Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение деятельности по энергосбережению в холдинге «Российские железные дороги»'

Нормативно-правовое обеспечение деятельности по энергосбережению в холдинге «Российские железные дороги» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Известия Транссиба
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / STANDARD LEGAL SUPPORT / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ENERGY SAVING / ПРОГНОЗЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / FORECASTS OF CONSUMPTION OF FUEL AND ENERGY RESOURCES / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / POWER STRATEGY / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / POWER EFFICIENCY / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ / SCENARIOS OF DEVELOPMENT / МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ / REALIZATION MECHANISMS / TARGET REFERENCE POINTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никифоров Михаил Михайлович, Незевак Владислав Леонидович

В статье приведены результаты анализа нормативных и правовых документов Российской Федерации, а также внутренних нормативных документов, устанавливающих основные целевые показатели и требования к деятельности по энергосбережению в холдинге «Российские железные дороги». Обоснована необходимость проведения актуализации Энергетической стратегии холдинга «Российские железные дороги» и пересмотра перечня механизмов ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никифоров Михаил Михайлович, Незевак Владислав Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARD LEGAL SUPPORT ACTIVITIES FOR ENERGY SAVING IN HOLDING «RUSSIAN RAILWAYS»

Results of the analysis of normative and legal documents of the Russian Federation, and also the internal normative documents establishing the main target indicators and requirements to activities for energy saving in «Russian Railways» Holding are given in article. Need of carrying out updating of Power strategy of «Russian Railways» Holding and revision of the list is proved by the mechanism of its realization.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение деятельности по энергосбережению в холдинге «Российские железные дороги»»

Список литературы

1. Megger: Guide to Diagnostic Insulation Testing Above 1kV, Second Edition / D. O. Jones, J. R. Jowett and others. - 2002. p. 47.

2. Бегиев, А. И. Диагностическое оборудование для проверки якорей и статоров электродвигателей [Текст] / А. И. Бегиев, В. А. Тихонов // «Ремонт & Сервис». - 2009. - № 1. -С. 58 - 62.

3. Харламов, В. В. Оценка технического состояния изоляции тяговых электродвигателей подвижного состава [Текст] / В. В. Харламов, П. К. Шкодун, И. В. Шестаков // Эксплуатационная надежность локомотивного парка и повышение эффективности тяги поездов: Материалы всерос. техн. конф. с междунар. участием / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2014. - С. 211 - 222.

4. Харламов, В. В. Тестирование межвитковой изоляции якорной обмотки тягового электродвигателя по методу волнового отклика [Текст] / В. В. Харламов, П. К. Шкодун, И. В. Шестаков // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2015. -№ 2 (22). - С. 39 - 45.

5. Губин, И. Б. Предэксплуатационная диагностика и моделирование состояния изоляции электродвигателей сезонно эксплуатируемого оборудования в сельском хозяйстве. [Текст]: автореф. дис... канд. техн. наук: 05.20.02 / Губин Игорь Борисович. - Барнаул, 2003. - 20 с.

References

1. Jones D. O., Jowett J. R., Thomson S.G., Danner D. S. - Megger: Guide to Diagnostic Insulation Testing Above 1kV, Second Edition. - 2002. p. 47.

2. Begiev A. I., Tihonov V. A., Diagnostic equipment for motor armatures and stators. Remont & Servis, 2009, no. 1, pp. 58 - 62.

3. Harlamov V. V., Shkodun P. K., Shestakov I. V. Evaluation of traction motors insulation technical condition on rolling stock [Otsenka tekhnicheskogo sostoianiia izoliatsii tiagovykh el-ektrodvigatelei podvizhnogo sostava]. Ekspluatatsionnaia nadezhnost' lokomotivnogo parka i pov-yshenie effektivnosti tiagi poezdov: materialy vtoroi vserossiiskoi tekhnicheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Ekspluatatsionnaya nadezhnost lokomotivnogo parka i povyishenie effektivnosti tyagi poezdov: materialyi vtoroy vserossiyskoy tehnicheskoy konferentsii s mezhdu-narodnyim uchastiem). Omsk. - 2014, pp. 211 - 222.

4. Harlamov V. V., Shkodun P. K., Shestakov I. V. Testirovanie mezhvitkovoi izoliatsii iakornoi obmotki tiagovogo elektrodvigatelia po metodu volnovogo otklika [Traction motor turn-to-turn insulation testing by wave response method]. Izvestiia Transsiba - The Trans-Siberian Bulletin,, 2015, no. 2 (22), pp. 39 - 45.

5. Gubin I. B. Predekspluatatsionnaia diagnostika i modelirovanie sostoianiia izolia-tsii el-ektrodvigatelei sezonno ekspluatiruemogo oborudovaniia v sel'skom khoziaistve (Preoperational diagnostics and simulation of seasonal operating induction machines insulation condition in agricultural industry). Ph. D. thesis, Barnaul, AGU, 2003, 20 p.

УДК 621.311

М. М. Никифоров, В. Л. Незевак

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В ХОЛДИНГЕ «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

В статье приведены результаты анализа нормативных и правовых документов Российской Федерации, а также внутренних нормативных документов, устанавливающих основные целевые показатели и требования к деятельности по энергосбережению в холдинге «Российские железные дороги». Обоснована необходимость

проведения актуализации Энергетической стратегии холдинга «Российские железные дороги» и пересмотра перечня механизмов ее реализации.

Реформирование ОАО «Российские железные дороги» с выделением дочерних и зависимых обществ и созданием холдинга «РЖД», регулярные изменения в нормативно-правовой базе в сфере энергосбережения и транспортной отрасли, изменения в конъюнктуре внутреннего и мировых рынков, а также потребность в уточнении задач и приоритетов в области энергосбережения обусловливают необходимость систематизации сведений о нормативно-правовом обеспечении деятельности по энергосбережению холдинга «Российские железные дороги» и актуализации механизмов ее реализации.

Деятельность по энергосбережению в холдинге «Российские железные дороги» связана с решением следующих задач:

1) систематической актуализацией Энергетической стратегии ОАО «Российские железные дороги», разработкой и выполнением программы ее реализации;

2) разработкой и реализацией программ энергосбережения и повышением энергетической эффективности ОАО «Российские железные дороги»;

3) реализацией инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте»;

4) обеспечением контроля графика реализации и достигаемого технико-экономического эффекта внедряемых организационно-технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Организация деятельности холдинга «Российские железные дороги» в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности базируется на следующих нормативно-правовых актах Российской Федерации:

- Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-Ф3 (в ред. от 13.07.2015);

- Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261 (в ред. от 13.07.2015);

- Транспортная стратегия РФ;

- Энергетическая стратегия РФ;

- Стратегия электросетевого комплекса РФ;

- Стратегия развития железнодорожного транспорта;

- Стратегия долгосрочного социально-экономического развития РФ

и иных нормативных документах Министерства энергетики РФ, Министерства транспорта РФ, Федеральной службы по тарифам РФ и др.

Требования, устанавливаемые указанными нормативно-правовыми актами, относятся к организации приборного учета энергоресурсов, маркировки класса энергоэффективности зданий, сооружений и оборудования, целевым показателям в области расхода топливно-энергетических ресурсов и др. [1].

На основании государственных стратегических документов в холдинге «РЖД» разрабатываются, утверждаются и регулярно актуализируются внутренние стратегические документы:

- стратегия развития «РЖД»;

- стратегия инновационного развития «РЖД»;

- экологическая стратегия «РЖД»;

- энергетическая стратегия «РЖД» и др.

Центральным документом, определяющим основные задачи и направления энергетической политики с учетом влияния внутренних и внешних факторов, складывающихся на железнодорожном транспорте, на рынке перевозок и в топливно-энергетическом комплексе России с момента утверждения первой редакции в 2004 г. является Энергетическая стратегия ОАО «Российские железные дороги» (далее - Энергостратегия «РЖД»).

Текущие значения ключевых параметров действующих стратегических документов Российской Федерации, которые устанавливают целевые ориентиры и оказывают влияние на параметры Энергостратегии холдинга «Российские железные дороги» при ее актуализации на период до 2020 г. и на перспективу до 2030 г., приведены на рисунке 1.

Транспортная стратегия РФ

к 2030 г.: - объем перевозок грузов -1 750,6 млн т; - грузооборот - 3020,6 млрд ткм брутто;

- средний удельный расход топлива/ электроэнергии на один приведенный тонно-километр по видам транспорта 85,6 % к уровню 2011 г.

Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ

к 2030 г.:

грузооборот - 3,05 трлн ткм брутто; - сокращение удельного расхода электроэнергии на тягу поездов (энергоемкость перевозок) на 14,4 %; топлива - на 9,1 % (к уровню 2008 г.); - снижение энергоемкости перевозок на ж-д. транспорте -85,6 % (к уровню 2007 г.).

Энергетическая стратегия РФ

к 2030 г.: - снижение потерь в электрических сетях до 8 %; - снижение потребления электроэнергии - от 1740 до 2164 (внутренний спрос) млрд кВтч.

Параметры энергетической

стратегии холдинга «РЖД» на период до 2020 г. и на перспективу до 2030 г.

Стратегия долгосрочного социально-экономического развития РФ

к 2030 г.: снижение энергоемкости валового внутреннего продукта на 46 %

(к уровню 2007 г.); рост транспортной подвижности населения более чем на 100 %.

Стратегия развития электросетевого хозяйства РФ

к 2017 г.: снижение величины потерь на 11 % по отношению к уровню 2012 г.; - повышение загрузки мощностей;

- снижение стоимости технологического присоединения для малого и среднего бизнеса.

Рисунок 1 - Значения ключевых параметров стратегических документов РФ, влияющих на параметры Энергетической стратегии ОАО «РЖД»

Как видно на рисунке 1, различные документы устанавливают отличающиеся друг от друга ключевые параметры, что связано с различными подходами к их определению, базой исчисления и временем принятия документов. В связи с этим при актуализации Энергостратегии ОАО «РЖД» необходимо ориентироваться на самые высокие показатели.

Основные требования к повышению уровня энергоэффективности, оказывающие влияние на параметры Энергостратегии «РЖД» на период до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. и заложенные в стратегических документах ОАО «Российские железные дороги», представлены на рисунке 2.

Каждый из перечисленных выше документов содержит прогнозные значения различных параметров, оказывающих влияние на энергоэффективность перевозочного процесса. Например, увеличение протяженности электрифицированных железных дорог в целом повышает уровень энергоэффективности перевозочного процесса в условном топливе, а установление задания по повышению скорости движения поездов приводит к увеличению полного и удельного расхода энергоресурсов на тягу поездов и снижению энергоэффективности, обеспечивая при этом большую удовлетворенность клиентов.

Основными предпосылками для актуализации Энергостратегии «РЖД» в настоящее время являются следующие:

1) изменение конъюнктуры внутреннего и мировых рынков в 2014 и 2015 гг., спад развития отечественной экономики и, как следствие, падение объемов перевозок грузов и пассажиров;

70 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 4(24) 2015

2) частичная реализация запланированных мероприятий в Энергостратегии «РЖД» от 2010 г., включающих в себя целевые инвестиционные проекты, инвестиционные программы по развитию новой техники и технологий, программы энергосбережения, организационно-технические мероприятия в сфере энергосбережения.

Стратегия развития «РЖД» (2014 г.):\

- снижение удельного расхода электроэнергии на тягу к 2030 г. - 94,1 % (от 2012 г.); - снижение удельного расхода условного топлива на тягу поездов к 2030 г. - 90,2 % (от 2012 г.)

Параметры энергетической стратегии холдинга «РЖД» на период до 2020 г. и на перспективу до 2030 г.

Стратегия инновационного развития «РЖД» (2010 г.):

- уровень удельного расхода топлива на тягу поездов в 2015 г. 41,7 кг у. т. / 10 т. ткм брутто

Экологическая стратегия ОАО «РЖД» (2009 г.):

- снижение негативного воздействия на окружающую среду к 2015 г. на 35 %, к 2030 г. - на 70 %

Рисунок 2 - Значения ключевых параметров внутренних стратегических документов ОАО «Российские железные дороги», влияющих на параметры Энергостратегии «РЖД»

Падение объемов перевозок грузов и пассажиров в 2014 и 2015 гг. делает необходимым корректировку прогнозов потребления топливно-энергетических ресурсов в Энергостратегии «РЖД». Прогноз перевозок, представленный в Энергостратегии «РЖД», ориентирует на непрерывный рост перевозок с 2011 г. как по оптимистичному, так и по консервативному варианту. Так, в действующей редакции Энергостратегии «РЖД» прогноз изменения перевозочной работы на электротяге с 2011 г. ориентирует на непрерывный рост объема перевозок до 2030 г. с 3,3 трлн ткм брутто до 4,91 трлн ткм брутто по консервативному варианту и до 5,28 трлн ткм брутто - по оптимистичному. В то же время кризис 2008 г. показал, что объемы перевозок за указанный год снизились на величину около 10 %, после чего потребовалось скорректировать темпы роста по обоим вариантам развития.

Внесение изменений в прогноз развития перевозочной работы потребует пересмотра темпов роста, учета падения объемов перевозочной работы в 2014 и 2015 гг. и корректировки объемов работы на перспективу до 2030 г., а также уровней энергоемкости. Последние для ОАО «Российские железные дороги» установлены приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 31.03.2015 № 586-т, требования которого ориентируют на темп роста показателей энергоэффективности за три года на 2,1 %.

Для достижения установленных значений энергоемкости и энергоэффективности Федеральная служба по тарифам утвердила для ОАО «РЖД» перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включе-

нию в программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2016 - 2018 гг.:

- совершенствование методов управления движением поездов;

- улучшение показателей использования локомотивов;

- улучшение технического состояния подвижного состава;

- улучшение технического состояния путевого хозяйства;

- улучшение показателей тягового электроснабжения;

- повышение уровня возврата энергии рекуперации на электрической тяге;

- оптимизация режимов работы систем отопления производственных помещений;

- применение энергоэкономичных светильников, оптимизация режимов работы систем освещения, внедрение светодиодной техники;

- повышение энергоэффективности технологических процессов в инфраструктуре.

Значения показателей энергоемкости и энергоэффективности производственной деятельности ОАО «РЖД» установлены интегрально.

В соответствии с установленными направлениями обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности целесообразно при разработке Энергостратегии «РЖД» задать значения целевых показателей энергоемкости и энергоэффективности по каждому из указанных направлений с учетом специфики потребления энергоресурсов и достигнутого ранее по данному направлению прогресса в области энергосбережения [2, 3].

Как правило, направления развития различных отраслей экономики, государственных и частных компаний предусматривают несколько сценариев развития. В связи с этим в стратегиях или программах развития рассматривается не менее двух вариантов прогнозных значений требуемых показателей, которые могут быть достигнуты при реализации консервативного или оптимистичного сценария их реализации. Актуализированная Энергостратегия «РЖД» должна предусматривать как минимум два сценария развития по аналогии с Энергетической и Транспортной стратегиями РФ: консервативный (энергосырьевой) и оптимистичный (инновационный). При этом так же, как и в общероссийских стратегических документах, ряд принципиальных предпосылок должен быть общим для обоих сценариев [4], например, опережающее снижение удельного расхода энергоресурсов на тягу поездов и нетяговые нужды по сравнению с темпами увеличения объемов перевозочной работы.

Холдинг «РЖД» осуществляет три регулируемых вида деятельности:

- грузо- и пассажироперевозки;

- выработка и передача тепловой энергии третьим лицам;

- услуга по передаче электроэнергии третьим лицам.

При актуализации Энергостратегии «РЖД» необходимо опираться на целевые модели развития по каждому из указанных видов деятельности. Например, следует учитывать планируемое разделение объектов электросетевого хозяйства на устройства технологического электроснабжения и устройства, участвующие в оказании услуг по передаче электроэнергии третьим лицам, которые планируется выделить в отдельную структуру, не связанную с холдингом «РЖД» [5].

Актуализированная Энергостратегия холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. должна обеспечивать выход на контрольные параметры целевого состояния холдинга «РЖД» на период до 2030 г., установленные стратегией развития холдинга «РЖД» на период до 2030 г. и утвержденные советом директоров ОАО «РЖД».

При актуализации Энергостратегии «РЖД» необходимо учитывать результаты частичного или полного использования потенциала основных механизмов реализации предыдущей редакции Энергостратегии «РЖД» [6]:

1) целевых инвестиционных проектов:

- внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте;

- внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) на вводах подстанций;

- обновление средств железнодорожной автоматики и телемеханики;

- комплексный пилотный проект по энергооптимизации нормативных графиков движения поездов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- реконструкция и строительство зданий технологического, административного и хозяйственно-бытового назначения железных дорог;

2) инвестиционных программ:

- производство новых локомотивов;

- модернизация тягового подвижного состава;

- производство мотор-вагонного подвижного состава;

- обновление устройств энергоснабжения и электрификации;

- программа создания комплексной АСКУЭ и др.

Также необходимо принимать во внимание действующие или перспективные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД», формируемые на период два - три года.

Еще одним источником информации при разработке Энергостратегии «РЖД» являются результаты энергетического обследования и энергетической паспортизации объектов ОАО «РЖД», проведенного в 2011, 2012 гг., включая оценку энергоэффективности системы тягового электроснабжения и электроподвижного состава и потенциала ее повышения [7] и данные о результатах внедрения программ повышения энергетической эффективности структурных подразделений дирекций и филиалов ОАО «РЖД», разработанных по результатам энергетического обследования. Контроль графика реализации и достигаемого технико-экономического эффекта от реализации инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» обеспечивается с помощью автоматизированной информационной системы (АИС) «Энергоэффективность».

Перечень основных видов и направлений работ, которые необходимо выполнить при подготовке проекта Энергостратегии «РЖД» при ее актуализации на период до 2020 г. и на перспективу до 2030 г., предложен в работе [8].

Проведенный анализ целевых параметров и устанавливаемых требований нормативно-правовых и стратегических документов Российской Федерации и холдинга «Российские железные дороги» позволяет заключить, что для обеспечения эффективной деятельности в области энергосбережения в холдинге «Российские железные дороги» могут быть применены современные методы стратегического планирования, например, представленные в работах [9, 10], включающие в себя следующие основные этапы:

1) анализ макросреды (политических, экономических, социальных, технологических, экологических и других факторов);

2) анализ микросреды (положение дел в транспортной отрасли в целом, анализ конкурентной ситуации);

3) анализ внутренней среды (анализ деятельности компании);

4) анализ имеющегося накопленного опыта (оценка результатов реализации энергетической стратегии за предшествующий период);

5) SWOT-анализ;

6) разработка стратегической карты возможных направлений реализации энергетической стратегии холдинга «Российские железные дороги»;

7) подготовка актуализированной Энергетической стратегии холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 г. и на перспективу до 2030 г.

Список литературы

1. Черемисин, В. Т. Основные направления реализации Федерального закона «Об энергосбережении...» № 261-ФЗ от 23.11.09 в холдинге «Российские железные дороги» [Текст] /

В. Т. Черемисин, М. М. Никифоров // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2010. - № 2 (2). - С. 119 - 123.

2. Никифоров, М. М. Целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности системы тягового электроснабжения и электропотребления на нетяговые нужды [Текст] / М. М. Никифоров // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2010. - № 3 (3). - С. 110 - 116.

3. Давыдов, А. И. Целевые индикаторы повышения энергоэффективности тяги поездов [Текст] / А. И. Давыдов, М. М. Никифоров // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока / Сибирский гос. ун-т водного транспорта. - Новосибирск. - 2013. - № 1. - С. 93 - 95.

4. Мишарин, А. С. Актуализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года [Текст] / А. С. Мишарин, О В. Евсеев // Транспорт Российской Федерации. -Санкт-Петербург. - 2013. - № 2 (45). - С. 4 - 13.

5. Супрун, В. Н. Железнодорожное электроснабжение - неотъемлемая часть инфраструктурного комплекса [Текст] // В. Н. Супрун // Транспортная газета «Евразия Вести». -29.09.2015. - № 9. - С. 2, 3.

6. Энергетическая стратегия Холдинга «Российские железные дороги» на период до 2015 г. и на перспективу до 2030 г. [Текст] / ОАО «РЖД». - М., 2011. - 96 с.

7. Черемисин, В. Т. Оценка потенциала повышения энергетической эффективности системы тягового электроснабжения [Текст] // В. Т. Черемисин, М. М. Никифоров // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2013. - № 2 (14). - С. 75 - 84.

8. Каштанов, А. Л. Актуализация энергетической стратегии холдинга «Российские железные дороги» [Текст] // А. Л. Каштанов, М. М. Никифоров, А. А. Комяков / Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте: Материалы науч. конф. / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2015. - С. 141 - 147.

9. Грант, Р. М. Современный стратегический анализ: Пер. с англ. / Под ред. В. Н. Фунтова. - СПб: Питер, 2008. - 560 с.

10. Дюков, И. И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход [Текст] / И. И. Дю-ков. - СПб: Питер, 2012. - 236 с.

References

1. Cheremisin V. T., Nikiforov M. M. The basic directions of realization of the federal law «About power savings.» from 23.11.09 №261-FZ in holding «Russian Railways» [Osnovnye napravlenija realizacii Federal'nogo Zakona «Ob jener-gosberezhenii...» № 261-FZ ot 23.11.09 v holdinge «Rossijskie zheleznye dorogi»]. Izvestiia Transsiba - The Trans-Siberian Bulletin, 2010, № 2 (2), pp. 119 - 123.

2. Nikiforov M. M. Target indicators of power savings and increase of power system effectiveness of the traction electrical supply and power consumption for not traction needs [Celevye poka-zateli jenergosberezhenija i povyshenija jenergeti-cheskoj jeffektivnosti sistemy tjagovogo jel-ektrosnabzhenija i jelektropotreblenija na netjagovye nuzhdy]. Izvestiia Transsiba - The Trans-Siberian Bulletin, 2010, № 3 (3), pp. 110 - 116.

3. Davydov A. I., Nikiforov M. M. Target energy efficiency indicators rod trains [Celevye in-dikatory povyshenija jenergojeffektivnosti tjagi poezdov]. Nauchnye problemy transporta Sibiri i Dal'nego Vostoka - Scientific transport problems Siberia and Far East, 2013, no. 1, pp. 93 - 95.

4. Misharin A. S., Evseev O. V. Updating of Transport strategy of the Russian Federation for the period till 2030 year [Aktualizacija Transportnoj strategii Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda]. Transport Rossijskoj Federacii - Transport of the Russian Federation, 2013, no. 2 (45), pp. 4 - 13.

Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации

5. Suprun V. N. Railway power supply - an integral part of an infrastructure complex [Zheleznodorozhnoe jelektrosnabzhenie - neotemlemaja chast' infrastruk-turnogo kompleksa]. Transportnaja gazeta «Evrazija Vesti» - Transport newspaper «Eurasia Vesti», 29.09.2015 (№ 9). pp. 2 - 3.

6. Jenergeticheskaja strategija Holdinga «Rossijskie zheleznye dorogi» na period do 2015 goda i naperspektivu do 2030 goda (Power strategy of «Russian Railways» Holding for the period till 2015 and on prospect till 2030 year): Rasporjazhenie OAO «RZhD» ot 15.12.2011 g. № 2718r / Moskow, 2011, 96 p.

7. Cheremisin V. T., Nikiforov M. M. Evaluating the potential of energy efficiency of the system of traction electric supply [Ocenka potenciala povyshenija jenergeticheskoj jeffektivnosti sis-temy tjagovogo jelektrosnabzhenija]. Izvestiia Transsiba - The Trans-Siberian Bulletin, 2013, no. 2 (14), pp. 75 - 84.

8. Kashtanov A. L., Nikiforov M. M., Komjakov A. A. Updating of power strategy of «Russian Railways» holding [Aktualizacija jenergeticheskoj strategii holdinga «Rossijskie zheleznye dorogi»]. Innovacionnye proekty i tehnologii v obrazovanii, promyshlennosti i na transporte: Materialy nauchnoj konferencii (Innovative projects and technologies in education, industry and Transport: Proceedings of the conference). Omsk, 2015, pp. 141 - 147.

9. Grant R. M. Sovremennyj strategicheskij analiz (Modern strategic analysis). SPb.: Piter, 2008, 560 p.

10. Djukov I. I. Strategija razvitija biznesa. Prakticheskij podhod (Business development strategy. Practical approach). SPb.: Piter, 2012. 236 p.

УДК 621.391

О. Н. Коваленко

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ХЭРСТА С ПОМОЩЬЮ АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Предложена методика прогнозирования коэффициента Хэрста на основе различных способов предсказания. Для выбора метода прогнозирования введены ошибки недооценки и переоценки. Показано, что если не учитывать колебания значений коэффициента Хэрста, используемых для расчета требуемых параметров телекоммуникационной сети железнодорожного транспорта, то для качественного обслуживания поступающего трафика выделенных ресурсов сети будет недостаточно (т. е. ухудшатся показатели QoS) или ресурсы сети будут использоваться неэффективно.

Проблема обеспечения качества облуживания (QoS) в современных телекоммуникационных сетях, построенных на базе систем с коммутацией пакетов, актуальна и требует проработки множества задач, одной из которых является задача расчета требуемых параметров сети и сетевых устройств для обслуживания разнородного трафика с заданным качеством. Исследования в области анализа трафика современных сетей с коммутацией пакетов, в том числе сети передачи данных ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), показывают, что трафик данных, в отличие от классического представления трафика пуассоновским потоком, может изменяться в широком диапазоне масштабов времени (обладает свойством самоподобия) [1 - 3].

Основной характеристикой самоподобного трафика является коэффициент Хэрста (Н). Его значения лежат в пределах от 0,5 < Н < 1 [3]. Если Н = 0,5, то процесс не обладает самоподобием, если Н = 1, то данный процесс обладает «жесткой» долгосрочной зависимостью, означающей детерминированный характер процесса.

В самоподобном трафике присутствует некоторое количество достаточно сильных выбросов на фоне относительно низкого среднего уровня. Данное свойство трафика значитель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.