Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение развития системы общего образования Кабардино-Балкарской республики с 1992 по 2011 гг'

Нормативно-правовое обеспечение развития системы общего образования Кабардино-Балкарской республики с 1992 по 2011 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусмамбетова Л. А.

В статье рассмотрено становление нормативно-правовой базы системы общего образования Кабардино-Балкарской республики в период с 1992 по 2011 гг. как условия перехода от реформ к модернизации и инновационному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение развития системы общего образования Кабардино-Балкарской республики с 1992 по 2011 гг»

рых осуществляется теоретическое обобщение содержания историко-педа-гогического процесса в рамках предмета исследования. Как правило, этот инструмент историку педагогики приходится разрабатывать самостоятельно в связи с уникальностью предмета исследования.

Третья группа инструментов историко-педагогического исследования состоит из способов представления теоретического и практического опыта ушедшего времени как целостного продукта (концепции, теории, педагогической системы, технологии и т.п.). Эти инструменты должны гарантировать получение результата, обладающего эвристическим потенциалом для решения современных научных и практических проблем. Их также иногда приходится разрабатывать самостоятельно, если никем ранее не была предложена концептуальная схема соответствующего научного продукта.

Выстроенный таким образом индивидуальный исследовательский инструментарий позволит исследователю получить значимые результаты, вносящие вклад не только в историю педагогики, но и в современную педагогическую теорию и практику, а иногда - и в общенаучный методологический фонд.

Список литературы:

1. Белкин А.С. Актуальные понятия современной педагогики // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 44-60.

2. Бобрышов С.В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория. - Ставрополь, 2006. - 300 с.

3. Историко-педагогическая ретроспектива теории и практики образования / Под ред. Г.Б. Корнетова. - М., 2007. - 264 с.

4. Новиков А., Новиков Д. Методология. - М., 2007. - 241 с.

5. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М., 1997. - 444 с.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ С 1992 ПО 2011 ГГ.

© Урусмамбетова Л.А.*

Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик

В статье рассмотрено становление нормативно-правовой базы системы общего образования Кабардино-Балкарской республики в период с 1992 по 2011 гг. как условия перехода от реформ к модернизации и инновационному развитию.

* Аспирант.

Развитие общества диктует изменения системы образования как социального института. Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Под системой образования в Российской Федерации подразумевается совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. В соответствии с экономическими, политическими и социальными преобразованиями в государстве, в период с 1992 по 2011 гг. в образовании были произведены системные реформы, под которыми подразумевается переустройство образования, направленное на качественное изменение основ системы. Анализ становления нормативно-правовой базы в образовании позволяет проследить воздействие системных реформ на каждый компонент системы и показывает путь изменений развития в соответствии с потребностями общества от реформ к модернизации и инновационному развитию.

Система общего образования Кабардино-Балкарской республики в период с 1992 по 2011 годы интенсивно развивалась, и была основана на становлении нового законодательства, фундаментом, которого стало принятие в 1992 году Закона «Об образовании» РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 [1]. В данном законе регламентировались принципы и понятия государственной политики, вопросы управления и экономики системы образования; социальные гарантии реализации прав граждан на образование и международная деятельность в области образования.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «Об образовании», которая регламентировала вопросы законодательства субъектов Российской Федерации в области образования, в 1994 г. был принят Закон КБР «Об образовании» [2]. от 22.07.1994 № 4-НР, который регламентировал экономические, социальные и правовые основы сферы образования Кабардино-Балкарской Республики в составе федеральной системы образования.

Результатом изменения образовательной стратегии стало развитие принципа федерального и регионального (национально-регионального) компонентов. Развитию данного направления способствовала ст. 6 Закона «Об образовании» РФ, о языках обучения, по которому граждане Российской Федерации получили право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. С учетом всех обстоятельств, вскоре был принят Закон КБР «О языках народов КБР» № 1-НР от 16.01.1995 г., в котором государственными объявлялись три языка (кабардинский, балкар-

ский и русский). Внедрение новой языковой стратегии рассматривалась как часть гуманитаризации образования в условиях полиэтнической среды. Для успешной реализации новой языковой стратегии в образовании необходимо было решить проблему представленности культур в сфере образования. С учетом этих обстоятельств в гуманитарный блок образования были введены предметы «Родной язык», «Родная литература», «История КБР», «География КБР» и «Культура народов КБР».

В Законе «Об образовании» РФ было заложено, что организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом [1, гл. 1, ст. 1]. В компетенции субъектов РФ находится разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей (гл. 3, ст. 29). В этой связи в 1997 г. была принята первая Программа «Развитие образования в Кабардино-Балкарской республике на 1996-2001 годы». В данном документе были заложены принципы изменения инфраструктуры сети образовательных учреждений (появление НШДС, лицеев, гимназий, учреждений разных форм собственности); становления профильного обучения, внедрения новых информационных технологий в школах; развития ресурсного обеспечения системы общего образования Кабардино-Балкарской республики; стимулирования целевым бюджетным финансированием ключевых направлений развития образования и его социальную защиту, поддержки одаренных детей, организации обучения детей-инвалидов; преодоления разрыва между образованием в городе и селе; проведения работы по части поиска и поддержки молодых талантов и др.

Развитию данных принципов способствовали специальные законодательные акты по увеличению продолжительности оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 3 -х лет и мероприятия принятой в 2000 г. республиканской целевых программ «Дети КБР» и «Дети XXI века».

Развитие нормативной базы в период с 1992 по 2001 гг. позволило провести в жизнь принципы государственной политики в сфере образования, зафиксированные в Конституциях Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, Законах РФ и КБР «Об образовании». Результатом стало создание единой образовательной системы республики, предусматривающей переход к многообразному и непрерывному образованию, охватывающему всю активную жизнь человека (дошкольное-послевузовское образование).

Основным нормативным документом, определяющим развитие системы общего образования в период с 2002 по 2006 гг. в Кабардино-Балкарской республике стал Закон «Об утверждении Программы «Развитие образования в Кабардино-Балкарской республике на 2002-2006 годы» от 14.01.2003 г. № 7-РЗ. При реализации Программы были достигнуты условия для равного

доступа граждан на получение качественного образования всех уровней и ступеней, способствующего их духовному, физическому и интеллектуальному развитию; обеспечения соответствующего уровня содержания образования, организационных форм, педагогических методов и технологий; создания современной информационно-образовательной среды; формирования и реализация экономических механизмов, обеспечивающих систему образования финансовыми, материально-техническими, информационными ресурсами и др.

Реализации положения Программы развития образования по созданию информационно-образовательной среды способствовало принятие ряда Постановлений Правительства КБР «О дальнейших мерах по информатизации системы образования Кабардино-Балкарской республики» от 26 декабря 2003 года № 372-пп, «О комплексе мероприятий по реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» от 25.02.2005 № 24-пп и «Развитие единой образовательной среды» на территории Кабардино-Балкарской республики от 08.05.2003 N 140-1III. основной целью которых являлось проведение комплекса мероприятий по информатизации экономики и социальной сферы; создание системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров и пользователей в сфере ИКТ; повышение уровня доступности информации в Кабардино-Балкарской Республике.

В целях повышения качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров системы образования, экономики и социальной сферы республики Правительство КБР приняло Постановление «О мероприятиях по развитию непрерывного педагогического и дополнительного профессионального образования» от 26 декабря 2003 г. N 371-ПП, которое соответствовало целям Концепции модернизации российского образования до 2010 года и перспективным потребностям развития личности, общества и государства.

Развитию нормативной базы КБР в сторону модернизации образования способствовало принятие Распоряжения Правительства КБР «О координационном плане действий по обеспечению условий для реализации в Кабардино-Балкарской республике приоритетных направлений модернизации российского образования». Принятие данных нормативных документов в Кабардино-Балкарской республике повлияло на изменение стратегических направлений государственной политики в образовании в направлении обеспечения доступности качественных образовательных услуг путем внедрения в образовательный процесс федерального компонента государственного стандарта, участия республиканской системы образования в ЕГЭ, нормативно-правового, финансового, информационного, кадрового, научно-методического обеспечения образовательного процесса, мониторинга качества образования и повышения квалификации кадров.

Инновационное развитие системы общего образования Кабардино-Балкарской республики в период с 2007 по 2011 гг. основано на появлении проектного подхода к развитию системы общего образования республики. Республика стала активной участницей Национальных проектов «Образова-

ние», Комплексного проекта модернизации образования и президентской инициативы «Наша новая школа». В этот период стратегическими направлениями развития системы образования стал переход на новую систему оплаты труда, нормативно-подушевое финансирование, создание инструментария реализации республиканской системы оценки качества образования, развитие сети образовательных учреждений, внедрение государственно-общественного управления образованием, создание современной материально-технической базы в учреждениях образования, развитие коррекционного образования и поддержки талантливых детей, модернизация системы повышения квалификации. Реализации основных направлений проектов способствовали республиканские Законы о целевых Программах развития образования («Модернизация учебной книги на национальных языках на 2007-2011 годы» от 21.11.07 г. N 83-РЗ и «Развитие образования в Кабардино-Балкарской республике на 2007-2011 годы» от 25.10.07 г. N 85-РЗ) и Постановления Правительства КБР («О денежном поощрении лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» от 6 апреля 2009 г. N 86-пп, «О комплексном проекте модернизации образования Кабардино-Балкарской республики в рамках приоритетного национального проекта «Образование» от 3 марта 2008 г. N 42-пп, «О распределении субсидий, поступивших из федерального бюджета на внедрение комплексного проекта модернизации образования Кабардино-Балкарской республики в 2009 году» от 30 апреля 2009 г. N 111-пп, «О плане действий по модернизации общего образования в Кабардино-Балкарской Республике, направленном на дальнейшую реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 28.09.2010 г. № 194-ПП, «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию правового положения государственных учреждений Кабардино-Балкарской Республики» от 18 ноября 2010 г. N 473-рп) и др.

Стратегические направления изменений затронули региональную систему оценки качества образования; сеть и инфраструктуру общеобразовательных учреждений республики; содержание и технологии национального аспекта образования путем введения новых элективных курсов и модернизации учебно-методических комплектов на национальных языках; управление образованием, ресурсное обеспечение и финансирование, способствующее созданию условий обучения соответствующих современным требованиям. В целом развитие нормативной базы Кабардино-Балкарской республики на протяжении периода с 1992 по 2011 гг. способствовало адаптации системы общего образования к внешним условиям в направлении от реформ к модернизации и инновационному развитию.

Список литературы:

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании: от 10.07.92 г. № 3266-1 [ред. от 18.07.2011] [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». -М., 2011. - Загл. с экрана.

2. Республика Кабардино-Балкария. Законы. Об образовании: от 22.07.94 № 4-НР [ред. от 18.05.2011] [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантП-люс». - М., 2011. - Загл. с экрана.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПЕРИОД С 1992 ПО 2011 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ СМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ)

© Урусмамбетова Л.А.*

Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик

В статье рассмотрено развитие системы общего образования Кабардино-Балкарской республики в период с 1992 по 2011 гг. (на примере смены образовательных стандартов) как условия перехода от реформ к модернизации и инновационному развитию.

Проблемы формирования и реализации образовательной государственной политики приобрели особую актуальность на рубеже XX и XXI вв., когда ведущей идеей ее развития стала модернизация образования. Основным документом, определявшим концептуальные подходы к совершенствованию образования на современном этапе после принятия в 1992 году «Закона об образовании РФ» являлась «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» [1], в которой были выделены и четко сформулированы закономерности и характерные особенности процесса модернизации, направленные на создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства. На современном этапе концепция модернизации развивается посредством реализации национального проекта «Образование», Комплексного проекта модернизации образования и инициативы «Наша новая школа».

В соответствии с поставленной задачей в период с 1992 по 2011 гг. в образовании были произведены системные реформы, под которыми подразумевается переустройство, направленное на качественное изменение основ системы и включающее коренные изменения форм и условий функционирования общего образования. Ключевые принципы системных реформ образования, которые заключались в демократизации, регионализации образовательных систем, многовариантности и многоукладности образования, учете

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.