Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение аудита затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции животноводства'

Нормативно-правовое обеспечение аудита затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции животноводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4120
928
Поделиться
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ / ЗАТРАТЫ / ЖИВОТНОВОДСТВО / НОРМА-ТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / УЧЕТ / AUDIT / COST / CATTLE-BREEDING / LEGAL REGULATION / ACCOUNTING / PRIME COST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамушкина Наталья Валерьевна

В статье обобщены и систематизированы основные нормативные и правовые акты, на основании которых аудитор проводит проверку достоверности информации о затратах и калькулировании себестоимости продукции животноводства в сельскохозяйственных организациях.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мамушкина Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LEGAL REGULATION OF PROVIDING AUDIT COSTS ON PRODUCTION AND CALCULATION OF PRIME COST IN CATTLE-BREEDING PRODUCTION

The article summarizes and systematizes the main regulatory legal acts letting the auditor check the authenticity of the information about the costs and calculation of prime cost of cattle-breeding production in agricultural organizations.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение аудита затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции животноводства»

УДК 657.4

Н. В. МАМУШКИНА

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА

Ключевые слова: аудит, затраты, животноводство, нормативное регулирование, себестоимость, учет.

Аннотация. В статье обобщены и систематизированы основные нормативные и правовые акты, на основании которых аудитор проводит проверку достоверности информации о затратах и калькулировании себестоимости продукции животноводства в сельскохозяйственных организациях.

Аудиторская проверка затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции животноводства является одним из трудоемких участков в аудиторской деятельности, требующей знания нормативной документации с последующими в ней изменениями.

Для планирования и осуществления аудиторской деятельности требуется информация, в составе которой выделяются нормативные акты, определяющие порядок совершения и бухгалтерского учета хозяйственных операций, формирования отчетности, а также информация аудируемого лица (экономического субъекта) [17, с. 87].

Систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России представляют нормативно-правовые акты четырех уровней, действующие начиная с 1996 года. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России состоит их пяти уровней: (рисунок 1 и 2). [2, с. 148].

Документами первого уровня определяется место, роль, задачи аудиторской деятельности в финансово-экономической системе. Законодательный уровень включает Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс РФ, Конституцию РФ. Из перечисленных нормативных документов следует отметить Федеральный

© Мамушкина Н. В., 2013

закон РФ «О бухгалтерском учете», который содержит основные понятия и положения, которые составляют единую методологическую и правовую основу бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ. В нем сформулированы: объекты, задачи, понятия в учете, его сфера действия, организация учета, предъявляемые требования к ведению бухгалтерского учета, содержание первичной документации, регистров бухгалтерского учета, оценка имущества, обязательств, учетная политика, права и обязанности главного бухгалтера, положение об ответственности за организацию бухгалтерского учета и за нарушения законодательства РФ в бухгалтерском учете, которую несут руководители организации. В законе приводится состав бухгалтерской отчетности, сроки ее представления, а также проведение инвентаризации и порядок хранения документов бухгалтерского учета [21, с. 93].

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» является нормативным документом первого уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России и устанавливает единые требования по организации и ведению бухгалтерского учета, в частности, принципа последовательности ведения учетной политики организацией, оформления каждого факта хозяйственной деятельности экономического субъекта первичным учетным документом и соблюдения ведения в них обязательных реквизитов, регистрации данных, содержащихся в первичных учетных документах в регистрах бухгалтерского учета, инвентаризации активов и обязательств организации и общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее состав (статьи 6, 7, 8,9, 10,11, 13 и 14 настоящего Закона) [30, с. 132-135].

Рисунок 1 - Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Законодательные и подзаконные нормативные акты включены в состав документов второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. В документах рассматриваемого уровня определяются общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения всеми участвующими в ней субъектами. [20, с. 59-63].

Основные принципы ведения и организации финансового бухгалтерского учета в организации установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика» и Планом счетов бухгалтерского учета и некоторыми другими нормативными документами (третий и четвертый уровень) [30, с. 204].

Применительно к теме работы иследования раскроем основные положения нормативных актов, регулирующих затраты и себестоимость продукции животноводства (таблица 1) [5, с. 45].

Таблица 1 - Перечень нормативно-правовых документов и методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат и калькулированию себестоимости продукции животноводства

№ пп Перечень нормативно-правовых актов и методических рекомендаций

1 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению», приказ Минсельхоза РФ от 13 июня 2001 г. № 654

2 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья», постановление Госкомстата России от 29 сентября 1997 г. № 68

3 «Об утверждении специализированных форм первичной учетной документации», приказ Минсельхоза РФ от 16 мая 2003 г. № 750

4 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций», приказ Минсельхоза РФ от 19 июня 2002 г. № 559

5 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат в животноводстве», «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету животных на выращивании и откорме», приказ Минсельхоза РФ от 2 февраля 2004 г., № 73

Продолжение таблицы 1

6 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях», приказ Минсельхоза РФ от 31 января 2003 г. № 26

7 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организация, приказ Минсельхоза РФ от 6 июня 2003 г № 792

8 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в молочном и мясном скотоводстве от 11 июня 2007 г.

9 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» (ПБУ 10/99), утверждено приказом Минфина РФ от 06 мая 1999 г. № 33 н

10 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/2008), утверждено приказом Минфина от 6 октября 2008 г. № 106 н

11 Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденное приказом Минфина РФ от 28 июня 2010 г. № 63 н

12 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2012 г. № 402-ФЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снижение затрат на производство продукции для сельскохозяйственных предприятий является важнейшим резервом роста прибыли и повышения уровня ее рентабельности [16, с. 119-123].

Сегодня для определения себестоимости продукции (работ, услуг) используется ПБУ 10/99 - стандарт по бухгалтерскому учету, регулирующий общие правила формирования информации о расходах организаций в бухгалтерском учете. Необходимо отметить, что себестоимость продукции зависит от состава и размеров учтенных затрат на производство, особенностей технологического процесса производства продукции животноводства, о чем мы говорили выше, структуры производства и прочих факторов, оказывающих влияние на состав и размер затрат. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» организации обязаны раскрывать в бухгалтерской отчетности выручку от продажи продукции, составляющую пять и более процентов от общей

суммы доходов за отчетный период. При выделении в информации видов доходов, составляющих пять и более процентов от общей суммы доходов за отчетный год, следует отразить соответствующую каждому виду часть расходов. Согласно данного положения, в приложениях к бухгалтерской отчетности должна быть раскрыта информация о порядке признания коммерческих и управленческих расходов, о расходах по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат, об изменении величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданной продукции, а также отчислениях, связанных с образованием резервов. В ПБУ 10/99 определено, что перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно [3, с. 167169].

Планом счетов предусмотрены следующие счета затрат: 20 «Основное производство» субсчет 2 «Животноводство».

Постановление Госкомстата № 68 устанавливает для использования учета молочного скотоводства 56 документов формы «СП» и краткой области их применения. Все документы этого положения разбиты на пять групп, включая документы 3-5 групп, применительно для целей учета на предприятиях молочного скотоводства (3 группа -17 документов, 4 группа - 10 документов, 5 группа - 10 документов). Следует отметить, что на предприятиях агросектора, помимо документов формы «СП», используются и некоторые документы формы «АПК», например, «Расчет начисления оплаты труда работникам животноводства» формы № 413-АПК (утвержденные приказом Мин-сельхоза РФ от 16 мая 2003 г. № 750) [23, с. 68].

В методических рекомендациях № 559, утвержденных приказом Минсельхоза России от 19 июня 2002 г, раскрываются вопросы правильного отражения животных на откорме и их перевода в основное стадо. В методических рекомендациях № 73 дается подробное описание учетных операций для отражения учетных данных по получению молодняка и его выращиванию и указываются ссылки на первичные документы синтетического учета и методику калькулирования себестоимости приплода и привеса. [22, с. 145].

На сегодняшний день вопросы учета затрат регулируются отраслевыми рекомендациями, в частности приказом Минсельхоза РФ № 792 от 06.06.2003 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях». В данных рекомендациях рассматривается методика учета производственных затрат, готовой продукции, расчет себестоимости головы приплода и центнера молока по системе суммирования затрат

на содержание основного молочного стада и их распределение в пропорции 90 % - молоко, 10 % - приплод [18, с. 73-79].

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) указывает на необходимость раскрытия информации о способах ведения бухгалтерского учета, выбранный метод учета затрат, группировку затрат по элементам, способ формирования себестоимости продукции (работ, услуг), утвержденные формы первичных учетных документов и график документооборота, организацию аналитического и синтетического учета затрат и выхода продукции животноводства, а также на факты изменения учетной политики, оказавших или способных оказать влияние на финансовое положение организации. Кроме того, должны быть указаны причины этих изменений и оценка последствий их в стоимостном выражении, чтобы заинтересованные пользователи отчетности имели возможность сравнить показатели финансовой отчетности на протяжении нескольких отчетных периодов и определить тенденции их изменений [25, с. 69].

В Положении по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010 отмечено, что организация обязана раскрывать характер ошибки, сумму корректировки по каждой статье отчетности, сумму корректировки о базовой и разводненной прибыли и сумму корректировки вступительного сальдо.

Система законодательного регулирования аудиторской деятельности представлена системой, состоящей из пяти уровней (рисунок 2) [15, с. 114].

Самый верхний уровень представлен Конституцией Российской Федерации и системой кодексов (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т. д.), относятся федеральные законы, в том числе закон «Об аудиторской деятельности».

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ является основным нормативным документом в аудите, но в целях качественного проведения аудиторских проверок, использования наиболее эффективных методов и приемов аудита и повышения достоверности отчетности возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита [4, с. 187].

Второй уровень представлен постановлениями Правительства РФ, среди которых постановления от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».

Правительство РФ в соответствии с Законом № 307-ФЗ утвердило постановлением от 23 сентября 2002 г. № 696 34 федеральные правила (стандарта) аудиторской деятельности. После отмены ФПСАД № 15 и № 6 количество стандартов равно 32 [1, с. 35-38].

Рисунок 2 - Система законодательного регулирования аудиторской

деятельности

Так как в настоящее время функции государственного регулирования аудиторской деятельности постановлением Правительства РФ от 11.02.02 № 135 возложены на Министерство финансов Российской Федерации, четвертый уровень образуют приказы указанного министерства.

В настоящее время в России действуют федеральные стандарты аудиторской деятельности № 1-6, утвержденные Минфином России 20 мая 2010 г. № 46н [27, с. 107-108].

К третьему уровню системы нормативного регулирования аудиторской деятельности относятся правила (стандарты), устанавливающие нормы, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг. Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также требований к оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации [28, с. 57].

Четвертый уровень представляют письма Министерства финансов Российской Федерации, затрагивающие отдельные вопросы регулирования аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям и организациям. Таким образом, аудиторским стандартам, в том числе и внутренним стандартам аудиторских организаций, отводится доминирующая роль в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Пятый уровень включает внутренние стандарты аудиторских организаций, в качестве которых понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности [7, с. 259].

Наибольший удельный вес и важнейшее положение в системе нормативного регулирования занимают аудиторские стандарты, предназначенные для определения методологических основ аудита, способов организации и технологии внутренних работ, базовых требований к аудиторам.

Правило (стандарты) - это единые основополагающие требования к процессу проведения аудиторских проверок, качеству аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита и его объему и основные принципы, которым должны следовать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в ходе осуществления проверок [29, с. 207].

Их значение состоит в том, что их применение способствует достижению определенного качества, гарантий аудиторских услуг, объективности в выражении аудиторского мнения по принципам ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности.

Значение системы стандартов состоит в том, что она:

- обеспечивает качество проверок;

- содействует внедрению новых научных достижений;

- помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;

- обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создает общественный имидж профессии [28, с. 43].

Согласно ст.7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ правила (стандарты) аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с МСА, установлена двухуровневая система:

- федеральные стандарты аудиторской деятельности;

- стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. [26, с. 154].

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита, являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов, саморегулируемых аудиторских объединений и их работников, определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности.

Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг; не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности; не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности; являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов [24, с. 78].

Анализ содержания отечественных стандартов аудиторской деятельности свидетельствует, что в них представлены главным образом общие принципы выполнения аудиторских работ, требования, предъявляемые к элементам аудиторской деятельности [19, с. 178].

Например, правило (стандарт) «Аудиторские доказательства» описывают виды доказательств, их достоинства и недостатки, источники и методы получения, но не содержат рекомендаций порядка формирования аудиторских доказательств; правило (стандарт) № 4 «Существенность в аудите» рассматривает основные положения суще-

ственности и ее взаимосвязи с аудиторским риском, но не описывает методы и приемы для ее расчета [13, с. 47].

При получении аудиторских доказательств в ходе проверки аудита затрат и себестоимости продукции животноводства аудитор должен руководствоваться:

1) федеральными стандартами аудиторской деятельности,

утвержденными Минфином России (далее ФСАД) - № 5/2010 и

6/2010;

2) федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ - № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 8, № 11, № 20 [11, с. 13, 26, 47, 98-102].

Требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора по рассмотрению в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности действий, совершенных обманным путем или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства, работников аудируемого лица и (или) иными лицами для извлечения незаконных выгод, установлены в Федеральном стандарте аудиторской деятельности № 5/2010 «Обязанность аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» [6, с. 117].

Требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части соблюдения обязанностей аудиторской организацией, индивидуального аудитора по рассмотрению в ходе аудита бухгалтерской отчетности аудируемого лица, требований нормативно-правовых актов и выявления существенных искажений указанной отчетности преднамеренными или непреднамеренными действиями указаны в ФСАД № 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита» [12, с. 39].

Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» определяет целевую установку и принципы его организации.

ФПСАД № 2 «Документирование аудита» устанавливает требования к документированию операций в процессе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, определяет форму и содержание рабочих документов и конфиденциальность информации и сохранности документов аудитора [8, с. 46].

ФПСАД № 3 «Планирование аудита» определяет необходимость предварительного ознакомления с деятельностью клиента, составления плана и программы, включая оформление изменения и

уточнений, возникших в ходе аудита [9, с. 39].

Методические подходы к определению понятия «существенность», единые требования, касающиеся ее и ее взаимосвязи с аудиторским риском, а также оценка аудитором последствий искажений дается в ФПСАД № 4 «Существенность аудита». В случае выявления искажения бухгалтерской отчетности или нарушении требований законодательства необходимо выполнять требования правил (стандартов) аудиторской деятельности [9, с. 78].

ФПСАД № 5 «Аудиторские доказательства» определяет вид и состав аудиторских доказательств и процедуры их получения, дает классификацию процедур проверки по существу, включающие инспектирование, запрос, подтверждение, пересчет и аналитические процедуры [10, с. 23].

Необходимость оценки аудиторского риска и разработка аудиторских процедур для снижения данного риска на основе понимания деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, установлены Федеральным правилом аудиторской деятельности № 8.

Правило (стандарт) № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» устанавливает оценку аудитором соблюдения аудируемым лицом выполнения принципа допущения непрерывности деятельности, которое является основным при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Сущность, цели и применение аналитических процедур на стадии планирования, применение их в качестве проверки по существу и общей обзорной проверки на завершающей стадии аудита рассматриваются в Федеральном правиле (стандарте) № 20 «Аналитические процедуры». При этом правило устанавливает использование аналитических процедур и на других этапах аудита.

Контроль и учет производства продукции животноводства должен осуществляться в условиях соответствующего учета и при наличии законодательного регулирования и нормирования [14, с. 6771].

В таблице 2 систематизируем нормативные документы, регулирующие непосредственно бухгалтерский учет и аудит затрат на производство и себестоимость продукции животноводства.

Аудитору необходимо иметь базу нормативно-правовой документации при осуществлении аудиторской проверки затрат и калькулирования продукции животноводства, основной целью которой является соблюдение требований действующего законодательства и установление достоверности информации, предоставляемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемой организации.

Таблица 2 - Система нормативного регулирования аудита учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции животноводства

Нормативное регулирование бухгалтерского учета Нормативное регулирование аудита

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 уровень «Законодательный уровень»

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ

2 уровень «Нормативный уровень»

Положения по бухгалтерскому учету: ПБУ 1/2008 «Учетная политика о рганизации» ПБУ 10/99 «Расходы организации» ПБУ 22/2010 ««Исправление ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности» «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Федеральные стандарты аудиторской деятельности

3 уровень «Методический уровень»

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности с Инструкцией по его применению Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохо зяйственных организациях Методические рекомендации по учету затрат в животноводстве Альбом форм первичных документов для организаций АПК Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в молочном и мясном скотоводстве «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету животных на выращивании и откорме Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД): ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» ФПСАД № 2 «Документирование аудита» ФПСАД № 3 «Планирование аудита» ФПСАД № 4 «Существенность в аудите» ФПСАД № 5 «Аудиторские доказательства» ФПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»

Продолжение таблицы 2

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету материальнопроизводственных запасов в сельскохозяйственных организациях Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций Унифицированные формы первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья Специализированные формы первичной учетной документации ФПСАД № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» ФПСАД № 20 «Аналитические процедуры» Федеральные стандарты аудиторской деятельности ФСАД № 5 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» ФСАД № 6 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита»

4 уровень «Организационный (технологический) уровень»

Рабочие документы самой организации (Учетная политика) Правила (стандарты профессиональных общественных аудиторских объединений и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности»

5 уровень « Внутрифирменные стандарты»

- Внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности

Обобщение основных положений нормативных документов и актов способствует организации информационной базы аудита, облегчает формирование аудиторских процедур, позволяет определить источники аудиторских доказательств и операций обработки данных по каждой процедуре и в конечном итоге способствует повышению качества и эффективности аудиторских проверок.

ЛИТЕРАТУРА

1. «О бухгалтерском учете» ФЗ № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.

2. «Об аудиторской деятельности» Закон № 307-ФЗ от 24 декабря 2008 г.

3. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

4. «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности», утвержденные Приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46 н.

5. «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита», ФСАД № 5/2010 приказ Минфина России от 17 августа 2010 г. № 90 н.

6. «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита» ФСАД № 6/2010 , приказ Минфина России от 17 августа 2010 г. № 90 н.

7. «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» ФПСАД № 1, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

8. «Документирование аудита» ФПСАД № 2, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

9. «Планирование аудита» ФПСАД № 3, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

10. Существенность в аудите» ФПСАД № 4, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

11. «Аудиторские доказательства» ФПСАД № 5, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

12. « Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» ФПСАД № 8, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября

2002 г. № 696.

13. «Аналитические процедуры» ФПСАД № 20, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

14. «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению», Приказ Минсельхоза РФ от 13 июня 2001 № г. № 654.

15. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сырья», постановление Госкомстата России от 29 сентября 1997 г. № 68.

16. «Об утверждении специализированных форм первичной учетной документации», приказ Минсельхоза РФ от 16 мая 2003 г. № 750.

17. «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций», приказ Минсельхоза РФ от 19 июня 2002 г. № 559

18. «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат в животноводстве», приказ Минсельхоза РФ от 2 февраля 2004 г., № 73.

19. «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету животных на выращивании и откорме», приказ Минсельхоза РФ от 2 февраля 2004 г., № 73.

20. «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях», приказ Минсельхоза РФ от 31 января

2003 г. № 26.

21. «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организация, приказ Минсельхоза РФ от 6 июня 2003 г. № 792.

22. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в молочном и мясном скотоводстве от 11 июня 2007 г.

23. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» (ПБУ 10/99), утверждено приказом Минфина РФ от 06 мая 1999 г. № 33 н.

24. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/2008), утверждено приказом Минфина от 6 октября 2008 г. № 106 н.

25. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденное приказом Минфина РФ от 28 июня 2010 г. № 63 н.

26. Валиева Г. Р. Нормативно-правовое регулирование учета затрат в молочном скотоводстве / Современные тенденции и актуальные проблемы развития инновационной экономики: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Института Экономики. Казань: Издательство Казанского ГАУ, 2011. 515 с.

27. Клычова Г. С. Нормативно-правовое регулирование аудита финансовой отчетности // Клычова Г. С., Муллахметова Э. Х. // Учетно-аналитические инструменты развития инновационной экономики: материалы II Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Том 1. г. Княгинино: НГИЭИ, 2011. С. 124-129

28. Лисович Г. М. Сельскохозяйственный учет (финансовый и управленческий): Учебник. Серия «Экономика и управление». Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. 720 с.

29. Рогуленко И. М. Аудит: учебник для бакалавров. / под ред. Т. М. Рогуленко [ и др. ]. М. : Издательство Юрайт, 2013. 540 с.

30. Рогуленко Т. М. Аудит: учебник / Т. М. Рогуленко, С. В. Пономарева. М.: КНОРУС, 2010. 416 с.

LEGAL REGULATION OF PROVIDING AUDIT COSTS ON PRODUCTION AND CALCULATION OF PRIME COST IN CATTLE-BREEDING PRODUCTION

Keywords: audit, cost, cattle-breeding, legal regulation, accounting, prime cost.

Annotation: The article summarizes and systematizes the main regulatory legal acts letting the auditor check the authenticity of the information about the costs and calculation of prime cost of cattle-breeding production in agricultural organizations.

МАМУШКИНА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА - преподаватель кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, (Buhngiei@yandex.ru).

MAMUSHKINA NATALIA VALERIEVNA - lecturer of the chair «Accounting, analysis and audit», Nizhny Novgorod State Engineering and Economic Institute, Russia, Knyaginino, (Buhngiei@yandex.ru).