Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕКАРБОНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА ЕС'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕКАРБОНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НИЗКОУГЛЕРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ УГЛЕРОДНЫЙ НАЛОГ / ТЕХНОЛОГИЯ УЛАВЛИВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА / ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюкова Надежда, Таджетдинова Амалия

На протяжении последних нескольких лет Европейская комиссия уделяет повышенное внимание оформлению нормативно-правового поля, определяющего стратегию низкоуглеродного развития Европейского региона. Ужесточение климатического законодательства, выраженное в обязательстве применения трансграничного углеродного налога к импорту товаров из третьих стран, способствует реструктуризации европейской энергетической системы и представляет вызов для экспортеров энергетической продукции в ЕС. В настоящей статье предпринимается попытка оценить последствия и перспективы имплементации законодательства ЕС, стимулирующего декарбонизацию Топливно-энергетического комплекса (ТЭК), для экспортеров энергоресурсов, в частности для российских энергетических компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕКАРБОНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА ЕС»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕКАРБОНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА ЕС

Надежда Бирюкова,

преподаватель факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова

Амалия Таджетдинова,

магистрант факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова

Аннотация1. На протяжении последних нескольких лет Европейская комиссия уделяет повышенное внимание оформлению нормативно-правового поля, определяющего стратегию низкоуглеродного развития Европейского региона. Ужесточение климатического законодательства, выраженное в обязательстве применения трансграничного углеродного налога к импорту товаров из третьих стран, способствует реструктуризации европейской энергетической системы и представляет вызов для экспортеров энергетической продукции в ЕС. В настоящей статье предпринимается попытка оценить последствия и перспективы имплементации законодательства ЕС, стимулирующего декарбонизацию Топливно-энергетического комплекса (ТЭК), для экспортеров энергоресурсов, в частности для российских энергетических компаний.

Ключевые слова: Европейский союз; энергетический переход; нормативно-правовое регулирование, декарбонизация; низкоуглеродные проекты; трансграничный углеродный налог; технология улавливания и хранения углекислого газа.

Keywords: European Union; energy transition; regulation, de-carbonization, low carbon projects, cross-border carbon tax; carbon capture and storage technology.

В последние несколько лет Евросоюз союз активно развивает «зеленые» инициативы в энергетической отрасли, конечной целью которых является осуществление перехода на возобновляемые источники энергии. В понимании Европейского союза декарбонизация предполагает сокращение выбросов парниковых газов, увеличение доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе ЕС и повышение энергоэффективности2. В перспективе целенаправленные

усилия по снижению концентрации углекислого газа в атмосфере должны привести к снижению нагрузки на окружающую среду и достижению углеродной нейтральности. Данный вектор развития европейской энергетической системы был закреплен в «Зеленой сделке» 2019 г., программном документе, который нацелен на выполнение обязательств, принятых во исполнение Парижского соглашения по климату 2015 г.

Европейский союз использует комплексный подход для осуществления политики декарбонизации, не останавливаясь на какой-то конкретной технологии или регуляторной мере, что делает «зеленый поворот» более эффективным3. В число механизмов декарбонизации, находящих применение в Европейском регионе, входит повышение энергоэффективности всех секторов экономики, переход на возобновляемую энергетику, электрификация, развитие систем хранения энергии и технологий распределенной энергетики, цифровизация, технология улавливания и хранения углекислого газа (англ. Carbon Capture and Storage, CCS). Наличие поддерживающей регу-ляторной среды позволяет данным механизмам работать в полной мере4.

В настоящее время процесс декарбонизации на общеевропейском уровне сталкивается с проблемой разных скоростей, так как не все страны

1 Прим. ред.: статья была написана до 24 февраля 2022 г.

2 Kryk, B.; Guzowska, M.K. Implementation of Climate/Energy

Targets of the Europe 2020 Strategy by the EU Member States.

Energies 2021, 14, 2711. //https://doi.org/ 10.3390/en14092711

Митрова Т. Зеленый поворот. Готова ли Россия заняться борьбой с изменением климата // Московский центр Карнеги. Режим доступа: https://carnegie.ru/commentary/84984 (дата обращения 11.12.2021).

4 Сизов А.В. Декарбонизация ЕС и новые пути для российского газа / Сизов А.В. // Интеграция и развитие научно-технического и образовательного сотрудничества - взгляд в будущее: сборник статей II Междунар. научно-техн. конф. «Минские научные чтения - 2019», Минск, 11-12 декабря 2019 г.: в 3 т. Т. 1. - Минск: БГТУ, 2020. - С. 249-251.

ЕС демонстрируют соизмеримые на качественном уровне успехи в достижении нулевых выбросов по причине высоких издержек, связанных с внедрением новых технологических решений.

Тем не менее в публичном поле ЕС, взяв курс на снижение углеродного следа, демонстрирует твердую приверженность целевым показателям по созданию низкоуглеродной энергетики. Подтверждением этому становится ряд законодательных актов, принятых за последние несколько лет: «Чистая планета для всех» (2018), «Чистая энергия для европейцев» (2019), «Fit for 55» (2021). В рамках последнего документа Евросоюз ужесточил законодательную базу, регулирующую функционирование Европейской торговой системой квотами на выбросы углекислого газа и распространение действия данного регулирования на новые секторы экономики (воздушный, морской, дорожный транспорт); ввел трансграничное углеродное регулирование импорта в страны ЕС; пересмотрел Директивы ЕС о налогообложении энергоносителей.

В соответствии с положениями трансграничного углеродного регулирования (англ. Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM)1 импортеры углеродосодержащей продукции будут обязаны покупать сертификаты на выбросы парниковых газов. Вводимые меры позволят предотвратить «утечки углерода», связанные с переносом углеродоемких предприятий в страны с менее жестким климатическим регулированием с целью снижения затрат на производство продукции2. Своим примером Евросоюз транслирует необходимость осуществления коллективных действий по достижению нулевых выбросов к 2050 г., а также готовность к сотрудничеству с третьими странами в рамках климатической повестки. Так, например, развивается сотрудничество европейских и российских энергетических компаний по внедрению инновационных технологий для производства водорода.

В данных условиях возникает вопрос: с какими рисками для России сопряжена декарбонизация Европейского региона. С одной стороны, российский экспорт приобретет конкурента в лице европейских производителей низкоугле-

1 Carbon Border Adjustment Mechanism // European Commission. Available at: https://ec.europa.eu/taxation_customs/green-taxation-0/ carbon-border-adjustment-mechanism_en (accessed: 22.11.2021).

2 Трансграничное углеродное регулирование: вызовы и возможности // Энергетический бюллетень № 98 Аналитический центр при Правительстве РФ, июль 2021, С. 16. Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/energo/2021/%D0%B1%D 1%8E%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD% D1%8C_%E2%84%96_98.pdf (дата обращения: 22.11.2021).

родной продукции. С другой стороны, декарбонизация может стать толчком к качественно новому сотрудничеству, которое приведет к расширению партнерства и реализации совместных «зеленых» проектов.

К проблеме декарбонизации европейской энергетической системы обращались следующие зарубежные и отечественные исследователи. Российские авторы А.Н. Митрейкин, Е.А. Колошкин и А.В. Сизов изучают в своих работах особенности декарбонизации энергетического сектора ЕС. Исследователи П.М. Бобылев, А.Ю. Семейкин затрагивают проблему европейской политики «зеленого» протекционизма и оценивают в рамках своей статьи ее влияние на страны-экспортеры. Последствия введения трансграничного углеродного налога для России были изучены такими авторами как Ю.О. Грищенко, И.В. Юшков и А.В. Перов. К оценке водородной экономики в условиях декарбонизации обращались зарубежные исследователи Р. Бляйшвиц и Н. Бадер. Технология улавливания, использования и хранения углекислого газа была подробно изучена С. Акербум, С. Вальдманн, А. Мукерджи. Тем не менее в настоящее время отсутствует оценка эффективности политики декарбонизации, проводимой Европой с учетом обновленного законодательства.

Декарбонизация, ставшая приоритетным направлением энергетической политики ЕС, приведет к структурным изменениям в энергетике объединения. В связи с этим целесообразным представляется оценить эффективность реализуемой Европейским союзом стратегии по достижению углеродной нейтральности. В данной статье также будут рассмотрены осуществляемые российским правительством и энергетическими компаниями меры по достижению нулевых выбросов и снижению рисков для экспортной экономики.

Отражение европейских законодательных инициатив на практике

Большинство стран ЕС закрепили общеевропейские цели по декарбонизации на национальном уровне, а также разработали соответствующие стратегии. Тем не менее в Европейском регионе наблюдается разноскоростная декарбонизация, прямым доказательством которой является отсутствие видимых действий со стороны некоторых стран при усиленных мерах по «озеленению» поставляемой и потребляемой продук-

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

ции со стороны других. Например, Болгария и Румыния не имеют национальных долгосрочных стратегий по снижению выбросов углекислого газа1. Их отставание обусловлено отсутствием ресурсов для развития климатических проектов, что в свою очередь порождает нежелание правительств брать на себя обязательства по снижению выбросов. Германия, Австрия, Нидерланды входят в блок государств, которые активно импле-ментируют нормы европейского законодательства в национальных стратегиях, а также сотрудничают в развитии низкоуглеродных технологий с Россией. Такая ускоренная декарбонизация обусловлена большим потенциалом стран во внедрении инновационных технологий в области возобновляемых источников энергии, а также большим объемом привлекаемых инвестиций. Политика именно этих стран и будет рассмотрена ниже.

Так, многие немецкие компании активно демонстрируют свою приверженность национальным целям по снижению выбросов, что позволяет сделать вывод об эффективности политики, проводимой Европейским союзом. Консорциум с участием немецкой компании по добыче газа и нефти Wintershall Dea и датской компании INEOS Oil & Gas Denmark планирует к 2025 г. реализовать масштабный проект по улавливанию и хранению углекислого газа2. Проект Greensand продемонстрирует возможность экономически эффективного и экологически безопасного хранения CO2 в пластах шельфового месторождения Нини Вест. По предварительным оценкам, совместно компании смогут обеспечивать закачку 8 млн т CO2 в год в пласты.

В 2018 г. правительство Австрии приступило к разработке Водородной стратегии, которую должно было возглавить Федеральное министерство по вопросам климата, окружающей среды, энергетики, мобильности, инноваций и технологий. Политическая нестабильность привела к избранию нового правительства с участием консервативной Австрийской народной партии и Партии зеленых. Это привело к усилению внимания к производству возобновляемой энергии3. В настоящее время реализация растущего числа

1 National long-term strategies // European Commission. Available at: https://ec.europa.eu/info/energy-climate-change-environment/ implementation-eu-countries/energy-and-climate-governance-and-reporting/national-long-term-strategies_en (accessed: 11.12.2021).

2 Milestone for CCS project Greensand reached // Wintershall. Available at: https://wintershalldea.com/en/newsroom/milestone-ccs-project-greensand-reached (accessed: 11.12.2021).

3 Hydrogen law and regulation in Austria // CMS law tax future. Available at: https://cms.law/en/int/expert-guides/cms-expert-guide-to-hydrogen/austria (accessed: 11.12.2021).

водородных проектов осуществляется силами австрийского бизнес-сообщества. Около 180 компаний в Австрии активно используют водородные технологии, и интерес к ним неуклонно растет. Так, австрийская нефтяная компания OMV объявила о том, что станет партнером австрийского банка Kommunalkredit для привлечения инвестиций в проект по производству возобновляемого водорода на своем нефтеперерабатывающем заводе в городе Швехате мощностью 200 тыс. баррелей в сутки4.

Отсутствие национальной стратегии по развитию водородного топлива компенсируется за счет принятого в июле 2021 г. Закона о расширении использования возобновляемых источников энергии (Erneuerbaren-Ausbau-Gesetz, REEA)5. Этот комплексный законодательный пакет направлен на изменение нормативно-правовой базы Австрии в области производства, распределения и потребления энергии из возобновляемых источников. Данный документ рассматривается в качестве основы для достижения амбициозных целей в области климата: производство электроэнергии исключительно с помощью возобновляемых источников энергии к 2030 г. и достижение углеродной нейтральности не позднее 2040 г.6

Наиболее выгодное географическое и экономическое положение для улавливания и хранения углекислого газа имеют Нидерланды. Голландская промышленность является энергоемкой и географически сконцентрированной в нескольких промышленных районах, что позволяет обеспечивать крупные СС5-проекты7.Так, проект Porthos в Нидерландах - один из самых передовых европейских проектов по улавливанию, использованию и хранению CO2, находящихся на стадии разработки. В рамках данной инициативы выбросы нефтеперерабатывающих заводов, компаний и заводов по производству водорода будут улавливаться, а после транспортироваться по трубам и закачиваться в бывшие месторождения природного газа.

OMV and Kommunalkredit invest in green hydrogen production // OMV Group. Available at: https://www.omv.com/en/news/210215-omv-and-kommunalkredit-invest-in-green-hydrogen-production

(accessed: 11.12.2021).

5 Bundesgesetz über den Ausbau von Energie aus erneuerbaren Quellen (Erneuerbaren-Ausbau-Gesetz - EAG) file:///C:/Users/ 223049547/Downloads/XXVII_I_733_1_Gesetzestext.pdf

6 Hydrogen in Austria: Waiting for a strategy // Balkan green energy news. Available at: https://balkangreenenergynews.com/ hydrogen-in-austria-waiting-or-a-strategy/ (accessed: 11.12.2021).

7 Sanne Akerboom, Svenja Waldmann, Agneev Mukheijee, Casper Agaton, Mark Sanders and Gert Jan Kramer Different This Time? The Prospects of CCS in the Netherlands in the 2020s // Front. Energy Res., 4 May 2021. Available at: https://www.frontiersin. org/articles/10.3389/fenrg.2021.644796/full

Таким образом, в ряде стран приоритеты «зеленой» энергетической политики ЕС находят отражение не только в законодательных инициативах на национальном уровне, но и в конкретных проектах, направленных на развитие инновационных «чистых» технологий.

Такая динамика декарбонизации ТЭК ведущих стран ЕС - важный вызов, в первую очередь, для России, которая сталкивается с необходимостью скорейшей адаптации под новые условия торговли со своими традиционными партнерами.

Ожидаемые последствия для России

Обновленное законодательство в Европейском союзе, а именно ввод трансграничного углеродного регулирования в 2021 г. и активное включение европейских энергетических компаний в процесс декарбонизации производства являются вызовом для экономической и энергетической безопасности России как поставщика энергоресурсов. Это толкает государственный сектор к пересмотру существующей регуляторной базы, а бизнес - к трансформации своих энергетических портфелей. Так, для минимизации рисков от введения европейского трансграничного углеродного налога Россия нуждается в гармонизации норм углеродного регулирования в соответствии с международными стандартами, а также в осуществлении низкоуглеродных проектов на территории России, которые позволили бы модернизировать ТЭК страны.

Российское правительство осознает необходимость в принятии соответствующих мер. Так, в июне 2021 г. был принят Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов»1, устанавливающий основы углеродного регулирования. Документ предполагает введение национального учета выбросов парниковых газов и формирование соответствующего кадастра. Регулируемые организации будут обязаны представлять ежегодную отчетность о выбросах, что позволяет закрепить границы регулируемой деятельности в разрезе секторов экономики. В то же время закон не предполагает установления размера целевого показателя сокращения выбросов и возможности его приведения к мировым стандартам системы определения объемов выбросов2.

1 Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» // Ьйр://риЬИса1юп.ргауо. gov.ru/Document/View/0001202107020031

2 Трансграничное углеродное регулирование: вызовы и возможности // Энергетический бюллетень № 98. С. 16. Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/energo/2021/%D0%B

Более жесткое регулирование в виде системы торговли квотами на выбросы найдет отражение в рамках эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в Сахалинской области. Федеральный закон о введении экспериментального угле-

3

родного регулирования , целью которого является достижение углеродной нейтральности региона к 2025 г., будет принят в 2022 г. С 1 января 2023 г. компании, в результате работы которых в атмосферу попадают парниковые газы, масса которых эквивалентна как минимум 150 тысячам тонн углекислого газа в год, будут обязаны представлять отчеты об их объемах. С 1 января 2025 г. правило будет распространяться на организации с выбросами 50 тысяч тонн и более4.

Проект носит региональный характер, но инициатива имеет потенциал к расширению на общероссийском уровне. По мнению представителя губернатора Сахалинской области по вопросам климата Д.А. Гершинковой, Сахалинский эксперимент позволит активизировать международное сотрудничество по климатическому направлению и стать основой для обсуждения с европейскими странами возможности снижения нагрузки на российские компании вследствие введения нового трансграничного углеродного регулирования5.

Однако необходимость в оперативной адаптации к европейским нововведениям стимулирует предпринимать меры не только на федеральном уровне, но и на уровне компаний. Тренд на сокращение углеродного следа продукции и привлечение дополнительных инвестиций в климатические проекты, целью которых является генерация «чистой» энергии или частичное использование низкоуглеродных технологий, становится все более заметным.

Российские энергетические компании, в частности ПАО «НОВАТЭК», проводят верификацию отчетности на соответствие требованиям национальных и международных стандартов6.

1%D 1%8E%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%

BD%D1%8C_%E2%84%96_98.pdf

3 Проект Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в Сахалинской области». Режим доступа: // https://regulation.gov.ru/projects#npa=114717

4 В кабмин внесли проект об экспериментальном регулировании СО2 // Парламентская газета. Режим доступа: https://www.pnp. ru/politics/v-kabmin-vnesli-proekt-ob-eksperimentalnom-regulirovanii-so2.html (дата обращения: 05.12.2021).

5 Углеродный эксперимент вписали в закон // Коммерсантъ. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4890056 (дата обращения: 11.12.2021).

6 Bureau Veritas верифицировала утверждения по парниковым газам ПАО «НОВАТЭК» по стандарту ISO 14064 // BUREAU

В начале 2021 г. ПАО «Татнефть» присоединилась к международной инициативе SBTi (англ. Science Based Targets Initiative) на платформе «Амбициозные корпоративные действия по недопущению превышения температуры планеты выше 1,5 градуса по Цельсию» (англ. Business Ambition for 1.5 C)1. Компания заявила о целях по снижению выбросов углекислого газа на 10% к 2025 г., на 20% к 2030 г. и достижению углеродной нейтральности к 2050 г. Следуя трендам устойчивого развития, ПАО «Газпром» осуществляет политику энергосбережения и энергоэффективности в рамках системы экологического менеджмента2. НК «Роснефть» также объявила о предотвращении выбросов 20 млн т С02-экв. до 2035 г. Трансграничный углеродный налог способен оказать существенный эффект на бизнес, и российские компании, экспортирующие продукцию в Евросоюз, не могут это недооценивать, поэтому уделяют повышенное внимание климатической повестке и проблеме декарбонизации.

Одним из инструментов, способных снизить риски для России, может являться введение углеродного налога3. Имеющий под собой экономическую рыночную основу, налог на выбросы углекислого газа может быть весьма эффективен, учитывая в стоимости продукта те издержки, которые понесет общество и экономика страны в будущем. В этом случае углеродный налог хотя и увеличит налоговую нагрузку на российских производителей, но будет поступать в бюджет России, а не обеспечивать формирование бюджетов других государств.

В данный момент в российском правительстве обсуждаются варианты для введения углеродного налога, аналогичного европейскому4. Рассматриваются три возможные альтернативы для соответствующего инструмента декарбонизации: налог по определенной ставке за превышение

VERITAS. Режим доступа: https://www.bureau-veritas.ru/newsroom/ bureau-veritas-verificirovala-utverzhdeniya-po-parnikovym-gazam-pao-novatek-po-standartu (дата обращения: 05.12.2021).

1 «Татнефть» - среди лидеров глобальной климатической повестки // Татнефть. Режим доступа: https://www.tatneft.ru/press-tsentr/press-relizi/more/8303?lang=ru (дата обращения: 05.12.2021)

2 Охрана природы // Газпром. Режим доступа: https://www. gazprom.ru/nature/ (дата обращения: 05.12.2021).

3 Грищенко Ю.О. Введение трансграничного углеродного налога на импорт в страны ЕС: перспективы и последствия для Российской Федерации // Актуальные проблемы налоговой политики. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 46607910_25138833.pdf (дата обращения: 05.12.2021).

4 В правительстве готовят российский вариант углеродного сбора ЕС // Ведомости. Режим доступа: https://www.vedomosti.

ru/economics/articles/2021/09/22/887822-vlasti-uglerodnogo-naloga

(дата обращения: 11.12.2021).

пороговых значений за выбросы; система торговли квотами на выбросы; комбинация двух вышеупомянутых вариантов. Пока отсутствует единое мнение по вопросу того, на кого будет распространяться действие углеродного налога: только на экспортеров, чтобы защитить их от необходимости платить сбор за ввоз продукции в Евросоюз, или и на других участников рынка.

Субсидирование и поддержка предприятий стратегически важных секторов экономики также позволит сгладить процесс адаптации для предприятий, вынужденных нести существенные дополнительные издержки в связи с обязательствами по сокращению выбросов. В сравнении с другими странами тема «зеленого» финансирования является для России новой, однако определенные успехи в этой области ожидаются уже с 2022 г. Так, правительство планирует выдавать российскому бизнесу государственные субсидии на купонные выплаты по «зеленым» облигациям и возмещать часть суммы по процентам от «зеленых» кредитов. По предварительным оценкам, размер субсидий составит от 60 до 90% купонных выплат по «зеленым» бондам или процентов по «зеленым» кредитам5. Тем не менее, несмотря на планы по выпуску облигаций российских эмитентов с использованием механизма «зеленого» финансирования, Россия находится лишь в начале пути по внедрению .¿^-подходов. Объем выпущенных облигаций в стране в секторе устойчивого развития в 2019-2020 гг. составил около 3,5 млрд долларов, что соответствует лишь 0,35% от мирового рынка6.

Важнейшим аспектом устойчивого экономического развития является диверсификация российского экспорта. В структуре экспорта продукции России по-прежнему преобладают товары топливно-энергетического сектора, металлы и химическая продукция, что способствует не только снижению устойчивости экономики в долгосрочном периоде, но и утрате ключевых рынков (каким является рынок Европейского союза) в краткосрочном промежутке времени. Одними из ключевых способов диверсификации экономики являются инвестиции в предприятия, ориентированные на производство несырьевой продукции, льготное налогообложение и кредитование.

5 Правительство введет субсидии для «зеленых» проектов // Известия. Режим доступа: https://iz.ru/1239185/2021-10-22/ pravitelstvo-vvedet-subsidii-dlia-zelenykh-proektov (дата обращения: 11.12.2021).

6 Место России на рынке «зеленого» финансирования // Росконгресс. Режим доступа: https://roscongress.org/materials/ mesto-rossii-na-rynke-zelenogo-finansirovaniya/ (дата обращения: 11.12.2021).

Примером диверсификации российского экспорта может являться деятельность компании ПАО «НОВАТЭК», которая, помимо поставок сжиженного природного газа, нацелена на поставки водорода и аммиака в Европейский регион. В 2021 г. стало известно о намерении запустить производство аммиака и построить хранилище углекислого газа в Ямало-Ненецком автономном округе1. Производство аммиака считается наиболее передовым с точки зрения химической технологии, поэтому все чаще рассматривается в качестве одного из способа диверсификации экспортной продукции энергетического сектора. НК «Роснефть» также объявила о планах по внедрению технологий улавливания, использования и хранения CO2 в рамках своих проектов и разработке совместно с министерством экономики, торговли и промышленности Японии (METI) водородного и аммиачного видов топлива2.

Заключение

В настоящее время климатическое законодательство ЕС охватывает большое количество отраслей, включая энергетику, транспорт, промышленность и сельское хозяйство. В целом регион демонстрирует успешные шаги в его практической реализации. Подтверждением этому является внедрение «зеленых» проектов по производству водорода, а также технологии улавливания, использования и хранения углекислого газа. Стейкхолдеры энергетических отношений в лице крупных компаний, таких как немецкая Wintershall Dea, австрийская OMV, нидерландская Gasunie, закрепляют в своих долгосрочных стратегиях цели по декарбонизации и инвестируют в низкоуглеродные проекты.

Страны-экспортеры энергоресурсов, включая Россию, обладающие достаточной ресурсной базой, стремятся к тому, чтобы следовать новым европейским и международным стандартам во избежание негативных последствий для экономики в будущем. Импульсом для государства, так е, как и бизнеса, является не просто тренд на декарбонизацию своих энергетических систем, а меняющиеся «правила игры» на мировом и региональных рынках.

Для России первостепенное значение будет иметь сохранение доли экспорта в Европейском союзе. Страны-импортеры углеродоемкой продукции в ближайшие несколько лет будут продолжать повышать требования к «экологичности» ввозимых товаров. В связи с этим перед государством остро встает проблема реструктуризации экспорта, что позволит России снизить риск потери прибыли. Предприняв своевременные меры, направленные на декарбонизацию энергетического экспорта, Россия может открыть для себя новые возможности, связанные с ростом конкурентной привлекательности продукции с низкой углеродоемкостью.

Интенсивной декарбонизации при участии бизнеса в первую очередь будет способствовать гармонизация российского законодательства в соответствии с европейскими и международными стандартами. В связи с этим представляется целесообразным консолидировать усилия стейкхолде-ров энергетических отношений в лице федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных компаний во взаимодействии с представителями Европейского союза. В том числе необходимо обратить внимание на важнейшие аспекты, определяющие величину вводимого европейскими партнерами налога, такие как возможность учета реализуемых компаниями климатических проектов и вопросы верификации данных3. Именно активное отстаивание государственными органами переговорной позиции, сформированной при участии бизнес-сообщества, позволит смягчить негативные последствия изменений в европейском нормативно-правовом регулировании для российского экспорта.

1 НОВАТЭК подтвердил планы производства аммиака на Ямале // Neftegaz.RU. Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/ GazoЫmija/697177-novatek-podtverdil-plany-proizvoclstva-ammiaka-na-yamale/ (дата обращения: 11.12.2021).

2 «Роснефть» и Агентство природных ресурсов и энергетики Японии будут развивать сотрудничество в области углеродного

менеджмента // Роснефть. Режим доступа: https://www.rosneft. ru/press/releases/item/207791/ (дата обращения: 11.12.2021).

Трансграничное углеродное регулирование - что думают в Европе, а не в Брюсселе? // Институт проблем естественных монополий http://ipem.ru/news/publications/2076.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.