Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение и критерии оценки результативности деятельности организаций электроэнергетики различными группами стейкхолдеров'

Нормативно-правовое обеспечение и критерии оценки результативности деятельности организаций электроэнергетики различными группами стейкхолдеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕЙКХОЛДЕРЫ / СТАНДАРТЫ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ / ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ / STAKEHOLDERS / STANDARDS OF DISCLOSURE OF INFORMATION / KEY RESULT INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брюханова Н. В.

В статье рассмотрены вопросы оценки результативности деятельности организаций электроэнергетики различными группами стейкхолдеров (государством, обществом, акционерами, работниками и др.) и исследованы основные критерии, на основе которых проводится данная оценка каждой из этих групп. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие раскрытие информации организациями электроэнергетики, предложена разработка стандарта информационной политики и ключевых показателей результативности, учитывающих потребности стейкхолдеров энергетических компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NORMATIVE-LEGAL SUPPORT AND CRITERIONS OF ASSESSMENT OF WORKING EFFICIENCY OF ELECTRIC POWER INDUSTRY ORGANIZATIONS BY DIFFERENT GROUPS OF STAKEHOLDERS

The article overviews the questions of assessment of working efficiency of electric power industry organizations by different groups of stakeholders (government, society, holders, workers etc.). The assessment of these groups was made on the basis of fundamental criterions which were researched in the article. Also the author analyzes the main normative-legal documents which control a disclosure of information by electric power industry organizations, suggests the elaboration of the standard of information policy and key result indicators, which take into account the needs of stakeholders of electric power industry organizations.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение и критерии оценки результативности деятельности организаций электроэнергетики различными группами стейкхолдеров»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ СТЕЙКХОЛДЕРОВ

Брюханова Н.В., к.э.н., профессор кафедры финансов и кредита Сибирской академии финансов и банковского дела (САФБД)

В статье рассмотрены вопросы оценки результативности деятельности организаций электроэнергетики различными группами стейкхолдеров (государством, обществом, акционерами, работниками и др.) и исследованы основные критерии, на основе которых проводится данная оценка каждой из этих групп. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие раскрытие информации организациями электроэнергетики, предложена разработка стандарта информационной политики и ключевых показателей результативности, учитывающих потребности стейкхолдеров энергетических компаний.

Ключевые слова: стейкхолдеры, стандарты раскрытия информации, основные показатели результатов.

THE NORMATIVE-LEGAL SUPPORT AND CRITERIONS OF ASSESSMENT OF WORKING EFFICIENCY OF ELECTRIC POWER INDUSTRY ORGANIZATIONS BY DIFFERENT GROUPS OF STAKEHOLDERS

Bryukhanova N., Candidate of economic science, professor of the finances and credit chair, Siberian academy of financial and banking

The article overviews the questions of assessment of working efficiency of electric power industry organizations by different groups of stakeholders (government, society, holders, workers etc.). The assessment of these groups was made on the basis offundamental criterions which were researched in the article. Also the author analyzes the main normative-legal documents which control a disclosure of information by electric power industry organizations, suggests the elaboration of the standard of information policy and key result indicators, which take into account the needs of stakeholders of electric power industry organizations.

Keywords: stakeholders, standards of disclosure of information; key result indicators.

Реформирование электроэнергетики России значительно расширило круг лиц (стейкхолдеров), заинтересованных в результативности деятельности организаций - субъектов отрасли. Под стейкхолдерами (от англ. stakeholder - владелец доли, получатель процента, распорядитель (доверительный собственник) спорного, заложенного или подопечного имущества, дольщик), в широком смысле слова, понимается физическое или юридическое лицо, заинтересованное в финансовых и иных результатах деятельности организации.

До начала процесса реформирования российской электроэнергетики, направленного на дерегулирование и реструктуризацию отрасли с целью развития рыночных отношений, повышения инвестиционной привлекательности и стоимости энергетических компаний, были представлены следующие основные группы стейкхолдеров:

- государство, как основной собственник и регулятор деятельности организаций электроэнергетики;

- общество, как потребитель услуг естественно-монопольной отрасли и общественной инфраструктура, которой является электроэнергетика;

- работники организаций электроэнергетики;

- потребители электроэнергии (мощности);

- и иные заинтересованные лица (профсоюзы, общественные и экологические организации и др.).

Потребности в информации о деятельности организаций электроэнергетики и оценки ее результативности удовлетворялись в дореформенный период достаточно просто. Государство как основной собственник и регулятор через систему статистического, бухгалтерского, оперативного и управленческого учета и отчетности имело доступ ко всей необходимой информации для проведения любого рода оценки деятельности энергетических компаний. Потребности всех остальных групп стейкхолдеров были весьма ограничены (формально и неформально) и во многом удовлетворялись самим государством посредством публичного и непубличного предоставления информации о состоянии отрасли в целом и деятельности ее отдельных организаций. Таким образом, вся оценка результативности деятельности организаций электроэнергетики фактически проводилась только одной группой стейкхолдеров - государством в лице министерств и ведомств.

В 2003 году в России начался основной этап реформирования энергетики, который был направлен, во-первых, на внедрение конкурентных отношений в отрасль посредством разделения основных видов деятельности на конкурентные (генерация и сбыт) и естественно-монопольные (транспортировка, диспетчеризация, атом-

ная энергетика), и, во-вторых, на привлечение частных инвестиций в отрасль посредством продажи акций энергетических компаний, занимающихся конкурентными видами деятельности. Процесс реформирования обусловил, с одной стороны, появление новых групп стейкхолдеров (собственники (акционеры), инвесторы, поставщики и др.) и изменение потребностей уже существовавших ранее групп стейкхолдеров, а с другой стороны, необходимость в применении новых подходов к раскрытию информации и применении другого инструментария для оценки результативности деятельности организаций электроэнергетики.

Существующие на сегодняшний момент в отечественной электроэнергетике группы стейкхолдеров имеют совершенно различное понимание результативности деятельности организаций электроэнергетики и абсолютно разные критерии ее оценки. Рассмотрим наиболее общие для каждой из групп стейкхолдеров представления о результативности. Не вдаваясь глубоко в данной статье в теоретические дискуссии по вопросу содержания категорий «результативность» и «эффективность», определим, что данном случае наиболее удачным нам представляется применение термина «результативность», под которым понимается степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Для государства, как наиболее крупного стейкхолдера, представляющего не только свои интересы, но и частично интересы других групп, в большей степени критерием результативности деятельности организаций электроэнергетики является выполнение ими задач и достижение целевых параметров государственной энергетической политики, основные направления которой были сформулированы на начало реформирования отрасли в Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 г. №1234-р. После завершения основного этапа реформ в 2008 году государственная энергетическая политика была пересмотрена и ее обновленный вариант утвержден и представлен в Распоряжении Правительства РФ от 13.11.2009 №1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года». Главными стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются: энергетическая безопасность; энергетическая эффективность экономики; бюджетная эффективность энергетики; экологическая безопасность энергетики.

Также для государства важно достижение организациями электроэнергетики устойчивого развития. Устойчивое развитие (англ. sustainable development) — процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ори-

ентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Сегодня во всех развитых странах предпочтение отдается более устойчивому бизнесу с точки зрения финансовых, социальных и экологических последствий. Переход к устойчивому развитию в России был определен Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. № 400 «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию», в котором были намечены основные этапы перехода страны к устойчивому развитию.

Для общества, как стейкхолдера электроэнергетика важна как общественная инфраструктура, понятие которой непосредственно связано с понятиями общественного блага или общественного товара (услуги) (англ. public goods). В связи с этим для этой группы стейкхолдеров, также как и для государства, важны такие критерии как высокий уровень энергетической и экологической безопасности, энергетическая эффективность экономики. Но важны и другие критерии результативности деятельности организаций электроэнергетики: доступность и надежность энергоснабжения для всех категорий потребителей, общественно приемлемая цена электрической энергии (мощности).

Также для общества одним из важных критериев является высокий уровень корпоративной социальной ответственности (далее

- КСО) энергетических компаний. Ассоциация менеджеров России (АМР) определяет КСО как добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций [1, с. 9]. Таким образом, в наиболее широком понимании КСО трактуется обязанность менеджмента организации принимать решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам, как общества, так и самой организации. Это одно из направлений постоянной стратегии организации по увеличению своего присутствия в обществе и развитию своего бизнеса, возможность оказать позитивное влияние на сообщество, в котором эта организация работает.

Такие критерии оценки результативности деятельности организаций электроэнергетики, как доступность, надежность и приемлемая цена, имеются и другой группы стейкхолдеров - потребителей электроэнергии (мощности). Основное различие состоит в отличиях в представлениях этой группы от общества об этих критериях. Если в первом случае мы говорим о таких оценка с точки зрения общественных интересов, то во втором случае речь идет о конкретных интересах определенных групп пользователей: промышленных потребителях, бюджетных организациях, физических лицах и др. Причем, внутри этой группы стейкхолдеров критерии могут существенно различаться. Например, как физические лица, так и организации заинтересованы в низких тарифах на электроэнергию. Но в данном случае удовлетворение интересов одной группы (физических лиц) идет за счет интересов другой группы (юридических лиц - коммерческих организаций), что связано с явлением перекрестного субсидирования до сих пор имеющего место в России. Таким образом, критерии оценки результативности деятельности организаций электроэнергетики у них могут быть одни, но количественные и качественные оценки существенно различаться.

Следующая группа стейкхолдеров - работники организаций электроэнергетики. В процессе проведения реформы их критерии оценки результативности деятельности организаций электроэнергетики трансформировались. Как и раньше в числе основных критериев остался высокий уровень заработной платы, наличие различного рода социальных программ, материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности и т.д. Но также появились новые критерии: соблюдение работодателем трудового законодательства, надежность и финансовая устойчивость организации, уровень корпоративной социальной ответственности, имидж организации и др.

Появление новых групп стейкхолдеров, рассмотренное выше, привнесло новые критерии в оценку результативности энергетических компаний. Ранее представленная только в лице государства группа собственников энергетических компаний имеет на сегодняшний день весьма неоднородную структуру (отечественные и иностранные коммерческие организации, физические лица, Российская Федерация и ее субъекты и др.) и весьма различные представления о результативности их деятельности. В числе основных критериев, безусловно, находится высокий уровень прибыльности (рентабельности), рост стоимости компании и ее инвестиционной привлекательности, финансовая устойчивость и ликвидность, отсутствие

риска банкротства, надежность и др. Но внутри этих критериев приоритеты каждого типа собственника существенно различаются. Также есть различия и в самих применяемых критериях результативности. Например, для государства как собственника важно достижение параметров государственной энергетической политики, что не представляет значительного интереса для других групп собственников. Для отдельных собственников важен уровень контроля над деятельностью энергетической компании, что может быть неинтересным для других собственников, приоритеты которых лежат в уровне прибыльности (рентабельности) или росте стоимости.

Следующая группа стейкхолдеров - инвесторы, может полностью или частично совпадать или не совпадать с группой собственников. Появление этой группы обусловлено высоким уровнем износа основных средств организаций электроэнергетики (по данным Росстата более 50%), необходимостью инновационных преобразований отрасли, повышением энергоэффективности, развитием альтернативной электроэнергетики, основанной на новых технологиях добычи энергии, в т.ч. малой энергетики. Решение этих задач невозможно только средствами государства и собственников энергетических компаний. Необходимо реализовывать новые подходы к реализации инвестиционных проектов и привлечению инвесторов в электроэнергетику, в т.ч. посредством государственно-частного партнерства и концессионных соглашений. Критерии оценки для этой группы стейкхолдеров традиционны независимо от отрасли (если речь идет только об инвесторах, а не об инвесторах-собствен-никах) - это доходность, риск, окупаемость инвестиций, защищенность их прав и интересов.

Что же касается следующей группы стейкхолдеров - поставщиков, то их критерии оценки результативности деятельности организаций электроэнергетики, в основном, сводятся к следующим: соблюдение контрактных обязательств и законодательства энергетическими компаниями, своевременность и полнота оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), доступность контрактных отношений, уровень коррупции и наличие скрытых издержек по выполнению контракта.

Анализируя приведенные выше критерии оценки результативности деятельности организаций электроэнергетики в завершении основного этапа реформы с позиций интересов различных групп стейкхолдеров, можно отметить высокий уровень вариативности таких критериев, что значительно усложняет задачу разработки какой-либо общей методики такой оценки и раскрытия информации энергетическими компаниями. Однако делать это необходимо. Для обеспечения интересов стейкхолдеров в части раскрытия информации, необходимой для оценки деятельности организаций электроэнергетики, на международном и страновом уровне разработаны и внедрены в практику стандарты раскрытия информации и нормативно-правовые акты, как общего, так и специфического (отраслевого) характера.

Роль электроэнергетики в социально-экономическом развитии страны, экологическом благополучии, социальной и политической стабильности, экономической и энергетической безопасности требуется выполнения требований международных и отечественных стандартов в области раскрытия информации для различных групп пользователей (в нашем случае стейкхолдеров). Основные требования изложены в стандартах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) и GRI (Глобальной инициативы по отчетности).

Кроме перечисленных стандартов организации электроэнергетики обязаны соблюдать требования по раскрытию информации, необходимой для оценки их деятельности различными группами стейкхолдеров, установленные нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность публичных компаний (акционерных обществ). Среди таких основных нормативно-правовых документов можно назвать Кодекс корпоративного поведения, утвержденный Распоряжением ФКЦБ РФ от 04.04.2002 №421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения», Приказ ФСФР РФ от 10.10.2006 №06-117/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

Организации электроэнергетики обязаны также раскрывать информацию в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих отрасль или определенные виды деятельности. Основные требования изложены в Федеральном законе от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», Приказе ФСТ

РФ от 02.03.2011 №56-э

«Об утверждении форм раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, осуществляющими деятельность в сферах деятельности субъектов естественных монополий».

Существующее нормативно-правовое обеспечение интересов стейкхолдеров в части раскрытия необходимой информации о деятельности организаций электроэнергетики не может в полной мере удовлетворить их критериям оценки результативности, изложенным выше в данной статье. Во-первых, обозначенные в стандартах и нормативно-правовых актах требования к раскрываемой информации во многом не совпадают (да и не могут совпадать) с критериями для оценки результативности деятельности организаций электроэнергетики, определяемыми различными группами стейкхолдеров. Во-вторых, раскрываемая информация носит, с одной стороны, обширный характер, с другой стороны, весьма ограничена по содержанию, не отражает комплексно и системно деятельность энергетической компании. В-третьих, существующие требования к раскрытию информации не обеспечивают для различных групп стейкхолдеров надлежащего уровня ее транспарентности и верифици-руемости.

На наш взгляд выходом из создавшейся ситуации может служить разработка для организаций электроэнергетики стандарта, определяющего содержание, состав и структуру их информационной политики, с учетом существующих требований по раскрытию информации и потребностей различных групп стейкхолдеров, необходимых показателей, методов их расчета, порядка и сроков представления. Определенным прототипом такого стандарта может служить разработанный и до сих пор применяемый в практике управления Стандарт разработки и установления ключевых показателей эффективности для дочерних зависимых обществ (ДЗО) и бизнес-единиц ОАО РАО «ЕЭС России» и для обществ дочерних и зависимых по отношению к ДЗО ОАО РАО «ЕЭС России» (далее - Стандарт РАО «ЕЭС России»). Данный стандарт был положен в основу

Методических указаний по расчету и оценке выполнения ключевых показателей эффективности бизнес-единиц, дочерних и зависимых обществ и обществ дочерних и зависимых по отношению к ДЗО ОАО РАО «ЕЭС России» [2].

Конечно Стандарт РАО «ЕЭС России» носит весьма ограниченный характер как в части его применения различными группами пользователей, так и в части отражения необходимой информации. Но сама идея разработки такого стандарта и применения ключевых показателей эффективности (в нашем случае лучше было бы их обозначить как ключевые показатели результативности), на наш взгляд, достаточно интересна и применима на практике.

Разработка ключевых показателей результативности, учитывающих критерии оценки деятельности организаций электроэнергетики основными группами стейкхолдеров, позволит унифицировать такого рода оценку, сделать ее доступной и понятной для большинства стейкхолдеров, обеспечит систематический мониторинг и комплексный анализ деятельности энергетических компаний. В качестве основы для расчета и представления ключевых показателей результативности могут служить данные финансовой и нефинансовой отчетности организаций электроэнергетики, что обеспечит надлежащий уровень транспарентности и верифицируемости оценки результативности, что, в конечном итоге, обеспечит реализацию интересов всех групп заинтересованных лиц и будет способствовать дальнейшему устойчивому развитию российской электроэнергетики.

Примечания:

1. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 г. / под общ. ред. С.Е. Литовченко. М.: Ассоциация Менеджеров, 2004. 80 с.

2. Методические указания по расчету и оценке выполнения ключевых показателей результативности бизнес-единиц, дочерних и зависимых обществ и обществ дочерних и зависимых по отношению к ДЗО ОАО РАО «ЕЭС России»: утв. протоколом заседания Правления ОАО РАО «ЕЭС России» № 1615пр/1 от 16.02.2007 г.

О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА В РОССИЙСКИХ ГОСТИНИЧНЫХ ЦЕПЯХ

Пименов Р.В., аспирант МГИИТ

В статье исследуется гостиничный сервис и его роль в условиях рыночной экономики, сформулированы основные положения оценки качества гостиничного сервиса в гостиничных цепях, проведен анализ гостиничной цепи Москвы.

Ключевые слова: качество гостиничного сервиса, гостиничный комплекс, гостиничная цепь, управленческие решения, доходность

ABOUT NECESSITY OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF HOTEL SERVICE FOR THE RUSSIAN HOTEL CHAINS

Pimenov R., The post-graduate student, MGIIT

In article hotel service and its role in the conditions of market economy is investigated, substantive provisions of an estimation of quality of hotel service in hotel chains are formulated, the analysis of a hotel chain of Moscow is carried out.

Keywords: quality of hotel service, a hotel complex, a hotel chain, administrative decisions, profitableness

Под «качеством гостиничного сервиса в гостиничных цепях» понимается совокупность условий, факторов и требований, предъявляемых к гостиничному сервису, для эффективного достижения поставленных целей и задач. К таким факторам относятся: качество информации необходимой для оказания гостиничной услуги; оптимальность, рациональность, своевременность принимаемых решений; соответствие принимаемых решений запросам клиента; квалификации кадров, оказывающих услуги; объективность, ясность формулировок; возможность контроля и наличие механизма предоставления гостиничного сервиса.

Гостиничные цепи - это гостиничные комплексы, осуществляющие коллективный бизнес и находящиеся под непосредственным контролем руководства цепью. Гостиничный комплекс - это хозяйствующий субъект, имеющий в своем составе конкретный набор гостиничных номеров, которые оцениваются в соответствии с требованиями «Положения о системе классификации гостиниц и других средств размещения, предоставляемых для временного прожи-

вания всем категориям граждан», а также производящий и поставляющий дополнительные социально-рекреационные услуги. Основные элементы ресурсного обеспечения гостиничных цепей - создание основных фондов и внедрение новшеств, представляющих собой материализованные знания сферы фундаментальной и прикладной наук, связанных с предоставлением гостиничных услуг.

Специфика гостиничных цепей такова, что повышение их конкурентоспособности невозможно без обновления основных средств, причем это обновление носит, как правило, инвестиционный характер, то есть представляет собой создание долгосрочных капиталоемких улучшений. Именно поэтому качество управленческих решений в инвестиционной сфере напрямую влияет на стратегическую конкурентоспособность гостиничных цепей. То есть, поскольку одной из важнейших задач предприятий гостиничного бизнеса является обеспечение конкурентоспособности, то можно считать, что главной стратегической задачей является выбор наиболее эффективных направлений использования ресурсов в повышение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.