ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 344.1
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
© А. В. СУЧИЛКИН*, Е. В. СУЧИЛКИНА**
*Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
кафедра права e-mail: suchilkinav@yandex.ru **Пензенская государственная технологическая академия, кафедра истории и права e-mail: e-mail: suchilkinaev@yandex.ru
Сучилкин А. В., Сучилкина Е. В. - Нормативно-правовое регулирование борьбы с преступностью в годы Второй мировой войны // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 160-163. - В статье анализируется значение нормативно-правовых актов при изучении истории нашего государства в годы войны и на современном этапе развития. Дана оценка изучению практики применения военного законодательства как фактора, способствовавшего развитию патриотизма и научных знаний об основных закономерностях развития правового государства.
Ключевые слова: нормативно-правовые акты военного времени, борьба с преступностью, директивы НКВД СССР, советское уголовное право, правовое воспитание молодежи.
Suchilkin A. V., Suchilkina E. V. - Standard and legal regulation of fight against crime during the second world war // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 160-163. - The article analyzes the significance of regulatory and legal acts adopted during the Second World War and at the present stage of development. It assesses the study of practice of military law enforcement as a factor promoting the development of patriotism and scientific knowledge of basic principles of the jural state development.
Keywords: wartime standard legal acts, fight against crime, instructions of People’s Commissariat for Internal Affairs of the USSR, Soviet criminal law, legal education of young people.
Правовые нормы, являясь частью механизма правового регулирования, упорядочивают общественные отношения и обеспечивают реализацию прогрессивного развития всего общества.
Сейчас одной из важнейших задач государства является повышение эффективности обеспечения общественного порядка и безопасности в регионах. Для успешного осуществления этой задачи необходимо учитывать исторический опыт, поэтому исследование нормативно-правовых источников, регламентирующих организацию и специфику деятельности органов правопорядка, борьбу с преступностью, обеспечение общественной безопасности в военное время является актуальным и в научном, и в практическом плане и позволит грамотно оценить результаты деятельности государственных органов и силовых структур в годы Второй мировой войны.
В 1939-1941 годах в работе органов внутренних дел и госбезопасности произошли изменения. Рядом постановлений партии и правительства массовые репрессии были приостановлены, наметилась тенден-
ция уменьшения необоснованных арестов и отказа от физических мер воздействия, разоблачались виновные в ошибках и перегибах предыдущего периода [6].
В 1941 году произошла важная реорганизация органов внутренних дел и государственной безопасности страны. 3 февраля 1941 года вышло в свет постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «О разделении Наркомата внутренних дел СССР на два наркомата», а вслед за ним Указ Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Народного комиссариата Внутренних дел СССР». Народный комиссариат внутренних дел был разделен на два наркомата:
- Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД).
- Народный комиссариат государственной безопасности СССР (НКГБ). НкГБ возглавил В. Н. Меркулов, а НКВД СССР остался в подчинении Л. П. Берия.
Оценивая нормотворческую деятельность государства в военные годы, следует отметить, что уже в первые дни стали появляться нормативно-правовые
акты, ставящие перед государством цель обеспечить победу и перестроить всю работу на военный лад. Таким законодательным актом стала Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. № 624 «О решительной перестройке всей работы на военный лад» [9].
В этих условиях в исследуемый период продолжала реализовываться концепция борьбы с преступностью, которая была взята на вооружение в послереволюционные десятилетия. В 1930-х гг. главенствовал тезис об уголовной преступности в СССР как следствия агентурной разведывательной деятельности капиталистических государств. Отсюда и подчиненное положение милиции органам государственной безопасности.
В условиях военного времени произошли существенные изменения во всех отраслях права.
Первым военным законодательным актом стал Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 «О военном положении» [2]. В соответствии со ст. 49 п. «п» Конституции СССР указ вводил военное положение по всему СССР или в отдельных местностях в интересах обороны СССР и для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности.
Следует отметить положительное значение Указа «О военном положении» на снижение преступности, согласно его положениям устанавливался более строгий режим по поддержанию общественного порядка и борьбе с преступностью.
На основе изучения состояния преступности и борьбы с ней в первый год войны в сентябре 1942 года Главное управление милиции НКВД СССР направило управлениям милиции республик, краев, областей, отделам железнодорожной и водной милиции директиву, в которой был дан анализ сложившегося положения в стране по борьбе с преступностью, тактики, применяемой преступным элементом.
Таким образом, главное управление милиции в сентябре 1942 года рекомендовало в максимальные сроки усилить все виды работы по проверке документов в поездах, на пароходах, шоссейных и грунтовых дорогах, в городах и других населенных пунктах с таким расчетом, чтобы создать совершенно невозможные условия для передвижения гастролирующего преступного и бродячего элемента, заставить его еще более пойти на оседание в определенных местностях. Обращалось особое внимание на укрепление паспортного режима. Ставилась задача в ближайшие 1-2 месяца добиться значительного снижения уголовной преступности на основе предупреждения преступлений.
В результате самоотверженной работы аппаратов уголовного розыска, наружной службы и других подразделений милиции, активной помощи трудящихся милиции в годы войны в стране не было допущено большого роста преступности. Это подтверждают статистические данные военных лет, к которым авторы уже неоднократно обращались в исследованиях [12].
В условиях любой войны борьба с уголовной преступностью приобретает первостепенное значение. Уголовному розыску с начала войны пришлось столкнуться с новыми видами преступлений, которых
в мирное время не существовало: дезертирство, уклонение от призыва в армию, мародерство, распространение ложных и провокационных слухов и др. Директива НКВД СССР за № 148СС от 29 июня 1941 г. предписывала тем, кто вел борьбу с преступным элементом выполнение ряда сложнейших задач: круглосуточное патрулирование по городу, изъятие уголовного, социально-вредного элемента, а также лиц, не имеющих определенных занятий и места жительства, арест и доставление в РО НКгБ лиц, замеченных в антисоветской и контрреволюционной агитации, распространении листовок и провокационных слухов, способствующих созданию паники, проведение мероприятий по розыску дезертиров и выявлению лиц, уклоняющихся от воинской службы.
В военные годы заметно активизировалась деятельность преступных элементов, ранее судимых за тяжкие преступления, расхитителей социалистической собственности, спекулянтов, различного рода мошенников. Много тяжких преступлений совершалось в глубоких тыловых областях, промышленных центрах. Важнейшей задачей стала борьба с дезертирством из Красной Армии и предприятий оборонной промышленности, распространителями ложных слухов, вызывавших тревогу среди населения. В 1942 году советским руководством было принято два постановления, расширивших полномочия органов внутренних дел в борьбе с этим видом преступности. Это постановление ГКО от 16 января 1942 года «О порядке передвижения военнообязанных и ответственности за уклонение от воинского учета» и «О мерах наказания дезертиров, занимающихся бандитизмом, вооруженными грабежами и контрреволюционной повстанческой работой» от 11 октября 1942 года. Вместе с тем, в сентябре того же года Главное Управление милиции НКВД СССР направило в управления милиции республик, краев, областей, отделам железнодорожной и водной милиции директиву, в которой был дан анализ состояния борьбы с преступностью в стране, а также тактики, применяемой преступниками.
Кроме того, активизировала свою деятельность гитлеровская разведка, широко используя в своих целях уголовные элементы, вербуя среди них шпионов, диверсантов, провокаторов. В связи с этим, 16 июля
1943 года л. П. Берия и В. Н. Меркулов выпустили совместную директиву, в которой местным органам НКВД и НКГБ предписывалось «...оперативную работу как по борьбе с бандитизмом, так и по розыску... вражеских парашютистов и прочего преступного элемента проводить в тесном контакте...». Результатом этого стали коллегиальные действия органов милиции, особенно уголовного розыска, с органами госбезопасности. К примеру, сотрудники уголовного розыска нередко включались в состав оперативных групп органов госбезопасности для выполнения специальных заданий по борьбе с вражеской агентурой и бандитизмом.
В целом, борьба с дезертирством, бандитизмом, уклонистами была возложена на военные ведомства: военные комиссариаты (ВК), комендатуры, отделы по
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.
борьбе с бандитизмом и дезертирством при НКВД. Но основная тяжесть работы легла на плечи сотрудников органов милиции [4].
В регионах также издавались приказы, направленные на предупреждение роста уголовной преступности и эффективного выполнения задач по охране правопорядка, обеспечения общественной безопасности и выполнению военных задач. Так, в Пензенской области, 31 июля 1942 года вышел приказ начальника УНКВД «Об усилении борьбы с дезертирством и отклонением от военной службы», который предписывал принять меры к привлечению максимального числа массового осведомления и агентуры к розыску и выявлению дезертиров и уклоняющихся от военной службы, усилить агентурно-осведомительную работу среди националистических и других контрреволюционных элементов, организовать агентурную работу среди призывного и запасного контингентов военнообязанных по месту их работы с целью предупреждения случаев уклонения от призыва и мобилизации, перехода на нелегальное положение, организации банд и измены Родине, негласно проверять и разрабатывать граждан, состоящих на учете военнообязанных из числа эвакуированных и вышедших из окружения, немецкого плена, подозрительных по антисоветской работе, шпионажу и диверсии. В приказе отмечалось, что «существенным недостатком в организации борьбы с дезертирством и уклонением от призыва и мобилизации является все еще слабая борьба с взяточничеством, несистематический контроль над паспортным режимом, эпизодические проверки и облавы, как в местах скопления, так и на всех видах транспорта, сельских и городских магистралей» [1]. А 21 августа 1942 года в Пензе был издан приказ УНКВД «О порядке проведения операций по ликвидации бандитских групп и изъятия участников контрреволюционных повстанческих и иных антисоветских формирований».
В военных условиях криминогенная обстановка в стране явно осложнилась, рост преступности был налицо. В 1942 году преступность в СССР возросла на 22 % по сравнению с 1941 годом. В 1943 году - на 20,9 % по сравнению с 1942 годом, в 1944 году соответственно - на 8,6 %, и только в 1945 году наметилось некоторое снижение уровня преступности: в первом полугодии число преступлений снизилось на 9,9 %. Так, например, в директиве НКВД СССР № 59 от 04.04.1945 г. отмечалась слабая работа пензенской милиции по раскрытию старых преступлений о кражах [3]. В последующем расследование краж отошло на второй план по сравнению с преступлениями против личности, с грабежами и разбоем [5].
В довоенной практике из всей группы преступлений выделялись как наиболее тяжкие, изменнические преступления, т. е. такие, объектом которых являлась безопасность Союза ССР. В условиях войны каждое преступление антисоветского характера по существу играло на руку врагу и тем самым приобретало вид изменнического. Примером может стать изъятие у населения радиоприемников в соответствии
с постановлением СНК СССР «О сдаче населением радиоприемных и передающих устройств» от 25 июня 1941 г. [8].
Одним из способов обнаружения диверсионных и разведывательных групп был радиоперехват их сообщений. Основная тяжесть борьбы с вражескими шпионами, террористами в годы войны выпала на органы госбезопасности, военной контрразведки, истребительные батальоны и войска НКВД. Однако органам безопасности была необходима помощь сотрудников органов милиции. Специфика ликвидации диверсионных групп, парашютных десантов требовала особой бдительности, знания местности и населения. В связи с этим, рядовые милиционеры, участковые уполномоченные, работающие в самой гуще народа и входившие в единую систему НКВД, играли немалую и непосредственную роль в выполнении поставленной задачи.
Другой важной задачей перед органами милиции, прежде всего аппаратами ОБХСС, являлось пресечение деятельности расхитителей народного достояния, борьба со спекулянтами, фальшивомонетчиками, пытавшимися в трудные годы войны подорвать экономическую мощь нашего государства.
Большое значение для охраны военного имущества Красной Армии имело постановление Государственного комитета обороны от 3 марта 1942 г., которым устанавливалась за хищение (воровство) в военное время оружия, боеприпасов, продовольствия, обмундирования, снаряжения высшая мера наказания - расстрел с конфискацией всего личного имущества преступника.
Принятие постановления ГКО от 22 января
1943 г. «Об усилении борьбы с хищением и разбазариванием продовольственных и промышленных товаров» стало той нормативной базой, законом, на который опирались сотрудники правоохранительных органов, обеспечивая порядок в экономической сфере. Постановление предписывало в месячный срок расследовать и проводить рассмотрение в судебных инстанциях дел о хищении и разбазаривании продовольственных и промышленных товаров, взыскивать с виновных стоимость похищенных или недостающих продовольственных товаров по рыночным ценам, а промышленных по коммерческим. Виновные задерживались и передавались прокуратуре для привлечения к ответственности.
Особое значение милиция уделяла борьбе со спекуляцией, мешочничеством. Введение карточной системы в годы войны, жесткая политика хлебосдачи государству дала свои негативные результаты: зимой 1943-1944 гг. во многих селах республики начался голод, а вместе с этим рост хищений колхозной собственности. Поэтому борьба за обеспечение сохранности зерновых культур и товаров народного потребления стала носить первоочередной характер. Для решения данной задачи Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) «Об уборке урожая и зерновых сельскохозяйственных продуктов в
1944 году» органы милиции усилили охрану урожая,
что позволило возвратить государству ценностей на сумму более 500 млн. рублей и удалось обезвредить крупные группы расхитителей и спекулянтов.
Война привела к коренной ломке основных институтов уголовного права. В это время действовали как довоенные нормы уголовного права, так и новые нормы, вызванные военной обстановкой.
Борьба с контрреволюционерами в годы Великой Отечественной войны обрела первостепенную значимость для реализации функции обороны страны. Государство и право вступили в особый период своего развития. Благодаря исключительной крепости тыла в СССР в результате принятых мер по превращению страны в боевой лагерь, не потребовалось издания для борьбы со шпионами и диверсантами дополнительных законов. Против контрреволюционных преступников в условиях военного времени достаточным было наличие статей Постановления ЦИК Союза ССР от 8 июня 1934 г. «О дополнении Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) статьями об измене родине» [11]. Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от 20.07.1934 «О дополнении Уголовного кодекса РСФСР ст. ст. 58-1а, 58-1б, 58-1в, 58-1г» в УК РСФСР были внесены изменения [7]. Особенная часть УК РСФСР [10] дает классификацию этих действий: измена родине (ст. 58-12), недонесение о готовящейся или совершенной измене (ст. 58-1), вооруженное восстание (ст. 58-2), шпионаж (ст. 58-6), подрыв государственной промышленности, транспорта, торгового и денежного обращения (ст. 58-7), пропаганда или агитация, содержащая призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти (ст. 58-10). Такая квалификация в полной мере соответствовала основной задаче Кодекса - провозглашение «правовой защиты государства трудящихся от преступлений и от общественно-опасных элементов и осуществление этой защиты путем применения к нарушителям революционного правопорядка наказания или других мер социальной защиты».
6 июля 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения». Его положения детально регламентировали борьбу с паникерами, провокаторами, и другими дезорганизаторами тыла, а так же с нарушителями общественного порядка. В случае, когда распространявшиеся уголовным лицом слухи, возбуждающие тревогу среди населения, были наполнены антисоветским содержанием, они квалифицировались под статью 58-10 УК РСФСР об антисоветской агитации. Это предусматривало «высшую меру социалистической защиты - расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества».
Следует отметить, что динамика судимости по делам о контрреволюционных преступлениях, рассмотренных общими судами, представляет собой непрерывно падающую кривую, за исключением 1942 г., совпавшего с периодом временных неудач Красной Армии. Это свидетельствует о том, что все принимае-
мые в военный период нормативные акты способствовали проведению жесткой, но необходимой политики по обеспечению прочности тыла страны.
Анализ нормативно-правовых источников, регламентирующих борьбу с преступностью в военные годы, показал, что роль силовых ведомств закономерно возрастает в чрезвычайных ситуациях, когда необходима мобилизация всех средств и сил государства для предотвращения угрозы уничтожения всей социальной системы. Характер правовых актов, а также методы и формы структур, призванных исполнять их были чрезвычайными, определены высшими органами партии и государства и в целом отвечали поставленным задачам - защите Отечества, разгрому фашистской Германии и ее союзников.
В этой связи углубленного изучения требует нормативно-правовые акты. Основной целью изучения их является, несомненно, формирование исторического правового сознания общества, особенно такой его части как молодого поколения, что способствует развитию патриотизма и научных знаний об основных закономерностях развития правового государства и построения демократического общества. Этому немало способствует обращение к опыту развития оперативно-служебной деятельности органов милиции в экстремальных условиях, накопленному органами НКВД и милиции в годы войны, что обретает особую значимость и ценность именно сегодня, когда построение демократического государства, сопровождаемое обострением экономических, политических, социальных противоречий и криминализацией общества, оказалось невозможным без установления твердого общественного порядка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архив Информационного центра Управления внутренних дел Пензенской области (Архив ИЦ УВД ПО). Ф. 1. Д. 17. Л. 311-314.
2. Ведомости ВС СССР. 1941. № 29.
3. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 5527. Оп. 1. Д .4. Л. 5.
4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 9415. Оп. 4. Д. 214. Л. 24.
5. ГАРФ. Ф. 9478. Оп. 3. Д. 21. Л. 74.
6. Гусев Л. Н. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917-1954 гг.: Сб. документов. М., 1956.
7. Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 174. 28.07.1934.
8. Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Сборник документов. Том 2. М.: Изд-во Русь, 2000.
9. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 59. Д. 401. Л. 8-11.
10. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. М., 1953.
11. СЗ. 1934. № 33. Ст. 255.
12. Сучилкин А. В. Пензенская милиция в годы Великой Отечественной войны. Дис. ... канд. ист. наук. Пенза. 2006. 220 с.