Научная статья на тему 'Нормативно-правовая основа малого предпринимательства в Приднестровье'

Нормативно-правовая основа малого предпринимательства в Приднестровье Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
845
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / РЕГИСТРАЦИЯ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янчук А. А.

Проведен анализ изменений действующего законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого бизнеса в Приднестровской Молдавской Республике. Установлены направления, предпринимаемые государством для создания соответствующих условий развития малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовая основа малого предпринимательства в Приднестровье»

2 (185) - 2011

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 338.2(478.9) +339.3 (478.9)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРИДНЕСТРОВЬЕ

А. А. ЯНЧУК, главный специалист-инспектор Е-таН:пиИк. [email protected] Счетная палата Приднестровской Молдавской Республики

Проведен анализ изменений действующего законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого бизнеса в Приднестровской Молдавской Республике. Установлены направления, предпринимаемые государством для создания соответствующих условий развития малого предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, нормативно-правовой акт, регистрация, налогообложение, государственный надзор.

Важнейшим приоритетом государственной политики в экономике на протяжении последних семи лет является улучшение инвестиционного климата, что требует совершенствования системы правовых актов, регулирующих предпринимательство.

Цель данного исследования — всесторонний анализ законодательства в сфере малого бизнеса. Результаты исследования позволят определить направления повышения эффективности государственной политики поддержки развития малого предпринимательства.

Процесс создания государством правил игры для малого бизнеса — одна из распространенных аналитических тем ведущих экономистов.

Общие начала законодательного регулирования предпринимательства в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) с 1992 г. в течение восьми лет регламентировались законом ПМР от 02.06.1992 № 134 «О предпринимательской деятельности и предприятиях в ПМР», который

был направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан.

Данный закон носил временный характер и регулировал весь комплекс отношений в области предпринимательства до принятия в 2000 г. Гражданского кодекса ПМР.

В Приднестровье под предпринимательской деятельностью определяется инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, или от имени и под имущественную ответственность юридического лица — предприятия.

До начала занятия предпринимательской деятельностью граждане, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в качестве предпринимателя либо зарегистрировать юридическое лицо.

До 2007 г. в республике действовало множество нормативно-правовых актов, в которые неоднократно вносились многочисленные изменения и дополнения.

Конкретные шаги по снижению административных барьеров на пути малого бизнеса были предприняты государством при принятии в 2007 г. закона ПМР от 29.04.2009 № 2414 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ПМР».

Основным изменением, помимо упорядочения многочисленныхразностороннихнормативно-пра-вовых актов, с принятием данного закона явилось установление упрощенного порядка регистрации юридических и физических лиц в качестве субъектов малого бизнеса, определение полного перечня требуемых для регистрации документов.

Регистрация в настоящее время основывается на презумпции достоверности данных, представляемых для государственной регистрации, и осуществляется неза15 дней, а в 10-дневный срок.

Платная предрегистрационная подготовка документов перестала быть обязательной, а производится исключительно по желанию заявителей, стоимость услуги составляет 40 расчетных уровней минимальной заработной платы (РУ МЗП), что в 2010 г. соответствует 32долл. США.

Правовые, экономические и организационные условия развития субъектов малого предпринимательства в Приднестровье определяет закон ПМР от 23.02.1999 № 139-3 «О развитии малого предпринимательства».

Под субъектами малого предпринимательства понимаются предприятия и организации всех форм собственности, в которых среднесписочная численность работников за отчетный период находится в пределах до 100 чел. (для предприятий торговли, общественного питания, предприятий по оказанию коммунальных и социально-бытовых услуг населению — 50 чел.).

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Наиболее распространенной формой организации в качестве юридического лица в республике является учреждение общества с ограниченной ответственностью, далее следуют муниципальные унитарные предприятия, а наименее распространены акционерные общества (предприятия, приватизированные трудовыми коллективами).

Отдельно в структуре субъектов малого бизнеса можно выделить переходную между юридическими и физическими лицами форму организации бизнеса в виде крестьянско-фермерского хозяйства, деятельность которых регулируется законом ПМР от 25.05.2004 № 418-3-Ш «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Крестьянское (фермерское) хозяйство может быть создано одним гражданином или объединением граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и

совместно осуществляющих производство, первичную переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Число членов крестьянского (фермерского) хозяйства, не состоящих в родстве с главой хозяйства, не может превышать 5 чел.

Крестьянско-фермерская деятельность предусматривает приобретение патента на занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в республике регламентировал закон ПМР от 26.09.2008 № 557-3-1У «Об индивидуальном предпринимательском патенте», в который с 2001 по 2009 г. было внесено 25 изменений и дополнений (от Здоб ежегодно).

Естественно, что нестабильность нормативной базы — это негативный фактор, но необходимо отметить, что редакция закона год от года изменялась в лучшую сторону, устранялись изначально допущенные просчеты, а нормы адаптировались к реалиям экономической действительности.

В 2009 г. под прежним названием был принят новый закон, который не просто стал переизданием накопившихся изменений и дополнений, он установил новые правила поведения в данной сфере.

Так, впервые как вид индивидуального предпринимательства допущено семейное предпринимательство; из видов торгового индивидуального предпринимательства исключена мелкооптовая торговля, т. е. в сферу государственного регулирования юридических лиц перешли индивидуальные предприниматели (мелкооптовые торговцы), имевшие возможность накопить достаточные ресурсы на протяжении 8 лет.

Данная мера была направлена на прекращение расслоения сегмента рынка, так как зачастую по такому патенту работали достаточно крупные снабженческие структуры.

При принятии первоначального закона в 2001 г. было установлено 50 видов предпринимательской деятельности, в результате внесения дополнений в закон перечень был расширен до 66 видов.

В новой редакции закона действует 58 видов деятельности, обобщены направления розничной торговли (по способу реализации), исключена из видов индивидуального предпринимательства розничная торговля новой бытовой техникой, осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего, оказание риэлтерских услуг.

В кризисном для экономики ПМР 2009 г. государственная политика поддержки малого бизнеса была направлена на создание новых микропред-

приятий (5—30 чел.) и нашла отражение в законе ПМР от 26.01.2009 № 658-3-1У «О некоторых особенностях государственной поддержки отдельных субъектов малого предпринимательства». Образованные после принятия данного закона предприятия должны были приобрести новые основные средства стоимостью не менее 7 000 евро и могли осуществлять только один вид деятельности в предложенных государством отраслях экономики.

Обязательства таких малых предприятий по уплате налога на доходы в период осуществления государственной поддержки признаются государственными субсидиями, по истечении срока действия которой (5 лет) при исполнении организацией малого бизнеса установленных требований субсидии относятся на увеличение собственного капитала организации.

К сожалению, на взгляд автора, обязательность осуществления только одного вида деятельности и только в одной сфере экономики сделала для малого бизнеса недоступной такую государственную поддержку: за 1,5 года действия закона соответствующие микропредприятия созданы не были.

С учетом того, что осуществление предпринимательской деятельности (исключая индивидуальную) невозможно без привлечения наемного персонала, существенным является рассмотрение вопроса об организации оплаты труда в ПМР.

Государство в соответствии с нормами закона ПМР от 28.12.2001 № 79-3-111 «О минимальном размере оплаты труда в ПМР» обязывает всех работодателей независимо от форм собственности гарантировать установление работникам заработной платы в размере не ниже уровня минимального размера оплаты труда в месяц (МРОТ), величина которого ежеквартально устанавливается в двукратном размере прожиточного минимума в среднем на душу населения: по состоянию на II квартал 2010 г. МРОТ равен 1 804,9 руб. ПМР или соответствует 174 долл.

Если работникам установлен иной норматив рабочего времени, то работодатель обязан гарантировать установление заработной платы на уровне не менее 50 % от МРОТ.

Эта норма закона оправдала себя и позволила легализовать часть оплаты труда работников малого бизнеса.

Для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, на обеспечение пособиями по безработице и иными социальными выплатами в республике был принят закон ПМР от 30.09.2000 № 344-3 «О едином со-

циальном налоге», в который за 10 лет внесено 35 изменений и дополнений, в том числе 19 законами внесено 48 изменений и дополнений в текст статьи «Ставки налогообложения».

В результате ставка единого социального налога (плательщиками которого признаются юридические лица и индивидуальные предприниматели), стала единой для всех хозяйствующих субъектов и снизилась с 27 до 24 %, в том числе: в Государственный пенсионный фонд — 20,7; в Государственный фонд социального страхования — 3,0; в Государственный фонд содействия занятости — 0,3 %.

Наряду с общепринятой системой налогообложения, учета и отчетности, в республике действуют два специальных налоговых режима: фиксированный сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения. В текст закона ПМР от 03.01.2003 № 220-3-III «Об упрощенной системе налогообложения» с момента принятия в 2003 г. было внесено 14 изменений, однако последовательными эти изменения сложно назвать, так как при увеличении допустимой численности работающих в организации с 20 до 40 чел. был снижен максимальный годовой доход организации с 661 632 до 111 840 долл. США.

В результате усиленный налоговый режим при переходе в «упрощенку» и возможные санкции за несоблюдение границ режима перевешивают заманчивость 30 %-ной скидки по налогу на доходы, так как ни одно предприятие не воспользовалось данной системой налогообложения.

В отличие от упрощенного налогообложения специальный режим налогообложения в виде уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога привлекателен для предпринимателей.

Применение системы налогообложения в виде уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога предусматривает замену указанным налогом: единого социального и земельного налога, налога на содержание жилищного фонда.

В текст закона с 2003 г. было внесено 21 изменение и дополнение, в целом снизившие преимущества применения данного режима.

Из состава налогов, которые заменяются уплатой фиксированного сельскохозяйственного налога, с 2006 г. были исключены платежи за загрязнение окружающей среды, плата за патент на индивидуальную предпринимательскую деятельность. Были увеличены и ставки налогообложения в расчетных уровнях минимальной заработной платы (РУ МЗП) за 1 га с 30 РУ МЗП по пашне и многолетним насаждениям и 20 РУ МЗП по пастбищам,

залежам и сенокосам до 40 и 30 РУ МЗП соответственно, а на земли несельскохозяйственного назначения за 1 м2 с 0,003 РУ МЗП до 0,006 РУ МЗП. Изменен и порядок внесения налога: так, если ранее в четвертом квартале следовало уплачивать 50 % от суммы налога, а в первом 10, то с 2009г. — 40и20 % соответственно.

В результате внесенных изменений численность предприятий в данном режиме поступательно снижается, особенно индивидуальных предпринимателей, которые снова вынуждены приобретать патент, с 50 юридических лиц и 34 крестьянско-фермерских хозяйств — К (Ф) X — в 2006г. до 33 юридических лиц и16К (Ф) X в 2009 г.

Для установления принципов осуществления контрольной (надзорной) деятельности органами государственной власти, в целях защиты прав юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в Приднестровье был принят закон ПМР от 01.08.2002 № 174-3-Ш «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)». Законом установлен единый порядок проведения надзора, режимы контроля (обычный, усиленный и облегченный) и максимальная продолжительность контрольного мероприятия (один месяц).

Применение положений данного закона на практике позволило значительно сократить число проверок, упорядочить ход их проведения, а также положительно повлияло на сознание предпринимателей, на ощущение реальности прав, которыми их наделил закон. Так, по коллективному обращению предпринимателей республики конституционным судом было вынесено определение о неправомерности вынесения постановлений о наложении штрафных санкций налоговыми инспекциями, размер штрафов может быть определен только ре-

шением суда. В результате органы контроля были вынуждены считаться с принципом презумпции невиновности налогоплательщиков.

Таким образом, проводимая государственная политика, выраженная в изменениях действующего законодательства, эффективно влияет на развитие сектора малого бизнеса. Об этом свидетельствуют увеличение таких показателей, как численность занятых в данной сфере за последние семь лет (с 7 до 25 % от численности всего занятого населения), поступления в консолидированный бюджет ПМР (с 4до 12 % от доходной части бюджета) и др.

Однако с учетом невостребованности упрощенной системы налогообложения и государственной поддержки микропредприятий очевидна необходимость рассмотрения вопроса об изменении указанных законов, а также о целесообразности введения единого налога на вмененный доход для субъектов малого бизнеса.

Список литературы

1. Блинов А. Малое предпринимательство и большая политика // Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 39-45.

2. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2002. № 7. С. 119-125.

3. Статистический ежегодник ПМР. Тирасполь. 2009. 384 с.

4. Официальный Вестник ПРБ. Тирасполь. 2009. № 12. 42 с.

5. Пресс-выпуск Министерства экономики ПМР «Деятельность организаций негосударственной формы собственности с численностью работников до 100 человек» за 2002—2009 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.