А.В. Тодосийчук
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
Ключевые слова: наука; инновации; научные работники; научные организации; нормативно-правовое обеспечение; финансирование.
Keywords: science; innovations; science stuff; science institutes; science law; funding.
Аннотация: В данной статье основное внимание сконцентрировано на законодательном обеспечении научной, научно-технической и инновационной деятельности, результаты которой формируют «интеллектуальный капитал» страны. Его использование позволяет повысить эффективность общественного производства и достичь высокого уровня социально-экономического развития.
Abstract: This article mainly focuses on the legislative provision of scientific, technical and innovative activity, the results of which form the intellectual capital of the country. The use of this capital can improve the efficiency of social production and leads to high level of socio-economic development.
Наука является сложной динамической и стохастической системой, имеющей входные и выходные характеристики (параметры). Для такой системы изменение значений параметров входа сказывается на динамике параметров выхода через некоторый временной лаг. Модель развития науки представлена в табл. 1.
От качества параметров входа системы «наука» зависит качество параметров состояния (научно-технического потенциала страны), от которого, в свою очередь, зависит результативность научной и научно-технической деятельности, востребованность полученных результатов инновационным сектором экономики.
Таблица 1
Модель развития науки
Параметры входа Параметры состояния Параметры выхода
1. Государственное регулирование науки и экономики, основанное на нормативно-правовом обеспечении. 2. Объем и структура внутренних затрат на НИОКР (по видам и статьям расходов) из различных источников финансирования. 3. Налоги и кредиты, регулирующие и стимулирующие научную и инновационную деятельность. 1. Количество и структура организаций, выполняющих НИОКР. 2. Численность и структура персонала, занятого выполнением НИОКР. 3. Стоимость и структура основных фондов и нематериальных активов организаций, выполняющих НИОКР. 4. Система организации, планирования и управления проектами НИОКР. Количество и научно-технический уровень (новизна) результатов научной и научно-технической деятельности, обеспечивающих поступательное развитие науки и потребности хозяйственной практики.
Анализ параметров входа системы «российская наука»
Одним из важнейших параметров входа системы «наука» является нормативно-правовое обеспечение (законы, указы президента и постановления правительства страны, приказы министерств и ведомств и др.). Перспективы развития науки во многом определяются качеством нормативно-правового обеспечения, регулирующего и стимулирующего научную, научно-техническую и инновационную деятельность.
В данной статье основное внимание будет сконцентрировано на федеральном законодательстве в области науки и инноваций. Основным нормативным правовым актом, регулирующим научную и (или) научно-техническую деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ (далее -Закон № 127-ФЗ) [6]. Закон № 127-ФЗ регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности. Он определяет основные цели и задачи государственной научно-технической политики, полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики.
Направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Российской Федерации на основе специального доклада Правительства Российской Федерации.
С момента его принятия к настоящему времени в Закон № 127-ФЗ было внесено 32 изменения. Отметим наиболее важные из них.
Для повышения качества и объективности проведения экспертиз при подготовке проектов решений в области науки и техники, а также на основе конкурсов к выполнению научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, органы государственной власти Российской Федерации могут привлекать на добровольной основе общественные объединения научных работников.
В соответствии с Федеральными законами от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 04.12.2006 № 202-ФЗ, от 27.12.2009 № 358-ФЗ научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации, научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, Правительством Российской Федерации может присваиваться статус государственного научного центра.
Федеральным законом от 01.12.2007 № 308-ФЗ введена норма, создающая условия для дальнейшего укрепления интеграции науки и образования. Научная организация может осуществлять сотрудничество и координацию своей деятельности с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, в том числе на договорной основе, а также путем создания объединений научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования в форме ассоциаций или союзов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральными законами от 01.12.2007 № 308-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ научная организация в соответствии с договором, заключенным с образовательным учреждением высшего профессионального образования, может создавать структурное подразделение (лабораторию), осуществляющее научную и (или) научно-техническую деятельность на базе образовательного учреждения высшего профессионального образования с учетом образовательных программ и тематики научных исследований, в
порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Научная организация в соответствии с заключенным с образовательным учреждением высшего образования договором вправе предоставлять образовательному учреждению высшего образования в пользование движимое и недвижимое имущество, а также использовать движимое и недвижимое имущество, принадлежащее указанному образовательному учреждению на праве собственности или оперативного управления. Между такими государственными некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе.
Федеральными законами от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 27.07.2010 № 198-ФЗ уточнены правовые основы оценки квалификации научных работников и критерии этой оценки. Они определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, и обеспечиваются государственной системой аттестации.
Большое значение для развития инновационного предпринимательства в государственном секторе науки и образования имеет принятый Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ. В соответствии с указанным законом бюджетные и автономные научные и образовательные учреждения имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям.
Правоприменительная практика Закона № 217-ФЗ показала необходимость внесения ряда поправок в федеральное законодательство в целях обеспечения деятельности хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными и образовательными учреждениями. Одну из таких задач решает Федеральный закон «О внесении
изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции"». Предметом регулирования указанного закона является правовое обеспечение особого порядка сдачи в аренду движимого и недвижимого государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего образования или муниципальных образовательных учреждений высшего образования, государственных научных учреждений созданным этими учреждениями хозяйственным обществам с целью практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 198-ФЗ были введены нормы, уточняющие правовой статус Высшей аттестационной комиссии. В целях обеспечения государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Правительством Российской Федерации создается Высшая аттестационная комиссия при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, утверждаются Положение о Высшей аттестационной комиссии и состав указанной комиссии.
В соответствии с Федеральным законом от 20.07.2011 № 249-ФЗ расширен перечень видов финансового обеспечения науки и инноваций. В настоящее время финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования и может осуществляться Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, а также физическими и юридическими лицами способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации.
Федеральными законами от 20.07.2011 № 249-ФЗ, от 28.07.2012 № 135-ФЗ уточнен правой статус государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Государственные фонды создаются в целях поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности посредством финансового обеспечения такой деятельности. Государственные фонды могут создаваться в форме бюджетных или автономных учреждений. Функции и полномочия учредителя федеральных государственных фондов осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководители коллегиальных органов управления фе-
деральных государственных фондов назначаются Президентом Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ дополнил Закон № 127-ФЗ нормами в части расширения понятийного аппарата в области науки и инноваций, а также нормами по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности. Введены новые понятия «коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов», «инновации», «инновационный проект», «инновационная инфраструктура», «инновационная деятельность».
Важное значение для обеспечения перехода страны на инновационный путь развития имеют меры государственной поддержки инновационной деятельности, прописанные в Федеральном законе от 21.07.2011 № 254-ФЗ. Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения. Государственная поддержка инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.
Федеральным законом от 02.07.2013 № 185-ФЗ определен порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней. Порядок представления, защиты диссертаций на соискание ученых степеней, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций, порядок рассмотрения Высшей аттестационной комиссией при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и аттестационных дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и вне-
сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.09.2013 № 253-ФЗ изменен организационно-экономический механизм управления деятельностью государственных академий наук. Среди основных новелл указанного закона можно назвать следующие. Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН), являвшиеся государственными академиями наук, присоединяются к Российской академии наук (РАН) со дня вступления в силу указанного закона. Организации, находившиеся в ведении РАН, РАМН, РАСХН, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями.
Одним из ключевых параметров входа системы «наука» являются внутренние затраты на научные исследования и разработки. В табл. 2 представлены данные о динамике внутренних затрат на научные исследования и разработки в 2000-х годах в текущих ценах [3, с. 31].
Таблица 2
Внутренние затраты на научные исследования и разработки в текущих ценах (в млн руб.)
2000 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Внутренние затраты, в том числе: 73 873,3 489 450,8 568 386,7 655 061,7
фундаментальные исследования 9875,7 95 881,4 106 924,0 108 160,9
прикладные исследования 12 117,5 92 010,7 113 096,8 129 304,4
разработки 51 880,0 301 558,8 348 366,0 417 596,4
Анализ представленных в табл. 2 данных свидетельствует об устойчивом росте внутренних затрат на научные исследования и разработки в 2000-х годах. В связи с этим отметим, что структура внутренних затрат на научные исследования и разработки на примере 2012 г. имела следующий вид: фундаментальные исследования - 16,5%, прикладные исследования - 19,7, разработки - 63,8%. По нашему мнению, такая структура внутренних затрат на научные исследования и разработки не позволяет обеспечить целостность
научно-исследовательского цикла, технологическое единство научной и научно-технической деятельности.
Анализ параметров состояния российской науки
В настоящее время научно-технический потенциал страны находится в кризисном состоянии, о котором красноречиво свидетельствую данные Росстата. Характерными признаками углубления кризиса в науке являются: ежегодное сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, старение и несбалансированность возрастного состава научных работников, ухудшение материально-технической базы научных организаций. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, сократилась с 1677,8 тыс. человек в 1991 г. до 727,3 тыс. человек в 2012 г. [3, с. 15]. Коэффициент износа основных фондов в науке в 2012 г. превысил 60%, а по отдельным научным организациям значение этого показателя составляет более 90%.
Современные угрозы развитию российской науки связаны как с факторами внешней экономической нестабильности, обусловленной мировым финансово-экономическим кризисом, так и с просчетами при разработке экономической стратегии страны и механизма ее реализации, в частности недооценкой важности научно-технического и инновационного потенциала как ключевых факторов развития, обеспечивающих экономический рост за счет повышения конкурентоспособности производимой продукции (работ, услуг).
Остаются острыми проблемы не только старения научных работников, но и несбалансированности их возрастного состава, нарушения преемственности в науке. Анализ динамики численности исследователей по их возрастному составу за 2000-2012 гг. свидетельствует о наличии двух устойчивых тенденций: 1) рост численности исследователей в возрасте до 29 лет и в возрасте старше 70 лет; 2) снижение численности исследователей остальных возрастных групп. Особенно тревожной является тенденция сокращения численности исследователей в возрасте от 40 до 49 лет -наиболее продуктивной возрастной группы исследователей. Формально это может привести к снижению среднего возраста научных работников по стране в целом. Однако рост численности молодых научных работников на фоне падения численности ученых наиболее продуктивного возраста не приведет к улучшению кадрового потенциала науки.
Несмотря на наличие в стране широкой сети научных организаций и высших учебных заведений, осуществляющих подго-
товку аспирантов и докторантов, большого числа диссертационных советов по присуждению ученых степеней (по состоянию на 31 декабря 2012 г. их насчитывалось 3327), а также специальных органов государственной власти, регулирующих деятельность в сфере подготовки научных и научно-педагогических кадров, органов надзора за образованием и наукой, научно-техническая сфера остро испытывает дефицит в квалифицированных научных работниках. Имеют место существенные диспропорции между структурой подготовки научных кадров и структурой науки по отраслям знаний.
Анализ параметров выхода системы «российская наука»
Несмотря на имевший место рост бюджетного финансирования науки, а также проведение ряда реформ в научно-технической сфере, отрасль фактически продолжает находиться в кризисном состоянии, что неизбежно отражается и на состоянии самой экономики. Вклад российской науки в экономический рост в отличие от ведущих стран мира крайне мал. В качестве иллюстрации низкой эффективности использования бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на науку, можно привести следующий пример. Так, прирост интеллектуальной ренты в 2012 г. по сравнению с 2011 г. составил 0,316 млрд руб. При этом прирост ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета за указанный период составил 42 млрд руб. Результаты расчетов свидетельствуют о том, что на 1 рубль прироста затрат на науку приходится 0,75 копейки прироста интеллектуальной ренты. При этом следует иметь в виду, что в расчетах не учитывались затраты федерального бюджета на военные НИОКР.
Ослабление научно-технического потенциала страны наряду с другими факторами негативно сказались на результативности научно-технической и инновационной деятельности. Удельный вес публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в «Web of Science», упал с 3,88% в 1995 г. до 1,9% в 2012 г. Кроме того, о низкой результативности научно-технической деятельности свидетельствуют данные о поступлении патентных заявок и выдаче патентов на объекты интеллектуальной собственности. В частности, в 2012 г. российскими заявителями была подана всего лишь 28 701 заявка на изобретения и им был выдан 22 481 патент [3, с. 46].
Анализ баланса платежей России за технологии в 2012 г. свидетельствует о наличии отрицательного сальдо в размере 1354,7 млн
долл. США. При этом поступлений от экспорта технологий по категории «патенты на изобретения» не было вовсе. Доля патентов на изобретения в структуре выплат по импорту технологий составила всего лишь 0,34%. При этом доля товарных знаков в структуре выплат по импорту технологий составила 22,8%, а инжиниринговых услуг - 39,5%.
Следует отметить, что основная доля выплат по импорту технологий приходилась на страны ОЭСР (93,4%). На страны СНГ пришлось всего 5,2% платежей.
В России до сих пор не создана эффективная национальная инновационная система. Статистические данные свидетельствуют о низкой инновационной активности российских предприятий. В 2012 г. удельный вес российских предприятий, осуществлявших инновации, составил 9,9%, удельный вес инновационной продукции в общем объеме выпуска составил всего 7,8%. Для сравнения -в Германии осуществляют инновационную деятельность примерно 70% промышленных предприятий.
Анализ состояния научно-технического потенциала российской науки позволит оценить реалистичность достижения стратегических долгосрочных целей научно-технологического развития.
Перспективы развития российской науки
Перспективы развития науки во многом зависят от спроса на научную и научно-техническую продукцию со стороны потенциальных потребителей. В соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников.
В Российской Федерации традиционными источниками спроса на результаты научной и научно-технической деятельности являются: 1) государство в лице соответствующих органов власти и научных фондов (его доля во внутренних затратах на научные исследования и разработки составляет более 70%); 2) предпринимательский сектор экономики, включающий в себя также компании с преобладающим государственным участием в их уставном капитале (его доля - менее 30%); 3) некоммерческий сектор экономики (его доля менее 1%).
В настоящее время основным источником финансирования науки по причине индифферентности предпринимательского сектора к науке и инновациям является федеральный бюджет. В Федеральном законе от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [8] расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения запланированы в следующих объемах: в 2014 г. - 370,35 млрд руб., в 2015 г. - 377,26 млрд руб., в 2016 г. - 318,73 млрд руб. В процентах к ВВП они будут сокращаться: 2014 г. - 0,5%, 2015 г. - 0,47; 2016 г. - 0,37%. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, удельный вес расходов бюджетной системы в процентах к ВВП на фундаментальные исследования и содействие научно-технологическому прогрессу в 2011-2015 гг. должен составлять не менее 0,7%. Более того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [5] Правительству Российской Федерации поручено обеспечить увеличение к 2015 г. внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% ВВП. В 2013 г. значение этого показателя составило 1,12% ВВП.
Фактические значения показателей финансирования науки из федерального бюджета за последние 20 лет практически не достигали плановых. По доле внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП Россия значительно уступает странам-лидерам в науке и инновациях (от 1,7 до 4% ВВП).
Федеральный бюджет на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. сформирован на основе утвержденных Правительством Российской Федерации в 2012-2013 гг. 40 государственных программ Российской Федерации, охватывающих основные сферы (направления) деятельности федеральных органов исполнительной власти.
В федеральном бюджете на 2014-2016 гг. бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 2433-р [1] с учетом ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 гг. и ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2014-2020 гг., пре-
дусмотрены в следующих объемах: в 2014 г. - 152 674 млн руб., в
2015 г. - 168 824 млн руб. и в 2016 г. - 188 800 млн руб.
Наличие существенных расхождений между предусмотренными в законе о бюджете объемами бюджетных ассигнований по сравнению с объемами ассигнований, утвержденными в паспорте государственной программы «Развитие науки и технологий», не позволит достичь запланированных значений целевых показателей научно-технического развития России до 2020 г. В частности, ожидается, что доля публикаций российских ученых в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в «Web of Science», вырастет до 3% в 2020 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 301 была утверждена новая редакция государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг. [9]. Она приведена в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и
2016 годов», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В связи с планируемым уменьшением бюджетного финансирования государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг. по сравнению с ранее утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 2433-р объемами финансового обеспечения с 1 603 300,0 млн руб. до 1 484 270,8 млн руб. в текущих ценах соответствующих лет остается неясным, каким образом будут решены задачи увеличения объемов финансового обеспечения государственных научных фондов в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», а также повышения к 2018 г. средней заработной платы научных работников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Очевидно, что одним из основных путей решения данной задачи будет дальнейшее сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками.
Для перевода науки на инновационный путь развития требуется полноценная финансовая инфраструктура (государственные и негосударственные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, венчурные фонды, кредитные организации).
В развитых странах важную роль в стимулировании науки и инноваций играют государственные и неправительственные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. В настоящее время в стране функционирует сформированная еще в 90-х годах прошлого столетия система федеральных государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, которая включает в себя: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСРМФПНТС) и Российский фонд технологического развития (РФТР).
В целях содействия осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах, в соответствии с Федеральным законом от 16 октября 2012 г. № 174-ФЗ «О фонде перспективных исследований» [2] создан одноименный фонд (ФПИ). Он является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме «фонд». Имущество ФПИ формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от его деятельности, добровольных имущественных взносов, других законных поступлений и является собственностью фонда.
Для целей инновационного развития важным фактом является выполнение ФПИ функции доведения идей и решений до уровня проектов, в отношении которых будет получено теоретическое и (или) экспериментальное обоснование возможности и целесообразности практического применения (внедрения) созданных при их реализации РИД в интересах обороны страны и безопасности государства, в том числе в интересах модернизации Вооруженных сил Российской Федерации, разработки и создания инновационных технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения.
С целью обеспечения финансовой и организационной поддержки фундаментальных научных исследований и поисковых
научных исследований, подготовки научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки, был принят Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7]. Российский научный фонд (РНФ) является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме фонда. Имущество РНФ формируется за счет ежегодных имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности РНФ и использования его имущества, а также за счет добровольных имущественных взносов, пожертвований, иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений и является собственностью РНФ.
Приведенный выше анализ законодательства свидетельствует о том, что на федеральном уровне создан целый ряд инструментов государственной поддержки и регулирования науки (программы, фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности) с многомиллиардными бюджетами.
Перспективы развития науки во многом будут зависеть от востребованности научных результатов предпринимательским сектором экономики, размером их платежеспособного спроса (его величина должна быть как минимум на порядок выше уровня 2012 г.), качества научного и финансового обоснования государственного задания на выполнение научных исследований и разработок со стороны государственных заказчиков, объективности проводимой научно-технической экспертизы проектов и научно-технического потенциала заявителей (научных работников, научных организаций, высших учебных заведений), степени свободы рядовых научных и научно-педагогических работников, не обладающих административным ресурсом, в управлении научными проектами в рамках научных организаций и высших учебных заведений, через которые осуществляется их финансирование.
Реформирование экономики научных организаций
Эффективность указанных выше организационных инноваций на макроуровне не даст ожидаемых результатов без совершенствования экономических отношений внутри конкретных научных организаций. Они должны быть нацелены на повышение мотивации научных работников и специалистов научных организаций на
создание конкурентоспособной научной и научно-технической продукции на мировом и внутреннем рынках.
Анализ количественных и качественных характеристик научно-технического потенциала свидетельствует о том, что многие научные организации фактически утратили свой научный статус. Во многом это вызвано и тем, что их руководители из-за отсутствия соответствующих компетенций в области экономики науки и управления научными организациями не осуществили должным образом эффективное планирование научной и финансово-хозяйственной деятельности, что сначала привело к диспропорциям в структуре затрат на исследования и разработки, в том числе и по оплате труда, а затем и к ослаблению и деградации научно-технического потенциала.
Основными субъектами научной и научно-технической деятельности, безусловно, являются научные работники. От степени удовлетворенности их экономических интересов во многом зависит состояние науки, результативность научной и научно-технической деятельности. Статистические данные свидетельствуют об относительно высокой среднемесячной заработной плате персонала, занятого исследованиями и разработками: в 2012 г. она составила 32 495,2 руб., или 121,2% заработной платы по экономике в целом, или 132,7% заработной платы в обрабатывающих производствах. Однако, как уже ранее отмечали многие специалисты, размер среднемесячной заработной платы представляет собой своего рода «среднюю температуру по больнице» и не отражает реальную картину оплаты труда ни по экономике в целом, ни по ее отраслям.
В связи с этим следует отметить, что в 2012 г. коэффициент дифференциации доходов по экономике в целом был равен 16,4. К сожалению, официальная статистика о дифференциации доходов работников, занятых в науке, отсутствует. Можно допустить, что в науке также имеет место значительный разрыв в доходах между «научным пролетариатом» (рядовыми научными сотрудниками) и «генералами» от науки, имеющими возможность распределять и (или) участвовать в процедуре распределения финансовых ресурсов внутри научной организации. Низкая оплата труда основной массы научных сотрудников является главной причиной их увольнения из научных организаций. Так, в 2012 г. из организаций, выполняющих исследования и разработки, выбыли 100 804 человека. Причем большинство из них выбыло по собственному желанию. Очевидно, что необходимо принимать соответствующие меры в
части государственного регулирования оплаты труда в науке, не допускающие как «уравниловки», так и необоснованно высокого уровня оплаты труда отдельных категорий работников, в том числе руководителей научных организаций.
В высших учебных заведениях страны имеет место значительный разрыв в доходах между профессорско-преподавательским составом и руководством указанных образовательных организаций. Поэтому в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2013 В.В. Путин обратил внимание на необходимость учета и государственного регулирования доходов ректоров университетов [4].
В целях совершенствования хозяйственного механизма на уровне конкретной научной организации необходимо обеспечить увязку затрат и результатов научных работников путем внедрения экономических методов управления. В целях совершенствования механизма управления научными организациями, повышения эффективности их работы целесообразно осуществить переход к государственному регулированию их финансовых потоков. В связи с этим необходимо внедрить нормативный принцип распределения полученных ими доходов из различных источников финансирования для образования следующих фондов: фонда оплаты труда, фонда материальных ресурсов, фонда технического развития, фонда накладных расходов.
Фонд оплаты труда должен включать в себя две части: базовый нормируемый фонд, предназначенный для оплаты труда научных работников и специалистов на основе гарантированных окладов в зависимости от их квалификации, а также фонд дополнительного материального стимулирования, предназначенный для оплаты труда научных работников и специалистов в зависимости от их вклада в создание научной или научно-технической продукции. Фонд материальных ресурсов предназначен для оплаты сырья и материалов, необходимых для осуществления научной или научно-технической деятельности. Фонд технического развития предназначен для закупки оборудования и приборов, необходимых для проведения научных исследований и разработок. Фонд накладных расходов предназначен для оплаты труда административно-хозяйственного персонала, общехозяйственные и прочие расходы. Его величина должна составлять не более 15% от совокупного дохода научной организации. В настоящее время размер накладных расходов практически не контролируется, и его доля в структуре затрат многих научных организаций составляет более 50%.
Финансирование расходов непроизводственного характера должно осуществляться по остаточному принципу, т.е. после образования указанных фондов. Нормативы образования указанных фондов должны устанавливаться научными организациями самостоятельно в соответствии с методикой, утвержденной Правительством России.
Внедрение экономических методов управления научными организациями потребует изменения механизма планирования и выполнения научно-исследовательских работ внутри научной организации. В связи с этим целесообразно осуществить переход к формированию на конкурсной основе внутренних заказов (заданий) на выполнение научно-исследовательских работ в рамках единого плана научной организации. Внутренний заказ (задание) является документом, закрепляющим взаимные права и обязательства между руководителем научной организации и исполнителем научно-исследовательских работ, в том числе на созданные РИД. Неотъемлемой частью внутреннего заказа (задания) должен являться тематический план научно-исследовательских работ и постатейный расчет расходов на их выполнение. Научная организация определяет порядок отбора и проведения экспертизы представленных предложений научных работников (потенциальных исполнителей научно-исследовательских работ) на конкурсной основе путем привлечения внешних, независимых экспертов.
Во внутренних заказах (заданиях) на выполнение научных исследований и разработок необходимо закрепить норму о том, что права на РИД принадлежат исполнителям этих работ. Правообладатель РИД вправе передать права на их использование государственному заказчику и научной организации по соглашению сторон, в том числе на условиях безвозмездной простой лицензии.
Закрепление прав на РИД за исполнителями научно-исследовательских работ создаст условия для повышения их экономической заинтересованности в создании не бумажного отчета, а научно-технической продукции высокого уровня новизны, востребованной на рынке. Научные работники будут иметь возможность получать дополнительные доходы по лицензионным договорам от предпри-ятий-инноваторов.
Для оценки деятельности научных организаций, наряду с наукометрическими показателями, следует использовать экономические показатели, характеризующие капитализацию РИД в составе нематериальных активов и их доходность. К ним можно отнести такие показатели, как стоимость созданных РИД в составе немате-
риальных активов, доходы от передачи прав на РИД по лицензионным договорам, эффективность использования РИД, рассчитанная как отношение прироста доходов от передачи прав на РИД по лицензионным договорам к приросту затрат на их создание.
Заключение
1. В настоящее время наиболее слабым звеном в решении задач сохранения и эффективного использования научно-технического потенциала страны является неэффективная система управления научно-технологическим развитием на макро- и микроуровнях. Одним только повышением расходов на научные исследования и разработки без повышения качества управления, внедрения эффективных организационно-экономических инноваций в хозяйственный механизм науки ситуацию в отрасли, а также и в экономике в целом, не исправить.
2. Реформирование науки, как, собственно, и любой другой отрасли экономики, должно базироваться на глубоком научном обосновании принимаемых решений. В связи с этим следует отметить, что научные исследования в рамках научного направления «Экономика науки» практически свернуты и ведутся в основном отдельными учеными в инициативном порядке.
3. Для обеспечения поступательного развития науки Правительству Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый период необходимо предусмотреть выделение средств на научные исследования и разработки не ниже 1,7% ВВП. Однако увеличение объемов финансирования научных исследований и разработок даст положительный социально-экономический эффект только при условии широкомасштабного увеличения финансирования инновационных процессов в целом, сбалансированного по стадиям и видам работ.
4. Для достижения целевых показателей научно-технического развития Российской Федерации, предусмотренных в паспорте государственной программы РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг., необходимо значительно увеличить объемы ее финансового обеспечения. По экспертным оценкам, ежегодные темпы прироста затрат на реализацию государственной программы РФ «Развитие науки и технологий» в 2014-2020 гг. должны составлять не менее 10-12% в постоянных ценах 2013 г.
5. Для повышения научной и экономической обоснованности формируемых государственных программ в соответствии с Поряд-
ком разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588, необходимо разработать ведомственную методику оценки затрат на научные исследования и разработки как функции ожидаемых результатов государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» (числа научных публикаций, количества патентов на результаты интеллектуальной деятельности, объема инновационной продукции и др.).
Особую актуальность приобретает решение данной задачи в условиях имеющихся бюджетных ограничений, а также внедрения новых форм финансирования государственного сектора науки путем предоставления субсидий научным учреждениям на выполнение научно-исследовательских работ в рамках государственного задания.
6. Наряду с решением проблем увеличения бюджетного финансирования науки и инноваций Правительству Российской Федерации необходимо разработать систему мер по повышению ответственности федеральных органов исполнительной власти, являющихся ответственными исполнителями государственных программ, а также государственных академий наук и государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности за целевое и эффективное расходование бюджетных средств, достижение научных и научно-технических результатов на уровне современных требований.
7. В условиях индифферентности предпринимательского сектора экономики к науке и инновациям Правительству Российской Федерации совместно с Федеральным собранием Российской Федерации необходимо обеспечить создание нормативно-правовой базы, направленной на формирование благоприятной среды для привлечения частных инвестиций для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая развитие форм совместного финансирования инновационных проектов за счет средств федерального бюджета и средств частных инвесторов.
8. Для повышения качества системы планирования тематики научно-исследовательских работ необходимо на законодательном уровне обеспечить участие объединений работодателей совместно с Федеральным агентством научных организаций, иными органами исполнительной власти, имеющими подведомственные научные организации, в разработке проектов государственных заданий на вы-
полнение научных исследований и разработок, направленных на создание инновационной продукции, востребованной рынком.
9. Для решения проблем привлечения талантливой молодежи в науку, формирования сбалансированного по возрасту и уровню квалификации кадрового состава науки необходимо незамедлительно повысить социальный статус работников научно-технической сферы, особенно научных работников. В качестве основных задач социальной политики можно назвать следующие: создание благоприятных производственных, бытовых и социальных условий для работников научно-технической сферы; развитие системы материального и морального стимулирования сотрудников; создание требуемых условий охраны труда; повышение обеспеченности сотрудников жильем; развитие системы здравоохранения, спорта и отдыха.
10. Повышение эффективности научных исследований и получение важных практических результатов, соответствующих мировому уровню, может быть достигнуто на основе крупномасштабного технического обновления научного оборудования и реконструкции зданий, сооружений и инженерной инфраструктуры; приоритетного развития информационных технологий, библиотечных фондов и др.
11. Правовое регулирование деятельности государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности является предметом ведения бюджетного и научного законодательства, гражданского и административного права. Необходимо гармонизировать между собой нормы указанных отраслей права в части правового регулирования деятельности государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.
12. С целью повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на науку и инновации, необходимо законодательно определить перечень критериев оценки эффективности работы ответственных исполнителей, соисполнителей и участников государственных программ. Основным критерием оценки должен быть не уровень «освоения» бюджетных средств, а результативность научной, научно-технической и инновационной деятельности.
13. Для оценки результатов научной и научно-технической деятельности, полученных в ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий», наряду с наукометрическими показателями следует использовать экономические показатели, характеризующие капитализацию резуль-
татов интеллектуальной деятельности (РИД) в составе нематериальных активов и их доходность. К ним можно отнести следующие показатели: стоимость созданных РИД в результате выполненных научных исследований и разработок за счет бюджетных средств в составе нематериальных активов, доходы бюджетов всех уровней от распоряжения правами РИД, находящимися в государственной и муниципальной собственности, эффективность использования РИД, рассчитанная как отношение прироста доходов от распоряжения правами РИД к приросту затрат на их создание.
14. Эффективность организационно-экономических нововведений в науке во многом будет зависеть от качества государственного управления научно-технологическим развитием, уровня научной обоснованности прогнозов потребности в научно-технической продукции (в результатах научной и (или) научно-технической деятельности) со стороны министерств и ведомств как основы формирования государственного задания, нормативов финансовых затрат на выполнение НИОКР, а также от качества управления на уровне конкретных научных организаций.
Литература
1. Государственная программа РФ «Развитие науки и технологий» на 2013— 2020 годы // Министерство образования и науки РФ. - 2012. - 27 дек. - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/2966
2. Об утверждении новой редакции государственной программы РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы - Режим доступа: http://government.ru/ аоо8/11925
3. Наука. Инновации. Информационное общество, 2013: Краткий статистический сборник. - Москва: НИУ ВШЭ, 2013. - 80 с.
4. Послание Президента Федеральному Собранию // Президент России. - 2013. -12 дек. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/19825
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Российская газета. - М., 2012. - 9 мая. - Режим доступа: http://www.rg.ru/ 2012/05/09/шика-аок.Мт1
6. Федеральный закон «О науке и научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ. - Режим доступа: http://base.consu1tant.ru/cons/cgi/on1ine. cgi?req=doc;base=LAW;n=149218
7. Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/06/nauch-fond-dok.html
8. Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». - Режим доступа: http:// asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=348499-6&02
9. Федеральный закон от 16 октября 2012 г. № 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований» // Российская газета. - М., 2012. - 19 окт. - Режим доступа: http://www.rg.rU/2012/10/19/fond-dok.html