8. Federal'nyj zakon ot 01.12.2014 № 409-FZ «O vnesenii v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'yu 13 Federal'nogo zakona "O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii" izmenenij, svyazannyh s osobennostyami regulirovaniya truda rabotnikov, yavlyayushchihsya inostrannymi grazhdanami ili licami bez grazhdanstva» II Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 49 (chast' VI). St.6918.
9. Federal'nyj zakon ot 22.12.2014 № 443-FZ «O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii i Federal'nyj zakon "O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tekhnicheskoj politike" v chasti sovershenstvovaniya mekhanizmov regulirovaniya truda nauchnyh rabotnikov, rukovoditelej nauchnyh organizacij, ih zamestitelej» //Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 52 (chast' 1). St.7554.
10. Federal'nyj zakon ot 05.05.2014 № 116-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 19. St.2321.
11. Federal'nyj zakon ot 03.07.2016 № 348-FZ «O vnesenii izmeneniya v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii v chasti osobennostej regulirovaniya truda lic, rabotayushchih u rabotodatelej - sub"ektov malogo predprinimatel'stva, kotorye otneseny k mikropredpriyatiyam» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2016. №27 (chast' P). St.4281.
12. Petrov A.YA. Otvetstvennost' po rossijskomu trudovomu zakonodatel'stvu: voprosy sovershenstvovaniya TK RF // Rossijskaya yusticiya. - 2015. - № 8. - S. 25 - 28.
АДРИАНОВСКАЯ ТАТЬЯНА ЛЕОНИДОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного, трудового и экологического права, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т.Трубилина/
БАЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия.
ADRIANOVSKAYA, TATIANA L. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Land, Labor and Environmental Law, Kuban State Agrarian University named after. I.T. Trubilin ([email protected])
BAEVA, SVETLANA S. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of State and Legal Disciplines, North-Caucasian Branch of the Russian State University of Justice ([email protected])
УДК 369.01
ЯРЫЧЕВ Н.У.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Ключевые слова: государство, общество, закон, социальная защита, население, право, конституция, федеральный закон.
Конституционно-правовая законодательная основа и международные пакты о свободах и правах человека являются фундаментом построения системы социальной защиты граждан. В этой связи предпринята попытка обоснования нормативно-правовых основ обеспечения системы социальной защиты населения в Российской Федерации. В Российской Федерации существовало бессистемное и противоречивое нормативное и правовое социальное обеспечение населения. Данная социальная система не соответствовала уровню развития государства и нормам международной практической деятельности. Нормативный и правовой характер противоречий обусловил необходимость периодически совершенствовать и конкретизировать правовой механизм по мере того, как менялось макроэкономическое положение.
YARYCHIV, N.U.
REGULATORY SUPPORT OF THE SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION
OF THE POPULATION
Keywords: state, society, the law, social protection, population, law, the Constitution, Federal law.
The constitutional legal framework and international covenants on freedoms and human rights are the Foundation of building the system of social protection of citizens. In this regard, we have attempted to justify the legal and regulatory framework ensure that the system of social protection of the population in the Russian Federation. In the Russian Federation there was an unsystematic and contradictory normative and legal social security of the population. This social system did not correspond to the level of development of the state and the norms of international practical activity. The normative and legal nature of the contradictions caused the need to periodically improve and specify the legal mechanism as the macroeconomic situation changed.
Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических, экономических, социально-культурных правах устанавливают права граждан на осуществление своих жизненных интересов. Эти документы гарантируют право на жизнь, неприкосновенность личности, социальную защиту, свободу мысли и убеждений, образование и защиту социального положения. Установление прав, свобод и обязанностей граждан является необходимым условием эффективного функционирования общества. Оно подчинено культурно-материальным и духовным нормам общества.
Ключевые свободы и права граждан страны юридически закреплены в основном Законе государства - Конституции, которая провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на формирование благоприятных условий для обеспечения достойной жизни и развития граждан. Под охраной законов в России также находится здоровье, установление минимальной оплаты труда, защита материнства и детства, лиц пенсионного возраста. В государстве происходит формирование и развитие системы социальных служб, а также установление государственных пенсий, пособий и иных социальных выплат.
Статья 38 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому индивиду социальную помощь в случае рисковых жизненных ситуаций, к которым относится болезнь, инвалидность, утрата кормильца. Также данная статья устанавливает пособия и пенсионное обеспечение. 39 статья основного закона государства гарантирует социальную защиту каждому гражданину при наступлении кризисных жизненных условий: нетрудоспособности и воспитания детей в различных ситуациях. Конституция возлагает на государство обязанности по формированию благоприятных условий для получения гражданами социальной поддержки [1].
Согласно Основному закону государства, к средствам реализации данного права граждан относится осуществление следующих мероприятий:
1) формирование фондов, которые выступают источником финансирования социальных программ поддержки;
2) принятие законов общегосударственного значения, гарантирующих соблюдение прав граждан на социальную защиту.
В развитие законодательных актов был принят закон об основах социального обслуживания в РФ от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «О социальном обслуживании граждан в Российской федерации. Данный закон принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года и вступил в силу 1 января 2015 года. Закон заменил старые законы от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», которые, соответственно, с 1 января 2015 года утратили силу.
В соответствии с новым законом, в сфере социального обслуживания населения сделан акцент на профилактику и индивидуальный подход. В законе прописаны принципы, порядок и условия предоставления, а также содержание и состав социальных услуг. «Определены основания для признания граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности и социального функционирования лица. Например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; внутрисемейные конфликты; насилие в семье; беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию» [2]. Данный закон является ключевым в сфере защиты социальных прав населения. Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закрепляется фундамент нормативно-правового регулирования социальной сферы. Установлены такие принципы социальной защиты граждан: гуманность, доступность, добровольность, адресность, приоритетность, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. - это кодификационный закон, который регулирует нормы и правила общественных отношений. В данных основах закреплены ключевые термины и понятия здоровья граждан, а также фундаментальные принципы охраны здоровья в стране. Законодательство в отдельном порядке предусматривает право на охрану здоровья матерей, членов семей, пенсионеров, инвалидов, беременных женщин, несовершеннолетних лиц, военнослужащих.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» также стал кодификационным и закрепил систему пособий, адресованных лицам, имеющим детей. Данная система пособий включает:
- пособие по беременности и родам женщине,
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
- пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье;
- пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет;
- ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет.
В дальнейшем в специальных постановлениях были установлены дополнения к этому закону, касавшиеся изменения размера социальных выплат.
К перечисленным выше двум кодификационным законам в 1999 году добавился Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», закрепивший ключевые принципы обязательного социального страхования. Он также устанавливал следующие важные моменты:
- виды социальных рисков,
- страховые случаи,
- виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию,
- права и обязанности субъектов обязательного социального страхования» [3].
Социальные пособия нуждающимся лицам выплачиваются на основании Закона РФ
«О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», а также закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996г. Закон устанавливает организационно-экономические и правовые основы политики государства, относящейся к реализации прав граждан, гарантированных Конституцией.
Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулируют пенсионное обеспечение граждан.
Социальная помощь оказывается, принимая во внимание личные потребности граждан. В стране введены в действие нормативные и правовые акты, регламентирующие социальную поддержку лиц.
Различные социальные программы осуществляют целевое направление финансовых средств на социальные нужды, что позволяет достигать целей государства. Сегодня в России работают социальные программы:
- Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»;
- Президентская программа «Молодежь России»;
- Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, которые подлежат увольнению, в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в места их компактного проживания;
- Федеральная миграционная программа.
Конституция, являющаяся основным законом государства, нормативные и правовые акты, которые конкретизируют социальные права, свободы и обязанности в совокупности составляют правовую среду для функционирования и реализации социального механизма защиты граждан. Работоспособность данного механизма имеет отношение к деятельности людей и определяется их добропорядочностью, компетентностью, профессионализмом, а также многими другими качествами.
Равнодушие, с которым нередко сталкиваются люди, оформляя различные социальные пособия и их собственная юридическая некомпетентность, нередко становятся причиной несрабатывания механизма социальной защиты.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что необходима разработка нового подхода к социальной защите населения в Российской Федерации. Для устойчивого развития
государства требуется разработка действенного механизма социальной защиты и поддержки. Поэтому задача исследования отечественной практики по этому вопросу является чрезвычайно актуальной в современных условиях.
Социальная защита касается сферы особой важности для граждан страны. Качественные и количественные характеристики социальной поддержки являются отражением социально-экономического развития государства. Мировое сообщество признало, что все население мира имеет право на социальную защиту, и поэтому задачей каждого государства является обеспечение нормального жизненного уровня для людей, который даст им возможность удовлетворения физиологических и социально-духовных потребностей.
Система отношений в обществе ощутила глубокую трансформацию, поэтому социальное законодательство также претерпело ряд изменений. Впервые совокупность норм, которые определяют деятельность государства по социальной защите населения, обозначило постановление Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье» (1991 г.). В последующие годы социальное законодательство претерпело ряд изменений, что стало следствием отражения позиции общественных объединений и политиков. Результатом реформирования системы социальной защиты стало принятие Конституции страны и соответствующих законодательных норм. Эти государственные акты установили переход к современной европейской системе социальной защиты населения. Данная система - это государственная сфера, в которую включаются органы власти и учреждения, обеспечивающие защиту населения. Конституция и законы Российской Федерации поставили перед государством важные задачи, реализация которых осуществляется в двух аспектах:
1) путем реализации прав, предоставляемых Конституцией, а также государственных социальных гарантий, касающихся жизнеобеспечения;
2) путем формирования благоприятных условий для развития человеком своих ресурсных способностей и возможностей, которые направлены на самообеспечение.
В середине 90-х годов в стране был заложен фундамент регулирования социального и экономического положения людей, требующих защиты. Законодательными актами были установлены основы нормативного и правового регулирования в сфере социальной защиты и предоставления гарантий государства. Национальная программа социальных реформ на период 1996-2000 годов стала знаковым событием в жизни государства, так как с ее принятием кардинально изменилась система социальной защиты. Данная программа способствовала совершенствованию социальных гарантий государства. С помощью программы удалось развить новые социальные технологии, направленные на поддержку семей, имеющих детей, была учреждена сеть специализированных организаций социального обслуживания, значительно увеличен объем и перечень социальных услуг. Впоследствии были сформированы современные элементы социальной инфраструктуры, а также созданы организации, занимающиеся социальным обслуживанием населения. Реорганизация принципов социальной защиты производилась на основе учета приоритета предоставления каждому индивиду гарантий его социального обеспечения. Для реализации новой социальной политики была разработана современная нормативно-правовая база. В частности был принят федеральный закон «О государственной социальной помощи», установивший организационно-правовые основы предоставления социальной помощи нуждающимся в защите категориям населения. В дальнейшем было разработано и принято законодательство о социальной помощи, в которое вошел федеральный закон «О государственной социальной помощи», Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», а также другие нормативно-правовые акты федерального и регионального значения [4].
Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлена правовая основа для расчета прожиточного минимума, а также его учета при предоставлении социальной помощи и иные меры защиты. Этими законами была заложена основа для правового применения прожиточного минимума для реализации мер социальной
поддержки. Данные законы обусловили принятие нескольких норм по социальной защите граждан.
Для регионального развития принятые законы также были важны, так как каждый субъект сам разрабатывал социальные нормативы и применял при этом различные методики расчета качества жизни граждан, а также минимального прожиточного бюджета. Субъекты разработали свою нормативную базу, касающуюся социальной поддержки граждан, и тем самым упорядочили процесс в этой сфере.
В обществе стало иметь место сужение способности к самообеспечению многих индивидов, это привело к возникновению многочисленных норм, направленных на социальную поддержку малообеспеченных граждан, к которым относятся лица пенсионного возраста, семьи с детьми и инвалиды.
Нормативные документы в области социальной защиты были разработаны по единому образцу и предоставляли право жителям регионов получать разовую или постоянную помощь. Помощь положена тем лицам, чей совокупный душевой доход семьи ниже установленного в регионе минимума. Таким образом, помощь получили субъекты, которые стали малообеспеченными в силу сложившихся жизненных обстоятельств. Ряд законов ограничивает перечень лиц, которым положена социальная помощь от государства. Новое социальное законодательство имело очевидные достоинства, но стоит отметить, что оно отставало от норм, действующих в передовых странах мира. Многие законодательные акты были декларативны и отсылали к еще не принятым нормативным документам, поэтому их прямое действие не осуществлялось. Эта негативная практика способствовала снижению уровня социальной защиты населения и уменьшала эффективность развития данной отрасли.
Исходя из вышеперечисленных недостатков существующего социального законодательства, можно заключить, что стране был нужен современный механизм регулирования социальной сферы. Данный механизм обеспечил бы баланс федерального и регионального законодательства и устранил бы противоречия между ними. Для внедрения этого механизма требовалось активно привлекать такие уровни социальной защиты граждан:
- федеральный;
- региональный;
- местный.
Каждому уровню социальной защиты предстояло определить цели, задачи, обязанности, а также механизм реализации. Предстояла большая и сложная работа по созданию усовершенствованного механизма социальной защиты. Значительно ускорило данный процесс внесение поправок в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Данный закон, наряду с Конституцией, регулирует организационно-правовые и экономические основы устройства местного самоуправления в стране, а также устанавливает гарантии его внедрения. Таким образом, можно заключить, что социальная защита граждан не находится больше в ведении органов местного самоуправления. Региональные структуры власти взяли на себя обязанности по обеспечению основной социальной нагрузки.
Предназначением социального законодательства стала конкретизация положений Конституции Российской Федерации в сфере социальной поддержки. Однако до настоящего времени далеко не все поставленные задачи решены. Социальное законодательство встретило препятствие в виде отсутствия реального финансирования. Большая часть федеральных законов не могла быть исполнена в силу того, что просто не хватало финансовых ресурсов [5]. Серьезно тормозили создание новой системы социального обеспечения противоречия, сложившиеся в нормативно-правовом поле. Прежде всего, это касалось разграничения обязанностей в сфере социальной поддержки. Понятие «органы государственной власти» трактовалось в законодательстве обобщенно и поверхностно, так как отсутствовало выделение федерального и субфедерального уровней. Было не регламентировано оказание различных видов социальной поддержки, обязанности каждого уровня власти не были четко прописаны. Четкого установления величины социальных услуг
и социальной поддержки, а также качества обслуживания законодательно не было установлено, социальные гарантии реализовывались не в полной мере.
Совместную деятельность в области социальной защиты нужно было согласовать, так как некоторые направления находились в совместном ведении федеральных и региональных органов власти.
Планировались серьезным образом преобразовать осуществление социальной политики на всех уровнях власти посредством принятия усовершенствованных нормативно-правовых актов. Совершенствование предоставления социальной защиты населению необходимо для минимизации количества конфликтных ситуаций, вызванных противоречиями устаревших и новых правовых норм. В современных условиях требований разделения полномочий системы социальной помощи, которая формируется, существовала потребность уточнить правовое поле.
В Российской Федерации существовало бессистемное и противоречивое нормативное и правовое социальное обеспечение населения. Данная социальная система не соответствовала уровню развития государства и нормам международной практической деятельности. Нормативный и правовой характер противоречий обусловил необходимость периодически совершенствовать и конкретизировать правовой механизм по мере того, как менялось макроэкономическое положение. Была проведена большая работа по разработке действенного механизма социальной защиты граждан, но много еще предстоит сделать для регулирования этого процесса на местах.
Литература и источники
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 7007.
3. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. 1999. №29.
4. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4. Ст. 3699.
5. Замараева З.П. Социальная защита: учебное пособие. 2009. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/378/77378/58467?p_page= 11 (дата обращения: 28.06.2017.)
References and Sources
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12.12.1993 (red. ot 21.07.2014) II Sobranie zakonodatel'stva RF. 2009. № 4. St. 4398.
2. Federal'nyj zakon ot 28.12.2013 № 442-FZ (red. ot 21.07.2014) «Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossijskoj Federacii» II Sobranie zakonodatel'stva RF. 2009. № 4. St. 7007.
3. Federal'nyj zakon ot 16.07.1999 №165-FZ «Ob osnovah obyazatel'nogo social'nogo strahovaniya» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1999. №29.
4. Federal'nyj zakon ot 17.07.1999 № 178-FZ (red. ot 01.07.2017) «O gosudarstvennoj social'noj pomoshchi» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 26.01.2009, № 4. St. 3699.
5. Zamaraeva Z.P. Social'naya zashchita: uchebnoe posobie. 2009. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/378/77378/58467?p_page=11 (data obrashcheniya: 28.06.2017.)
ЯРЫЧЕВ НАСРУДИ УВАЙСОВИЧ - доктор педагогических наук, кандидат философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы, Чеченский государственный университет ([email protected]) YARYCHIV, NASRUDI U. - Doctor of Pedagogy, Ph.D. in Philosophy, Professor, Head of Department of theory and technology of social work, Chechen state University ([email protected]).
УДК 343.263.8
НАГДАЛИЕВ Х.З.
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕДАЧИ ОСУЖДЕННЫХ В ЕВРОПЕ
Ключевые слова: приговор, осужденное лицо, государство вынесения приговора, государство исполнения приговора, амнистия, помилование, двойная криминальность (вменение), Европейский союз, Совет Европы.
Основными задачами процедуры передачи осужденных лиц, как одной из форм сотрудничества государств в борьбе с преступностью, являются не только пресечение и предупреждение преступности, но также, главным образом, социальная реабилитация самих осужденных. Успешное возвращение этих лиц к нормальной жизни происходит на территории государства своего гражданства. Важно правильное применение данной процедуры.