Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИИ В РОССИИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Инклюзия. Музыка / Inclusion. Music

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краси А.Н.

Статья посвящена необходимости создания специальных условий для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF INCLUSION IN RUSSIA

The article is devoted to the need to create special conditions for the inclusive education of children with disabilities under the adapted educational programs.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИИ В РОССИИ»

CULTUROLOGY

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИИ В РОССИИ

Краси А.Н.

ГБУДО г.Москвы Московская городская детская музыкальная школа имени И. О.Дунаевского, директор

LEGAL REGULATION OF INCLUSION IN RUSSIA

Krasi A.

Moscow City children's music school behalf ofI.O. Dunaevsky, director

Аннотация

Статья посвящена необходимости создания специальных условий для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам. Abstract

The article is devoted to the need to create special conditions for the inclusive education of children with disabilities under the adapted educational programs. Ключевые слова: Инклюзия. Музыка. Keywords: Inclusion. Music.

Становлению института инклюзивного образования во многом способствует принятие совокупности нормативно-правовых актов, регламентирующих инклюзивное образование детей с особыми потребностями развития в рамках общеобразовательной системы. В связи с этим актуальным является анализ содержания нормативных правовых актов в сфере образования на предмет выделения норм, определяющих деятельность организаций и социальных групп, систему поведения участников образовательных отношений в части обеспечения условий инклюзивного образования ребенка с особыми потребностями в общеобразовательной системе.

Значительное влияние на формирование законодательства в сфере образования, в том числе инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, оказали международные нормативно-правовые акты, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (далее - ООН) в разные годы:

- Декларация о правах инвалидов, принятая резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9.12.1975 г.;

- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993 г.;

- Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.)1;

- Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 г.2

Наиболее значимым документом, оказавшим влияние на реализацию политики Российской Федерации в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе в сфере инклюзивного образования, стала ратифицированная Федеральным законом от 3.05.2012 г. № 46-ФЗ Конвенция о правах инвалидов.

Статья 3 Конвенции определяет такие принципы в сфере обеспечения прав инвалидов, как:

- уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;

- недискриминация;

- полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

1 Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с

особыми потребностями. ЮНЕСКО и Министерство образования и науки. Spain, 1994. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declara-tions/pdf/ salamanka. pdf.

2 Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г., ратифицирована Федеральным законом от 3.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»): [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - URL:

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/18436.html/.

- уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;

- равенство возможностей;

- доступность;

- равенство мужчин и женщин;

- уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность3.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим осуществление образовательной деятельности и отношения участников образовательных отношений, является Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Данным документом нормативно закреплен статус инклюзивного образования.

В соответствии с законодательством инклюзивное образование предусматривает обеспечение равного доступа к услугам для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей4. Тем самым государство следует ратифицированным Российской Федерацией международным нормативным правовым актам, таким как Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правах инвалидов, которые гарантируют равенство и недискриминацию людей независимо от различий и защиту прав каждого человека.

Также в ст. 16 указанного Закона закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», под которым понимается физические лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий5.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в гл. 11 раскрывает особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся. Основной статьей в данной главе, раскрывающей вопросы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инклюзивного образования, является ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»6.

В данной статье определены:

- необходимость организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях по адаптированным образовательным программам с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

- обязательства создания в образовательных организациях специальных условий для получения образования указанными обучающимися;

- возможность организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, что содержит прямое указание на возможность инклюзивного образования указанной категорией обучающихся7.

С 1 сентября 2016 г. вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»8.

Указанным нормативным правовым актом определены нормативы наполняемости классов в общеобразовательных организациях, в которых осуществляется инклюзивное образование. Нормативы наполняемости инклюзивных классов закреплены для различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Так, например, при организации инклюзивного образования наиболее многочисленной группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которой являются дети с задержкой психического развития, установлен следующий норматив наполняемости класса: 4 обучающихся с задержкой психического развития при общей наполняемости класса не более 25 человек.

Помимо этого в документе закреплено обязательство осуществления коррекционно-развиваю-щей работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в объеме не менее 5 часов в

3 Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г., ратифицирована Федеральным законом от 3.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»): [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - URL: http: //www.consultant.ru/law/hotdocs/18436 .html/.

4 Конвенция о правах инвалидов... [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». -URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/18436.html/.

5 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW140174.

6 Там же.

7 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons docLAW 140174.

8 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc.

неделю. Эта норма ориентирована на реализацию в общеобразовательной организации рекомендаций заключений психолого-медико-педагогической ко-миссии9.

С 1 сентября 2016 г. обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на уровне начального общего образования осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598.

Данным нормативным правовым актом предусмотрен первый вариант адаптированных основных общеобразовательных программ для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предполагающий совместное обучение этих детей со сверстниками, не имеющими ограничений в здоровье, то есть инклюзивное образование.

Не менее значимым для организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования является «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 101510

Порядок уточняет комплекс специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, которые определены в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Приказом Министерства труда и социальных отношений Российской Федерации от 10.01.2017 г. № 10-н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», который включает группу педагогических работников, к которым относят воспитателя, тьютора, педагога-организатора, педагога-библиотекаря и т.д. Данным документом определены требования к профессии «тьютор» и обобщенной трудовой функции «Тью-торское сопровождение обучающихся». Важно отметить значимость должности тьютора для сопро-

9 Абдурасулов Д. А. Государственные обязательства в осуществлении прав и свобод детей с особыми потребностями // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - № 6. - С. 247.

10 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.201 г. № 1015... [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons docLAW152890.

11 Земцов А. М. От интеграции в обучении - к инклюзив-

ной практике: основные проблемы, задачи и перспективы

// Народный свет. - 2015. - № 1. - С. 23.

вождения процесса инклюзивного образования отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья11.

В качестве основных профессиональных действий тьютора в инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья профессиональный стандарт определяет участие тьютора в реализации адаптированных образовательных программ и подбор и адаптацию педагогических средств индивидуализации образовательной деятельности.

Однако на практике остается нерешенным вопрос взаимодействия учителя и тьютора, распределения между ними сфер ответственности в процессе организации образовательной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья12.

Таким образом, нормативно-правовыми документами определены требования к различным категориям педагогических работников в части обеспечения сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования, в том числе в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательных организациях.

3начительное внимание для обеспечения условий инклюзивного образования уделяется формированию доступной среды. Решению этой задачи посвящен комплекс программно-целевых документов и нормативно-правовых актов. Так, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» определены правила обеспечения условий доступности для инвалидов зданий и помещений образовательных организаций, услуг в сфере образования, предоставляемых государственными и муниципальными образовательными организациями, а также оказания инвалидам помощи в преодолении проблем, мешающих получению образования наравне с другими обучающимися13.

Таким образом, на основе рассмотрения содержания основных нормативных правовых актов в сфере образования можно сделать заключение о том, что образовательная деятельность с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья строго регламентирована совокупностью требова-ний14. В основном эти правовые нормы определены в период 2013-2015 годов.

12 Абдурасулов Д. А. Государственные обязательства в осуществлении прав и свобод детей с особыми потребностями // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - № 6.

- С. 250.

13 Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. № 1309 ... [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc.

14 Абдурасулов Д. А. Государственные обязательства в осуществлении прав и свобод детей с особыми потребностями // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - № 6.

- С. 253.

На основе анализа содержания нормативных правовых актов, регулирующих право детей с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование, можно сформулировать следующие выводы: сопровождение коррекционно-учебного и воспитательного процесса организуется различными службами, но это подчинено комплексной цели - совместно определять возможности и потенциальные способности психического развития обучающихся с особыми потребностями, формировать подходы к оказанию медико-педагогической помощи как детям с особыми потребностями, так и их родителям (законным представителям).

Развитие законодательства, регулирующего правовой статус детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в целом и в сфере образования, в частности, определяется культурными ценностями и социальными аспектами. Конструирование правовых подходов зависит от понимания природы ограничений в здоровье и инвалидности, роли различных социальных институтов и общества в целом в решении проблем детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, превалирующих культурных ценностей, экономической рациональности действий в отношении данной категории лиц и от других обстоятельств.

С постепенным внедрением социального подхода актуализирован вопрос определения правового статуса детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе общего образования.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.201 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изм., внесенными Приказом Минобрнауки России от 17.07.2015 г. № 734) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 152890.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант-Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc.

5. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г., ратифицирована Федеральным законом от 3.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»): [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консуль-тантПлюс». - URL: http ://www. consultant.ru/law/hotdocs/18436. html/.

6. Саламанкская декларация о принципах, по -литике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. ЮНЕСКО и Министерство образования и науки. Spain, 1994. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declara-tions/pdf/salamanka.pdf.

7. Абдурасулов Д. А. Государственные обязательства в осуществлении прав и свобод детей с особыми потребностями // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - № 6. - С. 247-253.

8. Земцов А. М. От интеграции в обучении -к инклюзивной практике: основные проблемы, задачи и перспективы // Народный свет. - 2015. - № 1. - С. 18 -23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.