ Р 56004-2014 Удобрения органические. Вермикомпосты. ТУ; ГОСТ 33380-2015 Удобрения органические. Эффлюент. ТУ;

ГОСТ 33830-2016 Удобрения органические на основе отходов животноводства. ТУ; ГОСТ 34102-2017 Удобрения органические на основе органогенных отходов растениеводства и предприятий, перерабатывающих растениеводческую продукцию. ТУ

Согласно нормативным положениям традиционные и новые виды органических удобрений на основе навоза, помета, растительных остатков, торфа должны соответствовать требованиям, предъявляемым к чистой почве сельхозугодий, селитебных и рекреационных территорий [21]. Содержание радионуклидов, токсичных соединений, (мышьяка, тяжелых металлов: Pb, Cd, Zn и др., стойких хлорорганических загрязняющих веществ) в удобрениях не должно превышать гигиенических нормативов (табл. 1).

Таблица 1. Ветеринарно-санитарные, гигиенические требования к безопасности органических удобрений _(основные лимитируемые гигиенические показатели, характеризующие чистую почву) [21]_

Вещество, источник излучения, вредный агент Класс опасности ПДК (ОДК) Размерность Форма содержания в почве

Ванадий 3 150 мг/кг Валовая

Кадмий 1 0,5 мг/кг Подвижная

Кадмий 1 0,5 -2,0*** мг/кг Кислоторастворимая

Кобальт 2 5 мг/кг Подвижная

Марганец 3 1500 мг/кг Валовая

Марганец 3 60-700*** мг/кг Подвижная

Медь 2 33-132*** мг/кг Валовая

Медь 2 3 мг/кг Подвижная

Мышьяк 1 2-10*** мг/кг Валовая

Никель 2 20-80*** мг/кг Валовая

Никель 2 4 мг/кг Подвижная

Пентахлорбифенилы 2 0,06 мг/кг Валовая

Полихлорбифенилы 2 0,1 мг/кг Валовая

Ртуть 1 2,1 мг/кг Валовая

Ртуть 1 1,0 мг/кг Подвижная

Ртуть + Свинец 1 1 + 20 мг/кг Валовая

Свинец 1 32-130*** мг/кг Валовая

Свинец 1 6 мг/кг Подвижная

Сурьма 2 4,5 мг/кг Валовая

Трихлорбифенилы 2 0,1 мг/кг Валовая

Фтор 1 2,8 мг/кг Подвижная

Фтор 1 10 мг/кг Водорастворимая

Хром (III) 2 6 мг/кг Подвижная

Хром (VI) 2 0,05 мг/кг Подвижная

Цинк 1 55-220*** мг/кг Валовая

Цинк 1 23 мг/кг Подвижная

Нитрат - ион 2 130 мг/кг Валовая

Стойкие хлорорганические пестициды:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сумма изомеровГХЦГ 2 0,1 мг/кг Валовая

- сумма ДДТ, ДДЭ, ДДД 2 0,1 мг/кг Валовая

Бенз(а)пирен 1 0,02 мг/кг Валовая

Патогенная микрофлора в 25 г продукта (сальмонелла и др.) отсутствие Кл/25 г

Яйца гельминтов отсутствие экз/кг -

Цисты кишечных патогенных простейших отсутствие экз/0,1кг -

Личинки и куколки синантропных мух отсутствие экз/кг -

Суммарная удельная активность природных радионуклидов 300 Бк/кг Валовая

Удельная активность техногенных радионуклидов (137Cs, 90Sr, и др.) отсутствие Бк/кг Валовая

Удобрения не должны содержать болезнетворных микроорганизмов, жизнеспособных яиц гельминтов, личинок и куколок си-нантропных мух, цист кишечных патогенных простейших, вредителей растений, возбудителей болезней растений, сорняков, имеющих карантинное значение для РФ.

Из-за высокого содержания токсичных соединений реальную угрозу загрязнению

окружающей среды могут представлять осадки сточных вод, твердые бытовые отходы, сапропели. Удобрения на их основе по вете-ринарно-санитарным, гигиеническим показателям должны соответствовать аналогичным требованиям, предъявляемым к удобрениям на основе навоза, помета. Что касается токсикологических требований, допускается более высокое, по сравнению с «чи-

стой» почвой, содержание в них тяжелых металлов, токсичных органических соединений. В стандартах особое внимание уделяется необходимости строгого соблюдения регламентов их применения. Удобрения на основе осадков сточных вод, твердых бытовых отходов, сапропелей рекомендовано применять в ограниченных дозах.

Введение в действие стандартов - технических условий позволяет обеспечить безопасное высокоэффективное энерго-, ресурсосберегающее использование органических удобрений, производимых на основе побочной продукции животноводства, растениеводства, предприятий, перерабатывающих растениеводческую продукцию, отходов жилищно-коммунального хозяйства.

Помимо терминологических стандартов и стандартов - технических условий за период 2008-2018 гг. были разработаны и введены в действие стандарты, устанавливающие требования к методам анализа органических удобрений:

ГОСТ Р 53218-08 Удобрения органические. Атомно-абсорбционный метод определения содержания тяжелых металлов; ГОСТ Р 53398-2009 Удобрения органические. Методы определения удельной активности техногенных радионуклидов; ГОСТ Р 53745-2009 Удобрения органические. Методы определения суммарной удельной активности природных радионуклидов; ГОСТ Р 54001-2010 Удобрения органические. Методы гельминтологического анализа; ГОСТ Р 54002-2010 Удобрения органические. Методы определения засоренности; ГОСТ Р 54519-2011 Удобрения органические. Методы отбора проб; ГОСТ Р 54653-2011 Удобрения органические. Методы микробиологического анализа; ГОСТ Р 55450-2013 Удобрения органические. Методы определения насыпной плотности;

ГОСТ Р 55451-2013 Удобрения органические. Методы определения объемной массы; ГОСТ Р 55981-2014 Удобрения органические. Методы определения балластных инородных механических включений;

ГОСТ 33379-2015 Удобрения органические. Методы определения наличия патогенных и условно-патогенных микроорганизмов; ГОСТ Р 57782-2017 Удобрения органические. Методы паразитологического анализа. Методы определения ооцист и цист простейших;

ГОСТ Р 58138-2018 Удобрения органические. Методы паразитологического анализа. Методы определения личинок синантроп-ных мух.

Внедрение в действие указанных стандартов направлено на повышение точности, сходимости, воспроизводимости результатов аналитических исследований образцов органических удобрений.

Относительно требований к методам испытания сельскохозяйственной техники по переработке, транспортированию и внесению органических удобрений с 2007 г. введены следующие новые стандарты:

ГОСТ 31343-07 Машины и оборудование для переработки и обеззараживания жидкого навоза. Методы испытаний;

ГОСТ 31344-07 Машины и оборудование для удаления навоза. Методы испытаний;

ГОСТ 31346-07 Установки для переработки помета. Методы испытаний;

ГОСТ 28718-2016 Техника сельскохозяйственная. Машины для внесения твердых органических удобрений. Методы испытаний;

СТО АИСТ* 7.3-2010 Испытания сельскохозяйственной техники. Машины для транспортирования и внесения жидких удобрений. Методы оценки функциональных показателей;

СТО АИСТ* 7.4-2010 Испытания сельскохозяйственной техники. Машины для внесения твердых органических удобрений. Надежность. Квалификация отказов по группам сложности.

* - стандарт организации Ассоциации испытателей сельскохозяйственной техники и технологий

Согласно ФЗ № 184 от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» помимо стандартов безопасность оборота органических удобрений регулируется сводом правил -многочисленными документами по стандартизации, утвержденными, как правило, раз-

личными министерствами РФ, содержащими требования безопасности при строительстве предприятий животноводства, их эксплуатации, включая удаление, карантинирование, переработку навоза, помета, производство, хранение, транспортирование, внесение органических удобрений на их основе. Основ-

ными документами являются руководящие документы агропромышленного комплекса (РД АПК), нормы технологического проектирования (НТП АПК), санитарные нормы и правила (СанПиН), санитарные правила (СП), методические указания. Список основных документов приведен в таблице 2.

Номер документа Наименование документа

РД АПК 1.10.01.02-10 Методические рекомендации (МР) по технологическому проектированию (ТП) ферм и комплексов крупного рогатого скота

РД АПК 1.10.02.04-12 МР по технологическому проектированию свиноводческих ферм и комплексов

РД АПК 1.10.03.01-11 МР по технологическому проектированию козоводческих ферм и комплексов

РД АПК 1.10.03.02-12 МР по технологическому проектированию овцеводческих объектов

РД АПК 1.10.04.03-13 МР по технологическому проектированию коневодческих предприятий

РД АПК 1.10.05.04-13 МР по технологическому проектированию птицеводческих предприятий

РД АПК 1.10.15.02-17 МР по ТП систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета

РД АПК 3.10.15.01-17 Методические рекомендации по проектированию систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения и утилизации навоза и помета

РД АПК 3.10.01.11-08 Методические рекомендации по разработке генеральных планов ферм и комплексов по производству молока, говядины и свинины

НТП АПК 1.10.04.002-02 Нормы технологического проектирования (НТП) верблюдоводческих предприятий

НТП АПК 1.10.04.003-03 Нормы технологического проектирования конноспортивных комплексов

НТП АПК 1.10.06.001-00 Нормы технологического проектирования звероводческих и кролиководческих ферм

НТП АПК 1.30.03.01-06 НТП оросительных систем с использованием животноводческих стоков

ГН 1.2.3539-2018 Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды

ГН 2.1.7.2041 - 06 Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве.

ГН 2.1.7.2511- 09 Ориентировочно допустимые концентрации химических веществ в почве

СанПиН 1.2.1330-03 Гигиенические требования к производству пестицидов и агрохимикатов

СанПиН 1.2.2584 - 10 Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов

СанПиН 2.1.7.1287- 03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы

СанПиН 2.2.1/2.1.1.120003 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий и сооружений и иных объектов

СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.

СанПиН 2.6.1.2523-09 Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)

СанПиН 3.2.3215-14 Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации

СП 1.1.1058 - 01 Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий

СП 1.2.1170-02 Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов

СП 2.2.2.1327-03 Гигиенические требования к организации технологических процессов производственного оборудования и рабочему инструменту

СП 2.6.1.2523 - 09 Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)

СП 2.6.1.2612 -2010 Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности

СП 3.1.084-06 и ВП 13.3.4.1100-96 Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных

СП 3.1.1.3108-2013 Профилактика острых кишечных инфекций

МУ 2.1.7.730-99 Гигиеническая оценка почвы населенных мест

МУ 1446-76; МУ 2293-81 Методические указания по санитарно-микробиологическому исследованию почвы

МУК 2.1.7.2657-10 Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Энтомологические методы исследования почвы населенных мест на наличие преимагинальных стадий синантропных мух

МУК 4.2.2661-2010 Методы контроля. Биологические и микробиологические факторы. Методы санитар-но-паразитологических исследований. Утв. Роспотребнадзором 23.07. 2010 г.

Таблица 2. Список основных документов, устанавливающих требования безопасности оборота навоза,

помета, органических удобрений на их основе

Как показала практика, организация производства, хранения, транспортирования, применения органических удобрений в соответствии с требованиями указанных нормативных документов позволила повысить экономическую эффективность их применения, снизить экологические нагрузки. Гарантия безопасности производимых удобрений в соответствии с действующими нормативными документами содействовала развитию инициативы производителей, способствовала увеличению числа инновационно активных предприятий типа "start-ups", "power-mix", кластеров, увеличению ассортимента органических удобрений, в том числе нетрадиционных, новых видов, обладающих высоким экспортным потенциалом. Объем глобальной торговли органическими удобрениями в настоящее время оценивается в 4 млн т, оборот торговли в денежном эквиваленте превышает 1 мрд долл. США. В сравнении с 1990 г. данный рынок по объему и стоимости увеличился в 10 раз, что обусловлено возросшим интересом к производству продукции органического сельского хозяйства. Более 75% органических удобрений реализуется на рынках стран ЕС. Основными потребителями органических удобрений являются сельскохозяйственные предприятия, городские садово-парковые хозяйства, дорожно-строительные организации (сегмент «бизнес для бизнеса» - В2В), садоводы-любители (сегмент «бизнес для потребителя» - В2С). Согласно отчету «Органические удобрения: перспективы рынка Европейского союза и прогноз до 2017 года», средняя коммерческая цена 1 т органического удобрения в странах ЕС превышает 170 евро. В любом случае рынок органических удобрений для российского бизнес-сообщества следует позиционировать в качестве чрезвычайно перспективного [22].

Таким образом, разработка, введение в действие, совершенствование, постоянное обновление нормативных требований отвечает экологическим и экономическим интересам, способствует реализации основных целей федеральных законов по обеспечению более эффективной защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юри-

дических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей при использовании органических удобрений.

Литература:

1. Приоритетный нацпроект «Развитие АПК». URL: www.special.minsvyaz.donland.ru >Default.aspx. htm

2. Госпрограмма развития с. х. и регулирования рынков с.-х. продукции, сырья и продовольствия на 2008 -2012 гг. URL: htm://www.base.garant.ru>2162858/.htm

3. Госпрограмма развития с. х. и регулирования рынков с.-х. продукции, сырья и продовольствия на 20132020гг. URL: htm:// www.base.garant.ru>70210644/.htm

4. Плотников В.Н. Приоритетные направления поддержки в рамках проекта «Российский фермер» // Информационный бюллетень МСХ РФ. 2011. № 2. С. 29.

5. Шапочников В.В. Производство мяса в России - задача стратегическая // Животноводство России. 2005. № 9. С. 2-5.

6. Черняков Б. Современная аграрная стратегия США // Животноводство России. 2010. № 1. С. 10-12.

7. Долгов В.С. Гигиена уборки и утилизации навоза. М., 1984. 175 с.

8. Писарев Ю. Инвестиции в свиноводстве // Новое сельское хозяйство. 2000. № 4. С. 34-37.

9. Беляничев С. Инвестиции в АПК России // Perfect AgroTechnologies. 2010. № 1. С. 2-9.

10. Баранников В.Д. Охрана окружающей среды в зоне промышленного животноводства. М., 1985. 118 с.

11. Регламент Европейского парламента и Совета ЕС «Об удобрениях». URL: www.con-sultant.ru/cons/cgi /online. cgi?req=doc&base=INT&n =52213,html

12. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/ LexUriS-erv.do?uri =CELEX:31991L0676:EN:HTMLhtml

13. URL: wiki-waste.ru>direktivaevropejskogo...soveta... soyuza...html

14. URL: energo-cis.rmwyswyg/file...EU/ЕС Директива 2008.pdf html

15. Хельсинская конвенция по защите морской среды. URL: htm://www. docs.cntd. ru>document/ 1900924.htm

16. Удобрения и почвоулучшающие вещества. URL: htm://www. iso.org>ru/standard/59567. html

17. Удобрения и почвоулучшающие вещества. URL: htm:// www.iso.org>ru/standard/14773.html

18. Федеральное правительство Германии. URL: htm:// www.bmelv.de/service/publikationen.html

19. Закон «О чистой воде». URL: htm:// www. norma-tive_ru_en.academic.ru>. Закон_о_воде_(США^Ш!

20. О безопасности питьевой воды. URL: htm: //www.-vodainfo.com>. zakon- bezopasnosti -pitevoj-vody.html

21. Соколов М.С. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству агрохимикатов при их государственной регистрации // Агро 21. 2003. № 1-6. С. 138.

22. Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО). POYRY, 2013. 74 с.

Literatura:

1. Prioritetnyj nacproekt «Razvitie APK». URL: www.-special.minsvyaz.donland.ru >Default.aspx.htm

2. Gosprogramma razvitiya s. h. i regulirovaniya rynkov s.-h. produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2008 -2012 gg. URL: htm://www.base.garant.ru>2162858/.htm

3. Gosprogramma razvitiya s. h. i regulirovaniya rynkov s.-h. produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020gg. URL: htm:// www.base.garant.ru>70210644/.htm

4. Plotnikov V.N. Prioritetnye napravleniya pod-derzhki v ramkah proekta «Rossijskij fermer» // Informacionnyj by-ulleten' MSKH RF. 2011. № 2. S. 29.

5. SHapochnikov V.V. Proizvodstvo myasa v Rossii - za-dacha strategicheskaya // ZHivotnovodstvo Rossii. 2005. № 9. S. 2-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. CHernyakov B. Sovremennaya agrarnaya strategiya SSHA // ZHivotnovodstvo Rossii. 2010. № 1. S. 10-12.

7. Dolgov V.S. Gigiena uborki i utilizacii navoza. M., 1984. 175 s.

8. Pisarev YU. Investicii v svinovodstve // Novoe sel'skoe hozyajstvo. 2000. № 4. S. 34-37.

9. Belyanichev S. Investicii v APK Rossii // Perfect AgroTechnologies. 2010. № 1. S. 2-9.

10. Barannikov V.D. Ohrana okruzhayushchej sredy v zone promyshlennogo zhivotnovodstva. M., 1985. 118 s.

11. Reglament Evropejskogo parlamenta i Soveta ES «Ob udobreniyah». URL: www.con-sultant.ru/cons/cgi /online. cgi?req=doc&base=INT&n =52213,html

12. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/ LexUriS-erv.do?uri =CELEX:31991L0676:EN:HTMLhtml

13. URL: wiki-waste.m>direktivaevropejskogo...soveta... soyuza.html

14. URL: energo-tis.m>wyswyg/file...EU/ES Direktiva 2008.pdf html

15. Hel'sinskaya konvenciya po zashchite morskoj sredy. URL: htm://www. docs.cntd. ru>document/ 1900924.htm

16. Udobreniya i pochvouluchshayushchie veshchestva. URL: htm://www. iso.org>ru/standard/59567. html

17. Udobreniya i pochvouluchshayushchie veshchestva. URL: htm:// www.iso.org>ru/standard/14773.html

18. Federal'noe pravitel'stvo Germanii. URL: htm:// www. bmelv.de/service/publikationen.html

19. Zakon «O chistoj vode». URL: htm:// www. norma-tive_ru_en.academic.ru> .Zakon_o_vode_(SSHA)html

20. O bezopasnosti pit'evoj vody. URL: htm: //www.-vodainfo.com>...zakon- bezopasnosti -pitevoj-vody.html

21. Sokolov M.S. Sanitarno-epidemiologicheskie trebo-vaniya k kachestvu agrohimikatov pri ih gosudarstvennoj registracii // Agro 21. 2003. № 1-6. S. 138.

22. Severnaya ekologicheskaya finansovaya korporaciya (NEFKO). POYRY, 2013. 74 s.

THE NORMATIVE-AND-LEGAL REGULATION OF THE ORGANIC FERTILIZERS' TURNOVER S.I. Tarasov, candidate of biological sciences

VNII of organic fertilizers and peat - filial of FGBNY "Verhnevoljskya FANC"

Abstract. The modern system of production, storage, transporting of organic fertilizers application's technical regulation, including: on the federal level -the organic fertilizers' utilization safety technical regulations' ensuring, national and international standards, codes of requirements' rules for methods of analysis' establishing, to the registration and certification's system of fertilizers' traditional and new types, their ecological conditions' safe turnover; on the corporate level - technical conditions, codes of practical-and-technological regulations for organic, organic fertilizers' commercial types is presented. National standards of the Russian Federation are done, interstate standards establishing to terminology, safety, quality of organic fertilizers' (standards -are technical specifications) requirements, methods of their analysis are given. Physical, chemical and biological criteria of safety assessment of organic fertilizers are specified. Fertilizers produced on the manure and dung basis, must meet the safety requirements for "clean" soil. The traditional types of organic fertilizers using should not lead to soil with radionuclide's, toxic compounds, pathogenic micro flora, viable helminthes eggs, intestinal pathogenic protozoa cysts, larvae and pupae of synanthropic flies contamination. Organic fertilizers produced on the sewage sludge basis, sapropels, solid waste, containing toxic compounds in quantities exceeding hygienic standards are used in strictly limited doses, taking into account the soil sanitary condition. The standards that first time developed and put into operation, establishing of organic fertilizers requirements on radiological, toxicological, biological indicators' assessment safety methods using are presented. The normative documents of equipment and agricultural machinery evaluation's methods in the production, transportation and application of various types of organic fertilizers are presented. The set of rules' specify regulating of fertilizers turnover, by design regulations engineering, the Ministry of agriculture advisory documents, sanitary rules and the Ministry of health's Rospotrebnadzor regulations are presented. Keywords: organic fertilizers, turnover, safety, regulation's system, standards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.