ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (29) 2009 г.
О.А. Чувильская
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПОЛИТИКИ
В статье проведен анализ практики нормативно-правового регулирования деятельности библиотек как средства реализации библиотечной политики, понятий, исторических предпосылок и этапов становления, приоритетных направлений развития библиотечной политики и законодательства в области библиотечного дела. Ключевые слова: библиотечно-инфор-мационная деятельность, государственная библиотечная политика, городская библиотечная политика, региональная библиотечная политика, библиотечное дело, библиотечное законодательство.
The article presents the analysis of legal regulations of public libraries activity as means of library policy realization. The author gives basic terms, historical background, levels ofdevelopment and main trends oflibrary policy and legislation. The article reflects the modern situation in regional library legislation development and its role in the realization of state library policy and the problem of Moscow local library law creation. Keywords: librarianship, state library policy, city library policy, regional library policy, library science, library legislation.
Термин «политика» является родовым для понятий «культурная политика» и «библиотечная политика» (1). Государственная культурная политика, как совокупность принципов и норм, — это основа деятельности государства по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры (2).
Исторические предпосылки возникновения библиотечной политики в России относятся к началу XVIII века — периоду издания специальных актов государства об учреждении библиотек Российской Академии наук, о передаче исторических документов из монастырей в библиотеки государственных учебных заведений, об обязательном экземпляре и об основании Императорской Публичной библиотеки (указы Петра I и Екатерины II).
В конце XIX — начале XX века, кроме органов власти, активными субъектами библиотечной политики выступали органы земского и городского самоуправления, а также общественные, филантропические организации, в чьи задачи входило просвещение народа. Существенное место в политике того времени занимала деятельность меценатов (Ф.Ф. Павленкова, И.Д. Сытина и др.), жертвовавших большие суммы на строительство и содержание библиотек.
В советский период истории нашей страны понятие «библиотечная политика» трансформировалось в понятие «руководство библиотечным делом», а в качестве основного принципа была утверждена необходимость подчинения библиотек политическим, хозяйственным и культурным задачам.
С начала 1990-х годов началось формирование нормативно-правовой базы функционирования российских библиотек в новых социально-экономических условиях.
Основными целями нормативно-правового регулирования деятельности публичных библиотек различного уровня выступают:
1) реализация конституционных прав граждан на свободный доступ к культурным ценностям и информации, к библиотечным фондам и ресурсам, а также услугам;
2) формирование, использование и обеспечение сохранности библиотечного фонда региона.
Нормативно-правовое регулирование деятельности публичных библиотек
Библиотечно-информационная деятельность и музееведение
является средством реализации библиотечной политики. Наиболее полно библиотечная политика отражена в официальных документах и нормативно-правовых актах, осуществляющих ее субъектов. Нормативно-правовые акты определяют, во-первых, политику государства по обеспечению доступа граждан к информации и библиотекам; во-вторых, регулируют отношения библиотек с другими организациями и отдельными гражданами.
Правовое поле, в котором функционируют публичные библиотеки, составляют федеральное, региональное законодательства и организационно-правовая база территории (сверхкрупный город, муниципальное образование, города и т.д.). Документы должны быть соподчинены и не противоречить друг другу.
Иерархическую схему нормативно-правовых актов, которые определяют деятельность библиотек различных уровней, можно представить следующим образом:
— федеральные законы, кодексы Российской Федерации;
— нормативно-правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации;
— нормативно-правовые акты федеральных министерств, ведомств, комитетов;
— нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;
— правовые акты органов местного самоуправления и внутренние акты библиотек.
В постсоветской России первым законом в области регулирования библиотеч-но-информационного обслуживания стал принятый в 1994 году Федеральный закон «О библиотечном деле», в котором впервые было определено понятие государственной библиотечной политики и раскрыты ее основные направления, напрямую касающиеся деятельности общедоступных публичных библиотек (3).
Дальнейшее развитие нормативно-правовой базы библиотечно-информацион-ной деятельности было неравномерным. В Федеральный закон «О библиотечном деле» с момента его принятия изменения вносились только один раз — в 2004 году. Они не добавили в закон ничего принципиально нового, исключив при этом из текста целый ряд статей и положений.
После принятия Федерального закона началось формирование нормативно-правовой базы библиотечного дела на региональном уровне. С середины 90-х годов в большинстве регионов были приняты локальные законы о библиотечном деле, в основу которых легли положения Федерального закона (4).
В настоящее время лишь два субъекта Российской Федерации — Москва и Санкт-Петербург — не имеют отраслевого библиотечного законодательства. Основная причина такого положения: сосредоточение большого количества библиотек разных ведомств и их разобщенность в данных мегаполисах.
Политика города Москвы в области библиотечного обслуживания населения представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной и городской власти, направленную на эффективное формирование, сохранение и предоставление пользователям библиотечно-информационных ресурсов и услуг на основе единого системного подхода в рамках нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы (5).
Основными направлениями городской политики являются:
— государственная поддержка библиотечного обслуживания;
— доступность библиотечных ресурсов и услуг, их системность;
— удовлетворение избирательных запросов пользователей;
— профессиональная корпоративность и специализация библиотек в интегрированной системе;
— непрерывность модернизации библиотек и стандартизация качества библиотечного обслуживания.
В настоящее время совершенствование нормативно-правовой базы является
/ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (29) 2009 г.
магистральным направлением библиотечной политики Правительства Москвы. В 2008 году была разработана и утверждена «Концепция развития библиотечного обслуживания населения города Москвы до 2015 года». Для столицы это первый комплексный документ, который отразил основные положения организации единой библиотечной системы обслуживания населения города и закрепил принципы доступности и обеспеченности информационно-библиотечным обслуживанием и ресурсами всех категорий граждан, проживающих в Москве.
Концепция является основополагающим документом для разработки отраслевого законодательного акта города Москвы. В связи с этим в ближайшее время необходимо осуществить законодательное регулирование социальных норм библиотечного обслуживания столицы и принять Закон города Москвы «О библио-течно-информационном обслуживании населения».
Данный нормативно-правовой документ должен будет определить правоотношения между библиотеками и пользователями, нормы материально-технического обеспечения системы библиотечного обслуживания, а также обеспечить правовой механизм стимулирования органами государственной власти и местного самоуправления корпоративного взаимодействия библиотек разных типов и ведомств.
Формирование нормативно-правового обеспечения деятельности библиотек будет способствовать сохранению и развитию библиотечного дела в стране. Принятые Федеральные законы для регулирования сферы библиотечного дела, в том числе и смежные, в настоящее время определяют общие принципы государственной политики в области культуры и библиотечного дела. Поэтому одной из основных задач государственных органов является согласованная работа с законодателями при подготовке законопроектов, затрагивающих отдельные направления библиотечной деятельности.
К сожалению, в правовой практике библиотека привычно идентифицируется как учреждение культуры, а не как полифункциональное учреждение, что во многом снижает эффективность государственной библиотечной политики.
Выводы: региональное законодательство, отражая особенность региона и специфику библиотечной деятельности, должно стремиться к формированию основополагающих принципов государственной политики в согласовании с федеральным законодательством. Существующие региональные нормативно-правовые акты в области библиотечного дела развивают и дополняют федеральное законодательство. Вместе с тем любое региональное библиотечное законодательство требует актуализации и совершенствования. Осуществление задач библиотечной политики напрямую связано с совершенствованием нормативно-правового механизма.
Примечания
1. Концепция развития библиотечного обслуживания населения города Москвы на период до 2015 года / Департамент культуры г.Москвы. — М.: ЦУНБ им. Н. А. Некрасова, 2008. — С. 7-20.
2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре, ст. 3: Закон РФ. Принят Государственной Думой 9 октября 1992 г., №3612-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного суда РФ. — 1992. — №46. — ст. 2615.
3. Федеральный закон Российской Федерации «О библиотечном деле» // Библиотека и закон. — 1996. — Вып. 1. — С. 42-52.
4. Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. — М. — Бишкек — Екатеринбург, 1996.
5. Фирсов В. Р. Формирование территориального библиотечного законодательства в России / В. Фирсов // Библиотека и закон: справочник. — М.: Либерея, 2002. — Вып. 8. — С. 35-39.