Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
309
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлова М.М., Хайруллина А.Д.

Цель исследования - анализ и построение системы нормативно-правового обеспечения деятельности спортивного менеджера. Методы и организация исследования. Исследование проводилось на основе изучения и анализа законодательных и иных нормативных правовых актов сферы физической культуры и спорта, публикаций российских и зарубежных экспертов спортивного права, синтеза, систематизации и формализации полученных знаний в виде схем и таблиц. Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный анализ правового поля спортивного менеджера позволил сделать вывод, что отечественное законодательство о физической культуре и спорте представляет собой комплексный массив нормативно-правовых актов, включающий разнообразные источники. С целью соответствия профессиональному стандарту спортивный менеджер должен обладать компетенциями в различных отраслях права (конституционного, гражданского, трудового, спортивного, международного и других отраслей). Заключение. Грамотное и эффективное руководство физкультурно-спортивной организацией в условиях постоянного развития правового регулирования спортивных отношений возможно только при условии опоры на современную нормативно-правовую базу и обладания менеджером соответствующими знаниями в области управления физкультурно-спортивной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Орлова М.М., Хайруллина А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL SUPPORTFOR THE ACTIVITIES OF A SPORTS MANAGER

The purpose of the research. Analysis and construction of a system of regulatory and legal support for the activities of a sports manager. Research methods and organization. The research was conducted on the basis of studying and analyzing legislative and other regulatory legal acts in the field of physical culture and sports, publications of Russian and foreign experts in sports law, synthesis, systematization and formalization of the information received in the form of diagrams and tables. Research results and their discussion. The analysis of the legal field of the sports manager allowed us to conclude that the domestic legislation on physical culture and sports is a set of regulatory legal acts, including a variety of sources. In order to meet the professional standard, a sports manager must have competencies in various branches of law (constitutional, civil, labor, sports, international and other branches). Conclusion. Competent and effective management of a physical culture and sports organization in the conditions of constant development of legal regulation of sports relations is possible only if the manager relies on a modern regulatory framework and has the appropriate knowledge in the field of management of physical culture and sports activities.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА»

УДК 005 DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-3-84-91

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА

М.М. Орлова, А.Д. Хайруллина

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия Аннотация

Цель исследования - анализ и построение системы нормативно-правового обеспечения деятельности спортивного менеджера.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось на основе изучения и анализа законодательных и иных нормативных правовых актов сферы физической культуры и спорта, публикаций российских и зарубежных экспертов спортивного права, синтеза, систематизации и формализации полученных знаний в виде схем и таблиц.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный анализ правового поля спортивного менеджера позволил сделать вывод, что отечественное законодательство о физической культуре и спорте представляет собой комплексный массив нормативно-правовых актов, включающий разнообразные источники. С целью соответствия профессиональному стандарту спортивный менеджер должен обладать компетенциями в различных отраслях права (конституционного, гражданского, трудового, спортивного, международного и других отраслей). Заключение. Грамотное и эффективное руководство физкультурно-спортивной организацией в условиях постоянного развития правового регулирования спортивных отношений возможно только при условии опоры на современную нормативно-правовую базу и обладания менеджером соответствующими знаниями в области управления физкультурно-спортивной деятельностью.

Ключевые слова: нормативный правовой акт, локальный нормативный акт, физкультурно-спортивная деятельность, спортивный менеджер.

REGULATORY AND LEGAL SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF A SPORTS MANAGER M.M. Orlova, e-mail: rytoz@rambler.ru A.D. Khairullina, e-mail: zavkafeus@mail.ru

Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia Abstract

The purpose of the research. Analysis and construction of a system of regulatory and legal support for the activities of a sports manager.

Research methods and organization. The research was conducted on the basis of studying and analyzing legislative and other regulatory legal acts in the field of physical culture and sports, publications of Russian and foreign experts in sports law, synthesis, systematization and formalization of the information received in the form of diagrams and tables. Research results and their discussion. The analysis of the legal field of the sports manager allowed us to conclude that the domestic legislation on physical culture and sports is a set of regulatory legal acts, including a variety of sources. In order to meet the professional standard, a sports manager must have competencies in various branches of law (constitutional, civil, labor, sports, international and other branches).

Conclusion. Competent and effective management of a physical culture and sports organization in the conditions of constant development of legal regulation of sports relations is possible only if the manager relies on a modern regulatory framework and has the appropriate knowledge in the field of management of physical culture and sports activities. Keywords: regulatory legal act, local regulatory act, physical culture and sports activity, sports manager.

ВВЕДЕНИЕ

Среди актуальных проблем спортивного менеджмента одно из ведущих мест занимает обеспеченность управленческой деятельности нормативными документами. Обширность нормативной базы, регулирующей сферу фи-

зической культуры и спорта (далее — ФКиС), обусловлена многообразием отношений, складывающихся в процессе физкультурно-спортив-ной деятельности .

Актуальность исследования заключается в необходимости постоянно поддерживать соответствие

Таблица 1 - Регулирующая (нормативная) информация спортивного менеджера Table 1 - Regulatory information of a sports manager

Регулирующая (нормативная) информация Regulatory information Трудовые функции (№№ статей по профстандарту) Labor functions (№ of articles on the professional standard)

Нормативные документы, регулирующие международное олимпийское движение, включая Олимпийскую хартию Международного олимпийского комитета 3.5.3, 3.5.4, 3.5.5, 3.5.6, 3.7.7, 3.8.1, 3.8.4, 3.8.5, 3.8.6, 3.8.7

Законодательство Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта 3.1.3, 3.3.2, 3.4.5, 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.4, 3.5.5, 3.5.6, 3.5.7, 3.6.1, 3.6.2, 3.6.3, 3.6.4, 3.6.5, 3.6.6, 3.6.7, 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3, 3.7.4, 3.7.5, 3.7.6, 3.8.4, 3.8.5

Законодательство Российской Федерации в части санитарно-гигиенических требований к образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам 3.1.3, 3.3.5, 3.5.4

Гражданское законодательство Российской Федерации в части совершения и юридического оформления сделок, заключения и исполнения договоров , организации расчетов 3.2.2, 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.4, 3.5.5, 3.5.7, 3.6.1, 3.6.2, 3.6.3, 3.6.4, 3.6.5, 3.6.6, 3.6.7, 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3, 3.7.4, 3.7.5, 3.7.6, 3.7.7, 3.8.2, 3.8.3, 3.8.5, 3.8.6, 3.8.7

Трудовое законодательство Российской Федерации 3.1.2, 3.2.2, 3.3.2, 3.4.3, 3.5.3, 3.5.4, 3.5.5, 3.5.6, 3.5.7, 3.6.3, 3.7.2, 3.8.1, 3.8.2, 3.8.3, 3.8.6

Налоговое законодательство Российской Федерации 3.5.4, 3.5.5, 3.5.6, 3.8.1, 3.8.2

Основы законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности физкультурных, спортивных и массовых мероприятий 3.2.2, 3.3.5, 3.5.7, 3.6.7

Нормативные документы в области физической культуры и спорта и спортивных федераций, устанавливающие требования к подготовке и проведению спортивных мероприятий 3.2.1, 3.3.1, 3.6.1, 3.6.2, 3.8.1, 3.8.2

Нормативные документы, устанавливающие требования к организации спортивной подготовки в физкультурно-спортивных организациях соответствующего вида 3.5.1, 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3

Нормативные документы, устанавливающие требования к организации консультирования и тестирования 3.4.1

Нормативные документы, устанавливающие требования к организации тестирования населения в рамках ВФСК ГТО 3.4.2, 3.4.4

Нормативные документы в области регулирования финансов, бухгалтерского учета и отчетности, вышестоящей организации, собственника по организации учета, контроля и подготовке отчетности в физкультурно-спортивной организации соответствующей организационно-правовой формы и формы собственности 3.2.3, 3.4.5, 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.4, 3.5.5, 3.5.6, 3.6.1, 3.6.2, 3.6.6, 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3, 3.7.4, 3.7.5, 3.7.6, 3.7.7, 3.8.1, 3.8.2, 3.8.4, 3.8.5, 3.8.6, 3.8.7

Способы закупок, предусмотренные законодательством Российской Федерации и внутренними нормативными правовыми актами вышестоящей организации 3.7.4

Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта (спортивной дисциплине) 3.2.3, 3.7.7, 3.8.1, 3.8.2, 3.8.3, 3.8.4, 3.8.5

Российские и международные стандарты управления проектной деятельностью 3.7.3, 3.7.4, 3.7.5, 3.7.6

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций по профилю деятельности 3.2.2, 3.5.1, 3.5.4, 3.5.5, 3.5.7, 3.6.4, 3.6.5, 3.6.7

Правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации все трудовые функции

Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией все трудовые функции

Требования к оформлению, реквизитам, порядку разработки и утверждения локальных нормативных актов все трудовые функции

Требования охраны труда и пожарной безопасности все трудовые функции

своей деятельности требованиям внешней регулирующей среды, изучая и принимая решения на основе актуальных нормативных актов, а также внося изменения в собственные локальные нормативные акты.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на основе изучения и анализа законодательных и иных нормативных правовых актов сферы физической культуры и спорта, сопоставления российских и зарубежных механизмов управления спортивным движением, контент-анализа публикаций российских и зарубежных экспертов спортивного права, синтеза, систематизации и формализации полученных знаний.

Спортивный менеджер (руководитель спортивной организации) — центральная фигура, осуществляющая управление деятельностью и развитием физкультурно-спортивной организации (далее — ФСО). Согласно ст.273 Трудового кодекса РФ [1], руководство организацией осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней, учредительными документами и локальными нормативными актами. В зависимости от выбранной организационно-правовой формы деятельность ФСО осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок деятельности коммерческих и некоммерческих организаций [2]. Помимо федерального законодательства, представление о нормативно-правовой базе, которой должен руководствоваться спортивный менеджер в своей деятельности, также складывается на основе изучения профессионального стандарта [3]. Раздел профстандарта «Необходимые знания» определяет для каждой трудовой функции перечень регулирующей (нормативной) информации, которой должен руководствоваться спортивный менеджер при осуществлении своих должностных обязанностей (таблица 1). Анализируя состав нормативной информации, на которую должен опираться в своей работе спортивный менеджер, становится очевидно, что он должен владеть компетенциями в различных отраслях права: конституционного, гражданского, трудового, спортивного, международного и других отраслей. Межнациональный характер нормативной базы сферы спорта в целом и приоритетное применение международных правовых актов признается зарубежными учеными [4, 5]. Состав необходимых знаний руководителя ФСО расширяется пропорционально росту уровня

квалификации. Знание международных нормативных правовых актов в области ФКиС требуется профстандартом для трудовых функций не ниже 7-го уровня квалификации (из 9), что говорит о высокой степени требований к характеру знаний, умений, полномочиям и ответственности. Знание законодательства РФ в сфере ФКиС, трудового и гражданского законодательства РФ, локальных нормативных актов является необходимым требованием для всех руководителей ФСО независимо от выполняемых трудовых функций. Некоторая нормативная информация (требования к организации консультирования и тестирования, способы закупок, стандарты управления проектной деятельностью) в силу своей специфичности требуется при выполнении лишь некоторых трудовых функций.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основании проведенного анализа делаем вывод, что законодательство о ФКиС представляет собой комплексный массив нормативно-правовых актов, включающий разнообразные источники. Структуру правового обеспечения менеджмента ФСО в соответствии со ст.4 федерального закона [2] составляют нормативно-правовые акты международного, федерального, регионального, муниципального и внутриуч-режденческого (локального) уровней регулирования:

1. Конституция Российской Федерации (п.2 ст.41).

2. Международные нормативные правовые акты в области ФКиС1.

3. Федеральные законы, в том числе кодексы, о регулировании различных аспектов функционирования и развития сферы ФКиС.

4. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по развитию ФКиС.

5. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации о ФКиС.

6. Акты федеральных органов исполнительной власти, в том числе профстандарт руководителя спортивной организации.

7. Законы субъектов федерации о специфике регулирования спортивных отношений.

8. Акты региональных органов власти о специфике регулирования спортивных отношений.

9. Акты органов местного самоуправления.

10. Локальные нормативные акты ФСО.

1 Конституцией Российской Федерации (п.4 ст.15) предусматривается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Таблица 2 - Система нормативно-правовых актов физкультурно-спортивной организации Table 2 - System of regulatory legal acts of a physical culture and sports organization

Вид нормативного акта Type of regulatory act Пример нормативного акта Example of a regulatory act Сфера регулирования касательно спортивных отношений Scope of regulation regarding sports relations

Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации Поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта

Международный уровень

Международные нормативные правовые акты в области физической культуры и спорта Международная хартия физического воспитания, физической активности и спорта Создание устойчивых возможностей для физически активной жизни всех людей

Спортивная хартия Европы Установление общих принципов политики стран-участниц в физкультурно-спортивной сфере

Конвенция Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей Обеспечение безопасности, защиты и благоприятной атмосферы на футбольных матчах и других спортивных мероприятиях

Кодекс спортивной этики «Справедливая игра - путь к победе» Обеспечение этической основы спорта, построенной на справедливой игре, товариществе и добровольном движении

Федеральный уровень

Федеральные законы Гражданский кодекс Российской Федерации Совершение и юридическое оформление сделок, организация расчетов, регулирование договорных отношений (заключение гражданско-правовых договоров, купли-продажи, аренды, возмездного оказания услуг) в области физической культуры и спорта

Трудовой кодекс Российской Федерации Регулирование труда спортсменов и тренеров, иных категорий работников ФСО

Налоговый кодекс Российской Федерации Регулирование порядка налогообложения ФСО

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Установление ответственности за нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований

Федеральный закон от 07.12.2007 N329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Установление правовых, организационных, экономических и социальных основ деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определение основных принципов законодательства о физической культуре и спорте

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Закрепление особенностей реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта

Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Регламентация правового статуса, создания, организации деятельности, ликвидации и реорганизации спортивной федерации как общественного объединения

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Регламентация правового статуса, порядка создания, деятельности, реорганизации, ликвидации спортивных школ и иных учреждений физкультурно-спортивной направленности как юридических лиц

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» Регулирование отношений, возникающих между ФСО и потребителями физкультурно-спортивных услуг

Указы и распоряжения Президента РФ Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» Совершенствование государственной политики в области физической культуры и спорта, создание эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения

Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2018 г. № 432 «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта» Содействие развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации

Продолжение на следующей странице ►

АНачало на предыдущей странице

Постановления Правительства России о физической культуре и спорте Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» Содействие развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации

Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года» Содействие развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации

Акты федеральных органов исполнительной власти Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2015 №798н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» Характеристика квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта

Приказ Минспорта России от 24.11.2021 № 918 «Об утверждении программы создания и развития региональных центров подготовки спортивного резерва в субъектах Российской Федерации до 2030 года» Содействие развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации

Приказ Минспорта России от 24.05.2021 № 330 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию региональных программ развития видов спорта, синхронизированных с целями и задачами программ развития видов спорта общероссийских спортивных федераций» Унификация подходов к разработке программно-целевой и содержательной частей программ развития федерациями

Региональный уровень

Законы субъектов РФ о специфике регулирования спортивных отношений Закон Республики Татарстан от 08.10.2008 N 99-ЗРТ «О физической культуре и спорте» Регулирование организационных, экономических, социальных и иных отношений в области физической культуры и спорта в Республике Татарстан

Подзаконные акты региональных органов власти о специфике регулирования спортивных отношений Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.03.2019 N 159 «Об утверждении Государственной программы " Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2019-2025 годы» Реализация государственной политики в области физической культуры и спорта в Республике Татарстан

Приказ Министерства спорта Республики Татарстан от 22.07.2021 № 263 «О внедрении Навигатора дополнительного образования Республики Татарстан» Обеспечение формирования системы персонифицированного учета детей, получающих услуги по дополнительному образованию в Республике Татарстан

Приказ Министерства спорта Республики Татарстан от 15.06.2021 №218 «Об утверждении перечня значимых физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых на территории Республики Татарстан в 2021 году» Формирование и утверждение перечня значимых официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых на территории субъекта Российской Федерации

Муниципальный уровень

Акты органов местного самоуправления Постановление ИКМО г. Казани от 04.12.2017 N 4963 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Казани на 2018-2023 годы» Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Республике Татарстан

Приказ МКУ «Комитет физической культуры и спорта ИКМО г. Казани» от 05.07.2022 №174 «О присвоении спортивных разрядов» Присвоение спортивных разрядов спортсменам, выполнившим нормативы Единой Всероссийской спортивной квалификации

Вид нормативного акта Type of regulatory act Пример нормативного акта Example of a regulatory act Сфера регулирования касательно спортивных отношений Scope of regulation regarding sports relations

Внутриучрежденческий (локальный) уровень

Учредительные документы и локальные нормативные акты ФСО Устав (учредительный договор) Установление оснований законного функционирования ФСО как юридического лица

Положения Регламентация порядка образования, прав, обязанностей, ответственности и организации работы структурного подразделения (должностного лица, совещательного или коллегиального органа) ФСО, либо определенного участка деятельности

Правила внутреннего трудового распорядка ФСО Регламентация в соответствии с законодательством РФ порядка приема и увольнения сотрудников, основных прав, обязанностей и ответственности сторон трудового договора, режима работы, времени отдыха, применяемых мер поощрения и взыскания и иных вопросов регулирования трудовых отношений в ФСО

Штатное расписание Утверждение структуры, штатного состава и численности ФСО с указанием размера заработной платы сотрудников в зависимости от занимаемой должности

Регламенты работы Определение порядка деятельности и взаимодействия подразделений и работников ФСО в рамках конкретного процесса

Правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности Установление требований по охране труда и пожарной безопасности

Система нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивного менеджера, с примерами важнейших в каждой группе представлена в таблице 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российские ученые, отмечая разносторонний и специфичный характер сферы физической культуры и спорта, поддерживают идею дальнейшего развития правового регулирования спортивных отношений, в частности, в виде принятия кодифицированного акта [6].

Говоря о международном опыте правового регулирования спортивной деятельности, следует отметить, что нормативная база сформирована в той или иной степени во всех развитых странах, вместе с тем для каждой страны характерны собственные механизмы управления спортивным движением. В части государств нормы, регулирующие спортивные отношения, зафиксированы в их конституциях (Греция, Венгрия, Австрия), законах о спорте (Испания, Италия, Португалия, Финляндия, Чехия, КНР, Мексика, Аргентина и др.), кодифицированных актах (Франция, Бразилия), в других при минимальном количестве актов спортивного законодательства приоритет отдается негосударственному воздействию на спортивные отношения посредством принятия локальных и договорных норм (Великобритания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бельгия). Отдельное внимание уделим локальным нормативным актам (ЛНА) ФСО. Практика регулирования спортивных отношений локальными нормативными актами (уставами, конституциями,

контрактами, коллективными соглашениями) широко распространена за рубежом и основывается на правовой, политической и финансовой автономии самоуправления европейских спортивных федераций. Эта идея в целом поддерживается многими зарубежными авторами [7, 8, 9]. В условиях быстро меняющегося законодательства возникает необходимость постоянного мониторинга внутренних нормативных документов, которыми руководствуется ФСО при оказании услуг. ЛНА создаются с учетом особенностей деятельности конкретной организации и действуют только для нее. Иными словами, у каждого учреждения имеется свой набор локальных нормативов, и их содержание также индивидуально. К основным признакам локальных актов организации относятся оформление, содержание и структура, типичные для правовых, юридически значимых документов в соответствии с требованиям ГОСТ Р 7.0.97-2016 [10], а содержание определяет область применения и вопрос, в отношении которого разработали ЛНА. ЛНА физкультурно-спортивной организации, которыми руководствуется в своей деятельности спортивный менеджер , представлены на рисунке . Перечень ЛНА законом не ограничен. Руководители могут сами формировать внутренние организационные правила, действуя в интересах своей организации и в рамках закона. Отдельно необходимо сказать про государственные стандарты. Несмотря на то, что документы национальной системы стандартизации не являются

нормативно-правовыми актами и в соответствии с федеральным законом [11, п. 1 ст. 26] применяются на добровольной основе, применение национального стандарта является обязательным в случае публичного заявления о соответствии ему, например, при нанесении обозначения национального стандарта в маркировке, эксплуатационной или иной документации [11, п. 3 ст. 26]. Поэтому руководителю ФСО необходимо также руководствоваться в своей деятельности этими документами. Например, ГОСТ Р 52024-2003 [12] при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, ГОСТ Р 55529-2013 [13] при обеспечении безопасности проведения физкультурных и спортивных мероприятий, ГОСТ Р 56199-2014 [14] при обеспечении безопасности на спортивных сооружениях образовательных организаций, ГОСТ Р 56433-2015 [15] при оборудовании спортивных площадок и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог рассмотрению нормативно-правовой базы деятельности руководителя ФСО, необходимо подчеркнуть, что круг нормативных документов, которые положены в основу его деятельности, достаточно широк, функционирование ФСО обеспечивается нормами различных отраслей права. Кроме того, правовое поле деятельности спортивного менеджера еще более расширяется за счет тесной связи с законодательством об образовании, здравоохранении, предпринимательской деятельности, защите прав потребителей и др. Опираясь на современную нормативно-правовую базу и обладая соответствующими знаниями в области управления физкультурно-спор-тивной деятельностью, спортивный менеджер сможет осуществлять грамотное и эффективное руководство вверенной ему структурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_34683/

2. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ (с изм. от 06.03.2022). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_73038/

3. Профессиональный стандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2015 №798н. URL: https:||docs.cntd.ru| document|4203l4865

4. Siekmann R.C.R., Soek J. Towards a typology of (international) Comparative Sports Law (Research) || Lex Sportiva:

What Is Sports Law? / eds.: R. Siekmann, J. Soek. - The Hague: T.M.C. Asser Press, 2012. - P. 36-42.

5. Van Kleef R. The legal status of disciplinary regulations in sport // International Sports Law Journal. - 2014. - № 14. - P. 24-45.

6. Соловьев, А. А. О концепции проекта Спортивного кодекса России // Юрист вуза. - 2010. - № 5. - С. 44-50.

7. Weatherill S. The Influence of EU Law on Sports Governance // European Sports Law: collection papers. - The Hague: T.M.C. Asser Press, 2014. - P. 28-34. (ASSER International Sports Law Series).

8. Schulenkorf N. Managing sport-for-development: reflections and outlook // Sport Management Review. - 2017. - № 20. - P. 243-251.

9. Peachey J.W., Schulenkorf N., Hil P. Sport-for-development: A comprehensive analysis of theoretical and conceptual advancements // Sport Management Review. - 2019. - № 20. - DOI: 10.1016/j.smr.2019.11.002.

10. ГОСТ Р 7.0.97-2016. СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов [Электронный ресурс]. - URL: http://base. garant.ru/71634352/

11. Федеральный закон от 29.06.2015 №162-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О стандартизации в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181810/0b41c80 a4b380c5845a29b37afa6f49390738b18

12. ГОСТ Р 52024-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200031619

13. ГОСТ Р 55529-2013 Объекты спорта. Требования безопасности проведения спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200104658

14. ГОСТ Р 56199-2014 Требования безопасности на спортивных сооружениях образовательных организаций [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/1200114183

15. ГОСТ Р 56433-2015 Оборудование для игровых площадок. Оборудование для волейбольных площадок. Функциональные требования и требования безопасности и др. [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/1200121749

REFERENCES

1. The Labour code of the Russian Federation of 30.12.2001 N 197-03 (ed. of 25.02.2022). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34683/

2. Federal law " On Physical Culture and Sports in the Russian Federation " of 04.12.2007 N 329-FZ (ed. of 06.03.2022). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/

3. Professional standard «The head of an organization (division of an organization) carrying out activities in the field of physical culture and sports », approved of 29.10.2015 №798n. URL: https://docs.cntd.ru/document/420314865

4. Siekmann R.C.R., Soek J. Towards a typology of (International) Comparative Sports Law (Research) // Lex Sportiva: What Is Sports Law? / eds.: R.Siekmann, J.Soek. - The Hague: T.M.C. Asser Press, 2012. - P. 36-42.

5. Van Kleef R. The legal status of disciplinary regulations in sport // International Sports Law Journal. - 2014. - №14. - P. 24-45.

6. Soloviev A.A. On the concept of the draft Sports Code of the Russian Federation// Lawyer of the university. - 2010. - № 5. - P. 44-50.

7. Weatherill S. The Influence of EU Law on Sports Governance // European Sports Law: collection papers. - The Hague:

T.M.C. Asser Press, 2014. - P. 28-34. (ASSER International Sports Law Series).

8. Schulenkorf N. Managing sport-for-development: reflections and outlook // Sport Management Review. - 2017. - № 20. -P. 243-251.

9. Peachey J.W., Schulenkorf N., Hil P. Sport-for-development: A comprehensive analysis of theoretical and conceptual advancements // Sport Management Review. - 2019. - № 20.

- DOI: 10.1016/j.smr.2019.11.002.

10.G0ST R 7.0.97-2016 [electronic resource]. - URL: http://base. garant.ru/71634352/

11. Federal law of 29.06.2015 №162-FZ (ed. of 03.07.2016) « On Standardization in the Russian Federation» [electronic resource].

- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181 810/0b41c80a4b380c5845a29b37afa6f49390738b18

12.GOST R 52024-2003 [electronic resource]. - URL: https:// docs.cntd.ru/document/1200031619

13.G0ST R 55529-2013 [electronic resource]. - URL: https:// docs.cntd.ru/document/1200104658

14. GOST R 56199-2014 [electronic resource]. - URL: https:// docs.cntd.ru/document/1200114183

15.G0ST R 56433-2015 [electronic resource]. - URL: https:// docs.cntd.ru/document/1200121749

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Орлова Мария Михайловна - старший преподаватель кафедры экономики и управления в спорте; ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»; 420010, тер. Деревня Универсиады, зд.35; e-mail: rytoz@ rambler; ORCID: 0000-0002-5156-2981

Хайруллина Альбина Джавдатовна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления в спорте; ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»; 420010, тер. Деревня Универсиады, зд.35; e-mail: zavkafeus@mail.ru; ORCID: 0000-0002-5501-6347

Поступила в редакцию 11 августа 2022 г. Принята к публикации 28 августа 2022 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Орлова, М.М. Нормативно-правовое обеспечение деятельности спортивного менеджера / М.М.Орлова, А.Д.Хайруллина // // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022.-Т. 10, № 3. -С. 84-91. РО!: 10.36028/2308-8826-2022-10-3-84-91

FOR CITATION

Orlova M.M., Khairullina A.D. Regulatory and legal support for the activities of a sports manager. Science and sport: current trends, 2022, vol. 10, no.3,pp. 84-91 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-3-84-91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.