Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регламентирование ухода за лесами и его совершенствование'

Нормативно-правовое регламентирование ухода за лесами и его совершенствование Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
517
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОВОДСТВО / НОРМАТИВЫ / ТРЕБОВАНИЯ / УХОД ЗА ЛЕСАМИ / ЛЕСОВОСПРОИЗВОДСТВО / РУБКИ УХОДА / АГРОЛЕСОМЕЛИОРАТИВНЫЕ И ИНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОДУКТИВНОСТЬ ЛЕСОВ / STANDARDS / REQUIREMENTS / THINNING / ARGOFORESTAL AND OTHER OPERATIONS / RESISTANCE / FOREST PRODUCTIVITY / SILVICULTURE / FOREST TREATMENT / FOREST REGENERATION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Желдак В.И., Сидоренков В.М., Дорощенкова Э.В., Степанова С.К.

Актуальность задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения ухода за лесами определяется комплексом существовавших и появившихся вновь на рубеже XX-XXI вв. причин, включая обострение традиционных потребностей региональной интенсификации ресурсного лесопользования и лесовоспроизводства при существенном (приоритетном) увеличении потребностей пользования лесами в экологических, природоохранных целях и соответственно возрастающем значении нормативно-правового регламентирования ухода за лесами, представляющего, наряду с лесовосстановлением, основной блок лесоводственных мероприятий воспроизводства лесов и, в целом, содержания и использования лесов. На основе анализа установленного нормативными правовыми документами положений регламентирования ухода за лесами и сопоставления их с накопленными исторически в результате научных исследований лесоводственными разработками по данному направлению лесоводства, сформирован комплекс вопросов, которые необходимо срочно решать в целях совершенствования нормативно-правового регламентирования ухода за лесами, а также разработаны и представлены предложения по их решению для достижения конкретных целей значительного улучшения содержания и использования лесов, их состояния, повышения устойчивости, продуктивности и других полезных свойств. При этом установлено, что в рамках совершенствования нормативно-правового регламентирования ухода за лесами в Правилах ухода за лесами необходимо представить в полной системе положения, отражающие особенности ухода за лесами по видам лесов и всем категориям защитных лесов и особо защитных участков лесов с учетом и во взаимосвязи с соответствующими особенностями охраны, защиты использования и воспроизводства лесов, содержащихся также в других документах, принятых согласно требованиям Лесного кодекса. Для реализации разработанных предложений и, в целом, совершенствования системы мероприятий ухода за лесами, в т.ч. с использованием современных информационно-технических средств для их разработки и доведения до широкой эффективной практической реализации необходимо решить ряд организационных вопросов, включая правовое и реальное обеспечение проектами долгосрочных (постоянных) целевых научных исследований, воссоздание объектной базы НИР, участков экспериментальных и опытных работ, представляющих все разнообразие лесов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Желдак В.И., Сидоренков В.М., Дорощенкова Э.В., Степанова С.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the development of the forest treatment legal regulations is based on a set of reasons once existing and established again at the turn of XX-XXI centuries. These reasons include the escalation of traditional requirements of regional resource use and forest regeneration intensification with significant (priority) growth of forest use requirements for environmental reasons and thus the growing importance of the forest treatment legal regulations that along with forest regeneration are a key set of forest regeneration events and forest management and use as a whole. The analysis of the forest treatment regulations fixed at legal regulatory documents and their comparison with the historically and scientifically accumulated research findings in the given area of forestry shaped a set of issues to be faced urgently to develop the forest treatment legal regulations. Certain proposals to their solution in order to achieve specific targets for significant improvement of forest management and use, forest conditions, to raise their resistance, productivity and other favourable features have been developed and presented. Meanwhile it has been found that within forest treatment legal regulations development forest treatment guidelines should fully present the provisions reflecting forest treatment specifics by forest types and protective forest categories with regard to and in interaction with the corresponding specifics of forest conservation, protection, use and regeneration in other documents adopted under the Forest Code requirements. For the implementation of the proposals and overall forest treatment operation development using modern information and technical hardware for their development and wide practical efficient performance a set of organizational issues should be addressed including legal and real provision of long-term target studies with projects, reconstruction of research facility base, sites for experimental and pilot operations representing the whole diversity of national forests.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регламентирование ухода за лесами и его совершенствование»

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ УХОДА ЗА ЛЕСАМИ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

В.И. ЖЕЛДАК, зав. лаб. лесоводства и управления лесами ВНИИЛМ, д-р биол. наук,

B. М. СИДОРЕНКОВ, зав. отделом лесоводства, лесоустройства и лесной таксации ВНИИЛМ, канд. с.-х. наук,

Э.В. ДОРОЩЕНКОВА, научный сотрудник ВНИИЛМ,

C. К. СТЕПАНОВА, мл. науч. сотрудник ВНИИЛМ

forestvniilm@yandex.ru

ФБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства»

141202, Московская обл., Пушкинский р-н, Пушкино г., ул. Институтская, 15

Актуальность задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения ухода за лесами определяется комплексом существовавших и появившихся вновь на рубеже XX-XXI вв. причин, включая обострение традиционных потребностей региональной интенсификации ресурсного лесопользования и лесовоспроизводства при существенном (приоритетном) увеличении потребностей пользования лесами в экологических, природоохранных целях и соответственно возрастающем значении нормативно-правового регламентирования ухода за лесами, представляющего, наряду с лесовосстановлением, основной блок лесоводственных мероприятий воспроизводства лесов и, в целом, содержания и использования лесов. На основе анализа установленного нормативными правовыми документами положений регламентирования ухода за лесами и сопоставления их с накопленными исторически в результате научных исследований лесоводственными разработками по данному направлению лесоводства, сформирован комплекс вопросов, которые необходимо срочно решать в целях совершенствования нормативноправового регламентирования ухода за лесами, а также разработаны и представлены предложения по их решению для достижения конкретных целей значительного улучшения содержания и использования лесов, их состояния, повышения устойчивости, продуктивности и других полезных свойств. При этом установлено, что в рамках совершенствования нормативно-правового регламентирования ухода за лесами в Правилах ухода за лесами необходимо представить в полной системе положения, отражающие особенности ухода за лесами по видам лесов и всем категориям защитных лесов и особо защитных участков лесов с учетом и во взаимосвязи с соответствующими особенностями охраны, защиты использования и воспроизводства лесов, содержащихся также в других документах, принятых согласно требованиям Лесного кодекса. Для реализации разработанных предложений и, в целом, совершенствования системы мероприятий ухода за лесами, в т.ч. с использованием современных информационно-технических средств для их разработки и доведения до широкой эффективной практической реализации необходимо решить ряд организационных вопросов, включая правовое и реальное обеспечение проектами долгосрочных (постоянных) целевых научных исследований, воссоздание объектной базы НИР, участков экспериментальных и опытных работ, представляющих все разнообразие лесов страны.

Ключевые слова: лесоводство, нормативы, требования, уход за лесами, лесовоспроизводство, рубки ухода, агролесомелиоративные и иные мероприятия, устойчивость, продуктивность лесов.

Актуальность решения задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения ухода за лесами

Задача улучшения ухода за лесами, основной его составляющей компоненты рубок ухода, в т.ч. путем совершенствования регламентирования состава мероприятий и нормативного режима их осуществления, является актуальной на протяжении почти всей известной истории лесоводства. Даже состав мероприятий ухода за лесами, принятый в меняющихся нормативных документах в течение уже более столетия, определяемый и Г.Ф. Морозовым как несовершенный [1], и спустя вековой период развития остается в значительной мере неопределенным и неполным, особенно после

принятия Лесного кодекса 2006 г. [2] и нормативных правовых документов, принятых в его развитие [3-5]. В частности, практически поддерживая В.Я. Добровлянского в том, что мер ухода, взятых в немецком лесоводстве, может оказаться недостаточно, в т.ч. для ухода за основной породой, в данных почвенных условиях оказавшейся, по существу, под пологом временно заселившейся быстрорастущей, Г.Ф. Морозов отмечает, что это привело фактически к названию (обозначению) рубок, проводимых Д.М. Кравчинским в Лисинской даче для освобождения ели из-под полога березы, проходными рубками [1].

Проблемы с регламентированием и применением таких рубок ухода, получивших в 80-х гг. XX в. название переформи-

80

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2015

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

рования насаждений, сохраняются и в начале XXI в. Остаются нерешенными вопросы нормативно-правового регламентирования и применения других видов рубок ухода, разработанных в предшествующие годы. Очередной раз обостряются проблемы установления оптимального режима даже классических рубок ухода, обеспечивающих определенное пользование древесиной -прореживаний и, особенно, повышения интенсивности проходных рубок. Фактически вновь возникает и обостряется вопрос, решавшийся в прошлом веке - противопоставления двух принципов ведения рубок ухода - «умеренной интенсивности, но часто» или «реже и интенсивнее» [6-9].

Еще более сложной, и, по существу, нерешенной оказалась проблема дифференцированного регламентирования и применения мероприятий ухода за лесами в лесах различного целевого назначения - эксплуатационных и защитных, особенно на стадии смены старых поколений леса, утрачивающих функциональную роль, что связано с нормативным обеспечением рубок ухода обновления насаждений в действующих Правилах ухода за лесами [3].

Несмотря на имеющийся значительный потенциал разработок лесоводства для решения перечисленных и других актуальных вопросов ухода за лесами, существенную сложность их реализации представляют нерешенные организационные правовые вопросы проведения лесоводственных исследований с осуществлением экспериментальных и опытных работ при отсутствии системы долгосрочных проектов исследований и ограниченной возможностью создания полноценной объектной базы НИР, представляющей все разнообразие лесов страны.

Законодательное и лесоводственное

определение ухода за лесами

Определение ухода за лесами Лесным кодексом 2006 г. в статье 61 устанавливается как составляющая лесовоспроизводства и в статье 64, ч. 1 - по содержанию - «представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение

продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия).

Учитывая, что воспроизводство леса в лесоводстве рассматривается как процесс воссоздания леса со всеми характерными для него существенными свойствами, подобного прежнему или отличающегося от него [10], а в Лесном кодексе 2006 г. весь этот процесс на протяжении всего цикла лесовоспроизводства (ЛВП) обеспечивается практически двумя составляющими -лесовосстановлением и уходом за лесами, соответственно можно установить те части цикла ЛВП, которые обеспечиваются лесовосстановлением и уходом за лесами.

При этом исторически сложилось более или менее определенное содержание и характеристика лесовосстановления, охватывающего период продолжительностью от закладки лесных культур или естественного возобновления лесообразующих растений до образования сомкнутых молодня-ков, т.е. в целом сравнительно небольшую (по времени) часть цикла ЛВП, в основном до половины первого класса возраста или несколько больше, но без превышения первого класса возраста.

Следовательно, на протяжении всей оставшейся, т.е. основной по продолжительности, части цикла лесовоспроизводства в течение нескольких классов возраста осуществляются или могут и должны осуществляться мероприятия ухода за лесами.

С учетом этого в рамках положений Лесного кодекса, регламентирующих уход за лесами, на основе результатов многолетних исследований ВНИИЛМ и других институтов Рослесхоза, а также материалов литературных источников, формируется состав и нормативная база лесоводственных мероприятий ухода за лесами, необходимая для совершенствования включающих ее нормативных правовых документов - действующих Правил ухода за лесами (Правила) и положений документов - «Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоох-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2015

81

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

ранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов», подготовленном в обобщенном виде в соответствии с положениями статей 104-107 Лесного кодекса [4], а также «Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях», согласно части 6 статьи 103 [5].

В этих целях на основе анализа содержания Правил, сопоставления их с результатами исследований и разработками лесоводства, а также с учетом замечаний и предложений к Правилам, представленных органами управления лесным хозяйством субъектов Российской Федерации, лесопользователей, природоохранных и других заинтересованных организаций, определены основные вопросы, которые необходимо решать для улучшения нормативно-правового обеспечения ухода за лесами.

Оценка нормативно-правового регламентирования ухода да лесами и его эффективности

Оценка полноты существующей нормативно-правовой базы ухода за лесами по составу основных ее структурных элементов может быть дана, в первую очередь, на основе анализа структуры действующих Правил ухода за лесами, с учетом содержания других документов, регламентирующих мероприятия этого раздела лесоводства.

В действующих Правилах ухода за лесами выделено четыре раздела: Общие положения; Рубки ухода за лесом; Уход за лесами путем проведения агролесомелиоративных и иных мероприятий; Особенности ухода за лесами различного целевого назначения.

При этом выделение последнего раздела правил «Особенности ухода за лесами различного целевого назначения» непосредственно не вытекает из положений статьи 64 и необходимость его в правилах в последующем вызывало сомнение, вероятно, в основном, в связи с тем, что указан-

ные особенности ухода за лесами в той или иной мере отражаются в других нормативных документах [4, 5].

К тому же вопрос первичности или приоритетности того или иного документа («Правил ухода за лесами» или «Особенностей ...») не решен ни в Лесном кодексе, ни в содержании самих нормативных правовых документов.

В целях решения этого вопроса целесообразно отметить, что по содержанию, определенному Лесным кодексом, «Особенности ...» (несмотря на то, что это только особенности) охватывают значительно более широкий, чем Правила ухода за лесами, круг вопросов регламентирования мероприятий по всем составляющим разделам охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов. В связи с этим, вероятно, даже нелогично и нереально, чтобы в «Особенностях .» предусматривалось прописать все особые конкретные детали ухода за лесами, а также и других мероприятий, чем в комплексе правил, которые к тому же согласно лесному кодексу устанавливаются по каждому лесному району.

Тогда можно будет приемлемо решить второй принципиальный вопрос соотношения нормативно-правового регламентирования мероприятий ухода за лесами в «Правилах» и «Особенностях». Наиболее приемлемо и логично, что в документах «Особенности .» [4, 5] будут содержаться положения, определяющие принципиальные особенности (специфику) воспроизводства лесов, в т.ч. ухода за лесами, которые должны найти отражение и конкретизацию в правилах. Соответственно тогда в правилах и будут сосредоточены все положения, регламентирующие лесоводс-твенные мероприятия ухода за лесами, в т.ч. с учетом принципиальных особенностей, устанавливаемых для защитных лесов.

Третий принципиальный вопрос - содержания правил ухода за лесами с учетом территориальных - региональных и зональных особенностей лесов, в действующих правилах, да и в последующих проектах новых правил, решен также весьма специфически.

82

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2015

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Несмотря на требование части 4 статьи 15 Лесного кодекса, «.. .правила ухода за лесами устанавливаются для каждого лесного района ...» весь комплекс положений правил относится ко всем лесам («по умолчанию», поскольку других положений в правилах не содержится), а по лесным районам приведены только в Приложении рамочные нормативы режима рубок ухода, причем исключительно классических рубок ухода - формирования насаждений - осветлений, прочисток, прореживаний, проходных рубок.

Четвертыйпринципиальный вопрос -какие конкретно мероприятия ухода за лесами, регламентируют (или должны регламентировать) Правила или каков состав этих мероприятий. Он остается, по существу, нерешенным уже на протяжении многих лет после принятия Лесного кодекса 2006 г., тем более что применение отдельных мероприятий, включенных в Правила, фактически заблокировано отсутствием в Правилах нормативов режима их проведения.

Для комплексного решения обострившихся в период с 90-х гг. XX в. задач содержания (охраны, защиты, воспроизводства) и использования лесов в лесоводстве была сформирована и продолжает совершенствоваться, с учетом развития и накопления новых данных исследований, система мероприятий ухода за лесами, включающая не только классические рубки ухода от осветлений до проходных рубок -по существу, мероприятия формирования насаждений, но и мероприятия (рубки ухода) - обновления, переформирования, реконструкции лесных насаждений, а также санитарный и противопожарный уход за лесами и другие мероприятия, являющиеся неотъемлемой частью этой системы.

В то же время, в нормативных документах, подготовленных в развитие положений Лесного кодекса 2006 г., используется набор видов рубок, к тому же и не названных видами, системно не увязанных между собой и с целевым назначением лесов.

Таким образом, и в сочетании Правил ухода за лесами с «Особенностями.», где представлена специфика ряда положе-

ний, регламентирующих отдельные мероприятия ухода за лесами или требования к их проведению и ограничения применения, не содержится в целом система положений, достаточная для регламентирования рассматриваемого важнейшего комплекса лесоводственных мероприятий как в региональном плане по лесным районам, так и с учетом разнообразия целевого назначения лесов, особенно защитных по категориям защитных лесов и особо защитных участков лесов.

Формирование и обоснование предложений по совершенствованию нормативно-правового регламентирования ухода за лесами

На основе анализа и оценки содержания положений Правил ухода за лесами, а также результатов изучения состояния и динамики участков лесных насаждений с проведенными мероприятиями ухода за лесами и без них с оценкой потребности осуществления определенных видов и вариантов мероприятий для формирования, сохранения и поддержания насаждений в целевом состоянии устойчивого функционирования (выполнения экологических и иных функций) можно сформировать комплекс предложений по улучшению (совершенствованию) нормативно-правовой базы, регламентирования ухода за лесами даже в рамках установившегося уже подхода и требований законодательства, в т.ч. не предусматривая внесения значительных изменений в Лесной кодекс.

При этом, вероятно, необходимо рассмотреть возможность системного решения ряда общих и частных вопросов, в т.ч. по корректировке и дополнению Правил как в части изменения общей структуры документа, так и отдельных его положений, регламентирующих проведение конкретных мероприятий, их комплексов или блоков.

Один из основных вопросов, который необходимо и возможно решить в рамках требований действующего Лесного кодекса - это создание системы региональных Правил ухода за лесами по лесным районам

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2015

83

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

(часть 4 статьи 15). Учитывая специфику принятого лесного районирования, представленного в Перечне лесорастительных зон Российской Федерации и Перечне лесных районов Российской Федерации, 2011 [11] с множеством лесных районов (свыше трех десятков) при принятии решения (о создании таких правил) возможно, не нарушая требований законодательства, формирование более простой системы документов по 12 блокам лесных районов - такая разработка может быть подготовлена в короткие сроки на основе имеющихся материалов ле-соводственного районирования.

При пересмотре и уточнении действующего документа целесообразно изменить его структуру, установив более дифференцированное представление положений правил с учетом требований Лесного кодекса, по следующим разделам:

I. Общие положения.

II. Уход за лесами, связанный с вырубкой части деревьев, кустарников.

Рубки ухода (мероприятия «формирования и сохранения насаждений»);

Обновление лесных насаждений;

Переформирование лесных насаждений;

Рекреационно-ландшафтный уход за лесами;

Реконструкция малоценных лесных насаждений;

Санитарный уход за лесами;

Противопожарный уход за лесами;

III. Агролесомелиоративные и иные мероприятия.

IV. Проектирование и осуществление мероприятий ухода за лесами, отвод лесных насаждений для проведения ухода, технология проведения мероприятий, контроль и оценка качества проведенных мероприятий.

V. Мероприятия ухода за лесами по видам целевого назначения лесов, категорий защитных лесов и особо защитных участков лесов.

Возможно также включение в Правила дополнительного раздела - Особенности ухода за лесами в связи со спецификой ис-

пользования лесов, в который можно включить положения, отражающие особенности регламентирования ухода за лесами в целевых хозяйствах, а также при других приоритетах или видах использования лесов.

Приложения к правилам ухода за лесами, содержащие районные нормативы рубок ухода - формирования насаждений по лесным районам.

При этом положения, отражающие специфику мероприятий, проводимых в лесах различного целевого назначения, целесообразно представлять последним разделом правил, чтобы в нем можно было отразить конкретные особенности или детали приведенных в общих разделах положений, нормативов, технологий, относящихся к лесам соответствующего вида целевого назначения, категорий защитных лесов, особо защитных участков лесов.

Положения, регламентирующие проектирование и осуществление мероприятий ухода за лесами, на лесных участках с применением определенных технологий, а также контроль за проведенными мероприятиями и оценку качества их исполнения, целесообразно привести отдельными разделами, но в то же время их можно представить в виде подразделов, соединить с положениями отвода участков лесных насаждений для проведения ухода за лесами.

Состав мероприятий ухода за лесами, приведенный в Правилах ухода за лесами, необходимо существенно дополнить, используя накопленный опыт разработки и применения лесоводственных мероприятий в стране, особенно с учетом разнообразия целевого назначения лесов, не предусматривая жесткой необоснованной связи применения методов (форм) выборочных рубок в защитных лесах [1, 6-9 и др.].

Для преодоления этого, по существу формального препятствия, достаточно признать, что для таких сложных не только по содержанию, но и целевым установкам мероприятий, предназначенных соответственно для очень сложных природных экосистем лесов, одного фактора альтернативного разделения (или сплошь или выборочно) крайне недоста-

84

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2015

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

точно и, как показывает опыт, абсолютизация его приводит, по существу, к односторонним несбалансированным решениям и, следовательно, нередко к отрицательным результатам при их реализации на практике. Пример этому - установка на почти однозначное применение в защитных лесах только выборочных рубок лесных насаждений как более экологичных [2]. В результате использования такого шаблона (а что шаблоны вообще неприменимы в лесоводстве, известно еще со времен Г.Ф. Морозова и М.М. Орлова и раньше) в насаждениях защитных лесов южных регионов страны, где нередко выборочные рубки совершенно не соответствуют природе леса, они не только не дают (и часто не могут дать) должного эффекта, но и в целом, ориентация только на них ведет к накоплению насаждений, утрачивающих устойчивость, в которых уже потом неизбежно применяются крупнолесосечные (как в эксплуатационных лесах) сплошные санитарные рубки.

Объективно необходимо восстановить в Правилах ухода за лесами важнейшее узловое лесоводственное мероприятие -обновление лесных насаждений в защитных лесах, без которого невозможно построить замкнутую систему лесоводственных мероприятий со всеми вытекающими последствиями. Анализ многих попыток методического и практического решения этого вопроса, на основе традиционных рубок ухода, выборочных санитарных рубок, а в предшествующие годы (лесовосстановительных рубок, по существу, рубок главного пользования с ограниченным нормативным режимом, предпринимавшихся на протяжении многих десятилетий, не дали и не могли дать положительного результата, поскольку фактически для смены старых поколений леса (лесных насаждений) в защитных лесах использовались мероприятия, предназначенные для иных целей и объектов, в т.ч. выборочных рубок многоцелевого назначения для заготовки древесины.

После принятия Лесного кодекса 2006 г. в защитных лесах начали применять почти исключительно выборочные рубки, причем те же виды, что и рубок главного

пользования, которые стали называть как рубки спелых и перестойных лесных насаждений, но фактически также для заготовки древесины.

В результате вместо ожидаемого большого эффекта от выборочных рубок (конечно, не имеющего реального обоснования) проявились последствия (вполне логичные, тем более при нашем менталитете), напоминающие «промышленные рубки» прошлого, что нашло даже отражение в решении Госсовета по лесному комплексу [12] и поручениях Президента уполномоченному федеральному органу исполнительной власти рассмотреть и решить вопрос об исключении таких рубок из применяемых на практике.

Решение отдельных организационных вопросов совершенствования нормативного обеспечения мероприятий ухода за лесами и качества их проведения

Научное обеспечение совершенствования нормативной (нормативно-правовой) базы ухода за лесами в современный период (90-х гг. XX в. - первые десятилетия XXI в.) осуществляется практически почти исключительно на основе анализа результатов исследований прошлых лет и литературных данных, в т.ч. зарубежных, разработок 70-80 гг. XX в., а также путем проведения исследований и сбора экспериментальных данных на опытных объектах, заложенных в прошлые исторические периоды, фрагментарно дополняемых участками производственных мероприятий, фактически случайно отобранных в огромной массе с более или менее приемлемыми характеристиками для реализации поставленных задач НИР.

Вероятно, самой ценной частью являются материалы, собранные на объектах опытных мероприятий (с известной историей), заложенных свыше 10-20 лет назад, в т.ч. филиалами ВНИИЛМ, а также другими НИИ и вузами.

Не утрачивают ценность многие разработки прошлых лет, полученные в результате основательных масштабных исследований, проведенных лабораторией лесоводства ВНИИЛМ совместно с лесными

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2015

85

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

опытными станциями, отраслевыми институтами и вузами практически на территории всей страны, особенно в период 70-80-х гг.

Определенную информацию об эффективных вариантах мероприятий ухода за лесами в отдельных регионах, а также и за рубежом можно получить из литературных источников, докладов и выступлений наших коллег, в т.ч. других стран, на конференциях и семинарах, совещаниях.

При всей ценности перечисленной информации и особенно натурных данных, собранных на объектах прошлого опыта, они не могут заменить объективные материалы современного эксперимента, опытных мероприятий ухода за лесами, которые не проводятся уже многие годы. К тому же информация, полученная из литературных источников, даже при ее надежной достоверности об эффективности определенных мероприятий в отдельных локальных, региональных условиях и за рубежом, не может использоваться непосредственно для разработки нормативной базы мероприятий ухода за лесами в разных регионах страны, в т.ч. по лесным районам и соответственно для введения их в Правила ухода за лесами (по существу, «заимствованных разработок») без опытной проверки, апробации в других конкретных условиях.

Еще большие отрицательные потенциальные последствия, вероятно, следуют из сложившегося положения с непроведением научных экспериментальных и опытных работ для будущего развития мероприятий ухода за лесами и лесоводства в целом, когда спустя уже небольшое время окажется, что обновляющаяся объектная база отсутствует уже на протяжении не одного десятка лет.

Необходимо срочно принять решение и восстанавливать экспериментальную базу лесоводства, поддерживая еще сохранившие ценность объекты и закладывать новые, соответствующие целям и задачам, которые ставят органы управления лесным хозяйством на федеральном и региональном уровнях.

Научный эксперимент должен быть планируемым и управляемым, что может

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

быть обеспечено только при наличии постоянно поддерживаемой в приемлемом состоянии и обновляющейся объектной базы НИР при выполнении институтом (в частности отделом лесоводства), лесными опытными станциями, в т.ч. в четкой координационной системе с другими научными, а также и образовательными учреждениями, многолетних исследований по базовым проектам продолжительностью 3-5 лет и более и специальным программам.

Эффективное совершенствование лесоводственных мероприятий, в первую очередь ухода за лесами по всем направлениям развития, возможно только с использованием указанных составляющих НИР, экспериментальных и опытных работ.

Совершенствование нормативноправовой базы и улучшение осуществления лесоводственных мероприятий, особенно таких сложных, как уход за лесами, может быть достигнуто в комплексе с решением организационных вопросов, в т.ч. обеспечения качественного выполнения их на практике квалифицированными исполнителями. Иначе самые лучшие, эффективные по содержанию виды и варианты мероприятий и технологий не будут адекватно реализовываться на практике со всеми вытекающими отрицательными последствиями.

Выполнение рубок ухода и других мероприятий ухода за лесами случайными исполнителями не гарантирует достижение цели и приводит и к отрицательным последствиям, что вполне возможно и вероятно при существующей системе организации ведения лесного хозяйства как на условиях аренды или постоянного (бессрочного) пользования, так и по контрактам на выполнение работ охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В связи с этим и в Правила ухода за лесами целесообразно ввести положение, определяющее, что практическое проведение мероприятий ухода за лесами может осуществляться только исполнителями, прошедшими обучение по специальным программам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, ответс-

86

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2015

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

твенным за установление Правил ухода за лесами, с проверкой качества выполнения работ исполнителями по каждому виду ухода за лесами. При этом осуществляется мониторинг качества проведения мероприятий ухода за лесами по каждому виду ухода с проверкой на основе учетных работ не менее одного участка в год при проведении мероприятий исполнителем не более чем на 100 га. Замена участков проверяемых видов ухода за лесами не допускается.

В целом, для улучшения условий научного обеспечения совершенствования (развития) лесоводственных мероприятий, в т.ч. ухода за лесами, экспериментальной разработки и опытной отработки новых вариантов мероприятий, технологий их осуществления, необходимы:

- объекты НИР, экспериментальных, опытных работ и освоения новых и заимствованных разработок на практике;

- законодательные и нормативные возможности и условия выполнения эксперимента, в т.ч. выходящего за рамки требований к мероприятиям (уже существующим) нормативно применяемым на конкретных объектах;

- возможности подготовки и реализации на основе научно обоснованных данных опытной проверки новой (или заимствованной) разработки и освоения ее вначале в опытных условиях до включения в нормативные документы, и широкого использования на практике.

Для быстрого эффективного освоения новых разработок, нормативных ма-

териалов по ним необходимо обучение на базе этих объектов не только студентов техникумов и вузов, но и ведение системного периодического повышения квалификации соответствующих специалистов.

Библиографический список

1. Морозов, Г.Ф. Избранные труды / Г.Ф. Морозов. Т. 1.

- М., 1970. - 460 с.

2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

3. Правила ухода за лесами - Приказ МПР РФ от 16.07.2007 № 185 об утверждении (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.08.2007 № 10069).

4. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов

- Приказ Рослесхоза от 14.12.2010 № 485 об утверждении (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2010 № 19474).

5. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях - Приказ МПР РФ от 16.07.2007 № 181 об утверждении (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.09.2007 № 10084).

6. Георгиевский, Н.П. Рубки ухода за лесом / Н.П. Георгиевский. - М.: Гослесбумиздат, 1957. - 142 с.

7. Давыдов, А.В. Рубки ухода за лесом / А.В. Давыдов.

- М.: Лесная пр-сть, 1971. - 180 с.

8. Атрохин, В.Г Формирование высокопродуктивных насаждений / В.Г. Атрохин. - М.: Лесная пр-сть, 1980.

- 232 с.

9. Сеннов, С.Н. Уход за лесом: Экологические основы / С.Н. Сеннов. - М., 1984. - 127 с.

10. ОСТ 56-108-98. Лесоводство. Термины и определения.

- М.: ВНИИЦлесресурс, 1999. - 57 с.

11. Перечень лесорастительных зон Российской Федерации и Перечень лесных районов Российской Федерации -Приказ Рослесхоза от 09.03.2011 № 61 об утверждении (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2011 № 20617).

12. О повышении эффективности лесного комплекса Российской Федерации. Решение заседания президиума Государственного совета 11 апреля 2013 года.

FOREST TREATMENT LEGAL REGULATIONS AND THEIR DEVELOPMENT Zheldak V.L, VNIILM, Dr.Sci. (Biol.); Sidorenkov V.M., VNIILM, Ph.D (Agricultural); Doroshenkova E.V., researcher VNIILM; Stepanova S.K., researcher VNIILM

forestvniilm@yandex.ru

All-Russian Research Institute for Silviculture and Mechanization of Forestry (VNIILM), 141202, Moscow region, Pushkino,

Institutskaya str. 15

The relevance of the development of the forest treatment legal regulations is based on a set of reasons once existing and established again at the turn of XX-XXI centuries. These reasons include the escalation of traditional requirements of regional resource use andforest regeneration intensification with significant (priority) growth of forest use requirements for environmental reasons and thus the growing importance of the forest treatment legal regulations that along with forest regeneration are a key set of forest regeneration events andforest management and use as a whole. The analysis of the forest treatment regulations fixed at legal regulatory documents and their comparison with the historically and scientifically accumulated research findings in the given area of forestry shaped a set of issues to be faced urgently to develop the forest treatment legal regulations. Certain proposals to their solution in order to achieve specific targets for significant improvement offorest management and

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2015

87

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

use, forest conditions, to raise their resistance, productivity and otherfavourable features have been developed and presented. Meanwhile it has been found that within forest treatment legal regulations developmentforest treatment guidelines shouldfully present the provisions reflecting forest treatment specifics by forest types and protective forest categories with regard to and in interaction with the corresponding specifics of forest conservation, protection, use and regeneration in other documents adopted under the Forest Code requirements. For the implementation of the proposals and overall forest treatment operation development using modern information and technical hardware for their development and wide practical efficient performance a set of organizational issues should be addressed including legal and real provision of long-term target studies with projects, reconstruction of research facility base, sites for experimental and pilot operations representing the whole diversity of national forests.

Keywords: silviculture, standards, requirements, forest treatment, forest regeneration, thinning, argoforestal and other operations, resistance, forest productivity.

References

1. Morozov G.F. Izbrannye trudy [Selected Works]. T. 1, M., 1970, 460 p.

2. Lesnoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 04.12.2006 N200-FZ [Forest code of Russian Federation от 04.12.2006 N 200-FZ].

3. Pravila ukhoda za lesami, PrikazMPR RF ot 16.07.2007N185 ob utverzhdenii [Regulations of forest tending, Order of MPR RF from 16.07.2007 N 185 on approval] (Zaregistrirovano v Minyuste RF 29.08.2007N10069) [Registered in the Ministry of Justice of RF on 29.08.2007 N 10069].

4. Osobennosti ispol’zovaniya, okhrany, zashchity, vosproizvodstva lesov, raspolozhennykh v vodookhrannykh zonakh, lesov, vypolnyayushchikh funktsii zashchity prirodnykh i inykh ob»ektov, tsennykh lesov, a takzhe lesov, raspolozhennykh na osobo zashchitnykh uchastkakh lesov, Prikaz Rosleskhoza ot 14.12.2010 № 485 ob utverzhdenii [Features of usage, tending, protection, reforestation for forests located in water protection zone, forest performing functions of protecting nature and other sites, valuable forests, also for forests located on specially protected forest areas, Order of Federal Forest Agency from 14.12.2010 № 485 approval] (Zaregistrirovano v Minyuste RF 30.12.2010 № 19474) [registered in Ministry of Justice of the Russian Federation 30.12.2010 № 19474].

5. Osobennosti ispol’zovaniya, okhrany, zashchity, vosproizvodstva lesov, raspolozhennykh na osobo okhranyaemykh prirodnykh territoriyakh, Prikaz MPR RF ot 16.07.2007 № 181 ob utverzhdenii [Features of usage, tending, protection, reforestation for forests, located on specially protected natural areas, Order of MPR RF from от 16.07.2007 № 181 approval] (Zaregistrirovano v Minyuste RF 03.09.2007 № 10084) [registered in Ministry of Justice of the Russian Federation 03.09.2007 № 10084].

6. Georgievskiy N.P Rubki ukhoda za lesom [Cleanning cutting of forests]. Moscow: Goslesbumizdat, 1957, 142 p.

7. Davydov A.V Rubki ukhoda za lesom [Cleanning cutting of forests] Moscow: Lesnayapromyshlennost’ [Forest industry], 1971,

180 p.

8. Atrokhin V.G. Formirovanie vysokoproduktivnykh nasazhdeniy [Forming of highly productive plantation]. Moscow: Lesnaya promyshlennost’ [Forest industry], 1980. 232 p.

9. Sennov S.N. Ukhodza lesom: Ekologicheskie osnovy [Forest management: Ecological bases]. Moscow, 1984. 127 p.

10. OST56-108-98.Lesovodstvo. Terminy iopredeleniya [OST 56-108-98. Forestry. Terms and definitions]. Moscow: VNIITslesresurs, 1999. 57 p.

11. Perechen ’ lesorastitel’nykh zon Rossiyskoy Federatsii i Perechen ’ lesnykh rayonov Rossiyskoy Federatsii, Prikaz Rosleskhoza ot 09.03.2011 № 61 ob utverzhdenii [The list of silvicultural areas of the Russian Federation and the list of forest areas of the Russian Federation, Order of Federal Forest Agency from 09.03.2011 № 61 approval] (Zaregistrirovano v Minyuste RF28.04.2011 № 20617) [registered in Ministry of Justice of the Russian Federation 28.04.2011 № 20617].

12. «O povyshenii effektivnosti lesnogo kompleksa Rossiyskoy Federatsii», Reshenie zasedaniya prezidiuma Gosudarstvennogo soveta 11 aprelya 2013 goda [«On improving the efficiency of the forest sector in the Russian Federation», The decision of the Presidium of the State Council on 11 April 2013].

88

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.